Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Психологическое сопровождение
личности на стадии
профессионализма и мастерства
Часть 2
Стадия первичной и вторичной
профессионализации
Психологическое
сопровождение на этой
стадии становления
заключатся в оказании
помощи работнику в
дальнейшем
профессиональном росте,
повышении квалификации и
развитии карьеры, в
поддержке при переживании
трудностей,
неудовлетворенности трудом,
в конфликтных ситуациях, при
увольнении, а также при
приеме на работу.
Задачи ПСПСЛ на этой стадии
· согласование целей развития организации и работника;
· предупреждение и устранение «карьерных тупиков», в
которых практически не оказывается возможностей для
развития работника;
· формирование и уточнение критериев профессионального
роста, повышения квалификации, касающихся карьеры;
· изучение и оценка профессионального потенциала
работника;
· эффективное использование путем профессионального роста;
· систематическое ознакомление работника с перспективами
на краткосрочный и долгосрочный период;
· установление требуемого уровня профессиональной
компетентности для должности продвижения.
Ситуации, при которых планируется ПСПСЛ
при приеме на
работу;
перед направлением на
курсы повышения
квалификации;
при проведении
аттестации и кадровых
перемещений;
при выдвижении в
кадровый резерв.
Рекрутинг – система поиска, подбора и отбора
персонала, а также оценки его профессиональнопсихологического потенциала
Методы сбора информации о работник (Б. Зеер):
Тесты на профпригодность
Общие тесты способностей
60 %
50 – 60 %
Биографические тесты
Личностные тесты
Интервью
Рекомендации
40 %
40 %
30 %
20 %
Астрология, графология
10 %
Вертикальное
• переход на более высокую
ступень структурной
иерархии
Профессиональное
перемещение
Горизонталь
ное
Центростре
мительное
• перемещение в другую
функциональную область
деятельности, либо
выполнение определенной
служебной роли на ступени, не
имеющей жесткого
формального закрепления в
организационной структуре
(например, руководитель
проекта), либо расширение или
усложнение задач в рамках
занимаемой ступени (как
правило, с адекватным
изменением вознаграждения)
• движение к ядру,
руководству
организации; отдельные
важные поручения
руководства
Формы (направления)
сопровождения профессионального
роста и карьеры
диагностика профессионально-психологического потенциала работника;
анализ факторов, детерминирующих профессиональное развитие: возраста,
профессионального опыта и квалификации, уровня профессионального
образования и подготовки, состояния здоровья, динамичности карьеры;
изучение вектора профессиональной направленности специалиста: уровня
притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, ценностных
ориентации и социально-профессиональных установок;
собеседование по вопросам профессионального роста и карьеры с
работником и его руководителями;
составление совместно с работником плана-программы карьеры, так
называемой карьерограммы.
Формы ПС профессионального роста
Определение профессиональной пригодности
Получение профессионального образования
Профессиональная адаптация
Овладение профессиональным мастерством
Формирование индивидуального стиля деятельности
Расширение и совершенствование профессионального
опыта
Расширение репертуара специальностей
Формы ПС профессиональной карьеры
Прохождение профотбора
Выявление уровня профессиональной компетенции
Нахождение места в организации, на предприятии
Разработка
плана служебного
(карьерограммы)
продвижения
Прохождение аттестации
Обучение по программам подготовки резерва на
выдвижение
Участие в ротации кадров
Стадия мастерства
Центральная задача ПС - развитие
профессиональной компетенции.
• Профессиональная компетенция – это
интегральное единство профессиональной
компетентности, субъективного опыта и
профессионально важных качеств работника.
Компетентность
Компетенция
Направления акмеологического сопровождения
анализ целей, задач и функций продуктивного выполнения конкретной профессиональной
деятельности с учетом перспектив профессионального становления работника;
разработка прогностической (проспектированной) профессиограммы и составление
прогнозных моделей деятельности и личности;
подбор диагностических методик и процедур экспертного мониторинга
профессионализации и мастерства специалистов;
отбор и конструирование психотехнологий развития профессионально-психологического
потенциала работников, необходимого для эффективного выполнения труда;
проектирование методики оценки деятельности и компетенции работников;
обеспечение профессионального самосохранения и психологической безопасности
специалистов,
психологическое содействие в преодолении трудностей объективного и субъективного
характера, решении сложных, конфликтных ситуаций, установлении эмоционально
благополучных взаимоотношений, преодолении блокаторов профессиональной
деятельности и др.;
подготовка обоснованных предложений по профессиональному развитию специалиста.
• Итак, психологическое сопровождение
специалиста на стадиях
профессионализации и мастерства
направлено на то, чтобы помочь личности
реализовать себя, в результате выработки
индивидуального стиля деятельности
обеспечить удовлетворенность трудом,
лицам с отчетливо выраженным
профессионально-психологическим
потенциалом помочь профессионально
самоактуализироваться, работникам,
переживающим проблемы, оказать помощь
в их преодолении.