Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 06.09.16
Литература:
1. Учебник Н.Е. Веракса "История возрастной психологии", учебник по методологии
2. Марцинковская "Психология развития"
3. Баттерворт "Принципы психологии развития"
4. Учебники по теориям развития
Основные понятия псих.развития:
Развитие - качественное и количественное неизолированное изменение:
- Неравномерность развития (есть периоды плавного, стабильного развития и есть критические периоды - Л.С. Выгосткий).
- Регрессивное и прогрессивное развитие
- Эволюционное и революционное развитие
- Кризисы (возрастные - нормативные; личностные - ненормативные) (Выготский, Эриксон, Эльконин)
- Индивидуальное развитие - онтгенез; развитие вида - филогенез.
- Факторы развития - биологические, социальные. Сюда не вписывает теория конвергенции (В. Штерн) - наследственные факторы раскрываются в определенных социальных условиях.
- Механизмы развития - интериоризация, идентификация\обособление (адаптация, компенсаторный механизм как механизм развития мы рассматривать не можем)
- Процесс - имеет начало, протяженность во времени, определенный результат. Процесс кратковременный.
- Психическое имеет под собой физиологическую основу, работу ЦНС. Психологическое - социальную основу.
Возраст - Выготский вводит понятие возраст -> возрастно-психологический подход.
- Хронологический, биологический, паспортный - от рождения. Психологический возраст - паспортный х психологический х 100 (бине, Штерн (IQ)). Социальный возраст.
- Всевозрастной подход - нельзя выделить отдельный возраст.
Детство как культурно-исторический феномен
Ребенок рождается с исходными данными, одинаковыми физическими данными. Уровень психического развития при этом на
разных возрастных этапах отличается от уровня, который был сто лет назад. Социальное развитие идет вперед более медленными темпами вперед, чем психическое. Развитие движется в сторону самостоятельности, эмансипации (рассмотрение в разных теориях по разному). Период детства увеличивается, сейчас детство до 18 лет, общество может позволить себе увеличить период детства. Это связано с вниманием к ребенку, однако из-за этого возрастает инфантилизация. Ранее мир не был разделен на мир взрослых и мир детей - т.е. не было конфликта (Эльконин).
Каждый возрастной этап - продукт определенного исторического периода. Исследование детства начались в конце 19 начале 20
века. Отправная точка - исследования Фрейда: что движет развитием, одинаково ли оно для всех. Первые исследования - этнографические (М. Мид). Основная идея Мид - сравнить архаичные культуры с американской, европейской культурой; хотела доказать, что человеческая природа не жесткая, а изменяемая, чтобы оспорить биологический детерменизм того времени -> культура определяет содержание детства -> культура с выделением матери более лояльна и более пацифична (три типа культур);
Теория Ллойда Демоза - психогенная теория истории - шесть этапов детства, изменение отношения к ребенку:
1. Инфитицид - ребенок ничего не значит, должен отвечать огромному количеству требований; древняя Греция, до 4 века н.э.; В
современном обществе присутствует социальный инфитицид (Мудрик).
2. Бросающий стиль - средние века; детей отдавали на воспитание (кормилица, монастырь, на обучение). Сензитивный для формирования привязанности ребенок проводил вне семьи -> нет взаимосвязи, эмоциональной связи с семьей.
3. Амбивалентный стиль - новое время; ребенку уделяется внимание в виде "лепки характера".
4. Эпоха педоцентризма - 18 век, Теория Руссо; ребенок объект родительского ухода; полный контроль;
5. Эпоха социализации - 19 век, различные направления;
6. Помогающий стиль - 20 век; родитель помогает раскрыться потенциалу ребенка; во главе стола эмпатия, эмоциональная близость.
Другие попытки анализа детства связаны с именем Ф. Ариеса, он сравнил эволюцию отношения к ребенку на протяжении 4х
столетий (от 13 до конца 19). Анализ на основе детской одежды, живописи: до 13 века детей не изображали вообще, ребенок не считался полноценной человеческой личностью; впервые изображение детей появляется в 16 веке - умерших детей, рефлексия переживания смерти ребенка -> открытие детства началось в 18 веке. Детская одежда появляется в 16 веке: до 2 лет детей пеленали -> платья независимо от возраста -> уменьшенная копия одежды взрослого -> появление детского костюма. Вводим дифференциацию по школьному образованию.
Современная демографическая ситуация связана с тем, что экономическая выгода от рождения ребенка стала исчезать (ранее
ребенок рано начинал работать). С увеличением детского возраста, усложнения производства дети потеряли свою выгоду.
Э. Баддинтер исследовала материнские установки с 18 по 19 век. Материнский инстинкт - миф; чрезвычайная изменчивость
поведения, во многом зависит от культуры, от фрустрация, эмоций, истории женщины и от Истории. Система кормилиц -> понятие Хорошей матери, 18 век, ответственность за ребенка возлагается на мать (детская гигиена, кормление матерью, против тугого пеленания, педиатрия, переживания детской смертность -> эволюция нравов)
Лекция 8.09.16
Ранние теории развития
Сама идея развития появилась в древней Греции (определенные изменения, протяженность) - материализм и идеализм.
Две основные теории развития: Локк, Руссо.
Локк - родоначальник культуральных теорий развития. Ребенок - чистая доска, нам ничего не врожденно, но можно научить
Всему(взрослый решает чему и как учить). С другой стороны есть эмоциональные предпосылки, индивидуальный темп обучения. Есть два вида опыта - ощущение (знание о внешнем мире, они ошибочны) и рефлексия (знания о внутреннем мире) -> ассоциации, путем ассоциаций мы получаем чувственный опыт -> рефлексия -> ассоциативная психология. "Воспитание джентльмена":
1. Воспитание характера ребенка, бить и наказывать нельзя, если есть наказание, то ребенок должен понимать за что; важный момент воспитания - воспитание смелости (страх есть -> сближение со страхом)
2. Должен быть образец, ребенок понимает хорошее\плохое\абстрактное через конкретику.
3. Подчеркивать не только ориентацию на образец, но и подкреплять положительные характеристики, правильное поведение (как попросил яблоко)
Руссо - родоначальник эволюционных теорий развития. "Эмиль и теория воспитания" - описание типичного образа молодого
человека того возраста, гуманистическая теория воспитания этого мальчика -> естественное развитие, изначальная тенденция к росту, нельзя мешать раскрытию естественного в человеке -> изоляция ребенка от -социума, негативное влияние социума. Эпоха педоцентризма. Необходимость общей программы, общего темпа -> идея общих закономерностей -> возрастная периодизация Руссо (не научная периодизация, так как для каждого возраста у Руссо свой критерий):
1. 0-2 лет - только чувственный опыт, не нужно прикладывать усилия для развития речи.
2. 3-7 лет - не связан с обучением, обучать можно только с 12 лет. До 12 лет - "сон разума", развивать не нужно, нужно готовить.
3. 12 - 15 лет - развитие мышления, систематическое обучение
4. 15 лет - готов к общению с социумом. "Период бурь и страстей".
Помимо Эмиля, был образ девушки - Софи - ее обучать не нужно.
Лекция 13.09.16.
Ассоциативная теория развития (16-17-18 век)
Идея механизма, механицизма - любой процесс можно описать с механистической точки зрения - > принцип детерменизма
(демокрит) становится механистическим детерминизмом. Всегда есть причина поэтому мериализм Редукционизм - сложные процессы описываются с помощью простых процессов. Влияние античных авторов. Внешняя причина первичная, а психика материальная.
1. Принцип дискретности - целое состоит из элементов, используется в ассоциативной психологии (Демокрит - душа состоит из атомов). Еще есть Принцип целостности - целостное, неделимое (Платон - душа это идея)
Ассоциативные психологи отождествляли психику с сознанием (Декарт - мыслю следовательно существуют, мысли истинное знание. Только сознание) -> бессознательных процессов не существует. Психика состоит из элементов - ощущения, которые соединяются на основе ассоциаций (чувственный опыт, соединяются на основе ассоциаций (идея Аристотеля, выделил три вида ассоциаций). База - идея Локка о прижизненном формировании психики, ничего не врожденно. Ведущий метод - интроспекция. Рассмотрение только индивидуальной психики - психика как абстрактное понятие, человек как одиночка, нет понимания рассмотрения человека в системе взаимосвязей, отношений. Взаимосвязь души и тела никак не рассматривается, переход к механизмам развития психики.
Развитие понимается как количественный процесс, процесс накопления и увеличения элементов и связей между ними. Этот
процесс внешне обусловлен, идея реактивности психики (вторичности психической деятельности). Первично внешнее воздействие -> психическая активность возникает как ответ на внешнее воздействие (идея перехода внешних воздействий во внутреннее свойство психики).
Идея качественной однородности психики - любой психический процесс представляет собой совокупность ассоциативных
связей между элементами. Развитие от простого к сложному. Специфика развития ребенка не выделена, ребенок развивается точно так же как взрослый - закономерности, темпы. Всеобъемлющая роль взрослого - взрослый организует внешнее воздействие, ребенок полностью пассивен.
Любой психический процесс начинается с чувственного опыта, возникшего в результате материального, механистического
воздействия извне. Основная линия развития: от ощущения (простое) к рассуждению (сложное). Ребенок чистая доска, но у него "хаос ощущений" (интеллектуальные, эмоциональные), которые далее дифференцируются (гештальтпсихология) и объединяются в комплекс ощущений:
Взрослый дает яблоко (организованный процесс) -> возникновение ощущений разной модальности у ребенка по отношению к яблоку (ассоциативная связь) -> комплекс ощущений при взаимодействии с объектом (формируется образ восприятий) -> имя образа (слово) - > узнавание образа (образ памяти) -> представление -> обобщение представлений -> слово несет смысловую нагрузку - понятие(все яблоки - яблоки, наделены определенными свойствами) -> способность к суждению -> способность к рассуждению.
Впервые анализируется познавательные процессы ребенка. Первым анализируется внимание: особое внимание ребенка, он не
способен управлять вниманием ребенка, внешний объект управляет вниманием ребенка. Два вида внимания: пассивное и активное\произвольное и непроизвольное. Особая форма внимания ребенка - интерес. Объект управляет психическим процессом, развитие в сторону произвольности, независимости от внешних обстоятельств.
Сформировали рекомендации для родителей: наглядность и привлекательность материала для детского интереса,
систематическое воздействие -> постепенное оформление традиционной системы обучения (все предметы делятся на три группы - числа, фигуры и слова; задавание образца). Критика - мы не можем ориентироваться лишь на внешнее воздействие и изолировать внутренне -> система Занковского.
Ассоциативные теории обучения - теория Каменского, система Монтессори.
Середина 19 века всплеск развития естественнонаучного направления -> открытия в биологических науках (нервные связи,
эволюционная теория Дарвина (наследуются признаки способствующие адаптации):
1. Изменяется принцип детерминизма - был механический стал биологический
2. Развитие понимается через адаптацию, с усложнением условий адаптации усложняется и психика
Психоаналитическая теория развития
Предмет: бессознательное; Движущая сила: внутренний конфликт; Адаптация: защитные механизмы
З. Фрейд не работал с детьми, работал со взрослыми. Фрейд говорит о том, что отношения между матерью и ребенком
аналитические - основанные на удовлетворении пищевых потребностей (мать источник удовлетворения). Развитие связано с развитием либидо -> мать объект сексуальности. Объектные отношения - это не два объекта, ребенок субъект, нет равноправия в отношениях. Ребенок пассивен, недифференцированное существо (психики как бы нет, постепенное развитие).
Развитие - это последовательный, поступательный процесс (накопление бессознательных желаний, импульсов); поступательный
потому что Фрейд обосновал стадиальность развития (характерно для развития каждого и каждый проходит все стадии, следующая стадия не наступит раньше предыдущей).
Фрейд в большой степени биологизатор, однако не отрицается влияние социума - инстинкты удовлетворяются сквозь
социальные нормы. Взрослый создает условия для удовлетворения потребности ребенка (натуралистическое развитие), ребенок зависит от тех феноменов, которые возникают по мере прохождения стадия (эдипов комплекс); взрослый как идеал личности.
Неофрейдизм. Послевоенный период, научная рефлексия: социальные факторы меняются интенсивнее биологических. Важность
социальных факторов. Пересмотр структуры ЭГО - самостоятельность и независимость, свои функции.
К. Хорни - базальная тревожность, образ Я, определенные условия формирования Я.
А. Фрейд - активно работала с детьми, занималась детским психоанализом (низкий уровень вербализации, детская психики,
игровые методы, наблюдение), расширяет понимание ЭГО, защитные механизмы личности, изучение детской агрессивности (особенности развития детей сирот). Метафора линии развития - непрерывное поступательное движение вперед. Биологическое созревание в основе развития, во взаимосвязи с влиянием внешнего мира. Много проблем возникает из-за недопонимая взрослых и детей - причина этого более эмоциональное восприятия мира, нежели чем у взрослого, игнорирует чувства другого человека; различие мышления (иррациональность); особенности восприятия и чувства времени ребенка;
Детская агрессивность - необходимо усиливать супер-Эго, не снимать агрессивную симптоматику. Агрессивность возникает на
анальной стадии (анальный садизм), появление аутоагрессивных форм. Агрессивность сдерживается либидо (Два нормальных родителя присутствует), проблемы с либидо - проблемы с агрессивностью. Основной принцип работы - развитие либидо (эмоциональные отношения, эмоциональная привязанность)
Гештальт-психологическая теория развития
Используют принцип структурности или целостности. Ребенок реагирует не на отдельные элементы, а на целостные
переживание. Развитие - реализация внутренних возможностей ребенка (саморазвития), возможностей задаваемых самим ребенком (нервной системой) .
Принцип тождественности - внутренние процессы тождественны психическим процессам.
Феноменальное поле - определяет поведение ребенка. Психологическое пространство личности, внутренняя картина мира,
человек видит не окружающий мир, а внутреннюю картинку мира. Объекты поля могут определять поведение ребенка -> полезависимость (внешнее управление поведения). Тем младше ребенок тем больше зависит от поля -> феномен "Я". Поле изначально слабоструктурированное ( Хаос Ощущений - Коффка), обусловлено созреванием нервной системы. Развитие связано с ростом и дифференциацией гештальтов. Коффка занимался восприятием цвета детьми (ребенок предпочитает цвет форме - ложь) -> идея развития, как дифференциации гештальта (смутное -> окрашенное (фигура), неокрашенное (фон) -> деление на 4 основных цвета -> теплые\холодные оттенки и т.д.).
Значимость моторного развития - психика проявляется во внешнем, любой психический процесс сопровождается движением.
Развитие мышления -> ввод понятия "Проблемная ситуация" (неправильная структура) -> переструктурирование гештальта на основе определенных правил (законы). мышление возникает именно в момент возникновения проблемной ситуации.
Келлер изучает мышление человекообразных обезьян -> вводит понятие "инсайт", универсальный мыслительный механизм,
мгновенное решение (мгновенное переструктурирование, при вхождение нужного нового объекта в феноменальное поле) -> новый тип мышления - продуктивное мышление, под результатом понимается новая структура -> новый тип обучения - проблемное обучение. (изменение основных ассоциативных принципов в методологии)
В проблемном обучении задается "проблема", ребенок должен сам; подходит для детей с высоким темпом обучения. Обучение
и развитие для независимых процесса (Коффка) -> на самом деле первично созревание н.с. -> обучение идет за развитием.
К.Левин - касался вопросов развития личности. Основной вопрос - как происходит структурирование феноменального поля; с
возрастом в онтогенезе увеличивается разнообразие поведения (все психические проявления: эмоциональное, мотивационно-потребностное, познавательные интересы, моторное и т.д.); с возрастом растет организованность поведения (квази-потребности; Есть поведение полевое, а есть волевое - я читаю рекламу, а если я читаю книгу -> квази-потребность (социальная; намерение), а не биологическая потребность). Волевое поведение = произвольное поведение. Расширение сферы активности человека с возрастом, появление временной перспективы (изучение будущего времени с акцентом на настоящем, так как переструктурирование здесь и сейчас). Исследование уровня достижений, притязаний и самооценка.
Критика: Левин понимает среду как натуральное образование, существующее по натуральным законам.
Бихевиоральная теория развития (нет возрастной период.)
Методологически близка к ассоциативной психологии (принцип диксретности), развитие понимается как количественный
процесс накопления навыков, в основе формирования навыков - первичные, врожденные, простые реакции (рефлексы - ответная реакция на уровне организма, без обработки информации мозгом). Предметом психологии у бихевиористов становится поведение (внешнепреставленность психики, все остальное эпифеномены). S->R, развитие - внешнеобусловленный процесс.
Социобихевиоризм опора на знания полученные из наблюдения за другим
Необихивиоризм вводит переменную, наш опыт и знания.
Скиннер - идея поощрения\наказания. Реакция определяется вероятностным развитием -> подкрепление только правильного
Поведения -> идея программированного обучения. Роль взрослого определяющая. Организатор внешних условий, ребенок реактивен.
Критика: натуралистическое понимание развития психики (с животных на людей), не учитывается социокультурный аспект
развития.