Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема лекции: «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса предшкольной подготовки»
Цель: развитие профессиональных компетенций в области психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса предшкольной подготовки.
Задачи:
1.Раскрыть сущностные характеристики понятий «психолого-педагогическое сопровождение», «предшкольное образование», «предшкольная подготовка», «готовность к школе», «взаимодействие дошкольной организации и школы в обеспечении предшкольной подготовки»;
2.Обсудить со слушателями понимание и осмысление психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе предшкольной подготовки;
3.Организовать обмен накопленным опытом работы, наблюдениями по развитию дошкольного образования в контексте образовательной организации района (города), области.
Ведущая идея: Педагогу необходимо знать и понимать основные направления организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе.
Проблема: Недопонимание значения психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе, незнание основных направлений предшкольной подготовки.
Ключевые понятия: психолого-педагогическое сопровождение, предшкольная подготовка, психическое здоровье детей, психологическое здоровье детей, психологическая культура, психологическая готовность.
План:
1. Анализ теоретической разработанности и передовой педагогической практики по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе предшкольной подготовки.
2. Обсуждение методических ресурсов в предшкольной подготовке на основе интеграции содержания, технологий по организации психолого-педагогического сопровождения дошкольника в образовательном процессе.
3. Определение основных принципов психолого-педагогического сопровождения и направлений развития системы дошкольного воспитания и обучения.
Содержание лекции.
1. Введение нового стандарта дошкольного воспитания и обучения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в дошкольной организации, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации среды дошкольной организации.
В соответствии с новыми требованиями в системе дошкольного воспитания и обучения наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса, которыми в дошкольных организациях являются воспитанники, родители и педагогические работники.
Сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой целью деятельности дошкольной организации [12]. Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых.
Важное место занимают психическое здоровье детей, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Забота о психологическом здоровье детей в образовательном пространстве - это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. Именно поэтому на современном этапе развития системы дошкольного образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения государственного образовательного стандарта на уровне каждой дошкольной образовательной организации. В дошкольной организации задачей психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.
Проблема психологического сопровождения развития детей в процессе предшкольной подготовки находится в стадии интенсивной разработки и ее изучение крайне актуально на современном этапе образования. Дошкольный возраст в образовательном процессе предшкольной подготовки обладает особой ценностью для последующего развития человека. В основании системы психолого-педагогического сопровождения лежат возрастные особенности развития детей в процессе предшкольной подготовки на разных периодах развития и психолого-педагогические направления деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в предшкольной подготовке, в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.
2. Психолого-педагогическое сопровождение – это система совместной деятельности педагога и психолога, предполагающая разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта дошкольника, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ребенка.
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в предшкольной подготовке.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном воспитании и обучении является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка в учебно-воспитательном процессе.
Объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс) в дошкольной организации. Предметом деятельности - ситуация развития ребенка предшкольной подготовки, как система отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослые, сверстники) и с самим собой.
Психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах, как:
- профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка;
- процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный;
- выбор при решении образовательных задач;
- взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;
- технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;
- систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного [13].
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. Исходя из этих факторов, становится очевидным и объективным развитие в системе образования процессов, связанных с усилением образовательной направленности деятельности дошкольных организаций, их большей нацеленности на подготовку детей к школе, на создание адаптационных условий, способствующих мягкому переходу дошкольников в школьники.
В основу сопровождения положены следующие принципы:
1. Гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка.
2. Системный подход, основанный на понимании человека как целостной системы.
3. Комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
4.Учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
5. Непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе: преемственность и последовательность сопровождения.
Предшкольное образование является полноправным звеном государственной системы общего образования, предполагающим преемственность и непрерывность образовательного процесса с обеспечением гармоничного перехода детей в возрасте 5–6 лет от дошкольного к начальному школьному образованию.
Основные следующие задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. создать для ребенка эмоциональный благоприятный микроклимат в группе, при общении с детьми и педагогическим персоналом;
2. изучать индивидуальные особенности развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления;
3. оказывать помощь детям, нуждающимся в особых обучающихся программах, специальных формах организации их деятельности;
4. своевременно проводить раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии.
5. Повышать психологическую компетентность воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.
Основные направления психолого-педагогического сопровождения:
1. предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
2. помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и воспитания;
3. психологическое обеспечение индивидуальных образовательных программ;
4. развитие психолого-педагогической компетентности, родителей, педагогов.
Деятельность педагога-психолога по обеспечению психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса заключается:
1. выявить психологические причины трудностей в развитии и воспитании старшего дошкольника;
2. продолжать эмоционально-личностное развитие старшего дошкольника (формировать позитивное отношение к себе и сверстникам;
3. учить дифференцировать эмоциональный мир человека;
4. обучать коммуникативным навыкам, развивать способность к сотрудничеству в быту и игровой деятельности);
5. содействовать становлению педагога, готового на высоком уровне выполнять свои функции и способствовать развитию личности старшего дошкольника;
6. повышать уровень психологической культуры родителей в сфере гармонизации детско-родительский отношений, обуславливающих личностное развитие старшего дошкольника;
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения решаются следующие задачи:
- удовлетворение базовых потребностей (тепло, питание, другие факторы, обеспечивающие здоровье);
- обеспечение в дошкольной организации психологической и социальной безопасности;
- удовлетворение первичных интересов дошкольника (предметно-развивающая среда и социальная ситуация, способствующие становлению продуктивных видов деятельности и отношений с окружающими);
- оказание превентивной и оперативной помощи в решении индивидуальных проблем, связанных с принятием поведения в детском саду, межличностных коммуникацией со взрослыми и сверстниками;
- формирование готовности быть субъектом собственной деятельности;
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- психологическое сопровождение интеллектуального, личностного и нравственного развития воспитанников;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей и педагогов;
- организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, воспитанников и родителей в ходе реализации государственных образовательных стандартов [10].
В основу сопровождения развития ребенка предшкольной подготовки положены следующие принципы:
рекомендательный характер советов сопровождающего, приоритет интересов сопровождаемого, непрерывность сопровождения, мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
По психолого-педагогическому сопровождению ребенка предшкольной подготовки нужно выделять следующие направления работ:
- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями;
- развитие дружеских взаимоотношений через игру, общение детей в повседневной жизни;
- коррекция эмоциональных трудностей детей (тревожность, страхи, агрессивность, низкая самооценка);
- обучение детей способам выражения эмоций, выразительным движениям;
- расширение знаний педагогов детского сада о различных вариантах эмоционального развития детей, о возможностях преодоления эмоциональных трудностей дошкольников;
- повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
- информационно-аналитическое обеспечение;
- оказание психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса.
Психолого-педагогического сопровождения детей предшкольной подготовки опирается на такие принципы, как: научность, системность, комплексность и технологичность, и руководствуются следующими направлениями:
- профилактическое (предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителям, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития);
- диагностическое (выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам);
- консультативное (оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования);
- развивающее (формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении);
- коррекционное (организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики).
- просветительско-образовательное (формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, администрации образовательных организаций, педагогов, родителей).
Для комплексной работы и организации единого пространства развития и воспитания детей важна совместная работа специалистов дошкольной организации. Это обеспечивает качественное психолого-педагогическое сопровождение семьи на всех этапах детства, делает родителей действительно равноправными участниками образовательного процесса [9].
Использованные источники:
1.Безруких М.М. Пора ли в школу?/ - М.: «Прометей» 2015.- 78с.
2.Буре Р.С. Предшкольное обучение: «плюсы» и «минусы»/ //Начальное образование.-2015.-№1.-С.7
3.Вераксы Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика – синтез, - 2015г.
4.Денякина Л.М. Вариативность форм предшкольного образования: 2015 - N 3. - C. 31-38.
5.Ильина М.Н. Тесты для детей: Готов ли ваш ребенок к школе?, М - СПб.: «Дельта», 2016. – 73с.
6.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология/М.: 2016.- 134с.
7.Мастюкова Е.М. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению школьной дезадаптации - М.: АРКТИ, 2017.- 93с.
8.Нагаева Л.Г. Готовимся к школе.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.- 73с.
9.Михайлина М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации образования Материалы III съезда психологов.- М., 2016.
10.Смирнова, Е. О. Детская психология: Учеб. для студ. выс. пед. учеб. заведений - М.:Гуманит. изд. центр. Владос, 2015. 3. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольной образовательной организации. М, 2016.
11. Шипицына Л. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. - М.: Владос, 2015.
12. Монгуш, О. О. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста Педагогическое мастерство : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). - М : Буки-Веди, 2015. — С. 59-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/151/8262/
13. Психолого-педагогическое сопровождение детей предшкольной подготовки при переходе на 12 – летнее образование: методические рекомендации. – Астана, 2013. - 35 стр.