Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Производительность труда и кадры АТП

  • 👀 1056 просмотров
  • 📌 1020 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Производительность труда и кадры АТП» doc
Тема 4 – Производительность труда и кадры АТП Производительность труда опреде­ляется количеством продукции, про­изведенной в единицу рабочего вре­мени, или количеством рабочего времени, затраченным на единицу продукции. На автомобильном тран­спорте производительность труда из­меряется, различными методами при­менительно к двум основным типам АТП — простому и смешанному. Простым АТП является такое, у которого продукция является одно­именной, т. е. может измеряться в тонно-километрах, пассажиро-ки-лометрах или платных километрах при одномарочном составе автомо­бильного парка. Смешанным АТП является пред­приятие с разноименной, продук­цией, выполняемой одномарочным или разномарочным подвижным со­ставом, а также предприятие с одно­именной продукцией, но выполняе­мой разномарочным автомобильным парком. Методы измерения ПТ На простых АТП производитель­ность труда определяется в нату­ральных показателях: тонно-кило­метрах, пассажиро-километрах или платных километрах, приходящихся на человеко-час, человеко-день или одного среднесписочного работаю­щего. Определение производительности труда водителей и в целом всех работников АТП указанным методом имеет существенный недостаток: в этом случае не учитывается такой важный показатель работы, как ко­личество перевезенных тонн или пас­сажиров на определенное расстоя­ние. В соответствии с этим АТП заинтересованы в увеличении рассто­яния перевозок грузов даже в слу­чае отсутствия действительной по­требности, так как это дает фиктив­ное повышение производительности труда водителей и других работников в натуральных показателях, что не может быть оправдано с народно­хозяйственной точки зрения. На смешанных АТП применение метода измерения производитель­ности труда в натуральных показате­лях вообще невозможно. В этом случае прибегают к определению производительности труда в при­веденных тонно-километрах. Их по­лучают путем перерасчета объема перевозок и транспортной работы, измеряемых различными единицами (тоннами, пассажиро-километрами, платными километрами пробега и др.), в единый показатель при помощи переводных коэффициентов. Приведение двух показателей про­изводительности труда (тонно-кило­метров и тонн) к единому (приведен­ным тонно-километрам) возможно потому, что эти показатели сопо­ставимы по затратам времени на выполнение 1 т-км транспортной работы, погрузки и выгрузки 1 т \ груза. Аналогично можно сопоста­вить, транспортную работу в пассажиро-километрах и объем перевозок в пассажирах. Время, необходимое для .погрузки и выгрузки 1 т груза, (ч) где ^п.р — время простоя под погрузкой и раз­грузкой на одну ездку и время на выполнение подготовительно-за­ключительных операций, ч; $ — грузоподъемность подвижного со­става, т; 7с — коэффициент статического исполь­зования грузоподъемности. За время, требуемое для погруз­ки и выгрузки 1 т груза при технической скорости ут и коэф­фициенте использования пробега (5 может быть выполнена транспортная работа (т-км) Полученная величина представ­ляет собой произведение времени на погрузку и выгрузку 1 т груза и транспортной работы в 1 т-км и принята в качестве переводного коэффициента (для перевода тонн в условные тонно-километры). Таким образом, переводной коэффициент кп=р,рп.р. (102) Он является условной величиной, определяемой структурой парка под­вижного состава, состоянием дорож­ного покрытия, организацией пере­возочного процесса, степенью меха­низации погрузочно-разгрузочных работ. При изменении этих факторов величина переводного коэффициента может изменяться. Минавтотрансом РСФСР для каж­дого транспортного'управления ут­верждены коэффициенты для пере­вода тонн в приведенные тонно-километры (в среднем й„ = 6). ТОАТ вводят дифференцированные коэф­фициенты для подведомственных транспортных предприятий. На смешанных АТП устанавли­вают коэффициенты для перевода в приведенные тонно-километры всех виппн. тпанспОРТНОЙ работы.-Величи- на переводных коэффициентов со­ставляет: по маршрутным городским автобусам —0,4 за 1 пасс-км, по маршрутным внегородским автобу­сам —0,25 за 1 пасс-км, по легковым автомобилям-такси—4 за 1 платный километр. По грузовым автомобилям с поча­совой оплатой полученный расчетный грузооборот и объем перевозок переводят с помощью установленных коэффициентов в приведенные тонно-километры. Расчетный грузооборот вычисляют путем перемножения гру­зоподъемности автомобиля на общий пробег и на 0,3— величину коэф­фициента пересчета, который опреде­ляют как произведение коэффициен­тов использования пробега и грузо­подъемности на основании действу­ющей инструкции ЦСУ СССР. Объем перевозок рассчитывают путем деле­ния расчетного грузооборота на среднюю дальность перевозок по повременным грузовым автомоби­лям, которая условно равна 80% от бредней дальности перевозок по «сдельным» автомобилям. Для плановых «укрупненных» рас­четов 1 ч работы повременного автомобиля приравнивается 0,55.т и 7 т-км. По заказным автобусам коли­чество пассажиро-километров под­считывают аналогично, при этом произведение коэффициентов исполь­зования пробега и вместимости при­нимается 0,65. В случае выполнения АТП работ нетранспортного характера (транс-портно-экспедиционных,. бытового обслуживания и др.) в приведенные тонно-километры переводят рубли валового дохода по этим работам. Переводной коэффициент опреде­ляют делением заработной платы, приходящейся на 1 руб. валовых доходов от операций нетранспортно­го характера, на заработную плату, приходящуюся на 1000 приведенных тонно-километров транспортных опе­раций. На основании этого рассчитывают суммарное количество приведенных тонно-километров по операциям транспортного и нетранспортного характера. Производительность труда в отно­сительных показателях определяется как отношение приведенных тонно-километров к численности водителей или к среднесписочному числу ра­ботников (в зависимости от того, по какой группе работников рас­считывают) . В настоящее время на АТП измерение производительности труда осуществляется в денежном выра­жении. Преимущество этого метода заключается в том, что он может •применяться для определения произ­водительности труда работников лю­бых предприятий. Такой способ поз­воляет дать оценку производитель­ности труда в отдельных отраслях и народном хозяйстве в целом. В целом за год производительность труда по АТП рассчитывают деле­нием объема транспортной 'продук­ции в денежном выражении на общее число работников, занятых на всех видах перевозок, а по авторемонтно­му предприятию— делением объема валовой продукции в денежном выражении на общее число работни­ков (промышленно-производственно-го персонала). Для определения производитель­ности труда отдельных категорий работников применяется метод нор­мированного времени, который за­ключается в том, что произведенная за определенный период разнородная продукция переводится в нормо-часы по действующим для данного участка работы нормам времени. Производительность труда при этом равна отношению продукции, выра­женной в нормо-часах 2ЯЧ, к отра­ботанным за этот период человеко-часам %ЧЧ, (%) Метод нормированного времени можно применять на всех участках работы автотранспортного и авто­ремонтного предприятий, так как он позволяет привести к одному показателю разнообразные виды выполняемой работы и одновременно тельность труда факторов, не зави сящих от работы данного участк (условия эксплуатации, стоим ост материалов и др.). Для оценки производительности труда отдельных категорий работников принимаются частные показать ли, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу. Та1 производительность труда водителе может оцениваться тоннами и тоннокилометрами; грузчиков (при ручной погрузке) —количеством тонн груз; погруженных и выгруженных а принятую единицу времени; ремонтно-обслуживающих рабочих — пробегом автомобилей, приходящимся на одного рабочего за определенный период времени, так как от степени технической готовности автомобильного парка зависит пробег автомобилей. Факторы повышения производительности труда Повышение производительное труда на автомобильном транспорте достигается вследствие лучшего и пользования имеющейся техники внедрения новой, более произвол тельной. Выпуск новых типов и моделей подвижного состава, имеющих повышенную грузоподъемность, более высокую скорость движения, надежность и долговечность, а таю специализированных на перевоз определенного рода грузов, способствует повышению производительности труда всех категорий работников АТП. Механизация процесс ТО и ремонта подвижного состава повышает производительность труда ремонтно-обслуживающих рабочих а механизация погрузочно-разгрузочных работ — производительное труда водителей и рабочих, занят на этих работах. Внедрение передовых методов с организации перевозок, сокращении простоя под погрузкой-разгрузкой и маршрутизация перевозок улучшают использование подвижного состава по времени, грузоподъемности и пробегу и, следовательно, повышают производительность труда Повышение производительное труда достигается за счет внедрения в произ­водство передовых методов труда, правильной орга­низации нормирования и оплаты труда. Большую роль в повышении про­изводительности труда играют науч­но-исследовательские институты, в которых разрабатываются новые формы организации перевозок, новые методы ТО и ремонтов, обеспечи­вающие, повышение производитель­ности труда. Большое влияние на производи­тельность труда оказывают правиль­ная организация и нормирование труда, а также формы и порядок оплаты труда работников. Заработ­ная плата является важным экономическим фактором, посредством кото­рого достигается личная материаль­ная заинтересованность каждого работника в результатах труда, и поэтому она служит стимулом по­вышения производительности труда. Планирование численности АТП Численный состав кадров зависит от типа и структуры, предприятия, типа и грузоподъемности эксплуа­тируемых автомобилей, режима ра­боты, а также системы кооперирова­ния АТП с ремонтными и другими предприятиями. В списочный состав работников предприятия, учрежде­ния, организации должны включаться все категории работников, приня­тых на постоянную, сезонную или временную работу сроком не менее одного дня, со дня зачисления на работу. Численность списочного состава в на каждый день отчетного периода, как правило, бывает неодинакова в связи с выбытием и приемом на работу новых работников, поэтому вычисляется среднесписочная чис­ленность, которая необходима для определения средней заработной пла­ты, производительности труда, коэф­фициентов оборота, текучести кадров и других показателей. Для практической деятельности предприятий большое значение имеет определение фактического (явочно­го) наличия работников предприя­тия, в которое включаются все работники, вышедшие на работу. Разница между среднесписочным и фактическим Числом работников оп­ределяется неявкой работников на производство вследствие болезни, отпуска, исполнения государствен­ных обязанностей и т. п. Кроме списочного состава, на АТП может быть привлечено некото­рое количество нештатного персона­ла для выполнения работ, объем которых незначителен. Их числен­ность в плане по труду не преду­сматривается, а для оплаты труда обычно предусматривается некото­рый фонд заработной платы нештат­ного персонала. Классификация работников АТП Работники основной деятельности автомобильного транспорта подраз­деляются на несколько категорий, которые являются общими для всех отраслей народного хозяйства. 1. Рабочие - относятся все лица, непосредственно участвующие в про­цессе производства продукции, они делятся на 1) основных - водители, кондуктора, грузчики, рабочие по обслуживанию складов, рабочие, занятые на всех видах ТО и ремонта автомобилей, в том числе и рабочие подсобных цехов - кузнецы, маляры, токари, слесари, фрезеровщики и т. д. Грузчики, кладовщики и весовщики на складах относятся к основным видам рабочих и включают в план по труду и заработной плате предприятия по основной деятельности в том случае, если погрузочно-разгрузочные и складские операции выполняются силами средствами АТП. 2) вспомога­тельных - рабочие занятые на работах по обслуживанию оборудования и рабочих мест предприятия К ним относятся рабочие ОГМ инструментального цеха, ОТК, уборке цехов, по обслуживанию складов и транспортные рабочие. 2. Инженерно-технические работники - относятся лица, занимающие 1) административные и инженерно-технические должности: руководство предприятия (начальник, главный инженер, начальники цехов, отделов, гаража, ремонтной зоны, мастера), 2) работники технической службы (конструкторы, технологи, нормировщики, механики и др.), 3) планово-экономического отдела (экономисты) 4) службы эксплуатации (диспетчеры). 3. Служащие - относятся работники, занимающие различные административно-хозяйственные должности в отделе кадров, бухгалтерии, отделе снабжения, а также кассиры, статистики; кладовщики складов АТП не относящиеся к перевозочной работе. 4. Младший обслуживающий персонал - относятся дворники, уборщицы, курьеры и др. 5. Ученики - включаются лица, проходящие обучение на данном предприятии для получения соответствующей производственной профессии. Профессиональный состав работников АТП Группировка работников по профессиям проводится с целью изучения их профессионального состава. На автомобильном транспорте водители делятся на три группы классности, ремонтные рабочие на шесть групп в соответствии с их разрядами. Определение численности работников по категориям персонала Основными данными для установления контингента работников являются планируемый объем работ в человеко-часах и фонд рабочего времени одного рабочего в планируемом периоде. Фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего: где - дни календарные, принимается 365 дней; - праздничные дни, принимается 11 дней; /Кзот/ - выходные дни, при 6 дневной рабочей недели принимается 52 дня, при 5 дневной рабочей недели принимается 104 дня; - дни отпуска, принимается 28 дней; /Кзот/ - дни невыхода на работу по болезни, принять 23% от дней календарных; - дни выполнения общественных и государственных обязанностей, принять 0,251,0% от дней календарных; - продолжительность рабочей смены, принимается 8 часов; /Кзот/ - предпраздничные дни; - предвыходные дни; - дни отпуска, совпадающие с предвыходными и предпраздничными днями; - время, на которое сокращен рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни, принимается 1 час. /Кзот/ По этой формуле определяют годовой фонд рабочего времени всех основных групп работников АТП. 1. Численность водителей , где - автомобиле-часы в эксплуатации, определяются произведением дней календарных, среднесписочного количества автомобилей, коэффициента выпуска и продолжительности работы на линии; - подготовительно-заключительное время, установлено в размере 0,043 ч на 1 час работы или 18 минут на смену; . ФРВ - фонд рабочего времени водителей, ч. Для определения потребной чис­ленности ремонтных рабочих на годо­вой и квартальный периоды рассчи­тывают число ремонтов и трудоем­кость работ в человеко-часах по каждому виду воздействий: ТР, ТО-2, ТО-1, ЕО (в соответствии с нормами, установленными Положе­нием о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава авто­мобильного транспорта). 2. Численность рабочих по обслуживанию и ремонту ПС , (1) где - суммарная трудоемкость по всем видам воздействий (ЕО, ТО-1, ТО-2, ТР), чел.-ч.; - фонд рабочего времени одного ремонтного рабочего на планируемый период, ч. 3. Потребность во вспомогательных рабочих определяется уровнем технической оснащенности предприятия. На АТП численность вспомогательных рабочих принимается 20 - 30% от числа ремонтных рабочих. 4. Потребная численность ИТР и служащих определяется по штатному расписанию.
«Производительность труда и кадры АТП» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 94 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot