Развитие франчайзинга за рубежом
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3. Развитие франчайзинга за рубежом
Цель лекции: Изучение зарубежной практики развития франчайзинга
1.
2.
3.
4.
Основные вопросы:
Этапы зарождения и эволюции франчайзинга за рубежом.
Причины глобализации франчайзинга.
Харастеристика особенностей франчайзинга в различных странах.
Основные тенденции развития франчайзинга в зарубежной практике
1. Этапы зарождения и эволюции франчайзинга за рубежом.
В
научной литературе выделяются различные этапы развития
франчайзинга. Однако, по нашему мнению, периодизацию этапов необходимо
провести в зависимости от расширения сферы применения франчайзинга в
экономике.
Первый этап развития франчайзинга - «зарождение»» охватывает
последнюю треть XIX века. После завершения Гражданской войны в США
фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера начала
практиковать первой «чистый» франчайзинг для розничных продавцов
швейных машинок. С 1898 г. корпорация «Дженерал Моторс» использует
независимые дилерские фирмы для сбыта своих автомобилей на территории,
закрепленной за каждой из них. А с 1899 г. франчайзинг корпорация «КокаКола». Таким образом, первый этап характеризуется использованием
франчайзинга для расширения распределительно-сбытовой сети способом, не
требующим затрат собственного капитала компании. Как справедливо
отмечают Сосна С.А. и Васильева Е.Н., «эти первые франшизы по своей сути
были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными
обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию
покупателей».
Примерно в то же время появились первые франчайзингове сети. В
1888 г. специалист по уходу за волосами Марта Матильда Харпер вместо
того, чтобы продавать шампуни и лаки собственного изобретения, создала
компанию для торговли лицензиями на открытие парикмахерских, носящих
ее имя и сделанных по единому образцу. Через 3 года она уже построила
целую франчайзинговую сеть, насчитывающую более 500 салонов и
включающую школы по подготовке специалистов. В 2000 г. Международная
ассоциация франчайзинга (IFА) присудил М.Харпер титул «первого
франчайзера» за создание собственной методики Харпер при построении
франчайзинговой сети. Система Харпер в отличие от Зингера включала
систему поддержки франчайзи, элементы которой перешли в современный
франчайзинг, в частности, специальные обучающие курсы, рекламу,
коллективное страхование.
Второй этап в развитии франчайзинга – период экстенсивного
развития охватывает всю первую половину XX века. В это время
концепция франчайзинга проникла в сферу розничной торговли товарами
массового спроса. В частности, на его основе впервые была организована
общенациональная сеть универмагов «Вулворт». Затем франчайзинг
утвердился в сферах бытового обслуживания, досуга, развлечений. Возникли
новые общенациональные сети и «цепочки» киосков по продаже
мороженного «Баскинс Роббинс», химчисток ковровых изделий,
танцевальных залов A. Мюрре и другие.
Третий этап франчайзинга связан с появлением его новых форм и
видов, в частности
с возникновением концепции бизнес формата
франчайзинга и охватывает 1950-1970 годы. Заметное ускорение в развитии
франчайзинга в США пришлось на послевоенные годы. Толчком к быстрому
росту наиболее популярных и распространенных форм франчайзинга в США
послужили массовая автомобилизация населения, строительство густой сети
высококачественных
межштатных
автомагистралей,
возникновение
постоянных мощных миграционных и туристических потоков. Все это
потребовало создания адекватного дорожного хозяйства, авторемонтных и
заправочных систем, организации индустрии отдыха, быта, размещения,
питания и обслуживания десятков миллионов людей «на колесах». Именно в
1950-е годы возникли всемирно известные «империи» общепита,
объединяемые такими мощными франчайзерами, как «McDonald’s»,
«Kentucky Fried Chickens», «Seven Up», «Wimpy», несколько позднее —
«Pizza Hut» и другие сети, а также «цепи» ресторанов, кафе, закусочных
быстрого обслуживания. В гостиничном бизнесе широкую известность
получили такие «киты» франчайзинга, как «Hilton», «Sheraton», «Holiday
Inn.». Отметим, что
наивысший подъем в развитии франчайзинга
наблюдался в 60-е годы XX столетия.
Четвертый этап - «настоящий бум» в развитии франчайзинга начался
70-е годы XX в. и продлился до 2000 года. В этот период антитрестовское
законодательство США существенно пересмотрело свои позиции по
отношению к этой новой разновидности бизнеса. Так, в 1988 г. в США
насчитывалось 3 тысячи компаний-франчайзеров примерно в 45 отраслях
экономики, объединявших 416878 «точек» — франчайзи. Среди этих
«точек» — бензозаправочные станции, автомастерские и автошколы, пункты
проката разнообразной техники, универсальные и специализированные
магазины, ремонтно-строительные предприятия, сервисные, маркетинговые и
консалтинговые
агентства
для
предпринимателей,
лечебновосстановительные и оздоровительные центры, салоны моды и
косметических услуг, аптеки, центры профориентации и переподготовки
рабочей силы, частные службы трудоустройства и сыскные бюро, агентства
по оказанию услуг на дому, группы и центры дошкольного воспитания,
агентства путешествий, химчистки и прачечные, риэлтерские агентства,
охранные бюро, пункты по оказанию компьютерных услуг, ремонту бытовой,
электрической и электронной аппаратуры, магазины полуоптовой торговли и
многие, многие другие. Все они действуют под фирменным наименованием
или коммерческим обозначением одного из флагманов своей отрасли,
выступающего в роли центра франшизного сообщества. В этот период в
роли франчайзеров начинают выступать уже и местные, национальные
крупные компании.
По оценкам Комитета по малому бизнесу Палаты представителей
Конгресса США, в 1990 г. франчайзинг составлял примерно треть объема
розничной торговли в США. Франчайзинг обеспечивает 13% национального
богатства США в валовом национальном продукте - это в 3 раза больше, чем
торговля автомобилями. Как работодатель, франчайзинг предоставляет
свыше 7 млн. рабочих мест.
Естественно, что США в лице своих транснациональных корпораций
стали крупнейшим экспортером франчайзинга. Многие американские
корпорации-франчайзеры
подбирают
за
границей
местных
предпринимателей на роль франчайзи, обеспечивают их передовыми
технологиями, обучают современным приемам ведения бизнеса, помогая тем
самым становлению местного национального предпринимательства и
удостаиваясь благосклонного отношения местных властей.
2. Причины глобализации франчайзинга.
Возникновение
гигантских
международных
франчайзинговых
сообществ отвечает современной тенденции к интернационализации и
глобализации национальных экономик и, в свою очередь, усиливает эту
тенденцию. Например, в США, стране с наибольшим количеством
франчайзинговых предприятий, к концу ХХ века около 50% всего объема
продаж (за 2000 г. - около $1,125 трлн.) пришлось на франчайзинговые
фирмы, что является бесспорным доказательством его эффективности.
За пределами США франчайзинг, в первую очередь, по понятным
причинам получил наибольшее распространение в Канаде: в 1986 г. в этой
стране насчитывалось 1440 компаний-франчайзеров, объединявших более 60
тыс. франчайзи. К концу века на долю франчайзинга приходилось 40%
объема розничной торговли в Канаде. В ряде других стран статистика
насчитывала: в Японии 619 франчайзеров и 102 397 франчайзи; во Франции
600 и 33 000 соответственно; в Великобритании 379 и 18 620; в Испании 200
и 20 000; в ФРГ 180 и 9000; в Италии 271 и 8432. Так, к началу XX в. в
Великобритании число франшизных сетей превысило 600, на долю которых
приходилось треть розничной торговли в стране.
Пятый этап – «глобализация франчайзинга» с начала XXI в.
до
наших дней характеризуется формированием мировой системы
франчайзинга, увеличением количества его участников в мировой экономике,
усилением роли международных франшиз. За последнее десятилетие не
только американские, но и европейские, японские, китайские, канадские,
австралийские франчайзеры интенсивно развивали свои франшизные сети
уже за пределами своих государств, в частности, в странах третьего мира.
Среди обстоятельств, способствовавших этой экспансии, можно выделить
четыре главных.
Во-первых, франчайзинг получил в последние годы широкое
признание как доступный и практичный способ организации бизнеса в
зарубежных странах даже с учетом значительных начальных затрат на него.
Во-вторых, иностранные товары и услуги ныне становятся зачастую
хорошо известными за пределами страны их происхождения, таким образом,
существует практически готовый рынок для их продажи, так как потребители
уже получили информацию об этих товарах и услугах.
В-третьих, национальные рынки франчайзеров могут быть настолько
насыщены, что побуждает их искать возможности сбыта своих товаров за
границей.
Наконец,
в-четвертых,
международный
франчайзинг
несет
экономическое развитие странам третьего мира так же, как и бывшим
странам с государственной экономикой.
В результате действия перечисленных и ряда других факторов,
франчайзинг, как отмечалось, ныне получил распространение более чем в 80
странах мира. Его быстрое развитие вширь, несомненно, будет продолжаться
и впредь, прежде всего, за счет еще не освоенных гигантских товарных
рынков, возникших после распада СССР и мирового социалистического
лагеря, а также перехода на рыночные методы хозяйствования таких стран,
как КНР, Вьетнам и ряда других.
Феномен быстрого, порой лавинообразного развития франчайзинга
вызвал в международной литературе характерные комментарии о
«вегетативном размножении» и даже о «клонировании» франшизного
бизнеса. Оба термина, заимствованные из биологии, призваны подчеркнуть
высочайшую степень подобия франчайзи франчайзеру, их максимальное
«родство» и быстрое их развитие.
Бесспорным мировым лидером и родоначальником современного
франчайзинга являются США. Успех американского франчайзинга во
многом определяется поддержкой со стороны государства, серьезным
отношением к продвижению торговых марок, устойчивостью стратегий,
сильными маркетинговыми позициями, а также принятием и
совершенствованием стандартов качества, как продукта, так и бизнес-систем
в целом.
Среди самых известных, популярных и активных американских
франчайзеров, функционирующих в сфере услуг можно назвать «Америка
Центр» (услуги), «А~15» (прокат автомобилей), «Baskin-Robbins»
(мороженое), «Burger King» (быстрое питание) «Век 21» (недвижимость),
«Кем Драй» (услуги по химической чистке), «Сити Лукс» (парикмахерские
салоны), «Comfort Inn» (гостиницы), «Domino's Pizza» (доставка пиццы),
«ЭРА» (недвижимость), «Фьюча Кидс» (детское образование), «Holiday Inn»
(гостиницы), «Левис Стор» (одежда), «Mail boxes» (почтовые услуги),
«McDonalds» (быстрое питание), «New Horizons» (компьютерное обучение),
«Петлэнд» (средства для животных), «Pizza Hut» (быстрое питание),
«Рэйнбон Интл» (услуги).
3. Харастеристика особенностей франчайзинга в различных странах.
Рынок франчайзинга в США является крупнейшим в мире:
по модели франчайзинга работают 60% малого бизнеса;
в сфере франчайзинга работают около 1 миллиона предприятий;
обеспечивают свыше 21 млн. рабочих мест и выплачивают 12,5%
от стоимости всей заработной платы в США;
ежегодный оборот франчайзингового бизнеса - $2.31 триллиона, для
сравнения: оборот мирового франчайзинга - $ 3 трлн. в год.
В таблице 2 представлена динамика показателей франчайзинга в США
за последние 5 лет.
Таблица 2- Показатели франчайзингового бизнеса в США
Показатели
01.09.
2013 г.
770,83 774,01 746,64 740,09 736,11 747,35 758,12
5
6
6
8
4
9
Ед.измер. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Действующие
франшизы
%
изменения
тыс.чело7,994
Количество век
занятых
сотрудников % изменения
млрд. дол 675
Объемы
продаж
%
изменения
ВВП
млрд. дол 403
франчай%
зингового
изменения
сектора
0,4%
-3,7% -0,9% -0,5% 1,5%
1,4%
8,028 7,800 7,780 7,930 8,101 8,254
0,4%
-2,9% -0,3% 1,9%
2,1%
1,9%
696
674
734
768
800
3,0%
-3,3% 3,6%
4,8%
4,4%
4,0%
410
405
434
453
471
1,7%
-1,2% 2,2%
4,6%
4,2%
3,8%
699
414
В США действует Закон штатов о справедливом франчайзинге.
Наибольшее число американских франшиз создано в сфере фаст-фуда. В
2010 году здесь работало 33 900 заведений быстрого питания. Активно
развивается сфера услуг, особенно процветает малый бизнес в США,
специализирующийся на риэлторских и клининговых услугах, химчистках и
т.п. Рейтинг лучших франшиз из США 2012 года по версии «Entrepreneur's
Franchise 500®» - это самый объективный рейтинг американских франшиз в
мировых масштабах, где участвует 500 франшиз из США. Для выявления
лучших оценивается финансовая мощь, размеры франчайзинговой сети и
динамика ее роста. Также на позицию в рейтинге влияют: «возраст»
компании и срок развития по франчайзингу, размер инвестиций франчайзи в
запуск бизнеса, наличие финансовой поддержки со стороны франчайзера, %
закрытых предприятий, наличие судебных разбирательств.
В 2012 году «Days Inn.», «Servpro», «7-Eleven», «Servpro», «Denny's
Inс.», «Subway» улучшили свои позиции по сравнению с 2011 г., а
«Макдоналдс» в 2011 году был на третьем месте, а в 2012 году спустился на
6-ое. Это не единственная компания в десятке лидеров 2011 года, которая
продемонстрировала «падение». В десятку не вошли такие лидеры 2011 г.,
как «Supercuts», «Vanguard Cleaning Systems», «AMPM». Последний в 2011
году поднялся с десятого места (в 2010 г.) сразу на второе. Vanguard
Cleaning Systems, который в 2010 году «ютился» на 30-ом месте, в 2011 году
занимал 7 позицию.
Больше всего франшиз из США в Канаде. Канадский франчайзинговый
рынок - один из крупнейших в мире, по своему объему он уступает только
США. По данным 2011 года в Канаде:
оборот франчайзинговой отрасли составил 100 млрд. долларов в
год (10% ВВП);
каждый пятый доллар жители Канады тратят на товары или
услуги, предоставляемые по франшизе;
под 900 зарегистрированными торговыми марками работает
около 76000 предприятий;
в франчайзинговых системах занято более 1 миллиона человек;
из всех франчайзинговых предприятий, открытых за последние 5
лет, в бизнесе остались 97%, а 86% даже не сменили собственника;
40% всех франшиз сосредоточены в индустрии гостеприимства;
бизнес по франчайзингу развивается в 30 отраслях.
В канадском бизнесе нет таких знаменитых брендов, как Coca-Cola и
Nike. Однако, из Канады вышли на мировой рынок и процветают такие
известные бренды, как «Umbra» (товары для дома, декор, сумки, стулья),
«McCain Foods», «Aldo Shoes», «Tim Hortons». Торговая марка «Aldo Shoes»
(сеть магазинов обуви, галантереи и аксессуаров), сейчас работает в 41
стране. А канадская компания «McCain Foods» является лидером на
международном рынке продуктов питания, выпуская треть всего картофеля
фри в мире. Кроме того, «McCain Foods» – это еще и замороженные овощи,
десерты, пицца, готовые продукты и т.п. Оборот компании составляет
ежегодно $6 млрд., каждый час выпускается 500 тонн картофеля. На пяти
континентах расположены 56 заводов компании, продукция известна в 100
странах.
Канадским гигантом фаст-фуда стала сеть кофеен «Tim Hortons»,
которая открыла уже 2902 заведения по всему миру. А многие канадские
бренды одежды известны на международном рынке, среди них «Mackage»,
«Soia & Kyo», «Trimera Group», «Rudsak», «Gildan», «Alison Sheri» и др.
Например, детская обувь «Cougar» признана одной из лучших в мире. Есть у
канадских брендов национальная особенность. В отличие от франшиз из
Америки они не насаждают в чужой стране свою культуру, а
приспосабливаются к местной. Поэтому многие европейцы считают
канадские торговые марки «своими». Согласно опросам, мало кто знает, что,
например, «BlackBerry» и «Cirque du Soleil» имеют канадское
происхождение.
Степень развития франчайзингового бизнеса в Европе немного ниже,
чем в США. Среди европейских стран лидирующие позиции по
распространению франчайзинга занимает Франция. За последние два
десятилетия количество сетей удвоилось, особенно динамично развивался
международный франчайзинг. Франция вышла на первое место в Европе
по темпам роста франчайзинга. За 10 лет число франчайзинговых сетей
удвоилось, а последние 5 лет рост стабильно составлял 8-11% в год. А число
франчайзи в стране ежегодно увеличивается на 5-10%. Согласно оценкам, в
2012 г. во Франции насчитывалось 1658 франчайзинговых сетей, а торговый
оборот в них был равен 50,68 млрд. евро (против 47,88 млрд в 2011 г.).
Положительным сдвигам способствует благоприятный правовой режим,
доступ к инновационным технологиям, поддержка и обучение франчайзи
внутри сети.
Французский сектор франчайзинга характеризуется большой
стабильностью: 84% торговых марок по-прежнему являются собственностью
их основателя. В стране 32% малых компаний работают по франчайзингу. В
настоящее время в 65059 торговых точках работает почти 323 тыс. человек, а
в каждом магазине франчайзинговой сети занято в среднем 5,6 человек .
Торговля одеждой, обувью и бытовыми товарами, гостиничный бизнес,
сфера питания и парикмахерские услуги являются сегментами с лучшей
динамикой роста и составляют 60% торгового оборота всех франчайзинговых
предприятий. В последнее время значительный подъем наблюдается и в
сфере бытовых услуг оказанию как комплексных, так и специализированных
услуг, в частности для пожилых людей.
Французская модель франчайзинга хорошо экспортируется за рубеж.
Около трети французских франчайзеров уже работают на мировой арене. Как
показало недавнее исследование FFF, 24% франчайзинговых сетей
представлены в Европе, 14% в Африке, 9% в Азии, обладающей большим
потенциалом роста, 9% на Ближнем Востоке и 6% в Северной Америке.
На зарубежные рынки выходят, в первую очередь, крупные бренды,
делающие ставку на свои опыт и известность. В секторе одежды и обуви за
границей представлено более сотни французских франчайзинговых сетей.
Кроме того, быстрое развитие франчайзинга наблюдается по таким
направлениям ведения бизнеса, как пекарни, рестораны, сфера услуг,
парикмахерское дело и торговля предметами роскоши.
Как правило, перед завоеванием иностранных рынков французские
франчайзеры предпочитают прочно закрепиться в своей стране. Так, первое
предприятие сети агентств недвижимости «Solvimo» появилось в Майами,
лишь когда во Франции насчитывалось уже 160 франчайзи. Но есть и
компании, в том числе молодая сеть обувных магазинов Finsbury, которые
ориентируются на экспорт с первых же дней существования.
Во Франции имеется много известных отечественных торговых марок.
Пионером является бренд «Phildar», созданный семьей Mulliez в 1903 году. В
80-е годы появились французские марки «Yves Rocher», «Accor», Трок де
Лилль, Мидас, «Laforêt Immobilier», «Brioche Dorée», «Carrefour», «Casino».
А сеть французских продуктовых магазинов Vival, в которую вошли 1686
розничных точек по всей стране, возглавляет рейтинг самых крупных
франчайзинговых компании Франции. Согласно исследованию Французской
Федерации Франчайзинга, 10,3% французских марок развивались за
рубежом.
Несколько лет подряд во Франции прослеживался рост сетей фаст-фуда
и активное развитие франчайзинга в сфере услуг. В период с 2001 по 2011
сегмент услуг вырос с 2,6% до 10%. Сохраняют свою стабильность и
риэлтерские компании, количество сетей остается постоянным, однако, число
франчайзинговых офисов несколько снизилось. А среди иностранных
франшиз самыми распространенными являются американские. В 2009 году
во Франции продвигали свои торговые марки 4203 компаний из США.
Сейчас в стране работают 37 американских филиалов.
Благоприятная ситуация на рынке франчайзинга способствует
развитию иностранных франшиз в Германии. Немецкий франчайзинг
обладает огромным потенциалом, хотя бы потому, что ему есть куда расти.
Здесь не так много франчайзинговых предприятий, как, например, в США и
Великобритании. является растущей и сильной частью экономики. За
последнее десятилетие франчайзинг в Германии продемонстрировал
особенно динамичный рост. В период 1998-2008 гг. число франчайзинговых
предприятий выросло с 630 до 950. За 10 лет оборот отрасли увеличился на
150%. Наиболее активны в стране австрийские и немецкие франшизы.
Однако рынок предлагает неплохие условия и для развития иностранных
сетей. В Германии успешно развиваются такиеиностранные франшизы, как
«McDonalds», «Burger King» – фаст-фуд и «REMAX» – международная
компания, занимающаяся недвижимостью. Американские компании
составляют лишь 5-7% от общего числа франшиз в Германии.
Немецкий франчайзинг охватывает 16 различных отраслей. При этом
на сферу услуг приходится 50% из всех франшиз, на долю розничной
торговли – 29%, в общественном питании – 14%, а мелком производстве —
7% из всех франшиз. В то же время имеется спрос на спрос и недостаточно
предложений в сфере образовательных услуг, экспресс-доставки, каферестораны; розничные специализированные магазины; услуги по уходу на
дому; техническое обслуживание и клининг и т. д. Самый известные
немецкие франчайзинговые бренды
- «OBI» (товары для ремонта,
строительства и для работ в саду), «Schülerhilfe» (услуги в сфере
образования). Успешно развивается в Германии сеть «Wellcome», работая в
15 федеральных землях, оказывает разнообразные услуги по уходу за
детьми, престарелыми людьми.
Великобритания занимает в Европе третье место (после Франции и
Германии) по количеству франчайзинговых сетей. Становление английского
франчайзинга началось еще в 50-е годы. Этому способствовали смещение
акцентов от сферы производства в сферу услуг, процессы урбанизации и рост
благосостояния. Эти три фактора привели к созданию сектора рынка, на
котором удобства и скорость оказания услуг стали цениться не меньше, чем
цена и качество. Фаст-фуд намного опередил другие направления бизнеса и
динамично стали развиваться сети ресторанов национальной кухни и
тематические рестораны. В топе 20 самых крупных франшиз: «McDonalds»,
«Burger King», «Body Shop» и др.
Согласно современному исследованию Британской ассоциации
франчайзинга (БАФ) в 2010 году франшизы Англии принесли за год £ 11800
млн., в стране действуют 842 франчайзинговые сети, а в сфере франчайзинга
занято 465 000 людей. Средний оборот одной сети - £ 353 тыс. По охвату
франчайзинга первое место занимает сектор недвижимости, на втором месте
— франчайзинг в сфере услуг.
Иностранный франчайзинг в Великобритании представлен почти на
90% брендами из США и Канады. В свою очередь, отечественные торговые
марки активно продают франшизы зарубежным партнерам. В 2009 году 278
английских сетей работали за границей. В 2011 г. каждая третья франшиза
Англии практикует зарубежную экспансию. Предпочтительными странами
являются европейские: Ирландия, Франция, Германия и Испания. 38%
франчайзеров ставят перед собой цель развивать иностранный франчайзинг,
продвигая свои бренды за пределы страны. Франчайзинг в Великобритании
представляет собой идеальную систему бизнеса, как это демонстрируют 92 %
франчайзи, которые считают франчайзинг очень выгодным формой
организации бизнеса .
Италия – это одна из первых европейских стран, оценившая
преимущества франчайзинга. Здесь франчайзинг – один из немногих
секторов экономики, который постоянно растет, хотя сейчас темпы этого
роста немного замедлились. Франшизы являются эффективным средством
борьбы с кризисными явлениями. Заинтересованность в итальянском рынке
со стороны иностранных франчайзеров объясняется тем, что страна
представляет одну из крупнейших экономик и отличается высоким уровнем
жизни и высокой покупательской способностью населения.
В настоящее время, по данным AssoFranchising, в Италии
зарегистрировано около 900 франчайзеров, 8595 операционных учреждений
и 53 313 франчайзинговых магазина. Оборот франчайзинговых предприятий
достиг 21774 евро, появился 31 новый бренд, открыто около 2000 новых
франчайзинговых точек. В франчайзинговых структурах работают 180 525
человек и на систему франчайзинга приходится 6% от ВВП страны.
Лучшие франшизы по прибыльности принадлежат сетям фаст-фуда,
на их долю приходится 17,4% от общего оборота. Продуктовая розница и
супермаркеты внесли в «общую копилку» 15%, а туризм с долей в 9% занял
третье место в этом рейтинге. География итальянских франшиз такова:
50% сетей работают на северо-западе страны, поскольку экономика севере
страны более развита, чем на юге и лучше условия для развития бизнеса.
Италия – привлекает многих иностранных франчайзеров, здесь есть
бренды из США, Великобритании, Канады, Франции, Германии, Португалии.
Но особенно много франчайзеров из Испании. Затем, по популярности идут
португальские и французские бренды. В настоящее время в Италии работают
25 испанских франчайзинговых сетей, в которые входит 188 учреждений.
Самые известные из них испанские магазины «Ka Internacional» (мебель и
товары домашнего уюта), закусочные «Pans & Company», рестораны
«Cantina Mariachi», мебельные магазины «Banak Importa», детские товары
«Imaginarium», модная одежда «Mango». Объясняется такое обилие
испанских брендов сходством культур, а, следовательно, и схожестью
потребностей и вкусов покупателей. Конечно, важную роль играет и
географическая близость Италии и Испании.
Последние несколько лет франчайзинг в Испании демонстрирует
бурное развитие: ежегодные темпы роста составляют около 17%-40%. В
результате франшизы Испании способствуют глобализации экономики,
масштабному внедрению инноваций, созданию сетей, стандартизации услуг
и товаров.
По последним данным Испанской Ассоциации Франчайзинга, в стране
насчитывается 919 франшиз, 172 из них – иностранные. В стране 70%
испанских франчайзеров, 13% - американских, 10% - французских, 4% итальянских, 2% - британских. Наиболее популярны франшизы компаний
из Франции, США и Канады. Иностранные бренды работают на территории
страны уже долгое время и прекрасно адаптированы к запросам испанских
потребителей.
По количеству франчайзинговых предприятий и их годовому обороту
на первом месте находится сектор продуктов питания (специализированные
магазины, супермаркеты, кейтеринг, фаст-фуд, рестораны, бары и т. п.), на
втором месте — отрасли туризма (туристические агентства, гостиницы), а на
третьем — сфера услуг, связанная со здоровьем и красотой (аптеки, салоны
красоты, парикмахерские), а также курьерские службы. Особенно сильно
франчайзинг развит в розничной торговле, здесь работают 26% всех
франшиз. Из модной одежды и аксессуаров наиболее известны мировые
бренды «Women'secret» (марка женского белья, представлена в 40 странах),
«Zara» (более 1000 магазинов в 60 странах), «Majorica» (ювелирные
украшения из органического жемчуга, представлена в 300 городах мира). В
Восточной Европе успеха добились франшизы компаний «Telepizza»,
«Springfield», «MANGO» и другие. Также за пределы страны вышли
торговые марки, как Pressto (PR-услуги), «Solmania» (товары и услуги в
сфере красоты) и «Паэлья d'Or» (готовые блюда испанской кухни).
Франчайзинг в Испании отличается региональностью. 70% сетей
развиваются недалеко от Мадрида и Барселоны. Региональные
франчайзинговые системы сосредоточены в Валенсии, Андалусии, Арагоне и
Стране Басков. Испанские франшизы более конкурентоспособны на
европейском рынке именно в сфере услуг. Статистика показывает, что
Испания находится на четвертом месте по популярности своих брендов после
Германии, Англии и Франции. Однако такое лидерство в европейском
рейтинге франшиз объясняется, прежде всего, агрессивным маркетингом и
большим числом испанских брендов за рубежом
Мирная политика и нейтралитет позволили Швеции построить
стабильную и успешную экономику. В значительной степени она основана
на внешней торговле, главными партнерами при этом являются Германия,
Дания, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Франция, Бельгия, США и
Китай. В страну ввозят автомобили, нефть, нефтепродукты, металлы, одежду
и продукты. Швеция, в свою очередь, экспортирует: технику, автомобили,
продукты химической промышленности и черной металлургии, изделия из
древесины, целлюлозы и бумаги. Всемирный успех «Сааб», «Икеа»,
«Вольво» свидетельствует о том, что бизнес в Швеции эффективен.
Франчайзинг в стране развивается с 1970 г., и является важной
частью экономики страны. В настоящее время объем продаж через
франчайзинговые сети равен 110 млрд. шведских крон, что составляет 5%
валового внутреннего продукта. В стране действует 15 000 франчайзинговых
компаний, где задействовано около 100 000 человек. Популярные для
франчайзинга отрасли - фаст-фуд, розничная торговля и сфера услуг. 80%
отрасли составляют франшизы из Швеции.
Обычно, франчайзинг ассоциируется с фаст-фудом, однако, в Швеции
этот формат применяется и в других сферах. Самым крупным местным
франчайзером является Posten - почтовый оператор, единственная
организация, которая оказывает все почтовые услуги в стране. Сейчас его
брендом работает около 2800 франчайзи. На втором месте по масштабности
среди местных сетей стоит «Svenska Turistforeningen» (туристическая
компания), которая предлагает отдых на горнолыжных курортах. В ее сеть
входит 309 франчайзинговых единиц. Также в стране успешно развиваются
«Svenska McDonalds» (309 заведений), «Сибилла» (сеть 229 ресторанов).
«JCA Aktiebolag» производит и реализует одежду (217 предприятий в сети)
«AB Svenska Pressbyran» - сеть минимаркетов, которые работают на вокзалах,
аэропортах, автобусных остановках и предлагают товары широкого
потребления (160 франчайзинговых киосков), «Elkedjan» (156 торговых
точек) и др. Сеть ИКЕА вошла в число лидеров мирового рынка.
В странах СНГ и России, кроме ИКЕА, присутствуют и другие
шведские бренды - «Oriflame», «Volvo Trucks», «Ericsson», «SCA», «SKF»,
«TeliaSonera», «Sandvik», «Scania» и др. Среди иностранных инвесторов
Швеция занимает на российском рынке 12 место, 40% ее средств
вкладывается в производство. В Швеции успешно адаптировались
международные франчайзеры. Самыми многочисленными сетями стали
американские: «McDonalds», «7-Eleven», «Burger King».
Франчайзинг представляет собой относительно новую индустрию в
центральных и юго-восточных европейских странах. По данным
исследование показало, что лидерами по применению франчайзинга в
Центральной и Юго-Восточной Европе являются Чехия и Венгрия.
Располагая 90 франчайзинговыми системами и 300 кооперированными
партнерами, Чешская Республика находится в начале многообещающего
развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются
наиболее привлекательными для франчайзинга областями. Из-за высоких
доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов,
наиболее предпочтительными являются сферы, где население обладает
высокой покупательной способностью. В этом регионе регистрируется
сильная конкуренция между американскими и западноевропейскими
франчайзерами. Речь идет о таких американских брендах: «McDonalds»,
«Kentucky Fried Chicken», «Pizza Hut» (быстрое питание), «ТДА Фрайдис»,
«Dunkin' Donuts», «Фьюча Кидс» (обучение), «Holiday Inn», (гостиницы),
немецких: «OBI» (строительные и хозяйственные товары), «Норд-Вест-Ринг»
(оптовая торговля обувью), итальянских – «Stefanel», «Versace», «Ungaro»,
«Versus», «Sergio Rossi» (магазины моды); французских: «Yves Rocher»
(косметика), «Kookai», «Lacoste» (одежда); английских – «Marks&Spencer»
(одежда), «Мазеркер» (одежда для матери и ребенка), «Next» (семейная
мода).
В Венгрии, несмотря на то, что этот способ организации бизнеса
считается относительно новым, существует уже около 300 франчайзинговых
систем и более чем 20 000 франчайзи. Большинство субъектов франчайзинга
работает в сфере быстрого питания, значительное количество – в таких, как
швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки,
гостиницы, почтовые услуги, автоуслуги, недвижимость, туризм, услуги
аренды и распределения и т.д.
Превосходным рынком для американских и европейских франчайзеров
стала Болгария. Устойчивый политический климат, сильный экономический
рост и благоприятная юридическая среда в стране больше чем семи
миллионов человек представляют возможности, которые международные
бизнес, включая франчайзинговый, теперь начинают по достоинству
оценивать.
Среди
самых
популярных
международных
фирм,
предоставляющих франшизу, с устойчивым присутствием на болгарском
рынке «Benetton», «Berlitz», «Best Western», «Век 21», «Dunkin' Donuts»,
«ЭРА», «Хилл Интернэшнл», «Hilton», «Kentucky Fried Chicken»,
«McDonalds», «Pizza Hut», «Radisson», «Remaks», «Shell», «Sheraton»,
«Снеллинг Стаффинг», «Superstore USA», «Офис 1», и «Вилсон Ленинг». На
рынке появились также болгарские франчайзинговые системы. Примером
могут служить болгарская фирма – «Поликонтакт», предоставляющая
франшизу в сфере обслуживания занятости населения и компания «Хэппи»,
которая имеет наибольшую сеть ресторанов в стране.
Франчайзинговый бизнес в Турции вывел отечественные марки на
мировой уровень. Расположение Турции между Ближним Востоком,
Европой, Кавказом и Центральной Азией придает этому государству
уникальный характер. Сегодня экономика Турции отличается идеальной
сбалансированностью сельского хозяйства и промышленности, тесной
взаимосвязью современной промышленности и торговли, развивающегося
малого и среднего бизнеса, при этом предпочтительными отраслями
являются: промышленность, банковское дело, транспорт и коммуникации.
Турецкий бизнес по франчайзингу развивается с 1986 года, когда в
стране открылся первый «McDonald’s». В Турцию по франчайзингу пришли
известные во всем мире европейские бренды. Долгие годы турецкие
производители выпускали обувь и одежду известных мировых марок:
Christian Dior, Armani, Nike, Tommy Hilfiger. Франчайзинг изначально
развивался в сфере фаст-фуда, затем появились франшизы на рынке
одежды, в секторе недвижимости и перевозок,
начали открываться
прачечные. В 90-х на международный рынок вышли франшизы Турции.
Турецкие бренды стали мировыми, во многом благодаря России. Именно в
России торговых точек «Colin’s», «Beko», «Vestel», «Efes Pilsen» больше, чем
в какой-либо другой.
В 2011 году в Турции работало уже около 2000 сетей, они объединили
471 000 франчайзинговых предприятий, 74% из них продвигали торговые
марки отечественного происхождения. В крупных городах рынок в сфере
общепита, розничной торговли и образования достиг насыщения. Ведущие
франчайзеры вышли на международный рынок, предлагая самые выгодные
бизнес идеи.
Сегодня каждая десятая турецкая компания планирует
развиваться по франчайзингу и считает эту систему важным инструментом
для роста своего бизнеса.
Треть франшиз в Турции принадлежит иностранным компаниям. Среди
международных фирм, работающих на территории страны, первое место по
численности занимают немецкие. По данным Министерства экономики, в
Турции работают всего 28 500 иностранных компаний (по франчайзингу в
том числе), из них: 4688 - немецкие компании, 2345 - английские, 1981 голландские, 1945 - иранские, 1176 - американские. Эти фирмы
осуществляют бизнес в таких отраслях, как оптовая и розничная торговля,
обрабатывающая
промышленность,
недвижимость,
строительство,
перевозки и коммуникации, текстильная отрасль, общественное питание.
Сегодня Китай – это огромная торговая площадка, которая она
пестрит многочисленными иностранными и местными, которые успешно
действуют на основе франчайзинга. Так, в 2011 году в Китае было
зарегистрировано около 4 500 франшиз в 70 отраслях. Общее число
франчайзинговых предприятий составило почти 400 000. Несмотря на то, что
в Китае наибольшее количество франчайзеров по сравнению со многими
странами мира, крупных игроков на рынке немного. В среднем в каждую
китайскую сеть входит 43 предприятия, а, например, в американскую - 540. В
стране работает 120 крупных франчайзинговых сетей, их общая выручка за
2010 год - 36,4 млрд. евро. На данный формат бизнеса приходится всего 3-4%
ВВП, в США этот показатель равен 14%. Согласно последним данным в
стране 480 тыс. франчайзи. Количество занятых работников во
франчайзинговом секторе составляет около 10 млн. человек. Среднее число
франчайзи на одну систему выросло с 60 до 83.
Конечно, сектор франчайзинга в Китае не настолько качественен как в
США из-за большой доли иностранных компаний. В Китае представлены
почти все бренды и франчайзеры категории «А», и история их развития в
Китае насчитывает несколько десятков лет. Активными участниками
китайского франчайзингового сектора являются американские, европейские
и азиатские бренды. В свою очередь конкурентный натиск со стороны
иностранных франчайзеров активизировал рост родных китайских брендов.
Если сравнивать Китай с Японией, то здесь национальный сектор
франчайзинга в большинстве своем представлен местными брендами.
Традиционно сложилось, что на китайском рынке франчайзинга
лидируют американские сети. Это - «KFC» и ее 2 тыс. точек, «McDonald’s» около 1 тыс. точек, «Pizza Hut», «Старбакс» и т.д. Но лидером, среди них,
безусловно, является «Кодак». Бренд, который выступает в Китае под
торговой маркой «KEX photo express» и объединяет в своей сети более 9,2
тыс. фотосалонов. Огромная сеть KEX обусловлена тем, что сама компания
осуществляет свою деятельность как совместное предприятие компании
«Кодак» и государственной китайской компании, а китайские частные
предприниматели являются франчайзи сети. По такому же принципу
работает в Китае крупнейшая в мире франчайзинговая сеть компании
«Subway», которая открылась в Пекине в 1995 году. Поскольку
правительство страны старается максимально задействовать в каждом
иностранном предприятии местных предпринимателей, такая форма ведения
бизнеса очень популярна в Поднебесной.
Предприятия национальной китайской кухни – самые главные
представители франчайзинга страны. Быстрорастущая сеть ресторанов
«Малан» (Malan) не только в Китае, но и по всему миру - яркий тому пример.
Свой первый ресторан за пределами страны компания открыла в ЛосАнжелесе в 1999 году, став, таким образом, международным брендом.
Сегодня сеть «Малан» насчитывает более 500 ресторанов по всему миру.
Фишка ресторана – сочетание знаменитой китайской лапши с современным
форматом фаст-фуда, которое и вывело его в лидеры по количеству
франчайзинговых точек. Теперь «Малан» активно догоняет своих
иностранных конкурентов. Популярность китайской кухни настолько высока,
что многие международные сети фаст-фуд включают в свой рацион
китайские блюда.
Китайские розничные сети также стремительно растут. Более 70%
ритейла внедрило систему франчайзинга. Знаменитые восточные (китайские)
супермаркеты популярны во всем мире и чаще всего управляются
иммигрантами из Китая. Почти все известные бренды модной одежды
представлены в Китае, а серийное производство этих торговых марок
традиционно организуется в Поднебесной. Но широко пока только
представлен сегмент недорогой одежды. Однако уже наметился явный
процесс становления местных брендов более высокого уровня. Среди них
торговая марка «BELLVILES», которая активно развивается по
франчайзинговой системе не только в Китае, но и во всем мире.
В Японии
франчайзинг начал развиваться одновременно с
американским. В 1955 году в США было введено понятие коммерческой
франшизы (Business Format Franchisings). В 1957 году между японской
компанией «Токио напитки» и американской Coca-Cola был подписан
франчайзинговый контракт. Это было первое франчайзинговое предприятие.
В 60-х начали развиваться местные бренды, а вскоре франшизы из
Японии появились во многих странах мира. Пионером в 1963 году стала
торговая марка Suzuki. В 1967 компания уже открыла первый
машиностроительный завод за пределами страны, в Таиланде, а в 1982
начала деятельность в Индии. В 2010 году численность сотрудников Suzuki
составляла 51 503 человек. Другой известный местный бренд — Corporation
DUSKIN. Идея применить франчайзинг для развития клинингового бизнеса
пришла основателю после поездки в США. Сразу по возвращению домой
было решено открыть клининговую компанию и искать покупателей ноу-хау,
то есть франчайзи. Сегодня «DUSKIN» в Японии – это сеть,
предоставляющая широкий спектр услуг: от уборки в офисах до ухода за
престарелыми на дому. В 1969 году компания стала первой в Японии,
присоединившейся к Международной ассоциации франчайзинга (IFA). В
1963 году был зарегистрирован бренд японского ресторана Fujiya of Japan, в
том же году он начал развиваться по франчайзингу. В меню: суши, мясо и
морепродукты, приготовленные на глазах у клиентов. С 1970 г. начинается
история франчайзинга «Kozo Sushi», сегодня в сеть входит 1300 точек
общепита по всей территории Японии.
С 1970 года японские франшизы начали сотрудничество с
американскими компаниями фаст-фуда. Так, японская DUSKIN подписала
договор с американской «Мистер Пончик», Торговый Дом корпорации
Mitsubishi – с KFC, магазины Фуджита – с Макдоналдс. Однако какими бы ни
были модели первых франчайзинговых предприятий, данный бизнес в
Японии начал быстро развиваться.
В феврале 1972 года, чтобы это развитие стало еще более динамичным
и организованным, была создана Japan Franchise Association (Японская
ассоциация франчайзинга). Это событие внесло весомый вклад в
франчайзинговую среду. Вход в бизнес был более систематизирован, были
даны определения терминов: франшиза, франчайзер, паушальный взнос и
роялти и
др.
Потенциальным
франчайзи
разъяснялась сущность
франчайзинга. Началась стандартизация партнерских соглашений.
Австралия по-прежнему остается привлекательной страной для
иностранных франчайзеров, особенно из США. Причина в схожести языков и
культуры, в развитой экономике, устойчивой политической среде. Все это
перекрывает ее недостатки — немногочисленность населения и удаленность
континента. Хотя франчайзинг в Австралию «привезли» американцы,
сегодня 91% всех франшиз в стране имеют австралийское происхождение.
Более четверти из них приобрели международный статус. Вопреки
языковому барьеру, но благодаря географической близости, франшизы
Австралии продвигаются в Сингапуре, Малайзии, Китае и Гонконге. Новая
Зеландия и Великобритания уже превратились в традиционные площадки для
развития австралийских брендов.
Австралийские бренды «Country Chicken» (рестораны фаст-фуда) и
«Churinga» (одежда) завоевали признание европейцев, а теперь они вышли
на российский рынок.
В России тоже есть компании франчайзи,
представляющие. Один из них - Кантри Чикен предлагают быстрое
обслуживание, здоровую пищу и дружескую атмосферу в оригинальном
австралийском стиле. Достоинства этой франшизы высоко оценили
российские предприниматели, в результате, в России работает более 400
предприятий Country Chicken.
По данным 2011 года в Австралии зарегистрировано 1025 франшиз.
Франчайзинговый бизнес в Австралии включает в себя 69 900 действующих
предприятий. Как и во многих других странах, на первом месте по
количеству франшиз в отрасли стоит торговля - 26%, на втором общепит, в
том числе фаст-фуд - 17%. В сфере услуг работают 15% всех франчайзеров.
В частности, опыт франчайзинга актуален для развития туристического
бизнеса, услуг озеленения и стрижки газонов, промышленного и бытового
клининга, офисных услуг.
Больше 25% местных франшиз вышли за пределы страны и приносят
миллионы долларов от роялти и франчайзинговых сборов. 68%
австралийских сетей международного уровня выбирают для экспансии своих
брендов англоязычные страны - Новую Зеландию, Великобританию, Канаду
и США. 12% представлены в Европе, остальные - в Юго-Восточной Азии.
Лидером на постсоветском пространстве, по количеству действующих
франшиз, является Россия, где история франчайзинга начинается с
появления на рынке компании «Баскин Роббинс». В настоящее время
«Баскин Роббинс» имеет свыше 100 франчайзинговых и партнерских кафе.
Бизнес в формате франчайзинга в России развивается достаточно
динамично. На сегодняшний день на рынке присутствует около 500
компаний франчайзеров и без малого 20000 франчайзи. К началу 2013 г. 72%
предлагаемых россиянам франшиз, были родом из самой России. Более того,
многие российские франшизы предназначены не только для своей страны, но
и для «экспорта» в страны СНГ. Всего для двух и более стран продается 37%
всех российских франшиз 2013 года.
На российском рынке франшиз лидером является компания «1С»,
занимающаяся разработкой и внедрением программного обеспечения для
бизнеса. С 1991 года она организовала по франчайзингу около 2800
независимых компаний, которые продают, устанавливают и обслуживают
различные управленческие системы под брэндом «1С» на территории СНГ.
Больших успехов на российском рынке добилась компания «Кодак», которая
больше 10 лет успешно развивает партнерскую программу «Коdak-Eхpress».
В России сегодня действуют 1300 франчайзинговых магазинов и салонов под
этим названием.
Активно используется франчайзинг в сфере продажи товаров. При этом
развиваются два основных направления: в первом – отечественные и
зарубежные сети, для которых торговля – единственный вид деятельности.
Наиболее крупные из них: «Красный клуб», «Джинсовая Симфония»,
«Евромода», «Zara», «TATI»
и другие. Во втором направлении –
выстраиваются производственно-сбытовые сети. Лидером в данном
направлении считается компания «Лавка жизни», организовавшая по всей
стране с 1995 года более 2600 франчайзинговых торговых точек. Одно из
направлений деятельности этой многопрофильной фирмы – производство
товаров для здоровья, биологически активных добавок, витаминов, лечебной
косметики, которые реализуются через франчайзинговую торговую сеть.
Создать такую мощную партнерскую структуру «Лавке жизни» помог
хорошо раскрученный брэнд и очень мягкие условия для партнеров.
Сегодня наиболее перспективна для развития франчайзинга сфера
продовольственного ритейла. В столице доля сетей в обороте розничной
торговли только за три года возросла в сто раз. По прогнозам через тричетыре года их доля составит почти 60% розничного товарооборота.
В настоящее время существуют две основные группы форматов. К первой
относятся гипермаркеты и супермаркеты. По всей территории России по
системе франчайзинга формируются сети супермаркетов. Продвижение в
регионы сетевых супермаркетов также происходит путем франчайзинга.
«Эльдорадо», сеть винных супермаркетов «Ароматный мир»,«Седьмой
континент» и «Рамстор» также используют франчайзинговые программы. В
сфере торговли промышленными товарами тоже часто применяется
франчайзинг.
Во вторую включают дискаунтеры и «соседские» магазины. Большая
их часть применяет франчайзинг. Сеть дискаунтеров «Пятерочка» самая
первая с помощью франчайзинга открыла магазин в Воронеже.
«Перекресток» создал для регионов дискаунтеры эконом-формата.За ней
пошла сеть «Копейка», у которой сейчас три франчайзинговых магазина.
Ведь в будущем отдельным магазинам будет сложнее работать на рынке. В
крупных городах имеется потребность в магазинах эконом-класса.
Собственный российский франчайзинг в сфере общественного питания
начинался с сети уличных мобильных киосков – «Стоп-Топ», «Крошкакартошка», «Теремок – Русские блины», которые быстро распространились в
регионы. Вслед за ними начали развиваться и рестораны быстрого
обслуживания. Крупнейшим представителем ресторанного франчайзинга
является компания «Ростик Групп», открыв по своей схеме, за последние три
года, 23 предприятия быстрого обслуживания «Ростикс», а также предложив
франчайзинговую программу для брэнда – «Патио-Пицца». Особо следует
отметить, что развитие франчайзинга в России идет не только в центральной
части, но и в регионах. Новосибирская компания «Подорожник» предлагает
партнерам отлаженную систему быстрого питания, включающую в себя
розничную сеть и цех по производству полуфабрикатов.
В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно. Это
объясняется
объективными
причинами,
такими,
как
низкая
платежеспособность населения и низкая известность сервисных брэндов, в
отличие от промышленных и продовольственных товаров. На рынке туруслуг
многие фирмы предпочитают развиваться в форме франчайзинга, лидерами
являются компании «Kuda.ru», «Велл», а «Машина времени» и «Магазин
горящих путевок», завершили развитие своей франчайзинговой сети. Идет
развитие франчайзинга в сфере активного отдыха, салонов красоты,
Интернет-торговли, образования, медицинского обслуживания, на рынке
мобильной связи. Но темпы остаются крайне низкими.
Бурно развивается франчайзинг в бизнесе по продаже бензина. Так,
ЛУКОЙЛ имеет сегодня 185 франчайзинговых автозаправок, активно
работают франчайзи компаний ЮКОС, ТНК, «Славнефть», «Сибнефть». А
вот в производственной сфере предложений по франшизе гораздо меньше.
Что касается иностранных франшиз, их доля составляет порядка 40%.
Лидерами являются такие бренды, как «McDonald’s», «KFC», «Subway»,
«Baskin Robbins», «Burger King», Синнабон, «Pizza Hut», а из ритейла «Terranova», «TOM TAILOR GmbH», «CALLIOPE», «Tommy Hilfiger»,
«Mango» и
распространяются в основном путем продажи генеральной
франшизы местным предпринимателям. Так, в России в 2013 году было
открыто 57 новых точек «McDonald’s» и общее количество ресторанов
достигло 413. В 2013 году «KFC» создало в РФ 37 новых точек, теперь их в
России — 201. «Subway» расширил сеть,
открыв в 2013 году еще 190
новых ресторанов, теперь всего их на рынке России - 514.
По данным американских экспертов, международный франчайзинг
принес России более 600 млн. долларов инвестиций.Таким образом,
франшизы в торговле стоят на первом месте и составляют 55% всего рынка,
но наметилась тенденция на снижение. Они постепенно вытесняются
франшизами сферы услуг (26%), и у этой тенденции есть шанс продержаться
еще несколько лет. На общественное питание приходится 15% от общего
числа франшиз, остальные 4% делятся между производством и другими
отраслями.
Рынок франшиз в Белоруссии нельзя назвать динамично
развивающимся. Пока он находится в стадии становления. Объяснить это
можно тем, что законы, касающиеся франчайзинга, появились в этом
государстве лишь в 2005 году. Пока отрасль успешно развивалась в соседних
странах, Беларусь по причине законодательных ограничений не была
затронута этим процессом. В настоящее время все франчайзинговые
договоры в республике должны регистрироваться в Национальном центре
интеллектуальной собственности. Согласно данным этой организации, за
период 2005-2012 гг. в Белоруссии было заключено 130 договоров
франчайзинга. За этот отрезок времени было продано порядка 30 франшиз,
из которых реально работает около половины.
В Беларуси фанчайзинг не получил должного развития. Рынок не
насыщен брендами, конкуренция отсутствует. В городах имеется высокий
спрос на известные международные бренды с нестандартными концепциями.
Среди них: производственный франчайзинг, специализированные заведения
общепита, услуги для определенной категории потребителей. В небольших
городах предприниматели предпочитают покупать недорогие франшизы
успешных отечественных компаний. Имеются и другие преимущества,
которые в совокупности делают республику привлекательной для
иностранных франчайзеров.
Рынок франчайзинга в Украине представлен отечественными и
зарубежными брендами. Причем 50% последних – это российские торговые
марки. Некоторые местные фирмы развиваются на международном рынке, в
их числе «FFS» - строительная компания, а также франчайзинговые
магазины одежды – «Arber», «VD One» и «Джинсы Суперцена». Самые
популярные франшизы в Украине: «SELA», «Евротоп», «Форнетти»,
«DiaWest», «Пицца Челентано», «Наш Край»,«Аптека Доброго Дня», «ТНК».
Компания «McDonald's» на украинском рынке фаст-фуда открывает только
собственные заведения, поэтому в список популярных франшиз не входит. В
настоящее время в Украине работает около 22 000 объектов, открытых по
франшизе. Самыми популярными нишами для потенциальных франчайзи
остаются розничная торговля и ресторанный бизнес. Но темпы роста этих
сегментов уже не так высоки, как например, сферы услуг. Именно этот
сектор переживает бум.
По разным оценкам, насчитывается от 80 до 120 франчайзинговых
сетей. Наиболее распространенный франчайзинг в таких сферах, как
торговля - 57,6%, общественное питание - 19,2%, сфера услуг - 18,4%,
производство - 2,5%, информация - 2%. В Украине в 2012 г.
функционировало 409 франчайзеров, а вообще количество франчайзеров
было 862, из них членов АФУ - 124; виртуальных - 453. Наибольшее
количество франчайзеров наблюдалось в 2011 году - 412. Следует отметить,
что количество франчайзеров в течение 2001–2012 гг. в целом выросло, что
объясняется заинтересованностью иностранных предприятий к рынку
страны.
В Украине, количество заявленных франшиз в 2013 году составило
почти 300, из них всего 50 соответствуют международным стандартам. Для
сравнения: во Франции оно составляет 1658, в Турции – 1888, в Китае – 4000
франшиз. На сегодняшний день франчайзинговый бизнес в Украине
представлен 6000 заявленных торговых точек, из которых полноценно
работают лишь 3000. А из общего количества франшиз, только 20% являются
национальными, тогда как остальные 80% – иностранного происхождения.
Нестабильность экономической и политической ситуации тормозит развитие
франчайзингового бизнеса в стране. Так, в 2009 году посещаемость
франчайзинговых магазинов, в том числе и крупных торговых центров, упала
на 80%. В некоторых розничных сетях выручка снизилась на 90%.
Популярные международные франчайзинговые компании, которые
ищут партнеров в Украине – это «Burger Club», «NY Street Pizza», «US
Sports», «Garcia», «Columbia», «Liqui Molly» и др. Также готовый бизнес
предлагают и местные бренды: «Наминайко» (точки выпечки), «Евротоп»
(обувные магазины), «Автопапа» (автоаксессуары для безопасности ребенка),
магазины «Ваш карниз» и др.
Иностранные инвесторы и бизнесмены, готовые развивать свое дело на
мировом рынке, часто рассматривают возможность работы в странах
Латинской Америки. Развитие франчайзинга здесь характеризуется своими
особенностями, что выражается в активной экспансии американских и
других франчайзинговых гигантов и медленным ростом национальных
франчайзинговых систем, особенно в сфере услуг.
Мексика - это неотъемлемая часть американского франчайзингового
пространства. Франчайзинг в стране развивается уверенно и динамично.
Франчайзинговый бизнес в Мексике начал развиваться с открытием первого
партнерского филиала Mac Donald’s в 1985 г. Рестораны быстрого питания
на протяжении многих лет являлись «передовиками» франчайзинга в
Мексике. Однако в последние годы неожиданный рост показал сектор услуг.
Наиболее перспективными стали автомобильный франчайзинг (мойка,
ремонт), услуги по уходу на дому, уход за пожилыми людьми,
образовательные услуги, центры раннего детства, фитнес-клубы и
тренажерные залы, курортный бизнес.
Франчайзинг в государствах Сальвадор, Гватемала, Панаме, КостаРика, Никарагуа, Белиз развивается при поддержке США. Показателем
успеха может служить «куриный бренд» «Pollo Campero» (фаст-фуд) из
Гватемалы. Популярность в регионе объясняется тем, что традиционный
обед гватемальца - это фасоль, рис и курица. Поэтому под маркой «Pollo
Campero» открываются по франчайзингу фаст-фуды и уже завоевали любовь
во многих странах Центральной Америки, в США и Мексике.
Бразилия - ключевое государство в Латинской Америке. В стране
хорошо развито законодательство, защищены частная собственность и
инвестиции. Франчайзинг эффективно развивается в сфере образования,
медицинских услуг, фаст-фуда. По данным World Franchise Council
(объединение национальных ассоциаций франчайзинга) на апрель 2010 года
в стране зарегистрировано 1200 брендов, 90% из них — бразильские, в
системе франчайзинга создано 22 000 рабочих мест,
производственный
франчайзинг за год вырос в среднем на 15%. Бразилия по потенциалу входит
в четверку крупнейших франчайзинговых рынков.
Франчайзинговые компании также чувствуют себя уверенно в Чили.
Здесь стабильная экономика, благоприятный деловой климат, разумная
степень контроля со стороны государства, низкий уровень коррупции. До 80х годов Уругвай и Аргентина составляли единый франчайзинговый рынок. В
зону действия договоров коммерческой концессии входили одновременно
оба государства. Однако после мирового финансового кризиса оказалось, что
Уругвай более успешно преодолел негативные последствия, в настоящее
время местные и зарубежные франчайзинговые сети активно осваивают
рынок в этой стране.
Таким образом, наиболее перспективными странами для ведения
франчайзинговой деятельности в регионе являются Бразилия, Мексика,
Пуэрто-Рико, Чили и Уругвай. Тем не менее, для эффективного развития по
франчайзингу в этих странах необходимо серьезно подойти к адаптации
франшизы, обучению и поддержке местных франчайзи, также необходимы
долгосрочные инвестиции. В этих странах главными франчайзерами
являются крупные международные компании со своими
известными
торговыми марками.
4. Основные тенденции развития франчайзинга в зарубежной
практике
На международном и европейском уровнях, законодательная основа
франчайзинга оставалась в течение долгого времени неизведанной. До этого
момента, только в 3 странах (США, Румынии и Республике Молдова)
приняты специальные законы относительно деятельности франчайзинга. Есть
страны (Франция, Германия, Россия), где законодательная основа содержится
в других законах подобно Гражданскому Кодексу, законам, связанным с
предпринимательской деятельностью, различным нормативным актам,
принятым
Правительством
или
специализированными
неправительственными организациями и т.д.
На институционном уровне, система франчайзинга представлена и
продвинута некоммерческой международной ассоциацией - Европейской
Федерацией Франчайзинга (ЕФФ). Основными ее целями являются
содействие развитию франчайзинга в Европе;
представление интересов
франчайзинга
в
международных
организациях;
продвижение
и
представление европейского франчайзинга и его членов на международной
арене; обмен информацией и документацией между национальными
ассоциациями франчайзинга стран Европы и других континентов.
Единое Европейское законодательство в области франчайзинга,
основывается на двух документах:
– Европейский Кодекс этики франчайзинга (принят в 1991 г.);
– Регламент «Block Exemption» (принят Экономической комиссией
Европейского экономического сообщества в 1999 г.).
Таким образом, анализ зарубежного опыта развития франчайзинга
позволил сделать следующие выводы.
1. В настоящее время франчайзинг является неотъемлемой и
динамичной частью экономики во всех развитых странах и наблюдается
тенденция стремительного роста франчайзинга во всем мире.
Можно
выделить следующие факторы, которые создают предпосылки для
стремительного роста франшизных систем во всех странах.
Во-первых, выравнивание темпов роста объемов продаж
во
франчайзинговых сетях традиционных направлений, таких как быстрое
питание, минимаркеты,отели, мотели, аренда автомобилей. В каждой из этих
областей в глобальном масштабе доминирует относительно небольшое
количество компаний, владеющих известными торговыми марками.
Во-вторых, продолжение быстрого роста и агрессивной экспансии
сектора услуг в национальных экономиках и мировой экономике в целом. В
сфере услуг продолжается специализация и выделение новых рабочих ниш
(как, ремонт жилищ, дизайн интерьера и реализация дизайнерских проектов,
уход за газонами, услуги в области жилья, уход за детьми, услуги в области
воспитания и др.).
В-третьих, активные процессы слияний и поглощений, при которых
небольшие сети объединяются друг с другом, или поглощаются гигантами
бизнеса. Крупный корпоратиный бизнес проявляет повышенный интерес к
франчайзинговым сетям как объекту инвестирования.
В-четвертых, усиление тенденции присоединения независимых малых
предпринимателей к франчайзинговым сетям. Этот процесс протекает в двух
направлениях. С одной стороны, франчайзинговые сети проявляют
повышенную агрессивность, стремясь расширить зону влияния за счет
обращения в свою систему независимые фирмы, с другой стороны,
последние все в большей мере начинают искать пути повышени своей
конкурентоспособности, присоединяясь к известным сетям с раскрученным
товарным знаком.
В-пятых, усиление глобализации. Франчайзинговые компании, не
только американские, но и из других стран активно выходят на мировые
рынки, создавая сети в других регионах.
В-шестых, формирование зрелых концепций и систем управления. По
мере развития франчайзинговых компаний и достижения ими зрелости
устанавливаются формы и методы управления, формируется корпоративная
культура, отличающаяся от других систем. Одновременно, сеть приобретает
черты крупных фирм с характерной для них бюрократизацией,
предпринимательский стиль меняется на корпоративный, в котором топ
задают топ менеджеры.
2. Признанными лидерами франчайзинга и экспортерами франшизного
бизнеса в мире — США, Канада, Китай, Япония и Австралия, а лидерами
Европы — Германия, Франция и Великобритания. В США в 2013г.
функционирует
3500
концепций
франчайзинга,
а
количество
франчайзинговых точек – свыше 757 тыс. точек (рисунок 3-4).
Филиппины
125 000
Мексика
78 000
Германия
72 700
Турция
Великобритания
51 200
39 000
757 438
США
Россия
74 657
Рисунок 3 - Количество франчайзинговых точек в 2013 г.
1 300
Филиппины
1 500
Мексика
Германия
985
Турция
Великобритания
1 450
930
США
Россия
3 500
1 300
Рисунок 4- Количество франчайзинговых концепций в 2013 г.
В европейском рейтинге Топ-500 франчайзеров первое место занимает
«McDonald`s», а на четвертом месте другая американская сеть фаст-фуда –
«Burger King». Следует отметить, что «McDonald`s» зарабатывает в Европе
больше, чем в США.
На зарубежных рынках франчайзинг традиционно считается методом,
позволяющим развивать
национальные предприятия. Так по данным
Европейской ассоциации франчайзинга, число национальных франшиз в
общем объеме предлагаемых на рынке франшиз более 90% (Италия,
Австрия, Китай). Между тем, 80% франшиз в Европе имеют европейское
происхождение. Лидером же рейтинга является Франция – 115 компаний. У
Голландии 71 франчайзер, Германия представлена 50 франчайзерами, Италия
– 47, а Великобритания – 31.
3. На наш взгляд, Страны Восточной Европы и Азии являются
наиболее перспективными как для появления новых франшиз, так и для
приобретения популярных национальных и зарубежных франшиз. К таким
странам в первую очередь относятся Китай, Въетнам, Индия, Польша, Чехия,
страны Юной Африки и государства постсоветского пространства.
4. Страны центральной и юго-восточной Европы, такие как Болгария,
Венгрия, Дания считаются на сегодняшний день инвестиционно
привлекательными для развития франчайзинга.
5. Наиболее активно франчайзинг развивается в России, Казахстане и в
Украине. Лидером в странах СНГ является Россия. Во всех государствах
действуют ассоциации франчайзинга, установившие отношения с
Международной Ассоциацией Франчайзинга, кредитные организации,
формируется
среда
юридических
и
консалтинговых
компаний,
специализирующихся на обслуживании субъектов франчайзинга. Приняты
основные законодательные акты, регулирующие отношения в данной
области. Развивается франчайзинг и на постсоветском пространстве:
Молдавии, Белоруссии, Узбекистане, Азербайджане и др.
6. В странах СНГ наиболее высокий рост франчайзинговых сетей
наметился в сфере розничной торговли, в сфере услуг франчайзинг
развивается менее активно. Помимо универсамов и гастрономов, с которых
началось развитие франчайзинга в розничной торговле, начали активно
развиваться франчайзинговые торговые сети, которые специализируются на
отдельных категориях товаров. В странах СНГ франчайзинг укоренился в
начале 1990-х годов с помощью таких иностранных компаний, как «Кодак»,
«Баскин Роббинс», «Макдональдс», «Пицца Хат» и др. Но в настоящее время
начинают превалировать российские бренды.
7. Сферами экономики, в которых франчайзинг получил на
сегодняшний день наибольшее распространение, являются заведения фастфуда - около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля
(в том числе продуктами питания) - 15%, сфера услуг (в том числе
спортивных и туристических) - около 12%, автомобильные перевозки и
обслуживание - 8%, строительство - 7%. При этом около 50% всех
франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место
принадлежит заведениям фаст-фуда, ресторанам, магазинам промышленных
и продовольственных товаров. В среднем около 80% заведений фаст-фуда
крупнейших мировых операторов находятся в управлении франчайзи.
Таким образом, анализ зарубежной практики применения
франчайзинга позволил выявить наиболее развитые рынки, активно
использующие систему франчайзинга, и рынки, обладающие огромным
потенциалом, но
ввиду наличия факторов, сдерживающих развитие
франчайзинга, не полностью освоившие его механизм.
5.
6.
7.
8.
Контрольные вопросы
Опишите этапы зарождения и эволюции франчайзинга за рубежом.
Объясните причины глобализации франчайзинга.
Охарактеризуйте особенности франчайзинга в различных странах.
Определите основные тенденции развития франчайзинга в зарубежной
практике.