Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Теоретические основы формирования социальной активности личности

  • 👀 626 просмотров
  • 📌 558 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Теоретические основы формирования социальной активности личности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Теоретические основы формирования социальной активности личности» pdf
Лекция 1 Теоретические основы формирования социальной активности личности Оглавление Понятие социальной активности. ................................................................................................ 1 Формы социальной активности.................................................................................................. 12 Цели, принципы и функции социальной активности учащихся ............................................. 13 Функции руководителя детского коллектива ........................................................................... 15 Понятие социальной активности. Термин активности широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Это стало сегодня настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист, активный элемент системы. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка даёт общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность». В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как её динамическое условие, как свойство её собственного движения. У живых существ активность изменяется в соответствии с эволюционными процессами развития. Активность человека приобретает особое значение как важнейшее качество личности, как способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. Психология. Словарь, 1990). Активность личности — особенный тип деятельности или особенная деятельность, различающаяся интенсификацией своих главных характеристик (целеустремленности, мотивации, сознательности, обладания методами и приёмами действий, эмоциональности), а также присутствием таких качеств, как инициативность и ситуативность. 1 У М.И. Лисиной понятие активности связано с деятельностью и рассматривается ею в трех аспектах: как вид деятельности; как состояние противоположное пассивности; как инициативность, явление противоположное реактивности. [68]. Активность ребенка, как отмечает И.Д. Демакова, согласно гуманистической концепции воспитания, рассматривается как обязательное условие развития способностей ребенка, его дарований, как средство достижения успеха. С другой стороны, активность - жизненная потребность ребенка, показатель его достижений, проявление его мыслительной деятельности, воззрений, приобретенных самостоятельно. Таким образом, активность ребенка, с одной стороны - предпосылка его развития, а с другой - результат воспитания. [35] И.С. Якиманская определяет два направления активности ребенка: приспособляемости (адаптивности) к требованиям взрослых, задающих для него нормативные ситуации, и креативности, позволяющей ему постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать ее, строить для себя новую с опорой на имеющиеся знания, способы действий. [208] В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств. [8] Активность, как черта личности, предполагает, что учащийся становится субъектом деятельности и руководит своим собственным развитием с учетом общечеловеческих ценностей, требований общества и поэтому активность, как личностное образование, выражает состояние обучаемого и его отношение к деятельности. Это состояние проявляется в психологическом настрое его деятельности: сосредоточенности, внимании, мыслительных процессах, в интересе к совершаемой деятельности, личностной инициативе. Активность предусматривает преобразовательное отношение субъекта к объекту, которое предполагает наличие следующих моментов: избирательность подхода к объектам; постановка после выбора объекта цели, задачи, которую необходимо решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы. Развитие активности обучаемого происходит, сопровождая весь процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного через поисково-исполнительный к 2 творческому уровню. Существенное изменение в активности отражается и на деятельности, а развитие личности отражается в состоянии активности. Если деятельность представляет собой единство объективно-субъективных свойств личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не саму деятельность, а ее уровень и характер, влияет на процесс целеполагания и осознание мотивации способов деятельности. К.Д. Ушинский предостерегает от подавления активности как личностного свойства. Он отмечает, что воспитатель «должен зорко отличать упрямство, каприз и потребность свободной деятельности, и бояться более всего, чтобы, подавляя первые, не подавить последней... Он должен воспитать сильное стремление к свободе и не дать развиться склонности к своеволию и произволу». [187]. А это и есть, выражаясь современным языком, формирование качеств социально активной личности. В социологии используется понятие социальной активности. Понятие социальной активности 18 века приходит в гуманитарные науки, прежде всего в работы Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервега, В. В. Зеньковского, Э. Дюркгейма, и начинает приобретать все более глубокий социально-философский смысл. Социальная активность является сложным феноменом, и может выступать как качеством личности, так и определенной целенаправленной деятельностью, инициативностью и, наконец, сущностью человека. Иными словами, социальная активность сегодня – это широкое понятие, которое определяет совокупность связей человека с социальной средой. Выступая качеством личности, активность включает в себя различную направленность, разный жизненный опыт, обобщающий те или иные стратегии жизни. Однако социальная активность есть интегральное свойство личности, характеризующееся деятельностно-инициативным состоянием субъекта в процессе его взаимодействия с окружающими людьми, малыми и большими социальными группами. Она проявляется и как актуальная для субъекта потребность, и как преобразующая способность, и как черта характера. А.В. Петровский определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественнополитическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и 3 товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений. И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Социальная активность личности понимается как частный случай инициативного воздействия субъекта на окружающую среду. Социальная активность личности предполагает не только ее участие в общественной жизни, но, прежде всего, инициативнотворческое отношение к сферам своей социальной жизнедеятельности, а также к самой себе как субъекту социального бытия. Между тем понятие «социальная активность» может быть адресовано и группам. Так, по определению А. Б. Купрейченко и А. С. Моисеева, социальная активность — «это индивидуальные или групповые действия, направленные на изменения общества (социума) в целом, своего места в нем и самого себя (Я-социальное)» [4. С. 72]. Социальная активность личности неразрывна с со-бытием с другими, т. к. она предполагает не просто установление отношений с ними или взаимодействие с продуктами социального бытия других, но и изменение как собственной жизни, так и социальной ситуации, в которой личность функционирует. В этом смысле необходимо рассматривать социальную активность личности не только с позиций ее собственного бытия в социуме, но и с точки зрения оказания ее влияния на других, которое может быть как конструктивно, так и деструктивно. Последнее в значительной степени зависит от уровня ответственности человека. Поэтому важнейшими личностными образованиями применительно к социальной активности выступают ответственность и эмпатийность, полагающая в осуществлении деятельности учет интересов других. А это предполагает высокий уровень личностной зрелости. Иначе говоря, социальная активность как характеристика субъекта и личностная зрелость как эффект социализации в единстве обеспечивают способность личности конструктивно «со-бытийствоватъ» с другими. Социальная активность личности, как правило, выступает стимулом для повышения активности других, и в этом смысле она становится агентом, проводником общественной информации, норм и установок общества. В этом плане социальная активность личности всегда предполагает соотнесение ее ценностей, смыслов, представлений с 4 характеристиками других субъектов. В процессе со-бытия с другими и благодаря ему происходит «сверка» собственных представлений с представлениями других, своего рода проверка их на универсальность, приемлемость. Одновременно происходит и коррекция ранее усвоенных норм и ценностей с учетом ситуативного контекста. В этом отношении событие с другими, безусловно, становится сферой социализации личности. Кроме того, в зависимости от широты охвата социальная активность личности может служить организующим началом активности других. Между тем пренебрежение, сопряженное с нарушением нормативно-ценностных границ других субъектов и общественных норм, ведет к изоляции личности, сужению ее социального бытийного пространства, внутреннему опустошению. Поэтому получает значение не только ответственность личности как способность к внутреннему контролю, но и моральная ответственность как способность отвечать за конкретную деятельность перед другими. Каково содержание стержневых социальных качеств личности? Важнейшее из них — жизненная позиция (гражданственность) проявляется в личной причастности ко всему, что происходит в обществе, стране и мире. Жизненная позиция — это внутренняя установка, ориентация на определенную линию поведения, вытекающую из мировоззренческих, моральных и психологических качеств личности и отражающую ее субъективное отношение к обществу. Она имеет практическую направленность, проявляется в реальном поведении человека. Жизненная позиция может быть активной и пассивной. Активная позиция предполагает неравнодушное отношение к действительности, постоянное стремление ее изменить. При пассивной позиции человек воспринимает готовые взгляды, ценности, образцы поведения, не пытаясь их анализировать, выбирает “линию наименьшего сопротивления”, следования по привычным накатанным дорогам жизни. Она связана с отказом от инициативы и какихлибо усилий, направленных на изменение окружающей среды. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к 5 прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность. Социальная активная позиция связана с активностью личности, выражающейся в его принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов. Ее наличие предполагает определенное самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более важным и значимым целям. Каждый из этих показателей характеризует отношение человека к своей деятельности, к окружающим его людям, к определенным принципам и идеалам общества. Проявление этих показателей у отдельных учащихся может быть различным и зависит от возрастных особенностей, индивидуального опыта, уровня самостоятельности и активности. Период обучения учащихся в начальной школе является наиболее благоприятным для формирования у них активной социальной позиции. Это связано с тем, что, вступив в более значимую учебную деятельность, младшие школьники начинают ощущать себя более взрослыми, стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, проявлять себя во “взрослых” видах деятельности. Они проявляют интерес к общественной деятельности, стремятся выполнять разнообразные общественные поручения. Присущая младшему школьнику любознательность, стремление утвердиться в глазах взрослых и сверстников способствуют формированию у них социальной активности. Формирование социальной активности осуществляется только в процессе включения личности в деятельность, в процессе которой осуществляется присвоение общественного опыта в самых различных его проявлениях. Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся. Социальная активность личности опосредована ее субъектностью, которая выступает инстанцией реализации намерений, заданных личностью. Соответственно, уровень активности, ее продуктивность, успешность связаны не только с соответствующим уровнем развития личности, но и с развитием ее как субъекта. По мысли Е. А. Сергиенко [10], зрелые формы поведения связаны со степенью согласованности в развитии континуума «субъект — личность». Единство, согласованность свойств личности и свойств субъекта, очевидно, выступает условием не только определенного поведения (в данном случае форм социальной активности), но и сохранения субъективного благополучия. В наших исследованиях показано, что лица, живо интересующиеся происходящими процессами в социальной жизни, имеющие активную социально-жизненную позицию (инициирующие социальные контакты, посещающие спектакли, кино, фитнес, занимающиеся творчеством, способные к изменению своей жизни, вплоть до миграции или 6 смены не удовлетворяющей их работы и т. п.), испытывают более высокую степень удовлетворенности жизнью и своей самореализацией [14]. В определении сущности социальной активности большое значение имеет определение ее компонентов. Исследователи (К.А. Абульханова-Славская, Т.А. Ильина, Л.А. Лиферов, Т.Н. Мальковская, М.А. Румянцева) выделяют разнообразное количество компонентов социальной активности. Л.А. Лиферов выделяет следующие компоненты социальной активности: социальная направленность (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д.) и социально значимые качества личности (коллективизм, дисциплинированность и др.). [161] Т.А. Ильина среди компонентов выделяет социальную направленность интересов и устремлений личности, добавляя к нему еще активную деятельность по реализации этой направленности на практике. [161] М.А. Румянцева выделяет три компонента социальной активности: ценностные ориентации, социальная деятельность, социальная позиция. [161] В качестве регулятора структуры социальной активности представляют те образования, которые являются производными от органических составляющих ядра, то есть социальные знания, умения, опыт социально значимой деятельности, эмоциональноценностные переживания, рефлексия, ее интересы, потребности и мотивы. Все структурные компоненты социальной активности личности взаимозависимы и взаимообусловлены, поэтому она является целостным, интегрированным качеством личности, определяющим ее роль, место и положение в обществе. Социальная активность учащихся – это совокупность социально активных качеств (волевые, нравственные качества, усердие, оптимизм, уравновешенность и др.), социокультурных способностей (организационных, коммуникативных, интеллектуальных, эстетических, экономических, гендерных и др.), а также владение способами применять их в жизнедеятельности общества. Таким образом, социальная активность – это свойство личности, включающее осознание ею значимости общественной деятельности, готовность и желание участвовать в ней, умение действовать самостоятельно, проявляя инициативу, исполнительность и ответственность. Социальная активность включает в себя нормы, мотивы и ценности, усваиваемые в процессе социализации. В целом социальная активность определяется как внешними (общая социальная ситуация, возможности реализации активности, плюрализм и толерантность к инакомыслию, межгрупповая толерантность, принятие «иных», терпимое отношение к 7 социальным аутсайдерам и т. п.), так и внутренними (жизненная позиция, социальные представления личности, отношения, диспозиции, социальный интерес, свойства, феномены самоопределения и пр.) факторами. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении. Основным условием социальной активности выступает направленность личности — интегральная характеристика, в которой соединяются те социально-психологические образования, которые в совокупности оказываются побудителями социально ориентированного действия, поскольку реализация направленности осуществляется мотивационной сферой. Так, Е. С. Соколова [11] рассматривает социальную активность через соответствующие образования мотивов, побуждающих ее. В частности, используется понятие «структура мотивов социальной активности», которое рассматривается как динамическая система мотивационных компонентов и факторов, формирующих различные мотивы, побуждающие человека к совершению определенных действий и поступков, и определяется степень его активности и направленность поведения для достижения конкретных социально значимых целей. Важной характеристикой социальной активности выступает социальный интерес. Он может быть связан не только с прямыми контактами с другими людьми или группами, но и со сферами культуры, социальными продуктами. Понимание социального интереса в психологии связано с именем А. Адлера [2], который считал, что человек обладает врожденным стремлением вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Однако в его понимании это прежде всего стремление к благополучию всех людей через подчинение своих личных потребностей делу социальной пользы. Между тем социальный интерес личности не может быть ограничен такими рамками, поскольку это скорее уже результат проявления социального интереса, а не сам интерес. Личность, через способность обращать внимание на социальные объекты, восприятие и усвоение их норм, закономерностей движения (изменения), введение их в систему собственных ценностей, осмысление окружающей действительности, может постичь эту ценность — ценность других, человечества в целом. С этим феноменом связаны и такие характеристики личности, как внимательность и терпимость. В интерпретации И. В. Страхова [12] внимательность в этическом смысле, «в ее моральном значении» проявляется как отзывчивость и заботливость в отношении к другому. Терпимость также может обладать сходной этической компонентой. В частности, 8 А. А. Реан [7] выделяет два его вида: сенсуальную (терпимость — глухота) и диспозиционную (терпимость — эмпатийность). В последней проявляется позитивный взгляд на мир. Однако и та и другая характеристики — показатели личностной (социальной) зрелости человека. Это говорит о том, что социальный интерес может поразному проявляться в зависимости от уровня социального становления личности в процессе ее социализации. При этом социальный интерес является и эффектом социализации личности, свидетельствующим о ее глубине. Очевидно, побуждение к активности в отношении социальных объектов и субъектов (которые могут быть объектами интереса), взаимодействию с ними может иметь различные основания, но главным во всех случаях является отношение (в его самом широком понимании и глубокой значимости). Особое значение в реализации социальной активности имеет ценностно-смысловая структура личности. Ценностное отношение к действительности сужает либо расширяет сферы ее активности, служит направляющим ее вектором. Поскольку присвоение ценностей и внутреннее структурирование их в иерархию (матрицу) происходит на протяжении относительно длительного времени и практически не заканчивается на ранних этапах социализации, нельзя говорить об их жесткой стабильности. Между тем в процессе первичной социализации личности происходят наиболее интенсивные и глубокие трансформации, приводящие к формированию системы ценностей, становящейся впоследствии базисом, на основании которого строятся относительно новые подструктуры. По предположению Д. А. Леонтьева, «усвоение ценностей больших социальных групп опосредовано ценностями референтных групп» [5. С. 230]. Это говорит о том, что первичные группы, включение в которые является потребностью индивида, в немалой степени определяют значимость ценностей. Однако их структурирование, выдвижение либо вытеснение с высших позиций связано с формированием внутренних инстанций личности (потребностей, установок, свойств, а также когнитивных процессов): нельзя говорить о ценностных ориентациях как обособленном образовании. Реальные многоуровневые связи придают определенный характер индивидуальной вариативности ценностным ориентациям. Поэтому наличие, казалось бы, одних и тех же ценностей у разных субъектов не становится условием одинаковых поведенческих выходов. Более того, именно ценностно-смысловые структуры и ориентации выступают настоящими источниками мотивации субъекта, а не только отдельные ценности, хотя их доминанта и играет ведущую роль. Ценностно-смысловая структура личности неминуемо включает ряд характеристик, имеющих отношение к полю социальных действований. Однако их интенсивность, широта, «границы возможного» (равно как и нормативно определяемого) зафиксированы в ряде отдельных характеристик. Их формирование связано с объективной 9 социальной ситуацией становления личности, а также с той характеристикой ценностных ориентации, которая выражена в субъектной позиции личности. При этом важную роль играет и социальная позиция, поскольку через нее «человек входит в систему общественных отношений и начинает свое движение в социальной конкретно-исторической действительности» [3. С. 249]. Соотношение субъектной позиции и социальной позиции человека на разных этапах становления личности неодинаково. Практически однозначная социальная позиция ребенка впоследствии оказывается не задаваемой, а выбираемой, отстаиваемой благодаря субъектной позиции. Это движение и создает предпосылки для социальной мобильности личности. Вместе с тем критерии необходимости и достаточности социальной активности определяются смысловой структурой личности, равно как и уровни успешности в социально-психологической деятельности. Способность к достижению социального успеха определяется мерой социальной активности. Она репрезентируется личностью достаточно рано. В исследованиях А. Р. Тугушевой [13] было показано, что представления юношества о социальной успешности включают характеристики деятельности, поведения, переживаний человека с позиций, учитывающих их общественную, личностную, субъективную оценку. Главными условиями выступают мобильность, желание преодолевать трудности, не сдаваться. Таким образом, социальная активность понимается как ключевая для достижения социального успеха. Объектом социальной активности может стать и сама личность в плане как самопознания, так и самоосуществления. В этом отношении социальная активность приобретает многомерный характер, когда соединяются воедино, казалось бы, разнонаправленные устремления. Однако они взаимодополняют друг друга, поскольку самоосуществление личности реализуется в социуме и на него же тем самым воздействует. Поэтому самопонимание и самоопределение личности необходимо рассматривать в контексте ее социальной активности. Вполне очевидно то, что чем более выражен социальный интерес, шире круг объектов этого интереса и соответствующей активности, направленной вовне, тем больше и возможностей для самореализации личности. Это столь же верно и с позиции обнаружения смыслов, значений, собственного предназначения в широком социальном контексте. Важным обстоятельством в указанном ракурсе выступает способность личности к обращению внимания, чувствительность к социальному контексту, способность ориентироваться в нем, а также открывать в нем основания для собственной интеграции и развития. Эти характеристики вплотную приближают к пониманию феномена социального мышления, которое лежит в основании социальной активности. Его 10 составляющими выступают проблематизация, репрезентация и интерпретация. Субъектами социального мышления являются личности и социальные общности (по К. А. Абульхановой-Славской). Социальное мышление ближе к житейскому мышлению, нежели академическому. Более того, именно социальное мышление ответственно за эффективные формы взаимодействия личности с социальными субъектами. Вместе с тем оно и больше подвержено влиянию со стороны личностных характеристик индивида. Поэтому в ситуациях, когда необходимо принимать какие-либо решения относительно взаимодействия, личностная (особенно ее конфликтность) сфера может блокировать процесс социального мышления, в результате чего возможна неконгруэнтность поведения в ситуации и социально-мыслительной способности личности. В культуре подобное задается определенными нормами, содержащимися в народном фольклоре (например, в виде поговорок типа «После драки кулаками не машут!»). Нечто подобное обнаруживается и в ситуации взаимодействия с манипулятором, который блокирует социальное мышление посредством задействования эмоциональной сферы личности объекта манипуляции. Поэтому весьма важное значение имеет так называемое критическое мышление, способное не только ставить барьер на пути внешнего воздействия, но и задействовать социальное мышление в полную силу, а также социальная компетентность. Это означает не перевод отношений в сугубо рассудочное русло, но возможность личности адекватно оценить ситуацию, соотнести ситуативные переменные с ее ценностно-смысловыми характеристиками, не превращаясь в объект действий другого. Наконец, активная жизненная позиция (субъектная позиция) в отношениях с социальным миром как интегральная характеристика личности, включающая ряд свойств и способностей, выступает главным звеном социальной активности. Она предполагает сознательные и целенаправленные действия, позволяющие личности не: только добиваться успеха, но и создавать собственную стратегию жизни, отражающуюся в последовательном росте самоопределения. Становление субъектной позиции личности связано с эффектами социализации и усилением когнитивно-оценочной функции, когда автономный уровень самоуправления личности достигает определенного оптимума и позволяет ей реализовать свою активность в соотнесении не только с внешними инстанциями (например, ожиданиями других), но и вопреки им, если это соотносится с внутренними ценностносмысловыми образованиями, убеждениями, т. е. конгруэнтно своей личности. Формирование социальной активности учащихся осуществляется в процессе социализации ребенка, организации современного социального воспитания. 11 Сегодня необходимо формировать у молодого поколения ценности ответственности за себя и окружающих, решать свои проблемы самостоятельно, развивать способность целеполагания, мотивацию что-либо делать, мыслить будущим. Проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако, целью социальной активности молодежи может быть результат деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в школе. Формы социальной активности Формы социальной активности могут быть весьма различны в зависимости от ряда обстоятельств, о которых речь пойдет ниже. Можно выделить различные ее уровни — личностный, межличностный, личностно-групповой, личностно-институциональный и т. д. Разнообразие уровней активности, очевидно, может быть основанием для социальнопсихологической дифференциации личности, создания типологий, позволяющих в некоторой степени формализовать и формы социального поведения личности. Как считает К. А. Абульханова-Славская [1], основными формами проявления активности, выступающими как социально-психологические характеристики личности, являются инициатива и ответственность. И то и другое может быть выражено на различных уровнях, индивидуальном и групповом, однако эффекты их реализации отличны с точки зрения как субъективной оценки, так и общественной. Одна из форм активности — социальная мобильность, изучаемая по преимуществу социологами. Под ней понимают процессы перехода из одного социального слоя (структуры) в другой и изучают наиболее общие закономерности и механизмы этих переходов, выделяя два основных уровня: горизонтальный и вертикальный, а также внутрипоколенный и межпоколенный и др. Для психологии важно изучить психологические механизмы социальной мобильности личности, ее психологические, социально-психологические предпосылки. Социальная мобильность является важной поведенческой характеристикой субъекта. По сути, она есть реализация субъектной позиции благополучности. Так в социуме, которая исследованиях выступает интересные внутренним данные «мерилом» получаются в ее ходе 12 сравнительного анализа субъективного эмоционального благополучия россиян и мигрантов из России. Мигранты, куда бы они ни мигрировали (в более или менее благополучные в экономическом отношении страны), в отличие от остающихся на родине, испытывают более высокий уровень эмоционального благополучия, что говорит в пользу связи социальной мобильности (как формы активности) и благополучия [16]. Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, района; работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках школы, вуза. Таким образом, волонтерская деятельность, выступая формой социальной активности молодежи, оказывает влияние на социально-психологическое развитие молодежи. Таким образом, формы социальной активности личности могут быть весьма различны; активность в одной сфере совершенно необязательно предполагает ее в другой. Социальная активность, кроме того, может выражаться как в действии, так и в его сдерживании. Цели, принципы и функции социальной активности учащихся Ребенок как субъект воспитания представляет собою постепенно формирующуюся гражданскую личность, аккумулирующую общественное сознание, осмысливающую идеи, формирующую собственные мотивы и стимулы поведения, совершающую все более осознанный и сознательный выбор поступков. Постепенно формируются личностные качества, потребности, интересы, активная жизненная позиция, помогающие осуществлять собственный критический анализ влияний, отношений, взаимодействий. Появляется возможность ставить перед собой цели для сознательного самосовершенствования, осуществлять самовоспитание, самосодействовать становлению собственной личности. Поэтому целью воспитания социальной активной личности, социального социальной активности учащихся является – способствовать социально активному развитию личности, ее лидерских качеств и способностей для осуществления самореализации в процессе социализации в соответствии с ее особенностями и социокультурным своеобразием общества. Воспитание социального социальной активности учащихся имеет свои принципы. Принцип (от лат. principium – основа, начало) в общенаучном плане рассматривается как основное положение, предпосылка (в субъективном смысле) и как исходный пункт, первооснова, самое первое (в объективном смысле). «Принципы социального воспитания, отражая уровень развития общества и его потребности, с определенной мерой опережения 13 практики социального воспитания в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству определенного типа личности; определяют стратегию, цели, содержание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъектов. Принципы дают общее направление реализации воспитания и служат основанием для решения конкретных педагогических задач» [53, с. 156]. Кратко охарактеризуем принципы, обеспечивающие процесс формирования и развития социальной активности учащихся. Принцип культуросообразности, получивший широкое развитие в педагогической литературе (Ф. Дистервег, Н.Б. Крылова, М. Мид, К.Д. Ушинский и др.), обеспечивает соответствие формирования ценностям культуры, социальной активности учащихся взаимодействующих с ценностями и общечеловеческим нормами конкретных национальных и региональных культур, не противоречащих общечеловеческим и современным культурным социальным тенденциям общества. Социально активные качества и способности сообразны потребностям данного общества. Принцип продуктивности, обоснованный Н.Б. Крыловой, раскрывает важнейшее качество сообразности – созидающий, деятельностный характер и способность обеспечивать активность личности и направлен на получение реального практического продукта. Принцип продуктивности в условиях формирования социальной активности учащихся характеризуется созданием условий для продуктивной деятельности ребенка и педагога [55, 70-71]. Принцип системности и целостности предполагает, что все элементы логически соотнесены и взаимосвязаны, что определяет ее системность. Выпадение какого-либо компонента ведет к разрушению системы и нарушению ее целостности, тем самым не реализуются условия, обеспечивающие процесс формирования социальной активности учащихся. Принцип природосообразности – воспитание в соответствии с объективными закономерностями развития человека в природе и оказание ему помощи. Современное понимание принципа природосообразности невозможно без глубокого научного понимания психофизиологических, психических (интеллектуальных), социальных процессов развития социально активных качеств и способностей ребенка и их взаимосвязи с законами природы, Космоса, окружающей среды, в том числе школы, где проходят детство, отрочество и юность. В школе учитываются возрастные особенности членов коллектива, предоставляют посильные поручения, учитывается принцип учета возрастных особенностей. Принцип активного взаимодействия субъектов школы означает, что ее субъекты, развиваясь в соответствии с целями, задачами и особенностями учреждения и класса, 14 увеличивают свое влияние на него, тем самым способствуя ее поступательному развитию и активному взаимодействию ее субъектов. Успех социальной активности учащихся всецело зависит от культуры лидера как личности и как руководителя, если он является таковым. Элементы культуры, дополненные профессионализмом, высокой нравственностью, чувством ответственности и долга, внимательностью к людям - все это в совокупности обеспечивает лидеру единственно возможный путь к успеху, который помимо результата приносит еще и удовлетворение. Развитие социальной активности учащихся во многом зависит от личности его взрослого руководителя, который осуществляет свою работу открыто, раскрывая в практике особенности социально активной деятельности, способы формирования социально активных качеств. Функции руководителя детского коллектива Руководитель в детском коллективе класса и школы выполняет следующие функции: Образовательно-воспитательная. В нее включается проведение обсуждений по профессиональной ориентации с учащимися; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса; проведение социально-педагогической работы с родителями, руководство взаимодействием родителей, педагогов и воспитанников; проведение консультаций для родителей по проблемам детей. Диагностическая. Изучение медико-психологических и возрастных особенностей и способностей детей; вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявление позитивных и негативных влияний, проблем; изучение условий жизни ребенка, особенностей его семьи, микросреды; выявление детей, требующих особого социальнопедагогического внимания; определение интересов, запросов и потребностей детей и подростков, проблемных ситуаций на разных стадиях развития с целью предотвращения девиаций; изучение психолого-медико-педагогических особенностей несовершеннолетних в пределах своей компетентности, диагностика социальных отклонений; организация диагностической работы по вопросам социальной педагогики и анализ документов, материалов по работе с родителями и результатов диагностических исследований; анализ востребованности досуговых объединений в среде несовершеннолетних микрорайона; установление продуктивных отношений с другими образовательными учреждениями; 15 оказание эмоциональной поддержки детям; оказание посреднических услуг детям и членам их семей в воспитании. Организаторская. Данная функция заключается в организации разносторонней социально значимой культурно-досуговой деятельности детей и подростков в образовательном учреждении, организация клубной работы; активизирует социальнопедагогическую деятельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе. Прогностическая. проектировании Участвует процесса в программировании, социально-педагогического прогнозировании развития и конкретного образовательного учреждения с учетом специфических особенностей, деятельности различных институтов, занимающихся социальной работой; на основе изучения государственных документов, социальных программ, учебно-методической литературы. Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая. Приведение в действие социально-правовых, юридических и психологических механизмов предупреждения и преодоления негативных влияний на ребенка окружающей среды; организует оказание социально-терапевтической помощи нуждающимся детям, обеспечивает защиту их прав и интересов; проведение профилактической работы по предотвращению отклонений от норм социального развития детей и подростков, различных негативных явлений в социуме (профилактика безнадзорности несовершеннолетних в микрорайоне и др.); социально-педагогическая коррекция и реабилитация личности, межличностных отношений в детско-молодежном объединении; осуществление мер по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей и подростков. Организационно-коммуникативная. Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями; обеспечение взаимодействия различных специалистов образовательных, медицинских, культурных, спортивных, правовых учреждений в социально-педагогической работе; привлечение добровольных помощников и координирование их участия в социальнопедагогических проектах; проведение педагогической работы по взаимодействию различных культур, духовно-нравственное и патриотическое воспитание, формирование основ этнотолерантности. 16 Охранно-защитная. Используя имеющийся арсенал правовых норм защищает права и интересы личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога; проведение правового воспитания несовершеннолетних; обеспечение информацией родителей воспитанников и лиц, их заменяющих, по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки. Методическая. Важное значение в деятельности социального педагога отводится разработке материалов по проблемам воспитания; документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ, с учетом современных требований социальной педагогики. Совместно с детьми участвует в разработке социальных проектов. Организационная функция в деятельности руководителя детского коллектива имеет следующие подходы с точки зрения управления организацией: - внутриорганизационная деятельность; - организация деятельности во внешней среде. Внутриорганизационная деятельность включает в себя: - проведение исследования межличностных взаимоотношений в коллективе, выявление лидеров, «изгоев», референтных микрогрупп учащихся, проблем взаимоотношений мальчиков и девочек, детей из «богатых» семей и из «бедных» (проблема социальной дифференциации), социальных отношений, отношений к моде, внешнему виду подростков; - проведение анализа результатов развития детского объединения, организационной культуры детей, изменений во взаимоотношениях ребят, построение путей дальнейшего развития организационных способностей, их корпоративной (коллективной) культуры; - управление детским сообществом по выполнению плановых заданий, уставных требований: распорядка, правил, дисциплины, участия в обязательных мероприятиях (самообслуживании, трудовых акциях, дежурствах), мероприятиях объединения, имеющих социальную и культурную значимость; - координацию организационной деятельности коллектива, развитие самоуправления, коллегиальных методов управления, помощь в подборе и расстановке кадров, обучение организационным умениям ребят, поощрение за выполненную работу, создание условий для приобретения самостоятельного опыта организации и управления, развитие их организационной культуры; - организацию и управление взаимоотношениями между субъектами в ходе совместной работы над проектом; планирование и поэтапный контроль процесса 17 проектирования; целенаправленное развитие активности и самостоятельности ребят в ходе реализации проекта; сочетание индивидуальных и групповых форм организации работы над проектом; формирование лидерских компетенций. Организация деятельности во внешней среде. Классный коллектив находится в постоянном взаимодействии с непосредственной внешней средой: школами, родителями, внешкольными организациями дополнительного образования, социальными учреждениями, окружающей социальной средой, а также обществом в целом. Общество в целом непосредственно не связано с детским коллективом, однако оказывает влияние на развитие мировоззрения ребят, их взаимоотношения, ценностные ориентации, приоритеты в сферах интересов. В связи с этим руководителю класса необходимо: - развивать у школьников коммуникативные способности, способность к толерантности, готовность к изменениям; - способствовать развитию структур по связи с другими коллективами, общешкольным самоуправлением, внешкольными организациями и объединениями, со взрослыми (родителями, учителями, администрацией, специалистами сферы дополнительного образования и т.д.); - обеспечивать школьников своевременной информацией и советами о внешнем окружении, способах взаимодействия с ним; - воспитывать у ребят аналитическое отношение к инструкциям, приказам, распоряжениям, принятым руководством, самоуправлением; критическое отношение к форматизированным, стандартизированным задачам, сопротивлению к изменениям, командному типу руководства и контроля. Руководитель класса как организатор обеспечивает выполнение коллективом целей и задач своей организации, направленных на создание условий для развития и саморазвития индивидуальности каждого и способности к взаимодействию (сотрудничеству, сотворчеству и управлению) в коллективе на основе гуманистических ценностей. В связи с этим он осуществляет следующие виды деятельности: - мотивирует ребят к развитию объединения детей как средства развития каждого путем организации взаимодействия на основе их позитивных интересов; - проектирует и развивает взаимодействие между членами коллектива; - разрабатывает стратегию развития объединения, координирует усилия ребят в определении ближайших целей и содержания деятельности сообщества; 18 - способствует развитию самоуправления как средства развития организационных способностей членов коллектива; - является основным информационным источником в связи сообщества с внешним окружением; - несет ответственность перед классом и родителями за результаты своей деятельности; - организует дело, опираясь на следующие стадии: планирование, организация, проведение, анализ, построение перспектив; - является гарантом обеспечения помощи, защиты и поддержки ребенка в развитии и решении его личностных проблем как внутри объединения, так и во внешней среде; - осуществляет связь с внешней средой. Для осуществления функций руководителя необходимо: - обладать организационной культурой (умением организовать дело, привлечь других для его осуществления, путем использования метода включенного интереса ребенка как автора (собственника идеи осуществляемого дела) и как его исполнителя; - планировать и анализировать, корректировать как свою, так и коллективную деятельность; - пользоваться авторитетом и уважением со стороны учащихся, родителей, педагогов и иных взрослых, участвующих в процессе образования и развития культуры детей; - обладать готовностью педагога к выполнению функции организатора и работе с детским коллективом; - развивать в себе такие качества как уверенность в себе, умение отстаивать собственное мнение, быть независимым в суждениях, обладание силой воли, мужеством, искренне служить детству (детоцентризм), быть успешным в какой-либо сфере (хорошо играть на гитаре, в теннис, рисовать, лепить, разбираться в вопросах современной музыки и т.д.). Обобщая вышесказанное, мы пришли к следующим выводам, что к характеристикам функций социальной активности учащихся можно отнести следующие функции, основанные на теории формирования социально активных качеств и в соответствии с целями деятельности группы: 1) Интегративная, т.е. направленная на объединения людей для совместной деятельности на основе общих целей и ценностей; 2) Оптимизирующая, т.е. нахождение и принятие оптимальных решений; 3) Социально-защитная, т.е. помощь в решении проблем, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания; 19 4) Коммуникативная, т.е. умение организовать членов коллектива для совместной деятельности, основанной на взаимопонимании и сотворчестве; 5) Инициативная, т.е. инициирование обновления, генерирование оптимизма и социальной энергии, мобилизация ребят на реализацию социально и личностно значимых целей. В современной педагогике идеи социальной активности рассматривались в контексте развития детского самоуправления (М.И.Рожков); соотнесения руководства и социальной активности учащихся в спортивных коллективах (Р.Л. Кричевский, М.М. Рыжак); проблемы зависимости социальной активности учащихся от статуса в коллективе (Р.X.Шакуров); подготовка организаторов и их деятельность в пионерских и комсомольских организациях (Б. 3. Вульфов, Б. Е. Ширвиндт, Е. Ященко и др.). В последние годы XX века многие отечественные и зарубежные авторы анализировали свойства личности лидера, их индивидуальные и психологические особенности. Среди свойств личности социального лидера авторами выделяются: коммуникативные (В. И. Румянцева, G. Charron, S.М. Evers, Е. Fenner), креативные (А.А. Руковишников, М. А. Соколова), организаторские способности (Л.И. Уманский), активность (А. Л. Журавлев, В. Ф. Рубахин), умеренная эмоциональная экспансивность, интеллект (В. И.Румянцева), эмоциональная привлекательность, авторитет (И. Г. Дубов). Сегодня существует потребность создания организационных форм, позволяющих сформировать готовность личности к самореализации, самосовершенствованию. Одной из таких форм являются детско-молодежные объединения, которые реализуют принцип связи воспитания с жизнью, активно откликаются на все изменения общества и потребности самого ребенка. 20
«Теоретические основы формирования социальной активности личности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 193 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot