Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ 2 РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИИ
ЗА РУБЕЖОМ
1.Методические основы определения уровня науки в различных
странах мира.
2. Организация науки в Российской Федерации.
1. Методические основы определения уровня науки в различных
странах мира
Уровень развития национальных систем «науки и техники» стал на
рубеже веков одним их основных факт оров , оказывающих огромное влияние
на социальное и экономическое развит ие ст ран мира, их роль и мест о в сист
еме мирового хозяйства.
В связи с этим изучение национальных научно-технических систем
стран мира, достигнутого уровня их развития во времени и пространстве
представляется нам одной из важных задач научного исследования.
Качественная разница в уровне развития науки в отдельных
странах мира обусловлена, в свою очередь, особенностями исторического,
политического и социально-экономического развития, а также зависит
от сложившихся территориальных, культурно-этнических факторов.
Рассматривая науку как систему, которая характеризуется своими
количественными показателями, все существующие научные показатели
можно разделить на две группы (рисунок 1):
- показатели, отражающие затраты материальных ресурсов, времени,
кадровое обеспечение. Это ресурсные или входные показатели науки. Они могут
быть, очевидно, выражены как в абсолютных, так и в относительных
величинах. К абсолютным показателям относят, например, общее количество
ученых, конструкторов и инженеров, занятых в НИОКР, общий объем
финансирования научных исследований и разработок из федерального бюджета
и частных, общественных фондов, совокупные финансовые затраты на НИОКР,
их распределение по областям знаний, отраслям и видам научноисследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.
- показатели, оценивающие основной «выход» научных исследований производство нового научного знания (фундаментального и прикладного). Это
показатели, позволяющие определить полученный вклад в науку, степень
«приращения» нового знания в определенной научно-технической области.
Все количественные меры научного выхода могут быть также соответственно
отражены в абсолютных и относительных показателях научной
продуктивности страны таких, например, как общее количество научных
публикаций и их удельный вес относительно количества научных работников
1
или населения всей страны, количество поданных заявок на выдачу патента на
изобретение и число уже выданных патентов в разные периоды времени и т.д.
Кроме того, эти показатели проявляются в структуре технических и
технологических
достижений
государства,
отражающихся
в
уровне
компьютеризации и информатизации страны, экспорте продукции НИОКР и т.д.
Рисунок 1 – Научные показатели
По абсолютным показателям привлеченных в НИОКР ресурсов ведущие
государства мира - США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания являются и
главными производителями научных знаний и открытий.
Высокие
абсолютные
показатели
финансирования
и
занятого
специального кадрового персонала в научно-технической деятельности Китая и
Индии позволили им достичь прекрасных результатов в области ядерных
исследований, освоения космоса, фармакологии и др.
Однако оценка общего уровня развития науки, степени «наукофикации»
общества возможна лишь на основе относительных показателей, характеризующих относительную эффективность научной деятельности в стране.
Использование относительных показателей дает возможность некоторого
2
совместного сопоставления больших и малых стран мира, выявления их
характерных классификационных типов по уровню развития науки (рисунок 2).
Относительные показатели науки
Ресурсные показатели науки
Показатели эффективности науки
- число ученых, конструкторов и
инженеров на 1 тыс. чел. населения;
- расходы на НИОКР в расчете на
жителя страны (долл.
США);
- расходы на НИОКР в расчете на
одного национального исследователя (долл. США);
- доля финансовых отчислений на
НИОКР от ВВП государства (%).
- количество научных публикаций на 1 тыс.
жителей государства;
- количество научных публикаций на 1 тыс.
ученых и инженеров;
- число заявок на выдачу патента от резидента
на 1 тыс. чел. населения;
- число заявок на выдачу патента от резидента
на 1 тыс. ученых и инженеров;
- доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
- число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Рисунок 2 – Относительные показатели науки
В нашей типологии мы использовали показатели, которые, как уже было
сказано выше, относятся к двум группам:
1. Ресурсные показатели науки:
а) число ученых, конструкторов и инженеров на 1 тыс. чел. населения;
б) расходы на НИОКР в расчете на одного жителя страны (долл. США);
в) расходы на НИОКР в расчете на одного национального исследователя
(долл. США);
г) доля финансовых отчислений на НИОКР от ВВП государства (%).
2. Показатели эффективности науки:
а) количество научных публикаций на 1 тыс. жителей государства;
б) количество научных публикаций на 1 тыс. ученых и инженеров;
в) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. чел. населения;
г) число заявок на выдачу патента от резидента на 1 тыс. ученых и инженеров;
д) доля высокотехнологичной продукции в общем экспорте страны;
е) число компьютеров на 1 тыс. чел. населения.
Уровень развития и основные направления научных исследований в
различных странах мира (рисунок 3).
3
УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РАЗЛИЧНЫХ СТРАНАХ МИРА
I ГРУППА. СТРАНЫ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ
(США, Япония, ФРГ, Великобритания, Франция)
Подгруппа А.
страны с высокими
ресурсными затратами и высокой эффективностью науки:
Швеция,
Швейцария,
Япония,
США
Подгруппа В.
страны с высокими ресурсными затратами, но
более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются многократным превышением «расходов» над
«доходами».
ФРГ, Франция, Израиль
Подгруппа С.
страны с высокой эффективностью научных исследований,
но с относительно невысокими
ресурсными показателями
науки. Нидерланды, Дания,
Финляндия, Бельгия, Ирландия,
Норвегия, Великобритания, Канада, Австралия, Нов. Зеландия, Корея и др.
II ГРУППА. СТРАНЫ СО СРЕДНИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы, большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и Вост. Азии, Южной и Центральной Америки
Подгруппа А.
страны с приблизительно одинаковыми показателями затрат и эффективности науки.
Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария, Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция.
Подгруппа В.
страны со средними
показателями затрат,
но относительно низкой эффективностью
науки. Россия,
Польша, Хорватия.
Подгруппа С
страны со средними и
низкими показателями
затрат и относительно
высокой эффективностью науки и НИОКР.
Венгрия, Словакия, Таиланд и Филиппины
III ГРУППА. СТРАНЫ С НИЗКИМ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ НАУКИ
Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет, Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин
Подгруппа А.
страны с высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими относительными показателями.
Китай и Индия.
Подгруппа В.
страны с очень низким финансированием
науки, недостаточным количеством
научно-технического персонала, неразвитостью научной инфраструктуры.
Рисунок 3 - Уровень развития науки в различных странах мира
I группа. Страны с высоким уровнем развития науки. В данную
группу входят 20 государств. Наиболее крупные из них – это США,
Япония, ФРГ, Великобритания, Франция.
4
Для этих стран характерны: высокие абсолютные и относительные
расходы на НИОКР (около 80% мировых затрат), большое количество занятого
персонала, высокая доля частного капитала и соответственно низкая доля
государства в финансировании и проведении исследований, стабильное
лидерство в научно-технических достижениях и открытиях.
Несмотря на сходные черты НИОКР в этих странах и близость
относительных показателей, в данной группе государств можно выделить три
подгруппы:
Подгруппа А. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами и
высокой эффективностью науки: Швеция, Швейцария, Япония, США.
США и Япония являются общепризнанными мировыми лидерами в
проведении научных исследований и ведущими флагманами в развитии
новейших технологий. Их научные системы – самые передовые в мировом
сообществе, о чем свидетельствует широта изучаемых проблем, техническая
оснащенность, а также статус науки и техники в общественном сознании.
Высокая эффективность науки в этих странах обеспечивается мощным
целенаправленным финансированием частным капиталом и государством
фундаментальных исследований, прикладных и опытно-конструкторских
разработок.
Швеция и Швейцария находятся в группе мировых лидеров благодаря
достигнутым в этих странах относительным показателям развития науки. Если
рассматривать относительное соотношение их «входных» и «выходных»
показателей, то наука этих государств более эффективна, чем в США и
Японии. Например, по количеству Нобелевских лауреатов (в расчете на 1 млн.
человек населения) они примерно в 2–4 раза превышают показатели США и
более чем в 100 раз показатели Японии. Однако, если производить оценку в
целом, то итоговый вклад этих государств в развитие мировой науки намного
скромнее, чем их соседей по подгруппе и других отдельных стран Европы.
Подгруппа В. Объединяет страны с высокими ресурсными затратами, но
более низкой эффективностью научных исследований, которые характеризуются
многократным превышением «расходов» над «доходами». К таким
государствам относятся ФРГ, Франция, Израиль.
Наука этих государств исторически является относительно более
«фундаментальной», чем во многих других высокоразвитых странах. В этих
государствах сильны сложившиеся веками традиции старых университетских
научных школ, которые более тяготеют к так называемой «чистой науке».
Например, затраты на теоретические исследования в ФРГ и Франции
превышают примерно 20% всех расходов на НИОКР. Многочисленные научные
центры, университеты и лаборатории проводят длительные дорогостоящие
5
эксперименты, результаты которых, возможно, смогут оценить по достоинству
только в следующем тысячелетии. В результате в этих странах наблюдается
более низкая отдача от научных исследований в целом, относительное
отставание в развитии техники, технологий и др.
Подгруппа С. Объединяет страны с высокой эффективностью научных
исследований, но с относительно невысокими ресурсными показателями науки.
К этому типу относятся преимущественно небольшие развитые государства
Европы (Нидерланды, Дания, Финляндия, Бельгия, Ирландия, Норвегия), а
также Великобритания, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Республика Корея и
Сингапур.
Для этих стран характерно преобладание частного капитала над
государственным в структуре финансирования и выполнения научных
исследований и опытно- конструкторских разработок.
Например, в Республике Корея доля частного капитала в финансировании
научных исследований является самой большой среди государств земного шара и
составляет 82%, а также явно выраженная концентрация научного поиска в
конечных областях НИОКР, специализация на отдельных областях знаний,
включая прикладные исследования. И, как следствие, относительно высокий
уровень эффективности исследований.
I группа. Страны со средним уровнем развития науки.
В данную группу входит подавляющее большинство государств земного
шара, по которым проведен анализ. Это развитые страны как Западной Европы
(Италия, Испания, Португалия, Греция), так и Восточной Европы,
большинство государств СНГ, отдельные страны Южной, Юго-Восточной и
Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.
Большинство из них имеют относительно молодую систему организации
научных исследований, находящуюся в стадии формирования национальных
научных школ.
Недостаток финансовых средств в этих странах ограничивает
возможности научного поиска, удлиняет процессы и стадии НИОКР,
сдерживает развитие науки. Финансирование со стороны государства
полностью превалирует над частным. Его высокая доля объясняется более
поздней стадией развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в этих странах, а также общей структурой национальной экономики,
поскольку в ней присутствует относительно низкая доля наукоемких
производств.
Основными органами выполнения НИОКР в этих странах являются
государственные научные центры и лаборатории, академические институты и
университеты.
6
Во второй группе также можно выделить относительно большие три
специфические подгруппы стран по среднему уровню развития науки.
Подгруппа А. Объединяет страны с приблизительно одинаковыми
показателями затрат и эффективностью науки. К этому типу можно отнести 11
государств: Чехия, Греция, Испания, Словения, ЮАР, Румыния, Болгария,
Беларусь, Мексика, Аргентина, Чили, Турция.
В структуре научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
большинства этих стран преобладают исследования в областях так называемой
«классической науки» (например, природно-ориентированные исследования, не
требующие больших финансовых затрат). К ним относятся ботаника, зоология,
фармакология, экология, геонауки и т.д. В данной сфере здесь можно ожидать
дальнейшего прогресса.
Подгруппа В. Объединяет страны со средними показателями затрат, но
относительно низкой эффективностью науки. К этому типу государств
относятся Россия, Польша, Хорватия, Украина.
В настоящее время они переживают не лучшее время для развития науки,
поскольку присутствует низкое финансирование, сокращение научнотехнического потенциала, «утечка мозгов» в более благоприятные регионы
земного шара.
Подгруппа С. Объединяет страны со средними и низкими показателями
затрат и относительно высокой эффективностью науки и НИОКР. К этому
типу государств относятся 4 страны: Венгрия, Словакия, Таиланд и Филиппины,
которые явно выделяются в два подтипа по уровню развития науки.
К первому подтипу (страны со средними показателями затрат и высокой
эффективностью науки) эксперты относят Венгрию и Словакию. По степени
развития науки эти государства наиболее близко стоят к высокоразвитым в
научном плане странам.
Ко второму подтипу (страны с низкими показателями затрат и
относительно высокой эффективностью науки) относят Таиланд и Филиппины.
Особенность оценки уровня здесь заключается в крайне низких
показателях ресурсного обеспечения науки, способного поддержать только
научные исследования описательного характера.
Как правило, такие работы не требуют больших финансовых затрат, а
эффективность науки, выраженная в количестве и качестве публикаций, может
быть весьма высокой.
Поэтому относительные соотношения в системе «затраты/продукция» в
этих государствах резко склоняются в пользу «продукции», что и оказало
непосредственное влияние на место этих стран в мировой научной системе.
I группа. Страны с низким уровнем развития науки. К данному типу
7
относятся те 12 стран мира, по которым оказалось возможным провести анализ:
Индия, Китай, Таджикистан, Узбекистан, Вьетнам, Уругвай, Эквадор, Египет,
Боливия, Нигерия, Шри-Ланка, Бенин.
Подавляющее их большинство являются наиболее бедными государствами
земного шара. Среди них явно можно выделить две подгруппы.
Подгруппа А. Объединяет занятые в научном производстве страны с
высокими абсолютными показателями финансирования, но низкими
относительными показателями. К этому типу государств относятся в настоящее
время Китай и Индия.
Подгруппа В. Объединяет все остальные государства с очень низким
финансированием науки, недостаточным количеством научно-технического
персонала, неразвитостью научной инфраструктуры.
Как правило, в этих странах отсутствуют или созданы относительно
недавно органы управления наукой, разрабатываются правительственные
программы по научно-техническому развитию.
Финансирование научных исследований и опытно-конструкторских
разработок в этих странах осуществляется в основном либо за счет
государственного бюджета, либо с помощью иностранных спонсоров.
Небольшие инвестиции идут в основном на финансирование исследовательских
программ в области сельского хозяйства, горнорудного дела. Преобладание
однопрофильного характера научных исследований влияет на характер научных
публикаций, поскольку в среднем более 70% всех научных статей имеют
сельскохозяйственное направление.
Представленная типология не может рассматриваться в настоящее
время как нечто законченное и неизменное. Система науки стран мира очень
динамична во времени и пространстве. Ей свойственны циклические периоды
прогресса и регресса, отражающиеся на изменении научного статуса государства в
мировом сообществе.
Например, в странах Центральной и Восточной Европы, СНГ в последнее
десятилетие происходило свертывание некоторого ряда научных направлений,
наблюдалось сокращение научно-технического потенциала.
В других странах наблюдаются противоположные процессы. Резкое
повышение уровня развития науки за последнее десятилетие в Республике Корея,
Сингапуре, на острове Тайвань является ярким тому подтверждением.
В то же время к 2012 году, например, в России, стали проявлять интерес к
науке и ее продуктам представители определенных кругов и сфер бизнеса.
Причем, если три года назад перспективными для инвестиций считались
исключительно информационные технологии, то теперь в область интереса
бизнеса попадает не только Интернет, но и все, что с ним связано.
8
В первую очередь инвесторы ищут изобретения, которые можно довести
до состояния товарного продукта и продать простому потребителю. Они
готовы заниматься не только прикладной наукой, но даже фундаментальными
исследованиями. В частности, сейчас очень подробно изучают опыт, накопленный
российскими учеными в области водородных технологий, способных заменить
традиционные виды топлива в двигателях. Речь идет о потенциальных
инвестициях до 100 млн. долларов.
Среди того, что представляет особый интерес для бизнеса, находятся и
разработки российских ученых в области нанотехнологии – работа с
материалами на уровне атомов. Применение этих технологий возможно в
биологии, в изготовлении микрочипов, сверхточных бесконтактных
измерительных приборов, самомоющихся стекол и т.д.
В то же время стремительное развитие Интернета раздвинуло границы
между государствами и в области проведения научных исследований. Например,
совсем недавно в Сети появился научный сайт www.innocentive.com, в котором
крупные организации, корпорации, фирмы, заводы, столкнувшиеся при
разработке новых товарных продуктов с серьезными научными проблемами, не
решаемыми собственными силами на данных предприятиях, размещают свои
объявления для ученых с указанием конечной цены научной разработки (рисунок
4). С этим сайтом сотрудничали более 13 тысяч ученых из 100 стран мира.
Рисунок 4 - Challenge Center
Поэтому разграничить государства по уровню развития науки
становится значительно труднее, поскольку затраты несут предприятия одних
стран, а научных результатов добиваются ученые из других государств.
9
2. Организация науки в Российской Федерации
Подготовка научных и научно-педагогических кадров в России
осуществляется через аспирантуру и докторантуру. В России принята система
присуждения ученых степеней кандидата и доктора наук. Аттестацию научных
кадров в РФ осуществляет Высший аттестационный комитет - ВАК России.
НИРС - научно-исследовательская работа студентов, предусмотрена
учебным планом по всем специальностям университета на весь период обучения.
Образование через науку - этот принцип реализуется в процессе обучения
студентов в университете.
Таблица 1 - Организация науки в России
Министерства,
ведомства
Научноисследовательские
институты
Лаборатории
Российская
Академия Наук
Региональные
научные центры
Научноисследовательские
институты
лаборатории
Учреждения высшего профессионального
образования
университеты
академии
институты
НИИ, факультеты
НИИ, факультеты
факультеты
лаборатории
кафедры
лаборатории
кафедры
лаборатории
кафедры
НИРС предусматривается и в учебное время (включенная в учебные планы)
и во вне учебной деятельности, дополняющая учебные планы и программы. На
кафедрах используются разные формы работы (рисунок 5).
Главным и общим для всех остается:
- обучение студентов основам научного поиска, исследовательской работы;
- привлечение студентов к научным исследованиям, которые проводятся на
кафедрах университета.
От курса к курсу сложность заданий постепенно возрастает.
10
Рисунок 5 – Научно-исследовательская работа студентов
НИРС в учебное время включает в себя обучение студентов:
- навыкам поиска информации (Где, в каких источниках и как
получить нужную информацию; как работать с журналами и книгами; что
такое реферативные журналы и как они могут облегчить подбор литературы
по нужной тематике);
- основам библиографии (как правильно составить список
использованной литературы);
- основам статистической обработки данных и математической
обработки результатов.
- новым информационным технологиям (Как на службу
исследователю привлечь персональный компьютер; какие программы и для
чего можно использовать);
- подготовка студентов по иностранным языкам, глубокое изучение
дисциплин специализации, по которым студентами сделан выбор.
Обучение проходит как в форме аудиторных занятий в виде лекций,
практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов; так и в
11
виде внеаудиторных занятий;
- выполнение домашнего задания исследовательского, поискового
характера;
- подготовка и написание рефератов по дисциплинам, курсовых и
выпускной квалификационной работы, выполнение магистерской
диссертации.
- решение исследовательских задач во время производственной,
преддипломной и исследовательских практик.
Всего этого нет в расписании, но это имеется в Государственном
образовательном стандарте высшего профессионального обучения и
запланировано учебным планом по каждой специальности.
НИРС во внеучебного времени дополняет учебные планы и
программы. На разных напрвлениях применяется свой набор различных
форм и видов внеучебной работы:
1. Проведение научных и научно-практических студенческих
конференций разного уровня: факультетских, внутривузовских, межвузовских
(в рамках города и региона), республиканских, всероссийских,
международных
2. Исследовательская работа по теме курсовой, дипломной работы,
магистерской диссертации;
3. Участие
студентов
в
кафедральных
госбюджетных,
хоздоговорных научных исследованиях, в работе по грантам, в том числе и
на условиях оплаты;
4. Участие в конкурсе грантов для молодых исследователей;
7. Организация стажировок студентов в другие вузы и научные
центры, в том числе зарубежные в университеты;
8. Проведение олимпиад по отдельным предметам;
9. Участие студентов и аспирантов в международных проектах;
10. Организация работы научных студенческих кружков;
11. Организация и проведение конкурсов на лучшую НИР;
12. Организация компьютерного творчества студентов.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОСНОВЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке
государственной научно-технической политике" (с изменениями
дополнениями).
12
и
и
Федеральный закон от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии
наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации". Статья 72. Формы интеграции образовательной и
научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании.
Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве
науки
и
высшего
образования
Российской
Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 26 марта 2016 г. N 237).
Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой
степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (утв.
приказом Министерства образования и науки РФ от 10.11.2017г., № 1093).
Постановление Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. N 842 «О
порядке присуждения ученых степеней» (с изменениями и исправлениями).
13