Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психокоррекция в системе психологической помощи

  • 👀 744 просмотра
  • 📌 673 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психокоррекция в системе психологической помощи» pdf
Курс «Введение профессию» Дисциплина «Основывпсихокоррекции (с по психокоррекции тревоги 1 практикумом семестр и депрессии) – к.пс.н. доцент 6Преподаватель семестр Ванновская Ольга Васильевна Психокоррекция в системе психологической помощи Тема №1 «Психология как профессия» www.akme.edu.ru Психокоррекция в системе психологической помощи Тема: ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ Целевая установка: сформировать понятие психологической коррекции и представления о предмете, объекте, содержании и месте в системе психологической помощи. Учебные вопросы лекции 1. Понятие психокоррекции; психокоррекция в системе психологической помощи. 2. Цель, объект, предмет психологической коррекции. Специфика психокоррекционного процесса: принципы, формы, методы, содержание, виды. 3. Требования к психологу, осуществляющему психокоррекционную работу. 4. Оценка эффективности психокоррекции. Психокоррекция в системе психологической помощи Если попытаться обозначить хотя бы основные проблемы личности в современном мире, то получиться достаточно длинный перечень. Социальные проблемы, присущие современной культуре - терроризм, влияние средствами политики, возросшая роль СМИ, процессы глобализации и противоположные им тенденции, - с необходимостью вписываются в структуру личности, обнаруживаясь в форме тревоги, отчуждения и переживание чувства одиночества, агрессии и неумения противостоять манипуляции, поиска и потери смысла, проявляясь в нарушении механизмов саморегуляции, и росте числа психосоматических расстройств. Реальность сегодня эмоциогенна и стрессогенна. Но с другой стороны, очевидно, что реакцией и на возрастающий темп жизни, и на воздействие традиционно рассматриваемых как негативные социальных факторов, необязательно должна являться невротизация личности или болезнь. При этом конструктивным моделям поведения и способам деятельности можно научиться, в той же мере, в какой возможен способствующей поиск индивидуальной максимальному стратегии раскрытию собственной личностных жизни, потенциалов. Психологическая помощь в смысле выбора и построении жизненной траектории может сыграть важную роль, а психолог - выступить в качестве связующего звена, посредника между человеком - субъектом (познающим, действующим) и его богатыми внутренними резервами. www.akme.edu.ru 1 Психокоррекция в системе психологической помощи Означающее «психологическая помощь», в отличие, например, от понятия «профессиональная деятельность практического психолога», имеет выраженную ценностную, гуманистическую окраску, акцентирует значимость влияния позиции психолога на результат его сотрудничества с клиентом. Правда, дальнейшие размышления в этом направлении приводят к выводу о том, что некоторые области применения психологических знаний не имеют отношения к психологической помощи (речь идет, например, о техниках манипулирования массовым сознанием). Психологическая помощь уже сегодня занимает в обществе определенную нишу; невозможно представить себе ни современную школу без штатного психолога, ни профотбор без использования психологических методов, ни политическую пропаганду или рекламу, не основанную на знании закономерностей воздействия на психику потребителя. Система психологической помощи представлена сегодня во многих сферах жизни и деятельности человека, однако вопрос «какой Традиционно понятие, она должна психологическая включающее психолога: в себя быть?» помощь по-прежнему рассматривается возможные психопрофилактику, решается сферы неоднозначно. как расширительное деятельности психодиагностику, практического психологическое консультирование, психологическую коррекцию, психотерапию, психологическое сопровождение. www.akme.edu.ru 2 Психокоррекция в системе психологической помощи Сравнивая работу психолога-практика начала 90-ых гг. прошлого века с его деятельностью в настоящее время, можно заметить, что психологическая помощь в наши дни имеет более «психокоррекционную» (не «психодиагностическую», как раньше) направленность. Наряду с зарекомендовавшими себя с положительной стороны методов областями (системы преимущественного профотбора, ориентированных на психокоррекционный использования например), психически основная здоровую психодиагностических масса личность, компонент. Это значит, что помимо услуг имеет психолога, выраженный констатации фактов психической реальности (постановка психологического диагноза, прогнозирование), во внутренней жизни, в поведении, в отношениях и деятельности человека, обратившегося за психологической помощью, происходят целенаправленные неслучайные изменения, являющиеся результатом его сотрудничества с психологом. Коррекция является консультантов обязательным и элементом психологов-тренеров, деятельности профессиональных специалистов, занимающихся психологическим сопровождением, и психологов организаций (от детских садов до производственных юридические коллективов); психологи, психокоррекцию сотрудники МЧС, осуществляют имиджеологи, преподаватели психологии, психотерапевты. Констатируя широкую представленность психокоррекционных услуг и специалистов, достаточно современной системе успешно осуществляющих психологической помощи, такого рода можно практику обозначить в и противонаправленную тенденцию, что выражается в сохраняющемся конфликте между активным развитием практической психокоррекции и относительно слабой ее методологической базой. Следствием этого является недостаточная обеспеченность данной сферы учебно-методическими материалами и другие проблемами, связанные с подготовкой специалистов в области психокоррекционной работы. Обозначенная проблема может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения общей тенденции существования разрыва между психологической теорией и практикой (она из форм проявления кризиса в психологии) и применительно к психокоррекции как особому типу психологической помощи. По первой позиции можем лишь констатировать, что единая достаточно универсальная теория могла бы вывести практические и прикладные психологические исследования на качественно новый уровень. В теории и методике психокоррекционной работы дела обстоят не лучшим образом: студент- психолог может изучить основы психокоррекционной работы, скорее, в рамках www.akme.edu.ru 3 Психокоррекция в системе психологической помощи курсов «Психологическое других, поскольку для консультирование», специальности «Педагогическая 020400 «Психология» психология» в ГОСТе и не предусмотрена дисциплина «Психологическая коррекция». По всей видимости, крайне малое количество вузовских учебников и методических материалов по данной дисциплине, содержательная «нерасчлененность» в психологической практике и преподавании психокоррекционной работы, психологического консультирования и психотерапии (хотя на уровне определений понятий они разводятся) связано в том числе и с отсутствием у психологической коррекции «официального статуса» дисциплины вуза, закрепленного в Гос. стандарте. Понятие психологической коррекции Отчасти неопределенная позиция данного вида психологической помощи объясняется нечеткостью «психологическая и коррекция» неоднозначностью как теоретиками, применения так и термина практикующими специалистами. Последние психокоррекционной считают ту часть своей работы, которая не является ни диагностикой, ни преподаванием, ни консультированием, зачастую, и ни развитием, при этом обычно подразумевается некое воздействие на объект коррекции. Чаще всего ситуация с психокоррекционной работой выглядит так: все понимают о чем идет речь, но не могут внятно сформулировать. Анализ тех немногих источников, которые напрямую посвящены проблематике психокоррекции, позволяет выявить ряд проблемных вопросов, ответы на которые не найдены или неубедительны, но поиск которых при этом является значимым и для практических психологов, и для теоретиков психокоррекционной работы: 1. развитии, Каков предмет психокоррекции: только ли недостатки в психическом составляют его или в него могут быть включены другие элементы психической жизни? 2. Есть ли качественные различия между психокоррекционной работой и психотерапией или они проявляются только в статусе участников (больной/клиент, врач/психолог)? 3. Каково соотношение таких областей практической психологии как психологическое консультирование и индивидуальная психокоррекция – можем ли мы утверждать, например, что консультация по вопросу изменения какой-то неконструктивной модели поведения – это консультирование, а не коррекция? www.akme.edu.ru 4 Психокоррекция в системе психологической помощи 4. Как можно определить разницу между понятиями «психокоррекционная группа», «группа развития личности», «психотерапевтическая группа»? Какими будут ответы на эти вопросы, несомненно, зависит о многих факторов, в частности, от методологической установки исследователя. Возникновение термина «психокоррекция» в рамках дефектологии, видимо, влияет на его прочтение и после выхода за рамки аномального развития. В частности, в традиционном варианте толкования понятия: «Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологического развития или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия» (Осипова А.А., 2000), - акцентируется директивный подход психолога, (исправление). От дефектологии осуществляющего коррекцию данное определение отличает только наличие «специальных средств психологического воздействия». В другом случае под восстановления психологического психологической помощи» психокоррекцией здоровья (Хухлаева О.В., … 2001). в понимается «процесс условиях направленной Очевидным преимуществом данного определения является позитивная установка (на психологическое здоровье), лежащая в его основе, а недостатком – то, что в этом случае трудно развести категории «психологическое консультирование» и «психокоррекция». Автор вводит для этого возрастной параметр: «Говорить же о коррекции возможно, по нашему мнению, только применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста, когда работа проводится, в основном, по внешнему запросу… », тогда как «начиная с психологической поддержки подростков, которые уже сами определяют запрос психологической помощи, необходимо употреблять термин психологическое консультирование» (Хухлаева О.В., 2001). Сложно с этим согласиться, поскольку достаточно большое количество психологических трудностей взрослых людей и подростков решается именно посредством коррекции – буквально – исправления недостатков (например, в поведении – это групповая коррекция неуверенного поведения, застенчивости). С нашей точки зрения под психокоррекцией следует понимать вид психологической помощи, предполагающий формирование неслучайных позитивных изменений во внутреннем мире, поведении, общении, деятельности человека, как результат его взаимодействия со специалистом – психологом. В этом случае психокоррекция может затрагивать широкий спектр вопросов от www.akme.edu.ru исправления 5 Психокоррекция в системе психологической помощи недостатков психического развития до помощи в поиске путей самореализации. Рассматривать проблематику личностного работы имеет смысл только в случае роста в рамках психокоррекционной расширительного толкования термина «психологическая коррекция». В случае если речь идет о психокоррекции как системе методов (только) исправления недостатков, закономерным является поиск средств повышения адаптивных возможностей личности. Однако рассмотрение человека в качестве целостного образования приводит к мысли о невозможности только избавления его от «мешающих» поведенческих моделей или способов взаимодействия с окружающими (вещной и социальной реальностью) без формирования новых стратегий самореализации. В этой связи изучение механизмов и путей личностного развития является необходимым. Кроме того, психокоррекция как один из способов психологической поддержки предполагает актуализацию личностных резервов в направлении саморазвития, если возникновение трудностей связано не столько с работой дезадаптивных механизмов психики, сколько с поиском возможностей продвижения по пути самоосуществления. В указанном контексте родовым является понятие «психологическая помощь», которая включает в себя как исправление недостатков в развитии, так и формирование новых, более продуктивных форм самовыражения. Результатом психокоррекционной работы в первом случае является повышение адаптивных возможностей, а во втором - возможностей, связанных с личностной самореализацией. Таким образом, целью психологической коррекции является восстановление психологического здоровья обратившегося за помощью. Значимым является то, что «многоканально»: во психокоррекционная взаимодействии работа психолога и должна клиента, осуществляться клиента и его социального окружения и самостоятельной коррекции своей личности, но именно в ситуации движения по пути самореализации ведущая роль должна принадлежать самокоррекции личности. Объектом психологической коррекции являются психически здоровые люди, самостоятельно не справляющиеся с психологическими трудностями и люди, находящиеся в пограничном состоянии (то есть имеющие разные уровни психологического здоровья). Соответственно, предметом психокоррекции будут выступать сами психологические трудности – в зависимости от ситуации это могут быть нарушения в поведении, в межличностном взаимодействии, неблагоприятно www.akme.edu.ru 6 Психокоррекция в системе психологической помощи сказывающиеся на психологическом здоровье состояния, неудовлетворенность своей карьерой и личной жизнью и т.д. Характеристика психокоррекционного процесса Принятие осуществления коррективной решения определяется работы. о психологической представлением Воздействие коррекции психолога оказывается на о и путях содержании основании ее своей теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде. Практический психолог пользуется психодиагностической информацией для сопоставления ее с теоретическими данными о закономерностях возрастного развития и составляет программу коррекционной работы с конкретным человеком или группой людей. Другими словами, психолог, занимающийся коррекцией, работает по следующей схеме: а) что есть? б) что должно быть? в) что надо сделать, чтобы стало должное? Основной научной категорией, направляющей решение этого вопроса, является категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный переход к работе практического психолога. Представляется существенным выделить в этой категории следующие уровни ее анализа: 1) нейропсихологический; 2) общепсихологический; 3) возрастно- психологический. На первом, нейропсихологическом, уровне практический психолог, анализируя психодиагностические данные, может сделать заключение о мозговой организации исследуемого явления (А. Р. Лурия, Е. Д. Хомская и др.). Знание о функциональной организации мозга, о локальных поражениях мозга и основных принципах локализации функций позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе. Общепсихологический уровень анализа содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека. www.akme.edu.ru 7 Психокоррекция в системе психологической помощи Возрастно-психологический психологического развития позволяет уровень анализа содержания конкретизировать нормы общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение практическим психологом. Понятие об основных психических новообразованиях, которое существует в отечественной психологии, позволяет рассматривать их в качестве теоретических обобщений, необходимых для решения вопроса о резервах развития человека. Напомним основные из них: Возрастные психические новообразования Возраст Содержание психических новообразований 0-1 г. преднамеренные действия, подражание 1-3 г. 3-6 л. овладение предметами действия (соотносящими и орудийными), тивная речь, самосознание использование символов, ориентация на обобщенные нор мы; появление познавательных задач; соподчинение моти вов; условно-динамическая позиция 6-10л. произвольность, внутренний план действий, рефлексия 11-15л чувство взрослости; выработка «кодекса товарищества»; ориентация на возрастную и социальную интеллектуализации 15-18 л норму самосознание; юношеский максимализм; жизненные планы, мировоззрение Среди этих психических новообразований есть те, которые отражают общее психическое развитие (произвольность, внутренний план действий, рефлексия, интеллектуализация психической активности и др.), и те, которые отражают личностное развитие человека (в первую очередь самосознание, жизненные цели и перспективы, мировоззрение). Возможность работы с этими показателями в коррекционной работе основывается на понимании их происхождения, понятия о ведущей деятельности, о социальной ситуации развития, о кризисах развития, могут быть одной из теоретических, методических основ для организации психологической коррекции. Безусловно, важным является понятие и о «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский), которое позволяет анализировать содержание задач во взаимодействии людей разного возраста. www.akme.edu.ru 8 Психокоррекция в системе психологической помощи Каждый практический психолог создает аксиоматику в подходе к профессиональной деятельности. Важно, чтобы она была отрефлексирована им в виде обобщенной теории, а значит, доступна для обсуждения и оценки коллегами. Содержание психологической коррекции определяется исходя из ее целей и особенностей (возрастных, личностных) клиента. Психологические игры - один из видов использования психологической информации в сориентироваться коррекционной в работе. особенностях Эти своего игры позволяют внутреннего мира, человеку пережить и отрефлексировать динамику его изменения при осуществлении психологического задания. Психотехнические игры, разработанные Н. В. Цзеном, Ю. В. Пахомовым для занятий со спортсменами, адаптированы для работы с подростками и апробированы в коррекционной работе с ними В. В. Барцалкиной. Особенность этих игр в том, что они не являются строго направленными на развитие одной функции, они могут использоваться для снятия утомления, для повышения концентрации внимания, для повышения эмоционального тонуса, атмосферы в п. группе и т. для Опишем создания некоторые эмоционально игры и их насыщенной назначение в коррекционной работе: Игра «Муха» Для объяснения игры используется доска с расчерченным на ней девятиклеточным полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль «дрессированной мухи». Доска устанавливается вертикально, и участникам игры разъясняется, что перемещение мухи происходит: «Вверх», «Вниз», «Вперед» или «Влево». «Муха» выполняет эти команды, перемещаясь на одну клетку в соответствующем направлении. Исходное положение «Мухи» - центральная клетка игрового поля. Играющие должны следить за перемещением мухи, не допускать ее выхода за пределы поля. Игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, то он дает команду «Стоп» и, вернув «Муху» в центральное поле, начинает игру сначала. Дети младшего школьного возраста и подростки могут использовать эту игру для проверки и тренировки устойчивости внимания, то есть способности к концентрации на предмете. www.akme.edu.ru 9 Психокоррекция в системе психологической помощи Особенность использования психологической информации в этой игре состоит в том, что наряду с изменением в концентрации внимания психолог может обсуждать с клиентом его: отношение к своим возможностям, способностям и самоконтролю, то есть подвести клиента к выделению не только дискретных, но и интегративных характеристик своей личности, зависящих от его собственных усилий, направленных на содержание внутреннего мира. Таким образом, психотехническая игра открывает возможности для сообщения клиенту новой для него информации о нем самом для осуществления самовоздействия, то есть обоснованной саморегуляции. Игра «Хромая обезьяна» Психолог сообщает, что по команде «Начали» участники должны будут думать до тех пор, пока не последует команда «Стоп». Если во время выполнения задания кто-нибудь вдруг отвлечется от задания и нарушит инструкцию, то он должен хлопнуть в ладоши, после чего снова продолжить игру. Дальше дается следующее задание: «А теперь закройте глаза... Внимание, даю задание, не думайте о хромой обезьяне. Начали!» Проходит 30-120 сек. под «жидкие аплодисменты». «Стоп»! В группах подростков и старших школьников полезно обсудить разные способы выполнения этого задания. Эта игра может быть использована для привлечения внимания к объекту, который этого внимания не вызывает, сделав его предметом «недумания», можно создать ситуацию рефлексии на этот объект. Эта психотехническая игра интересна тем, что открывает человеку закономерности его внутреннего мира, зная которые, он может воздействовать на них сам. Психолог может использовать эту игру для создания ориентации на содержание внутреннего мира, его закономерности. Психотехнические игры основаны на обобщенной психологической информации и ориентированы на общие закономерности внутреннего мира человека. Индивидуализация психологической информации начинается при обсуждении процесса выполнения этих заданий, тех результатов, которых достигает каждый из участников rpyпповой игры, или при анализе индивидуальных результатов, во взаимодействии с психологом. Психолог обеспечивает обратную связь, анализируя вместе с клиентом его результаты и возможности применения этих результатов вне ситуации игры. www.akme.edu.ru 10 Психокоррекция в системе психологической помощи Как показывает опыт работы психологов-практиков (Г.С. Абрамова), осуществление коррекционной работы происходит в трех принципиально отличающихся ориентацией на клиента позициях: 1) «Делай, как я»- психолог показывает клиенту эффективный способ и обучает его выполнению, добиваясь соответствия с образцом, психолог берет на себя ответственность за данный способ действия; 2) «Давай сделаем вместе» - психолог делит ответственность за поиск и нахождение эффективного способа вместе с клиентом; 3) «Давай подумаем, как сделать лучше» - психолог передает ответственность за осуществление найденного способа клиенту, предельно расширяет его возможности в выборе способа и его освоении. Первая позиция ближе всего к психотехническим воздействиям, когда их содержание предлагается клиенту как заведомо эффективное. Вторая позиция предполагает уже осознание клиентом своих возможностей, но это осознание предполагает ориентацию в большей степени на типичное во внутреннем мире клиента. Третья позиция психолога предполагает ориентацию клиента в индивидуальных особенностях его внутреннего мира и их осознание. Целесообразность каждой позиции определяется конкретными задачами коррекции, но нельзя не отметить, что если психолог пользуется какой-то одной позицией, то он уже работает стереотипно, а это затрудняет дифференциацию задач коррекции. Итак среди основных характеристик психокоррекционного процесса следует отметить. 1. Ориентированность на клинически здоровую личность, имеющую психологические трудности и желающую изменить себя, свою жизнь. 2. Опора на «сильные стороны» личности. 3. Акцент на актуальных трудностях и стратегиях их преодоления. 4. Направленность на психологическое здоровье и положительную динамику в развитии личности. 5. Личностный вклад психолога, осуществляющего психокоррекцию. Виды психологической коррекции А.А. Осипова предлагает классифицировать психокоррекционные мероприятия по ряду критериев, к которым она относит: характер направленности, содержание, www.akme.edu.ru 11 Психокоррекция в системе психологической помощи форму работы с клиентом, наличие программ, характер управления воздействием, продолжительность, масштаб решаемых задач. Доработав и модифицировав предлагаемую указанным автором схему, мы получили следующую таблицу: Критерии Глубина воздействия Виды психокоррекции 1. Симптоматическая психокоррекция 2. Каузальная психокоррекция Содержание Форма работы с клиентом Программа Характер управления направлена на искоренение причины психологического дискомфорта Коррекция психических процессов Коррекция психических состояний. Коррекция направленности и установок личности. Коррекция межличностных отношений. Коррекция поведения Индивидуальная и групповая коррекция Программированная и импровизированная психокоррекция Директивная психокоррекция Недирективная психокоррекция Длительность Широта охвата краткосрочное ситуативное воздействие с целью ликвидации «острого» симптома Краткосрочная и долгосрочная психокоррекция Общая психокоррекция Частная психокоррекция Специальная психокоррекция Предполагает партнерские отношения между психологом и клиентом, высокий уровень ответственности клиента за результаты психологической коррекции Предполагает отношения руководства, ведущую позицию психолога, принятие большей ответственности за результат взаимодействия. коррекция личности в целом отдельные психокоррекционные методы (сказкотерапия) коррекция, направленная на преодоление отдельных недостатков (агрессии) www.akme.edu.ru 12 Психокоррекция в системе психологической помощи Требования к психологу, осуществляющему психокоррекцию Этические требования К основным правам клиента психологической службы относится: а) право на получение квалифицированной психологической помощи, б) право на информированное согласие о вступлении, продолжении и окончании отношений «клиент (клиенты) - психолог», в) право на выбор психолога, г) право на нераспространение обсуждаемой личной информации. Профессиональные и этические обязанности и права психолога, осуществляющего психокоррекцию - это: а) обязанность предоставить компетентную психологическую помощь, б) конфиденциальность, в) право на передачу клиента другому психологу в случае невозможности оказания компетентной помощи г) конфиденциальность психологической коррекции и ее ограничения: обязанность предостеречь и защитить потенциальных жертв и самого клиента в случае реальной опасности клиента для других или для себя самого. Профессиональные требования Практика психологической коррекции требует определенного уровня подготовки. Такая подготовленность включает фундаментальную психологическую подготовку и специальную подготовку в области конкретных методов психологической коррекции. А.А. Осипова выделяет три элемента профессиональной готовности к психологической коррекции: теоретический компонент (теория психокоррекции); практический компонент (владение методами и методиками коррекции); личностная готовность (уровень собственно психологического здоровья). "Присутствие" и "истинность" психолога в контакте с клиентом является главным условием развития "присутствия" - "присутствия" открытость опыту и "истинности" клиента. и экспрессивность – Два измерения справедливы и для индивидуальной, и для групповой психокоррекции. Оценка эффективности психологической коррекции Целесообразность проведения коррекционной работы определяется развитостью теоретических представлений о предмете воздействия, будь это эмоциональное состояние человека, уровень его активности, содержание действий, характер целей и т. п. Кроме того, характер коррекционного воздействия может зависеть от того, какое содержание нормы психического развития будет стремиться реализовать в своей работе психолог. www.akme.edu.ru 13 Психокоррекция в системе психологической помощи Из нейропсихологической практики известно, что восстановление психических функций может происходить несколькими путями. Каждый из них приводит к одному и тому же результату- функция восстанавливается. Это следующие пути: 1) растормаживание нарушенной функции; 2) перестройка функции; 3) перемещение функции в сохранные отделы больших полушарий; 4) спонтанное восстановление. Первый путь предлагает применение фармакологических воздействий, позволяющее устранить запредельное торможение. Второй путь - это путь возвращения утерянных функциональных возможностей через длительное специальное восстановительное обучение либо на основе включения сохранных звеньев нарушенной системы (внутрисистемная перестройка), либо путем включения в функциональную систему новых звеньев взамен нарушенных (межсистемная перестройка). Третий путь - путь перемещения функций в сохранные отделы больших полушарий. Изучение показало, что при работе определенных пунктов одного полушария возбуждение симметрических пунктов другого полушария изменяется, причем эти изменения сохраняются на длительное время. Эти «зеркальные фокусы», возникающие в симметрическом полушарии» дают основания считать, что всякая работа мозга вовлекает фактически оба полушария и что симметрическое полушарие участвует в работе непосредственно действующего полушария. Степень вовлеченности его варьирует, абсолютной доминантности полушарий практически не наблюдается. Спонтанное восстановление высших психических функций, по мнению многих исследователей, идет путем автоматической компенсации нарушенной функции. Эти компенсации могут быть внутри- и межсистемными и могут протекать на разных уровнях организации нарушенной функции. Эти данные о путях восстановления высших психологических функций ставят, по нашему мнению, перед практическим психологом вопрос об интенсивности коррекционной работы, который в конечном счете связан и с ее эффективностью. Нейропсихологические данные, а также данные физиологии мозга позволяют психологу принять правильное решение об интенсивности и целесообразности коррекционной работы. Психологическая диагностика, по мнению Г.С. Абрамовой, должна сочетаться с физиологическими исследованиями активности мозга, только в этом сочетании методов исследования может быть принято оправданное решение о коррекционной www.akme.edu.ru 14 Психокоррекция в системе психологической помощи работе. Показатели эффективности коррекционной работы будут зависеть от сочетания психологических и медикаментозных методов воздействия. Этот фиксацию путь оценки динамики эффективности физиологических коррекционной (например, работы ЭЭГ) и предполагает психологических показателей активности клиента. Кроме того, определяется известно, эффективность динамическим выделяют того или содержанием относительно иного периода стабильные коррекционного возрастного возрастные воздействия развития. периоды, Как периоды сензитивные, периоды кризисные, которые принципиально изменяют динамику внутреннего мира человека, сказываются на процессах освоения информации, в том числе и психологической информации. Эффективность коррекционного воздействия будет определяться степенью его соответствия тенденциям возрастного периода. Остановимся с этой точки зрения на некоторых тенденциях различных возрастных периодов, используя материалы работы практических психологов. Так, в возрасте шести-семи месяцев у детей уже складывается предпочтение в контактах со знакомыми и незнакомыми людьми. А малышам в голову не приходит, что они могут пострадать от последствий своих действий. Младенцы и малыши живут в основном в настоящем времени. В полтора-два года проявляются признаки запоминания и, стало быть, обучения на опыте прошлого. Но минутное желание может взять верх над тем, что ребенок усвоил ранее, поэтому истерики двухлетних детей можно считать фазой в развитии самосознания (Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М., 1990, Лешли Д. Работать с маленькими детьми. - М., 1991). В определенный период малышам свойственна агрессивность, проявляющаяся в фактической агрессии. В отношении ее важно соблюдать постоянство относительно пределов дозволенного и недозволенного. Уже по отношению к малышам коррекционная работа предполагает собой не только воздействие, но и уход взрослого от воздействия, создание для ребенка возможности самому справляться со своим состоянием. Хотя есть и другой вариант активного коррекционного воздействия - тесный физический контакт взрослого и ребенка с эмоциональными нарушениями - ранним детским аутизмом. Хотелось бы подчеркнуть, что эффективность коррекционной работы не определяется ее интенсивностью, количеством предпринятых воздействий, казалось бы, обоснованных целью. www.akme.edu.ru 15 Психокоррекция в системе психологической помощи Эффективность коррекционной работы прежде всего в ее соответствии тенденциям развития как отдельного качества внутреннего мира человека, так и его обобщенных, интегральных характеристик. Если коррекционная работа строится как групповое или индивидуальное обучение для контроля ее эффективности можно применять принципы построения формирующего эксперимента как одного из методов академической психологии. Как известно, схема проверки эффективности коррекционного воздействия строится следующим образом: I этап: проводится констатирующий замер в контрольной и экспериментальной группах. Контрольная группа- это группа, к которой не будет применено коррекционное воздействие. Экспериментальная группа- это группа, к которой будет применено коррекционное воздействие. II этап- осуществление коррекционного воздействия на экспериментальную группу. III этап контрольной - проведение группе. диагностического Сопоставление диагностического замера констатирующего и в замера результатов контрольной диагностического в экспериментальной констатирующего группе; замера в сопоставление замера и и результатов экспериментальной! группе. Сравнение этих результатов между собой с применением статистических методов. | Применение этой схемы для анализа результатов коррекционного воздействия дает возможность судить о его эффективности. Кроме этой воздействия позволяющие могут схемы быть для контроля использованы анализировать динамику за эффективностью данные лонгитюдных психической активности коррекционного исследований, определенной возрастной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены коррекционные воздействия. Ответственность за целесообразность коррекционной работы психолог несет перед клиентом и перед своими коллегами, с которыми он обязан работать совместно www.akme.edu.ru 16
«Психокоррекция в системе психологической помощи» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot