Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема: Психологическое воздействие в традиционных религиях, деструктивных и тоталитарных сектах.
План:
1. Методы психологического воздействия в традиционных религиях.
2. Методы психологического воздействия в сектах и деструктивных культах.
3. Методы психологического воздействия в психокультах.
1. Методы психологического воздействия в традиционных религиях.
Традиционная религия - религия народов, которые изначально жили на территории какого-либо государства или на территориях на протяжении длительного времени, — в противоположность нетрадиционным религиям, «привнесённым» извне в течение последних десятилетий.
Признаки т.р.:
1) ее последователи открыто действуют на территории Российской Федерации не менее ста лет;
2) ее учение и деятельность не противоречат законодательству Российской Федерации;
3) ее нравственное учение и социальная деятельность направлены на цели, признаваемые обществом гуманными, укрепляющими личную и общественную мораль и содействующими укреплению российской государственности».
Традиционными для России признаются православие и ислам, иудаизм и буддизм.
(Законопроект «О традиционных религиозных организациях»).
Психологическое воздействие в традиционных религиях - это совокупность влияния религиозных действий на поведение людей.
За время своего существования традиционные религии мира накопили огромный опыт активного воздействия на поведение верующих. В религиознойпрактике удовлетворяются многие потребности людей, в частности их потребности в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на религиозное сознание верующих большое влияние.
Участие верующих в различных богослужениях характеризуетсяэмоциональными переживаниями, таким как: ощущение подъёма, радости, счастья илипокоя и умиротворения.
В первую очередь на верующего воздействует храм, обстановка в нем и богослужения.
Влияние обстановки в храме (архитектура здания, иконопись, церковное пение, свет свечей, запах ладана, облачение духовенства).
В храме можно созерцатьвеличие и красоту окружающих его предметов, в которых нашло выражение высшей реализации творчества человека.
В храме можно слышать гармоничное умиротворенное пение на гласы иречитативное чтение.
Пение можно охарактеризовать какмягкое и ненавязчивое. В нем отсутствует тяжесть, резкость и перепады.
Речитативное жечтениепризвано минимизировать эмоциональность и возбужденность участвующего в молитве.
В дни воспоминаний особо значимых событий из истории Церквиторжественноотмечаются праздники.
ВОПРОС: какие механизмы п. воздействия могут быть задействованы в обозначенной нами религиозной деятельности?
Подражание относится к способам воздействия людей друг на друга в условиях преимущественно внеколлективного поведения, хотя его роль в группах также достаточно велика. Оно направлено на внешнюю идентификацию индивидом себя с некоторой значимой для себя личностью.
Подражание в детском возрасте является наиболее ранним видом обучения, оно служит для установления контактов с окружающими и постепенного усвоения смыслов человеческой деятельности — от внешних форм к внутреннему ее содержанию.
У взрослого человека подражание сохраняется в тех ситуациях, где неприменимы иные способы овладения незнакомыми действиями. В таком виде подражание присутствует как элемент овладения навыком, иногда достаточно элементарным профессиональным действием.
При подражании осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.
В результате подражания формируются групповые нормы и ценности.
Оно выступает источником прогресса: периодически в обществе совершаются нововведения, которым подражают массы. Эти открытия и изобретения впоследствии входят в структуру общества и вновь осваиваются путем непроизвольного подражания, рассматриваемого как «род гипнотизма».
Различают несколько видов подражания:
1. логическое и внелогическое,
2. внутреннее и внешнее,
3. подражание-мода и подражание-обычай.
Их анализ позволяет выделить законы подражания:
• подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религии подражают раньше, чем обрядам)
• низшие по социальной лестнице подражают высшим (провинция — центру)
• младшие по возрасту подражают старшим.
• обычно люди подражают лицам с более высоким интеллектом.
• люди подражают профессионалам, мастерам в какой-либо области.
В группе подражание в большей степени, чем заражение или внушение, включено в групповой контекст.
Поскольку речь идет об усвоении предложенных образцов поведения, то всегда существует два плана подражания:
• какому-то конкретному человеку
• нормам поведения, выработанным группой
Заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.
Она проявляется не через более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния.
Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе людей, действует механизм многократного взаимного усиления их эмоционального воздействия.
Индивид здесь не испытывает организованного преднамеренного давления, он бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясь ему. При заражении большая масса людей испытывает общее психическое состояние, кроме речевого воздействия используются иные средства (восклицание, ритмы и пр.).
Выраженность заражения определяется не только первоначальной силой проявившейся эмоции, но и величиной группы (толпы), в которой возникает эмоция.
Основным каналом воздействия в процессе богослужебных действий является проповедь.
Проповедь -в широком смысле — выражение или распространение каких-либо идей, знаний, истин, учений или верований, которое осуществляет их убеждённый сторонник.
Проповедь характеризуетсяся эмоциональной сдержанностью проповедника, направленным информационным посылом и нравственным содержанием.
Виды реализации проповеди:
Проповедь (оглашение) перед принятием Крещения, Венчания, Исповедью.
В составе Богослужения (посвящена толкованию Священного Писания, памяти святых, праздникам).
Проповедь в СМИ:
1.телевидение (телеканалы СПАС, СОЮЗ, Радость моя, программа «Слово пастыря» и др.) прямая трансляция Богослужения (Пасха , Рождество)
2. Интернет (сайты храмов, страницы священников, интернет издания, форумы, блоги, каналы в Ютубе).
3. Периодика: журнал Фома, Наследник, Душа и др.
4. Радио «Вера»
(В живой проповеди есть все виды воздействия).
ВОПРОС: какой метод воздействия осуществляется в проповеди?
Убеждение – один из главных способов воздействия в традиционных религиях.
Убеждениекак процесс — это способ организованного воздействия (социально-психологического, идеологического) на психику индивида извне.
По Ю.А. Шерковину, убеждение — логическое обоснование какого-либо суждения с целью добиться согласия с высказываемой точкой зрения.
Убеждение служит превращению сообщаемой информации в систему установок и принципов человека, который ее воспринимает, и направлено на преодоление критического отношения собеседника к предлагаемым доводам и выводам.
Этот способ влияния на личность апеллирует к логическому мышлению, поэтому в нем обязательно присутствует аргументация, система доказательств, логическое упорядочение фактов.
Убеждение предполагает, что личность, на которую воздействуют, должна сознательно принять передаваемые идеи и в дальнейшем действовать в соответствии с ними.
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.
Важнейшей особенностью внушения в отличие от убеждения является его направленность не на способность человека мыслить и рассуждать, а не его готовность получать распоряжения, инструкции к действию. Именно поэтому внушение не нуждается в системе логически взаимосвязанных доказательств и глубоком осознании смысла сообщаемой информации. Аргументация здесь часто заменяется констатацией того, что внушается.
Внушение вызывает определенное психическое состояние, не нуждаясь к доказательстве и логике, это преимущественно эмоционально-волевое воздействие.
При внушении достигается не согласие, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе.
Внушение имеет одностороннюю направленность — это персонифицированное, активное воздействие одного человека на другого или на группу. При этом внушение, как правило, носит вербальный характер.
Наряду с убеждением в процессе религиозной проповеди могут действовать и социально-психологические механизмы заражения и подражания.
Заражение и подражание могут осуществляться посредством восприятияверующимиэмоционального состояниямимики, жестов, интонаций проповедника и стремлением повторять молящимися обрядовых действий.
Воздействие через исповедь.
Важнейшим каналом воздействия является таинство исповеди (покаяния).
Исповедь – это таинство, во время которого человек устно открывает свои грехи Богу в присутствии священника.
Та́инство (др.-греч. μυστήριον — тайна, лат. sacramentum — присяга, обязательство) — священнодействие, в котором, согласно учению исторических церквей, христианам сообщается под видимым образом невидимая благодать Бога.
В ходе исповедальной беседы в разборе той или иной сложной
психологической ситуации личностной или межличностных отношений
священник использует эмпатическое слушание, вербально выражает сочувствие.
Выводы. Характер влияния.
На проповеди или в общении священник влияет своей фигурой, так сказать ореолом нравственного духовного и культурного совершенства. Влияние идет постоянно через служителя где бы он не находился и чтобы не делал..будет ли молчать или говорить..если будет говорить..то влияние усиливается,если будет говорить эмоционально горячо и соответствующей мимикой то кратно увеличивается влияние...
Воздействует также и обстановка в культовом сооружении..каждая вещь имеет значение и чаще всего не используется в повседневном обращении..влияет то как одет проповедник..как жестикулирует
Убеждение происходит через вербальное представление религиозной информации..чаще всего она жестко структурирована..особенно в печатных изданиях..имеет целью нравственное совершенствование (самореализация), план и задачи по реализации и устранению проблем,установки для достижения поставленной цели.
Общие выводы по традиционным религиям.
Убеждение - главный способ воздействия. Ярко проявляется в проповеди.
Подражание в основном происходит через усвоение и принятие образцов поведения в религиозной группе. Они содержатся в традициях, обрядах, в религиозных канонах, регламентирующих действия верующих.
Заражение проявляется минимально.
Внушение целенаправленно не используется.
Все методы воздействия особенно ярко проявляются в праздничных богослужениях (ПАСХА, Рождество).
2. Методы психологического влияния в сектах и деструктивных культах.
Тоталитарная секта(культ) — особый тип псевдорелигиозной организации, деятельность которой представляет опасность для общества и государства, а также для жизни и здоровья граждан.
Характерны:
авторитарные методы управления, ограничения прав человека для членов организации, в том числе в личной жизни и финансовой сфере.
Деструктивные религиозные объединения — это социальные новообразования, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.
Секты
Псевдохристианские
Мормоны
«Свидетели Иеговы»
Сайентология
Мунизм
Псевдобиблейские
«Семья»
Неопятидесятники
Псевдоиндуистские
Кришнаиты («Общество Сознания Кришны» и др.)
Шри Чинмой
Ошо Раджниш
Постсоветские
«Анастасия»
Виссарион («Церковь последнего завета»)
Культ Григория Грабового
Порфирий Иванов
«Радастея»
Псевдобуддийские
Культ Чинг Хай
«Фалуньгун»
«Карма Кагью»
Оккультные
Астрология
Неоязычники
«Нью эйдж»
Псевдоцелительские
Секта Норбекова
Рерихианство
Учение А.Свияша
Теософия
Искажение православия и околоправославные секты
«Опричное братство»
«Секта бога Кузи»
Клуб самоубийц
Секта «Церковь матушки Фотинии Светоносной»
Коммерческие
Педагогические
Вальдорфская педагогика
Школа Щетинина
Псевдоисламские
Псевдоиудейские
Психокульты
Любая секта – это, прежде всего, антисистема, вырабатывающая иммунитет против законов того государства, в котором она существует. Это государство в государстве со своими законами и правилами, которые противоречат государственным законам, и менталитет такой группы – это всегда противостояние по принципу «мы – они».
Что же такое деструктивная секта?
Это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье, личности и обществу в целом, практикующая скрытое психологическое насилие над своими последователями путем использования определенной методологии.
Слово «методология» - здесь ключевое. Оно предполагает контроль сознания. Только в деструктивных сектах используется контроль сознания.
Контроль сознания
Управле́ние созна́нием, промыва́ние мозго́в, наси́льственное, управле́ние мышле́нием, преобразова́ние мышле́ния, идеологи́ческая обрабо́тка — применение манипулятивных методов при попытке изменить мышление, поведение, верования, эмоции или процесс принятия решений человека, помимо его воли и желания.
ВОПРОС: к какому методу воздействия относится контроль сознания?
Внушение – целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу.
При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.
Предполагается, что человек, принимающий информацию, в случае внушения не способен на ее критическую оценку.
Что же такое «контроль сознания» или внушение?
Контроль сознания – это умышленное насильственное управление психикой и поведением человека для достижения манипулятором корыстных целей с использованием техники модификации поведения без осмысленного согласия контролируемых людей.
Культовый контроль над сознанием, практикующийся в деструктивных религиозных организациях, не столько стирает прежнюю личностную идентификацию, сколько создает новую. В результате достаточно длительного применения техники контроля над сознанием личность адепта религиозной организации доводится до состояния психической беспомощности, бессилия и полностью дискредитируется. Вместо нее целенаправленно выстраивается культовая личность, способная к исполнению воли лидера. Новая личность обладает иллюзорной культовой самостоятельностью. При интенсивной процедуре результат достигается иногда и за несколько недель, в большинстве же случаев за месяц-два. После психологической обработки человек становится уже совсем другой личностью, при этом оказываются разорванными все внекультовые привязанности адепта.
Механизмы контроля сознания:
1. изоляции от бывших друзей и семьи;
2. доведения до физического истощения строгой диетой и до психологического стресса;
3. использование средств и способов повышения внушаемости и повиновения;
4. включение мощного группового давления;
5. управление информационным потоком;
6. нивелирование индивидуальности;
7. стимулирование полной зависимости от группы.
Признаки деструктивной секты
Признаки деструктивной секты включают в себя четыре обязательных составляющих: гуруизм, организация, эзотерический разрыв, методология.
Гуруизм предполагает наличие сильного волевого лидера, с которого все, начинается. Это старший брат, пастор, наставник, старейшина, гуру, сенсей, который обладает неким сакральным знанием,и только он может приобщить неофита к этому знанию.
Организация предполагает жестко структурированную вертикаль с разными уровнями посвящения в доктрину, разной административной ответственностью и, соответственно, с разным наличием всяческих благ, в том числе и материальных, лицам, которые находятся на ступеньках наиболее близких к лидеру или финансовым потокам.
Подобные организации всегда нацелены на захват социальных и политических ниш в стране, области, городе для навязывания своей доктрины «сверху».
Эзотерический разрыв предполагает целенаправленный обман при частичном сокрытии информации о культе при вербовке в него. Это так называемый «небесный обман» для твоей же пользы. Поскольку говорить неправду – это грех, то вербовщиков при их вербовочных акциях учат не говорить правду, что предполагает определенное лукавство. Например, при сборе денежных средств на «нужды семинарии», сектант никогда не уточнит профиль такой семинарии, поскольку понятие семинарии в сознании православного человека ассоциируется обычно с православным учебным заведением, а не с мунитским центром, кришнаитской гурукулой, сайентологичекой программой хаббард-колледжей и т.п.
Метод – это, собственно, самое главное звено, определяющее секту как тоталитарную. Сюда входит обширный спектр приемов и наработок по изменению сознания неофита и кардинальной переделке его сознания в культовую личность.
Какие цели преследуют секты?
Подлинные цели деструктивных сект предельно просты, хотя их всегда целенаправленно маскируют.
Это четыре цели:
1. форма самореализации «пасторов» и других «братьев»;
2. полигон для отработки психологических методик;
3. финансовая подоплека – деньги, материальные ценности, недвижимость, чисто утилитарные цели, но, по возможности, скрытые от чужих глаз;
4. выход на политические проблемы – захват ключевых позиций в идеологии, политике, экономике, инфраструктуре с попыткой навязать свою идеологию «сверху».
Следует помнить, что при всем многообразии и несхожести внешней формы, доктринальных расхождениях и даже наличия «внутривидовой» борьбы у них у всех есть общий родовой признак – они сугубо практичны, а их важнейшая задача – это поиск средств ментальной трансформации, способов получения «гностического опыта», методов изменения психики, изменения взаимоотношения сознательного и бессознательного.
Вопрос к аудитории: Почему образованные люди вовлекаются в культ?
Почему же так скоро наполняются эти секты рекрутами, готовыми безоглядно служить новым хозяевам, отдавая последнее для их обогащения, не получая взамен ничего или только разрушенные семьи, профессиональную дисквалификацию, нервное или психическое расстройство, утрату друзей и знакомых?
Существуют три важные причины, почему образованные люди со стабильным положением могут быть вовлечены в культ.
1. Во-первых, сказывается большой дефицит информации о контроле сознания и культах. Даже когда проблемы, связанные с культовыми группами, освещаются в СМИ, проблема контроля сознания все равно игнорируется. Нередко член подобной секты, сознание которого находится под контролем, не знает, что с ним происходит до тех пор, пока он не отойдет от группы и не усвоит знания о вербовке и индоктринации.
2. Во-вторых, некоторые ситуации делают людей более уязвимыми для вербовки. Например, человек, чей брак или роман только что закончился, будет весьма заинтересованно реагировать на стремление вербовщика противоположного пола произвести на него впечатление (хотя для сектанта это лишь вербовочная акция). Подобная ситуационная уязвимость имеет место в жизни каждого человека: потеря близкого, утрата работы, смена места жительства, провал экзаменов, тяжелая болезнь и т.д. Все это называется состоянием импринтной уязвимости, когда человек наиболее открыт и психологически беззащитен.
3. В-третьих, структура некоторых психологических типов личности как раз благоприятствует вербовке. Как правило, легкими мишенями оказываются люди, испытывающие недостаток критического мышления. Например, людей, мыслящих в терминах магических или фатальных событий, куда легче склонить на свою сторону «пророчествами». Пророчествами лидеров или синхронными событиями. Относительно легко вербуются люди, отличающиеся ярким воображением, увлекающиеся оккультными практиками, медитацией, у которых есть проблемы с сексуальной ориентацией или пережившими травму нападения, изнасилования, охваченных фобиями (террористы, инопланетяне, боязнь высоты, воды, клаустрофобия и т.д.).
4. Потребность в принадлежности группе и активной работе в ней с желанием самореализации.
5. Потребность в защите, покровительстве, избавлении от стрессов в группе.
Таким образом, перечисляя основные техники надежного вовлечения в культовую среду, уточним, что конкретно за каждым приемом стоит.
Сектантские приёмы и техники
За г р у п п о в ы м д а в л е н и е м и т. н. «бомбардировкой любовью» стоит усиление в «потребности принадлежать» группе путем использования игр, подобных детским, путем телесного прикосновения, лести. Цель этой методики: сверхназойливостью вызвать у адепта ощущения, что ждали именно его, что он – это нечто особенное и общаться с ним другим сектантам очень интересно и приятно. Новичка ни на минуту не выпускают из поля зрения и опеки. Рекомендованная специальными наставлениями такая процедура называется «сандвич» и требует, чтобы новичок обязательно находился в окружении двух приставленных к нему опытных сектантов, обязанных со всем рвением развлекать его.
И з о л я ц и я предполагает невозможность (или устраняет желание) сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью.
Т е х н и к и, м о д и ф и ц и р у ю щ и е м ы ш л е н и е — вовлекают новобранца в медитирование, монотонное пение и повторяющиеся действия, что создает (индуцирует) состояние высокой внушаемости.
Своеобразная мистическая лексика. С налетом наукообразия.
В н у ш е н и е ч у в с т в а с т р а х а и в и н ы, которые вызываются организацией покаяния, публичных признаний («исповедей») под предлогом создания близости и обнаружения секретов, чтобы сформировать эмоциональную уязвимость посредством явных и завуалированных угроз, или чередованием наказаний и наград.
Л и ш е н и е с н а подается в качестве духовных упражнений или необходимого психофизического тренинга.
Н е а д е к в а т н о е п и т а н и е маскируется под специальную диету (минимум белковой пищи) для улучшения здоровья, или обязательную принадлежность ритуалу.
С е н с о р н а я (чувственная) п е р е г р у з к а, которая навязывает принятие комплекса целей и определений (дефиниций) новой доктрины, чтобы заменить прежние ценности вероятного новообращенного посредством усвоения массы информации за короткое время с очень ограниченной возможностью критической проверки.
Итак, что привлекает в деструктивную секту:
1. В этой группе Вы якобы найдете именно то, что до сих пор напрасно искали. Она знает абсолютно точно, чего Вам не хватает.
2. Уже первая встреча открывает для Вас полностью новый взгляд на вещи.
3. Мировоззрение группы ошеломляюще просто объясняет любую проблему. Наукообразие.
4. Трудно составить точную характеристику группы. Вы не должны размышлять и проверять. Ваши новые друзья говорят: «Это просто невозможно объяснить, это надо пережить – идемте скорее в наш центр, и Вы убедитесь в правде сказанного».
5. У группы есть учитель, медиум, вождь или гуру. Только он один знает всю истину исчерпывающе и полно.
6. Учение группы считается единственно верным, настоящим и вечно истинным знанием. Традиционная наука, рациональное знание и разум отвергаются, поскольку они сатанистские.
7. Критика со стороны не членов группы считается доказательством ее правоты.
8. Мир близится к катастрофе, и только группа знает, как спасти его.
9. Ваша группа – это элита. Остальное человечество глубоко больно и потеряно: ведь оно не сотрудничает с группой и не позволяет себя спасать.
10. Вы должны немедленно стать членом группы, не мешкая и не размышляя.
11. Группа ограждает себя от остального мира, например, одеждой, пищей, особым сленгом в речи, четкой регламентацией межличностных отношений.
12. Группа настаивает, чтобы Вы разорвали старые отношения, так как они препятствуют Вашему развитию.
13. Группа заполняет все Ваше время заданиями: продажа книг, раздача буклетов на улице, вербовочные акции, посещение курсов и семинаров.
14. Если Вы начинаете сомневаться, если обещанный успех не пришел – то виноваты Вы сами, поскольку недостаточно усердно работаете над собой или слабо верите.
Общие выводы по сектам.
Внушение– используется целенаправленно как главный способ влияния.(Контроль сознания).
Чеканящая дикция. Манипулятивная жестикуляция. Колебания модуляции голоса. Частое изменение положения тела. Активное хождение по трибуне. Физичекий контакт (прикосновения, толчки). Искусственный театральный характер эмоций лидера. Частое повторение одних и тех же фраз.
Максимально работает метод заражения.Через бурные эмоциональные проявления во время «служений».
Подражание в основном происходит через усвоение и принятие неадекватных образцов поведения и эмоциональных проявлений.
Убеждение – как донесение логически стройной информации нивелируется. У аудитории из-за преобладающих внушения и заражения теряется критичность восприятия информации.
Итак, убеждение выступает как главный способ общения и воздействия, но по существу оно является только фоном для главных методов сектантского воздействия (внушения, заражения, подражания).
Заражение
Выраженность заражения определяется не только первоначальной силой проявившейся эмоции, но и величиной группы (толпы), в которой возникает эмоция. Компетентный лидер группы может использовать феномен заражения для повышения групповой сплоченности
В отличие от подражания и конформности заражение выступает как форма спонтанно появляющегося механизма поведения человека, обусловленного его подверженностью определённым психическим состояниям.
Взрывные формы проявления эмоций, чувств и страстей являются мощным катализатором передачи психического настроя от коммуникатора реципиенту. Всем известно, каким заразительным является смех, которому следуют все или почти все в любой референтной группе, передавая друг другу психическое состояние радости и веселья.
Проявления заражения чрезвычайно разнообразны: это и заразительные ритуальные танцы, и массовые психозы.
Основной функцией социально-психического заражения является психологическое воздействие на группы. В толпе люди легче поддаются заражению и внушению.
3. Методы психологического влияния в психокультах.
Психокульт — организация, практикующая психологический тренинг или психотерапию (психотехники), деятельность которой принимает формы влияния на участников, характерные для сектантства.
Лидеры психокультов используют различные комбинации принудительных, косвенных и обманных психологических техник, чтобы контролировать своих клиентов.
ВИДЫ
Психокульты могут быть результатом искажений или коррупций долгосрочной индивидуальной терапии, групповой психотерапии, массово-групповых тренингов осознания, групп личностного развития, или любое другое множество групп во главе с неспециалистами.
Среди российских авторов психокульты описывал специалист по психологии влияния Евгений Волков: «Организаторы этих тренингов используют те же методы скрытого психологического насилия, какие используют сектанты».
Психолог М. Вершинин в интервью «Первому каналу» определял психокульты так: «Виды сект, которые не используют религиозной риторики, но применяют техники, которые позволяют в течение трёх занятий сделать из вас полностью контролируемого человека, без наркотиков, без гипноза…»
Психокульты в России
Дианетика
ЛайфСпринг
Академия Тренингов Ляховицкого
Институт саморазвития человека Норбекова
«Дети Солнца» Глеба Александрова
Центр «Вдохновение»
Московский тренинговый центр
Lifespring (англ. «источник жизни») — частная коммерческая организация, основанная в 1974 году Джоном Хенли. Компания продвигала себя с помощью книг и сарафанного маркетинга. К 1989 году представители компании утверждали, что семинары компании посетили более 300 000 человек. Lifespring классифицировалась как Нью Эйдж-компания, занимающаяся тренингом человеческого потенциала.
Компания была объектом журналистских расследований и критиковалась бывшими сотрудниками и участниками тренингов. После серии судебных тяжб в 1980-х, в которых истцы требовали установить ответственность Lifespring за психические расстройства истцов, компания возмещала ущерб в ходе урегулирований, а также в результате одного решения суда присяжных.
Мы рассмотрели методы воздействия в традиционных религиях и деструктивных культах. Теперь вместе посмотрим видеоролики и проанализируем их на методы воздействия.
Записи.
1. Иларион 0-3.12
2. Имам 1.14 -6.30
3. Пастор 0-4.05
4. Псевдоматушка 0-1.12, 2.06-конец
5. «Враги ислама»
6. Психокуль полностью
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Мы живем во время тотального контроля. Всю жизнь находимся под влиянием. Существует обширный комплекс техник воздействия на психическую деятельность человека. Техники не плохие и не хорошие. Главное – КАКАЯ ПРЕСЛЕДУЕТСЯ ЦЕЛЬ.
Традиционные религии в своей деятельности стремятся к духовному и социальному благополучию верующих.
В традиционных религиях поощряетсяоптимальный уровень критического мышления.
Представители традиционной религии воздействуют на изменение моральных ценностей на основе информированного согласия принятия информации с признанием права личности на свободный выбор вероучения.
Деятельность традиционных религий ориентируется на макросоциальные, духовные ценности.
Церковь не использует психотехники, не формирует неосознаваемую зависимость от наставников, не преследует отступников.
Церковь обладает целостным религиозно- культурным мировоззрением.
НАПРОТИВ
Лидеры деструктивных сект преследуют личную материальную и социальную выгоду.
Для этой цели используют все средства, в том числе травмирующие и разрушающие психологическое здоровье человека.
Отрицательное:
1. Усеченное информирование.
2. Принуждение в изменении системы убеждений
3. Зависимость от внешних авторитетов