Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ
Античность (от лат. antiquus - древний) – термин, традиционно употребляемый в значении «греко-римская древность». Хронологически, рамки античной психологии – с VII в. до н.э. и условно до II - IV в. н.э. – это время становления, расцвета и упадка греко-римской цивилизации. Все позднейшие типы европейского мировоззрения берут своё начало именно в античности, когда был заложен категориальный строй психологической науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения) и сформулированы её основные проблемы (соотношение телесного и психического, чувств и разума, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного и др.).
В первобытном обществе душа понималась как сверхъестественная сущность и объяснялась принципом анимизма (от лат. anima - душа, дух) – форма первобытного мышления, приписывающего всем предметам душу. В период смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом (урбанизация, колонизация, развитие товарно-денежных отношений, расцвет культуры, возникновение математики, астрономии, медицины и т.п.) душа вводится в ряд природных явлений, происходит переход от сакральности (когда знание основано на вере и не требует доказательств) к гилозоизму (от греч. hyle - материя и zоо – жизнь) – философское учение об одушевленности всей природы.
Античность – неоднородный период, который условно (по приоритетным задачам и итогам) можно разделить на три этапа:
I. Досократический период – с VI по IV в.в. до н.э.
II. Классический период – с IV по II в.в. до н. э.
III. Эллинистический период – II век до н.э. – II век н.э.
Эллинизм буквально означает распространение древнегреческой науки и культуры по всему миру с завоевательными походами Александра Македонского, что продолжалось до возвышения Рима и начала религиозного доминирования над наукой в период средневековья.
Первый этап развития античной психологии связан с выделением философского рационального мышления из мифологии и формированием первой исторической формы науки – натурфилософии, изучающей общие закономерности общества, природы и человека. В Милетской школе впервые за природную первооснову души было принято то или иное материальное вещество – архе: вода (Фалес), неопределенное бесконечное вещество
«апейрон» (Анаксимандр), воздух (Анаксимен). Представитель Эфесской школы Гераклит, назвав душу психеей, утверждал ее огненное начало (архе). Однако, огонь, по мнению Гераклита, находится в вечном движении и преобразовании (от состояния огня через состояния воздуха и земли к состоянию влажности), поэтому все в мире, в т.ч. душевное и телесное, непрерывно течет и изменяется. Так, Гераклит вводит идею развития и процессуальности психических состояний. Важнейшим вкладом Гераклита в
развитие психологии стало и противопоставление хаосу анимизма идеи причинности всех явлений (Логос).
Итак, на первом этапе развития психологической мысли были заложены основы материалистических воззрений, получивших наиболее последовательное выражение в учении Демокрита, который считал первоосновой мира атом (от греч. "атом" - то, что не делится). Поскольку душа, как и все в природе, состоит из атомов, то она является смертной, как и тело. Исходя из атомистических представлений, любая активность человека объяснялась механическим движением и столкновением атомов, независимо от воли и мотивации человека. Таким образом, Демокрит утверждает не только сам факт причинности, но и описывает механизм столь жесткого причинного детерминизма.
На втором этапе развития научной античной мысли материализму начинает противостоять идеализм, утверждающий приоритет духовного начала над материальным. Идеей бессмертия души и её независимости от тленного тела, идеалисты утверждали активность субъекта вместо механистической причинности Демокрита. Причины поведения человека идеалисты видели не в столкновении атомарных потоков, а в знании нравственной истины, находящейся в душе человека, независимо от материального мира. Социальной предпосылкой для зарождения идеализма стало нарастающее противостояние рабовладельческой демократии (возвышающей роль и ценность каждой личности) и монархической формы правления (предполагающей возвышение одной личности и подавление всех остальных). Перенос научного интереса от натурфилософских проблем мироздания к этико-психологическим проблемам отразился в идеалистической философии Сократа – Платона.
Так, к концу классического периода оформилось традиционное противоречие между материализмом и идеализмом. Однако, с точки зрения, как материалистов, так и идеалистов, душа выступала как внешняя по отношению к организму сущность (атомы, попадающие в тело при дыхании – у материалистов; идеи из божественных высот – у идеалистов). Эти ограничения и противоречия были преодолены в учении Аристотеля, в котором мир объясняется с позиций целостности, единства материального и духовного. Систематизировав представления предшественников о душе, Аристотель сформулировал собственный, общебиологический подход в объяснении психических явлений, которые есть результат взаимопроникновения материального и идеального. Душа, по Аристотелю, это форма и сущность тела. Как материя не может существовать без формы, так и форма (душа) не может существовать без материальной основы (идея единства, системности, целостности). Со смертью Аристотеля классический период античности заканчивается.
Третий этап развития античной психологической мысли характеризуется переориентацией исследовательского интереса с общетеоретических рассуждений к решению практических проблем людей, испытывающих острейшее ощущение нестабильности и небезопасности существования в
жестоком мире. В исторической летописи период с IV в. до н.э. по II в. н.э. характеризуется как эпоха гражданских войн, жестоких завоевательных походов на Азию и кровопролитных сражений Рима за господство в Средиземноморье. Специфика политической и социальной жизни привела к утрате ценности уже не только личности, но и самой жизни человека. Ведущие психологические школы по-разному решали проблему сохранения жизни и достоинства человеком в жестоком обществе. Так, в школе циников (киников) свобода личности рассматривалась через свободу от общественного мнения, знаний и благ цивилизации (Антисфен), а также, в универсальной отрешенности от привязанностей (Диоген Синопский). Эпикур и его школа («Сад Эпикура») призывали людей освободиться от страха смерти и руководствоваться в своих поступках разумом и нравственными принципами, приняв за основу атомизм Демокрита: «когда мы есть – смерти еще нет, когда же смерть наступает – нас уже нет». Так же, как и циники, эпикурейцы призывали к самоустранению от общественной жизни, которая является источником тревог, жестокости и конформизма. Представители школы стоиков, напротив, не разделяли идеи о самоустранении от общества и настаивали на активной социализации человека. Общей идеей стоиков является идея рока, фатальной неизбежности как в природе, так и в судьбе каждого человека. Стоики разделяли понятия свободы духа и свободы действий и считали, что если свобода действий в человеческом обществе невозможна, то свобода личности возможна через принятие общественных обязанностей как необходимости. Таким образом, свобода духа не связана со свободой действий и достигается в понимании своего предназначения. Человек может сохранить свободу духа в любых обстоятельствах, если примет общественные обязанности без страданий, как внутреннюю необходимость.
Последней вехой развития античной психологии стало новое авторское прочтение учения Платона – теория Плотина (205 – 270) (неоплатонизм). Плотин определяет душу человека как производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога. Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием, которое любой психический акт преобразует в духовный, поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью является творчеством Бога. Идея Плотина о внутренней психической жизни предвосхитила принцип интроспекции, ставший основополагающим в психологии до конца XIX века. Практический смысл введения категорий самосознания и рефлексии оправдывался необходимостью переключения внимания людей от внешней трудной реальности к внутренней, т.е. душевной, созданной и наполненой Богом. На платонической теории Плотина античная психология заканчивается.
Параллельно с философским аспектом исследования души, в период эллинизма велись активные анатомо-физиологические исследования психики. Наибольшую известность и значимость получила Александрийская школа врачей и труды ее представителе – Герофила и Эразистрата,
описавших структурно-функциональные особенности нервной системы и головного мозга как субстрата души. Во II веке н.э. эти анатомо- физиологические открытия объединил и дополнил римский врач Клавдий Гален (130 – 200 г.г.).
Завершая обзор теоретических воззрений, обобщим основные итоги и достижения античного периода развития психологии:
1) произошел переход от сакральности к опытному, логическому познанию;
2) заложен категориальный строй науки (образ, мотив, поведение, личность, социальные отношения);
3) сформулированы основные проблемы психологической науки о соотношении телесного и психического, чувственного и рационального в познании, мышления и речи, личности и общества, эмоций и мышления, врожденного и приобретенного.
4) заложены основные объяснительные принципы науки;
5) представлена первая динамическая структура личности (Платон);
6) открыты психологические феномены мышления: память (Платон), ассоциации, воображение, представления (Аристотель), рефлексия (Плотин).
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Заполните матрицу идей по заданным критериям:
«Сравнительный анализ классических теорий античности»
Демокрит
Платон
Аристотель
Мир – это…
Душа – это…
Соотношение души и тела
Душа
локализована в …
Функции души
Основа познания
Регуляция поведения
2. Определите автора и проблемное поле представленного фрагмента:
«Психеям смерть - стать водою, воде же смерть - стать землею; из земли же вода рождается, а из воды – психея… Сухая, сияющая огненная душа
• мудрейшая и наилучшая".
3. Определите, о каком античном философе идет речь в данном фрагменте научного текста:
«Этот философ создал первую в античности философско- психологическую школу… Он один из полулегендарных "7 мудрецов Греции", впервые назвавший число дней в году, вписавший треугольник в круг, предсказавший солнечное затмение 585 г. до н. э. (по свидетельству
Геродота). Его имя стало нарицательным, обозначающим мудреца вообще. Он первым формулирует научную проблему: "Что есть все?", нацеливающую на поиск всеобщего субстрата мироздания. И он отвечает, что основой всего является вода. Земля плавает на воде, происходит из нее, окружена ею. Вода подвижна, изменчива, переходит из одного состояния в другое и тем самым образует все сущее. Из нее возникают все вещи и все космические явления, включая человека и его душу. Таким образом, человек рассматривается как часть природного мира».
4. Заполните матрицу идей по заданным критериям
«Сравнительный анализ воззрений школ эллинизма»
Циники
Эпикурейцы
Стоики
Основные представители
Отношение к
общественной жизни
В чем заключается свобода и как ее
достичь
Философская основа концепции
(материализм или идеализм)
5. Определите достоверность тезисов:
◦ В Милетской школе был впервые провозглашен принцип анимизма в объяснении явлений жизни.
◦ Гилозоизм утверждает, что в основе психического – сверхъестественная сущность, не поддающаяся влиянию природы.
◦ Архе – это сверхъестественная сущность души.
◦ Архе – это единая материальная основа телесного и психического.
◦ Архе по Фалесу – огонь.
◦ Архе по Гераклиту – вода.
◦ Гераклит Эфесский утверждал идею статичности психических процессов, невозможность их течения и изменения во времени.
◦ Анаксимандр ввел понятие Логоса как всеобщего закона о взаимосвязи между причинами и событиями.
◦ Гераклит сформулировал принцип нервизма.
◦ Принцип нервизма означает связь психики с нервной системой и головным мозгом.
◦ Алкмеон утверждал панпсихизм .
◦ Эмпедокл развивал идею гуморальной регуляции психики.
◦ Анаксагор – автор атомистического учения.
◦ Демокрит – основоположник идеалистического направления.
◦ Демокрит объяснял направление активности человека сцеплением и столкновением атомных потоков, утверждал, что сам человек не произволен.
◦ Платон – ученик Демокрита.
◦ Сократ – основоположник идеалистического направления.
◦ Согласно учению Демокрита, мир = пустота, в которой движутся атомы.
◦ Согласно Платону, мир состоит из тленной материи и вечных идей.
◦ Платон утверждал смертность души.
◦ Демокрит утверждал смертность души.
◦ Платон – сенсуалист.
◦ Демокрит - материалист и рационалист.
◦ Сократ и Платон утверждают зависимость поведения человека от материальных причин.
◦ Аристотель утверждал первичность материального над идеальным.
◦ Аристотель впервые описал память как самостоятельный процесс.
◦ Демокрит впервые описал ассоциации и логику как механизмы мышления.
◦ Аристотель первым указал на психотерапевтическую роль искусства.
◦ Плотин переработал учение Аристотеля.
◦ Механизм переливания знаний из мировой души в индивидуальную Плотин назвал экстазом.
◦ Плотин объяснял самосознание как способность человека отдавать себе отчет в собственных мыслях, чувствах, переживаниях.
6. Запишите определение следующих понятий:
1) Анимизм.
2) Гилозоизм.
3) Архе.
4) Нус.
5) Логос.
6) Нервизм.
7) Материализм.
8) Идеализм.
9) Диалектика.
10) Катарсис.
11) Атараксия.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Охарактеризуйте социальные предпосылки зарождение первого научного знания в античности, его специфику в отличие от мифологического знания.
2. Дайте характеристику представлениям о душе философов Милетской школы.
3. Охарактеризуйте понимание природы психического Гераклитом Эфесским.
4. В чем суть идеи нервизма в учении Алкмеона?
5. Охарактеризуйте психологические воззрения Эмпедокла и Анаксагора. 6.Раскройте основные идеи материалистического учения Демокрита.
7.Объясните суть учения Гиппократа и его роль в развитии психологии. 8.Раскройте сущность идеалистических представлений в философско-
психологическом учении Сократа – Платона.
9. Назовите критерии идейных расхождений Демокрита и Платона.
10. Охарактеризуйте Учение Аристотеля о душе.
11. Охарактеризуйте основные философско-психологические концепции периода Эллинизма.
12. Дайте характеристику неоплатонизма в учении Плотина.
13. Какие достижения и открытия александрийских врачей в области анатомии и физиологии нервной системы и головного мозга повлияли на дальнейшее развитие науки?
14. Охарактеризуйте научный вклад К.Галена в психофизиологию.
15. Перечислите итоги развития психологии в античный период.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.
2. Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С.
4. Шабельников В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов / В.К.Шабельников – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с.
5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.
• Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С.
Дополнительная
1.Аристотель. О душе // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. М., 1976. 2.Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1984. 3.Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1976.
4.Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918. 5.Виц Б.Б. Демокрит. М., 1979.
6. Гиппократ. Избранные книги. М., 1936.
7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
8. Кессиди Ф.Х. Гераклит. М., 1983.
9. Лафарг П. Происхождение и развитие понятия души. М., 1923.
10. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М., 1980.
11. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон и Аристотель // ЖЗЛ. М., 1993.
12. Лукреций. О природе вещей. М.; Л., 1947. 13. Платон. Соч.: В 3 т. М., Т. 1. 1968-1970.
14. Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983.
15. Римские стоики. М., 1995.
16. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека // ЖЗЛ. М., 1995.
17. Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1939.
18. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.
19. Фреззр Д. Д. Золотая ветвь. Гл. 8. С. 66-67. М., 1980.
20. Шакир-Заде А.С. Эпикур. М., 1963.
21. Якунин В.А. История психологии.- СПб, 1998.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации, но, условно, данный период определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации с IV (падение Римской империи) по XVII века (свершение английской революции 1640 – 1660). В средние века как мировые религии складываются буддизм, ислам и христианство, но только христианство подчиняет себе светскую жизнь (политику, науку, культуру).
Предметом средневековой психологии оставалась душа, но ее изучение подчинялось задачам богословия. И если всю античность психология избавлялась от сакральности, переходя от мифологии к природе и научному познанию, то в средние века сакральность вновь становится особенностью психологии. Основным источником познания становится откровенье божье, методом – схоластика (от слова «школьный») - тип философствования, логическое обоснование христианского вероучения. В начале средних веков связь с античностью была еще достаточно сильна и образование строилось на изучении трудов Демокрита, Гиппократа, Галена, Аристотеля. Позже знание приходит в полный упадок и античность попадает под запрет, поскольку логическое понимание реальности таило в себе угрозу для церковного авторитета.
Исключив научное познание психики почти на полтора тысячелетия, с V по XIII века психология развивалась в направлении, намеченном римским богословом и ученым Августином Аврелием (Блаженный Августин, 354 – 430 г.г.). Августин развивает идеалистические традиции Платона (вечные идеи, привнесенные в тело из божественных высот) и идеи Плотина о самосознании и рефлексии. Но понимание самосознания и рефлексии у Августина имеет теологический смысл. Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Таким образом, человеку именно Богом даруется и истина, и воля - источник активности человека.
Со временем религиозная доктрина в Европе укрепляла свои позиции, что мешало беспристрастному научному поиску, и с VIII по XII в. всё большее количество психологических исследований проводится на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт - арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских
концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Так, известный ученый того времени Ибн-аль-Хайсам (латинизированное имя – Альгазен, 965-1039) сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.
Большое значение для психологии имели работы другого выдающегося арабского мыслителя - Ибн Сины (латинизированное имя - Авиценна, 980-1037). Ибн-Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. Свои естественнонаучные идеи Ибн Сина изложил в знаменитой книге «Канон медицинской науки». Другим направлением научного творчества Авиценны была философия, в которой ученый разработал так называемую теорию двух истин. В психологии эта теория помогала вывести предмет ее изучения из общего предмета богословия. Таким образом, перед психологией открывалось поле собственных исследований, независимых от религиозных постулатов и схоластических силлогизмов. В теории двух истин доказывалось, что существуют две независимые, как параллельные прямые, истины - вера и знание. Поэтому истина знания, не входя в соприкосновение и противоречие с религией, имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. Соответственно складывалось два учения о душе – религиозно-философское и естественно-научное.
Неоценимый вклад в развитие психологии, внес арабский комментатор аристотелевского учения в материалистическом ключе – Ибн Рошд (Аверроэс, 1126 – 1198). Своим учением Аверроэс положил начало движению «аверроизм» в Европе, которое способствовало окончанию церковного доминирования в науке.
Итак, в Европейской науке в XI – XIII веках постепенно начинают распространяться концепции выделения психологии из богословия (аверроизм, теория двух истин и др.). Расширение прав и научного потенциала психологии ввергло католическую церковь в состояние глубочайшей тревоги и к необходимости защиты веры от научных доказательств. Решение этой задачи было поручено известному богослову Фоме (Томасу) Аквинскому (1225 – 1274). Учение Ф.Аквинского – томизм – логически устраняло противоречие между научным знанием и религиозным мировоззрением: истины знаний и веры, независимы друг от друга, но в случае противоречий - преимущество за истиной веры. Доказательство приоритета религиозных догм Ф.Аквинский вывел из учения Аристотеля, трансформировав его в соответствии с религиозными догмами.
Несмотря на широкое распространение аквината, к концу XIII века недостатки схоластики становились все более очевидными и все большее число ученых начали рассматривать богословие как тормоз на пути дальнейшего развития науки и общественно-экономического прогресса. Все это послужило условием для зарождения в науке материалистических тенденций.
Так, полемизируя с Ф.Аквинским, схоласт и провозвестник материализма Дунс Скот (1270 – 1308) настаивал на том, что нет необходимости в гармонии между двумя истинами – их надо развести, поскольку истины веры связаны с раем, а истины разума обращены к реалиям жизни. Продолжая развивать истины разума, Дунс Скот сформулировал ключевой вопрос материализма о том, не является ли разум свойством материи, то есть самого субстрата, в котором локализована душа (а не свойством богоявленной души)?
Роджер Бэкон (1214-1292) ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила», указывающий на безграничность способностей и возможностей человеческого ума.
Уильям Оккам (1285-1349) в противостоянии с идеалистическим реализмом отстаивал номинализм. Номинализм и реализм – направления в средневековой науке, утверждающие происхождение универсалий (общих понятий). У.Оккам, опираясь на идеи номинализма, утверждал, что материальные вещи существуют независимо от универсалий, следовательно их познание заключено не в рефлексии, а в чувственном опыте. Идеи только обобщают и обозначают накопленный опыт. Так, У.Оккам противопоставил внутреннему опыту объективный подход к изучению психической деятельности.
У. Оккам известен и своим принципом экономии мышления, получившим название «бритва Оккама» и гласившим: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм оказал значительное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказывавших, что, исходя из этого, душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию.
Итак, к концу средневекового периода, в противовес схоластике складывается методология, основанная на опытном подходе. К концу XIV века наступает эпоха Возрождения, которая, по сути, стала временем возвращения важнейших принципов античной науки, отхода от догматизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследования психических (душевных) состояний. Понятие «Возрождение» возникло как некий итог осмысления
культурного новаторства эпохи. Этим понятием обозначали первый со времени античности блестящий рассвет культуры, гуманитарных наук, искусства, начавшийся после долгого, почти тысячелетнего упадка культуры. Центром Возрождения стала Италия.
Воплощением гуманистического идеала, всесторонне развитой личности и выдающегося ученого является Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – гениальный живописец, ученый-экциклопедист, он был и блестящим анатомом, механиком, ботаником, архитектором, физиком, геологом и т.д. Леонардо да Винчи считал, что опыт - главный источник знаний о человеке и о мире. В трактате
«О живописи» он сформулировал множество положений о зрительном восприятии, которые приняты современной психофизиологией и объясняют причину того, что его изображения объемны, цветонасыщенны, пропорциональны, видятся в перспективе и очень реалистичны. Леонардо да Винчи утверждал, что без знания анатомии и геометрии «нельзя быть художником». Его знаменитый витрувианский человек – это по сей день одно из самых совершенных произведений искусства и канон пропорций человека. Проблемы светотени привели ученого к занятию оптикой. Проблемы изображения движения – к механике, горного рельефа – к геологии. Эмпирически Леонардо да Винчи подтвердил природную детерминацию человека. Так, в опытах с лягушкой он доказал, что ее двигательная мышечная активность связана с работой различных отделов нервной системы, как полагали адепты богословской науки. (а не с Божьей волей). В других опытах ученый доказал, что работа глаза является ответной реакцией на световое воздействие, а не специальная способность души (предвосхищение рефлекторной теории). Леонардо да Винчи тщательно изучал работу человеческого тела с точки зрения механики, что стало основанием материальное объяснение активности человека, предвосхитило развитие бионики.
Лоренцо В ала (1407 – 1457) в трактате «О наслаждении как истинном благе», также, высказывает идею природной детерминации человека: Человек и его душа – природное, а не божественное проявление, поэтому жить он должен по законам природы, а не церковным канонам. Ведущий признак живой природы – потребности и стремления к удовольствию и физическому наслаждению, которые надо удовлетворять (в соответствии с природной сущностью), а не ущемлять (как учит церковь).
Бернардино Телезио (1508 – 1588) выдвинул идею гомеостаза, согласно которой, все материальное подчинено цели сохранения достигнутого состояния в условиях изменения окружающей среды (а не божьей воле). Психика как состояние материи также подчинена закону самосохранения при воздействии аффектов, т.е. стремится к балансу аффектов: положительные аффекты способствуют самосохранению (удлиняют жизнь), отрицательные нарушают гомеостаз (сокращение жизни) – гомеостаз – в балансе аффектов.
Николо Макиавелли (1469 – 1527) – положил начало прикладной психологии («политический реализм»). Считал, что для успешной политики
необходимо изучение истиной природы человека с материалистических позиций, а не идеалов, данных в священных текстах. В своей знаменитой работе «Государь» Макиавелли учит политиков манипулировать, эксплуатировать истинную человеческую природу в своих интересах.
О необходимости развивать естественнонаучный подход к исследованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат законы ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассоциация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие материал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсорной стороной душевной деятельности, важное значение придавалось и эмоциональной.
Не меньше значение для психологии имела и книга другого известного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Основными способностями признавались воображение (фантазия), память и интеллект. Анализируя разнообразные науки и искусства, X.Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способностей они требуют.
Работы немецких мыслителей отличались от общей тенденции развития психологии в эпоху Возрождения, так как в Германии дольше других стран сохранялись богословские представления о божественной природе и бессмертии души. Научное творчество немецких мыслителей было ограничено комментированием учения Аристотеля (неосхоластика). Из наиболее значимых фактов, определивших развитие психологии, можно выделить введение в научный язык термина «психология» после выхода в свет в 1590 году одноименного труда немецких схоластов Р. Гоклениуса и О. Кассмана.
Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что знания о психике и путях ее изучения обогатились многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам и к вере. Этот аспект стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:
Философские
основания (материализм/идеализм)
Метод изучения души
Основные идеи и понятия учения
Августин Аврелий
Ибн Рушд
(Аверроэс)
Ибн Сина (Авиценна)
Ибн Аль-
Хайсам (Альгазен)
Фома
Аквинский
Р.Бэкон
Д. Скотт
Уильям Оккам
Запишите определение следующих понятий:
1) Волюнтаризм
2) Номинализм
3) Реализм
4) Схоластика
5) Принцип экономии мышления
6) Интроспекция
7) Рефлексия
8) Томизм
9) Аверроизм
Определите авторство и проблемное поле по представленным текстам:
◦ «ЭТОТ английский мыслитель Средневековья отводил ведущее место в ряду естественных наук – физической оптике. ОН объяснял это тем, что только благодаря зрению человек устанавливает различие предметов, а это умение лежит в основе всех наших знаний о мире. ОН сравнивал глаз с тончайшим оптическим инструментом и утверждал, что зрительные ощущения и восприятие – это не продукты интенциональных актов духовной субстанции, как полагал Ф.Аквинский, а результат действия, преломления и отражения света»
◦ «Согласно воззрениям ЭТОГО мыслителя, душа – орудие, которое правит телом. Основу души образует не разум, но воля. Воля индивида, завися от божественной, действует в двух направлениях: управляет действиями души и поворачивает ее к себе самой. Все изменения в теле имеют психический
характер, потому что любой телесный акт происходит благодаря воле. Так, из отпечатков прошлого опыта в органах чувств, воля творит воспоминание; все знания, заложенные Богом в душе, извлекаются опять-таки благодаря воле».
◦ «Физиологическая психология ЭТОГО ученого утверждает возможность управлять процессами в организме и далее придавать организму определенный устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь, зависящую от поведения других людей. Идея данной взаимосвязи, это не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее способность глубоко влиять на них (при аффектах, психических травмах, деятельности воображения)».
◦ «ЭТОМУ ученому принадлежит заслуга в выдвижении новой точки зрения на механизм построения зрительного образа. Опираясь на эксперимент, ОН показал, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор, а причиной возникновения чувственного образа являются не истечения, как предполагали греки, а законы отражения и преломления света. Форма и натуральный объем предмета воспринимаются благодаря умственной деятельности, которая обычно не осознается человеком. Еще одним условием возникновения зрительного образа являются следы прежних ощущений в нервной системе».
◦ «В комментариях к трудам Аристотеля, ЭТОТ ученый дал материалистическое объяснение отношений души к телу. Так, индивидуальная душа обладает некоторыми особенностями, которые коренятся в чувственности и позволяют воспринимать ей божественный разум. С исчезновением тела и присущих ему психических способностей низшего уровня, аккумулированный божественный разум не исчезает бесследно, а поглощается им же и продолжает существовать как момент универсального разума, свойственного всему человеческому роду».
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Охарактеризуйте социальную ситуацию и научную проблематику в Европе эпохи Средневековья.
1. Что являлось предметом психологического познания в эпоху Средневековья?
2. В чем заключалась специфика психологического познания в европейской психологии в средние века?
3. Как Августин Аврелий обосновал божественную сущность индивидуальной души?
4. Что, с точки зрения А. Аврелия, является источником познания?
5. Как Августин Аврелий объясняет соотношение божественной и индивидуальной воли?
6. Охарактеризуйте социальную ситуацию и научные достижения арабоязычной науки эпохи Средневековья.
7. Каким образом Ибн Сина обосновал независимость научного познания от религиозных догматов?
8. В каких экспериментах и исследованиях Ибн Сины была доказана связь психики и организма?
9. Какие источники и законы зрительного восприятия были экспериментально установлены Альгазеном?
10. Какие идеи, несовместимые с религиозными догматами феодального общества, утверждал Аверроэс в своих комментариях к учению Аристотеля?
11. Как Фома Аквинский обосновал приоритет веры над научным познанием?
12. Охарактеризуйте материалистические тенденции Средневековья в трудах Р.Бэкона, Д.Скота, У.Оккама?
13. Охарактеризуйте основные научные идеи и достижения эпохи Возрождения.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Ждан А.Н. История психологии. От Античности до наших дней: Учебник для вузов.— 5-е изд., перераб. и доп.— М.: Академический Проект, 2007.— 576 с.
2. Лучинин А.С. История психологии: учебное пособие – М.: Изд. «Экзамен», 2006. – 286 С.
3. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учебник для студ. высших учеб.заведений – 5-е изд., стер. – М.: Изд.центр «Академия», 2006. – 544 С.
4. Шабельников В.К. История психологии. Психология души: Учебник для вузов – М.: Академический проект; Мир, 2011. – 391 с.
5. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в.
• Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г.- 772 С.
Дополнительная
1. Аль-Фараби. Существо вопросов // Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969.
2. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.
3. Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения.
Мос. Гор. Архив. 1996.
4. Бэкон Р. Избранное / Под ред. И. В. Лупандина — М.: Издательство Францисканцев, 2005. - 480 с.
5. Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века.
— М.: Наука, 1989.
6. Герье В.И. Блаженный Августин. М., 1910.
7. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
8. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского возрождения. М., 1977.
9. Ерагина Л.М., Варьяш О.И. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 1996.
10. Завадовский Ю.Н. Абу Али Ибн Сина. Жизнь и творчество. Душанбе, 1980.
11. Ибн Рушд. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961.
12. Ибн Сина. Канон врачебной науки: [Пер. с араб.] / 2-е изд. — Ташкент: Ташкент Фан, 1980—1982.
13. Ибн Сина. Избранное. М., 1980.
14. Ибн Сина. Книга о душе // Ибн Сина. Избранные философские произведения. М., 1980.
15. Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952.
16. Ренан Э. Аверроэс и аверроизм / пер. с франц. Киев, 1903.
17. Сагадеев А.В. Ибн Рушд (Аверроэс). М., 1973.
18. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна). М., 1985.
19. Степанянц М.Т. Арабская философия // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.
20. Терновский В.Н. И.С. Авиценна. М., 1969