Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Развитие психологии во второй половине ХХ века

  • 👀 429 просмотров
  • 📌 362 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Развитие психологии во второй половине ХХ века
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Развитие психологии во второй половине ХХ века» pdf
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ Развитие психологии во второй половине ХХ века ПЛАН  Возникновение новых направлений зарубежной (американской) психологии во второй половине ХХ века:  Гуманистическая психология  Когнитивная психология  Тенденции развития психологии в конце ХХ – начале XXI вв. «ТРЕТЬЯ СИЛА В ПСИХОЛОГИИ»  Гуманистическая Ψ возникает как антитеза бихевиоризму и психоанализу  Предлагает новую трактовку природы человека  «Теория роста» ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ Ψ  Философия экзистенционализма (С.Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр и др.)  Индивидуальная Ψ А.Адлера  Гуманистический психоанализ Э.Фромма  Гештальтпсихология (М.Вертгеймер)  Феноменология ПРЕДПОСЫЛКИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ Ψ  Немецко-американский невролог и психиатр  Ввел в 1939 г. термин «самоактуализация»  «Организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире»  Повлиял на А. Маслоу Курт Гольдштейн (1878-1965) Абрахам МАСЛОУ (1908-1970)  Родился в Нью-Йорке в     семье еврейских эмигрантов из России Учился в университете Висконсина Докторская диссертация (1934) посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения в колонии макак-резусов Работал с Э.Торндайком в Нью-Йорке Знакомство с европейской Ψ ПРИНЦИПЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ Ψ  Человек рассматривается как единое целое  Человек принципиально отличен от животных  Природа человека хороша (добра), в крайнем случае – нейтральна  Человек обладает творческим потенциалом  Необходимо изучать здоровых людей МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ МОТИВАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ П. СОЦИАЛЬНЫЕ П. БЕЗОПАСНОСТЬ ФИЗИОЛ.ПОТРЕБНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЕ САМОАКТУАЛИЗИРУЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ  Самоактуализация – стремление к совершенству, умение делать наилучшим образом то, на что человек способен  48 «избранных» (Т.Джеферсон, А. Линкольн, Дж. Вашингтон, У. Джемс, А.Энштейн, М. Вертгеймер и др.)  Биографический метод, интервью, анализ документов  Выделено 15 ключевых особенностей самоактуализирующихся людей ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ Ψ  ПРЕДМЕТ – уникальная личность человека  МЕТОДЫ – качественные методы, в том числе – биографический метод  ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – гуманистическое изменение человека (за счет раскрытия его сущности), отношений между людьми и, в конечном итоге, общества в целом КАРЛ РОДЖЕРС (1902-1987)  Родился в предместье Чикаго, рос в сельской местности  Хотел стать фермером, затем – пастором  Полгода жил в Китае, это изменило его взгляды  Докторская степень по клинической Ψ (1932) ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ  Человека можно понять только в терминах его субъективного восприятия  Человек изначально добр и стремится к совершенству  Человек может определять свою судьбу  Главная движущая сила – тенденция к актуализации (на всех уровнях)  Полноценно функционирующая личность ведет себя в соответствии со своей подлинной природой Характеристики полноценно функционирующих личностей  Открытость к переживанию  Экзистенциональный образ жизни  Доверие себе при принятии решения  Эмпирическая свобода (интернальность)  Креативность «Полноценно функционирующие люди будущего сделают очевидной и умножат присущую природе человека доброту, которая столь существенна для нашего выживания» ВКЛАД В ПСИХОТЕРАПИЮ  В отличие от Маслоу занимался психологическими проблемами (не считал их болезнью)  Разработал КЛИЕНТцентрированную психотерапию  Главный принцип – безоценочное позитивное принятие человека таким как он есть  Недирективная групповая терапия (группы встреч) с целью создать условия для личностного роста Значение гуманистической Ψ  Предложила позитивный взгляд на природу человека и его возможности  Заложила более гуманные принципы практической работы психологов, психотерапевтов, педагогов, социальных работников  Поставила вопрос о роли психологии в улучшении общества, борьбе за мир и др.  Оказала влияние на возникновение «Позитивной Ψ» КОГНИТИВНАЯ Ψ  Возникла как альтернатива бихевиоризму в США  Реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования  Рассматривала все психические процессы как опосредованные познавательными факторами ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  «Неудача» радикального бихевиоризма (необихевиоризм пришел к необходимости изучать внутренние психические процессы)  Развитие лингвистики (изучение проблем языка в соотношении с мышлением)  Появление компьютерных технологий: ??? ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ  «Неудача» радикального бихевиоризма (необихевиоризм пришел к необходимости изучать внутренние психические процессы)  Развитие лингвистики (изучение проблем языка в соотношении с мышлением)  Появление компьютерных технологий:  «компьютерная метафора»  использование компьютеров при проведении экспериментов ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Проблемы познания всегда были в центре внимания философов и психологов:  Античность  Новое Время  Этап становления психологии как самостоятельной науки  Кризис 10-30-х гг.  Психология в России А.Н. Ждан не считает отдельным направлением психологии «КОГНИТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» (“контрреволюция”)  ДЖОРДЖ СПЕРЛИНГ  Открытие иконической памяти (разновидность сенсорной мгновенной памяти)  Длительность хранения – около 200 мсек, объем от 9 до 20 элементов Методика «частичного ответа» Методика «частичного ответа» РОЖДЕНИЕ КОГНИТИВНОЙ Ψ  1967 год – выход книги: Ульрих Найссер. «Когнитивная психология»  «Информационный подход»  Модели получения, хранения и переработки информации КОГНИТИВНАЯ Ψ  ПРЕДМЕТ – информационные модели когнитивных процессов  МЕТОДЫ – самые передовые количественные методы, особенно – эксперименты  ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ – выявление закономерностей получения, хранения, переработки информации человеком и создание искусственного интеллекта КОГНИТИВНАЯ НАУКА  Когнитивная Ψ повлияла не только на Ψ, но и на науку в целом  Использование передовых технологий, тесный контакт с естественными науками  ПРОБЛЕМА: специфика человека? ОБЛАСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ (Дж.Миллер и др.): 1970-е ОБЛАСТИ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ: XXI век       Экспериментальная психология познания (Нейро)Философия сознания НЕЙРОНАУКА – лидирует в XXI веке Когнитивная антропология Лингвистика Компьютерные науки и искусственный интеллект +  Когнитивная генетика  Когнитивная экономика (психолог Д.Канеман удостоен Нобелевской премии в 2002 г.)  Когнитивная эстетика, нейроэстетика и когнитивная поэтика …. КОГНИТИВНАЯ НАУКА Б.Ф. ВЕЛИЧКОВСКИЙ ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНОЙ НАУКИ Возвращение от абстрактной «системы переработки информации» обратно к человеку — существу, наделенному физическим телом с определенными анатомическими и физиологическими особенностями, имеющему определенные потребности, испытывающему эмоции, наконец включенному в социум и находящемуся в непрерывном взаимодействии с другими людьми, а также развивающемуся в этом взаимодействии ПОДРОБНЕЕ:  Когнитивная психология: история и современность. Хрестоматия / Под ред. М. В. Фаликман, В. Ф. Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011.  Горизонты когнитивной психологии. Хрестоматия / Под ред. В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман. М.: Языки славянских культур; РГГУ, 2012.  Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: В 2 т. М.: Академия, 2006. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ Ψ (выводы)  Современная Ψ по-прежнему разнолика («открытый» кризис)  Теоретические споры отошли на второй план  Обострились противоречия между теорией и практикой (кризис конца XX – начала XXI вв.)  Многообразие отраслей и прикладных направлений Ψ ЗАДАНИЕ К 21 МАЯ Критерии сравнения Основные представители Место и время возникновения Предмет изучения Методы исследования Новые понятия, введенные в науку Понимание сущности человека Влияние на психологическую науку и практику Бихевиоризм Психоанализ Гешатльтпсихол. Гум. психол. Когн. психол.
«Развитие психологии во второй половине ХХ века» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot