Психология гендерных отношений
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психология гендерных отношений
Тема
лекции:
Введение
в
изучение
дисциплины.
Гендерные
отношения - многоуровневый анализ
План лекции:
1. Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к знаниям и
умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии гендерных
отношений, рассматривающей взаимоотношения как между полами, так и
внутри одного пола
2. Гендерные отношения в контексте социокультурной организации
общества
3. Гендерный анализ межгрупповых отношений
4. Теория и практика гендера в сфере межличностных отношений
5. Гендерный аспект внутриличностных проблем
Аннотация.
Представленная
лекция
содержит
основные
методологические принципы и категории гендерной психологии. Состоит
из 5 основных тем, в которых даны определения понятий «гендер» в
социально-психологическом контексте, «гендерные роли», «гендерный
дисплей» и др., раскрыт предмет исследований гендерной психологии,
определены методы исследований гендерной психологии с начала XX
века, и уровни половой организации человека.
Краткое содержание лекции:
Тема 1.
Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к
знаниям и умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии
гендерных отношений, рассматривающей взаимоотношения как между
полами, так и внутри одного пола. Термин «гендер» в социальнопсихологическом контексте. «Гендерные роли». Предмет исследований
гендерной психологии- особенности психики, которые связаны с полом, с
гендерными отношениями, различиями и сходствами полов. Основные
направления гендерных отношений. Задачами гендерной психологии. Пять
методов исследований гендерной психологии с начала XX века. Четыре
уровня половой организации человека. «Гендерный дисплей».
Тема 2. Гендерные отношения в контексте социокультурной
организации
общества.
формирования
Факторы
гендерных
гендерных
отношений.
отношений.
Критерии
Основа
измерения
стратифицированного гендерного пространства. Схема анализа систем
гендерных отношений на макросоциальном уровне. Образ «настоящего
мужчины» и «настоящей женщины».
Тема 3. Гендерный анализ межгрупповых отношений. Особенности в
межгрупповом взаимодействии гендерных отношений. Внутригрупповой
фаворитизм и межгрупповая дискриминация. Причина внегруппового
фаворитизма. Специфика гендерных отношений на уровне межгруппового
взаимодействия. Модель гендерных отношений в ситуации межгруппового
взаимодействия. Соотношение видов гендерных отношений и гендерных
характеристик.
Тема 4. Теория и практика гендера в сфере межличностных
отношений.
Две
альтернативные
модели
межполовых
отношений:
партнерская и доминантно-зависимая. Неравенство статусов и позиций в
профессиональной сфере мужчин и женщин. Два способа гендерного
неравенства в деловом взаимодействии. Гендерные отношения в семье.
Два
типа
распределения
семейных
обязанностей.
Характеристика
особенностей партнерской модели отношений в семье. Характеристика
особенностей доминантно-зависимой модели отношений в семье.
Тема 5. Гендерный аспект внутриличностных проблем. Гендерноролевой стресс у женщин. Половая дискриминация. Гендерно-ролевой
стресс у мужчин. Социальные системы. Семейные роли. Социальный образ
мужчины. Кризис маскулинности.
Содержание лекции
Тема 1. Цель, задачи, содержание дисциплины, требования к знаниям
и умениям, приобретаемым в процессе изучения психологии гендерных
отношений, рассматривающей взаимоотношения как между полами, так и
внутри одного пола.
«Гендер» как термин стали применять в психологических и
социальных науках. «Гендер» применяется в том случае, если надо не
только разделить «мужской» и «женский» по половому признаку, но и
включить гендерное описание, такое как «маскулинный» и «феминный».
Термин «гендер» в социально-психологическом контексте обозначает
социокультурные представления о личности мужчин и женщин и
индивидуальные когнитивные схемы в отношении личности людей
разного пола и разных сексуальных предпочтений. [1, C. 9]
Целью освоения учебной дисциплины «Психология гендерных
отношений» являются овладение студентами базовых теоретических
знаний, психологических приемов, применяемых психологом в своей
профессиональной деятельности, формирование компетенций в области
гендерных знаний, необходимых для внедрения их принципов, технологий
и методик в практику психологической деятельности.
Синонимом «гендерной роли» иногда в психологической литературе
применяют термин «половая роль» в силу сложившейся традиции.
Гендерной
психологии,
где
психологией
изучаются
является
раздел
закономерности
дифференциальной
поведения
человека,
определенные его биологическим полом, как в обществе, так и
социальным полом, то есть гендером и их соотношением. В социальной
психологии гендерных исследованиях изучаются такие феномены, как:
дискриминация, социализация, предрассудки, самоуважение, социальное
восприятие и самовосприятие, возникновение социальных норм и ролей.
Предметом исследований гендерной психологии в самом широком
смысле являются особенности психики, которые связаны с полом, с
гендерными отношениями, различиями и сходствами полов. Первые
работы в области гендерных исследований проводились в русле
полоролевого подхода. Теория социального конструирования гендера
служит основной теорией, на которой базируются современные гендерные
исследования.
Гендерными отношениями являются различные формы взаимосвязи
людей как представителей определенного пола, которые возникают в
процессе их совместной жизнедеятельности. Гендерные отношения
встроены в широкий социальный контекст. Они проявляются на разных
уровнях социума. Это многоуровневые отношения, которые существуют
как на макро -, мезо - и микроуровнях социальной реальности, так и на
внутриличностном уровне.
Таким образом, гендерные отношения – это:
1. социально
организованные
отношения
между
государством
и
гендерными группами на уровне общества;
2. отношения между гендерными группами;
3. отношения между различными субъектами разного пола;
4. отношение личности к самой себе как к представителю какой-либо
гендерной группы.
В гендерной психологии выделяют несколько основных направлений:
Первое направление – это психология сравнения мужчин и женщин,
которая заключается в изучении их специфических особенностей в
установлении своеобразия полов.
Второе направление - психология женщины, которая заключается в
изучении особенностей психического состояния женщины, с учетом ее
физиологии, которой нет у мужчины.
Третье направление – это психология мужчины, которая заключается
в изучении особенностей психического состояния мужчины, с учетом его
мужской физиологии, которой нет у женщин.
Четвертое направление – это гендерная социализация, которая
заключается в изучении формирования гендерной идентичности и
освоении гендерных ролей.
Пятое направление – это психология гендерных отношений, которое
рассматривает взаимоотношения, как между полами, так и внутри одного
пола.
Шестое направление – это гендерная психология лидерства, которая
заключается в изучении различий между мужчинами-лидерами и
женщинами-лидерами, а также отношений доминации-подчинения.
Седьмое направление – это гендерная психология в спорте. Это та
область гендерной психологии и психологии спорта, которая исследует
особенности и различия спортивной деятельности в связи с половой и
гендерной принадлежностью спортсмена или команды.
Задачами гендерной психологии и ее теоретическими аспектами
является разработка теорий и концепций, методов и методик, проведение
широких исследований. Задачами гендерной психологии и ее прикладным
аспектам служат внедрения ее результатов и достижений в практику.
Неотъемлемой частью работы психолога служит гендерный подход и
консультанта, и исследователя, и руководителя тренинговых групп.
В гендерной психологии в начале XX века были приняты следующие
пять методов исследования:
1. Грубая индукция.
2. Эксперимент.
3. Дедукция.
4. Биографический метод.
5. Анкетирование.
Пол является природной характеристикой человека. На ее основе
происходит первичное разделение людей на мужчин и женщин.
Современная биология выделяет четыре уровня половой организации
человека:
генетический пол (определенный набор генов);
гонадный пол (железы внутренней секреции);
морфологический пол (строение наружных и внутренних половых
органов);
церебральный
пол
(дифференциация
мозга
под
влиянием
тестостерона). [2, С.7]
С самого раннего возраста представляет трудность для людей процесс
общения с противоположным полом. Маленькие дети понимают, что
мальчик разговаривает с девочкой не так, как девочка с девочкой или
мальчик с мальчиком. Существует ряд объективных причин, которые
приводят к проблемам в общении между женщинами и мужчинами. Знать
эти причины и предвидеть их последствия необходимо каждому человеку.
Эти объективные причины, приводящие к проблемам в общении, связаны,
прежде всего, с «природными» различиями мужчины и женщины,
сформированные в ходе эволюции человека, и отражаются в их общении и
поведении.
Природа создала разными мужчин и женщин. Мужчины умирают
раньше женщин, больше подвержены воздействию стрессов. Это результат
характерного для мужчины интенсивного контакта с окружающей средой,
его потребности активного воздействия на среду, которая заложена в
мужском характере.
И женщины и мужчины обладают специфическими особенностями
врожденной мимики и жестикуляции. Например, мужской жест – это кулак
и женщины не могут его показывать, а если показывают, то выходит очень
смешно.
Многие
физические
действия
по-разному
совершаются
мужчинами и женщинами. Например, обычно мужчины зажигают спичку
движением к себе, а женщины – от себя. Притом, что мужчины обычно
гасят спичку, подув на нее, а женщины горящей спичкой размахивают в
воздухе.
Взгляд на предметы мужчины и женщины направляют по-разному.
Например, женщины смотрят на ногти, сжимая пальцы в кулак, держа
пальцы согнутыми. А мужчины смотрят на ногти, распрямив пальцы в
разные
стороны.
Женщина
смотрит
на
потолок,
обычно
слегка
приподнимая подбородок и поднимая взгляд вверх. Мужчина же обычно
просто задирает голову.
Мужчины, по сравнению с женщинами, плохо приспосабливаются к
изменениям
окружающей
среды.
Мужчине,
чтобы
выжить
в
неблагоприятной обстановке, необходимо активно взаимодействовать со
средой, изменять ее, а не приспосабливаться к данной среде.
Установлено, что женщина при каком-либо изменении осваивается
быстрее, чем мужчина. При этом она демонстрирует консервативную
стратегию, т.е. стремится приспособиться, адаптироваться к новым
условиям. Что касается мужчин, то в этих условиях они демонстрируют
активную стратегию, т.е. они стараются активно воздействовать на
обстоятельства, окружающую среду, изменить их в соответствии со
своими представлениями и намерениями.
При
всей
своей
природной
активности
мужская
стратегия
инерционна. Мужчина настойчив в своем стремлении достичь своей цели
и очень неохотно, в отличие от женщины, отказывается от своих планов
даже тогда, когда уже ясно, что осуществить план не удастся. Мужчину
трудно «раскачать» и также трудно остановить.
Мужчина демонстрирует стратегию настойчивости, в то время как
женщина
склонна
реализовать
стратегию
уступчивости.
Мужчина
настроен на решительность, готов что-то предпринять. Женщина, часто
говорит мужчине фразу: «Ты же мужчина, придумай что-нибудь».
Различается общая ориентация личности и у мужчин, и у женщин.
Исследования показывают, что у 75% мужчин и женщин ориентация в
жизни оказывается практически противоположной.
Сравните:
Ориентация женщины
Домовитость
Влечение к семье
Влечение к учебе
Ориентация мужчины
Деловитость
Влечение к коллективу
Влечение к политике
Для мужчины основным ориентиром служит
работа и познание
внешнего мира. Именно этому он хочет посвятить основное время.
Женщины ориентированы на семью и пополнение знаний. Именно
поэтому большинство девочек учатся лучше мальчиков.
В гендерной психологии объектом исследования являются мужчины и
женщины как субъекты гендерных отношений.
«Гендерный
дисплей»
отражает
как
индивидуальные
модели
ситуативного поведения мужчин и женщин в различных ситуациях
социально-профессиональной деятельности, так и механизм и показатели
проявления
половой
принадлежности
личности
в
социальном
взаимодействии представителей разных полов.
Предметом
исследования
служит
соотношение
гендерных
характеристик личности и групп, то есть гендерных представлений,
гендерных стереотипов, гендерных установок, гендерной идентичности и
моделей гендерных отношений, реализуемых на различных уровнях
социальной реальности субъектами гендерных отношений.
Психология гендерных отношений изучает и характеризует как «Ж конфликт» при противоборстве между женщинами по отношению к
мужчине, так и «М-конфликт», который представляет собой соперничество
мужчин по отношению к женщине. А также рассматривает некоторые
комплексы, например «Комплекс кастрации» Карена Хорни, который
означает ощущение женской неполноценности из-за отсутствия пениса и
др.
Психология гендерных отношений опирается на:
теоретические разработки социальных психологов по проблемам
психологии
больших
групп,
межгруппового
взаимодействия
и
межличностного общения: В.С. Агеева, Г.М.Андреевой, Г.Г.Дилигенского;
исследования в области психологии половых различий: C.Gilligan,
J.Hyde, M. Horner, E.Maccoby, C.Jacklin, В.В.Абраменковой, И.С.Кона,
В.Е.Кагана, Т.А.Репиной, И.И.Лунина, Г.В.Турецкой, Т.И.Юферевой;
работы в области гендерной психологии: S.Bem, K.Deaux, B.Lott,
R.Unger, Ш.Берн;
работы психологов феминистской ориентации (N.Chodorow , R.J.HareMustin, Marecek, R.Unger). [4, С.3]
В 1996 году была утверждена постановлением Правительства
Российской Федерации «Концепция улучшения положения женщины в
Российской Федерации».
Тема 2. Гендерные отношения в контексте социокультурной
организации общества
Разновидностью социально-психологических отношений являются
гендерные отношения. Гендерные отношения зависят от следующих
факторов:
стереотипы,
гендерные представления,
установки,
гендерная идентичность личности или групп, которые отражают
социальную
идентичность,
установки,
стереотипы
и
социальные
представления.
Основой для формирования гендерных отношений, характерных для
всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и
женщин
как
доминирования,
двух
гендерных
власти,
групп,
подчинения.
феномены
неравенства,
Поскольку
социально-
конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам,
можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и
женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как
основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом,
можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений:
горизонтальный, где основным параметром является дифференциация
ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который
определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или
гендерных групп.
К двум альтернативным моделям - партнерской и доминантнозависимой сводится все многообразие содержательных характеристик
межполовых отношений.
Определены критерии измерения стратифицированного гендерного
пространства:
– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы
потребления доступных материальных и социальных благ, как образ и
стиль жизни;
– власть, как иерархия отношений политического и экономического
влияния индивидов и групп друг на друга.
Разработана
схема
анализа
систем
гендерных
отношений
на
макросоциальном уровне:
1. общество как государство
группа мужчин или женщин;
2. общество как государство
личность мужчины или
женщины.
Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений
здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных
представлений.
Социальной
гендерных
конкретную
политикой
отношений
гендерную
с
определяется
позиций
группу.
специфика
государства,
Сама
же
проявлений
направленной
политика
на
определяется
доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений
гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в
социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли
определяются как гендерные.
В
процессе
социально-ролевого
взаимодействия
контакты
ограничиваются необходимостью конкретной ситуации, например, в
транспорте, на улице, в магазине, на выставке и др. Основным принципом
взаимоотношений на данном уровне служит знание норм и требований, а
также их реализация участниками взаимодействия социальной среды.
Людей при деловом взаимодействии объединяют совместная деятельность
и интересы дела, направленные на достижение взаимных целей.
Гендерные представления, заданные в виде образа «настоящего
мужчины»
или
«настоящей
женщины»,
касаются
половой
дифференциации социального поведения и участия в общественной жизни.
Такие гендерные представления существуют как на высших уровнях
культуры, в рамках религиозных или философских систем, так и в
обыденном повседневном сознании. Гендерные представления, в отличие
от других видов социальных представлений, помогают индивиду осознать
содержание гендерных ролей, определить свою позицию по отношению к
системе нормативных предписаний о должном поведении мужчин и
женщин в социуме, выработать свой стиль поведения в межполовом
взаимодействии, конкретизировать ориентиры жизненного пути на основе
принятого способа исполнения гендерной роли.
Гендерные представления отражают существующую в обществе
половую дифференциацию и доминирующую идеологию государства в
сфере межполовых отношений. Всю совокупность таких представлений
можно оценивать с точки зрения двух полярностей, соответствующих двум
типам гендерной идеологии. Это патриархальная или традиционная
идеология, отражающаяся в патриархальных гендерных представлениях, и
эгалитарная идеология, которая отражается в эгалитарных гендерных
представлениях.
Тема 3. Гендерный анализ межгрупповых отношений
Существуют свои особенности в межгрупповом взаимодействии
гендерных отношений. Зарубежными и отечественными авторами, такими
как Tajfel (1981, 1982); Turner (1985); Агеев (1983, 1985, 1986, 1990) в
процессе изучения уровней гендерных отношений были установлены
характерные черты, для межгруппового восприятия, объектом и субъектом
которого являются социальные группы. Это:
1) объединение частных представлений в нечто целое, качественно
отличающееся от составляющих его элементов, то есть целостность и
стремление к унификации межгруппового восприятия;
2) схематизация и упрощение диапазона аспектов восприятия другой
группы;
3) формирование недостаточно гибких межгрупповых представлений,
обладающих устойчивостью.
Последняя
особенность
касается
динамических
характеристик
межгруппового восприятия. Эмпирические исследования гендерных групп
позволяют выявить общие закономерности в ситуации гендерного
взаимодействия. Унифицированы образы типичных мужчин и женщин,
характерные для представителей разных культур и народов. Они
отличаются
окрашенностью,
схематичностью,
упрощенностью.
целостностью,
Таким
образом,
эмоциональной
структурные
и
динамические характеристики процесса восприятия мужчин и женщин как
представителей социальных групп вписываются в общие закономерности,
характерные для межгруппового восприятия вообще.
Анализ гендерных отношений, который осуществляется в системе
«группа – группа» проводится на уровне межгруппового взаимодействия
общностей, однородных по половому признаку. Здесь детерминирующими
социально-психологическими
факторами
межполовых
отношений
являются
гендерные
стереотипы
как
фаворитизм
и
разновидность
социальных
стереотипов.
Внутригрупповой
межгрупповая
дискриминация
выявлены как особенности процессов многочисленных исследований
межгруппового
восприятия
и
взаимодействия.
фаворитизмом
принято
считать
стремление
Внутригрупповым
любым
способом
благоприятствовать членам собственной группы, но в противовес членам
другой группы. Он может проявляться в различных ситуациях социального
взаимодействия как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессе
социального восприятия. Например, в процессе формирования мнений и
оценок, которые относятся к членам как собственной, так и другой группы.
Межгрупповая дискриминация возникает в процессе установления
различий между собственной и другой группами. При определенных
условиях межгрупповые различия искусственно подчеркиваются и
преувеличиваются.
Наиболее
распространенным
результатом
межгрупповой дискриминации является тенденция к установлению
позитивно оцениваемых различий в пользу собственной группы.
Отметим
социальных
особую
групп
актуальность
проблема
для
взаимодействия
межгрупповой
любых
дискриминации
и
внутригруппового фаворитизма. При этом речь идет если не о вражде, то,
по меньшей мере, о поддержке своей группы в противовес другой.
Существовало предположение о том, что другие группы оцениваются
ниже
относительно
своей
группы
исходя
из
внутригруппового
фаворитизма и межгрупповой дискриминации. Другими словами, в
ситуации межгруппового восприятия женщины должны оценивать свою
группу позитивнее, чем группу мужчин, и наоборот.
Но
следует
отметить,
что
эмпирические
исследования
не
подтверждают данное представление. Выяснилось, что и мужчины и
женщины
приписывают
представителям
мужской
больше
группы.
положительных
Следовательно,
характеристик
внутригрупповой
фаворитизм как явление межгруппового восприятия и взаимодействия
действует в отношении мужской группы и не действует в отношении
женской (Клецина, 2004). В данном случае ведущую роль играют
закономерности более высокого порядка, то есть не на уровне
межгруппового
взаимодействия,
а
на
уровне
функционирования
макроструктуры. Здесь речь идет о влиянии особой культурной традиции –
андроцентризма. Это пример не внутригруппового, а внегруппового
фаворитизма.
Причиной внегруппового фаворитизма служит различный социальный
статус групп: низкостатусные группы в определенных социокультурных
ситуациях склонны развивать негативные автостереотипы и позитивные
гетеростереотипы (Донцов, Стефаненко, 2002). Группа мужчин, как любая
другая общность с высоким статусом, оценивается и характеризуется с
точки зрения компетентности и экономического успеха. Группа женщин,
оценивается и характеризуется с точки зрения группы с низким статусом,
то есть оценивается с точки зрения дружелюбия, гуманности, доброты и т.
д. Все позитивные женские черты, такие как сердечность, уступчивость,
теплота, эмоциональная поддержка, и другие, воспринимаются как
типичная компенсация отсутствия значимых достижений на общественной
арене. У женщин как у членов низкостатусной группы по сравнению с
мужчинами меньше развито чувство идентификации со своей группой.
Перенимая точку зрения мужчин как группы с высоким статусом, они
склонны
переоценивать
мужские
достижения
и
достоинства
и
недооценивать свои.
Специфика
гендерных
отношений
на
уровне
межгруппового
взаимодействия определяется тем, что на данном уровне индивидуальные
различия нивелируются, а поведение унифицируется. Чаще всего такое
неперсонифицированное взаимодействие осуществляется в типичных
социальных ситуациях. Объединяет все эти ситуации то, что участники
взаимодействия личностно в него не вовлечены, они контактируют, исходя
из ролевых предписаний и нормативов поведения, типичных для ситуации.
Наиболее распространенная классификация таких ситуаций включает в
себя два вида взаимодействия: кратковременное социально-ситуационное
общение или социально-ролевое и деловое общение.
Модель
гендерных
отношений
в
ситуации
межгруппового
взаимодействия может рассматриваться как доминантно-зависимая модель
отношений при мужской доминирующей позиции, что подтверждает
весомая
статистика
социологических
и
социально-психологических
исследований.
Таблица 1
Соотношение видов гендерных отношений и гендерных
характеристик
№ п/ Уровни анализа гендерных
Вид гендерных
Субъективные
п
отношений
детерминанты
отношений
гендерных
1.
Макроуровень: отношения
Общественные
типа «группы мужчин и
2.
женщин - государство»
Мезоуровень: отношения типа
отношений
Гендерные
представления
Межгрупповые
«группа – группа» (отношения
Гендерные
стереотипы
между группами мужчин и
3.
женщин)
Микроуровень: отношения
Межличностные Гендерные
типа «личность-личность»
установки
(межличностные отношения
между представителями
4.
разного пола)
Внутриличностный уровень:
отношения типа «Я как
Самоотношение
Гендерна
индивидуальность – Я как
представитель гендерной
группы»
Отметим, что взаимоотношения в группе, не может исходить только
из ее формальной структуры. При выполнении совместной деятельности и
при непосредственном общении, конкретные люди строят свои отношения
не согласованно заранее заданной кем-то извне схеме подчинения. Каждая
группа, в том числе и формальная, имеет свою неформальную структуру.
Следует отметить, что часто они не совпадают. Например, вместе со
старостой в классе, как правило, есть неформальный лидер, которые не
имеет какого-либо официального «поста» в системе ученического
самоуправления. Более того, в рамках именно формальных сообществ,
часто возникают неформальные группы. [3,С.10]
Тема 4. Теория и практика гендера в сфере межличностных
отношений.
Все
многообразие
содержательных
характеристик
межполовых
отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и
доминантно-зависимой.
Первая модель – партнерские отношения. Это отношения двух
равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной
ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый
принимает во внимание цели и интересы другого.
Вторая модель – доминантно-зависимая. На противоположном полюсе
стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает
равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию,
другая – зависимую.
Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он
презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.
В системе межгруппового взаимодействия проблема гендерных
отношений наиболее актуальна в профессиональной сфере. В деловом
общении и взаимодействии мужчины и женщины проявляют себя и как
представители
гендерных
социальных
групп,
и
как
субъекты
профессиональной деятельности.
Отличительной
особенностью
гендерных
отношений
в
профессиональной сфере является неравенство статусов и позиций мужчин
и женщин: мужчины во всем мире чаще пользуются более высоким
статусом по сравнению с женщинами, а это обеспечивает им доступ к
ресурсам и принятию ответственных решений. Это приводит к тому, что
женщины существенно чаще мужчин оказываются в роли подчиненных,
зависимых, руководимых. Потребности женщины в профессиональном
развитии, самореализации и продвижении по служебной лестнице
удовлетворяются в меньшей степени, чем у мужчин.
Сложившаяся
система
гендерных
отношений
способствует
закреплению у женщин таких качеств личности, проявляющихся в деловом
взаимодействии, как пассивная подчиненность, слабоволие, склонность
уступать всегда и всем, неуверенность в себе, боязливость и послушание.
Неравноправие женщин и мужчин в сфере производственных или
деловых отношений отражает гендерные отношения межгруппового
уровня.
Гендерное неравенство в деловом взаимодействии проявляется двумя
способами.
Первое: распространенная практика профессиональной сегрегации,
из-за чего престижные профессии и должности менее доступны для
женщины по сравнению с мужчинами.
Второе: выраженная склонность к дискриминации, когда женщины
получают меньшее вознаграждение за труд по сравнению с мужчинами,
хотя выполняют ту же работу.
При рассмотрении гендерных отношений на уровне межличностного
взаимодействия
объектом
анализа
являются
системы
«личность-
личность»; при этом речь идет о взаимодействии двух людей разного пола.
Гендерные отношения этого уровня детерминированы гендерными
установками как разновидностью социальных установок.
Выделяют такие общие параметры анализа гендерных отношений
независимо
от
уровня
их
функционирования,
как
поляризация,
дифференциация позиций мужчин и женщин, явления доминирования,
власти, подчинения. Дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин
как
субъектов
межличностных
отношений
и
иерархичность,
соподчиненность их позиций являются одними из основных параметров
анализа гендерных отношений в микросреде. Эти параметры касаются и
объективной стороны – реальных практик взаимодействия, и субъективной
– гендерных установок мужчин и женщин как субъектов межличностных
отношений. Таким образом, от других типов гендерных отношений
межличностные
отношения
отличает
выраженная
эмоциональная
составляющая, сопровождающая весь процесс формирования и развития
отношений. Кроме того, в гендерных межличностных отношениях очень
значима роль личностных особенностей участников, а также процесса
общения, на фоне которого отношения складываются и функционируют.
В качестве модели гендерных отношений межличностного уровня
обычно рассматривают семейные, то есть супружеские отношения,
поскольку:
Первое - ярче всего представлены все характерные признаки
межличностных
отношений
друг
отношений
на
друга,
взаимная
направленность
реальный
непосредственный
выраженная эмоциональная основа, интенсивное общение.
субъектов
контакт,
Второе - в супружеских отношениях явно отражена специфика
гендерных
отношений,
то
есть
тут
различные
социокультурные
предписания влияют на содержание семейных ролей и их исполнение
мужчинами и женщинами.
В современных семьях распространены два типа распределения
семейных
обязанностей.
Менее
распространен
эгалитарный
или
равноправный вариант, когда все виды семейных забот не делятся жестко
на мужские и женские, но мужья примерно в такой же степени, как и
жены, включены в выполнение домашних дел. На практике либо муж и
жена делят поровну все обязанности по дому и воспитанию детей, либо это
зависит от ситуации, то есть больше времени дому и воспитанию детей
посвящает тот из супругов, кто меньше занят на работе. При другом более
распространенном варианте большую часть домашней работы выполняют
жены. При этом дифференциация мужских и женских ролей в семье,
разделение семейных дел на женские и мужские сохраняется как
устойчивое явление.
С позиции теории ресурсов домашняя работа понимается как труд,
для
которого
не
требуются
особые
физические
и
психические
характеристики. Иногда домашняя работа воспринимается как высокая
квалификация исполнителя, но в большинстве случаев домашний труд
требует наличия свободного времени. И обладают этим главным ресурсом
те, кто якобы меньше занят или менее востребован на рынке труда.
Обычно, принято считать, что в эту категорию попадают женщины,
поэтому они и выполняют большую часть домашней работы.
Теория
«Новой
домашней
экономики»
как
развитие
выше
обозначенного подхода, опирается на представление о семье как
производственной единице, которая создает Основными ресурсами в
производстве «семейного капитала» выступают как товары и услуги, так и
время членов семьи. Ценность времени определяется альтернативными
издержками. Например, рыночной ценой выполнения домашних работ
может служить стоимость наемного работника. Семья, оптимизируя свою
экономику, вынуждена просчитывать соотношение цены и затрат времени
на труд в домашнем хозяйстве и на рынке труда. В современном
традиционном обществе женщина, как правило, уступает мужчине в
объеме «рыночного человеческого капитала», и для семьи экономически
выгоднее, когда муж работает вне дома, а жена занята домашним
хозяйством. В современных условиях в связи с развитием системы
образования и повышения квалификации женщин их домашний труд
«подорожал»,
а
решение
о
характере
распределения
домашних
обязанностей становится проблематичнее и требует постоянного контроля
и уточнения.
Гендерные отношения в семье рассматриваются и при помощи
параметра иерархичности позиций супругов как субъектов межличностных
отношений. В данной системе муж и жена занимают как равноправные, так
и
неравноправные
позиции.
Равноправием
является
симметричная
позиция, где оба супруга имеют равные не только права, но и обязанности.
При равноправии никто не подчинен другому. Возникшие проблемы
решаются путем согласия или компромисса. Никто из супругов не
доминирует, не подавляет и не подчиняет себе другого.
Неравноправные
позиции
в
системе
супружеских
отношений
порождают ситуации, в которых один распоряжается, приказывает, другой
подчиняется, ожидает совета или инструкции. При этом подчинение может
быть как добровольным, так и вынужденным. Если у одного из супругов
выражена ориентация на доминирование, а у другого – на подчинение,
отношения будут комплиментарными, если же и для мужа, и для жены
характерна одинаковая ориентация – неважно, на доминирование или
зависимость, – то отношения будут некомплиментарными, что чревато
конфликтностью и непродуктивностью действия. Позиция доминирования
предполагает
принятие
социальной
ответственности
за
того,
кто
подчиняется. Задача доминирующей личности в диаде – обеспечение
безопасности, координация действий, определение перспектив и помощь в
развитии партнера.
Сведения о главенстве кого-либо в семье мужа или жены служат
показателями позиции в системе гендерных отношений. Часто в
специальной литературе употребляется такой термин как глава семьи,
который в большей степени относится к мужчинам. Такого рода
институциональная
характеристика
беспрекословно
подчинялись
патриархальной
семье,
все
подобный
обозначает
члены
статус
семьи.
был
личность,
Отметим,
у
которой
что
мужчины
в
или
представителя старшего поколения или у мужа. Статус главы семьи
предполагает первенство в принятии решений жизнедеятельности семьи и
распределении
ресурсов.
Определение
доминирующей
позиции
происходит по выявлению того член семьи, кто распоряжается ее
ресурсами и чаще принимает решения, значимые для функционирования
семьи и всех ее членов.
Проведенные исследования (Гурко, Босс, 1995) показали, что
практически во всех сферах семейной жизни жена чаще, чем муж,
принимает решения, хотя есть немало семей, где это делают оба супруга. В
тех семьях, где нет практики совместного решения проблем, в основном
жены, а не мужья распоряжаются деньгами, организуют досуг семьи,
решают хозяйственные вопросы, определяют, как надо воспитывать
ребенка, и имеют решающее слово при обсуждении большинства других
вопросов, важных для организации семейной жизни.
Существует несколько вариантов объяснения ведущей роли женщин в
семье:
– концепция компенсаторного поведения. Доминантная позиция
женщин в сфере семейного взаимодействия является компенсацией их
низкого сравнительно с мужчинами статуса в сфере социальной жизни.
Доминирование женщин в семейных отношениях может осуществляться
как явно, так и неявно, т.е. скрыто, завуалированно, при помощи
манипуляции;
– концепция социальных ожиданий. Распространенные в обществе
представления
о
нормативном,
социально
приемлемом
гендерном
поведении побуждают женщин брать на себя ответственность в сфере
семейных отношений, а мужчин – в сфере вне семейного взаимодействия,
поскольку в мире мальчиков рождается больше на 6 %, чем девочек.
Наличие ответственности стимулирует развитие и проявление у женщин
лидерских качеств, что, в свою очередь, выражается в позиции
доминирования (Барсукова, Радаев, 2000);
– концепция идентификации. Женщины не желают отказываться от
контроля в сфере домашних дел в связи с тем, что преимущественно
идентифицируют себя с этой областью жизни. Более того, основными
потребностями женщин по степени важности являются
стабильность,
здоровье, семья, работа, секс. (Берн, 2001). Концепция идентификации
базируется на разработанном Джин Миллер подходе к психологии
женщины, центрированном на отношениях (Miller, 1976). Такой подход
подчеркивает роль отношений и общения со значимыми людьми для
жизни женщины.
Центрированный на отношениях подход включает в себя следующие
положения:
1. личностное
развитие
женщины
происходит
именно
в
отношениях;
2. общение с людьми определяет психологическое состояние
женщин;
3. женщины
ориентированы
на
заботу
о
других
людях,
ответственность за них;
4. для женщин особенно важна эмоциональная близость с людьми,
которая определяет роль женщины на работе и в семье
(Фрейджер, Фейдимен, 2001).
Сложившиеся в семьях роли, тип распределения домашних обязанностей,
принятия решений и другие аспекты взаимодействия мужей и жен
определяют устойчивые модели гендерных отношений в семье. В системе
межличностного
взаимодействия
супругов
гендерные
отношения
выражаются в следующих двух основных моделях: партнерской и
доминантно-зависимой.
Партнерская модель отношений в семье характеризуется следующими
особенностями:
1. сотрудничество при использовании власти;
2. руководство, базирующееся на авторитете;
3. взаимозаменяемость ролей в семье;
4. гибкое
распределение
семейных
обязанностей
и
видов
деятельности;
5. конструктивный способ разрешения конфликтов;
6. неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упреков,
прощаются, забываются;
7. уважение к личным делам, интимным сторонам жизни, без
посягательства на индивидуальную сферу жизни партнера без
его разрешения;
8. восприятие семьи как безопасного убежища, где приобретается
уверенность
в
себе,
исчезают
сомнения,
тревожность,
улучшается настроение;
9. открытость семейной жизни для социума;
10.расширение
автономии
ребенка,
признание
его
права
участвовать в принятии коллективных решений и выражать свое
мнение.
Противоположная модель отношений, доминантно-зависимая модель,
не предполагает равноправия. В этом случае один из супругов побуждает
другого подчиниться себе и принять цели, не согласующиеся с
устремлениями и намерениями партнера. Доминантная позиция включает
в себя такие проявления в поведении, как уверенность в себе,
независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение
настоять на своем. В общении доминирующий супруг, как правило,
использует инструментальный стиль вербальной коммуникации, часто
игнорирует точку зрения собеседника, настаивает на своем мнении и
варианте решения проблемы.
Доминантно-зависимая модель отношений в семье характеризуется
следующими особенностями:
1. неравномерное
распределение
власти,
злоупотребление
властью;
2. руководство, основанное на силе;
3. ригидность и жесткость семейных ролей;
4. полотипизированные
семейные
обязанности,
сегрегация
интересов членов семьи;
5. деструктивный способ разрешения конфликтов;
6. неудачи и ошибки скрываются, осуждаются, подвергаются
обструкции, часто вспоминаются;
7. отсутствие уважения к личным делам, интимным сторонам
жизни, тотальная подконтрольность поведения;
8. ощущение незащищенности, одиночества, вины, тревожности,
депрессии;
9. закрытость семейной жизни, отгороженность от социума;
10.воспитание детей в условиях гиперконтроля, подчиненности.
В партнерской модели гендерных отношений позиции мужа и жены
равны.
В
системе
доминантно-зависимых
гендерных
доминирующую позицию может занимать и муж, и жена.
отношений
Объективная сторона гендерных отношений
Субъекты
Специфика
гендерных
гендерных
отношений
отношений
стороны
каждого
Государство
участников отношений
Социальная политика
отношению
группам,
Таблица 2
проявлений Формы
к
со (феномены)
по Гендерный контракт.
советский
задается женщин
доминирующей в обществе контрактом
Группы
для модель
гендерных
доминирующим отношений
был
«контракт (доминирующую позицию
В настоящее время спектр
гендерных
Группа женщин
период
Доминантно-зависимая
гендерной идеологией
работающей матери», для занимает государство, а
Социальные роли мужчин и
мужчин - «труженик – воин- группы мужчин и женщин
женщин как членов общества
защитник».
- подчиненную)
женщин
оур
Мез
Макроуровень
мужчин и
отношений
из гендерных отношений
гендерным В
которая
проявления Модели гендерных
Конкретные
расширен
практики Феномен
контрактов
гендерного Доминантно-зависимая
Группа мужчин
взаимодействия
неравенства
в модель
формируются под влиянием профессиональной
сфере (доминирующую позицию
зафиксированных в сознании («горизонтальная
субъектов
овень
Мужчина
ролей
группа
профессиональная
сегрегация»)
распределения Феномен
Характер
Женщина
и занимает группа мужчин, а
обобщенных вертикальная
образов мужчин и женщин
и
власти
межличностных отношениях
полоролевой -
в
Микроуровень
(доминирующую
феномен позицию
чаще
занимает
супружеских женщина, а мужчина –
отношениях
подчиненную).
-
Партнерская
модель
(никто из партнеров не
занимает
тный уровень
Внутриличнос
-
Доминантно-зависимая
Наиболее модель
этот
проявляется
женщин
подчиненную)
в дифференциации.
явно
отношений
Подструктуры
Гендерный
идентичности:
самоотношения раскрывается гендерные
«Я
как через
анализ
контекст -
и подчиненную позицию)
Внутриличностные Модель
самоотношения:
конфликты: бесконфликтное
соотнесения ролевой
индивидуальнос
внешней, социальной оценки, работающей
ть»
получаемой
личностью
в конфликт
доминирующую
конфликт (позитивное)
и
женщины, конфликтное (негативное)
боязни
успеха, отношение
к
себе
как
«Я
как процессе взаимодействия с экзистенциально-гендерный
представитель
другими
людьми,
гендерной
собственной оценки себя как -
группы»
носителя
характеристик
и конфликт.
определенного
Кризис
гендерной субъекту
гендерных идентичности:
и
субъекта маскулинности
полоспецифичных ролей
кризис отношений
у
мужчин,
кризис двойной идентичности
у женщин
представителю
пола
и
гендерных
Тема 5. Гендерный аспект внутриличностных проблем
Предлагаем рассмотреть гендерно-ролевой стресс у женщин, как
гендерный
аспект
внутриличностных
проблем.
Известно,
что
физиологические и психологические системы, как и воздействие стресса на
мужчин и женщин различно. Хотя процентное соотношение психических
расстройств среди мужчин и женщин практически одинаковое, но имеются
значительные гендерные различия в типах расстройств.
Женщины имеют более высокие показатели фобий, депрессии, а также
обсессивных и компульсивных расстройств. Это может быть объяснено
различными жизненными ситуациями, с которыми сталкиваются женщины.
Например, постановкой диагноза врачами-мужчинами или готовностью
женщин говорить о своих проблемах и вообще обращаться за помощью.
С точки зрения социальных систем работа и семья как для женщины, так
и для
мужчины являются
двумя основными сферами деятельности.
Исторически, за исключением периода Второй мировой войны, большая
часть женщин была вынуждена осваивать предопределяемые гендером
профессии и работать в традиционных для женщин сферах. Женщины
зарабатывают меньше мужчин, и для них существует так называемый
«стеклянный
потолок».
Труд
женщин
зачастую
меньше
ценится.
Исторически заслуги женщин в области искусства и науки нередко
игнорировались или присваивались мужчинами.
Половая дискриминация глубоко укоренилась в сфере труда, начиная с
объявлений
о
вакансиях
и
заканчивая
пенсионным
обеспечением.
Сексуальные домогательства на рабочем месте являются типичной ситуацией
для женщин.
Дом
и
место
работы
оказались
разделенными
в
результате
промышленной революции. Мужчины уходили из домов работать в шахты и
на фабрики, в офисы, а женщины оставались дома. Даже с ростом числа
работающих
женщин
домашний
труд
по-прежнему
остается
преимущественно уделом женщин. Женщины, пытающиеся управляться со
своими обязанностями и дома и на работе, сталкиваются с неадекватными
льготами по уходу за детьми и отпусками по материнству.
Неравноправие в браке и после развода является еще одним источником
стресса. Развод рассматривается как главное травматическое событие в
жизни женщины и основным фактором феминизации бедноты. Оказавшись в
роли единственного родителя, женщины сталкиваются с целым рядом
проблем и ограничений. Вследствие предубеждений и дискриминации они
испытывают стресс и в других областях, таких как образование, право,
религия и политика.
Угроза насилия означает, что женщины должны ограничивать свою
активность и участие в социальной жизни. Изнасилование на свиданиях,
супружеское насилие, сексуальное развращение девочек, сексуальные
домогательства на работе, непристойные телефонные звонки, жестокое
обращение супруга и другие формы насилия — все это проблемы, с
которыми сталкиваются женщины в современном обществе.
Женщины испытывают стресс на всем протяжении их жизненного
цикла. Стресс, связанный с менструацией и менопаузой, значительно
варьирует в зависимости от индивидуальных и культурных различий.
Женщины сталкиваются с дополнительными источниками стресса во
взрослой жизни, включая беременность, рождение ребенка, материнство и
синдром опустевшего гнезда.
В отличие от мужчины, идентичность которого устанавливается через
его социальный и профессиональный статус. Идентичность женщины, как
правило, определяется через ее соотнесение с мужчинами или через ее
семейные роли. Ученые, стоящие на позициях феминизма, указывают на то,
что идентичность женщины лучше всего описывается как «другая» и через
непринадлежность к данному кругу (outsider). В созданном мужчинами языке
женщина часто включается в категорию man, что по английски означает: 1человек; а второе - мужчина, которая отказывает женщине в ее отдельной
идентичности.
Женское тело используется в качестве объекта сексуального вожделения
для
лучшей
продажи
потребительских
товаров
и
производства
порнографической продукции. Существует множество действий, связанных с
женским телом и ограничивающих его движения, например связывание
ступней у девочек в Китае.
Важные
социальные
изменения
привели
к
возникновению
двойственности и неопределенности в трактовке гендерных ролей и
различным типам стресса. Например, признание того, что женщина может
делать
профессиональную
карьеру,
обозначило
необходимость
в
обеспечении льгот по уходу за детьми. Многие матери испытывают чувство
вины, оставляя детей на попечении другого человека. Включение в
профессиональную деятельность поставило перед многими женщинами
дилемму - рожать ли им детей, пока они еще способны к этому биологически,
или делать профессиональную карьеру. Требования со стороны женщин
равноправия и равных возможностей не могут сдвинуть дело с мертвой
точки.
Проблема абортов оказывается одним из серьезнейших источников
стресса из-за ее тесной связи с проблемами соблюдения гражданских прав
женщины, права затрагивающих человеческую жизнь и человеческие права
этических
проблем.
Введение
статьи
об
абортах
в
Американский
гражданский кодекс (RU 486) стало «успокоительной пилюлей» в
установлении более гибкой политики в отношении проблемы абортов и
приведении ее в большее соответствие с международными стандартами.
Что
касается
гендерно-ролевого
стресса
у
мужчин
в
системе
физиологической и психологической, то наиболее распространенным
последствием
стресса
для
мужчин
являются
сердечно-сосудистые
заболевания. По сравнению с женщинами мужчины имеют более высокие
показатели алкогольной и иных наркотических зависимостей. В отличие от
женщин, склонных обращаться за помощью во время стресса, мужчины
стремятся справляться со своим стрессом сами либо вообще ничего не
предпринимают.
Социальные системы. Профессия обычно является центром средоточия
видов трудовой активности мужчин, удерживая лидирующее положение
среди всех других ролей. Профессиональные роли и семейные роли мужчин
настолько широко разделены, что в данных переписи нет сколько-нибудь
сопоставимых
цифр
для
«работающих
матерей».
сравнения
Вследствие
числа
«работающих
этой
отцов»
центральной
и
позиции
профессиональной деятельности связанные с работой роли составляют
основной источник стресса для мужчин.
Семейные роли оказываются важными для мужчин, на которых
традиционно возлагаются ожидания как на основных кормильцев, зачастую
являющихся
единственным
финансовым
источником
для
семьи.
Супружество и развод вызывают у мужчин другие типы стресса, нежели у
женщин. После развода мужчины сталкиваются с такими проблемами, как
уменьшение социальных сетей, посещение детей и необходимость оказания
им денежной помощи. Поскольку после развода дети обычно остаются у
матерей, мужчины зачастую чувствуют себя посторонними или чужими
своим детям.
Социальные контакты и дружеские отношения мужчин в основном
связаны с их работой, спортом или увлечениями. В результате у мужчин
обычно несколько хороших друзей, при этом мужья чаще считают своих жен
близкими друзьями, нежели жены своих мужей. От мужчин ожидают
принятия активной или агрессивной роли в отношениях с женщинами,
которая сопряжена с риском получения отказа или неудачи. Мужчины
неохотно идут на откровенное и открытое общение по поводу своих личных
проблем, ограничивая тем самым свой репертуар стратегий совладания со
стрессом. Поощряемый в мужчинах с детства дух соперничества находит
свое отражение во мн. жизненных сферах. Соперничество принимает
различные формы, и победа может стать для мужчины самым главным в
жизни. В прошлом мужчины соперничали в своей профессиональной
деятельности с другими мужчинами. Сейчас женщины также составляют им
конкуренцию в профессиональной деятельности, традиционно считающейся
мужской.
Мужчины
проходят
через
меньшее
количество
четко
дифференцированных стадий биологических и социальных изменений, чем
женщины. Они подвергаются стрессу на стадиях юношества, супружества,
отцовства, отхода от дел. Мужчины мечтают о выходе на пенсию, однако
многие, оказавшись не у дел, чувствуют себя бесполезными.
Социальный образ мужчины рисует его сильным, немногословным,
энергичным, ориентированным на соперничество и контролирующим свои
эмоции. С другой стороны, мужчин критикуют за их агрессивность,
склонность к насилию, неразговорчивость, грубость, неумение выражать
свои чувства
и недостаточную
способность к состраданию.
Такие
конфликтующие ожидания создают источник стресса для мужчин.
Социальные изменения вносят двойственность и неопределенность в
социальной роли, особенно в гендерные роли. Кризис маскулинности
существует
вследствие
неспособности
мужчин
к
переопределению
маскулинности в терминах, приемлемых как для мужчин, так и для женщин.
Мужчины чувствуют угрозу со стороны изменения норм сексуальности и
считают такое изменение неадекватным. Однако эти изменения не
обязательно
порождают
стресс.
Например,
такие
организации,
как
Национальная организация мужчин против сексизма - National Organization
for Men Against Sexism, свидетельствуют о положительной реакции на
феминистское движение и признании необходимости перемен.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие основные направления выделяют в гендерной психологии?
2. Как протекает гендерно-ролевой стресс у мужчин?
3. Каковы социальные образы мужчины и женщины?
4. Какова объективная сторона субъектов гендерных отношений
различных уровней, их специфика и формы проявления (феномены).
5. Каковы особенности в межгрупповом взаимодействии гендерных
отношений?
6. От каких факторов зависят гендерные отношения?
7. Каковы соотношения видов гендерных отношений и гендерных
характеристик?
Список источников:
1. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения [Электронный
ресурс]/ Воронцов Д.В.— Электрон. текстовые данные.— Ростов-наДону: Издательство Южного федерального университета, 2008.— 208
c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/46938.html.— ЭБС
«IPRbooks»
2.
Козлов В.В. Гендерная психология [Электронный
ресурс]/ Козлов В.В., Шухова Н.А.— Электрон. текстовые данные.—
Саратов: Вузовское образование, 2014.— 177 c.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18948.html.— ЭБС «IPRbooks»
3.
Кондратьев
М.Ю.
Психология
отношений
межличностной значимости [Электронный ресурс]/ Кондратьев М.Ю.,
Кондратьев Ю.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2006.
— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7392.html.— ЭБС
«IPRbooks»Дополнительная литература
4. Клецина
И.
С.
Психология
гендерных
отношений….Автореф…..дисс….доктора психологических наук. –
СПб., 2004