Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 7. Развитие франчайзинга на региональном уровне
Цель лекции: изучение механизмов государственной поддержки на
региональном уровне в Казахстане
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Основные вопросы:
Основные компоненты региональной структуры франчайзинга.
Характеристика
основных
инструментов
институциональной
поддержки франчайзинга.
Региональный франчайзинг по характеру решаемых проблем, периоду
реализации и масштабам применения.
Проблемы региональной инфраструктурной поддержки франчайзинга
в Казахстане.
Характеристика модели инфраструктурной поддержки франчайзинга.
Структура и функция региональных центров франчайзинга в
Казахстане.
Стимулирование предпринимательства в формате франчайзинга
является значимым элементом повышения конкурентоспособности
отечественной экономики в целом. Основой стимулирования деловой
активности в региональном экономическом пространстве является
инфраструктурное обеспечение предпринимательства. Данная проблема
особо актуальна в свете выявленной в ходе анализа тенденций
недостаточного развития франчайзинга в регионах и
высокой его
концентрации в гг.Алматы и Астана, а также необходимостью создания сети
предприятий как отечественными, так и зарубежными франчайзерами в
регионах.
Региональная
инфраструктура
предпринимательства
как
организационно-экономическая система, способствующая формированию
благоприятных условий для повышения эффективности хозяйственной
деятельности субъектов франчайзинговых отношений в экономике региона,
призвана выполнять следующие ключевые функции:
1) обеспечивать непрерывность воспроизводственного процесса в
секторе франчайзинга путѐм создания необходимых условий для ускорения
процесса движения товаров, услуг и информации о них;
2) регулировать деятельность франчайзи и франчайзеров посредством
формирования соответствующих институтов;
3)стимулировать
деятельность
субъектов
этого
формата
предпринимательства через оказание поддержки в информационной,
финансовой, консалтинговой и других сферах.
В составе региональной инфраструктуры франчайзинга можно
выделить следующие компоненты:
1) инфраструктура региональных рынков, определяемая нами как
организационно-экономическая система, обеспечивающая взаимодействие
франчайзи и франчайзеров с другими хозяйствующими субъектами в
региональном воспроизводственном процессе;
2) институциональная инфраструктура, представляющая систему
институтов, призванных обеспечить организационно-правовые условия
осуществления предпринимательской деятельности субъектов франчайзинга
и их взаимодействия с субъектами инфраструктуры поддержки;
3) инфраструктура поддержки - как система, включающая
совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, содействующих
развитию хозяйственной деятельности франчайзи и франчайзеров в
экономике региона, посредством инфраструктурного обеспечения поддержки
их деятельности. Субъекты инфраструктуры поддержки посредством
обратной
связи
опосредуют
воздействие
институциональной
инфраструктуры региона на организацию и развитие хозяйственной
деятельности субъектов малого предпринимательства, внося вклад в
формирование благоприятной деловой среды региона.
В настоящее время в зарубежной и отечественной практике
инфраструктурной поддержки малого бизнеса применяется большое
количество инфраструктурных инструментов поддержки, которые,
применимы и к предприятиям сектора франчайзинга. Все многообразие
этих инструментов можно классифицировать по следующим критериям:
I. По характеру решаемых проблем:
1. Организационно-производственные инструменты – инструменты,
позволяющие решать проблемы, связанные с приобретением движимого или
недвижимого имущества на льготных условиях (лизинг, аренда помещений и
земельных участков); организацией производственного процесса (субподряд,
предоставление местного заказа с гарантированным обеспечением
ресурсами); продвижением продукции на региональные рынки (организация
выставок-продаж и ярмарок, создание центров по изучению внутреннего и
внешнего рынков, помощь в проведении маркетинговых исследований).
2. Финансово-кредитные инструменты – это группа инструментов,
позволяющих решать проблемы доступа франчайзи к финансовым средствам
на всех этапах его жизненного цикла. К основным инструментам данной
группы относятся микрокредитование, льготное кредитование, лизинг на
специальных условиях, предоставление поручительств и гарантий под
кредиты коммерческих банков и инвесторов.
3. Научно-образовательные инструменты – инструменты, необходимые
для формирования инновационной направленности бизнеса: подготовка
кадров для инновационного предпринимательства (организация бизнессеминаров, бизнес-тренингов, курсов повышения квалификации); доступ к
новым технологиям; обеспечение взаимодействия между научно-исследовательскими структурами и малыми предприятиями.
4. Информационные инструменты, помогающие решать проблемы
повышения
доступности
информационных
ресурсов,
а
также
профессионального консультационного сопровождения бизнес-процессов. К
основным инструментам данной группы относятся консалтинговые и
аудиторские услуги; создание веб-сайтов, содержащих информацию об
условиях предпринимательской деятельности в регионе, структурах и
программах поддержки малого предпринимательства, изменениях
законодательства по ведению бизнеса; льготное обеспечение возможности
доступа в сеть Интернет.
II. По периоду реализации:
1. Оперативные инструменты, которые способствуют решению
текущих проблем финансово-хозяйственной деятельности франчайзингового
предприятия на всех этапах жизненного цикла товара (консалтинговые
услуги, микрокредитование, организация участия в бизнес-тренингах,
бизнес-семинарах, предоставление помещений на льготных условиях).
2. Стратегические инструменты, направленные на решение
долгосрочных задач, необходимых для обеспечения стратегии развития
бизнеса (лизинг на специальных условиях, проведение маркетинговых
исследований, повышение квалификации, субподряд).
Принятие решений о применении оперативных инфраструктурных
инструментов поддержки осуществляется непосредственно самим малым
предприятием. Применение стратегических инструментов зачастую требует
привлечения квалифицированной помощи со стороны субъектов
региональной инфраструктуры поддержки с целью обоснованного их выбора.
III. По масштабам применения:
1. Универсальные инструменты – которые могут быть использованы на
всех стадиях жизненного цикла товара (организация участия в ярмарках,
выставках, консалтинговые услуги, доступ к информационным ресурсам).
2.
Специализированные
инструменты
–
инфраструктурные
инструменты поддержки, призванные решать проблемы, характерные только
для конкретной фазы жизненного цикла товара (поручительства и гарантии
под кредиты коммерческих банков, проведение маркетинговых
исследований, лизинг на специальных условиях, привлечение к участию в
муниципальных
заказах).
Совершенствование
инфраструктурного
обеспечения поддержки франчайзинга в регионе достигается в процессе
реализации совокупности инфраструктурных инструментов поддержки.
Основой создания регионального комплекса инфраструктурного обеспечения
поддержки малого предприятия является концепция «жизненного цикла
товара», позволяющая рассматривать проблемы и потребности, возникающие
у малого предприятия на каждом этапе развития, в комплексе с
соответствующими
инструментами
инфраструктурного
обеспечения
поддержки его деятельности. Каждая фаза жизненного цикла товара требует
разработки и реализации определѐнной стратегии, в целях обеспечения
конкурентоспособности товара на рынках. Многообразие региональных
инфраструктурных инструментов поддержки и вариантов стратегии развития
обуславливает комплексный подход к выбору состава инфраструктурных
инструментов поддержки (таблица 16).
В настоящее время в большинстве регионов Республики Казахстан вопервых, сформирована региональная инфраструктура поддержки малого
предпринимательства
как
сеть
специализированных
учреждений,
способствующих развитию предпринимательства в регионе, во-вторых,
формируются Региональные центры развития франчайзинга по Программе
Фонда развития предпринимательства «Даму». И, в-третьих, в рамках
содействия развитию малого предпринимательства региональные органы
власти выполняют следующие основные функции: регулирующая,
контролирующая и координирующая.
Исследование франчайзинговой деятельности на региональном уровне
предполагает проведение SWOT–анализа франчайзинга в РК, выявление
основных его проблем с последующей разработкой стратегии расширения
деятельности предприятий. Главная особенность – комплексный подход к
решению проблем франчайзинга путем объединения решений отдельных
локальных
задач,
рисков
внешнего
характера
с
факторами,
способствующими реализации механизма решения проблем. Для устранения
проблем и оказания эффективной поддержки малым предприятиям,
работающим на основе франчайзинга, на основании предложенного нами
механизма государственной поддержки франчайзинга и регионального опыта
его реализации, нами предлагается комплекс мер для поддержки поддержки
франчайзинга в РК, который может быть использован в любом регионе
страны. Поддержка на республиканском уровне предполагает создание и
усиление роли Фонда «Даму» и Национального центра по франчайзингу, с
выделением в его структуре региональных центров франчайзинга;
формирование правового обеспечения франчайзинговых отношений
посредством внесения дополнений и изменений в существующее
законодательство по франчайзингу; разработку системы мониторинга
франчайзингового предпринимательства в регионах для определения
проблем и перспектив его развития.
В республике в настоящее время Региональные Центры франчайзинга
создаются без образования юридического лица в партнерстве с
региональными организациями, имеющими возможность и потенциал для
предоставления консультационных, информационных и обучающих услуг в
сфере
франчайзинга
для
действующих
субъектов
частного
предпринимательства и потенциальных предпринимателей.
Таблица 16 - Функции и состав региональной инфраструктуры
поддержки франчайзинга
Региональная инфраструктура поддержки франчайзинга
Функции
организационная
информационная
- улучшение организационно-экономических - расширение спектра информационных
условий предпринимательской деятельности услуг,
содействующих
развитию
предпринимательской деятельности
Подсистемы
организационная
информационная
- совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, способствующих
формированию
благоприятной
предпринимательской
среды
для
функционирования предприятий в малых
формах
Направления поддержки
улучшение
стартовых
условий
деятельности
малых
предприятий
и
предоставление в аренду имущества и земли
на льготных условиях;
- финансирование перспективных проектов
малых предприятий и обеспечение доступа к
финансовым ресурсам через развитие сети
специализированных финансово-кредитных
институтов;
- помощь при освоении производства новых
видов продукции, внедрении технологий
Элементы
1)
управленческая
инфраструктура
поддержки
малых
предприятий
(совокупность
государственных
и
негосударственных
учреждений
и
организаций,
которые
оказывают
комплексную
поддержку
малым
предприятиям на стадии их становления);
2)финансово-кредитная
инфраструктура
поддержки малых предприятий (финансовокредитные организации, различные фонды,
способствующие упрощению доступа малых
предприятий к финансовым ресурсам);
3)
научно-техническая
инфраструктура
поддержки
малых
предприятий
(сеть
специализированных
организаций,
содействующих разработке и реализации
инновационных проектов).
совокупность
коммерческих
и
некоммерческих
организаций,
обеспечивающих
доступ
малых
предприятий
к
информационным
ресурсам,
необходимым
для
осуществления их деятельности
- повышение образовательного уровня
предпринимателей
в
области
менеджмента, организации производства,
финансов, маркетинга и т.д.
- улучшение условий доступа к
качественной и достоверной информации
о конъюнктуре региональных рынков,
программах
поддержки
предпринимательства,
действующих
положениях и изменениях нормативноправовой базы и т.д.
1)
образовательная
инфраструктура
поддержки
малых
предприятий
(совокупность
государственных
и
негосударственных
учреждений
и
организаций, которые осуществляют
обучение
и
повышение
уровня
экономического
образования
предпринимателей,
государственных
служащих,
оказывающих
консультационную поддержку субъектам
малого предпринимательства);
2) консультационная инфраструктура
поддержки малых предприятий (совокупность
государственных
и
негосударственных
учреждений
и
организаций, предоставляющих малым
предприятиям
информационноаналитические услуги).
Основной целью Центра франчайзинга активная поддержка субъектов
частного предпринимательства и обеспечение качественного развития
франчайзинговых отношений в консультационных и консалтинговых услугах
по созданию и эффективному ведению бизнеса на условиях франчайзинга
населению с предпринимательской инициативой и действующим субъектам.
При этом Центр предоставляет три пакета стандартизированных услуг, как
стандартизированный пакет бесплатных услуг, стандартизированный пакет
платных услуг и дополнительные платные услуги.
Но, несмотря на расширение направлений поддержки франчайзинга,
сегодня одним из недостатков региональных инфраструктур поддержки
франчайзинга является отсутствие координации взаимодействия этих
субъектов. Поэтому ключевым направлением формирования регионального
комплекса инфраструктуры франчайзинга является, по нашему мнению,
укрепление позиций создаваемых Региональных центров развития
франчайзинга предпринимательства путем расширения направлений
деятельности. Результатом такого расширения деятельности
центра
франчайзинга в регионе должно стать повышение информированности
предпринимателей в вопросах ведения франчайзингового формата бизнеса, а
также информированности органов местного управления о состоянии
франчайзинга в регионе с целью повышения эффективности координации и
регулирования принимаемых мер по развитию франчайзинга.
Модель координации взаимодействия субъектов регионального
комплекса инфраструктурной поддержки франчайзинга представлена на
рисунке 16.
6
6
Региональный
орган исполнительной власти
6
2
3
5
6
1
Организационная
подсистема
2
3
Региональный центр
развития
франчайзинга
4
3
5
6
5
Субъекты
франчайзинга
4
Информационная
подсистема
инфраструктуры
инфраструктуры
поддержки
Производство товаров и услуг
Информация
Ресурсное обеспечение
Услуги поддержки
Координация
Рисунок 16 – Модель инфраструктурной поддержки франчайзинга
Технология взаимодействия регионального центра поддержки
франчайзинга, субъектов инфраструктуры поддержки и субъектов
франчайзинга в регионе имеет следующую последовательность:
1. Малое предприятие, планирующее работать по франчайзингу,
обращается в Региональный центр развития франчайзинга для получения
информации о направлениях и наборе инфраструктурных инструментов
поддержки, предоставляет учредительные документы и документы
бухгалтерской отчетности. Координационный центр определяет проблемы и
потребности малого предприятия на данном этапе жизненного цикла товара и
соответствующий региональный комплекс инфраструктурных инструментов
поддержки.
2. Субъекты инфраструктуры поддержки малых предприятий
предоставляют в Региональный центр франчайзинга информацию о
применяемых формах и инструментах поддержки.
3. Региональный центр франчайзинга направляет малое предприятие к
соответствующим субъектам инфраструктуры поддержки и координирует их
деятельность.
4. Субъекты инфраструктуры поддержки оказывают содействие
развитию франчайзинга по тем направлениям его деятельности, которые в
данной фазе жизненного цикла товара наиболее проблематичны.
5. Региональный центр франчайзинга проводит анкетирование малых
предприятий о результатах оказанной ему помощи. Кроме того, субъекты
инфраструктуры поддержки информирует координационный центр о видах,
условиях и результатах предоставления комплекса инфраструктурных
инструментов поддержки конкретному малому предприятию.
6. Специализированный региональный орган исполнительной власти на
основе обратной связи осуществляет мониторинг эффективности мер
поддержки и в случае необходимости может предоставлять субъектам
региональной системы поддержки франчайзинга необходимое ресурсное
обеспечение из государственных источников. Через Региональный центр
франчайзинга субъектам инфраструктуры поддержки может быть
предоставлено ресурсное обеспечение независимых организаций и
объединений предпринимателей.
Результатом разработки модели координации взаимодействия
субъектов регионального комплекса инфраструктурной поддержки
франчайзинга будет систематизация предоставления инфраструктурной
поддержки малым предприятиям региона, что будет способствовать
решению актуальных задач социально-экономического развития региона.
Анализ целей и направлений деятельности субъектов инфраструктуры
развития франчайзинга Республики Казахстан позволил сделать вывод о
несогласованности их действий при планировании мер поддержки.
Отсутствует координация деятельности субъектов инфраструктуры
поддержки при формировании инфраструктурного обеспечения поддержки
субъектов малого бизнеса. С целью совершенствования практики
применения инфраструктурных инструментов поддержки франчайзинга в
регионе автором предлагается расширить деятельность Национального
центра франчайзинга при АО «Фонд развития предпринимательства «Даму».
Республики.
Функционирование
регионального
комплекса
инфраструктурной поддержки франчайзинга должно осуществляться при
участии Министерства финансов, которое составляет проект бюджета
Республики Казахстан и обеспечивает его исполнение в установленном
порядке.
Основная цель Региональных Центров франчайзинга
будет
заключаться в реализации организационно-экономического механизма
обеспечения развития франчайзинга на территории и формирования
привлекательности
франчайзинга
для
субъектов
частного
предпринимательства через следующие функции: организационную,
консультационно-информационную, аналитическую,
маркетинговую,
обучающую. Предлагаемые нами функции значительно шире, чем в
реальном режиме осуществляют в настоящее время указанные Центры.
Новизна в подходе расширения функций Региональных центров
франчайзинга проявляется в самом понимании аналитической функции
центров, в рамках которой осуществляется социально-экономический
мониторинг франчайзинга в регионе. Систематические целенаправленные
опросы субъектов франчайзинга и экономический анализ их деятельности
позволяют держать под контролем процессы, происходящиеся на рынке
франчайзинговых услуг. С помощью мониторинга возможно более
эффективное проведение учета недвижимости и нежилых помещений,
оборудования, технических средств, вычислительной техники и т.д. с целью
использования их предпринимателями, в том числе на льготной основе.
Наличие полной своевременной и достоверной информации о
процессах, происходящих в различных отраслях и сферах жизнедеятельности
региона, является необходимым условием организации эффективного
управления его развитием. В то же время перед региональными органами
власти и управления стоят проблемы, касающиеся франчайзинга:
- эффективной организации сбора информации ввиду огромного
количества показателей, характеризующих социально-экономическое
положение региона;
- объективной оценки происходящих в регионе изменений;
- прогнозирования развития социально-экономических процессов;
- своевременной
разработки
регулирующих
воздействий,
направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных
тенденций.
Решение этих проблем обеспечит организация в регионе системы
мониторинга социально-экономического развития. Для устранения
конкретных причин, тормозящих развитие франчайзинга в
регионе,
необходима разработка системы социально-экономического мониторинга,
которая является одним из средств повышения эффективности
регулирования региональной экономики.
Мониторинг социально-экономической ситуации представляет собой
организованное системное наблюдение за ходом и характером качественных
изменений в экономике, связанных с ее переходом из одного состояния в
другое. Он рассматривается как начальное звено в системе: мониторинг –
анализ – выработка экономической политики – достижение оптимального
состояния. Его задачей является не только наблюдение, но и накапливание
фактов состояния и динамики хозяйства в переходный и последующие
периоды. Используемые в настоящее время методы контроля ситуации
(статистические наблюдения, специальные исследования) не полностью
отвечают принципам системности, положенным в основу современной
организации мониторинга.
Структура мониторинга должна включать:
мониторинг качества франчайзинга;
мониторинг деятельности франчайзера;
мониторинг деятельности франчайзи;
мониторинг количественных показателей франчайзинга в регионе
и вклад в решение межрегиональных и республиканских проблем,
мониторинг хода реализации национальных программ на
территории,
мониторинг социально-экономического потенциала региона и
эффективности развития франчайзинга.
При организации мониторинга необходимо ориентироваться на
обычные требования к информации, используемой в сфере управления. Речь
идет об ее достоверности, своевременности, полноте, репрезентативности.
Под мониторингом в данном документе понимается совокупность
процедур и способов непрерывного отслеживания фиксированных
параметров
(характеристик)
процессов
взаимодействия
субъектов
франчайзинга. Основные принципы мониторинга:
− открытость информации о механизмах, процедурах и результатах
оценки практик взаимодействия субъектов франчайзинга законодательства
полученных в ходе реализации мониторинга;
− прозрачность процедур и результатов исследований и оценки
франчайзинга в регионе;
− применение научно обоснованного, стандартизированного и
технологичного инструментария исследований;
− разделение
информационно-диагностической
и
экспертноаналитических функций - соответственно сбора и интерпретации
мониторинговой информации;
− системно-целевая направленность формирования информационных
ресурсов мониторинга.
Финансирование мониторинговых исследований осуществляется за
счет региональных средств, направляемых на финансирование комплексной
региональной программы развития малого и среднего бизнеса (если есть – и
программы франчайзинга), за счет иных целевых средств, в том числе
средств различных фондов.
Для развития и поддержки, а также продвижения франчайзинга в
регионах необходимо разработать систему регионального мониторинга
франчайзинга, который будут осуществлять Региональные центры
франчайзинга. На рисунке 17 представлена структура данного центра в
соответствии с выполняемыми функциями.
Таким
образом,
формирование
регионального
комплекса
инфраструктурного обеспечения поддержки малых предприятий позволяет
выявить актуальные проблемы развития данного сектора экономики,
определить возможные способы и ресурсы, необходимые для их решения.
Создание благоприятных социально-экономических условий для развития
малого
предпринимательства
в
регионе
требует
применения
соответствующих инфраструктурных инструментов поддержки. Повышение
эффективности взаимодействия региональных органов власти, субъектов
инфраструктуры поддержки, координационного центра и малых предприятий
будет содействовать позитивным изменениям условий создания,
функционирования и развития малых предприятий в регионе.
Региональный центр франчайзинга
при АО «Фонд развития
предпринимательства «Даму»
Сводноаналитическая
группа
Группа по организации
анкетных
соцопросов
Группа паблик
рилейшнз и
реклама
Группа консалтинга по франчайзинговой
деятельности
Группа
тренинга
и
проведения семинаров,
Группа
по маркетингу
Справочноинформационн
ый фонд
Группа по обобщению опыта работы
(зарубежного и отечественного)
Группа по разработке методических и практических рекомендаций
Издательская
группа и
копиро-
Рисунок 17 - Структура регионального центра франчайзинга
Результаты работы Координационного центра региональные органы
власти могут использовать при составлении программ поддержки малого
предпринимательства, что позволит совершенствовать технологию
определения приоритетных направлений их развития и форм
стимулирования.
Контрольные вопросы
основные компоненты региональной
7. Определите
структуры
франчайзинга.
8. Охарактеризуйте
основные
инструменты
институциональной
поддержки франчайзинга.
9. Классифицируйте региональный франчайзинг по характеру решаемых
проблем, периоду реализации и масштабам применения.
10.Раскройте проблемы региональной инфраструктурной поддержки
франчайзинга в Казахстане.
11.Дайте характеристику модели инфраструктурной поддержки
франчайзинга.
12.Определите структуру и функции региональных центров франчайзинга
в Казахстане.
Рекомендуемая литература:
1. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 №330 «О комплексной
предпринимательской лицензии (франчайзинге)».- Алматы: ЮРИСТ. 2008. 2. Закон Республики Казахстан от 26.07.1999 г. № 456 «О товарных знаках,
знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» с
изменениями от 02.03.2007 г.
3. Стэнворт Дж., Смит Б. Франчайзинг в малом бизнесе. (Руководство
Барклайз Банка по малому бизнесу) / Пер. с англ. Под ред. Л.Н.Павловой. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. - 200 с.
4. Кисиков Б. Франчайзинг в Казахстане. - Алматы: Образовательный фонд
«Игiлiк». - 2011. - 292 с.
5. Довгань В.В. Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. - Тольятти:
Дока-пресс. 1994.
6. Капферер Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка
ценности бренда / пер.с англ. Е. В.Виноградовой; под. общ. ред. В. Н.
Домнина. — Москва: Вершина, 2007. — 448 с.
7. Дворяшина М.М. Экономическая организация: институциональностратегический подход к исследованию: Монография. Красноярск, 2003. -142
с.
8. Региональный франчайзинг.- Электронный ресурс. Режим доступа: URL:
http://www.tgrowr.ru/itsm34.html