Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция. Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дороге
Безопасность детей на дороге и обеспечение их максимальной защиты от возникновения непредвиденной ситуации - одна из основных и первых задач родителей и педагогов. Защищая своего ребенка от опасностей окружающей среды, очень немногие родители (зачастую и сами обладающие низкой культурой безопасности) не в полной мере осознают психологические и физиологические особенности поведения детей на дорогах; недостаточную сформированность у них житейских навыков, высокий уровень детской любознательности; потенциальные сомнения, страх и панические действия детей в чрезвычайных ситуациях. Зачастую родители ошибаются, думая, что их умный и рассудительный ребенок не может оказаться под колесами автомобиля. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто из-за низкого порогового уровня ощущения опасности. Личный опыт ребенка не позволяет ему обезопасить себя, поэтому так важно обучение детей поведению на улице и на дороге, учитывая их психологические и физиологические особенности. Дети, в силу своих возрастных психологических особенностей, зачастую не могут правильно оценить молниеносно меняющуюся обстановку на дороге. Детский организм находится в ходе становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы. Поступки ребенка во многом обусловлены его природными данными. Внимание и заинтересованность еще плохо распределяются: дети зачастую смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у детей младшего возраста. У детей дошкольного возраста сужено поле зрения, они не могут определить расстояние до приближающегося автомобиля и уловить, с какой скоростью он движется. Дети, подходя к проезжей части, приступают к наблюдению, только подойдя к краю проезжей части или уже находясь на ней. Вследствие чего мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к поведению. В возрасте 5-6 лет дети, как правило, еще не способны точно определять источники звука. Ребенок может не придать значение звуку приближающего автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за недостатка у него постоянного внимания, которое у детей избирательно и сосредотачивается не на предметах, влекущих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.
Также особенностью восприятия детей является тот факт, что чем больше размер транспортного средства, тем живее дети воображают его движение, а, следовательно, реагируют совершенно по-разному. При приближении грузовых машин, даже если они движутся с минимальной скоростью, ребенок крайне редко будет рисковать - пересекать проезжую часть, тогда как не способен увидеть опасность приближающегося на большой скорости легкового автотранспорта. К тому же дети младшего возраста проецируют в реальный мир свои представления из мира игрушек: они уверены в том, что настоящие транспортные средства могут в действительности останавливаться на месте также мгновенно, как и игрушечные.
Ребенок в возрасте от шести и до десяти лет постепенно становится все более самостоятельным. В данный период он открывает путь к самостоятельному передвижению по дороге, и в этой связи обучение его правилам дорожного движения обретает особую значимость. Будет он грамотным пешеходом, который обладает базовыми навыками безопасного поведения на дороге, или же в свою очередь вырастет злостным нарушителем или вероятной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль родителей и педагогов в становлении культуры безопасности детей в решении данного вопроса переоценить невозможно. Распространенной ошибкой обучения Правилам дорожного движения является стандартный подход к детям любого возраста. Правила дорожного движения часто трактуются дословно, с использованием недоступной дорожной лексики, употреблением непонятных терминов, требующих от дошкольников и школьников начальной ступени образования абстрактного мышления, которое формируется только к концу младшего школьного возраста. Поэтому одним из условий эффективного обучения ПДД и соответственно профилактических мероприятий является учет возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей поведения детей и подростков в дорожной среде. Необходимо учитывать и то, что для каждого этапа развития ребенка характерны своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.
Психофизиологические особенности поведения на дороге детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст характеризуется активным обогащением опыта детей разнообразными сенсорными впечатлениями, возрастанием интереса к окружающему миру, в частности к средствам передвижения. Восприятие у дошкольников непосредственно, внимание непроизвольно. Дети способны воспринимать окружающие предметы, которые находятся вблизи, поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.
Серьезные изменения в организме, в физическом и психическом развитии ребенка в 6-7-летнем возрасте. В связи с повышенным фоном эмоционального восприятия внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм можно привлечь, сделав их яркими, способными оживить образное мышление. В связи с развитием способности действовать произвольно, с формированием логического мышления и восприимчивости к слову становится возможным обучение правилам дорожного движения, внушение безопасных способов поведения на дороге. Но внимание дошкольника неустойчиво - он легко отвлекается, так как многие функции его организма находятся на стадии становления. В ответ на звуковой или световой сигнал дети реагируют медленно, так как процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно, чем у старших детей (например, младших школьников). Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль, его движения становятся импульсивными, поэтому для безопасного движения лучше родителям организовать сопровождение своих детей.
В силу того, что организм ребенка находится в состоянии роста и развития и не все психические функции, необходимые для адаптации в окружающем мире, еще полностью сформированы, необходимо учитывать следующие особенности возраста, влияющие на безопасное поведение на дороге:
- неразвитость бокового зрения (на 20-25% оно меньше, чем у взрослого);
- расторможенность и отсутствие координации движений, например, путаются ноги при быстрой ходьбе, что затрудняет выполнение действий, даже если ребенок сознательно выполняет все правила дорожного движения для пешеходов;
- неспособность целостно оценивать и анализировать дорожную ситуацию, видеть приближающиеся издалека транспортные средства и определять, на каком расстоянии находится движущийся автомобиль;
- неразвитость ориентировки в пространстве, что затрудняет распознание источников звуков и их направления, определение своего местоположения относительно других объектов на дороге (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, между), способность к восприятию пространственных отрезков;
- неразвитость слухового восприятия, что не позволяет ребенку быстро отличить один сигнал (раздражитель) от другого, например, звук работающего двигателя от других шумов на дороге, для правильного выбора направления движения;
- возрастной объем памяти и внимания. Шестилетний ребенок одним взглядом при благоприятных обстоятельствах может охватить лишь два-три элемента дорожно-транспортной ситуации (сигнал светофора, разметку на дороге или пешехода, идущего впереди), затем количество воспринимаемых и запоминаемых элементов возрастает (для сравнения: у подростка – пять-шесть элементов, у взрослого – семь-восемь), поэтому за одно занятие дети могут усвоить не более двух-трех новых элементов (например, два правила дорожного движения и один знак, в зависимости от сложности знака и правила дорожного движения);
- трудность установления причинно-следственных связей, что приводит к непониманию опасности транспортных средств и различной реакции на их виды (дети боятся больших грузовых машин, автобусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов);
- преобладание игровых представлений о дорожных объектах над реальными. Дошкольник не понимает, что реальные транспортные средства на дороге не могут мгновенно, как их игрушечные машинки, остановиться, даже если водитель видит его;
- маленький рост и вес ребенок (уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет - около 110 см), что несет в себе двойную опасность, с одной стороны, ограничивая обзор и восприятие дорожной ситуации самому ребенку, с другой - делая его незаметным для водителя.
Поэтому, в дошкольном возрасте необходимо развивать:
- боковое зрение, необходимое для ориентации в дорожных ситуациях, слухового и зрительного восприятия дорожной среды;
- умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать опасные и безопасные действия на улицах и дорогах;
- умение смотреть, видеть и слышать происходящее на дороге, определять соотношение размеров машин (большая, тяжелая, грузовая или маленькая, легковая и т.д.);
- наблюдательность, внимание, память, постепенно увеличивая их объем;
- глазомер, чувство времени при оценке скорости машин и т.д.;
- чувство опасности дороги и транспортных средств, но не страха.
Эффективные формы обучения дошкольников:
1) сюжетно-ролевые игры, которые предусматривают принятие участниками определенных ролей и предполагают подражание участниками речевому и неречевому безопасному поведению, безопасным действиям на дороге;
2) имитационные игры, которые предполагают моделирование определенного поведения детей, их взаимодействие, способствуют накоплению опыта конкретной деятельности. В этих играх и двигательных игровых упражнениях дети отрабатывают навыки по выполнению правильных действий при переходе дороги, учатся давать оценку действиям пешехода и водителя. На специальных макетах дошкольники закрепляют безопасные маршруты движения в детский сад;
3) предметные, конструкторские игры, развивающие воображение ребенка;
4) целевые прогулки, которые дают возможность непосредственного восприятия дорожной среды, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т.д.
Эффективные методы обучения дошкольников:
- показ наглядных образов;
- рассказ;
- разъяснение;
- метод образных примеров, с опорой на позитивный опыт детей;
- анализ предложенных ситуативных задач;
- тренировочные упражнения;
- интерактивные методы, направленные на активное включение детей в диалог, обсуждение, с помощью которого можно помочь дошкольникам визуально представить движение транспорта и пешеходов, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях; сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные дорожные условия.
- самостоятельная работа в альбомах по рисованию или специально разработанных тетрадях, формирующая и развивающая познавательные процессы детей.
Любой метод будет эффективным при условии системного подхода и наличия личной мотивации ребенка, которая формируется посредством его заинтересованности чем-либо.
Рекомендации по обучению дошкольников ПДД:
В дошкольном возрасте отношения и ценности формируются прежде всего через пример, оценочные суждения взрослых, через поощрение желательного поведения детей. Педагоги дошкольных образовательных организаций должны особенно подчеркивать ценность соблюдения человеком правил. Эти же идеи необходимо доводить через пропагандистские материалы до сведения родителей. Хорошо работают доступны для родителей памятки, буклеты. Высокая чувствительность детей дошкольного возраста к цвету вызывает необходимость уделять большое внимание оформлению плакатов, стендов, игр по дорожной тематике, что способствует привлечению внимания детей, активизации их образного мышления и, следовательно, эффективному усвоению ПДД.
Педагоги должны так стоить обучение ПДД в соответствии с возрастом и формами активной деятельности ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность, чтение, где на первое место выступает не результат, а увлеченность процессом.
Не все дети способны воспринимать зрительную, двигательную, и слуховую информацию одновременно и эффективно. Одна из этих сенсорных систем восприятия у ребенка может быть ведущей, а другие -развиты слабее. Так, ребенок, у которого развит слуховой канал восприятия информации («аудиал»), внимательно слушает, «схватывает на лету», чаще будет просить повторить сказанное, в частности название знака или ПДД. В случае, если развит зрительный канал («визуал»), информация воспринимается в виде образов, графиков, таблиц, картинок, т.е. ребенку нужно на что-то смотреть, и он обязательно попросит еще раз показать, как выглядит, например, грузовой автомобиль. При преобладании канала, связанного с тактильными ощущениями, двигательной активностью, мышечной памятью («кинестетик»), ребенку необходимо щупать, трогать, что-то делать, т.е. двигательно пережить ощущения, связанные со словесной информацией (как правило, такие дети захотят вырезать из бумаги или нарисовать пешехода, переходящего дорогу, поиграть в подвижные игры по ПДД и т.д.). Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах.
Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он будет хорошо ориентироваться в спокойной обстановке. В случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на месте. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Педагоги и родители должны знать особенности восприятия детей и не оставлять их на дороге без контроля. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка и стараться повысить восприятие каналов, требующих укрепления с помощью физических упражнений, игр, прогулок, чтения, рисования.
В процессе освоения ПДД педагог должен отказаться от трансляции своих собственных знаний, от главенства над детьми и доверить детям самим искать, находить и ошибаться, самим оценивать свои достижения и просчеты, доверить им ответственность за себя. Любой вербальный метод изложения (рассказ, объяснение и др.) необходимо дополнять использованием таблиц, макетов, схем, презентаций, рассказами самих детей, а также играми, прогулками, спортивными упражнениями, этюдами, моделированием дорожных ситуаций и чтением вслух.
Психофизиологические особенности поведения на дороге младшего школьника
Основная категория детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, − это младшие школьники. Почти две трети от общего числа пострадавших на дороге детей попадают под машину из-за отсутствия главного навыка – предвидения скрытой опасности. Такое положение дел определяется особенностями психического и личностного развития младших школьников. Данный возраст характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения (по сравнению с 6-летним ребенком границы поля зрения расширяются более чем в 10 раз) за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева. Одновременно совершенствуется функция вестибулярного аппарата, поэтому дети становятся более устойчивыми к падению. Благодаря активному развитию функций мозга совершенствуется восприятие формы объектов или изображение, что дает больше шансов заметить опасность на дороге.
Совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов школьник может выделить наиболее важные для данного момента, у него появляется способность прогнозировать возможность того или иного действия. При переходе дороги в опасном месте он уже может рассчитать вероятность сближения с машиной.
Важным элементом развития младшего школьника является подчинение поведения механизму центральных команд. Что это значит? Благодаря активизации лобных долей головного мозга, ответственных за регуляцию высших форм поведения человека, появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, поступающей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной инструкции. Это значит, что наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. При восприятии информации о ПДД школьник не просто принимает ее к сведению, а дифференцирует ее, выделяет значимую для себя. Причина несоблюдения ПДД, не столько в том, что школьник не понял правила, а в том, что он предпочел свой вариант поведения. Поэтому, выбирая формы и методы обучения, педагог должен представить варианты развития ситуации на дороге для того, чтобы школьник сам выделил безопасный способ поведения приемлемый для него.
В младшем школьном возрасте можно выделить и гендерные отличия: у девочек реакция на внезапный сигнал более замедленна, чем у мальчиков. В то же время девочки проявляют большую реактивность по сравнению с мальчиками в том случае, когда имеется возможность целенаправленно организовать свое внимание. Девочкам более свойственно зависимое, управляемое поведение, мальчикам - склонность принимать самостоятельные решения, поэтому они чаще нарушают ПДД.
Особенности, определяющие предрасположенность младших школьников к несчастным случаям на дороге:
- затрудненность определения пространственных положений и взаимоотношений объектов на дороге (близко – далеко; рядом, около; за; перед; ближе – дальше и др.), своего пространственного положения по отношению к ним (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов), а также определения своего положения на местности по отношению к другим важным объектам (близко – далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
- трудность в определении особенностей и скоростных характеристик транспортных средств (передвигается объект спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость и т.д.);
- замедленная реакция при принятии решений на дороге (чтобы оценить обстановку, обдумать ее, принять решение и начать действовать ребенку требуется 3-4 сек.);
- преобладание потребности в движении над осторожностью (ребенок не в состоянии сразу, на бегу остановиться, поэтому на сигнал автомашины реагирует со значительным опозданием);
- неразвитые прогностические способности не позволяют предвидеть последствия возникшей ситуации, предугадать возможные варианты поведения водителя и, как следствие, приводят к переоценке своих возможностей в реальной дорожно-транспортной ситуации;
- несформированное логическое мышление не позволяет в полной мере анализировать погодные условия и их влияние на безопасность движения по дорогам разных типов (асфальт, грунт), анализировать ошибки в своем и чужом поведении, устанавливать их причины, и, как следствие, определять пути исправления;
- неразвитость абстрактного мышления затрудняет ориентировку и нахождение по рисункам, схемам, графическим изображениям части дороги, построение ее модели, обозначение ее частей;
- неразвитое произвольное поведение и импульсивность, которая проявляется в недисциплинированности, непредсказуемости на дороге (испугавшись предупреждающего сигнала приближающегося автомобиля, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, может броситься в сторону приближающейся с противоположной стороны машины, остановиться на месте или начнет метаться по дороге).
Поэтому, в младшем школьном возрасте необходимо развивать умения:
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко – далеко, ближе – дальше, рядом, около и пр.);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос: «Что обозначает этот знак?»);
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения (от дома до школы, библиотеки, кинотеатра, магазина и др.) по рисункам и личным наблюдениям;
- развивать скорость реакции (через подвижные игры, используя тематику ПДД), познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- уметь моделировать пути безопасного поведения (соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором он находится, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя и др.);
- вырабатывать навыки контроля и самооценки поведения в дорожно-транспортных ситуациях.
С первых дней обучения в школе следует обсудить безопасный маршрут движения в школу и из школы, возможные опасные участки по всему маршруту, поведение во дворе, дорогах между домами и др. В программу умственного и физического воспитания включать упражнения на развитие внимания, выполняемые по звуковому и световому сигналу, упражнения, направленные на совершенствование двигательных умений и навыков с использованием, например, качающейся опоры и др.
Педагоги должны знать и учитывать особенности нервной системы, темперамента учащихся при обучении их навыкам безопасного поведения на дороге, а также вырабатывать у них независимо от темперамента умение настраиваться при подходе к проезжей части на ее переход, исключая спешку и суету. Так, ребенок с холерическим типом темперамента, сталкиваясь с продолжительной, по его мнению, задержкой при переходе дороги, которая может увеличиваться в связи со стоящим на противоположной стороне автобусом (трамваем, маршруткой, другом и др.), часто испытывает состояние эмоционального дискомфорта. Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход дороги в режиме психического напряжения. Если ему в течение дня приходится неоднократно пересекать проезжую часть, то у него постепенно накапливаются чрезмерное психическое напряжение, раздражение, утомление и в конечном счете возникает чувство страха, состояние безысходной опасности, незащищенности, ребенок теряется, легко входит в ступор, увеличивая риск попасть в ДТП.
Эффективные формы обучения младших школьников:
- социально-психологический тренинг (элементы);
- интегрированные уроки;
- включение в коллективную творческую деятельность (придумать сказку, полезные советы, как формировать уверенность в себе, шпаргалку, содержащую алгоритм действий при переходе нерегулируемого перекрестка, нарисовать карикатуру на неправильные действия в дорожной ситуации и др.).
Эффективные методы обучения младших школьников:
- анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
- создание проблемных ситуаций, их анализ в микрогруппах с последующей рефлексией;
- наблюдение, самонаблюдение;
- упражнения на специальных тренажерах;
- тестирование и другие диагностические процедуры для контроля знаний;
- конкурсы (кроссвордов, сказок, пословиц, рассказов, сочинений-эссе и др.);
- игры: дидактические, игры-путешествия, ролевые игры; интеллектуальные (настольные, тренажерные, компьютерные);
- беседы, с использованием стихов, фрагментов рассказов, сказок, басен как иллюстраций анализа жизненных ситуаций на дорогах, улицах, транспорте, поведения героев;
- интерактивный опрос;
- блиц-опрос;
- моделирование типовых вариантов дорожных ситуаций (опасных и безопасных): в помещении, на улице, в автогородке;
- экскурсии:
а) заочные – используются фото-видеоматериалы, схемы;
б) очные: на улице, где происходит отработка и закрепление на практике имеющихся теоретических знаний, обучение анализу ситуации в конкретных дорожных условиях (пешие и автобусные); в здании – ознакомление с условиями работы сотрудников ГИБДД, спецтехникой.
В целом младший школьный возраст - это оптимальный период для усвоения ПДД в полном объеме, а также для целенаправленного развития тех качеств, благодаря которым школьник сможет противостоять опасным ситуациям, возникающим на дорогах. Социальная острота проблемы диктует необходимость взаимодействия образовательных организаций всех уровней в разработке и внедрении программ профилактики дорожно-транспортного травматизма.