Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Тема 4 – Производительность труда и кадры АТП
Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или количеством рабочего времени, затраченным на единицу продукции.
На автомобильном транспорте производительность труда измеряется, различными методами применительно к двум основным типам АТП — простому и смешанному.
Простым АТП является такое, у которого продукция является одноименной, т. е. может измеряться в тонно-километрах, пассажиро-ки-лометрах или платных километрах при одномарочном составе автомобильного парка.
Смешанным АТП является предприятие с разноименной, продукцией, выполняемой одномарочным или разномарочным подвижным составом, а также предприятие с одноименной продукцией, но выполняемой разномарочным автомобильным парком.
Методы измерения ПТ
На простых АТП производительность труда определяется в натуральных показателях: тонно-километрах, пассажиро-километрах или платных километрах, приходящихся на человеко-час, человеко-день или одного среднесписочного работающего.
Определение производительности труда водителей и в целом всех работников АТП указанным методом имеет существенный недостаток: в этом случае не учитывается такой важный показатель работы, как количество перевезенных тонн или пассажиров на определенное расстояние. В соответствии с этим АТП заинтересованы в увеличении расстояния перевозок грузов даже в случае отсутствия действительной потребности, так как это дает фиктивное повышение производительности труда водителей и других работников в натуральных показателях, что не может быть оправдано с народнохозяйственной точки зрения.
На смешанных АТП применение метода измерения производительности труда в натуральных показателях вообще невозможно. В этом случае прибегают к определению производительности труда в приведенных тонно-километрах. Их получают путем перерасчета объема перевозок и транспортной работы, измеряемых различными единицами (тоннами, пассажиро-километрами, платными километрами пробега и др.), в единый показатель при помощи переводных коэффициентов.
Приведение двух показателей производительности труда (тонно-километров и тонн) к единому (приведенным тонно-километрам) возможно потому, что эти показатели сопоставимы по затратам времени на выполнение 1 т-км транспортной работы, погрузки и выгрузки 1 т \ груза. Аналогично можно сопоставить, транспортную работу в пассажиро-километрах и объем перевозок в пассажирах. Время, необходимое для .погрузки и выгрузки 1 т груза, (ч)
где ^п.р — время простоя под погрузкой и разгрузкой на одну ездку и время на выполнение подготовительно-заключительных операций, ч; $ — грузоподъемность подвижного состава, т;
7с — коэффициент статического использования грузоподъемности.
За время, требуемое для погрузки и выгрузки 1 т груза при технической скорости ут и коэффициенте использования пробега (5 может быть выполнена транспортная работа (т-км)
Полученная величина представляет собой произведение времени на погрузку и выгрузку 1 т груза и транспортной работы в 1 т-км и принята в качестве переводного коэффициента (для перевода тонн в условные тонно-километры). Таким образом, переводной коэффициент
кп=р,рп.р. (102)
Он является условной величиной, определяемой структурой парка подвижного состава, состоянием дорожного покрытия, организацией перевозочного процесса, степенью механизации погрузочно-разгрузочных работ. При изменении этих факторов величина переводного коэффициента может изменяться.
Минавтотрансом РСФСР для каждого транспортного'управления утверждены коэффициенты для перевода тонн в приведенные тонно-километры (в среднем й„ = 6). ТОАТ вводят дифференцированные коэффициенты для подведомственных транспортных предприятий.
На смешанных АТП устанавливают коэффициенты для перевода в приведенные тонно-километры всех виппн. тпанспОРТНОЙ работы.-Величи-
на переводных коэффициентов составляет: по маршрутным городским автобусам —0,4 за 1 пасс-км, по маршрутным внегородским автобусам —0,25 за 1 пасс-км, по легковым автомобилям-такси—4 за 1 платный километр.
По грузовым автомобилям с почасовой оплатой полученный расчетный грузооборот и объем перевозок переводят с помощью установленных коэффициентов в приведенные тонно-километры. Расчетный грузооборот вычисляют путем перемножения грузоподъемности автомобиля на общий пробег и на 0,3— величину коэффициента пересчета, который определяют как произведение коэффициентов использования пробега и грузоподъемности на основании действующей инструкции ЦСУ СССР. Объем перевозок рассчитывают путем деления расчетного грузооборота на среднюю дальность перевозок по повременным грузовым автомобилям, которая условно равна 80% от бредней дальности перевозок по «сдельным» автомобилям.
Для плановых «укрупненных» расчетов 1 ч работы повременного автомобиля приравнивается 0,55.т и 7 т-км.
По заказным автобусам количество пассажиро-километров подсчитывают аналогично, при этом произведение коэффициентов использования пробега и вместимости принимается 0,65.
В случае выполнения АТП работ нетранспортного характера (транс-портно-экспедиционных,. бытового обслуживания и др.) в приведенные тонно-километры переводят рубли валового дохода по этим работам. Переводной коэффициент определяют делением заработной платы, приходящейся на 1 руб. валовых доходов от операций нетранспортного характера, на заработную плату, приходящуюся на 1000 приведенных тонно-километров транспортных операций.
На основании этого рассчитывают суммарное количество приведенных тонно-километров по операциям
транспортного и нетранспортного характера.
Производительность труда в относительных показателях определяется как отношение приведенных тонно-километров к численности водителей или к среднесписочному числу работников (в зависимости от того, по какой группе работников рассчитывают) .
В настоящее время на АТП измерение производительности труда осуществляется в денежном выражении. Преимущество этого метода заключается в том, что он может •применяться для определения производительности труда работников любых предприятий. Такой способ позволяет дать оценку производительности труда в отдельных отраслях и народном хозяйстве в целом.
В целом за год производительность труда по АТП рассчитывают делением объема транспортной 'продукции в денежном выражении на общее число работников, занятых на всех видах перевозок, а по авторемонтному предприятию— делением объема валовой продукции в денежном выражении на общее число работников (промышленно-производственно-го персонала).
Для определения производительности труда отдельных категорий работников применяется метод нормированного времени, который заключается в том, что произведенная за определенный период разнородная продукция переводится в нормо-часы по действующим для данного участка работы нормам времени. Производительность труда при этом равна отношению продукции, выраженной в нормо-часах 2ЯЧ, к отработанным за этот период человеко-часам %ЧЧ, (%)
Метод нормированного времени можно применять на всех участках работы автотранспортного и авторемонтного предприятий, так как он позволяет привести к одному показателю разнообразные виды выполняемой работы и одновременно
тельность труда факторов, не зави сящих от работы данного участк (условия эксплуатации, стоим ост материалов и др.).
Для оценки производительности труда отдельных категорий работников принимаются частные показать ли, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу. Та1 производительность труда водителе может оцениваться тоннами и тоннокилометрами; грузчиков (при ручной погрузке) —количеством тонн груз; погруженных и выгруженных а принятую единицу времени; ремонтно-обслуживающих рабочих — пробегом автомобилей, приходящимся на одного рабочего за определенный период времени, так как от степени технической готовности автомобильного парка зависит пробег автомобилей.
Факторы повышения производительности труда
Повышение производительное труда на автомобильном транспорте достигается вследствие лучшего и пользования имеющейся техники внедрения новой, более произвол тельной.
Выпуск новых типов и моделей подвижного состава, имеющих повышенную грузоподъемность, более высокую скорость движения, надежность и долговечность, а таю специализированных на перевоз определенного рода грузов, способствует повышению производительности труда всех категорий работников АТП. Механизация процесс ТО и ремонта подвижного состава повышает производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих а механизация погрузочно-разгрузочных работ — производительное труда водителей и рабочих, занят на этих работах.
Внедрение передовых методов с организации перевозок, сокращении простоя под погрузкой-разгрузкой и маршрутизация перевозок улучшают использование подвижного состава по времени, грузоподъемности и пробегу и, следовательно, повышают производительность труда
Повышение производительное труда достигается за счет внедрения в производство передовых методов труда, правильной организации нормирования и оплаты труда.
Большую роль в повышении производительности труда играют научно-исследовательские институты, в которых разрабатываются новые формы организации перевозок, новые методы ТО и ремонтов, обеспечивающие, повышение производительности труда.
Большое влияние на производительность труда оказывают правильная организация и нормирование труда, а также формы и порядок оплаты труда работников. Заработная плата является важным экономическим фактором, посредством которого достигается личная материальная заинтересованность каждого работника в результатах труда, и поэтому она служит стимулом повышения производительности труда.
Планирование численности АТП
Численный состав кадров зависит от типа и структуры, предприятия, типа и грузоподъемности эксплуатируемых автомобилей, режима работы, а также системы кооперирования АТП с ремонтными и другими предприятиями. В списочный состав работников предприятия, учреждения, организации должны включаться все категории работников, принятых на постоянную, сезонную или временную работу сроком не менее одного дня, со дня зачисления на работу.
Численность списочного состава в на каждый день отчетного периода, как правило, бывает неодинакова в связи с выбытием и приемом на работу новых работников, поэтому вычисляется среднесписочная численность, которая необходима для определения средней заработной платы, производительности труда, коэффициентов оборота, текучести кадров и других показателей. Для практической деятельности предприятий большое значение имеет определение фактического (явочного) наличия работников предприятия, в которое включаются все работники, вышедшие на работу. Разница между среднесписочным и фактическим Числом работников определяется неявкой работников на производство вследствие болезни, отпуска, исполнения государственных обязанностей и т. п.
Кроме списочного состава, на АТП может быть привлечено некоторое количество нештатного персонала для выполнения работ, объем которых незначителен. Их численность в плане по труду не предусматривается, а для оплаты труда обычно предусматривается некоторый фонд заработной платы нештатного персонала.
Классификация работников АТП
Работники основной деятельности автомобильного транспорта подразделяются на несколько категорий, которые являются общими для всех отраслей народного хозяйства.
1. Рабочие - относятся все лица, непосредственно участвующие в процессе производства продукции, они делятся на
1) основных - водители, кондуктора, грузчики, рабочие по обслуживанию складов, рабочие, занятые на всех видах ТО и ремонта автомобилей, в том числе и рабочие подсобных цехов - кузнецы, маляры, токари, слесари, фрезеровщики и т. д. Грузчики, кладовщики и весовщики на складах относятся к основным видам рабочих и включают в план по труду и заработной плате предприятия по основной деятельности в том случае, если погрузочно-разгрузочные и складские операции выполняются силами средствами АТП.
2) вспомогательных - рабочие занятые на работах по обслуживанию оборудования и рабочих мест предприятия К ним относятся рабочие ОГМ инструментального цеха, ОТК, уборке цехов, по обслуживанию складов и транспортные рабочие.
2. Инженерно-технические работники - относятся лица, занимающие
1) административные и инженерно-технические должности: руководство предприятия (начальник, главный инженер, начальники цехов, отделов, гаража, ремонтной зоны, мастера),
2) работники технической службы (конструкторы, технологи, нормировщики, механики и др.),
3) планово-экономического отдела (экономисты)
4) службы эксплуатации (диспетчеры).
3. Служащие - относятся работники, занимающие различные административно-хозяйственные должности в отделе кадров, бухгалтерии, отделе снабжения, а также кассиры, статистики; кладовщики складов АТП не относящиеся к перевозочной работе.
4. Младший обслуживающий персонал - относятся дворники, уборщицы, курьеры и др.
5. Ученики - включаются лица, проходящие обучение на данном предприятии для получения соответствующей производственной профессии.
Профессиональный состав работников АТП
Группировка работников по профессиям проводится с целью изучения их профессионального состава. На автомобильном транспорте водители делятся на три группы классности, ремонтные рабочие на шесть групп в соответствии с их разрядами.
Определение численности работников по категориям персонала
Основными данными для установления контингента работников являются планируемый объем работ в человеко-часах и фонд рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде.
Фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего:
где - дни календарные, принимается 365 дней;
- праздничные дни, принимается 11 дней; /Кзот/
- выходные дни, при 6 дневной рабочей недели принимается 52 дня, при 5 дневной рабочей недели принимается 104 дня;
- дни отпуска, принимается 28 дней; /Кзот/
- дни невыхода на работу по болезни, принять 23% от дней календарных;
- дни выполнения общественных и государственных обязанностей, принять 0,251,0% от дней календарных;
- продолжительность рабочей смены, принимается 8 часов; /Кзот/
- предпраздничные дни;
- предвыходные дни;
- дни отпуска, совпадающие с предвыходными и предпраздничными днями;
- время, на которое сокращен рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни, принимается 1 час. /Кзот/
По этой формуле определяют годовой фонд рабочего времени всех основных групп работников АТП.
1. Численность водителей
,
где - автомобиле-часы в эксплуатации, определяются произведением дней календарных, среднесписочного количества автомобилей, коэффициента выпуска и продолжительности работы на линии;
- подготовительно-заключительное время, установлено в размере 0,043 ч на 1 час работы или 18 минут на смену; .
ФРВ - фонд рабочего времени водителей, ч.
Для определения потребной численности ремонтных рабочих на годовой и квартальный периоды рассчитывают число ремонтов и трудоемкость работ в человеко-часах по каждому виду воздействий: ТР, ТО-2, ТО-1, ЕО (в соответствии с нормами, установленными Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта).
2. Численность рабочих по обслуживанию и ремонту ПС
, (1)
где - суммарная трудоемкость по всем видам воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), чел.-ч.;
- фонд рабочего времени одного ремонтного рабочего на планируемый период, ч.
3. Потребность во вспомогательных рабочих определяется уровнем технической оснащенности предприятия. На АТП численность вспомогательных рабочих принимается 20 - 30% от числа ремонтных рабочих.
4. Потребная численность ИТР и служащих определяется по штатному расписанию.