Производство и издержки производства.Предложение конкурентной фирмы, предложение отрасли, анализ конкурентных рынков.Монополия
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 3-4--5 Производство и издержки производства Предложение конкурентной фирмы, предложение отрасли, анализ конкурентных рынков Монополия
План
1. Рыночная структура: понятие, характеристика признаков. Типы рыночных структур
2. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур.
3. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий. Естественная монополия и дилемма ее регулирования.
4. Олигополия в рыночной экономике. Стратегия фирмы в олигополистической отрасли.
1. Рыночная структура: понятие, характеристика признаков. Типы рыночных структур
Рыночная экономика представляет собой сложную структуру, в которой взаимодействуют различные участники торговых отношений. Рынки не могут быть однородными. Они отличаются рядом характеристик. Такие особенности позволяют классифицировать торговые площадки по определенным признакам.
Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка.
Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п.
Существует несколько моделей рыночных отношений. Они имеют значительные отличия и особенности развития. Какие типы рыночных структур существуют в современном мире, будет рассмотрено далее.
Чтобы понять, какие существуют модели рыночных отношений в современной экономике, нужно рассмотреть кратко типы рыночных структур. Они представляют собой группу особых признаков, по которой происходит организация рыночных отношений в рамках определенной отрасли.
Каждый из типов структур обладает определенным набором характеристик. Это определяет рыночные механизмы, которые формируют цены, оговаривают особенности взаимодействия продавцов и покупателей. Главным отличием рыночных структур является степень конкуренции. Это определяется количеством фирм, которые продают свою продукцию на конкретной торговой площадке. Также рыночные структуры формируются под воздействием размеров производителей, вида товаров, доступности информации на рынке. Также на это имеет влияние количество покупателей на рынке, степень влияния конкретного производителя на стоимость внутри отрасли.
Конкуренция является важнейшей характеристикой, которая определяет каждую структуру рынка. Типы рыночных структур определяются ее уровнем.
Конкуренцией является соперничество между предприятиями в рамках конкретной отрасли. Именно она определяет степень влияния на конъюнктуру рынка каждого конкретного участника торговых отношений. Чем больше на рынке конкурентов, тем ниже возможность продавцов повлиять на цену. Соперничество производителей за более выгодные условия сбыта продукции определяет тип структуры.
Конкуренция при этом может быть как ценовой, так и неценовой. В первом случае на структуру влияет стоимость товаров и услуг, а во втором – ее качества, сервис, реклама и т. д. Всего выделяется 4 типа моделей функционирования рынка. Это может быть: Абсолютная монополия. Олигополия. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Они отличаются уровнем конкуренции. Это определяет уровень развития отрасли и конкретных торговых площадок.
Характеристика основных рыночных структур по основным признакам представлена в таблице.
Рассмотрев данные таблицы, можно сделать вывод о сущности каждого вида модели отношений внутри отрасли.
2. Совершенная конкуренция как идеальная модель рынка и способ анализа реальных рыночных структур.
Когда на рынке присутствует множество продавцов, можно говорить о совершенной конкуренции. Типы рыночных структур в первую очередь сравниваются именно с ней. В этом случае присутствует свободное ценообразование. В этом случае ни один из присутствующих в данной отрасли производителей не может повлиять на стоимость однородных товаров или услуг. Этот тип модели рыночных отношений встречается достаточно редко. Раньше этот тип организации торгового пространства был признаком развитого рынка. Однако сегодня это не так.
Многие черты совершенной конкуренции присущи только некоторым сельскохозяйственным отраслям, международному валютному рынку и фондовым биржам. Здесь проводится продажа и покупка относительно однородного товара (например, акции, валюта, зерновые культуры и т. д.). При этом продавцов на рынке очень много. Условия существования совершенного типа конкуренции Рассматривая понятие конкуренции и типы рыночных структур, следует отметить главные особенности ее совершенной формы. Чтобы подобная модель торговых отношений могла существовать, необходимо наличие большого количества продавцов в рамках конкретной отрасли. При этом следует отметить, что участники рынка не должны быть крупными организациями. Они должны иметь средний или небольшой размер. При этом количество покупателей в рамках этой отрасли должно быть большим, а товар однородным или стандартизированным.
В условиях совершенной конкуренции полностью отсутствует возможность производителей влиять на стоимость предлагаемых ими товаров и услуг. При этом каждый участник имеет свободный доступ к информации о конкретном рынке. Практически отсутствуют барьеры для входа в отрасль новых участников. Соперничество осуществляется только посредством неценовых методов воздействия.
.
Рис. 1. Кривая спроса на продукцию фирмы-конкурента
В условиях совершенной конкуренции преобладающая рыночная цена устанавливается путем взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения, как это представлено на рис. 1, и определяет горизонтальную кривую спроса и среднего дохода (АR) для каждой отдельной фирмы
Горизонтальная кривая спроса на продукцию отдельной фирмы и единая рыночная цена (Ре=const) предопределяют форму кривых дохода в условиях совершенной конкуренции.
1. Совокупный доход () — общая величина дохода, полученная фирмой от реализации всей своей продукции,
представлен на графике линейной функцией, имеющей положительный наклон и берущей начало в точке начала координат, поскольку любая проданная единица выпуска увеличивает объем на величину, равную цене Ре.
2. Средний доход () — доход от реализации единицы продукции,
кривая совпадает с кривой спроса фирмы. По определению
3. Предельный доход () — добавочный доход от реализации одной дополнительной единицы выпуска,
Предельный доход также определяется текущей рыночной ценой при любом объеме выпуска. По определению
так как
Все функции дохода представлены на рис. 2.
Рис. 2. Доход фирмы-конкурента
При совершенной конкуренции текущая цена устанавливается рынком, и отдельная фирма не может воздействовать на нее, поскольку является ценополучателем. В этих условиях единственный способ увеличения прибыли состоит в регулировании объема выпуска.
Исходя из существующих в данный момент времени рыночных и технологических условий, фирма определяет оптимальный объем выпуска, т.е. объем выпуска, обеспечивающий фирме максимизацию прибыли (или минимизацию издержек, если получение прибыли невозможно).
Существует два взаимосвязанных метода определения точки оптимума:
1. Метод совокупных издержек — совокупного дохода.
Совокупная прибыль фирмы максимизируется при таком объеме выпуска, когда разница между и будет максимально большой.
TR-TC=max
Рис. 3. Определение точки оптимального производства
На рис. 3 оптимизирующий объем находится в точке, где касательная к кривой ТС имеет тот же наклон, что и кривая ТR. Функция прибыли находится путем вычитания ТС из ТR для каждого объема производства. Пик кривой совокупной прибыли (п) показывает объем выпуска, при котором прибыль максимальна в краткосрочном периоде.
Из анализа функции совокупной прибыли следует, что совокупная прибыль достигает своего максимума при объеме производства, при котором ее производная равна нулю, или
dR/dQ= 0.
Производная функции совокупной прибыли имеет строго определенный экономический смысл — это предельная прибыль.
Предельная прибыль (MR) показывает прирост совокупной прибыли при изменении объема выработки на единицу.
• Если МR>0, то функция совокупной прибыли растет, и дополнительное производство может увеличить совокупную прибыль.
• Если МR<0, то функция совокупной прибыли уменьшается, и дополнительный выпуск сократит совокупную прибыль.
• И, наконец, если МR=0, то значение совокупной прибыли максимально.
Из первого условия максимизации прибыли (Мп=0) вытекает второй метод.
2. Метод предельных издержек — предельного дохода.
МR=dR/dQ
А поскольку dTR/dQ=MR, а dTC/dQ=МС, то совокупная прибыль достигает своего наибольшего значения при таком объеме выпуска, при котором предельные издержки равны предельному доходу:
МR= МС
Если предельные издержки больше предельного дохода (МC>МR), то предприятие может увеличить прибыль за счет сокращения объема производства. Если предельные издержки меньше предельного дохода (МC<МR), то прибыль может быть увеличена за счет расширения производства, и лишь при МС=МR прибыль достигает своего максимального значения, т.е. устанавливается равновесие.
Данное равенство действует для любых рыночных структур, однако в условиях совершенной конкуренции оно несколько модифицируется.
Поскольку рыночная цена тождественна среднему и предельному доходам фирмы — совершенного конкурента (РAR=MR), то равенство предельных издержек и предельных доходов трансформируется в равенство предельных издержек и цены:
P =МR= МС
Совокупная прибыль предприятия может быть оценена двумя путями:
• R=TR-TC;
• R=(Р-АТС)Q.
Из этого следует, что получение фирмой в краткосрочном периоде прибылей (или убытков) зависит от соотношения ее средних совокупных издержек (ATC) в точке оптимального производства Q* и текущей рыночной цены (по которой вынуждена торговать фирма — совершенный конкурент).
Возможны следующие положения фирмы нат рынке совершенной конкуренции:
а) фирма покрывает свои затраты
б) фирма получает прибыль
в) фирма терпит убытки
Рис. а Рис. б Рис. в.
Графически прибыль представлена на рис. 7.4 площадью заштрихованного прямоугольника.
Рис. Деятельность фирмы, максимизирующей прибыль в условиях совершенной конкуренции
Объемы производства Q1 и Q2 принято называть критическими точками, поскольку именно в них совершается переход от убыточного к прибыльному производству и наоборот. Они играют в управлении предприятием большую роль. Объем Qn – оптимальный объем.
1. Монополия: понятие, условия существования, факторы монопольной власти. Виды монополий.
Установление равновесной цены в результате взаимодействия рыночного спроса и рыночного предложения - специфическая черта рынка совершенной конкуренции. На других рынках условия совершения сделок могут настолько отличаться от условий совершенной конкуренции, что исчезает однозначная зависимость между ценой товара и объемом его предложения или объемом спроса на него, т.е. на этих рынках нет либо функции предложения, либо функции спроса, либо их обеих.
В данной главе рассматривается процесс ценообразования в отсутствии функции предложения, что имеет место при наличии у продавца монопольной власти, т.е. возможности влиять на рыночную цену посредством изменения объема предложения. Наглядно это выражается в том, что график спроса, кривая D, на продукцию отдельной фирмы проходит не горизонтально, как в условиях совершенной конкуренции, а с отрицательным углом наклона, как показано на рисунке 9.1.
Рынок оказывается монополизированным, когда продукцию, не имеющую близких заменителей, множеству покупателей предлагает один продавец из-за того, что для других продавцов вход на данный рынок закрыт, то есть существуют входные барьеры. Закрытость рынка может определяться как законодательным запретом на отдельные виды экономической деятельности (запатентованные технологии изготовления продукции, государственная монополия на спиртные напитки или игорный бизнес), так и необходимостью осуществлять большие единовременные вложения в основной капитал, которые нельзя вернуть в случае неудачной попытки «войти» в отрасль (затраты на создание узкоспециализированного оборудования, технологические барьеры вхождения в отрасль).
В особую категорию выделяются естественные монополии, которые становятся единственными производителями продукции не по причине закрытости рынка, а вследствие длительного роста эффекта масштаба. В таких условиях создание второго предприятия в отрасли экономически нецелесообразно, например, водоснабжение городов, поставка газа в регионы.
Особенность положения монополии состоит в том, что кривая отраслевого спроса является кривой спроса на ее продукцию. Поэтому для монополии цена - не экзогенный параметр, заданный рынком и не зависящий от изменения объема выпуска продукции фирмой, а убывающая функция от ее выпуска. На рисунке 9.1 показаны кривые спроса конкурентной фирмы () и монопольной фирмы (б).
P P
D D
Рис Кривая спроса Рис. б Кривая спроса монопольной фирмы
конкурентной фирмы
Приняв решение об объеме выпуска, монополист при заданном спросе одновременно определяет цену, по которой сможет продать произведенную продукцию. Какую комбинацию «выпуск - цена» он выберет, зависит не только от затрат, но и от его цели. В отличие от совершенного конкурента, для него она не обязательно должна состоять в максимизации прибыли. Положение единственного продавца позволяет монополисту ставить и другие цели, такие как максимизация выручки или нормы прибыли. Кроме того, при определенных условиях монополия может продавать одну и ту же продукцию в одно и то же время по разным ценам, то есть проводить политику ценовой дискриминации, которая будет рассмотрена в следующей главе.
Прибыль монополии, как разность между общей выручкой TR (total revenue) и общими затратами, рассчитывается по формуле: R = TR - TC.
TR,TC ТС
TC1 R
TR2 E
Q1 Qe Q2 Q
P
Pm D
Q
R Qe
Rmax
Q1 Qe Q2 Q
Рис. Максимизация прибыли
монопольной фирмой
Графическая интерпритация максимизации прибыли монопольной фирмой представлена на рисунке. Верхний рисунок представляет кривые совокупного дохода фирмы (TR) и совокупных издержек фирмы (ТС). Объемы выпуска, соответствующие на графике значениям Q1 и Q2, называются предельными объемами выпуска, так как при этих значениях кривые совокупного дохода и совокупных издержек пересекаются, что означает их равенство и, соответственно, нулевую прибыль фирмы.
R=TR-ТС=0
Это точки безубыточности фирмы-монополиста. При объеме выпуска, равном Qе кривые совокупного дохода и издержек максимально удалены друг от друга, следовательно, разность значений
ТС и TR при этом объеме максимальна, а их разность и есть - Rmax.
TR,TC ТС
TC1 R
TR2 E
Q1 Qe Q2 Q
P
Pm D
Q
R Qe
Rmax
Q1 Qe Q2 Q
Рис. Максимизация прибыли
монопольной фирмой
Необходимым условием ее максимизации является равенство
MR=МС (1)
Данное условие максимизации прибыли было выведено нами ранее, в главе 8, при анализе поведения конкурентной фирмы на рынке.
Выражение, стоящее в левой части формулы (1), показывает, насколько возрастет общая выручка монополии при увеличении выпуска продукции на единицу, и называется предельной выручкой MR (marginal revenue). Следовательно, чтобы прибыль монополии была максимальной, нужно производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равна предельным затратам, иными словами, приращение выручки от увеличения выпуска на одну добавочную единицу продукции должно быть равно приращению затрат, связанных с производством этой дополнительной единицы продукции.
Если MR>МС, то это означает, что выручка фирмы растет быстрее, чем растут издержки при увеличении объема выпуска продукции и фирма может принимать решение о выпуске дополнительных единиц продукции, не снижая при этом чистого дохода.
Если MR<МС, то это означает, что выручка фирмы растет медленнее, чем растут издержки при увеличении объема выпуска продукции и фирма, принимая решение о выпуске дополнительных единиц продукции, идет на снижение чистого дохода.
Таким образом, фирма может увеличивать (сокращать) объем выпуска продукции до тех пор, пока предельный доход не будет равен предельным издержкам. Объем выпуска продукции, удовлетворяющий условию (1), называется оптимальным, приносящим фирме максимум чистого дохода (прибыли).
На языке экономики это означает, что в точке пересечения кривых MR и МС предельная выручка должна снижаться быстрее предельных затрат. Когда предельные затраты постоянны или возрастают, тогда условие (1) выполняется, так как предельная выручка всегда убывает.
На рисунке 9.2 показаны: кривая спроса монопольной фирмы (D), кривая предельного дохода фирмы (MR), кривая совокупного дохода фирмы (TR=PхQ)
При отрицательном наклоне кривой отраслевого спроса MR < P, т.е. при любом объеме выпуска предельная выручка монополии меньше цены реализации (рис. ).
При прямолинейной функции отраслевого спроса график предельной выручки - это прямая, имеющая вдвое более крутой наклон, чем прямая спроса. Взаимосвязь спроса, предельного дохода и эластичности спроса по цене показана на Рис. 9.1. Можно выделить следующие закономерные связи между указанными категориями:
1. При эластичности спроса больше единицы (Е>1) и положительном предельном доходе фирмы (MR>0) выручка фирмы возрастает.
2. При эластичности спроса меньше единицы (Е<1) и отрицательном предельном доходе фирмы (MR<0) выручка фирмы снижается.
3. При эластичности спроса равной единицы (Е=1) и предельном доходе фирмы равном нулю выручка фирмы достигает своего максимального значения.
Р D
E>1
E=1
E<1
Q
MR>1 MR<1
TR
Q
Рис. Спрос, предельный и общий доход монополиста
Определение цены, максимизирующей прибыль монополии, показано на рис. . Пользуясь ранее приведенным условием равновесия монополиста на рынке MR=MC, найдем точку пер6есечения кривых предельного дохода и предельных издержек фирмы. Опустив перпендикуляр на ось Q, определим оптимальный объем выпуска продукции для монополиста, т.е. такой объем выпуска, при котором прибыль фирмы максимальна. Продолжив данный перпендикуляр до кривой спроса на продукт монополиста, определим значение цены (РМ), максимизирующей прибыль фирмы.
Точку пересечения линий MR и MC, определяющую сочетание PM,QM, называют точкой Курно. Площадь заштрихованного прямоугольника представляет прибыль монополии, которую она получает, реализуя весь объем выпуска продукции.
TR=PМ х QМ
Определение цены, максимизирующей прибыль монополии, показывают рис.
Рис. 9.2. Максимизация
прибыли монополии
Обладая определенной монопольной властью, монополистический конкурент выбирает на своей кривой спроса сочетание цена - количество по точке Курно. При этом может оказаться, что он получит прибыль (графически эта ситуация представлена на рис).
С развитием технического прогресса и потребностей людей происходит укрупнение масштабов производства и увеличение разнообразия потребительских благ. То и другое создает возможность полного удовлетворения спроса на конкретное благо одной фирмой. Если в этих условиях фирма может экономическими или административными средствами воспрепятствовать появлению конкурентов, то она становится монополистом.
Особенность положения монополии на рынке проявляется в том, что кривая отраслевого спроса становится кривой спроса на продукцию фирмы. Поэтому, определяя объем выпуска, монополия одновременно определяет цену реализации. В таких условиях равновесная цена зависит от рыночной стратегии фирмы: изменение ее цели сопровождается изменением сочетания цена - выпуск. При стремлении монополии к максимуму прибыли цена будет выше, чем при стремлении к максимуму выручки, а при максимизации нормы прибыли цена превышает цену, максимизирующую прибыль.
Положение единственного продавца позволяет монополии при определенных условиях проводить ценовую дискриминацию. Продажа гомогенного блага по разным ценам увеличивает как объем предложения монополии за счет расширения контингента покупателей, так и ее прибыль за счет сокращения потребительского излишков покупателей. Ценовая дискриминация первой и второй степеней ведет к повышению общественной эффективности использования факторов производства, а ценовая дискриминация третьей степени может сопровождаться экономическими потерями для общества.
Поскольку условием максимизации прибыли монополии является равенство предельных затрат предельной выручке, а предельная выручка при любом объеме выпуска меньше цены спроса, то стремящаяся к максимуму прибыли монополия не доводит выпуск до оптимального с позиций общества объема. Для предотвращения связанных с этим экономических потерь общества используется антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, и устанавливаются правила государственного регулирования естественных монополий. Государственное регулирование цен продукции естественных монополий может сопровождаться необходимостью их субсидирования.
В отличие от рынка совершенной конкуренции на монополизированном рынке государственное регулирование деятельности фирмы может привести к повышению эффективности использования факторов производства.
Для характеристики монопольной власти используются несколько показателей. Наиболее известными являются индекс Лернера и индекс Херфин- даля-Хиршмана.
Индекс Лернера — показатель монопольной власти, определяемый по формуле
где— индекс монопольной власти Лернера;
— монопольная цена;
MC — предельные издержки;
— ценовая эластичность спроса.
При совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам и индекс Лернера равен нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение — в интервале между нулем и единицей. Считается, что, чем ближе индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.
Рассчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью определения предельных издержек. Поэтому часто вместо предельных издержек используют средние издержки (АС):
Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет находиться совокупная прибыль, а в знаменателе — совокупный доход:
Таким образом, согласно индексу Лернера, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характеризует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.
Индекс Херфиндаля—Хиршмана— показатель концентрации на отраслевом рынке, или, иначе говоря, распределения "рыночной власти" между всеми участниками рынка.
Для расчета индекса индивидуальные доли каждой фирмы на рынке в виде дробей необходимо возвести в квадрат. Индекс Херфиндаля-Хирш- мана (Ihh ) получается в результате сложения этих квадратов, т. е.
где X, — удельный вес самой крупной фирмы;
S2 — удельный вес следующей по величине фирмы;
Sn — удельный вес наименьшей фирмы.
Олигополия –это рыночная структура, которая характеризуется небольшим количеством продавцов. Вход в отрасль ограничен высокими барьерами. Производимая продукция может быть однородной или дифференцированной.
В условиях высокой степени неопределенности олигополисты ведут себя по-разному. Одни пытаются игнорировать конкурентов, другие – предвидеть поведение соперников. Некоторые считают наиболее выгодным тайный сговор с фирмами-противниками. Олигополистическое поведение, направленное на отслеживание действий конкурентов, наиболее полно характеризует ломаная кривая спроса.
Наиболее распространенные формы олигополии:
1) ценовое лидерство. Одна фирма берет на себя установление цены, а другие следуют ее примеру.
2) Картели и сговоры, когда продавцы негласно договариваются о цене и других способах ограничения конкуренции.
3) Модель рыночной доли показывает, что цены на продукцию имеют тенденцию к выравниванию, несмотря на различия в уровне затрат конкурирующих фирм.
4)Модель с ломаной кривой спроса: если одна фирма снизит цены, то конкуренты последуют ее примеру, а если повысит – не последуют.