Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Приемы развития осязания: сенсорные эталоны в процессе осязательного восприятия

  • 👀 323 просмотра
  • 📌 282 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Приемы развития осязания: сенсорные эталоны в процессе осязательного восприятия
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Приемы развития осязания: сенсорные эталоны в процессе осязательного восприятия» doc
Лекция 9. Приемы развития осязания: сенсорные эталоны в процессе осязательного восприятия. Сенсорные эталоны -- общепринятые образцы внешних свойств предметов. Термин «сенсорные эталоны» был предложен А.В. Запорожцем и нашел широкое применение в работе по сенсорному воспитанию дошкольников. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, величины - метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов -- длительный и сложный процесс, складывающийся из нескольких этапов: называние свойств, представление о разновидностях каждого свойства, умение пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов. Таким образом сенсорный эталон является единицей измерения при оценке свойств объектов. Сенсорное воспитание позволяет ребенку приобрести опыт чувственного познания окружающего мира, формирует его наглядно-образное мышление. Правильное восприятие цветов, величин и форм нужно для того, чтобы ребенок мог успешно усвоить многие учебные предметы в школе. В дошкольном возрасте главное наполнение сенсорного воспитания состоит из изучения величины, формы и цвета. Сенсорные эталоны — это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества объекта (А.В. Запорожец). Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). Важно отметить, что сенсорные эталоны формы являются основой строения простых и сложных предметов, что облегчает понимание их строения и конструктивных особенностей. Данное свойство сенсорных эталонов, в частности, эталонов формы, имеет немаловажное значение для процесса формирования адекватного образа предмета и формирования представления о нем. Суть эталонов – познание предметов окружающей действительности через усвоение эталонов. В процессе знакомства с сенсорными эталонами формы необходимо обучать детей обводить контуры и контролировать движения руки, сравнивать фигуры, которые воспринимаются с помощью осязания. Чтобы развивать представления о величине, нужно выстраивать предметы в ряды по нарастанию и убыванию. При этом дети сначала ориентируются на общие формы образца, а затем начинают осознавать, какие отношения существуют между элементами: каждый следующий меньше или больше. Представления о том, какие бывают разновидности формы, как соотносятся между собой величины, которые усваиваются детьми – это сенсорные эталоны, используемые в виде образцов при рассматривании разных предметов. Обучение восприятию сенсорных эталонов начинается в дошкольном возрасте и должна строится на определенной последовательности: - на первом этапе нужно отделять геометрические фигуры от иных предметов, придавать им образцы. Для этого каждая фигура сравнивается с рядом объектов схожей формы. Изображения и предметы должны группироваться вокруг определенных фигур. - затем нужно перейти к словесному обозначению предметных форм: овал, квадрат, круг и т.п. Отметим, что далеко не все предметы обладают простой формой, которая максимально приближена к геометрическим фигурам. Во многих случаях форма предметов сложнее: в ней можно выделять общие черты, форму основного элемента, форму второстепенных элементов и мелких деталей. Исследуя предмет, дети учатся соблюдать последовательность осмотра согласно схемы, определяющей порядок дальнейшего словесного описания формы предмета. - на каждом этапе обучения обследованию форм нужно побуждать детей обводить контур элемента или предмета в целом. С помощью этого приема дети могут соотносить форму элемента с изученными эталонами. - также нужно выделять элементы, из которого предметы состоят, как эти элементы связаны между собой. И совсем недостаточно быть способным воспринимать отдельные оттенки и цвета. Сенсорные эталоны формы Форма — это внешнее очертание, наружный вид предмета. Все материальные объекты окружающего мира имеют ту или иную внешнюю видимую форму, которая может быть простой или сложной, то есть состоящей из нескольких простых форм. Причем форма может быть как узнаваемой, близкой к эталону, так и оригинальной. Любая форма образуется контуром. Эталоны формы – это геометрические фигуры, которые могут быть как объемными, так и плоскостными. Знакомство с эталонами формы целесообразно начинать с простых фигур: квадрат, круг, овал, прямоугольник и треугольник. Обязательным условием является узнавание, называние формы, ее анализ. Восприятие формы позволяет зрительно дробить предметы на отдельные части, которые соответствуют разным геометрическим образцам, и определять то, как эти элементы Плоскостные дают возможность отразить самые главные для восприятия свойства – это контур. Их можно использовать, как образцы, с помощью которых дети могли бы воспринимать формы для плоских и объемных предметов. К объемным геометрическим фигурам относятся шар, куб, параллелепипед, конус, пирамида. Необходимо обратить внимание на взаимосвязь объемных и плоскостных геометрических сенсорных эталонов. Например, контур шара и круга, контуры пирамиды, конуса и треугольника, контур куба и квадрата имеют одинаковую форму. В процессе знакомства детей дошкольного возраста с нормальным зрением с формой предметов выделяют следующие этапы: - практические действия. На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой — не такой»), не называя ее; - зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур (позже и с объемными геометрическими телами) без практических действий с ними и запоминания их названий; - запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается после трех лет, в дошкольном возрасте. Знакомить детей с геометрическими формами и закреплять знания о них можно: - используя специальные игрушки; - рассматривая эталоны форм — плоские и объемные фигуры; - рассматривая реальные предметы простой формы; - используя специальные дидактические игры (настольно-печатные, подвижные и др.). Сенсорные эталоны величины Величина — это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность), измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т. д. Признак величины является относительным при сравнении на глаз, то есть результат сравнения зависит от того, с каким предметом сравнивается данный предмет Величина – это свойство относительное, ее точное определение можно произвести с помощью условных мер. Система мер была сознательно создана людьми. При этом за ее основу всегда бралась какая-либо произвольная единица. Величину предмета можно установить в зависимости от того, какое место он занимает в ряду однородных предметов.  Один и тот же предмет в сравнении с другим предметом может казаться и большим, и маленьким. Так, лист дерева кажется маленьким по сравнению с самим деревом, но большим по сравнению с маленьким жучком. Для ребенка большая кошка – это кошка, которая больше по размеру обычных кошек. Но при этом она все равно остается меньше, чем маленький слон. Поэтому эталоном величины обычно выступают представления о том, какая должна быть величина у рассматриваемого предмета. Восприятие величин связано не только с вычленением отдельных частей, но и с их объединением в целое. Также нужно научить детей измерять величины предметов: их высоту, длину и ширину. Невозможно отделить от предмета ширину или длину. Значит, можно сопоставлять разные предметы по этим характеристикам. Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий: - предлагать сравнивать предметы только по одному параметру, например, только по высоте или только по ширине; - сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме: - сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, например, большой и маленький кубики, высокая и низкая башни. Затем можно добавить третий объект — средний по величине; параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы: - практические действия. При знакомстве детей с величиной можно использовать различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать вещи в большой и маленький пакеты и т.п.) и специальные игрушки (вкладыши, башенки, пирамидки, матрешки и др.); - зрительное восприятие величины. На этом этапе ребенок сравнивает предметы зрительно, на глаз; - использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни). Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами: - сравнивая пары предметов практически — способом приложения; - зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов; - используя специальные дидактические игрушки; - используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины. Особенностью незрячего ребенка является нарушение связи с внешним миром посредством зрительного анализатора. Поэтому осязание становится ведущим способом познания окружающего мира и осуществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже. Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов. Осязание в чистом виде даст лишь частичную информацию об окружающем мире и встречается редко — в случае, если человек находится в полной темноте и тишине, либо у него проблемы со зрением и слухом. В обычных случаях осязание является источником дополнительной информации к той, что получена посредством зрения и слуха. При помощи осязания можно воспринимать такие свойства предметов, как температура, фактура, плотность, форма, влажность и др. Если для развития зрительного восприятия зрячих детей используются сенсорные эталоны формы, величины, цвета, то для слепых используются сенсорные эталоны формы, величины и фактуры. Одним их направлений коррекционного курса «Развитие осязания и мелкой моторики» является выделение признаков предмета (форма, величина, фактура, температура и др.) Осязательное восприятие незрячих дает возможность адекватного отражения формы предметов и других их свойств. В процессе обучения, накоплением сенсорного опыта происходит развитие восприятия предметов и изображений. При формировании признаков форм осязание, как у слепых, так и у зрячих играет важную роль. Но существуют отличия осязания от зрения по модальности ощущений, по признаку контактности и дистанционности. А.И. Скребицкий отмечает, что «начинать изучение предмета следует с конкретного предмета, переходя от него к модели и заканчивая рельефом». Именно по этой причине изучение сенсорных эталонов формы со слепыми детьми следует, в отличии от нормально видящих, с объемных геометрических форм. Рельеф может быть представлен различными вариантами. Первый вариант контурное изображение, которое может быть выполнено на брайлевской бумаге грифелем, точечной или сплошной линией. Такой способ хорош для восприятия лишь контура. Второй способ аппликационный, предполагающий соединение двух материалов: одного в качестве основы, второго – в качестве изображения. Оптимальным для осязательного восприятия считается барельефный способ, передающий большую часть свойств и качеств изучаемого объекта. Именно совокупность их многообразия позволяет не только формировать образ предмета, но и развивать мыслительные операции у незрячего ребенка. Как уже отмечалось ранее, наиболее сложным процессом для незрячего является мысленный перевод формы объемного предмета в его рельефный аналог. Поэтому используется развернутый пошаговый переход к получению контура. Например, описанным выше способом обследуется мяч, обращается внимание на его форму, образуемую контуром. Затем ребенку предлагается трафарет, в нашем случае это круг. Приложив трафарет к основе, получим аппликационное изображение того же объекта. В качестве основы возможно использовать приборы Н.А. Семевского, Клушиной, прибор «Школьник». Трафарет можно обвести грифелем на брайлевской бумаге и получить контурное рельефное изображение. Следуя обозначенной схеме, ребенок знакомится с различными способами изображения предметов. К основным осязаемым признакам предметов, помимо формы, относятся величина и фактура, которые позволяют расширить и конкретизировать представления незрячего о предметах окружающего мира. Формирование осязания величины происходит в процессе оперирования эталонами величины. Детям предлагаются предметы одной формы, но разной величины: кубики – большой, средний, маленький; бруски - большой, средний, маленький, совсем маленький. Их предлагается сравнить и выделить самый большой, самый маленький. На занятиях материал усложняется постепенно. Для измерения величины рекомендовано использовать условные мерки, в том числе осязательные ориентиры (ладонь, пальцы руки). Осязательное восприятие фактуры предполагает такие качества, как шероховатость и гладкость. Шероховатость ощущается на различных материалах: выделяется различная шероховатость на тканях (бархат, драп, лен, марля, шелк и т.д.), бумага (гофрированная, бархатная, калька, жатая и т.д.); кора деревьев (берёза, осина, дуб, ель и т.д.). Также имеют свою фактуру металлы, стекло, пластмассы и т.д. Развитие навыков осязания и последующего обследования полезно начинать с простых отдельных предметов, сходных с сенсорными эталонами: мяч – шар – круг; морковь – конус – треугольник. Важной составляющей формирования осязательных навыков является нахождение (чтение) обследуемых предметов, выполненных контурным или аппликационным способом на наглядных пособиях. Усложнение обследовательских навыков формируется на этапе сравнения равнозначных предметов (например, яблока – груша), причем, один из сравниваемых предметов должен быть ранее изучен. Ребенок учится находить сходство и различие в предметах. Постепенно предметы усложняются, усложняется и процесс их обследования. Важным новообразованием является восприятие деталей и характерных признаков предметов, выделение и обследование представителей флоры и фауны, а также других групп предметов окружающего мира. Раздел АООП НОО для слепых обучающихся «Формирование навыков осязательного обследования сенсорных эталонов» предполагает совершенствование навыков восприятия предметов на основе использования приемов осязательного обследования сенсорных эталонов формы, направлен на развитие навыков обследования простых геометрических форм, являющихся основой строения простых и сложных предметов. Кроме того, отработка рациональных приемов обследования должна проводиться на простых формах, что в последствии даст возможность рационально и в более короткие сроки осваивать приемы обследования натуральных предметов простой и сложной формы. Обучение приёмам осязательного обследования связано, прежде всего, с сенсорными эталонами формы, т.к. именно они лежат в основе окружающего предметного мира. Поэтому отработка алгоритма обследования реализуется на их основе. Слепые обучающиеся продолжают учиться различать сенсорные эталоны по форме, используют приём сравнения. Принцип обследования геометрических форм в 1 классе построен на осязательном восприятии наиболее знакомых объектов. В дальнейшем используется прием сравнения изученной формы с новой. В 1-2 классах обследование сенсорных эталонов формы начинается с осязательного восприятия объемных объектов: сначала изучается шар, затем - куб, который сравнивается с изученным ранее шаром. Далее изучается куб и цилиндр. Выбранные пары объемных сенсорных эталонов имеют четкие отличительные признаки: объект с углами, ребрами сравнивается с объектом, лишенным данных признаков. В 1 классе обследуются плоские геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обучающиеся учатся правильно называть объекты, выделять и называть их свойства, сравнивать свойства и объекты. Первоклассники читают рельефные рисунки сенсорных эталонов, сравнивают их с натуральными объектами, воспроизводят сенсорные эталоны в пластических материалах или доступных изобразительных техниках. Если в 1 классе обследование объектов осуществляется под руководством учителя, то во 2 классе обследование проводится обучающимися самостоятельно на основе изученных алгоритмов. В 3 классе логика развития обследования сенсорных эталонов формы остается аналогичной 1 -2 классам, но объекты объединяются по принципу идентичности отдельных свойств (например, отсутствие углов, ребер у шара и цилиндра, цилиндра и конуса) или их наличия (например, параллелепипед, куб). Обучающиеся сравнивают натуральные объекты и их рельефное изображение, выделяют сходство и различие, воспроизводят обследуемый предмет в пластических и других доступных материалах. В 3 классе обучающиеся изучают принципы преобразования объемных объектов в рельефное изображение на плоскости (конус, параллелепипед). В 4 классе продолжается освоение преобразований сенсорных эталонов формы (куб и шар, параллелепипед и цилиндр, пирамида и конус) на основе использования динамических (разрезных) моделей. Обучающиеся самостоятельно дают сравнительную характеристику осязательных признаков сенсорных эталонов объемной и плоской формы, сравнивают натуральные объекты и их рельефные изображения. В 5 классе обучающиеся обследуют знакомые и незнакомые предметы, самостоятельно их обследуют, называют и выделяют их составные части (элементы), сравнивают выделенные элементы с сенсорными эталонами формы; самостоятельно читают рельефные рисунки этих объектов, сравнивают, выделяют сходства и различия.     Литература   1. Г.В. Никулина, Е.В. Замашнюк, А.В. Никитина, И.Н. Никулина, А.В. Потемкина. Организация и содержание коррекционно-развивающей работы со слепыми и слабовидящими на этапе начального общего образования. Методические рекомендации. – Изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2018 – 598 стр. Санкт-Петербург, 2018. 2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа НОО слепых обучающихся – М., Просвещение, 2018
«Приемы развития осязания: сенсорные эталоны в процессе осязательного восприятия» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot