Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Предмет, задачи и структура социальной психологии

  • 👀 524 просмотра
  • 📌 472 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Предмет, задачи и структура социальной психологии» doc
Лекция № Тема: Предмет, задачи и структура социальной психологии Цель: - дать представление о социальной психологии как науке и практической дисциплине; сформировать интерес к изучению данной дисциплины. План: 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. 2. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Содержание лекции 1. Место и роль социальной психологии в системе научного знания. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук - психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, включая в себя черты и социологии и психологии, но при этом изучает те факты общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы в рамках одной дисциплины. Так, в социологии больше изучают группы, их становление, психология - индивида, его особенности. И лишь социальная психология исследует индивида в группе, его влияние на нее и наоборот, влияние группы на индивида. Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности, как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем. Место социальной психологии можно стремиться отыскать внутри одной из "родительских" дисциплин или на границах между ними. Это можно изобразить при помощи следующей схемы (рис. 1) Рисунок 1. Место социальной психологии Что еще общего есть между социальной психологией и социологией? Социология пересекается с социальной психологией как на уровне общей теории, где исследуются, например, проблемы соотношения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости, что также представляет интерес и для социальной психологии. Так и на уровне социологических исследований, например социология массовых коммуникаций, общественного мнения, социология личности. Еще больше общего есть между общей психологией и социальной. В общей психологии исследуется структура потребностей, мотивов личности, эмоции, воля, деятельность и т.д. при этом глупо думать, что в общей психологии исследуется личность вне ее социального окружения, а лишь социальная психология изучает личность в обществе и ее детерминацию. Тем не менее, остается класс специфических задач для социальной психологии (динамика развития межличностных отношений в группах, сама природа совместной деятельности людей в группах и формы складывающегося общения и взаимодействия). Таким образом, сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Социальная психология связана и с другими разделами психологии (не только общей, но и психологией личности, клинической, физиологической психологией), а также другими науками (генетика, медицина, антропология, экономика, политические науки, экология и др.). К основным видам социально-психологического знания относят: обыденное, житейское, философское, эстетическое, эзотерическое (внутреннее), практико-методологическое («Карнеги-знание»), научно-теоретическое. 2. Предмет, задачи и структура социальной психологии. Что является предметом социальной психологии или говоря простым языком, что она изучает? Согласно Андреевой Г.М., социальная психология изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включением их в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. Социальная психология изучает такие явления как: 1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы и в целом в систему социальных отношений. 2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения. 3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных Рис. 2. Объекты исследования в социальной психологии Рассмотрим, что входит в состав социальной психологии, если разделить ее по некоторым основаниям. 1. Ведущая ориентация на различные методы анализа социальнопсихологических явлений (теоретический, эмпирический (экспериментальный) и практический) порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия. 2. По видам жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д. 3. По сферам приложения социально-психологических знаний в общественной жизни социальная психология дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. 4. По объектам исследования современная социальная психология подразделяется на: • социальная психология личности, • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений), • психология малых групп, • психология межгруппового взаимодействия, • психология больших социальных групп и массовых явлений. Объединение социальной психологии с другими науками или отраслями психологии привело к тому, что появились новые подотрасли социальной психологии, Например, социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т д. Другим примером интеграции выступает объединение тех частей социальной психологии, которые ранее были дифференцированы по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования), социальная психология творчества инженеров, психология руководства научным коллективом и др. Теоретические и практические задачи социальной психологии: 1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2. Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; 3. Исследование новых социально-психологических явлений (этнических, экономических, классовых, политических, идеологических и др.); 4. Социально- психологические исследования изменений в массовом сознании, общественных настроениях и общественном мнении; 5. Анализ возрастания роли социальной психологии в условиях реформирования общества; 6. Взаимодействие социальной психологии с прикладной и практической психологией; 7. Обеспечение взаимосвязи отечественной социальной психологии с различными направлениями зарубежной социальной психологии. Контрольные вопросы: 1. В чем заключается отличие социальной психологии от психологии? 2. В чем заключается отличие социальной психологии от социологии? 3. Назовите объект и предмет социальной психологии 4. Какие социально-психологические явления изучает социальная психология? 5. Что такое социально-психологические явления? 6. Функции социальной психологии? Тестовые задания 1. Социальная психология - это... A) часть социологии Б) часть психологии B) самостоятельная наука 2. Социальная психология исследует: A) индивида, его психологические особенности Б) социальные группы B) индивида в группе. 3. К социально-психологическим явлениям не относятся: A) характерологические особенности личности Б) слухи, паника, мода B) общение и взаимодействие между личностями, группами 4. Выберите современное понимание предмета социальной психологии: А) изучение массовидных явлений психики Б). это изучение личности, ее черт, положения в группе В) это изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы 5. Социально-психологические явления - это феномены обусловленные.. А) больше самим фактом взаимодействия личности с личностью, группой Б) больше психологическими особенностями человека В) больше биологическими особенностями человека 6. Интрадисциплинарный подход стремится отыскать место социальной психологии: А) на границах между родительскими дисциплинами; Б) внутри психологии; В) внутри одной из родительских дисциплин. 7. Кем была развита методология реактологии: A) К.Н. Корниловым; Б) В.М. Бехтеревым; B) В.А. Артемовым. 8. Кто признавал право социальной психологии на существование ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии в ходе дискуссии о предмете социальной психологии в 20-е гг. прошлого века: A) К.Н. Корнилов; Б) Г.И. Челпанов; B) В.А. Артемов. 9. Социальная психология отождествляется с признанием социальной обусловленности психики. Кому из психологов принадлежит эта точка зрения: А) П.П. Блонскому; Б) К.Н. Корнилову; В) В.А. Артемову. Список литературы: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c. 2. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c. 3. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c. 4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c. 5. Мананикова, Е.Н. Социальная психология / Е.Н. Мананикова. - М.: Дашков и К, 2014. - 395 c. Практическое занятие № 1 Тема: Предмет, задачи и структура социальной психологии. Цель: рассмотреть со студентами общую характеристику социальной психологии как науки, значение понятия «социальная психология»; ознакомить со структурой современной социальной психологии. Вопросы для обсуждения: 1. Возникновение социальной психологии как науки; 2. Связь социальной науки с другими науками. 3. Структура современной социальной психологии. Задания для самостоятельной и исследовательской работы: 1. Проследите становление социальной психологии как науки, выпишите основные периоды. 2. Выпишите из литературы определения предмета социальной психологии (не мене 6-ти) и проанализируйте их. 3. Составьте схему «Связь социальной психологии с другими науками». 4. Заполните таблицу «Основные отрасли социальной психологии». Название отрасли социальной психологии Краткая характеристика Список литературы: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c. 2. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c. 3. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c. 4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c. 5. Мананикова, Е.Н. Социальная психология / Е.Н. Мананикова. - М.: Дашков и К, 2014. - 395 c. Лабораторное занятие № 1 Тема: Предмет, задачи и структура социальной психологии Цель: закрепить знания о социальной психологии как науке. Задание 1. Ознакомление с различными этическими проблемами, возникающими при исследованиях в области социальной психологии. Ознакомьтесь с исследованиями, кратко описанными да­лее, подумайте, насколько велико потенциальное значение (теоретическое или практическое) полученных результатов. Брэймел заставил студентов мужского пола поверить, что их гомосексуально возбуждают фотографии мужчин. Он давал испытуемым обоего пола противоречивую информацию об уровне их маскулинности или фемининности. В условиях одного из экспериментов эта информация была якобы основана на резуль­татах сложной серии психологических тестов, в которых участво­вали испытуемые. Во всех исследованиях в конце эксперимента испытуемым объясняли, что они были обмануты. Какие этические проблемы вы усматриваете в этих ис­следованиях? Подвергалось ли опасности физическое или психологи­ческое благополучие испытуемых? Если да, то в чем заклю­чалась эта опасность? Узнали ли испытуемые что-либо цен­ное о самих себе? После того как испытуемые выполнили экспериментальное задание, исследователь дал им понять, что эксперимент окон­чен, что он теперь «хочет объяснить, в чем было дело, чтобы они имели представление, зачем они это делали». Объяснение было ложным и служило для того, чтобы на его основе прове­сти истинные экспериментальные манипуляции, которые вклю­чали в себя обращение к испытуемым с просьбой стать помощ­никами экспериментатора. Задача помощника состояла в том, чтобы сказать следующему испытуемому, что эксперимент, в котором он только что участвовал, был интересным и доставил удовольствие. (На самом деле это был довольно скучный экс­перимент.) У испытуемого также просили разрешения обращаться к нему в последующем, когда экспериментатору может понадо­биться его помощь, если «постоянный помощник не сможет прийти, а эксперимент уже назначен на определенное время и должны прийти испытуемые». Эти только что завербованные помощники, конечно, на самом деле и были испытуемыми, а испытуемые — настоящими помощниками экспериментатора. За свои услуги в качестве помощников экспериментатора испытуе­мые получали плату вперед. Половина из них получила по 1 дол­лару; вторая половина — по 20 долларов. Однако, когда они закончили выполнение задания, исследователи попросили их вернуть деньги. Какие этические проблемы встают в связи с этим иссле­дованием? Возникала ли угроза собственному достоинству или тайне личной жизни испытуемых? Если да, то каким образом? Какую пользу принесло испытуемым их участие в исследовании? Исследователи обзванивают по телефону домохозяек. Звоня­щий называет фиктивную группу потребителей, которую он яко­бы представляет, и задает домохозяйке вопросы об используе­мых ею моющих средствах, чтобы составить отчет для «издания, посвященного бытовому обслуживанию», для которого тоже при­думано фиктивное название. Через несколько дней эксперимен­татор звонит снова и спрашивает, не позволит ли домохозяйка пяти или шести человекам прийти к ней домой, чтобы «подсчи­тать и классифицировать» все используемые ею хозяйственные товары для другого отчета в том же издании. Если домохозяйка соглашается, звонящий говорит, что пока он просто составляет список желающих и что с ней свяжутся, если решат использо­вать ее при составлении обзора. Ни к одной из домохозяек в дальнейшем не обращаются. Какие этические проблемы встают в связи с этим экспе­риментом? Являются ли такие телефонные звонки неэтич­ным вторжением в частную жизнь, или они ничем не отли­чаются от других непрошенных звонков лиц, проводящих опросы общественного мнения, предлагающих товары, со­бирающих пожертвования и т.п.? Задание 2. Реализовать на практике следующие упражнения. Игра «Броуновское движение» Цель игры: выявить особенности индивидуального восприятия человека человеком, определить закономерности, помогающие общению в группе. Ведущий, прежде чем разъяснить правила предстоящей игры, обращает внимание участников на то, что психологические игры обладают одним важным свойством: если играющему удается проникнуться идеей игры, полностью сосредоточиться на ней, на ее требованиях и максимально «войти в образ», то и поведение играющего будет максимально адекватным поведению человека в аналогичных жизненных обстоятельствах. Ведущий просит участников игры встать в круг, затем, закрыв глаза и не разговаривая, начать произвольно двигаться в разных направлениях. Через некоторое время, по хлопку ведущего, все останавливаются и открывают глаза. Снова с закрытыми глазами совершают те же действия и при этом издают жужжание. По хлопку ведущего вновь останавливаются и открывают глаза. Обсуждение: участники игры делятся своими ощущениями, восприятиями, отвечая на вопросы: — Какие чувства возникли в первом и во втором случаях? — Что мешало движению? — Что помогало не сталкиваться друг с другом? Ведущий комментирует ответы игроков, объясняет природу появления чувства тревоги, ощущения неловкости, о которых участники, возможно, говорят. Он предлагает сравнить ощущения в ходе игры с теми ощущениями, что возникают, если человек попадает в новую компанию, в непривычные обстоятельства и ситуации, когда желательно проявить инициативу в общении. Такое сравнение помогает чётче осознать причину тревожности и страха в общении. Игра «Представь себя другим» Цель игры: проанализировать свой круг общения. Согласно древней мудрости, постигнуть душевную жизнь других сможет лишь тот, кто связан приятельскими узами (именно приятельскими, а не должностными или семейными) одновременно хотя бы с одним: -ребенком; - человеком помоложе; - ровесником; - человеком постарше; - человеком значительно старше; - стариком или пожилой женщиной. Предлагается именно с этой точки зрения оценить свой круг общения. Эту простую, но психологически глубокую истину, как ни странно, многие открывают для себя заново. Неспособность поддерживать приятельские отношения, например, с подростком или стариком может говорить об ограничении возможностей настроиться на «волну» другого человека и о риске стать не слишком интересным собеседником в каких-то ситуациях. Игра «Психологический дневник» Цель игры: помочь человеку более четко формулировать свои мысли и самонаблюдения, определять ощущения; осмыслить ассоциативные связи; приобрести навыки выходить за пределы обычного мышления и банального изложения; стимулировать творческий процесс самоосознания и самосовершенствования; научиться выражать безопасным способом любые мощные и разрушительные эмоции, кипящие внутри; концентрировать внимание и волю. В психологическом дневнике человек описывает свой внутренний мир и происходящие в нем изменения. Из внешних событий регистрируются только те, которые тесно связаны с мыслями, чувствами и наблюдениями. В любом случае в центре внимания ведущего дневник должны находиться растущее осознание своего «Я», новый постигнутый смысл, духовные ценности и взаимосвязи. Здесь отражаются наблюдения, связанные с реалиями бытия, самые яркие переживания, образы, приходящие во сне, фантазии, спонтанные рисунки, возникающие машинально при размышлениях о чем-то важном, и иные плоды деятельности подсознания. Обсуждение: проводится в форме самоосмысления накопленного материала; уже зафиксированные факты вновь и вновь обдумываются с иных точек зрения; исследуются варианты поведения в одних и тех же обстоятельствах. Задание 3 . Проанализировать полученные данные. Тест «Уровень тревожности» Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений, оцените его справедливость для Вас по пятибалльной системе и проставьте соответствующий балл против порядкового номера утверждения (5 - высшая, 1 - низшая оценка). Затем подсчитайте общее количество баллов, при этом надо учесть, что оценка утверждений № 1, 6, 7, 10, 13, 16, 19 берется с обратным знаком. 1. Я испытываю удовольствие. 2. Я очень быстро устаю. 3. Я легко могу заплакать. 4. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие. 5. Я проигрываю из-за того, что медленно принимаю решения. 6. Обычно я чувствую себя бодрым. 7. Я спокоен, хладнокровен и собран. 8. Ожидание трудностей обычно очень тревожит меня. 9. Я слишком переживаю из-за пустяков. 10. Я вполне счастлив. 11. Я принимаю все слишком близко к сердцу. 12. Мне не хватает уверенности в себе. 13. Я чувствую себя в безопасности. 14. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей. 15. У меня бывает хандра. 16. Я обычно бываю доволен. 17. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня. 18. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыты 19. Я уравновешенный человек. 20. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах. Степень выраженности признака: 20—46 - низкая, 47—73 - средняя, 74—100 — высокая. Личностная тревожность Устойчивая индивидуальная характеристика человека, в которой отражается его предрасположенность к тревоге и предполагается тенденция воспринимать достаточно широкий веер ситуаций как угрожающий. Человек реагирует на каждую из них, оценивает и воспринимает определенные стимулы как опасные, угрожающие его самооценке и самоуважению. Тест «Самочувствие — Активность — Настроение» Прочитайте внимательно 30 пар биполярных шкал, оцените их справедливость для Вас по пятибалльной системе и напишите соответствующую цифру против порядкового номера пары (5 - высшая, 1 - низшая оценка). Затем подсчитайте количество баллов: — по шкале «Самочувствие»: № 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; — по шкале «Активность»: № 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; — по шкале «Настроение»: № 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30. 1. Самочувствие хорошее - Самочувствие плохое 2. Чувствую себя сильным - Чувствую себя слабым 3. Активный - Пассивный 4. Подвижный - Малоподвижный 5. Веселый - Грустный 6. Хорошее настроение - Плохое настроение 7. Работоспособный - Разбитый 8. Полный сил - Обессиленный 9. Быстрый - Медлительный 10. Деятельный - Бездеятельный 11. Счастливый - Несчастный 12. Жизнерадостный - Мрачный 13. Расслабленный - Напряженный 14. Здоровый - Больной 15. Увлеченный - Безучастный 16. Взволнованный - Равнодушный 17. Восторженный -Унылый 18. Радостный -Печальный 19. Отдохнувший -Усталый 20. Свежий - Изнуренный 21. Возбужденный - Сонливый 22. Желание работать - Желание отдохнуть 23. Озабоченный - Спокойный 24. Оптимистичный - Пессимистичный 25. Выносливый - Утомленный 26. Бодрый - Вялый 27. Соображать легко - Соображать трудно 28. Внимательный - Рассеянный 29. Полный надежд - Разочарованный 30. Довольный, -Недовольный Степень выраженности признака: 10-23 - низкая, 24-36 - средняя, 37-50 - высокая. Список литературы: 1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2014. - 368 c. 2. Ахвердова, О.А. Практикум по социальной психологии: моногр. / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. - М.: Сфера, 2017. - 336 c. 3. Горбунова, М.Ю. Социальная психология / М.Ю. Горбунова. - М.: Владос-Пресс, 2018. - 223 c. 4. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология / М.И. Еникеев. - М.: Норма, Инфра-М, 2014. - 393 c. 5. Мананикова, Е.Н. Социальная психология / Е.Н. Мананикова. - М.: Дашков и К, 2014. - 395 c.
«Предмет, задачи и структура социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot