Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология воспитания

  • 👀 1309 просмотров
  • 📌 1231 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология воспитания» docx
2.Психология воспитания 2.1. Основные понятия психологии воспитания Психология воспитания — один из наименее изученных разделов педагогической психологии и, одновременно, один из наиболее актуальных в деятельности педагога. И начинающие и опытные педагоги сходятся во мнении, что наиболее сложными задачами в современном образовательном процессе являются именно воспитательные. И обусловлено это не только социально-экономическими изменениями в обществе, новыми тенденциями развития современных детей и поляризацией родительского сообщества, сколько размытостью ориентиров воспитания и непрозрачностью механизмов воспитательных воздействий, т.е. готовностью самих педагогов к созданию воспитывающей среды, проектированию воспитательной системы. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования в области подготовки профессионалов для системы образования предполагают формирование у выпускников таких компетенций как: способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; готовности использовать знание различных теорий воспитания и развития обучающихся. Выпускник должен знать: теории и технологии воспитания и духовно-нравственного развития личности; и уметь: системно анализировать и выбирать воспитательные концепции, проектировать индивидуальные маршруты воспитания и развития детей; осуществлять процесс воспитания с использованием психологически обоснованных методов воспитания. Психология воспитания изучает закономерности и механизмы формирования личности человека, динамику становления, развития и проявления его свойств1. Воспитывая, учитель всегда обучает, а обучая, воспитывает. Однако, исследователями выделяются особо различия в осуществлении воспитания и обучения, см. таблицу 9. Таблица 9 Психологические различия обучения и воспитания2 Параметр анализа Обучение Воспитание Направлено на Становление познавательных процессов, способностей, приобретение знаний, умений и навыков; преимущественно на когнитивное развитие. Формирвоание человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям; преимущественно на личностное развитие. Осуществляется через Различные виды предметной и практической деятельности. Межличностное общение людей. Используются методы Основанные на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры. Основанные на понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры. Результаты Знания, умения, навыки; субъектные свойства и способы действий. Свойства и качества личности, формы ее социального поведения. Обратимся к психологической характеристике термина «воспитание». В широком смысле слова, воспитание – это внешнее воздействие взрослых, среды, обстоятельств, условий жизни, оказывающих влияние на характер и развитие ребенка с целю формирования у него определенных психологических и личностных качеств (В.М. Минияров). В узком смысле слова, воспитание – воздействие на чувства ребенка, на его потребностно-мотивационную сферу, чтобы вызвать у него желание, стремление к самосовершенствованию (Л.М. Фридман). В зарубежных исследованиях чаще используется термин «развитие личности» как процесс движения, переход к новому качественному состоянию, что очень близко в отечественных учениях к термину «воспитание». Таким образом, если суммировать позиции, термин воспитание касается, прежде всего, формирования личностно-смыслового содержания, связанного со становлением жизненных целей, ценностных ориентаций, симпатий и антипатий. Тем самым, воспитание заведомо отличается от обучения, которое основывается на воздействии в области индивидуально- исполнительского содержания личности. Когда обучение не опирается на цели, сформированные воспитанием, оно малоэффективно. Если для целей обучения в некоторых ситуациях приемлемы и принуждение, и соперничество, и словесное внушение, то в процессе воспитания действуют другие механизмы. Вопрос о психологических механизмах воспитания изучен достаточно многосторонне. Так, авторским коллективом под руковдством М.В.Гамезо, изучены основные законы, на которых базируются механизмы воспитания: развития субъективного мира человека; единстве общественного и семейного воспитания, совершенствовании форм разнообразной деятельности. Выделяют следующие механизмы: мотивационно-потребностный (действует через формирование идеалов, убеждений формирование собственной точки зрения; создание иерархии мотивов обусловлено напрвленностью личности: личной (мотивация престижа, эгоистическая), коллективистической (общественной, альтруистической), деловой (бескорыстного интереса к делу, познавательной), эмоциональный (действует через влияние на эмоциональную сферу), субъектный (стимулирование активности и самостоятельности самих учащихся), деятельностный (развитие личности происходит в специально организованных возрастносообразных видах деятельности), оценочный (работает за счет подкрепления как эмоционально значимого действия), культурно-исторический (воздействие феноменов культуры: игры и игрушки, СМИ, изобразительной деятельности и искусства вообще, сказки, фольклора и т.д.), социальный (роль коллектива, играющего коммуникативную, мотивационную и статусную функции)и т.д3. Итак, психология воспитания, являясь предметом интереса многих ученых и научных школ, и сегодня сохраняет определенную фрагментарность в научном знании. Феномены воспитания, развития личности ребенка исключительно сложны, что не позволяет внести окончательную ясность в учебные тексты. Не вызывает сомнения то, что воспитание — один из важнейших видов деятельности по преобразованию человека или группы людей, а предмет воспитания — человек, испытывающий соответствующее воздействие. Обращение к исторически сложившимся концепциям воспитания, их психологический анализ позволит приобрести личный опыт анализа педагогической реальности и проектирования воспитательной среды в образовательном процессе. 2.3.2. Психологический анализ концепций воспитания «Только личность может действовать на развитие личности, только характером можно образовывать характер» (К.Д. Ушинский). В современных научных и учебных публикациях концепции и теории воспитания принято анализировать, выделяя отечественный и зарубежный подходы, технократический и гуманистический варианты, преимущественный механизм педагогического воздействия на развитие личности и прочие основания (Б.Б. Айсмонтас, И.И. Ильясов, В.М. Минияров, Н.А. Пастернак, Л.А. Регуш, Л.Д. Столяренко и др.). Подробный анализ данного вопрос дан в учебном пособии Маракушиной И.Г.4 В таблице 9 представлен анализ различных зарубежных концепций воспитания, основанный на выделении таких параметров как: подходы к изучению личности, ученые, основные понятия, методы воспитания и задачи воспитателя. Таблица 9 Теории и концепции развития и воспитания личности в зарубежной психологии По д х о ды Теории Подходы к изучению личности Ученые Основные понятия Методы, средства, условия воспитания Задача воспитателя Б и о г е н е т и ч е с к и й Философские теории к. 18-19 в.в. Пессимистический взгляд на возможности воспитания личности. - - - Биогенная теория Значительная часть характеристик личности воспитанию не подлежит, т.к. они врождены. У. Макдауголл, Э.Кречмер - - - Психоаналитическая теория Развитие личности - разрешение конфликтов между биологическим и общественным (ОНО-Я-Сверх-Я) З.Фрейд, Идеи психосексуального и психосоциального развития . Либидо. Защитные механизмы как инструмент снижения давления на личность(вытеснение, рационализация, проекция, компенсация, идентификация, отрицание). Обуздать страсти воспитанника. С о ц и о г е н е т и ч е с к и й Теория научения (бихевиоризм) Личность- результат подкрепленного научения Э.ТорндайкБ. Скиннер Дж. Уотсон Воспитание: классическое обславливание, оперантное обусловливание, обучение посредством наблюдения. Поведение обусловлено внешними стимулами, поэтому управляемо. Игнорирование нежлательного поведения. Поиск положительных стимулов. Социальное научение. Подобрать поощрения и наказания, на которые будет реагировать ученик. Стимулирование детской активности. Теория ролей Личность - набор устойчивых способов поведения (ролей), определенных его статусом. Г. Олпорт Социальное окружние, культура – фактор развития личности. Развитие спектра социальных ролей, культурных моделей поведения. Развитие чувства Я, совести. Понимание ролевых ожиданий и целей детей. П с и х о г е н е т и ч е с к и й Психодинамические теории Поведение личности обусловлено эмоциями, влечениями и иными нерациональными компонентами психики, социокультурными факторами. Э.Эриксон Развитие – разрешение конфликтов в структуре периодизации. Анализ личностной паталогии. Взрослый должен понимать возрастную задачу каждого периода онтогенеза. Когнитивистские Отдается предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, теоря взаимосвязи этического и умственного развития. Ж.Пиаже, Дж.Келли Л. Кольберг Прерывистая последовательсность реорганизаций, подавление или возникновение функций . Расширение когнитивных возможностей человекас учетом актуальной стадии. Персонологические (гуманистические) В центре внимания - развитие личности в целом. Шпранглер Э., К.Бюллер, А. Маслоу К. Ролджерс Человек обладает мотивационным набором, который опосрдует его развитие. Развитие – личностный рост, самоактуализация. Помогающие отношения – безоценочное принятие. Условие психологического роста – удовлетворение все более высоких потребностей, реализация более сложных жизненных целей. Развитие конгруэнтности как способности к открытому выражению своих чувств. Помочь личностному росту человека, стремящегося к самосовершенствованию и самореализации. Экзистенциональная Условие и цель развития личности – свобода. К.Ясперс, М. Хайдагер, Ж.Сартр, А.Камю, Н.А. Бердяев, Л.Шестов Психологические причины бегства от свободы. (стремление к влстию. Сверхзабота, избегание принятия собственных решений, внутренняя неполноценность. Определение средств и способов самореализации, развитие эмпатии, коммуникативной толерантности, ценностной сферы. Помочь человеку избежать личностной завивимости, основывающейся на потребности переложить на других груз ответственности за принятие решений. В таблице 10 представлен анализ теорий и концепций воспитания в отечественной парадигме. Таблица 10 Теории и концепции развития и воспитания в отечественной психологии Теории Подходы к изучению личности/воспитания личности Ученые Основные понятия Методы, средства, условия воспитания Задача воспитателя Культурно-историческая концепция развития психики Воспитание человека – видоизменение наследственного поведения и прививка новых форм реакций. Л.С. Выготский По происхождению все человеческие формы поведения социальны. Понятие зоны ближайшего развития. Ведущая сила психического развития – обучение как побуждение внутренних ресурсов развития. Формирование идеалов и убеждений, собственной позиции. Помочь личности овладеть собственным поведением и внешней средой. Теория деятельности Личность – не только адаптивное поведение, а активное. Развитие происходит в процессе включения в различные виды деятельности. А.Н. Леонтьев. Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др. Внешние причиины действуют через внутренние условия. Механизмы развития поведения личности: активность, предвосхищение будущего. постановка сверхзадач. Роль ведущего вида деятельности Развитие творчества и инициативы, толерантного сознания, способности к самостоятельному выбору. Теория нравственного воспитания Ядро личности – нравственность. Уровень развития личности определяется смерой ответственности человека перед другими людьми, миром и собой. Н.Ф. Талызина Нравственные нормы: чувство стыда, вины, долга. совести. Контроль при помощи эмоций. Создание общей атмосферы в коллективе, помощь окружающим в реализации ответственного поведения, единство в работе институтов воспитания. Развитие нравственности, внутренней ответственности. Теория совместной продуктивной творческой деятельности Развитие личности – перестройка мотивационно-смысловой сферы личности. Критерии развития личности: перестройка мотивационно-смысловой сферы, характер и уровень взаимодействия в социальной среде, изменение характера инициатив в познавательной области и области межличностного взаимодействия, развитие эмоционально-личностной сферы и позиций личности по отношению к себе и другим. В.Я. Ляудис Этапы становления СПД, таксономия творческих задач, продуктивный характер деятельности Условия развития: проектирование деятельности во всем богатстве смыслов и значений, использование субъективного опыта учащихся, изменение процесса контроля и оценки, изменение ролевой позиции воспитателя; системная организация содержания образования через межпредметные связи; введение системы взаимодействий (от поддержанных к самопобуждаемым); творческий характер самостоятельной продуктивной деятельности педагога и обучающихся. Единство интеллектуального, социального и индивидуального развития личности. Личностно-ориентированная теория Личность – ядро воспитания. Узловые моменты развития личности: соподчинение мотивов (выделение доминирующих социальных мотивов, регулирующих отношения с другими людьми); становление самосознания как целенаправленное «построение себя». Смирнов С.Д., Якиманская И.С., Бондаревская Е.В., Асмолов А.Г. Ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принятия ребенка как данности.Структура самосознания: притязание на имя, притязание на признание, половая идентификация, психологическое время личности, социальное пространстов личнгости (В.С. Мухина). Создание ситуаций выбора, эмпатическое принятие детей, баланс рациональной и эмоциональной сторон общения, создание ситуаций успеха и т.д. Условия развития самосознания: 1) создание возможности выбора; 2) развитие принятия и эмпатии через равноправную позицию, 3) баланс рациональной и эмоциональной сторон общения. Механизмы развития личности: создание гибких образовательных программ, специальное конструирование учебных текстов и форм контроля, роль среды (И.С. Якиманская). Развитие личности. Смещение мотивации с потребления на творчество и совместную деятельность, безоценочное принятие. Диалогическое общение (А.Г. Асмолов). Теория воспитания характера Воспитание личности – воспитание характера как основы поведения Р.С. Немов Увеличение значимости деятельности при уменьшении непосредственной привлекательности, повышение самостоятельности ребенка при выборе вида и содержания деятельности, включение в групповую деятельность, требующую усложнения способов межличностного приспособления, расширение круга пратнеров, усложнение круга решаемых задач. Приведенныйй анализ не претендует на полноту, в современной психологической литературе изложены достаточно многочисленные концепции воспитания, приведен их анализ с учетом возрастных, гендерных, инновационных тенденций5. На стыке психологии воспитания и психологии личности и профессиональной деятельности педагога выделяется проблема психолого-педагогической компетентности воспитателя. А.С. Макаренко писал: "Воспитатель должен всегда хорошо знать следующее: хотя все воспитанники и понимают, что в детском учреждении их учат и воспитывают, однако они очень не любят подвергаться специальным педагогическим процедурам и тем более не любят, когда с ними бесконечно говорят о пользе воспитания, морализируя каждое замечание. Поэтому сущность педагогической позиции воспитания должна быть скрыта от воспитанников и не выступать на первый план. Воспитатель, бесконечно преследующий воспитанников явно специальными беседами, надоедает воспитанникам и почти всегда вызывает некоторое противодействие. (...) Воспитанник нашего детского учреждения есть раньше всего член трудового коллектива, а потом уже воспитанник, таким он должен представляться самому себе. Поэтому официально он и не называется воспитанником, а кандидатом или членом коллектива. В его глазах и воспитатель должен выступать тоже, прежде всего, как член того же трудового коллектива, а потом уже как воспитатель, как специалист-педагог, и поэтому соприкосновения воспитателя и воспитанника должны происходить не столько в специальной педагогической плоскости, сколько в плоскости трудового производственного коллектива". Можно выделить ряд подходов к пониманию содержания психолого-педагогической компетентности воспитателя. Так, Н.А. Пастренак и А.Г.Асмолов считают, чтодля педагога очень важно осущестлять: учет возрастных особенностей ученика; учет личностных особенностей, требующих психологической поддержки (склонность ко лжи, агрессии, нарушениям поведения, акцентуации и т.д.); использование ресурсов психологической поддержки в группе (осознание проблем, обсуждение проблем, учет факторов, осложняющих процесс группового решения, интеграция группы как фактор развития личности, групповая сплоченность и ее диагностика. У педагога необходимо развивать: толерантность, коммуникативные навыки и стрессоустойчивость, готовность к диагностической деятельности в области воспитания (практикумы и методики)6. В.М. Минияров и Д.И. Фельдштейн в компетентность педагога как воспитателя включают: понимание предмета воспитания (цель и результат –развитие личности в совокупности ее структурных компонентов), квалифицированное применение методов диагностики результатов воспитания (самооценка, поведенческие наблюдения, личностные опросники, проективные методы, диагностические комплексы), грамотная коррекция результатов воспитания (коррекция взаимоотношений родителей с детьми, учителя с учащимися, коррекция запущенного ребенка, т.д.)7 Подытоживая проблему психолого-педагогической компетентности воспитателя приведем точку зрения А.К. Марковой, которая формулирует следующий алгоритм планирования психологически обоснованных воспитательных задач: изучение развития личности, уровня воспитанности и воспитуемости учеников; постановка воспитательных задач с учетом индивидуальных особенностей ученика; выбор и реализация психологически обоснованных приемов и методов воспитания; оценка успешности этих мероприятий с точки зрения позитивных сдвигов в личностном развитии учеников8.
«Психология воспитания» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot