Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Гендерные направления в социальной психологии

  • 👀 283 просмотра
  • 📌 205 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Гендерные направления в социальной психологии» docx
Тема 7.Гендерные направления в социальной психологии План: 1. Пол. Гендер. Культура. 2. Половозрастная динамика развития. 3. Мужской и женский стили общения. 4. Гендерные отношения в малых группах. Понятийный аппарата: гендер: пол.   Пол. Гендер. Культура. Гендер - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счёте, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями – это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли. Гендер создаёт (конструирует) общество как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании и др.). Пол– совокупность морфологических признаков и физиологических особенностей организмов, обеспечивающих половое размножение. В 1974 году выходит книга Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин «Психология половых различий». На огромном фактическом материале они доказали, что, по существу, нет фундаментальных врождённых различий в психологических особенностях мужчин и женщин во многих областях, где раньше эти различия признавались; те же различия, которые имеются у маленьких детей, по крайней мере, недостаточны, чтобы обосновать традиционное неравенство гендерных ролей, существующее в западном обществе. Это отвергает стереотипные мнения о том, что женщины менее способны в определённых сферах деятельности (например, в управлении). В современной науке установлено, что гендер состоит из трёх частей: природной, культурно-исторической (филогенетической) и прижизненно-социальной (онтогенетической). Половозрастная динамика развития Ранний возраст. По мнению З. Фрейда, к двум – трём годам ребёнок начинает идентифицировать себя с тем или иным полом. Маленький мальчик следит за своим отцом, за его манерами себя вести, одеваться, ухаживать за собой, чтобы в последствии подражать ему. Если в этот период мальчик больше связан с отцом, чем с матерью, то он инстинктивно перенимает у него манеры и навыки. А том случае, когда отец относится к нему не как к малышу, а как к будущему мужчине, то у ребёнка будут развиваться истинно мужские качества.   Младший и средний дошкольный возраст. До сих пор любовь мальчика к своей матери определяется его зависимостью от неё. Но теперь его любовь настойчиво приобретает романтический характер, напоминая те чувства, которые испытывает к ней отец. Четырёхлетний ребёнок может, например, заявить, что он обязательно женится на своей матери, когда вырастет большой. Он не очень хорошо представляет себе, из чего складывается брак, но он абсолютно уверен, что его мать – самая красивая и главная женщина на свете. Сильные романтические привязанности помогают духовному развитию детей и способствуют развитию здорового отношения к противоположному полу. А Эдипом комплекс, описанный Фрейдом, чаще всего у мальчиков проявляется как стремление безраздельно владеть предметом своей любви (матерью) и нежелание ни с кем его делить. Это вызывает чувство ревности к отцу. Рассуждая по-детски, он воображает, что его отец тоже испытывает чувство ревности и раздражения по отношению к нему. Он пытается выкинуть такие мысли из головы (ведь отец всё-таки намного сильнее и больше, чем он), но эти мысли снова приходят к нему во сне. Вероятно, главной причиной страшных снов, которые часто мучают мальчиков в этом возрасте, является смешанное чувство любви, ревности и страха по отношению к отцу.  К четырём годам мальчик уже осознаёт свою личность, половую принадлежность, а также отличает пространство своего «Я» от пространства других… В играх он уже точно знает роли, полагающиеся ему по полу. В этом возрасте он воспринимает от отца и окружающих мужчин  и мальчиков мужской стиль поведения. В течение первых трёх-четырёх лет жизни и мальчики и девочки ведут себя одинаково: все они стремятся продлить счастливое состояние, предшествующее отнятию от груди, у тех и других можно наблюдать как стремление расположить к себе, так и кривляние; мальчикам, как и их сестрёнкам, хочется нравиться, вызывать улыбка и восхищение… Дошкольный возраст. В период дошкольного возраста родители начинают сознательно или бессознательно обучать половой роли своего ребёнка. Они исходят из уже сложившихся традиций и стереотипов, ориентируют его, что значит быть мальчиком. То есть разрешается проявлять бо?льшую агрессивность, поощряется физическая активность, инициативность. Младший школьный возраст. Мальчику очень повезло: для того, чтобы снискать уважение окружающих, он должен стремиться к самоутверждению. Он познаёт жизнь, свободно действует в мире, - соперничает с другими мальчиками в суровости и независимости, презирает девчонок. Лазая по деревьям, сражаясь с товарищами, состязаясь с ними в буйных играх, он осознаёт своё тело как средство борьбы и покорения природы. Он гордится своими мускулами. Его силы равномерно распределены между играми, спортом, борьбой, преодолением препятствий и испытаниями. В то же время он получает беспощадные уроки жестокости, учится переносить удары, превозмогать боль, сдерживать слёзы. Он предприимчив, изобретателен и смел. Девочка, напротив, с раннего детства переживает конфликт между своим независимым существованием и вторым «Я»... С ней обращаются как с куклой, ей отказывают в свободе. Так зарождается порочный круг: чем меньше свободы ей предоставляется для того, чтобы понять, осознать и познать окружающий мир, тем меньше она осознаёт  собственные возможности, тем меньше осмеливается утверждать себя как независимый субъект. Если бы её подтолкнули на этот путь, в ней обнаружилась бы та же бьющая  через край энергия, то же любопытство, тот же дух инициативы, та же смелость, что у мальчика. Подростковый возраст. В период 12-14 лет у мальчика возникает острое чувство потребности в отце, ибо половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями своего пола. Кроме того, для подростка очень важна и его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи. Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию. Юношеский возраст.   Появление менструаций является переломным моментом в жизни девочки, заставляющим её остро почувствовать принадлежность к женскому полу. Изменяется психика девочки: происходит чёткое осознание различий между мужским и женским телом. Девочки начинают задумываться над своей будущей ролью жены и матери. Приближаясь к тринадцатилетнему возрасту, мальчики учатся по-настоящему применять силу, у них наблюдаются всплеск агрессивности, стремление к могуществу, они бросают вызов всему и всем. В то же время девочки перестают играть в игры, где необходимо применять силу…Они -  лишь  пассивные обладательницы своего тела, во всяком случае, они не могут распоряжаться им так же активно, как делали это в раннем детстве. Поэтому ясно, что юноша, который может заявлять о себе решительными поступками, и девушка, чувства которой не могут выражаться в конкретных действиях, не могут одинаково воспринимать мир. Юноша постоянно подвергает его сомнению, он в любой момент готов восстать против реальности. В связи с этим, когда он её принимает такой, какая она есть, у него создаётся впечатление, что он её активно утверждает. Девушка лишь испытывает влияние мира, он не зависит то её воли и поступков, и поэтому она воспринимает его как нечто неизменное. Её физическая слабость влечёт за собой безотчётную робость. Она не верит в свою силу, поскольку никогда ею не пользовалась, не решается что-либо предпринимать, изобретать, против чего-либо восставать. Она обречена на послушание и смирение и может лишь принять то место, которое ей приготовило общество. Она воспринимает порядок вещей как данность. Мужской  и женский стили общения Манере общения мужчин и женщин придавали большое значение ещё в Древней Греции. Например, мужчине полагалось держать голову высоко поднятой, в противном случае его могли принять за гомосексуалиста. Женщинам, наоборот, не полагалось смотреть собеседнику прямо в глаза. Отведённый в сторону взгляд свидетельствовал о стыдливости, скромности, покорности. Правда, с веками нравы меняются. Теперь женщины взгляд не отводят. Наоборот, женщины чаще смотрят на собеседника, чем мужчины. Мужской стиль общения с самого раннего детства выглядит более активным и предметным. Мужчины более прямолинейны в своих потребностях, что делает их более понятными и предсказуемыми по сравнению с женщинами. Мужской стиль подчёркивает независимость,  склонность к действиям, характерный для людей, облечённых властью, а женский – взаимозависимость. Мужчины говорят с нажимом, перебивая собеседника, твёрже смотрят в глаза, реже улыбаются. Правда, многое зависит от группы общения и позиции в ней мужчины. В чисто мужских группах мужчины улыбаются и смеются реже, чем женщины в чисто женских группах. Однако в смешанных группах мужчины-лидеры, общая с женщинами-подчинёнными, и мужчины-подчинённые, общаясь с женщинами-лидерами улыбались чаще чем женщины. Женщины же (особенно в разнополых группах) предпочитают менее прямые способы воздействия на собеседника – они меньше перебивают, более тактичны и вежливы, менее самоуверенны. Они чаще задают вопросы, чаще выражают сомнение или отрицание по поводу своих высказываний, чтобы смягчить своё мнение и проявить хоть бы минимальную поддержку говорящему. Гендерные отношения в малых группах Исследования показывают, что фактически существующее разделение труда приводит к тому, что различные черты личности становятся более предпочитаемыми для представителей того или иного пола. При обосновании разделения труда традиционно используют биологические закономерности, а также гендерное предназначение, то есть предположения о том, что представители различных гендеров «созданы» для разной деятельности. Кентер обнаружила 4 неформальные роли, которые играют женщины в мужском коллективе: 1)           «мать» (от неё ждут эмоциональной поддержки, а не деловой активности); 2)           «соблазнительница» (сексуальный объект мужчины с высоким должностным статусом в данной организации, вызывает негодование у коллег-мужчин); 3)           «талисман» - милая, но не деловая женщина, приносящая удачу; 4)           «железная леди» (неженская жесткость приводит к изолированности от группы). Все эти роли свидетельствуют о неблагоприятной ситуации, в которой приходится работать женщине. Они мешают занять равных в организации и добиться карьерного роста. Изменить ситуацию может то, что их станет больше среди всех работающих в данной организации. Если же женщине всё же удалось подняться по служебной лестнице, её ждут не менее сложные внутренние конфликты. Во-первых, женщины, являющиеся лидерами воспринимают это в некоторых случаях как вынужденное лидерство, т.е они не чувствуют себя лидерами, думают, что они лишь потому лидеры, что нет подходящих в их окружении мужчин – отсюда внутреннее угнетение. Во-вторых, срабатывает стереотип, что если ты руководитель, лидер, то ты перестаёшь быть женщиной, а должна теперь вести себя как мужчина (принять их ценности и нормы). В общественном сознании существует глубокая асимметрия в критериях оценки женщин и мужчин как лидеров. В обыденном сознании сложилась модель руководителя-мужчины, способного широко, масштабно, объективно мыслить. Ориентируясь на неё многие ошибочно считают, что женщина, как правило, такой способностью не обладает. Она просто трудолюбива, аккуратна, ответственна и потому больше подходит на вторую. Подчинённую роль исполнителя. При этом забывают или просто не принимают в расчете склонность к широкому политическому маневру и дипломатии, женская интуиция, как говорил Киплинг, «точнее мужской уверенности». С другой стороны, многие компании озабочены, царящими в них отчуждению и цинизму и ищут гуманистические подходы к управлению, возлагая большие надежды на женскую модель лидерства.    Вопросы для самоконтроля: 1. В чем отличие понятия «пол» от термина «гендер»? 2. Опишите половозрастные особенности мальчиков и девочек. 3. Чем отличается мужской стиль общения от женского. 4. Какие стереотипы мешают женщине продвигаться по карьерной лестнице.
«Гендерные направления в социальной психологии» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot