Разборочные и очистные процессы
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Разборочные и очистные процессы
5. 1. Основные понятия и технология разборочных работ
Разборка – это совокупность операций по разъединению всех объектов ремонта на детали и сборочные единицы в определенной последовательности.
Разборка включает в себя следующие виды работ: очистка, непосредственно разборка, дефектация, подъемно-транспортные работы.
Разборка является заготовительным процессом производства, так как поставляет для восстановления и сборки около 50 % деталей. Схема технологического процесса разборки показана на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема технологического процесса разборки
5. 3. Средства разборки
Средства разборки включают в себя технологическое оборудование, оснастку, приспособления и инструменты. Структурная схема средств разборки приведена на рис. 5. 2.
Рис. 5. 2. Средства разборки
Технологическое оборудование – средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещаются ремонтный фонд, средства воздействия на него, а также технологическая оснастка.
Технологическая оснастка – средства технологического оснащения, дополняющие технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса.
Стенд –- сложное стационарное взаимосвязанное оборудование, предназначенное для проверки работоспособности, сборки или разборки, настройки и снятия параметров какого-либо оборудования, отдельных систем, электронных блоков или агрегатов.
Подъемно транспортные машины и механизмы – предназначенные для перемещения грузов и людей в вертикальной, горизонтальной и наклонной плоскостях[1] на относительно небольшие расстояния[2] в пределах заводов, строительных площадок, портов, складов и т.п. ПТМ являются основным средством механизации подъёмно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ в промышленности, строительстве, на транспорте, в горном деле и в сельском хозяйстве
Ручные машины– механизированный инструмент, группа технологических машин со встроенными двигателями, при работе которых их вес полностью или частично воспринимается руками оператора, производящего подачу и управление машиной, они обычно весят от 1,5 до 10 кг. Для приведения в действие рабочего органа в ручные машины. используют главным образом пневматический или электрический привод (реже гидравлический) от двигателя внутреннего сгорания или порохового заряда. По назначению различают свыше 100 видов ручных машин., которые в соответствии с классификацией делятся на самостоятельные группы.
Приспособления – предназначены для установки или направления инструмента или предметов труда при выполнении технологических операций.
Инструмент – служит для воздействия на предмет труда с целью изменения его состояния.
5. 4. Загрязнения и средства очистки
Загрязнения делятся на эксплуатационные и технологические. На рис. 5. 3 показана классификация загрязнений.
Рис. 5. 3. Классификация загрязнений
5. 5. Технологический процесс мойки и очистки
Технологический процесс мойки и очистки предусматривает следующие операции:
• наружную очистку (агрегата);
• очистку подразобранных агрегатов;
• очистку деталей после разборки;
• контроль качества очистки и остаточной загрязненности.
К технологическому процессу предъявляются следующие требования:
• высокая производительность;
• обеспечение удаления всех видов загрязнений;
• экономичность;
• отсутствие вредного воздействия на обслуживающий персонал и окружающую среду;
• взрыво- и пожаробезопасность;
• возможность встраивания оборудования в технологический поток;
• небольшая площадь производственных помещений;
• возможность использования средств механизации и автоматизации.
В зависимости от видов загрязнений рекомендуется выбирать следующие способы мойки и очистки.
Дорожно-почвенные загрязнения – в растворах моющих средств.
Остатки смазочных материалов – в растворах синтетических моющих средств.
Асфальто-смолистые отложения – в растворяюще эмульгирующих средах с доочисткой механизированными инструментами.
Лаковые отложения – в растворяюще эмульгирующих средах с доочисткой механизированным способом.
Нагар – в расплаве солей, косточковой крошкой (стеклосферой, песком), в растворяюще эмульгирующих растворах с доочисткой механизированным способом.
Накипь – в кислотных растворах, в расплавах солей, косточковой крошкой (стеклосферой, песком), ручным механизированным способом.
Продукты коррозии – растворами кислот, ручным механизированным способом.
Лакокрасочные покрытия – в щелочных растворах и с помощью смывок.
5. 6. Моющие средства
Самое большое распространение во всех процессах мойки и очистки, в том числе и на ремонтных предприятиях, получили синтетические моющие средства (CMC), основу которых составляют ПАВ и ряд щелочных солей. Иногда может встретиться и такая аббревиатура — СПАВ — синтетические поверхностно-активные вещества, что в общем практически то же самое, что и CMC на основе ПАВ, только охватывающие более широкий спектр моющих средств. Синтетические моющие средства дают возможность производить очистку деталей одновременно из черных, цветных и легких металлов и сплавов. Они великолепно растворяются в воде, не токсичны, не вызывают ожогов кожи, пожаробезопасны и биологически разлагаемы при сливе в канализацию. Очищенные узлы и детали после мойки не корродируют и не требуют специального ополаскивания.
AM-15 состоит из смеси компонентов (% по массе): ксилол нефтяной — 70-76, масло касторовое сульфинированное — 22-28, синтанол ДС-10 или ПАВ ОС-20 — 2. Используют для очистки двигателей и их деталей от асфальтено-смолистых отложений и для восстановления пропускной способности фильтров грубой очистки при 20-40° в течение 40 мин. Детали выдерживают в препарате, после чего промывают водными растворами Лабомида или МС.
Анкрас — порошок от белого до светло-желтого цвета. Состоит из ПАВ, органического растворителя, сорастворителя, щелочных компонентов и наполнителя. Используют для тех же целей, что и аэрол.
Аэрол — кремнеобразная масса от белого до светло-желтого цвета (рН = 7,0-8,5). Состав по массе: 12-13% карбоната натрия, 25-30% пасты ДМС, 18-20% синтетических жирных кислот, остальное — вода. Используют для мойки и очистки деталей. С помощью аэрола очищаются маслянистые и грунтовые загрязнения. Очистка деталей, узлов и агрегатов осуществляется в ваннах и моечных машинах. Концентрация средства в рабочем растворе составляет 80 г/л. После очистки поверхность деталей промывают водой.
ДВП-1 «Цистерин» состоит из смеси компонентов (% по массе): уайт-спирит — (78 ± 0,5), масло талловое — (11 ± 0,5), ПАВ ОП-7 — 5, гидроксид натрия — 1,2, вода — 4,8. Рабочая концентрация средства составляет 50% смеси в дизельном топливе. Используют для очистки подразобранных двигателей, узлов от асфальтено-смолистых отложений при температуре смеси 20-40°.
Лабомид имеет несколько модификаций: 101, 102, 203 и 204.
Модификации Лабомида в нормальных условиях являются порошками от белого до светло-желтого цвета (рН = 10-12). Применяют для очистки агрегатов от эксплуатационных загрязнений, некоторых деталей из черных и цветных сплавов от масляных и асфальтено-смолистых отложений.
Модификации 101 и 102 применяют в машинах струйного типа в виде водных растворов концентрацией 20-30 г/л при 70—80°. Лабомиды 203 и 204 применяют в машинах погружного типа с разными средствами возбуждения, температура раствора в выварочных ваннах 90-100°, в ваннах с возбуждением раствора или его циркуляцией, колебаниями платформы или перемешиванием деталей — при 80-90°, концентрация раствора при этом — 10-35°.
МЛ-51, МЛ-52 — порошки от белого до светло-желтого цвета, не оказывают коррозионного воздействия на черные и цветные металлы.
МС-6 — зернистый порошок от белого до светло-желтого цвета (pH = 11,5-12,2). Состав средств (% по массе): синтанол ДС-10 — 6, триполифосфат натрия — 25, метасиликат натрия — 6,5, карбонат натрия — 34-37, вода — до 100. Применяют для очистки шасси, а также сильно загрязненных поверхностей деталей (свыше 75 г/м2).
МС-8 — зернистый порошок светло-желтого цвета (рН = 11,5-12,2). Состав средств (% по массе): синтамид — 5-8, триполифосфат натрия — 25, метасиликат натрия — 6,5, карбонат натрия — 32-36, вода — до 100. Используют для очистки сильно загрязненных двигателей, их сборочных единиц и деталей (свыше 75 г/м2). Применяют в виде подогретых до 75-80° водных растворов в концентрациях:
Темп-100 — сыпучие порошки от белого до светло-желтого цвета. Состав (% по массе): синтанол ДС-10 или ДТ-7 — 1,5, оксифос или эстефат — 0,5, тринатрийфосфат — 20 (или динатрийфосфат — 25), триполифосфат натрия — 15, метасиликат натрия — 10, карбонат натрия — 26, сульфат натрия — до 100. Эффективен для струйной очистки агрегатов перед разборкой и дефектацией, так как позволяет осуществить удаление основной массы масляных загрязнений, смолистых отложений.
Растворяющие эмульгирующие средства (РЭС) находят все более и более широкое применение для очистки деталей. На первом этапе очистка совершается за счет растворения загрязнений. Далее детали помещают в воду или водный раствор, где осуществляется эмульгирование растворителя и оставшихся загрязнений и переход их в раствор, что дает возможность производить более эффективную очистку деталей по сравнению с использованием только растворителей. Растворяющие эмульгирующие средства применяют при очистке деталей от прочных по отношению к деталям загрязнений (например асфальтено-смолистых отложений). Они включают:
Термос-1 — жидкость, возникающая в результате смешивания компонентов (% по массе): уайт-спирит — 40, ОП-4 — 10, ОП-7 — 1, сульфонат — 0,2, вода — до 100. Рабочим раствором является смесь указанных составов (10-12 г/л) в дизельном топливе. Используется для предварительного разрыхления прочных продуктов преобразования ГСМ. Детали выдерживаются в препарате в течение 20-40 мин при 40-60°С, затем ополаскиваются водным раствором триполифосфата натрия (1-5 г/л) при 40-50°;
Эмульсин (Лабомид-301) — жидкость, получаемая в результате смешивания компонентов (% по массе): ПАВ ОС-20 — 7-10 и ОП-4 — 10-12, вода — 5-7, керосин — до 100. Детали отмачивают в препарате в течение 30-60 мин при 40- 60°, после чего ополаскивают водными растворами технических моющих средств типа МЛ и МС. Применяют для очистки деталей шасси и двигателей при подогреве до (50 ± 10)°.
Карбозоль является смесью компонентов (% по массе): масло каменноугольное поглотительное — 7,45, бутиловый эфир с 30% этилацетата — 9,3, ПАВ ОП-7 — 14,7, отдушка земляная — 1,7, вода — до 100. Используют для очистки двигателей и их деталей от нагарообразных и маслянистых загрязнений при 40-50°.
Лабомид-311 содержит (% по массе): трихлорэтана — 60, трикрезола — 30, синтанола ДС-10 — 5, алкилсульфатов — 5. Для применения готовят смесь указанных компонентов в керосине или воде в концентрациях от 5 до 100% (по массе). Средство применяют для растворения и удаления асфальтено-смолистых загрязнений с поверхности деталей. Очистку делают при температуре 20°.
Лабомид-312 содержит (% по массе): трихлорэтана — 60, трикрезола — 30, синтанола ДС-10 — 5, алкилсульфатов — 5. Используют для предотвращения тех же загрязнений, что и Лабомид-311. Для очистки детали отмачивают в водном растворе препарата (1:0,25) или в растворе керосина (1:1) в течение 10-20 мин при 20-30°, после чего ополаскивают в щелочном растворе в течение 2-3 мин.
Лабомид-315 (Ритм) включает хлорированный растворитель, алифатические или ароматические углеводороды, ПАВ, соли карбоновых кислот и воду. Применяют в 100%-й концентрации для устранения углеродистых отложений, остатков отдельных лакокрасочных покрытий. Ритм дает возможность осуществлять очистку изделий от асфальтено-смолистых загрязнений при комнатной температуре в 2-3 раза быстрее, чем препарат AM-15, и в 4-6 раз быстрее, чем CMC. При увеличении выдержки до 2-3 часов Лабомид-315 (Ритм) очищает изделия от загрязнений, близких к нагарообразным. Технология очистки двухстадийная:
обработка в препарате Ритм,
ополаскивание раствором CMC.
5. 7. Методы очистки
Наибольшее распространения на предприятиях получили следующие методы очистки – гидродинамические, механические и физико-химические.
Гидродинамические:
◦ обработка струей жидкости под различным давлением;
◦ перемещение объектов в объеме технологической жидкости;
◦ обработка направленными объемами жидкости;
◦ обработка электрогидравлическим ударом.
Типы машин, применяемые для гидродинамической очистки.
1. Мониторные: передвижные, стационарные, камерные.
2. Струйные: тупиковые, проходные, проходные секционные.
3. Погружные: тупиковые, проходные.
4. Комбинированные.
Механические методы имеют разновидности:
• основанные на специальном резании твердым инструментом;
• основанные на ударном воздействии твердых тел (на рис. 5.4 приведен пример установки для очистки косточковой крошкой).
Физико-химические методы основаны на удалении или преобразовании загрязнений за счет молекулярных превращений, растворения, образования суспензий и эмульсий, затрат тепловой энергии, радиационного облучения и других процессов.
Пример – ультразвуковая очистка (рис. 5.5).
Рис. 5. 4. Установка для очистки косточковой крошкой:
1 – бункер; 2 – смеситель; 3 – клапан; 4 – шланг для подачи крошки; 5 – стол; 6 – рабочая камера; 7 – краны для подачи сжатого воздуха; 8 – фильтр–циклон;
9 – вентилятор
Рис. 5. 5. Схемы ультразвуковых установок для мойки и очистки:
а - установка со стержневой колебательной системой; б - установка с источником колебаний в виде пластин; в - установка с кольцевой колебательной системой; 1 – источник ультразвуковых колебаний; 2 – излучатель; 3 – кассета с деталями; 4 – ванна; 5 – технологическая жидкость
5. 8. Очистка от отдельных видов загрязнений
Эксплуатационные загрязнения в каналах – выдержка в выварочной ванне с СМС (1 – 2 часа), потом обработка вручную волосяными и проволочными щетками.
Накипь – водные растворы соляной кислоты с ингибиторами коррозии, очистка прокачкой или погружением в раствор, после этого – нейтрализация в щелочной ванне.
Нагар – удаление металлическими щетками и скребками; косточковой крошкой; металлическим песком; гидропескоструйной обработкой; а также в расплаве солей и щелочи.
Старая краска – химические и механические способы.
Химические:
1) погружение в ванну с горячим раствором каустической соды, после этого промывка в ванне с горячей водой, остатки краски удаляют механическим способом;
2) нанесение смывочных растворов – (например, АФТ-1, СД) кистью или краскораспылителем, через 3 – 15 мин лакокрасочное покрытие набухает и вспучивается. Его удаляют шпателем или металлической щеткой.
Механические: шлифовальными машинками, гидропескоструйной обработкой или обработкой металлическим песком.