Психофизиологическое особенности обучения письму и чтению
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции Безруких М.М. «Психофизиологическое особенности обучения письму и чтению»
Для развития навыков чтения и письма необходим комплекс развития в методике обучения ребенка.
Этапы формирования элементарного навыка чтения:
1 этап – аналитический – выявление и овладение элементами отдельных действий при высокой степени контроля.
2 этап – синтетический – объединение отдельных элементов в целостное действие при сохранении высокой степени контроля.
3 этап – автоматизации – выполнение сформированной целостной деятельности, без фиксированного контроля отдельных элементов (действий).
Уровни формирования навыка письма:
1 уровень – элементарного письма – формирование зрительного образа букв, связное письмо букв, способность отображать и списывать буквы;
2 уровень – грамотного письма – письмо под диктовку, владение элементарными правилами, создание собственных текстов;
3 уровень – грамотной письменной речи – понимание жанровой композиции, использование словаря, владение методикой составления кратких письменных сообщений.
Формирование грамотной речи зависит от этапов формирования навыков чтения. Зависит от методики, степени темпа процесса обучения.
Процесс неправильного педагогического воздействия: трудности обучения – первичная неграмотность – функциональная неграмотность.
Условия эффективного формирования элементарных навыков письма и чтения:
1. Сформированность базовых познавательных функций;
2. Соответствие методики обучения;
3. Учет индивидуальных особенностей развития;
4. Адекватность требований и критерием оценки формирования навыка.
5. Ранее прогнозирование трудностей обучения, использование индивидуальных подходов в обучении и специфика коррекции.
Пример неправильного построения: «Начинаем писать немного отступя от левой строки, ведем руку вниз, немного не доводя, закругляем вверх левее». – процесс педагогического такта и методик преподавания – основа формирования правильной речи и письма.
Процесс чтения, письма зависит от того, как и каким образом, ребенок воспринимает информацию.
Этапы развития внимание дошкольном и младшей школьном возрасте:
1. Первое полугодие – ориентировочная реакция, открытое внимание;
2. С 3 до 6 мес – появление скрытого внимание, движения глаз;
3. Второе полугодие – формирование способности удерживать внимание к эмоциональному значимому стимулу по инструкции взрослого;
4. От 1 до 3 лет – организация устойчивого внимания;
5. С 3 до 6 лет – увеличение объема внимания;
6. 6 – 8 лет – механизм произвольного избирательного внимания, вытеснение эмоционального непроизвольного внимания – произвольным когнитивным.
Причины трудностей обучения письму и чтению:
• Социокультурные условия жизни ребенка;
• Сверхраннее обучение;
• Педагогические факторы риска;
• Неадекватные методики обучения;
• Нарушения раннего развития;
• Функциональная незрелость мозга;
• Возрастная несформированность школьно – значимых познавательных функций.
Группы риска:
• Часто болеющие дети;
• Медлительные дети;
• Гиперактивные дети;
• Леворукие дети.
Виды школьных трудностей:
Не специфические:
1. Организация учебного и внеучебного процесса;
2. Соответствие методик и технологий обучения;
3. Адекватность требований;
4. Состояние здоровья;
5. Стиль педагогического воздействия.
Специфические:
1. Речь;
2. Деятельность;
3. Моторика;
4. Внимание;
5. Вербального – логическое мышление;
6. Интеллектуальное развитие;
7. Общий запас сведений.
Процесс обучения ребенка зависит также от инновационной деятельности педагога. Педагог, разрабатывая и внедряя методику должен учитывать все факторы риска в развитии ребенка, вышеперечисленные лазейки, которые ведут к негативной тенденции в формировании и обучении навыков письма и чтения.