Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗВИТИЕ
Ф Н
О Е
К
Х
С
Т
Е
И
А
М
ИЧ
ПРОЦЕССОВ
I. История изучения.
II. Терминология.
III. Психофизиологические основы фонематических процессов.
IV. Роль фонематических процессов в развитии речи.
V. Проявление нарушений фонематического восприятия
при чтении, на письме.
VI. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях.
VII. Этапы развития фонематического восприятия.
VIII. Применение артикуляционной гимнастики
и моделей артикуляции звуков.
Фонематические процессы
включают:
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ
СЛУХ
СЛУХ
ФОНЕМАТИЧЕСКО
ФОНЕМАТИЧЕСКО
ЕЕВОСПРИЯТИЕ
ВОСПРИЯТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Л.С. Выготский
доказал, что единицей
развития детской речи
является фонема
ЗАКОН
ВОСПРИЯТИЯ ФОНЕМ–
закон восприятия
звучащей стороны речи
Фонематический слух включает :
•способность слышать есть данный звук
в слове или нет;
•способность различать слова, в которые
входят одни и те же фонемы,
расположенные в разной
последовательности;
•способность различать близко
звучащие, но разные по значению слова.
Фонематическое восприятие
включает:
•умение определять линейную
последовательность звуков в слове;
•умение определять позицию звука в
слове по отношению к его началу,
середине или концу;
•осознание или подсчет количества звуков
в слове.
Фонемны й анализ включает :
1.выяснение порядка следования фонем в
слове;
2. установление различительной функции
фонем;
3. выделение основных фонематических
противопоставлений, свойственных
данному языку.
Фонематический слух –
тонкий систематизированный слух,
обладающий способностью осуществлять
операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова
Фонемат ическое
восприят ие –
специальные умственные действия
по дифференциации фонем
и установлению звуковой структуры
слова
Фонемат ический анализ –
умственные действия по анализу
звуковой структуры слова –
разложение его на последовательный
ряд звуков, подсчет их количества,
классификация.
Фонемат ический синт ез –
умственные действия по синтезу
звуковой структуры слова –
слияние отдельных звуков в слоги,
а слоги в слова.
Фонемат ические
предст авления –
это сохранившиеся в сознании образы
звуковых оболочек слов,
которые образовались на основе
предшествовавших им ранее
восприятий этих слов.
В 1874 году
Э. Вернике бы ло
уст ановлено,
чт о в коре головного мозга
имеет ся зона
сенсорной речи .
Эмбриональное развитие
закладывается способность
к восприятию звуков речи
2 года
пользуется фонематическим
восприятием всех звуков
родного языка
2-4 недели
от момента рож дения
ребёнок реагирует
на любые звуки
1 год
Слово – орудие общения,
ребёнок реагирует
на звуковую оболочку слова
7-11 месяцев
откликается на слово
Умение слышать каждый отдельный звук в
слове, чётко отделять его от рядом
стоящего, знать из каких звуков состоит
слово,
то есть умение анализировать звуковой
состав слова,
является важнейшей предпосылкой
для правильного обучения грамоте.
Нарушение
ф онемат ического
восприят ия
мешает дет ям
овладет ь в нуж ной ст епени:
• словарны м запасом
• граммат ическим ст роем
• т ормозит развит ие связной
речи
•затруднения при дифференциации
акустически близких звуков (например:
В-ВЬ, Б-П, З-Ж и т.д.);
•неумение определить место, количество
и последовательность слов в
предложении, слогов и звуков в словах;
•невозможность подобрать слово с
определённым количеством слогов или с
определённым звуком.
При чт ении т ипичны ошибки:
•трудности слияния звуков в слоги и слова;
•взаимные замены фонетически или
артикуляционно близких согласных звуков
(свистящих - шипящих, твёрдых - мягких,
звонких – глухих);
•побуквенное чтение;
•искажение слоговой структуры слов;
•слишком медленный темп чтения;
•нарушения понимания прочитанного.
К недост ат кам письма
от носят ся:
замены букв, пропуски гласных;
пропуски согласных в их стечении;
слияние слов на письме;
раздельное написание частей одного
слова;
пропуски, перестановки слогов;
орфографические ошибки.
Эт апы развит ия
ф онемат ического
восприят ия
Развит ие неречевого слух а.
Развит ие речевого слух а.
Развит ие навы ка элемент арного
укового анализа и синт еза.
1. Развит ие неречевого слуха
упражнения включают задания на
распознание:
•звучащих инструментов;
•звучащих предметов;
•действий предметов.
2. Развит ие речевого слуха
•различение одинаковых слов, фраз,
звукокомплексов и звуков по высоте,
силе и тембру голоса;
•различение слов, близких по звуковому
составу;
•дифференциация слогов;
•дифференциация фонем.
3. Развит ие навы ка элемент арного звукового
анализа и синт еза
•определение количества слогов в словах разной
сложности;
•выделение в звуковом потоке гласного, затем
согласного звука;
•выделение из слога гласного, затем согласного
звука;
•выделение первого и последнего звука в слове;
•выделение слова с предложенным звуком из
группы слов или из предложения;
•определение места, количества,
последовательности звуков в слове;
•творческие задания (например, придумать слова с
Родители
Учитель
Логопед
Символы для обозначения моделей
артикуляции звуков
- артикуляция
губ
- движение языка
вверх
- работа голосовых складок
- вибрация кончика язычка
язычка
- положение кончика
- подъём спинки
языка
МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ОТОБРАЖАЮТ:
- участие или неучастие губ;
- вибрацию голосовых складок;
- свободный проход выдыхаемого воздуха через рот.
МОДЕЛИ АРТИКУЛЯЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ОТОБРАЖАЮТ:
- наличие или отсутствие вибрации голосовых складок;
- способ артикуляции;
- место артикуляции;
- наличие или отсутствие дополнительного подъёма
спинки языка к твёрдому нёбу.