Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности

  • 👀 1021 просмотр
  • 📌 966 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности» doc
Воля. ПРОИЗВОЛЬНАЯ И ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1. Волевая регуляция = произвольная регуляция (Иванников В.А.) если критерием воли выступает способность к преднамеренной регуляции различных параметров действия, физиологических и психических процессов, торможения (активации) неадекватных (адекватных) процессов, организации психических процессов в соответствии с ходом деятельности. 2. Смирнова Е.О. Волевая регуляция Произвольная регуляция Функции преодоления сложившихся стереотипов, торможения спонтанной активности; направленность на цель и ее осознанность Развитие воли связывается со становлением мотивационной сферы субъекта (содержание мотивов и устойчивость их иерархии). Развитие произвольности – с развитием средств овладения собственным поведением (уровни осознания деятельности и средств ее опосредования). 3. Волевая регуляция как уровень произвольной регуляции (Ильин Е.П.) Термин "произвольность" используется для обозначения всех видов поведения, процессов, действий субъекта, характеризующихся намеренностью, осознанностью причин поведения, регуляцией и контролем хода действий. Критерий уровней психической регуляции поведения и деятельности человека - наличие (отсутствие) сознательной подконтрольности субъекту собственных внутренних регуляторов (мотивов и целей) его поведения, действий и состояний, а также внешних проявлений последних. Уровни психической регуляции поведения Непроизвольная регуляция Произвольная регуляция (постановка осознанных целей) Безусловно-рефлекторная Условно-рефлекторная Произвольная Волевая () - это регуляция на основе врожденных реакций организма на адекватное раздражение рецепторов. - это регуляция на основе реакций приобр. организмом в процессе индивидуального развития, т.е. на основе «жизненного опыта». - это регуляция, направленная на достижение осознанной цели, определенная жизненной необходимостью, но не вынужденная ею. - это регуляция по достижению осознанной цели в затрудненных условиях (необходимость преодоления внешних и внутренних препятствий) Подуровни произвольной регуляции: - подуровень произвольных процессов на основе потребностного побуждения (в поведении животных); - подуровень вербально опосредованных произвольных процессов на основе сознательного отражения их необходимости и возможности (в поведении человека); - подуровень волевых процессов как личностном подуровне произвольной регуляции. Произвольная Волевая Определение Произвольный процесс – это осознаваемый процесс с приобре-тенным новым жизненным значением (смыслом) и направленный на достижение избранного субъектом результата, начало, окончание, задержка или изменение которого определяется жизненной необходимостью, но не вынуждается ею (Иванников В.А.). Дополнительного мотива не требуется. - интеграция процессов и механизмов, обеспечивающих приведение в той или иной степени осознанности поведения и деятельности субъекта в соответствие с его мотивами и поставленной им целью. Условия актуализации волевой регуляции (включая ее конкретные проявления: действия, качества, усилие): - конфликт внутренне противоречивых тенденций вследствие сложной иерархии противоречивых побуждений человека; - недостаток (избыток) актуального побуждения, преодолевае-мого посредством получения дополнительного побуждения /торможения от произвольно построен. процесса мотивации; - наличие внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей или преграды на пути удовлетворения потребности; - необходимость выбора из как минимума двух уровней иерархически организованных регуляционных процессов (т.е. разных по уровням обобщенности когнитивных и эмоционально-нравственных психических структур) по критериям интеллектуальной, эмоционально-нравственной и общесоциальной ценности; -необходимость обеспечения в условиях трудного мира реализацию всей совокупности взаимосвязанных жизненных отношений личности. Характеристики опосредованность; сознательность/ осознанность, намеренность, особенности выбора субъектом мотива, цели и способа поведения, управление своим поведением. вовлеченность личности в процесс регуляции, опосредованность, преднамеренность, сознательность, осознанность, субъектность выбора мотивов, целей и способов действия, полная управляемость личностью своим поведением и деятельностью на всех этапах их осуществления. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. ФУНКЦИИ ВОЛИ 1. Тормозная / задерживающая (Рибо Т.) – подавление конкурирующих в сознании мотивов с целью обеспечения победы одного из них; торможение спонтанной активности и преодоления сложившихся стереотипов (общая с произвольностью). Проявляется по Рибо в условиях недостаточно сильного возбуждения (задержка невозможна, если сильное возбуждение сразу же приводит к действию), ассоциации между двумя состояниями (например, ужас вызывает оцепенение), возникновения антагонистических состояний сознания (например, гнев задерживается идеей долга). 2. Регулятивная (Басов М.Я.) – управление течением других психических процессов (вызов, ускорение, замедление, усиление, ослабление, остановка, координация) и в их оценке личностью. Волевая регуляция препятствует дезорганизующей генерализации эмоционального возбуждения, способствует удержанию первичной цели; предупреждает, преодолевает либо смягчает действие уже возникшего препятствия. 3. Организационная / мобилизирующая \(Калин В.К.) – обеспечивает самоуправление организацией психических функций; выбор и реализация субъектом деятельности наиболее эффективного способа (формы) преобразования исходной, актуальной организации психических функций в необходимую, наиболее адекватную целям деятельности. 4. Побуждения / инициации действий традиционно относили к воле большинство исследователей. Обращалось внимание на условия актуализации функции побуждения: наличие препятствий и конкурирующих мотивов, отсутствие актуально переживаемого желания для осуществления действия. 5. Отражательная функция – объектами отражения являются как цель деятельности в соотношении с фактически выполняемой деятельности, так и условия и обстановка действий, а также такие феномены, как борьба мотивов, принятие решения, целеустремленность, уровень притязаний, волевое усилие. К свойствам так называемого волевого отражения относили опосредованность, избирательность, активно-личностный характер и отнесенность к высшей регуляции, направленной на достижение цели. 6. Функция "свободы от" и "свободы для" (Франкл В.) - человек свободен в реализации им смысла жизни в условиях ограничения этой свободы объективными обстоятельствами. Человек свободен по отношению к своим влечениям, наследственности и факторам и обстоятельствам внешней среды. Человек свободен для того, чтобы взять на себя ответственность за собственную судьбу, прислушиваться к голосу своей совести, принимать решения в адрес своей судьбы и изменяться самому. 7. Функция блокирования креативного поведения – в силу чрезмерной локализации поиска решений воля может затормозить творческое поведение. 8. Репрессивная функция воли проявляется как способ борьбы человека с удовлетворением его собственных желаний. При акцентировании этой функции возникает репрессивный тип силы воли, приводящий к обеднению воображения и стремлений, к наличию у человека подавленности, враждебности, самонеприятия. 9. Функция борьбы с борьбой мотивов (Василюком Ф.Е.) заключается в предотвращении (посредством "ценностного внимания и особых содержательно-временных трансформаций мотивации") остановки или отклонения активности субъекта вследствие борьбы мотивов, характерной для модели внутренне сложного и внешне трудного жизненного мира. Благодаря воле происходит практическое увязывание идеально-ценностных и временно-пространственных перспектив жизни в единство конкретно-ситуативного реально осуществляемого поведения личности, воплощение замыслов личности в конкретной практической деятельности. Проявления воли: волевые процессы, волевые состояния, волевые действия, волевые качества, волевые усилия. Волевые процессы формируются в структуре произвольных актов, выражаясь в видах преднамеренного внимания, восприятия, запоминания и т.д., когда для активизации познавательной деятельности человека требуется мобилизация волевых усилий. Волевое состояние - временное психическое состояние или оптимальное внутреннее условие, способствующее преодолению личностью внешних и внутренних препятствий на пути к достижению целей. Волевое действие - конкретное проявление воли, осуществляющееся в условиях конфликта внутренних тенденций и характеризующееся сознательностью в отношении его мотива, цели, последствий и способов его регуляции. Признаки волевого действия: • совершение действия в условиях конфликта внутренне противореч. тенденций [Рубинштейн С.Л.]; • связь действия с преодолением препятствий [Пуни А.Ц.]; • осуществление действия вопреки непосредственному желанию, т.е. связь действия с преодолением именно внутреннего препятствия [Божович Л.И.]; • получение действием дополнительного побуждения или (торможения) от произвольно построенного процесса мотивации [Иванников В.А.]; • уровень его регуляции сознанием [Селиванов В.И.]; • внешнее структурное многообразие действия, внутреннюю свободу человека при принятии решения и переживание человеком свободного волевого процесса [Выготский Л.С.]; • планомерность [Выготский Л.С.; Рубинштейн С.Л.]. Волевое качество - конкретное (ситуативное или инвариантное) проявление воли личности в специфических условиях. - характеристика личности, указывающая на уровень развития саморегулирования, на умение человека преодолевать различного рода препятствия в конкретных видах деятельности. Структура волевых качеств: А) мотивационный и исполнительский [Селиванов В.И.]; Б). моральный (мировоззрение, идеалы, установки, мотивы) и психофизиологический (врожденные нейродинамические свойства: сила, подвижность и баланс нервных процессов) [17. Ильин Е.П.]; В). гностический (интеллектуальная активность), мотивационный (связан со стеническими эмоциями) и операционный (организация и мобилизация специф. действий и усилий) [Пуни А.Ц.]. Характеристики волевых качеств относят: • генерализованность, отражающую проявление волевых качеств в разных видах деятельности; • устойчивость как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях; • интенсивность как степени выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации; • взаимодействие волевых качеств, индивидуализировано проявляющееся у конкретной личности в конкретной деятельности или в конкретной ситуации. Классификации волевых качеств Добрынин Н.Ф.: решительность, энергичность и настойчивость, Пуни А.Ц.: целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание (9), Петухов С.А. – несколько десятков волевых качеств. Критерии классификаций: генерализованность, вид деятельности и характер преодолеваемых препятствий, детерминированность волевых качеств объективными условиями деятельности, этапы принятия решения и этапы волевого действия, функциональное назначение волевых качеств, направленность регуляции и т.д. Пуни А.Ц. - По критерию генерализованности (следствие структурированности волевых качеств в зависимости от индивидуальных особенностей личности), вида выполняемой ею деятельности и характера преодолеваемых препятствий: общие волевые качества (отражают разносторонность их проявления и совершенствования в различных видах деятельности), и специализированные волевые качества, характерные только для данных препятствий и для данной деятельности. - По взаимодействию волевых качеств и реализации в конкретных условиях деятельности: ведущие, детерминированные относительно устойчивыми объективными условиями деятельности, и поддерживающие. По этапам волевого действия (Рубинштейн С.Л.): инициативность, самостоятельность, независимость (на начальном этапе); решительность (принятия решения); энергичность, настойчивость (исполнения действия); самоконтроль, выдержку, самообладание (принятия и исполнения решения). По критерию функционального назначения волевых качеств и в зависимости от особенностей преодолеваемых личностью препятствий [Петухов С.А.]: • фиксирующие и удерживающие стремления: целеустремленность, настойчивость, инициативность, последовательность; • подкрепляющие четкость мировоззренческих позиций: принципиальность, ответственность, критичность, дисциплинированность; • характеризующие относительную независимость личности: самостоятельность, решительность, самокритичность, уверенность; • сознательно задерживающие внешние проявления мыслей, чувств, стремлений: выдержка, самообладание, сдержанность; • характеризующие повышенную сопротивляемость личности: выносливость, терпение, твердость, стойкость, упорство; • характеризующие динамичность, мобильность личности: энергичность, настойчивость, исполнительность, организованность, деловитость; • характеризующие осознанное преодоление опасности: мужество, смелость, отвага, доблесть, бесстрашие, самоотверженность, самопожертвование. Виды: • Целеустремленность- это сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности, умение подчинять свою деятельность единой цели; • Решительность - это выбор доминирующего мотива, своевременное и быстрое принятие решения и переход к продуманному исполнению принятого решения при любых условиях деятельности; • Настойчивость - это способность к длительному сохранению активности в достижении поставленной цели через постановку ясных задач для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения; • Самообладание - это способность управлять мыслями, действиями, чувствами в сложных условиях для достижения поставленной цели. • Инициативность - способность человека к самостоятельным волевым проявлениям, которые выражаются: в самостоятельной постановке цели, в самостоятельной организации самого действия, направленного на достижение этих целей (П.А.Рудик) • Ответственность - это гарантирование субъектом достижения результата собственными силами на основе самостоятельно принятого решения, осознанного долга и совести (В.П.Прядеин) Волевое усилие - сознательное преднамеренное напряжение личностью своих физических, интеллектуальных сил для достижения поставленной цели в условиях мотивационной недостаточности поведения и действий либо мотивационного конфликта, либо наличия внешних препятствий. Критерии: - Переживание процесса борьбы с трудностями при осуществлении целенаправленных действий и поступков; -Механизму только сознательного регулирования поведения, обеспечивающему определение цели, плана действия и его исполнения; -Активное проявление сознания, направленное на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствий в процессе деятельности; -Результат значимости для личности принимаемого решения и выполненного волевого действия. Формы существования волевых усилий, к которым относят: • эмоциональное переживание подъема, активности, воодушевления; • сосредоточение внимания; • ощущение напряжения; • мотивационное побуждение к действию; • техники, способствующие преодолению трудностей: вербальный самоприказ, ориентировочные реакции, идеомоторная подготовка. Характеристики волевых усилий по особенностями преодолеваемых препятствий: интенсивность; мобилизация психических и физических возможностей человека; своевременность и длительность; активность. Виды волевых усилий: • по характеру преодолеваемых препятствий, • по сферам проявления и диагностич. показателям – интеллектуальные, психомоторные и мышечные. • по структуре регуляции и ее отдельных компонентов: мотивационно-целевые, выбора и исполнения действия.
«Произвольная и волевая регуляция поведения и деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot