Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса

  • 👀 574 просмотра
  • 📌 538 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» docx
Тема лекции: «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предшкольной подготовки» Цель: развитие профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса предшкольной подготовки. Задачи: 1.Раскрыть сущностные характеристики понятий «психолого-педагогическое сопровождение», «предшкольное образование», «предшкольная подготовка», «готовность к школе», «взаимодействие дошкольной организации и школы в обеспечении предшкольной подготовки»; 2.Обсудить со слушателями понимание и осмысление психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе предшкольной подготовки; 3.Организовать обмен накопленным опытом работы, наблюдениями по развитию дошкольного образования в контексте образовательной организации района (города), области. Ведущая идея: Педагогу необходимо знать и понимать основные направления организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе. Проблема: Недопонимание значения психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе, незнание основных направлений предшкольной подготовки. Ключевые понятия: психолого-педагогическое сопровождение, предшкольная подготовка, психическое здоровье детей, психологическое здоровье детей, психологическая культура, психологическая готовность. План: 1. Анализ теоретической разработанности и передовой педагогической практики по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе предшкольной подготовки. 2. Обсуждение методических ресурсов в предшкольной подготовке на основе интеграции содержания, технологий по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе. 3. Определение основных принципов психолого-педагогического сопровождения и направлений развития системы дошкольного воспитания и обучения. Содержание лекции. 1. Введение нового стандарта дошкольного воспитания и обучения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольной организации, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды дошкольной организации. В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного воспитания и обучения наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных организациях являются воспитанники, родители и педагогические работники. Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности дошкольной организации [12]. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве - это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения государственного образовательного стандарта на уровне каждой дошкольной образовательной организации. В дошкольной организации задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками. Проблема психологического сопровождения развития детей в процессе предшкольной подготовки находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст в образовательном процессе предшкольной подготовки обладает особой ценностью для последующего развития человека. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности развития детей в процессе предшкольной подготовки на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в предшкольной подготовке, в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации. 2. Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта дошкольника, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ребенка. Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в предшкольной подготовке. Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном воспитании и обучении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка в учебно-воспитательном процессе. Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в дошкольной организации. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка предшкольной подготовки, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах, как: - профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; - процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный; - выбор при решении образовательных задач; - взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; - технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; - систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [13]. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Исходя из этих факторов, становится очевидным и объективным развитие в системе образования процессов, связанных с усилением образовательной направленности деятельности дошкольных организаций, их большей нацеленности на подготовку детей к школе, на создание адаптационных условий, способствующих мягкому переходу дошкольников в школьники. В основу сопровождения положены следующие принципы: 1. Гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка. 2. Системный подход, основанный на понимании человека как целостной системы. 3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка. 4.Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития. 5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе: преемственность и последовательность сопровождения. Предшкольное образование  является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 5–6 лет от дошкольного к начальному школьному образованию. Основные следующие задачи психолого-педагогического сопровождения: 1. создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом; 2. изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления; 3. оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности; 4. своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии. 5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка. Основные направления психолого-педагогического сопровождения: 1. предупреждение возникновения проблем развития ребенка; 2. помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания; 3. психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ; 4. развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов. Деятельность педагога-психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса заключается: 1. выявить психологические причины трудностей в развитии и воспитании старшего дошкольника; 2. продолжать эмоционально-личностное развитие старшего дошкольника (формировать позитивное отношение к себе и сверстникам; 3. учить дифференцировать эмоциональный мир человека; 4. обучать коммуникативным навыкам, развивать способность к сотрудничеству в быту и игровой деятельности); 5. содействовать становлению педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности старшего дошкольника; 6. повышать уровень психологической культуры родителей в сфере гармонизации детско-родительский отношений, обуславливающих личностное развитие старшего дошкольника; Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи: - удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье); - обеспечение в дошкольной организации психологической и социальной безопасности; - удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими); - оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками; - формирование готовности быть субъектом собственной деятельности; - предупреждение возникновения проблем развития ребенка; - психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников; -развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов; - организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации государственных образовательных стандартов [10]. В основу сопровождения развития ребенка предшкольной подготовки положены следующие принципы: рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения. По психолого-педагогическому сопровождению ребенка предшкольной подготовки нужно выделять следующие направления работ: - обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями; - развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни; - коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка); - обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям; - расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников; - повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса; - информационно-аналитическое обеспечение; - оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса. Психолого-педагогического сопровождения детей предшкольной подготовки опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями: - профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития); - диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам); - консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования); - развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении); - коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики). - просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей). Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольной организации. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса [9]. Использованные источники: 1.Безруких М.М. Пора ли в школу?/ - М.: «Прометей» 2015.- 78с. 2.Буре Р.С. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»/ //Начальное образование.-2015.-№1.-С.7 3.Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика – синтез, - 2015г. 4.Денякина Л.М. Вариативность форм предшкольного образования: 2015 - N 3. - C. 31-38. 5.Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе?, М - СПб.: «Дельта», 2016. – 73с. 6.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология/М.: 2016.- 134с. 7.Мастюкова Е.М. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению школьной дезадаптации - М.: АРКТИ, 2017.- 93с. 8.Нагаева Л.Г. Готовимся к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.- 73с. 9.Михайлина М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III съезда психологов.- М., 2016. 10.Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений - М.:Гуманит. изд. центр. Владос, 2015. 3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольной образовательной организации. М, 2016. 11. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: Владос, 2015. 12. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М : Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/ 13. Психолого-педагогическое сопровождение детей предшкольной подготовки при переходе на 12 – летнее образование: методические рекомендации. – Астана, 2013. - 35 стр.
«Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot