Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психофизиологические основы протекания процесса письма при изучении рельефно-точечной системы Л. Брайля

  • 👀 239 просмотров
  • 📌 184 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психофизиологические основы протекания процесса письма при изучении рельефно-точечной системы Л. Брайля» docx
Психофизиологические основы протекания процесса письма при изучении рельефно-точечной системы Л. Брайля Процесс письма, представляющей собой сложную форму речевой деятельности и имеющий многоуровневую структуру, в условиях замены зрительного типа восприятия на осязательный, процесс письма осуществляется за счет работы речеслухового, речедвигательного, тактильного, общедвигательного анализаторов. В процессе письма осуществляется не только тесное взаимодействие между всеми анализаторами, но и их взаимообусловленность. Принципиально важным является осознание тесной взаимосвязи процесса письма и процесса устной речи. Связь этих двух процессов настолько сильна, что овладение письмом возможно только на основе достаточно высокого уровня развития устной речи. Вместе с тем уровень развития письма у детей независимо от состояния их зрительных функций определяется уровнем сформированности определенных речевых и неречевых функций: • слуховой дифференциации звуков, • правильного их произношения, • языкового анализа и синтеза, • сформированностью лексико–грамматической стороны речи, • зрительного анализа и синтеза, • пространственных представлений. Конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную является возникновение автоматизированных движений руки, чему предшествует большое количество различных операций, осуществляющихся в ходе овладения процессом письма, в развернутом виде. При овладении письмом слепыми детьми многочисленные операции можно представить в виде следующей цепочки действий: • побуждение, • мотив, • задача, • составление устного плана письменного высказывания, • соотнесение написанного с замыслом, • деление предложений на слова, • анализ звуковой структуры слова, • соотнесение выделенной из слова фонемы с его тактильным образом, воспроизведение с помощью движений руки тактильного образа буквы, • кинестетический контроль. 1.Одна из самых распространенных трудностей, возникающих у слепых учащихся в ходе овладения процессом письма, связана с анализом звуковой структуры слова, т.е. с необходимостью определения звуковой структуры слова, определения последовательности и места каждого звука. Для большинства слепых детей характерны: 1. недостаточная скоординированность действий речеслухового и речедвигательного анализаторов, 2. низкий уровень развития фонематического слуха, 3. замедленность анализа. Все это значительно затрудняют звуковой анализ слова, что в свою очередь затрудняет процесс овладения письмом. 2. Для данной категории обучающихся значительные затруднения вызывает процесс соотнесения выделенной из слова фонемы с определенным тактильным образом буквы, которую необходимо отдифференцировать от всех других. Низкий уровень сформированности тактильного анализа и синтеза, а также развития пространственных представлений и кожно-тактильной чувствительности, характерные подавляющему большинству слепых детей, обусловливают возникновение особых трудностей в процессе дифференциации сходных букв, букв, отличающихся друг от друга одной точкой . 3. Определенную трудность для детей, лишенных зрительных восприятий, представляет и реализация моторной операции процесса письма, т.е. воспроизведение с помощью грифеля тактильного образа буквы. Одновременно с движением руки осуществляется кинестетический контроль. Процесс письма слепого ребенка осуществляется только под кинестетическим контролем, в то время как у нормально видящих детей данный процесс протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Использование в процессе чтения слепым осязательного контроля значительно затруднено в силу того, что в условиях зрительной депривации для того, чтобы проверить написанное необходимо перевернуть лист и тактильно найти то, что он написал. 4. Определенной проблемой для слепого ребёнка является зеркальность письма по отношению к чтению, которая обусловливает большое количество инверсий и смешений букв. При письме по системе Брайля как правило происходит смешение следующих 10 пар букв русского алфавита 5. Кроме того, в процессе письма у данной категории детей наблюдаются смешения букв из-за пропусков (перекалывания) точек, из-за их неправильного расположения. Ошибки возникают и тогда, когда обучающейся правильно воспроизводит количество точек и их позицию (в правом или левом ряду), но не оставляет интервала между ними. 6. Кроме наличия у слепых детей затруднений в овладении процессом письма, обусловленных своеобразием их познавательной деятельности, достаточно часто встречаются нарушения письма в виде различного вида дисграфий, вызванных недоразвитием или распадом высших психический функций. При наличии у данной категории детей стойких нарушений письма в виде различного вида дисграфий, т.е, частичного специфического нарушения процесса письма, необходимо проведение комплексной коррекционно-развивающей работы с привлечением специалиста по работе с детьми с нарушениями речи. Таким образом, глубокие нарушения зрения, обусловливающие замену зрительного типа восприятия на осязательный и приводящие, в свою очередь, к возникновению своеобразия протекания процессов чтения и письма, настоятельно требует использования методической системы, учитывающей не только современные подходы к процессу обучения грамоте, но и особенности познавательной и учебной деятельности слепых школьников. Общие тифлопедагогические рекомендации по обучению слепых чтению и письму В методике процесс обучения грамоте традиционно делится на три периода: • добукварный (доазбучный), • букварный (азбучный), • послебукварный (послеазбучный). Каждый из периодов обучения грамоте слепых обучающихся направлен на формирование определенных умений и имеет специфическое содержание. Так, в ходе добукварного периода основное внимание уделяется работе по таким направлениям как: • развитие осязательного восприятия; • развитие слухового восприятия; • охрана и развитие остаточного зрения; • развитие ориентировки в малом пространстве; • подготовка руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта; • развитие речи незрячих школьников. В ходе работы по развитию осязательного восприятия у слепых детей формируются следующие умения: • умение обследовать предмет двумя руками (при ведущей роли правой руки) на рабочей поверхности стола; • умение последовательно (сверху вниз) и активно обследовать предмет; • умение использовать все способы осязательного восприятия: пальцевый, ладонный, кистевой; • умение различать признаки предметов по фактуре (гладкость, шерохловатолсть), температурным качествам и др.; • умение определить материал, из которого сделан предмет. В ходе работы по развитию слухового восприятия у слепых формируются следующие умения: • выделять звуки из окружающей действительности; • различать звуки из окружающей действительности; • соотносить звук с источником звука; • локализовать звук (по направлению, по расстоянию до источника звука, по силе звука). В ходе работы по охране и развитию остаточного зрения у детей формируются такие умения как: • различать и узнавать предметы (натуральные предметы, муляжи, игрушки) и предметы, изображенные на цветных рельефных рисунках, аппликациях, крупных, четких, не перегруженных мягкими деталями, иллюстрациях по цвету, форме, величине; • соотносить по цвету, форме, величине указанные предметы, изображения предметов; • оперировать сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) в самостоятельной деятельности. В ходе развития ориентировки в малом пространстве у слепых формируются умения: • ориентироваться на рабочей поверхности стола; • ориентироваться на странице; • ориентироваться в книге; • ориентироваться в кассе и работать с ней; • ориентироваться в брайлевском приборе и работать с ним. В ходе подготовки руки к письму и чтению рельефно-точечного шрифта внимание должно быть направлено на: • развитие кожной чувствительности пальцев рук; • умение воспринимать и различать рельефные точки; • развитие мелкой моторики рук; • умение работать грифелем. В ходе развития речи у слепых формируются такие умения как: • принимать участие в беседе (по жизненным впечатлениям, по содержанию рассказа или сказки); • пересказывать прослушанное по вопрпосам учителя; • сопоставлять предметы по их признакам; • группировать предметы (исключать лишний предмет); • классифицировать предметы по их видовым понятиям; • классифицировать названия предметов; • подбирать слова, характеризующие действия и признаки предметов; • выделять из устной речи предложения в 2-3 слова; • определять количество слов в предложении; • составлять короткие предложения по опорным словам; • делить (устно) слова на части (слоги); • выделять гласные и согласные звуки; • осуществлять звуковой анализ слов; • осуществлять правильную артикуляцию звуков; • выделять гласные в слоге; • читать рельефные рисунки; • коллективно составлять рассказ по сюжету; • разучивать стихотворение с голоса учителя; • соотносить слова и образы; • пополнять словарный запас. В добукварный период в процессе формирования навыков чтения и письма в работе со слепыми целесообразно использовать натуральные предметы, чучела, изделия из папье-маше, муляжи, аппликации, рельефные рисунки, разнообразный занимательный материал: загадки; доскажи словечко; узнай по описанию, по голосу, по запаху и т.д. Широко применяются звукозаписи сказок, стихов, песен, звуков, голосов животных, шумов улицы. В добукварный период необходимо широко использовать инсценирование сказок, стихов, диалоги в лицах. На каждом уроке (занятии) необходимо проводить физкультминутки со стихами, музыкой, движениями, а на уроке письма обязательно проводить физкультминутку для рук с целью снижения напряжения и утомления кисти. В ходе букварного периода работа по перечисленным направлениям идет параллельно с формированием умений: • обозначать звуки речи рельефно-точечными буквами; • находить место буквы в кассе; • различать звуки на слух (в собственной речи и в речи окружающих); • устанавливать последовательность звуков в словах; • правильно артикулировать звуки; • читать прямые слоги и постепенно усложняющиеся слова; • выкладывать на линейке: • слова, включающие открытые и закрытые звуки; • слова, включающие как твердые, так и мягкие согласные; • слова, содержащие стечение согласных всех видов, твердый и мягкий знаки; • преобразовывать одно слово в другое путем замены, вставки, перестановки, добавления и усечения букв и слогов в слове; • читать предложения и небольшие тексты; • писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, чу, ща, щу. В ходе послебукварного периода наряду с развитием вышеперечисленных умений идет работа по формированию умений: • читать по слогам и целыми словами; • читать связные тексты; • дифференцировать связный текст от набора предложений; • подбирать заглавия к тексту; • давать ответы на вопросы по содержанию прочитанного; • находить в тексте предложения для ответа на вопросы; • оценить (элементарно) прочитанное; • читать диалоги; • соблюдать паузы, интонации, соответствующие знакам препинания (точке, восклицательному и вопросительному знаку, запятой); • выразительно считать наизусть стихотворение; • пересказывать прочитанное; • правильно использовать особенности устной речи (правильное произношение, громкость, темп речи); • заучивать наизусть небольшой текст; • правильно писать слова, написание которых не расходится с произношением; • записывать слова и предложения (в два-три слова) после предварительного их анализа с учителем и самостоятельно. • В ходе обучения грамоте широко используются общедидактические методы и приемы работы по обучению слепых детей письму и чтению. В то же время особенности познавательной деятельности данной категории обучающихся, обусловленные глубокими нарушениями зрения, приводят к необходимости использования ряда специфических методических приемов в процессе обучения грамоте. При выделении звука и знакомства со звуком большое внимание уделяется артикуляции. Необходимость тщательной работы над артикуляцией звуков слепыми детьми обусловливается возникновением у них значительных трудностей, связанных с невозможностью (или затрудненностью) подражательной деятельности. При выделении звука и знакомстве со звуком необходимо подробно рассказать слепым детям какие органы речи участвуют в произношении данного звука (язык, зубы, губы, твердое небо; воздух проходит свободно через рот или встречает преграду, через нос и т.д.). Кроме этого, необходимо организовать работу по наблюдению детей за артикуляцией того или иного звука. В этих целях целесообразно использовать следующие приемы: • поднесение ладони правой руки ко рту с целью определения того, как выходит воздух; • подставление тыльной стороны ладони под подбородок (использование данного приема позволяет незрячим школьникам в добукварный период определить количество слогов в слове, в букварный период – проследить своеобразие артикуляции отдельных звуков); • прижатие ладони правой руки к горлу для определения звонкости или глухости согласного; • закрытие ладонями ушей и громкое произнесение звука (если звук звонкий, то слышен голос; если глухой – только шум). При работе с рельефными рисунками, расположенными на страницах «Азбуки», необходимым является проведение предварительной работы по выявлению уровня сформированности представлений детей о предмете, изображенном на рисунке. В случае несформированности предметных представлений или наличия неадекватных предметных представлений, необходимо сформировать в ходе предварительной работы адекватные предметные представления. В процессе формирвоания предметных представлений незрячих школьников необходимо использовать различные виды наглядности: натуральные предметы (овощи, фрукты и т.д.); чучела птиц, животных, рыб; объемные муляжи; барельефы; игрушки; аппликации (предметы могут выделяться цветом, материалом, поверхностями). В случае возникновения затруднений в восприятии детьми рельефного рисунка, целесообразно помочь им узнать изображенное на рисунке с помощью наводящих вопросов или прямого называния изображения. В процессе знакомства с буквами целесообразно широко использовать хоровое чтение слогов, слов, предложений (всеми учащимися класса, по рядам, по партам и т.д.) и индивидуальное проговаривание. Текстовый материал, помещенный в «Азбуке», включает в себя большое количество текстов, различных по степени сложно для восприятия их слепыми детьми (в ряде текстов встречаются буквы, с которыми дети еще не знакомились; в ряде текстов встречается много новых сложных для восприятия слов и т.д.). Выбор текстов для работы целесообразно осуществлять с учётом интересов детей. Работу с кассой целесообразно использовать на уроках письма и чтения. Однако начинать работу с кассой необходимо с отработки умения ориентироваться в ней, подготавливать ее к работе. Выполнение письменных работ необходимо начинать с письма на отдельных листах (в добукварный период) и постепенно переходить к письму в тетрадях. Для лучшей ориентировки в тетради (листе) обозначается вырезанным уголком, а на первой странице в правом верхнем углу титульного листа тетради может быть помещена аппликация. Особое внимание уделяется такому виду работ, как списывание (с карточки, с книги). В целях формирования у данной категории детей навыка списывания целесообразно использовать приемы: 1. При работе с буквами целесообразно прочитать их и записать по памяти (письмо по памяти начинается с запоминания трех букв). 2. При работе со слогами проводится чтение и осуществляется звукобуквенный анализ слогов, после чего осуществляется запись по памяти. 3. При работе со словами проводится их чтение, деление на слоги, осуществляется звукобуквенный анализ слов, после чего учащиеся приступают к письму по памяти. На первых этапах работы со словами детям предлагается записать по памяти от одного до двух слов, а звуко-слоговой анализ проводится под руководством учителя. По мере формирования данного навыка работа усложняется: звукобуквенный анализ слова под контролем взрослого делает ребёнок, и только на третьем этапе формирования умения навыка списывание проводится детьми самостоятельно. 4. При работе с предложениями проводится чтение каждого предложения, осуществляется его анализ (выясняется количество слов, анализируется каждое слово). Затем предложение прочитывается еще раз и записывается по памяти. 5. В процессе организации работы по списыванию (с карточек, с учебника) необходимо обращать внимание на соблюдение слепыми правил чтения и письма: чтение осуществляется двумя руками, в процессе письма участвуют обе руки. В целях достижения необходимой техники чтения целесообразным является чтение данной категорией детей вслух. Необходимо на основе изученного материала: 1. Проанализировать имеющиеся трудности у слепых обучающихся при овладении письмом по системе Л. Брайля. 2. Представить характеристику направлений добукварного периода обучения грамоте в условиях нарушенного зрения. 3. Рассмотреть содержание букварного и послебукварного периодов обучения грамоте в условиях нарушенного зрения, заполнить таблицу: Содержание букварного периода обучения грамоте слепых Содержание послебукварного периода обучения грамоте слепых 4. Определить специальные приемы, использование которых необходимо при обучении слепых грамоте.
«Психофизиологические основы протекания процесса письма при изучении рельефно-точечной системы Л. Брайля» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot