Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Различные подходы к структуре личности в социальной психологии

  • 👀 452 просмотра
  • 📌 406 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Различные подходы к структуре личности в социальной психологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Различные подходы к структуре личности в социальной психологии» pdf
Тема 10. Различные подходы к структуре личности в социальной психологии Основные проблемы и понятия. Понятие личности. Соотношение биологического и социального в человеке. Соотношение индивидуальных, личностных, характерологических свойств (А.Н. Леонтьев, А.В.Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, В. С. Мерлин.). Различные взгляды на структуру личности. Ролевая структура личности. Ядро личности. Модель психической структуры личности З. Фрейда «Оно», «Сверх Я», «Я». Механизмы психологической защиты З. Фрейд: сублимация, проекция, рационализация. Модель психической структуры личности К. Юнга. Коллективное бессознательное, архитипические образы. Самость. Система «Я», «Персона», «Тень», «Анита» и «Анимус». Индивидуация. Интраверсия. Экстраверсия. Типология К. Юнга. Когнитивная теория личности Дж. Келли. Понятие о личностных конструктах. Типология личностных конструктов. Личность человека создается общественными отношениями, в которые человек вступает в процессе деятельности. Поэтому реальным базисом личности является совокупность его общественных отношений к миру, отношений, которые реализуются его совокупностью многообразных деятельностей. Субъекта, т.е. человека как личность, нельзя рассматривать изолировано от мира. Он включен в три сферы: природа, общество, культура. Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. Общественный субъект – это субъект присвоения сознательных и правильного представлений, способов использования поведения, коллективных имеющихся в определенном обществе. Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой). Каждый человек отличен от другого, проявляя в своем поведении неповторимость и несхожесть с другими, т.е. индивидуальность. Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек) и проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – как физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – как степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность – как область духовного познания. Каждый человек как представитель биологического вида имеет свои определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного определяя его как индивидуальностъ. человека, Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа [См. ниже. Гл.6]. Личность - это конкретный человек, взятый в системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих [1,C257-262]. Характеризуя особенности понимания личности, А.Н. Леонтьев определяет её как психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипически обусловленные особенности человека - физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования. Понятия «индивид» и «личность» не тождественны. Личность - это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в процессе вступления его в общественные по своей природе отношения. Потому часто личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами, Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть жизнь человека в обществе. Включенность индивида в систему общественных отношений определяет содержание и характер выполняемых им деятельностей, круг и способы общения с другими людьми, т. е. особенности его социального бытия, образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей определяется исторически развивающейся системой общественных отношений. Это означает, что личность можно понять или изучить только в контексте конкретных социальных условий, конкретной исторической эпохи. Для личности общество - это не просто внешняя среда. Личность постоянно включена в систему общественных отношений, которая опосредуется множеством факторов. А.В.Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. В понятие личность авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, которые определяют его своеобразие и его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны по содержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним. Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность. Поэтому, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека. Таким образом, во-первых, личность и ее характеристики сопоставляются с уровнем социального проявления качеств и свойств человека, во-вторых, личность рассматривается как продукт социальный, никак не связанный с биологическими детерминантами. Следовательно, можно сделать вывод о том, что социальное в большей степени влияет на психическое развитие индивида. Представление о проблеме личности, сформировавшееся в рамках санкт-петербургской психологической школы, наиболее ярко представлено в работах Б. Г. Ананьева. Отличительная черта подхода Ананьева к рассмотрению проблемы психологии личности в том, что в отличие от представителей московской психологической школы, рассматривающих три уровня организации человека «индивид - личность - индивидуальность», он выделяет следующие уровни: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность». В этом заключается основное различие в подходах, которое в значительной степени связано с различными взглядами на соотношение биологического и социального и их влияние на процесс психического развития человека. По мнению Ананьева, личность - это общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, т. е. свойство быть личностью присуще человеку не как биологическому существу, а как социальному. При этом социальное существо – это человек конкретной общественно-исторической эпохи в совокупности его общественных отношений. Следует заметить, что в научной литературе в содержание понятие «личность» иногда включают все уровни иерархической организации человека, в том числе генетический и физиологический. Б. Г. Ананьев, выделил четыре уровня человеческой организации, представляющих наибольший интерес для научного исследования. К их числу были отнесены индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чертами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя определенных биологических свойств. Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество - он становится личностью. Это происходит потому, что человек, включаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта - носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности. В свою очередь, особенности развития всех этих трех уровней характеризуют неповторимость и своеобразие конкретного человека, определяют его индивидуальность. Таким образом, понятие «личность» характеризует один из наиболее значимых уровней организации человека, а именно особенности его развития как социального существа. Структура длительные и личности имеет разнообразные своим метаморфозы генетическим психических источником феноменов, особенно их интеграцию. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, которая выступает в трех планах: 1. онтогенетической эволюции психофизиологических функций; 2. становления деятельности; 3. истории развития человека как субъекта труда, познания и общения. Учение о структуре личности в отечественной психологии берет своё начало в теоретических разработках С. Л. Рубинштейна (1889-1960). Он отмечал, что в психическом облике личности выделяются различные сферы, характеризующие различные его стороны. Но при всем своем многообразии, различии и противоречивости основные свойства личности взаимодействуют друг с другом в конкретной деятельности человека, взаимопроникают друг в друга, и смыкаются в реальном единстве личности. В отечественной психологии первым стал рассматривать структуру личности В.Н.Мясищев. Он рассматривал структуру личности как одну из её сторон и выделял три аспекта в личности: 1. направленность; 2. уровень развития и динамика; 3. структурный аспект личности. Структурная характеристика (по Мясищеву) освещает человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладание или относительной недостаточности тех или иных функций. нужно отметить, что в структуру Мясищева включается только характеристика функционального развития человека. Затем А.Г.Ковалев работал над проблемой структуры личности и указывал, что в процессе деятельности свойства личности определенным образом складываются друг с другом и образуют сложные структуры: 1. темперамент (система природных свойств), 2. направленность (система потребностей, идеалов, интересов), 3. способности (совокупность интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств); 4. характер (система отношений и способов поведения). Б.Г. Ананьев видел понимание структуры в «переходе от психических процессов (1) к психическим состояниям (2) и от них к психическим свойствам (3)». Это понимание структуры он дополнял еще психическими функциями (4) (сенсорные, мнимические и др.) и общей элементарной мотивацией поведения (4) (потребности и установки). Он представлял это структурный ряд в виде пяти иерархично связанных подструктур. (Рис. 5) Рис. 5 Схема структуры личности Б.Г.Ананьева В.С. Мерлин попытался уточнить понимание структуры личности. Он исходил из двух подструктур или «групп индивидуальных особенностей». 1 подструктура - свойства индивида - это: 1 - темперамент; 2 индивидуальные качественные особенности психических процессов. 2 подструктура - свойства индивидуальности: 1 - мотивы и отношения; 2 – характер и 3 - способности. С точки зрения В.С.Мерлина связь этих подструктур и определяет социально-типическое и индивидуально-личностное. К.Платонов выдвигает концепцию динамической функциональной структуры личности. Она рассматривает личность как динамическую систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в неё компонентов и связей между ними при сохранении функции. В концепции данной структуры личности выделяется 4 подструктуры личности: 1 подструктура - содержательные черты личности - направленность и отношения личности, проявляющиеся как её моральные качества. Элементы личности, входящие в эту подструктуру входят элементы (черты) личности, не имеющие врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Она формируется путем воспитания. Это социально обусловленная подструктура, которая может быть названа направленностью личности и включает в себя такие формы, как влечения, желания интересы, склонности, идеалы, мировоззрения, убеждения. В этих формах направленности проявляют и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Пример свойств этой подструктуры - убежденность и заинтересованность. 2 - подструктура опыта - объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием биологических, и даже генетически обусловленных свойств личности. Пример: начитанность и умелость. Элементы, входящие в эту подструктуру можно отнести сами по себе к свойствам личности. Например, начинающий формироваться навык - это ещё не свойство личности, а только кратковременный психический акт. Но их типичные проявления, также как и закрепленные знания и навыки, бесспорно являются свойством личности. Здесь диалектика перехода количества в качество: кратковременный процесс - состояние - свойства. Это формируется посредством обучения. 3 - индивидуальные особенности отдельных психических процессов психических процессов - памяти, ощущения, восприятия, мышления, воли. Пример: решительность, сообразительность. Формируется эта подструктура посредством упражнения. 4 - биопсихическая подструктура - объединяет свойства темперамента или по Б.М.Теплову - типологические свойства личности. Пример: истощаемость и возбудимость. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только компенсируют. Корректируются черты, входящие в эту подструктуру путем тренировки, если эта корректировка вообще возможна. Часть свойств личности относится только к одной подструктуре, другие и их больше, находятся на пересечении подструктур и являются результатом их взаимосвязей. Музыкальность - взаимосвязь 2,3,4 подструктур, морально-воспитанная воля - 1 и 3. Рассматривая концепции и подходы различных авторов к проблеме структуры личности, Ананьев выделяет четыре основные стороны личности: 1. биологически обусловленные особенности; 2. особенности отдельных психических процессов; 3. уровень подготовленности или опыт личности; 4. социально-обусловленные качества личности. Он указывает, что структура личности строится на двух принципах: 1) субординационному или иерархическому - суть его в том, что более сложные и более общие социальные свойства личности подчиняют себе элементарные и частные социальные и психофизиологические свойства; 1) координационному, когда взаимодействие осуществляется на паритетных началах, допускающих относительную автономию каждого из них. Итак, начиная с Рубинштейна психологи различных школ утверждают, что единого представления понимания структуры и личности не существует. В структуре личности З.Фрейд, родоначальник психоанализа, выделяет три основные составляющие: ОНО, Я, СВЕРХ-Я. ОНО - единственная психическая субстанция, с которой рождается ребенок. ИД (Ид — единственный компонент личности, который имеется у человека с рождения) является той частью психического аппарата, которая управляется принципом удовольствия, «принцип удовольствия безраздельно властвует в ИД». Для ОНО основное значение имеют влечения. ОНО олицетворяет то, что можно назвать страстью. ИД руководствуется бессознательным стремлением к безоговорочному и безотлагательному удовлетворению влечения, прежде всего сексуального [2,С.60-68; 3, С. 1617]. ОНО реагирует на потребности и стремится уменьшить напряжение, возникающее из неудовлетворенной потребности до минимума. ИД лишено контакта с реальностью, пронизано либидозным влечением, и стремится уменьшить возникшее напряжение прямой и непосредственной сексуальной деятельностью. «С точки зрения обуздания первичных позывов, - морали, можно сказать «ОНО» совершенно аморально». Далее З.Фрейд указывал, что в психике существует такая структура, как «Я» или ЭГО. «Я» развивается из ОНО, но в отличие от него находится в контакте с внешней реальностью и связано с сознанием. ««Я» есть только измененное под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве системы восприятие - сознание, часть ОНО». «Я» - это некая связанная организация душевных процессов в одной личности, которая контролирует все частные процессы. «Я» - это сложное системное образование, включающее самосознание, способы рефлексии, способы защиты ЭГО. «Я» частично бессознательно [5,C.3-6]. Как структура психики, связанная с внешней реальностью, ЭГО имеет функции по отношению к внешнему миру. Через осознание внешних стимулов «Я» выполнят задачу самосохранения. Эту задачу «Я» реализует, накапливая опыт, приспосабливаясь к умеренным стимулам, избегая чрезмерных стимулов и научаясь совершать необходимые изменения во внешнем мире себе на пользу. ЭГО, развиваясь, непосредственно из ОНО, не утрачивает связь с внутренним миром, а продолжает выполнять функции по отношению к нему. «Я» по отношению к ОНО, выполняет задачу контроля над требованием инстинктов, прежде всего сексуальных. «Я» руководствуется принципом реальности рассудительности. ЭГО и является решает олицетворением «будет ли позволено разума и получить удовлетворение в благоприятное время и в благоприятных обстоятельствах во внешнем мире или полностью подавляет возбуждение инстинктов». ЭГО также стремится к удовольствию и старается избежать неудовольствия, но соотносит это с реальностью, контролируя и модулируя импульсы ИД. Таким образом, ИД реагирует на потребности, ЭГО - на возможности. С точки зрения морали «Я» старается быть моральным. «Я» является представителем реального мира в душевной области. Таким образом, мы видим, что либидозное влечение в ИД стремится к прямому и непосредственному удовлетворению, а в ЭГО его удовлетворение соотносится с принципом реальности посредством разума и рассудительности. Но существование третьей психической структуры СВЕРХ-Я или СУПЕР-ЭГО вносит свои корректировки в реализацию влечений эротической и агрессивной природы. Являясь носителем норм, правил, запретов, СВЕРХЯ протестует против удовлетворения влечений, требует отречения от влечений. СВЕРХ-Я это структура, «которая соответствует всем требованиям, предъявляемым к высшему началу в человеке». СВЕРХ-Я развивается из «Я» и служит внутренним цензором деятельности и мыслей ЭГО. «В ходе индивидуального развития, часть сдерживающих сил из внешнего мира переносится во внутрь, что образует в «Я» инстанцию, противостоящую в качестве наблюдающей, критикующей и запрещающей остальному «Я»» (Фрейд, 1990). Это и есть СВЕРХ-Я, структура психики, которая также частично бессознательна. С формированием, СВЕРХ-Я ЭГО должно теперь учитывать его протесты, а также угрозы внешнего мира, прежде чем удовлетворить влечение по требованию ОНО. Так как, «Я» является преимущественно представителем внешнего мира, а СВЕРХ-Я - внутреннего, то противоречие между ними отражают противоречие внешнего и внутреннего миров. «Я» является сферой, где разыгрывается борьба между влечениями из ОНО и запретами СВЕРХ-Я. В своих проявлениях, сверх-я схоже с оно, так как импульсы от обоих идут бессознательно. С позиции психоанализа мироощущения «Я» - это несчастное мироощущение. «Я» выполняет роль флюгера, который разворачивается, то в сторону требований ОНО, то в сторону запретов СВЕРХ-Я. В личности непрерывно существует интрапсихический конфликт между ОНО и СВЕРХЯ. При этом «Я» приходится обороняться больше от СВЕРХ-Я, чем от ОНО. Биологические импульсы от ОНО органичны биологической природе человека. И «Я» с набором рациональных ходов смогло бы укротить импульсы от ОНО, но вынуждено работать на два фронта. При этом «Я» несет большую нагрузку и затрачивает большое количество либидозной энергии [6,С.27-30]. Каждое из трех структур психики имеет свое значение, место, функции по отношению к основным влечениям человеческой природы. ОНО руководствуется принципом удовольствия и стремится прямо и непосредственно удовлетворить любое влечение. «Я» руководствуется принципом реальности и удовлетворяет влечение только после анализа сдерживающих сил из внешнего и внутреннего мира. СВЕРХ-Я - та часть психики, которая требует вообще отречься от влечений, являясь цензором и моралистом, запрещающим начало в личности. Швейцарский психолог и философ К. Юнг указывал на другую структуру психики индивидуума. 1. Экзопсихическая составляющая - структуры, которые замыкаются на внешнем мире и ответственны за связь с ним. 2. эндопсихическая составляющая: 1) эго-комплекс - это то, что определяет личность (сугубо индивидуальное образование); 2) личное бессознательное; 3) коллективное бессознательное - является носителем своего опыта, опыта всех поколений на Земле, бытия материи [3, C.17]. Эго - комплекс или сознание - это центр сознания, это то, что определяет личность. Сознание берется из принципа реальности. Организм попадает в чужую среду и идет адаптация через органы чувств (источник развития сознания), которые вынесены во вне, на кожные покровы и т.д. В основе развития сознания лежит развитие ощущения. Ощущение порождает восприятие. После восприятия идет интерпретация и оценка с помощью чувств (положительные или отрицательные эмоции). Сознание строится из сознательных перцепций, воспоминаний мыслей и чувств. Служит основой нашего самосознания. Создает ощущение последовательности и направленности нашей сознательной жизни. Сознание - это ядро психики - канал связи «Я» с внешним миром. Сознание полностью ориентировано во внешний мир. Преимущества сознания состоит в том, что оно имеет выход во внешний мир. Интеллект помогает адаптивно вписаться во внешний мир. Поэтому одна из основных функций сознания адаптивная. Сознание помогает человеку приспособить внешний мир к себе. Но в силу того, что сознание ориентировано во внешний мир, оно мало знает, что делается внутри и не знает внутренние психические содержания. Сознание гордится собой и не видит ничего вокруг. Благодаря самонадеянности разума был изгнан из природы. И как в наказание человек единственное животное, которое осознает смерть. В филогенезе и онтогенезе человек проходил путь развития и его последующей самонадеянности. Сознание не отрывалось от бессознательного. Человек был погружен в КБ. Сознание было на службе у КБ и была гармония. Личное (индивидуальное) бессознательное - по существу аналогично Фрейдовскому - образуется из содержаний, которые: - были в сознании и забыты (механизм памяти); - были в сознании и вытеснены (механизм вытеснения). При этом Юнг вводит понятие «Тень»: - это центр личного бессознательного, фокус материала, который был вытеснен из сознания; - это обратная или темная (невидимая) сторона сознания. Тень включает тенденции, желания, воспоминания, переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам. Эго или сознание - это медаль с двумя сторонами, тень - её темная сторона. Вытесненный из сознания материал, структурируется вокруг тени, которая становиться как бы негативной самостью, тенью Эго. Тень не осознается и отрицается. Способ получить невроз - отрицать тень. Основным компонентом психологии Юнга является коллективного бессознательного (КБ), которое он рассматривал как источник творческой фантазии[2,C.62-63] 1. Юнг обратил внимание, что сказочные, мифические сюжеты в различных культурах повторяют друг друга. 2. Люди в определенных состояниях излагают вещи, которые были им незнакомы. Есть такие проявления КБ с которыми человек просто не мог сталкиваться в течение жизни (содержание бреда психических больных). 3. Феномен НЛО – индивидуальные видения у большой массы людей. По К.Юнгу, когда люди видят НЛО, они видят не то, что есть снаружи, а то, что есть внутри них. Коллективное бессознательное (КБ)- это накопленные за тысячелетия существования живого некие психические паттерны поведения, с которыми сталкивается либо живое вообще, или человек. Коллективное бессознательное - это: 1.психическая память всего человечества; 2.психическая память всего живого; 3.некоторое хранилище архаических переживаний, накопленных за время существования живого на Земле. Через существование КБ человек является носителем памяти всего живого. Ребенок, появляясь на свет, уже несет предшествующий опыт жизни в виде КБ - источника последующего развития индивида: это коллективная мудрость всей жизни, это психологический стержень личности. Сознание - это тонкая пленка, которая окутывает океан КБ. По Юнгу жизнь должна стремиться к гармонизации, к целостности. КБ - есть в каждом человеке, оно обладает мудростью. КБ является слоем психического, который пытается наставить человека на путь истинный через язык символов. Символы - это средство обхода цензуры и доставка в сознание информации из бессознательного. Язык сознания - это понятия. Язык бессознательного - это образы. Символы - это форма выражения или представления образов. Символы - это способ общения бессознательного и сознания, т.е. перевод материала из бессознательного в сознание (сны, бред, галлюцинации). Таким образом, КБ постоянно манифестирует себя в сознание. К.Юнг называет это вторжением. КБ - как некое психическое образование структурировано в виде архетипов. Архетип - формы воспроизведения коллективным бессознательным мира в образах, символах и сюжетах: • это грибница, в которой есть готовность к тому, что вырастит гриб; • это подобно генотипу, который реализуется при развитии человека биологической массой. Архетип - это психический генотип, который реализуется психической массой. Архетипы - это психические структуры КБ. Всё КБ - это структура, состоящая из архетипов. У всех людей эта структура одинакова, а содержание архетипов разное. КБ - совокупность архетипов. Архетипы КБ ориентированы на то, чтобы быть проявлены, т.е. энергия психики заложенная в архетипах, постоянно ищет способ выхода в сознание. КБ постоянно пытается достичь сознания, а сознание смотрит вовне. Если этот заряд прорвется в сознание, то может уничтожить его. Архетип Бога присутствует в каждой культуре, но везде наполнен конкретным культурным содержанием. Энергетический потенциал культурная кладовая обретение образности архетипом. Юнг рассматривает психику как бесчисленные отложения психики всего живого. И потому человек представляет сбор коллективной памяти и повторяет в развитии эволюцию всего живого. Архитипы Анима и Анимус. Анима - женская часть мужской психики. Анимус - мужская часть женской психики. Это половинки мужчины и женщины, которые постоянно дополняют друг друга. По Юнгу миф о гермофродитах есть отражение реальной сущности человека. Гермафродиты - это дети Гермеса и Афродиты. Зевс разгневался на этих богов за ослушание и разделил их детей на две половинки. Эти две половинки с тех пор ищут друг друга. Это идея психической целостности. Человек должен быть гермафродитом (психическим). Нормальным является присутствие мужского в женщине, и женского в мужчине. Почему люди демонстрируют свою женственность или мускулинность? Из-за неуверенности в себе; для получения выгоды. Разделение на мужское и женское лишает человека целостности. А по Юнгу важна взаимодополняемость. Важно не делить на мужское и женское. Важно быть в ипостаси человека. Архетип мудрая старуха, мудрый старик. Архетип младенца. Эти архетипы отражают наиболее частые сюжеты. Это отношения мужчины и женщины, старших и младших, детей и родителей [3,C.17] Самость - центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. Самость - это дополнение сознания бессознательным до целостности. Самость - это внутренний руководящий фактор, совершенно отличный от Эго и сознания, даже отдаленный от него. Это центр всей личности, вокруг которого группируются все остальные системы. Она обеспечивает личности её единство, равновесие и стабильность. Это не только центр, но и вся окружность, охватывающая и сознание и бессознательное. Самость - это центр этой целостности, как эго - центр сознания. Архетип самости связан с символом совершенства. Основным символом архетипа самости является абстрактный круг, нимб святого, крест. Крест христианский символ, на нем распяли Христа, значит это совершенство. К.Юнг подходя к проблеме становления личности, использует термин индивидуации - становление личности. Смысл жизни по Юнгу - это обретение самости! Способ обретения самости - это индивидуация - это становление самим собой, выходя за самого себя, посредством ассимиляции коллективного бессознательного. Говоря о процессе индивидуализации, Юнг использует понятие персона и тень. По Юнгу персона - это универсальная психическая структура, психическое образование, которое формируется логикой всей жизни. Индивид рождается в обществе и вбирает в себя стереотипы поведения, которые предписывают вести себя определенным образом, вести себя как все. В индивиде под влиянием требований общественных норм и правил (быть как все) развивается персона или маска. Индивид вбирает в себя коллективную психику, заимствует чужие мысли и чувства, думает, что он это сам производит. Персона - это некоторый защитный слой. Индивид от рождения имеет некую оригинальность, чтобы ей сохраниться растет психическая корочка. Человек берет на себя роли, маски, и таким образом образуется персона. Он может отождествляться с персоной, и не знать, что мое, а что общественное. Личность по К.Юнгу. Цель жизни достичь самости, прийти к самому себе. Но наше «Я» скрыто персоной. Мы отрицаем в себе истинно наше - это Тень. Процесс индивидуализации, путь к самому себе начинается с познания собственной Тени. Эго имеет темную и светлую сторону. Светлая - это для внутреннего пользования, то, что мы в себе признаем. Темная - это животное начало человека, то, что мы в себе не признаем. Путь к себе - это преодоление персоны, постижение тени. Проблема индивида - где есть собственное Я, моя уникальность, а где персона, которая формируется в ходе жизни в обществе. Это путь к саморазвитию, к индивидуации. Цель индивидуации - поиск и постижение центра психики - самости; объединение, уравновешенность, достижение гармонии сознательного и бессознательного. Чем больше мы познаем себя через самопознание, тем больше уменьшаются слои накладывающегося личного бессознательного на коллективное. Индивидуация - это психологическое рождение индивида, процесс достижения целостности. Выделяют четыре ступени индивидуации: 1) Тень - ассимиляция негативной стороны личности; 2) Анима и анимус - ассимиляция второй половинки; 3) Значение - ассимиляция смысла всего мира и уяснение своего места в жизни (Архетип Значения, Духа, старого мудреца); 4) Самость достижение полной гармонии. С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и реализует себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация «Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог осуществления индивидуации Юнг называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этого самореализация недоступна большинству людей [7,С.13-15]. К.Юнгом введены понятия интроверсия и экстраверсия для обозначения двух противоположных типов личности. Люди с экстернальной ориентацией полагают, что их успехи и неудачи регулируются внешними факторами (судьба, удача, счастливый случай, влиятельные люди и непредсказуемые силы окружения). «Экстерналы» верят в то, что они заложники судьбы. Напротив, люди с интернальной ориентацией верят в то, что удачи и неудачи определяются их собственными действиями и способностями (внутренние, или личностные факторы). «Интерналы» чувствуют, что они в большей степени влияют на подкрепления, чем люди с экстернальной ориентацией. Когнитивная теория личности Дж. Келли. Келли рассматривал личность не как пассивный организм, реагирующий на раздражение, а как ученого, делающего выводы на основе прошлого опыта и строящего предположения о будущем. По мнению Дж. Келли, объективная реальность, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека. Келли создал теорию личностных конструктов. При разработке модели личности он основывался на аналогии человека как исследователя и делает предположение, что подобно ученому, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Келли предположил, что все люди — ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет [7,C.22-23]. В основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки — предсказать, изменить и понять события, т.е. основная цель ученого — уменьшить неопределенность. Но не только ученые — все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах. Келли разработал характеристику личности, которая описывает человеческое существо как ученого, который прибегает к гипотезам и конструктам, чтобы спланировать наблюдения, описать и предсказать события, которые они наблюдают. Также в своей жизни индивид прибегает к личностным конструктам, чтобы спрогнозировать развитие жизненных событий. Примеры личностных конструктов: взволнованный - спокойный, умный - глупый, мужской - женский, хороший - плохой, дружеский враждебный. Согласно теории Келли люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы конструктов, которые определяют направленность их деятельности. Он делает одиннадцать выводов, которые, служат для разработки теории личностных конструктов. Вот некоторые из них: 1.Вывод о дихотомии - конструкты всегда биполярны. Хороший - плохой, справедливый - несправедливый, умный - глупый, популярный - непопулярный. Одна сторона биполярного конструкта используется чаще, чем другая. 2.Вывод об организации - каждый человек ради удобства в предвосхищении событий, разрабатывает систему анализа событий, устанавливающую порядковые отношения между конструктами. 3.Люди организуют личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. 4.Вывод о выборе. Люди имеют несколько конструктов, с помощью которых они интерпретируют события своей жизни. 5.Вывод об опыте. Конструктная система позволяет человеку прогнозировать будущие события достаточно точно. 6.Вывод о научении. Система личностных конструктов - это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются. 7.Вывод об общности - при всей уникальности каждого отдельного индивида между людьми существует определенное сходство. Психологические процессы одного индивида похожи на процессы другого в той мере, в какой индивид прибегает к аналогичной интерпретации жизненного опыта. 8.Вывод о фрагментации - человек может использовать множество конструктов, которые логически несовместимы друг с другом. 9.Вывод о диапазоне - конструкт применим лишь для ограниченного диапазона событий. Большинство людей согласятся с тем, что Садам Хусейн, Гитлер и мать Тереза лежат в диапазоне применимости конструкта «злодей святой». Но они могут не сойтись в оценке других кандидатур. Личностные конструкты особенно важны для понимания межличностного поведения и Келли выделяет три типа конструктов. 1. Упредительный конструкт - конструкт, который стандартизирует («упреждает») элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне. Примером может быть этнический ярлык. Скажем, если человек идентифицирован как «мексиканец», то о нем будут думать только как о мексиканце и никак иначе. Или, если профессору «приклеют» ярлык «упрямец», то некоторые студенты даже и не подумают о нем по-другому (что он, например, может испытывать нежные чувства к своим детям или активно интересоваться проблемой социальных реформ). 2.Констелляторный конструкт - элементы конструкта могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек продавец автомобилей, он, скорее всего, нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». По определению, констелляторные конструкты ограничивают наши возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками. 3.Предполагающий конструкт - конструкт, оставляющий свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Этот конструкт прямо противоположен предыдущим, так как позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Для Келли личность эквивалентна конструктам, которые используются человеком в целях предвидения. По его мнению, чтобы понять человека надо знать: • конструкты, которые он использует, • события, которые включены в эти конструкты, • как соотносятся конструкты друг с другом. Литература: 1.Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд, испр. и доп. – М. :Аспект Пресс, 2008. – 265 с. 2. Гуревич, П. С.Психология [Электрон. ресурс]. Учебник-М.: Юнити- Дана, 2012. - 320 с.-http://www.biblioclub.ru/book/118130/- 3. Социальная психология: учебное пособие для вузов /под ред. А. Н. Сухова, Л. А. Деркача, – 5-е изд., стереотип.-М. :Академа, 2007. 4. Социальная психология [Электрон. ресурс]. Учебник 2-е изд., доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - (Университетская библиотека ONLINE) http://www.biblioclub.ru/book/118146/ 5. Социальная психология : учебник для студентов вузов [Электронный ресурс] / под ред. А. М. Столяренко. - 2-е изд., доп. - Электрон.дан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 6. Столяренко, Л. Д. Социальная психология : учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. —М. : Издательство Юрайт, 2014. — 219 с. — Серия : Бакалавр. Прикладной курс. 7. Столяренко Л.Д. Самыгин С.И. Социальная психология: учеб. пособие -Изд-во Феникс, 2009.- 480с
«Различные подходы к структуре личности в социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot