Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
2.Психология воспитания
2.1. Основные понятия психологии воспитания
Психология воспитания — один из наименее изученных разделов педагогической психологии и, одновременно, один из наиболее актуальных в деятельности педагога. И начинающие и опытные педагоги сходятся во мнении, что наиболее сложными задачами в современном образовательном процессе являются именно воспитательные. И обусловлено это не только социально-экономическими изменениями в обществе, новыми тенденциями развития современных детей и поляризацией родительского сообщества, сколько размытостью ориентиров воспитания и непрозрачностью механизмов воспитательных воздействий, т.е. готовностью самих педагогов к созданию воспитывающей среды, проектированию воспитательной системы.
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области подготовки профессионалов для системы образования предполагают формирование у выпускников таких компетенций как: способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; готовности использовать знание различных теорий воспитания и развития обучающихся. Выпускник должен знать: теории и технологии воспитания и духовно-нравственного развития личности; и уметь: системно анализировать и выбирать воспитательные концепции, проектировать индивидуальные маршруты воспитания и развития детей; осуществлять процесс воспитания с использованием психологически обоснованных методов воспитания.
Психология воспитания изучает закономерности и механизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления его свойств1.
Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает. Однако, исследователями выделяются особо различия в осуществлении воспитания и обучения, см. таблицу 9.
Таблица 9
Психологические различия обучения и воспитания2
Параметр
анализа
Обучение
Воспитание
Направлено на
Становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; преимущественно на когнитивное развитие.
Формирвоание человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям; преимущественно на личностное развитие.
Осуществляется через
Различные виды предметной и практической деятельности.
Межличностное общение людей.
Используются методы
Основанные на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры.
Основанные на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
Результаты
Знания, умения, навыки; субъектные свойства и способы действий.
Свойства и качества личности, формы ее социального поведения.
Обратимся к психологической характеристике термина «воспитание». В широком смысле слова, воспитание – это внешнее воздействие взрослых, среды, обстоятельств, условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребенка с целю формирования у него определенных психологических и личностных качеств (В.М. Минияров). В узком смысле слова, воспитание – воздействие на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самосовершенствованию (Л.М. Фридман). В зарубежных исследованиях чаще используется термин «развитие личности» как процесс движения, переход к новому качественному состоянию, что очень близко в отечественных учениях к термину «воспитание».
Таким образом, если суммировать позиции, термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально- исполнительского содержания личности. Когда обучение не опирается на цели, сформированные воспитанием, оно малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания действуют другие механизмы.
Вопрос о психологических механизмах воспитания изучен достаточно многосторонне. Так, авторским коллективом под руковдством М.В.Гамезо, изучены основные законы, на которых базируются механизмы воспитания: развития субъективного мира человека; единстве общественного и семейного воспитания, совершенствовании форм разнообразной деятельности. Выделяют следующие механизмы:
мотивационно-потребностный (действует через формирование идеалов, убеждений формирование собственной точки зрения; создание иерархии мотивов обусловлено напрвленностью личности: личной (мотивация престижа, эгоистическая), коллективистической (общественной, альтруистической), деловой (бескорыстного интереса к делу, познавательной),
эмоциональный (действует через влияние на эмоциональную сферу),
субъектный (стимулирование активности и самостоятельности самих учащихся),
деятельностный (развитие личности происходит в специально организованных возрастносообразных видах деятельности),
оценочный (работает за счет подкрепления как эмоционально значимого действия),
культурно-исторический (воздействие феноменов культуры: игры и игрушки, СМИ, изобразительной деятельности и искусства вообще, сказки, фольклора и т.д.),
социальный (роль коллектива, играющего коммуникативную, мотивационную и статусную функции)и т.д3.
Итак, психология воспитания, являясь предметом интереса многих ученых и научных школ, и сегодня сохраняет определенную фрагментарность в научном знании. Феномены воспитания, развития личности ребенка исключительно сложны, что не позволяет внести окончательную ясность в учебные тексты. Не вызывает сомнения то, что воспитание — один из важнейших видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие. Обращение к исторически сложившимся концепциям воспитания, их психологический анализ позволит приобрести личный опыт анализа педагогической реальности и проектирования воспитательной среды в образовательном процессе.
2.3.2. Психологический анализ концепций воспитания
«Только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер» (К.Д. Ушинский).
В современных научных и учебных публикациях концепции и теории воспитания принято анализировать, выделяя отечественный и зарубежный подходы, технократический и гуманистический варианты, преимущественный механизм педагогического воздействия на развитие личности и прочие основания (Б.Б. Айсмонтас, И.И. Ильясов, В.М. Минияров, Н.А. Пастернак, Л.А. Регуш, Л.Д. Столяренко и др.). Подробный анализ данного вопрос дан в учебном пособии Маракушиной И.Г.4
В таблице 9 представлен анализ различных зарубежных концепций воспитания, основанный на выделении таких параметров как: подходы к изучению личности, ученые, основные понятия, методы воспитания и задачи воспитателя.
Таблица 9
Теории и концепции развития и воспитания личности
в зарубежной психологии
По
д
х
о
ды
Теории
Подходы к изучению личности
Ученые
Основные понятия
Методы, средства, условия воспитания
Задача воспитателя
Б
и
о
г
е
н
е
т
и
ч
е
с
к
и
й
Философские теории к. 18-19 в.в.
Пессимистический взгляд на возможности воспитания личности.
-
-
-
Биогенная теория
Значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, т.к. они врождены.
У. Макдауголл, Э.Кречмер
-
-
-
Психоаналитическая теория
Развитие личности - разрешение конфликтов между биологическим и общественным (ОНО-Я-Сверх-Я)
З.Фрейд,
Идеи психосексуального и психосоциального развития . Либидо.
Защитные механизмы как инструмент снижения давления на личность(вытеснение, рационализация, проекция, компенсация, идентификация, отрицание).
Обуздать страсти воспитанника.
С
о
ц
и
о
г
е
н
е
т
и
ч
е
с
к
и
й
Теория научения (бихевиоризм)
Личность- результат подкрепленного научения
Э.ТорндайкБ. Скиннер
Дж. Уотсон
Воспитание: классическое обславливание, оперантное обусловливание, обучение посредством наблюдения.
Поведение обусловлено внешними стимулами, поэтому управляемо. Игнорирование нежлательного поведения. Поиск положительных стимулов. Социальное научение.
Подобрать поощрения и наказания, на которые будет реагировать ученик. Стимулирование детской активности.
Теория ролей
Личность - набор устойчивых способов поведения (ролей), определенных его статусом.
Г. Олпорт
Социальное окружние, культура – фактор развития личности.
Развитие спектра социальных ролей, культурных моделей поведения. Развитие чувства Я, совести.
Понимание ролевых ожиданий и целей детей.
П
с
и
х
о
г
е
н
е
т
и
ч
е
с
к
и
й
Психодинамические теории
Поведение личности обусловлено эмоциями, влечениями и иными нерациональными компонентами психики, социокультурными факторами.
Э.Эриксон
Развитие – разрешение конфликтов в структуре периодизации. Анализ личностной паталогии.
Взрослый должен понимать возрастную задачу каждого периода онтогенеза.
Когнитивистские
Отдается предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, теоря взаимосвязи этического и умственного развития.
Ж.Пиаже, Дж.Келли
Л. Кольберг
Прерывистая последовательсность реорганизаций, подавление или возникновение функций .
Расширение когнитивных возможностей человекас учетом актуальной стадии.
Персонологические (гуманистические)
В центре внимания - развитие личности в целом.
Шпранглер Э., К.Бюллер, А. Маслоу
К. Ролджерс
Человек обладает мотивационным набором, который опосрдует его развитие. Развитие – личностный рост, самоактуализация.
Помогающие отношения – безоценочное принятие. Условие психологического роста – удовлетворение все более высоких потребностей, реализация более сложных жизненных целей. Развитие конгруэнтности как способности к открытому выражению своих чувств.
Помочь личностному росту человека, стремящегося к самосовершенствованию и самореализации.
Экзистенциональная
Условие и цель развития личности – свобода.
К.Ясперс, М. Хайдагер, Ж.Сартр, А.Камю, Н.А. Бердяев, Л.Шестов
Психологические причины бегства от свободы. (стремление к влстию. Сверхзабота, избегание принятия собственных решений, внутренняя неполноценность.
Определение средств и способов самореализации, развитие эмпатии, коммуникативной толерантности, ценностной сферы.
Помочь человеку избежать личностной завивимости, основывающейся на потребности переложить на других груз ответственности за принятие решений.
В таблице 10 представлен анализ теорий и концепций воспитания в отечественной парадигме.
Таблица 10
Теории и концепции развития и воспитания
в отечественной психологии
Теории
Подходы к изучению личности/воспитания личности
Ученые
Основные понятия
Методы, средства, условия воспитания
Задача воспитателя
Культурно-историческая концепция развития психики
Воспитание человека – видоизменение наследственного поведения и прививка новых форм реакций.
Л.С. Выготский
По происхождению все человеческие формы поведения социальны. Понятие зоны ближайшего развития.
Ведущая сила психического развития – обучение как побуждение внутренних ресурсов развития. Формирование идеалов и убеждений, собственной позиции.
Помочь личности овладеть собственным поведением и внешней средой.
Теория деятельности
Личность – не только адаптивное поведение, а активное. Развитие происходит в процессе включения в различные виды деятельности.
А.Н. Леонтьев. Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.
Внешние причиины действуют через внутренние условия.
Механизмы развития поведения личности: активность, предвосхищение будущего. постановка сверхзадач. Роль ведущего вида деятельности
Развитие творчества и инициативы, толерантного сознания, способности к самостоятельному выбору.
Теория нравственного воспитания
Ядро личности – нравственность. Уровень развития личности определяется смерой ответственности человека перед другими людьми, миром и собой.
Н.Ф. Талызина
Нравственные нормы: чувство стыда, вины, долга. совести. Контроль при помощи эмоций.
Создание общей атмосферы в коллективе, помощь окружающим в реализации ответственного поведения, единство в работе институтов воспитания.
Развитие нравственности, внутренней ответственности.
Теория совместной продуктивной творческой деятельности
Развитие личности – перестройка мотивационно-смысловой сферы личности.
Критерии развития личности: перестройка мотивационно-смысловой сферы, характер и уровень взаимодействия в социальной среде, изменение характера инициатив в познавательной области и области межличностного взаимодействия, развитие эмоционально-личностной сферы и позиций личности по отношению к себе и другим.
В.Я. Ляудис
Этапы становления СПД, таксономия творческих задач, продуктивный характер деятельности
Условия развития: проектирование деятельности во всем богатстве смыслов и значений, использование субъективного опыта учащихся, изменение процесса контроля и оценки, изменение ролевой позиции воспитателя; системная организация содержания образования через межпредметные связи; введение системы взаимодействий (от поддержанных к самопобуждаемым); творческий характер самостоятельной продуктивной деятельности педагога и обучающихся.
Единство интеллектуального, социального и индивидуального развития личности.
Личностно-ориентированная теория
Личность – ядро воспитания.
Узловые моменты развития личности: соподчинение мотивов (выделение доминирующих социальных мотивов, регулирующих отношения с другими людьми); становление самосознания как целенаправленное «построение себя».
Смирнов С.Д.,
Якиманская И.С.,
Бондаревская Е.В., Асмолов А.Г.
Ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принятия ребенка как данности.Структура самосознания: притязание на имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространстов личнгости (В.С. Мухина).
Создание ситуаций выбора, эмпатическое принятие детей, баланс рациональной и эмоциональной сторон общения, создание ситуаций успеха и т.д.
Условия развития самосознания: 1) создание возможности выбора; 2) развитие принятия и эмпатии через равноправную позицию, 3) баланс рациональной и эмоциональной сторон общения.
Механизмы развития личности: создание гибких образовательных программ, специальное конструирование учебных текстов и форм контроля, роль среды (И.С. Якиманская).
Развитие личности.
Смещение мотивации с потребления на творчество и совместную деятельность, безоценочное принятие. Диалогическое общение (А.Г. Асмолов).
Теория воспитания характера
Воспитание личности – воспитание характера как основы поведения
Р.С. Немов
Увеличение значимости деятельности при уменьшении непосредственной привлекательности, повышение самостоятельности ребенка при выборе вида и содержания деятельности, включение в групповую деятельность, требующую усложнения способов межличностного приспособления, расширение круга пратнеров, усложнение круга решаемых задач.
Приведенныйй анализ не претендует на полноту, в современной психологической литературе изложены достаточно многочисленные концепции воспитания, приведен их анализ с учетом возрастных, гендерных, инновационных тенденций5.
На стыке психологии воспитания и психологии личности и профессиональной деятельности педагога выделяется проблема психолого-педагогической компетентности воспитателя. А.С. Макаренко писал: "Воспитатель должен всегда хорошо знать следующее: хотя все воспитанники и понимают, что в детском учреждении их учат и воспитывают, однако они очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание. Поэтому сущность педагогической позиции воспитания должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие. (...) Воспитанник нашего детского учреждения есть раньше всего член трудового коллектива, а потом уже воспитанник, таким он должен представляться самому себе. Поэтому официально он и не называется воспитанником, а кандидатом или членом коллектива. В его глазах и воспитатель должен выступать тоже, прежде всего, как член того же трудового коллектива, а потом уже как воспитатель, как специалист-педагог, и поэтому соприкосновения воспитателя и воспитанника должны происходить не столько в специальной педагогической плоскости, сколько в плоскости трудового производственного коллектива".
Можно выделить ряд подходов к пониманию содержания психолого-педагогической компетентности воспитателя. Так, Н.А. Пастренак и А.Г.Асмолов считают, чтодля педагога очень важно осущестлять:
учет возрастных особенностей ученика;
учет личностных особенностей, требующих психологической поддержки (склонность ко лжи, агрессии, нарушениям поведения, акцентуации и т.д.);
использование ресурсов психологической поддержки в группе (осознание проблем,
обсуждение проблем,
учет факторов, осложняющих процесс группового решения,
интеграция группы как фактор развития личности,
групповая сплоченность и ее диагностика.
У педагога необходимо развивать: толерантность, коммуникативные навыки и стрессоустойчивость, готовность к диагностической деятельности в области воспитания (практикумы и методики)6.
В.М. Минияров и Д.И. Фельдштейн в компетентность педагога как воспитателя включают: понимание предмета воспитания (цель и результат –развитие личности в совокупности ее структурных компонентов), квалифицированное применение методов диагностики результатов воспитания (самооценка, поведенческие наблюдения, личностные опросники, проективные методы, диагностические комплексы), грамотная коррекция результатов воспитания (коррекция взаимоотношений родителей с детьми, учителя с учащимися, коррекция запущенного ребенка, т.д.)7
Подытоживая проблему психолого-педагогической компетентности воспитателя приведем точку зрения А.К. Марковой, которая формулирует следующий алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач:
изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учеников;
постановка воспитательных задач с учетом индивидуальных особенностей ученика;
выбор и реализация психологически обоснованных приемов и методов воспитания;
оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников8.