Психология групп
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ЛЕКЦИЯ № 2.
Психология
групп
План:
1. Понятия «социальная группа», «социум», «социальные роли»,
«групповая динамика».
2. Классификация групп. Большие группы. Малые группы.
3. Фазы развития группы. Адаптация личности в группе.
4. Регулировка и разрешение конфликтов.
1. Понятия «социальная группа»,
«социум», «социальные роли»,
«групповая динамика».
Проблема группы – это ключевое понятие
социальной психологии.
Социальная группа - любая совокупность людей,
рассматриваемая как общность (семья, копания
друзей, очередь в магазине, студенческая
аудитория и т. п.).
Главной психологической характеристикой группы
является наличие концепции «мы – чувства», что
отражает потребность отделиться от другой
общности и является показателем осознания
принадлежности личности именно к этой группе.
Основные признаки
социальной группы
1. Наличие интегральных психологических
характеристик (общественное мнение,
психологический климат и т. д.).
2. Существование основных параметров группы как
единого целого (композиция и структура группы,
групповые процессы, групповые нормы и санкции).
3. Способность индивидов к согласованным действиям.
Зависит от уровня развития группы, социальной
ситуации, деятельности лидера-руководителя.
Понятия «социум»,
«социальные роли»
Понятие «группа» тесно связано с понятиями «социум»,
«социальные роли».
Социум — устойчивая социальная общность, отличающаяся
общностью культуры и единством условий жизнедеятельности;
социальная среда, с которой контактирует личность. Таким
образом, все социальные группы интегрированы в социум.
Социальная роль — модель поведения человека в социальной
группе, заданная социальной позицией личности в системе
социальных (общественных и личных) отношений.
Другими словами, социальная роль — «поведение, которое
ожидается от человека, занимающего определенный статус».
Три типа социальных ролей:
1) Институциональные
— закрепленные правовыми
актами, четко
регламентируемые (роль
депутата парламента,
директора предприятия);
2) Конвенциональные
— роли неформальные, но
выполняемые по общепринятым
правилам (роль учителя,
студента, врача, солдата, отца,
матери и т.п.);
3) Межличностные
— роль человека в различных
неформальных межличностных
взаимосвязях (роль друга,
хорошего человека, соперника,
авторитетного человека и т.п.).
Групповая динамика
- взаимодействие членов социальных групп между собой.
К процессам групповой динамики относятся:
•
•
•
•
•
•
руководство,
лидерство,
формирование группового мнения,
сплоченность группы,
конфликты,
групповое давление.
Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс
управления могут включаться и все ее члены.
Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным,
кратковременным или длительным;
Группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить
активность;
Атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д.
Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. Изучение
групповой динамики связано с необходимостью помочь организациям в решении проблем
управления процессами в группах.
2. Классификация групп
Стихийные
(толпа, масса)
Большие
(более 40
чел.)
Устойчивые
(классы, нации)
Группы
Малые
(от 2 до 40
чел.)
Референтная
Становящаяся
Развитая
Первичная
Формальная
Вторичная
Группа членства
Неформальная
Большая группа
- «большие» в количественном отношении образования людей.
Общие признаки больших групп:
1. Нравы, обычаи, традиции.
2. Образ жизни (картина мира; круг общения, интересы, потребности; привычки).
3. Специфический язык.
4. Ценности и стереотипы поведения.
Виды больших групп:
Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других возможностью
доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному
престижу.
Этнические группы – относятся к большим социальным группам. Наиболее
распространенная и изученная форма – нации.
Масса – представляет собой общность, которая образуется и функционируют в
границах конкретной деятельности, ей присуща разнородность состава. Типичным
образцом массовых общностей являются участники широких политических
движений.
Толпа – совокупность людей, находящихся в прямом контакте, обусловленном
физической близостью. Человек чувствует себя увлеченным общим порывом,
превращается в часть единого, живого организма.
Малая группа
– немногочисленная по составу (от 2 до 40 чел.), достаточно устойчивая общность
людей, объединенных общей социальной деятельностью и находящихся в
непосредственном личном взаимодействии и общении.
Признаки малой группы:
1) пространственное и временное соприсутствие людей, которое дает
возможность для личных контактов;
2) референтность – принятие членами группы общих эталонов поведения;
3) лидерство – влияние лидеров на группу в целом ради осуществления общих
целей;
4) интегративность группы – мера единства, слитности, общности членов группы;
5) микроклимат – характер взаимоотношений между людьми в группе, их
психологическое самочувствие, удовлетворенность группой, комфортность
пребывания в ней;
6) организованность – способность группы к самоуправлению;
8) направленность группы – наличие постоянной цели совместной деятельности и
принятие её группой.
Виды малых групп
По порядку возникновения:
1) первичная группа – совокупность индивидов, объединенных на основе непосредственных контактов,
общих целей и задач и отличающихся высоким уровнем эмоциональной близости (семья, группа друзей).
2) вторичная группа – сравнительно большая социальная общность, субъекты которой не связаны
интимными, близкими связями. Вторичная группа ориентирована на цель (рабочий коллектив, школьный
класс, спортивная команда и др.);
По общественному статусу:
1) формальная группа – создана на основании официальных документов (класс, школа, трудовой
коллектив и т.д.) и имеющая юридически фиксированный статус. Формальная группа характеризуется
предписанными групповыми нормами, распределенными ролями.
2) неформальная группа – реальная социальная общность людей, которых связывают общие симпатии,
близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли в такой группе не предписаны, нет заданной
системы взаимоотношений.
По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
1) группа становящаяся – группа, обладающая внешними социальными требованиями, но еще не
сплоченная совместной деятельностью (участники какого-либо мероприятия);
2) группа развитая – группа сложившаяся, которая характеризуются более высоком уровнем развития
(коллектив).
По значимости:
1) референтная группа – реально существующая или воображаемая группа, нормы которой служат
образцом для индивида. Определяется как «значимый круг общения», т.е. как круг лиц, выбранных из
состава реальной группы как особо значимых для индивида.
2) группа членства – это группа, к которой человек принадлежит в действительности. Где индивид не
противопоставлен группе, и соотносит себя со всеми другими членами, а они себя – с ним.
3.Фазы развития малой
группы
С. Кратохвил выделяет четыре фазы группового развития.
1. Первая фаза (ориентация и зависимость). Происходит адаптация к новым людям и
ориентация: “Что мне ждать от этих людей?”. Члены группы встревожены, не уверены в
себе.
2. Вторая фаза (конфликты и протест). Начинается распределение ролей: активные
и пассивные, лидирующие и “угнетенные”, “любимчики” и “изгои” и т.п. Появляется
недовольство друг другом, лидером. Возникает борьба за лидерство.
3. Третья фаза (развитие и сотрудничество). Снижается эмоциональная
напряженность, уменьшаются число и частота конфликтов. Борьба за лидерство
отступает на задний план. Появляется потребность в своей принадлежности к группе,
актуальным становится чувство ответственности за общие интересы. Между членами
группы зарождаются взаимопонимание, искренность, интимность.У индивидуума
появляется чувство безопасности, уверенность в том, что группа его защитит.
4. Четвертая фаза (целенаправленная деятельность). Группа становится
коллективом, зрелой социальной системой. Ее члены размышляют, советуются,
принимают решения. Налаживается положительная обратная связь, которая не
нарушается даже в тех случаях, когда к обсуждению сознательно допускаются
отрицательные эмоции и конфликты.
Социальная адаптация личности
в группе
Адаптация рассматривается в широком и узком смысле этого слова.
В широком - адаптация рассматривается как способ связи личности и
макросоциума, подчеркивается смена общественного положения человека,
приобретение новой социальной роли.
В узком, социально-психологическом, значении адаптация
рассматривается как взаимоотношения личности с малой группой,
например – производственной или студенческой.
Социальная адаптация личности в малой группе
может быть основана на:
1) полном некритичном признании норм группы под влиянием внушения;
2) подчинении нормам группы при сохранении своих позиций, не
соответствующих этим нормам (конформность, конформизм);
3) терпимых взаимоотношениях группы и личности на основе взаимных
уступок (аккомодация);
4) подчинении нормам группы на основе слияния личных и групповых позиций
(ассимиляция).
4. Регулировка и разрешение
конфликтных ситуаций
Конфликт определяется как столкновение противоположно
направленных целей, интересов, позиций, мнений
субъектов взаимодействия.
Структура
конфликта
1. Конфликтная ситуация
(участники и объект конфликта)
2. Инцидент
(открытое столкновение
участников конфликта)
В современной психологии принято считать, что важно не
столько уметь предотвращать конфликты, сколько
эффективно их разрешать.
Избегание конфликта не снимает проблемы противоречий в
социальной группе, а только усугубляет её.
Динамика конфликта
1) предконфликтная стадия (латентный этап);
2) стадия открытого конфликта;
3) стадия завершения конфликта;
4) постконфликтная стадия (этап разрыва/нормализации
отношений).
Соотношение стадий конфликта и
возможностей его разрешения
Этап конфликта
1) предконфликтная стадия
Возможности
разрешения
конфликта (%)
70%
2) стадия открытого конфликта
менее 2%
3) стадия завершения конфликта
10%
4) постконфликтная стадия
18%
Стратегии поведения
участников конфликта
1. Доминирование (ориентация только на
собственные интересы, игнорирование интересов
партнера);
2. Уход (отказ от своих интересов, при этом
непринятие интересов партнера);
3. Уступчивость (отказ от своих интересов в
пользу интересов партнера);
4. Компромисс (поиск решения проблемы путем
взаимных уступок);
5. Сотрудничество (поиск решения максимально
позитивного для двух сторон)
Медицинский конфликт
– это, прежде всего, конфликт врача и пациента, когда присутствует
несогласие с позицией друг друга.
Объективные конфликты на уровне «медицинский персонал –
пациенты» часто вызваны неудовлетворением обещанного,
несправедливым распределением каких-либо обязанностей, преимуществ
и направлены на достижение конкретных результатов, например:
Обещание врачом больному полного излечения, а в результате
особенностей течения болезни наступила стойкая утрата
трудоспособности;
Некачественное выполнение своих обязанностей (послеоперационные
осложнения по вине медицинского работника, несвоевременный обход);
Несвоевременная госпитализация;
Несвоевременное выполнение операций, процедур и т.п.
Помещение в палату с тяжелобольным;
Требование покупки медикаментов;
Требование вознаграждения за выполненную работу.
Наиболее распространенные способы
разрешения конфликтов в медицинской
практике:
-
-
досудебный: разрешение конфликта на первичном уровне
«медицинский персонал – пациент», заведующим отделением,
администрацией ЛПУ, этическим комитетом;
судебный: органами государственной юрисдикции; органами
негосударственной юрисдикции — специализированными
третейскими судами.
В 99% случаев при вынесении разрешения конфликта на уровень
судебного разбирательства, суд выигрывает пациент! Именно
поэтому так важно разрешить конфликт еще на досудебном
уровне.
Первое, с чего начинается разрешение любых конфликтных
ситуаций, это признание существующих между оппонентами
противоречий. После этого необходимо определить предмет
спора, очертить границы взаимных претензий и выявить позиции
сторон.
Стратегия выхода из конфликтной ситуации
предполагает соблюдение ряда условий:
Отделение реальных причин конфликта от инцидента
(формального повода для начала столкновения);
Концентрация внимания на существующих проблемах, а не
на личных эмоциях;
Действовать по принципу «здесь и сейчас» (не оставляя
конфликтную ситуацию «на потом»);
Создавать обстановку равного участия в поисках возможных
вариантов урегулирования конфликта (давать оппоненту
возможность высказаться);
Говорить только за себя; уметь слышать и слушать другого;
Соблюдать уважительное отношение к личности оппонента
– говорить о фактах и событиях, а не о качествах той или
иной личности;
Создавать климат взаимного доверия и сотрудничества.
Правильное поведение в напряженной
конфликтной ситуации
состоит из 2 фаз.
Фаза 1. Настройка на партнера.
Не замыкайтесь в беседе на себе, на своем состоянии, на своих
мыслях. Старайтесь смотреть в глаза партнеру, на его лицо, руки,
позу, следить за изменениями выражения лица и позы. Пытайтесь
мысленно встать на место партнера и понять, какие события
привели его в конфликтное состояние. Попытайтесь поставить
себя на место партнера и почувствовать: «А каково бы было мне в
этом состоянии?»
Фаза 2. Перестройка поведения партнера.
Дайте партнеру выговориться и сделайте паузу (техника
выравнивания напряжения). Скажите о том впечатлении, которое
производят на вас слова партнера, а также о состоянии: а) своем,
б) партнера. Обратитесь к фактам. В случае вашей неправоты
немедленно признайте ее и предложите выход из ситуации.
Сохраняйте самообладание, ведите себя корректно и даже
подчеркнуто вежливо.
Способы разрешения
конфликта
1. «Выпустить пар». Пусть пациент выговорится и освободится от эмоций. Задача
медработника - лишь немного помолчать. Ни в коем случае нельзя улыбаться,
смеяться, ухмыляться. Пациент может подумать, что над ним просто издеваются.
Нельзя употреблять фразы «Успокойтесь», «Не нервничайте». Они будут подливать
масло в огонь, и только обострят ситуацию.
2. «Принять во внимание» - это реакция в виде ободряющих реплик и подводящих итог
заключений, которые засвидетельствуют правильное понимание сказанного.
3. «Поделиться ответственностью». Можно просто спросить «Чем я могу вам помочь?
Что вы хотите, чтобы я для вас сделала?» В этот момент ответственность делится
пополам между пациентом и вами.
4. Использование арбитора. Посредничество третьего лица при разрешении конфликта
бывает очень продуктивным.
5. Активное пресечение конфликта. Можно позволить пациенту выражать свое
недовольство только до тез пор, пока его поведение не выйдет за рамки норм. если
это не удается, следует вызвать представителей правоохранительных органов.
Обращайтесь к пациенту всегда на «вы». Улыбайтесь, это поможет пациенту довериться
вам. А так же будьте тактичны, вежливы и радушны, но помните, что вежливость не
должна переходить в угодничество. Для любого пациента, любое лечение это прежде
всего стресс, так что медработникам, просто необходимо входить в их положение и
проявлять уважение.