Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Экономика

  • 👀 307 просмотров
  • 📌 255 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Экономика» doc
ВВЕДЕНИЕ Великим ученым Древней Греции Аристотелем было дано название науке – экономика. Он соединил два слова: «эйкос» - хозяйство и «номос» - закон, так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства». В экономической жизни есть три главных участника: семья, фирмы и государство. Они взаимодействуют между собой, координируя свою деятельность, как непосредственно друг с другом, так и через рынки факторов производства (то есть ресурсов, с помощью которых можно организовать производство благ) и потребительских товаров (благ, которые потребляются непосредственно людьми). Фирмы и государство играют большую роль в экономике, но человек, семья – вот главные действующие лица экономики. Поведение людей, их решения в конкретных хозяйственных ситуациях определяют деятельность фирм, государственных организаций, рынков. Россия имеет мощную транспортную систему, включающую в себя все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской, водный, морской, авиационный. Геополитическое расположение России между Европой и Азией - определяет ее особую, ключевую роль в формировании евроазиатских связей, она имеет все возможности стать крупнейшим транзитным мостом (2004г. - 37% российские перевозчики в объеме международных автомобильных перевозок). Экономика – это наука, которая исследует поведение людей, связанное с производством, распределением и потреблением необходимых им благ. Экономика связана с другими дисциплинами: математикой, финансами, налогообложением, правом, АФХД и др. Рыночная экономика – совокупность хозяйственных отношений в обществе, регулируемых рыночным механизмом. При этом координация хозяйственной жизни осуществляется через систему рынков, цен, прибылей и убытков в условиях действия конкуренции. Эта система сама определяет: что, как и для кого производить, базируясь при этом на частной собственности, предпринимательстве и конкуренции. В рыночной экономике государство не вмешивается в жизнь самостоятельных предприятий, допуская лишь правовое и макроэкономическое регулирование рынка. Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект рынка созданный в соответствии с законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. У каждого предприятия должно быть три источника финансирования: 1) собственные средства (вложения учредителей); 2) заемные (займы и кредиты); 3) привлеченные (неуплата процентов, задержки заработной платы и др.) Тема 1.4. Основные средства Основные средства – представляют собой средства труда в материализованной форме, которые обслуживают производственный процесс в течении длительного периода времени и переносят свою стоимость на стоимость на стоимость готовой продукции по частям, без видимого изменения своей натурально-вещественной формы. По назначению основные фонды подразделяются: 1. Основные производственные фонды (ОПФ) – принимают непосредственное участие в производственном процессе или создают условия для его нормального протекания. 2. Основные непроизводственные фонды (ОНФ) – находятся в ведении предприятия, но непосредственного участия в производственном процессе не принимают. По роли в производстве подразделяются: 1. Активные – непосредственно участвуют в производственном процессе (оборудование, машины и др.). 2. Пассивные – создают условия для нормального протекания производственного процесса (здания, сооружения и др.). Типовая классификация основных фондов АТП по назначению: 1) Здания - (основных, вспомогательных, подсобных производств - 50%); 2) Сооружения - (мосты, тоннели, дороги, эстакады - 22%); 3) Передаточные устройства (водопроводы, газопроводы и др. - 5%); 4) Машины и оборудование (силовые, измерительные, вычислительные); 5) Транспортные средства (железнодорожный, автомобильный, воздушный и др.) 6) Инструменты и приспособления (сроком службы более 1 года); 7) Производственный инвентарь (столы, стеллажи, верстаки и др.) 8) Хозяйственный инвентарь (предметы хозяйственного и конторского назначения); 9) рабочий и продуктивный скот; 10) Многолетние насаждения; 11) Капитальные затраты по улучшению земель; 12) Прочие основные фонды. Способы стоимостной оценки ОПФ 1. По первоначальной стоимости – складывается из фактических затрат на приобретение фондов по ценам года приобретения с учетом транспортных расходов и затрат на монтаж оборудования. ОПФп = Цопф + Зт + Зм, Где: Цопф – цена приобретения ОПФ; Зт – затраты на транспортировку; Зм – Затраты на монтаж оборудования. ОПФп = ОПФо / 1 – (Nа * n) / 100; Где: ОПФо – остаточная стоимость ОПФ; Nа – норма амортизационных отчислений; n – количество отработанных оборудованием лет. 2. По восстановительной стоимости – учитывается стоимость воспроизводства ОПФ в новых производственных условиях в момент переоценки. Определяется аналогично первоначальной, но в ценах, приведенных к году переоценки ОПФ. 3. По остаточной стоимости – показывает часть первоначальной стоимости, которая еще не перенесена на стоимость готовой продукции ОПФо = ОПФп – А * n, Где: А – амортизационные отчисления; n – количество лет отработанных оборудованием. 4. Ликвидационная стоимость А) ОПФл = Сл – Зт - Здм, Где: Сл – стоимость лома; Зт – затраты на транспортировку; Здм – затраты на демонтаж. Б) ОПФл = Цопф – Зр, Где: Зр – затраты на их реализацию. 5. Среднегодовая стоимость ОПФ: А) в случае равномерного вода или выбытия ОПФ: ОПФ = (ОПФн.г. + ОПФк.г.) / 2; Где: ОПФн.г. – ОПФ на начало года; ОПФк.г. – ОПФ на конец года. Б) в случае неравномерного ввода: ОПФ = ОПФн.г. + (ОПФвв * Нд) / 12 – (ОПФвыб. * Нб) /12, Где: ОПФвв – ОПФ введенные, руб.; ОПФвыб. – ОПФ выбывшие, руб. Нд – число полных месяцев действия этих фондов, мес.; Нб – число полных месяцев бездействия этих фондов, мес. 6. Стоимость ОПФ на конец года: ОПФкг = ОПФнг + ОПФвв – ОПФвыб. Пример 1: Определить среднегодовую стоимость ОПФ, если известны следующие данные: Стоимость зданий и сооружений на начало года – 222 млн. руб.; Стоимость оборудования на начало года – 104 млн. руб.; Стоимость транспортных средств на начало года – 45,6 млн. руб.; Стоимость прочих ОПФ на начало года – 10,8 млн. руб. Во 2 месяце ввели в действие ОПФ на 4 млн. руб., а в 10 на 17 млн. руб. В 4 месяце выбыло ОПФ на 14 млн.руб. Решение: ОПФ = (222 + 104 + 45,6 + 10,8) + 4*10/12 + 17*2/12 – 14*8/12 = 379,2мил. руб. Пример 2: Определить среднегодовую стоимость ОПФ, если известны следующие данные: Стоимость ОПФ на начало года 567350 тыс. руб. Стоимость ОПФ на конец года 533450 тыс. руб. Решение: ОПФ = (567350 + 533450) / 2 = 550400 тыс. руб. Пример 3: Предприятие приобрело встраиваемую мебель на заводе изготовителе стоимостью 89000 рублей. Стоимость доставки 1000 рублей, а монтажа 5% от стоимости мебели. Определить первоначальную стоимость мебели. Решение: ОПФп = Цопф + Зт + Зм = 89000 + 1000 + 89000*0,05=94450 руб. Показатели использования ОПФ 1. Фондоотдача – показывает выпуск продукции на 1 рубль стоимости фондов: Фо = Q/ОПФ, Где: Q – стоимость произведенной продукции за год, руб. 2.Фондоемкость – показывает стоимость ОПФ на 1 рубль продукции: Фе = ОПФ/ Q 3. Фондовооруженность – показывает обеспеченность кадров предприятия ОПФ: Фв = ОПФ/ Ч, Где: Ч – среднесписочная численность работников предприятия, чел. Направления повышения эффективности использования ОПФ АТП 1. Модернизация производственно-технической базы с использованием технических средств диагностики, регулирование топливной аппаратуры и других технических средств, обеспечивающих работоспособность подвижного состава за счет повышения технической готовности. 2. Создание сети логистических центров, оказывающих услуги по оптимизации вариантов доставки грузов, поиску грузовой базы для обратной загрузки автотранспортных средств. 3. Применение экономико-математических методов; 4. Внедрение средств навигации при междугородних перевозках. 5. Диверсификация автотранспортной деятельности при наличии свободных производственных ресурсов. 6. Развитие сферы использования инструмента лизинговых операций при приобретении подвижного состава и современного гаражного оборудования. 7. Создание маркетинговых служб по поиску сегментов рынка, соответствующих специализации автотранспортного потенциала. Процесс воспроизводства через амортизацию В процессе производства происходит моральное старение и физический износ ОПФ. Физический износ – это утрата в процессе производства первоначальной потребительской стоимости в виду постепенного износа и требования замены новыми. Моральный износ – происходит за счет выпуска более производительной техники. Воспроизводство может быть простым (амортизация, ремонт, модернизация) и расширенным (капитальное строительство). Ремонт – это комплекс работ по поддержанию стоимости ОПФ или восстановлению первоначальной стоимости. Амортизация – это возмещение в денежной форме стоимости ОПФ, которая постепенно по мере износа ОПФ переносится на стоимость готовой продукции производимой с помощью этих фондов. Методы начисления амортизации: 1. Равномерный метод: А = Nа(%) * ОПФп /100% 2. Удвоенная амортизация: А = 2Nа(%) * ОПФп /100% 3. Куммулятивный – норма амортизации определяется путем деления числа лет на кумулятивное число. Пример: 5 лет назад АТП приобрело автобус стоимостью 1 млн. руб. Норма амортизации составляет 10%. Рассчитать сумму амортизационных отчислений полную, годовую и за 1 месяц работы автобуса. Решение: Аг = Nа(%) * ОПФп /100% = 10%*1000000/100=100000 руб. Ап=Аг*п= 100000*5=500000 руб. Ам= Аг/12=100000/12=8333,33 руб. Тема 1.5. Оборотные средства Оборотные фонды – это предметы труда, которые участвуют в производственном процессе и совершают оборот: деньги-средства-деньги в течении одного года или одного операционного цикла. Различают состав и структуру оборотных средств. Под составом оборотных средств понимают совокупность элементов, образующих оборотные средства. Соотношение между отдельными элементами оборотных средств, выражен­ное в процентах, называется структурой оборотных средств. Классификация оборотных средств: 1. По назначению: а) оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенная продукция, расходы будущих периодов); б) фонды обращения (готовая продукция, средства в расчетах, денежные средства). 2. По принципам организации: а) нормируемые (готовая продукция, производственные запасы, незавершенная продукция); б) ненормируемые (денежные средства, средства в расчетах). 3. По источникам финансирования: а) собственные; б) заемные; в) привлеченные. 4) По ликвидности: а) мало ликвидные (материальные оборотные средства, запасы); б) средне ликвидные (средства в расчетах, дебиторская задолженность); в) абсолютно ликвидные (денежные средства, краткосрочные финансовые вложения). Ликвидность – это время необходимое для превращения имущества предприятия в денежную наличность. 5. По стабильности: а) системная часть – постоянная (запасы); б) варьирующая часть – потребность в переменных оборотных средствах возникает в пиковые моменты операционного цикла (все остальные). Нормативы оборотных средств на автотранспортном предприятии рассчитывают ис­ходя из необходимости образования запасов материалов, топлива, запасных частей и агрегатов, автомобильных шин, малоценных и быстроизнашивающихся предме­тов, незавершенного производства по ремонту автомобилей и расходов будущих периодов. Эти элементы оборотных средств функционируют в сфере производства. Повышение степени использования оборотных средств выражается в уско­рении их оборачиваемости, то есть в увеличении числа оборотов и сокращении продолжительности одного оборота. Ускорение оборачиваемости оборотных средств имеет большое значение, так как способствует увеличению объема выпускаемой продукции без привлечения дополнительных оборотных средств или уменьшает потребность предприятия в оборотных средствах, способствует укреплению платежеспособности предприятия. Замедление же оборачиваемости «замораживает» денежные средства, ухудшает финансовое положение предприятия. Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятия в современных условиях. Эффективность использования оборотных средств на автомобильном транс­порте определяется, прежде всего, отношением валовых доходов от автомобильных перевозок к сумме оборотных средств. Это отношение определяет стоимость вы­полненных перевозок на 1 руб. оборотных средств или оборачиваемость оборотных средств (число оборотов оборотных средств за определенный период времени). При ускорении оборачиваемости оборотных средств увеличивается стои­мость выполненных автомобильных перевозок на 1 руб. оборотных средств. Основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств на авто­мобильном транспорте являются: • повышение производительности подвижного состава вследствие улучше­ния организации автомобильных перевозок; • строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и де­нежных средств на основе внедрения прогрессивных норм расхода топливо - сма­зочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также ликвидации бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей; • улучшение организации материально-технического снабжения, нормиро­вания и планирования оборотных средств; • своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные пе­ревозки и с организациями на поставку материальных фондов, а также строгое со­блюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и постав­ки материальных ценностей. • снижение времени простоя подвижного состава в ТО-2 и TP, что способст­вует сокращению незавершенного производства, следовательно, благоприятствует повышению оборачиваемости оборотных средств. Показатели использования оборотных средств 1) Коэффициент оборачиваемости оборотных средств: Коб = РП/ОБ.СР., Где: РП – реализованная продукция, руб. ОБ.СР. – оборотные средства, руб. Оборачиваемость оборотных средств как экономический показатель харак­теризует продолжительность одного оборота и число оборотных средств за опреде­ленный период. 2) Длительность одного оборота: Д = Дп/ Коб., Где: Дп – дни в периоде, дн. При расчете числа оборотов берется полная величина дохода без учета отчислений на строительство дорог, так как в настоящее время эти отчисле­ния не производятся. 3) Коэффициент закрепления: Кз = 1/Коб. Пример: Определить потребность в оборотных средствах на планируемый год, если валовые доходы – 8470 тыс. руб., планируемое количество оборотов – 21,4; Рассчитать, как изменится потребность в оборотных средствах, если число оборотов увеличится на 0,6. Решение: 1) Определяем потребность в оборотных средствах: Коб = РП/ОБ.СР. => ОБ.СР. = РП/Коб.; ОБ.СР. = 8470/21,4 =395,79 тыс.руб. 2) Определяем изменение потребности в оборотных средствах: ОБ.СР. = 8470/21,4+0,6 = 385 тыс.руб. Тема 2.3. Организация и планирование заработной платы на предприятиях автотранспорта 1. Состав и структура работников на предприятии Кадры предприятия – это основной (штатный) состав работников предприятия владеющих профессиональными знаниями и практическими навыками для осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Структура кадров – это соотношение численности различных категорий работающих. Схема: Кадры предприятия Персонал АТП подразделяется на следующие категории: 1. Рабочие – лица, принимающие непосредственное участие в автотранспортном процессе, а также, обеспечивающие производственный процесс: а) Основные рабочие – лица, оказывающие непосредственное воздействие на рост объемов производства. б) Водители подвижного состава – лица, осуществляющие перевозки грузов или технологические автотранспортные процессы. в) Ремонтные и ремонтно-вспомогательные рабочие – лица, обеспечивающие технологическое обслуживание и ремонт автотранспорта, рабочие отделов главного механика, складских помещений. 2. Специалисты – лица, занимающие инженерно-технические должности (директор и его заместители, работники отделов, колон и цехов обеспечивающих перевозки грузов, операции по ТО и ремонту). 3. МОП – работники по обслуживанию служебных помещений. 4. Работники пожарно-сторожевой охраны 5. Ученики – лица, проходящие производственное обучение. Ориентировочная структура персонала АТП: рабочие - 87%, в т.ч. водители 61,5%, ремонтные рабочие 25,5%; специалисты - 8%; служащие - 4.6%; МОП и ПСО - 0,3%; Ученики – 0,1%. Расчет численности работников предприятия 1. Численность основных рабочих рассчитывается по формуле: Nр = Тр/(ФВР∙Кw) , (чел.) Где: Тр – годовая трудоемкость работ, чел/час ФВР – фонд рабочего времени в часах на одного рабочего. Кw – коэффициент выполнения норм выработки, % 1.1. Фонд рабочего времени рассчитывается по формуле: ФРВ = (Дк-Двых-Дпр-Дотп-Дув)∙Тсм , (час.) Где: Дк – календарные дни, (365) Двых – выходные дни, (105) Дпр – праздничные дни, (11) Дотп – дни отпусков, (28) Дув – дни не выхода на работу по уважительным причинам, (4-6) Тсм – продолжительность смены, час. 2. Расчет численности вспомогательных рабочих Вспомогательные рабочие – это рабочие вспомогательных цехов и рабочие основных цехов занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест. Nвсп = (20%/100%)∙Nр , (чел.) Где: Nр – число основных рабочих. 3. Расчет численности ремонтных специалистов и служащих Nрсс = (8%/100%)∙Nр , (чел.) 2. Принципы организации заработной платы Заработная плата – это вознаграждение работника за предоставленный труд. Уровень заработной платы зависит от следующих факторов: 1) результата хозяйственной деятельности предприятия; 2) кадровой политики предприятия; 3) роли профсоюзов; 4) уровня безработицы в регионе. Принципы оплаты труда 1. Заработная плата выплачивается за качество и количество изготовленной продукции или за объем работ или за фактически отработанное время. 2. Труд квалифицированного рабочего должен оплачиваться выше, чем неквалифицированного. 3. Учитывается значение отрасли в Н/Х по технологическим особенностям. 4. Работникам обязаны предоставлять льготы и доплаты за вредные и тяжелые условия труда. 5. Темпы роста производительности труда должны превышать темпы роста заработной платы. Организация оплаты труда включает следующие элементы: 1. Формирование фонда оплаты труда. 2. Нормирование труда. 3. Установление тарифной системы. 4. Определение формы и системы оплаты труда. 3. Тарифная система оплаты труда Тарифная система – это совокупность нормативов, с помощью которых регулируется уровень заработной платы различных групп и категорий работников в зависимости от: - квалификации работников; - сложности выполняемой работы; - условий, характера и интенсивности труда; - условий (в том числе природно-климатических) выполнения работ; - вида производства. Тарифная система включает в себя: 1. Тарифная сетка – это шкала, состоящая из определённого количества тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов и (или) тарифных ставок. 2. Тарифные коэффициенты показывают, во сколько раз труд работника более высоких разрядов оплачивается выше труда работника 1-го разряда. Счп = Сч1р * Тк, Где: Сч1р – часовая тарифная ставка рабочего 1 разряда, руб./час. Тк – тарифный коэффициент соответствующего разряда. 3. Тарифные ставки – это выраженный в денежной форме размер оплаты труда за выполненную работу в зависимости от её сложности или квалификации работника за единицу рабочего времени. Они могут быть часовые, дневные и месячные (оклады) и выражают абсолютный размер оплаты труда в денежном выражении. Тарифная ставка 1-го разряда является наименьшей. Путём умножения её на тарифный коэффициент, присвоенный соответствующему разряду, определяется тарифная ставка всех остальных разрядов. Размер минимальной часовой тарифной ставки рассчитывается путём деления законодательно установленного минимального размера оплаты труда на среднемесячное количество рабочих часов. 4. Единый тарифно-квалификационный справочник – предназначен для тарификации работ, определения уровня квалификации работника и присвоения ему соответствующего разряда. При организации оплаты труда осуществляется как тарификация работников, так и работ. Основным критерием для присвоения тому или иному работнику определённого тарифного разряда служит наличие у него профессиональных трудовых навыков, необходимых для выполнения работ, отнесённых к данному тарифному разряду. Районный коэффициент к заработной плате представляет собой нормативный показатель степени увеличения заработной платы работника в зависимости от местоположения предприятия. Данный коэффициент не образует новых тарифных ставок, так они применяются не к тарифным ставкам, а к заработной плате работников. В основном они представляют собой относительное увеличение заработной платы работников, подсчитанное с учётом структуры потребления и разницы в ценах на различные товары и услуги. Районные коэффициенты могут колебаться в пределах от 1,0 до 2,0. С помощью районных коэффициентов осуществляется межрайонное регулирование заработной платы. 4. Формы и системы оплаты труда Наиболее распространёнными формами оплаты труда является сдельная и повременная, которые находят отражение в разновидностях систем оплаты труда. Все разновидности форм и систем оплаты труда базируется на тарифной системе и нормировании труда. Различают следующие разновидности повременной формы оплаты труда: А) Простая повременная ЗПпп = Сч,дн * ФРВф ч,дн (руб) При простой повременной системе ЗП начисляется по тарифной ставке работника данного разряда за фактически отработанное время. Может устанавливаться: часовая, дневная, месячная тарифная ставка. Б) Повременно – премиальная система оплаты труда представляет собой сочетания простой повременной оплаты труда с премированием за выполнение количественных и качественных показателей по специальным положениям о премировании работников. ЗПппр =ЗПпп +ПР, (руб) Пр=%ПР/100% * ЗПпп, (руб). В) окладная - при окладной системе оплата труда производится не по тарифным ставкам, а по установленным месячным должностным окладам. Система должностных окладов используется для руководителей, специалистов и служащих. Должностной месячный оклад - абсолютный размер заработной платы, устанавливаемый в соответствии с занимаемой должностью. Окладная система оплаты труда может предусматривать элементы премирования за количественные и качественные показатели. На предприятии любой формы собственности должны быть утверждённые руководством штатные расписания, где указываются должности работников и соответствующие этим должностям месячные оклады. В рыночной экономике нет строгой регламентации в оплате труда, каждый предприниматель может применять различные варианты оплаты труда, которые соответствуют целям предприятия. Г) контрактная. 2. Сдельная форма оплаты труда – позволяет установить размер ЗП работника в зависимости от объема выполненных работ, который может быть измерен в натуральных и трудовых единицах измерения и согласно сдельной расценке. Сдельная расценка рассчитывается по формуле: Рсд= Сч * tскто, (руб) Где: Сч – часовая тарифная ставка соответствующая среднему разряду ремонтных рабочих, руб. Tскто – скорректированный норматив трудоёмкости ТО, норма–час Различают следующие разновидности сдельной формы оплаты: А) простая сдельная ЗП – устанавливается прямая зависимость заработка работника от его выработки ЗПп.сд = Рсд * Тр, (руб ) ЗПп.сд = Рсд * Q, (руб ) Б) Сдельно-премиальная ЗП ЗПсд.пр =ЗПп.сд +ПР, (руб) Пр=%ПР/100% * ЗПп.сд, (руб). В) Сдельно-прогрессивная – заработная плата рассчитывается за выполненное задание в пределах нормы, а за каждое следующее изделие сверх нормы по сдельно прогрессивной расценке. ЗПсд.прогр. = ЗПсд.н. + Рсд.п. * Qс.н.,(руб) Г) Косвенно- сдельная – применяется для оплаты труда вспомогательных рабочих ЗПк.сд.= Рк.сд. * Qф, (руб) Рк.сд. = Сч * Рк.сд. [1/Нввыр*Чосн], (руб) Д) Аккордная – применяется тогда, кода необходимо усилить материальную заинтересованность рабочих в сокращении сроков выполнения работ, пи этом устанавливается ФОТ на весь объем работ и оплата производится только по окончанию выполнения работ. Е) Аккордно – премиальная. 5. Премирование в организации Премирование является одним их главных стимулов повышения производительности труда работников. Премия выплачивается на основании положения «О премировании» по каждой категории работников. Работников на предприятии премируют за качество работы, выполнение и перевыполнение плана, новаторство, экономию материальных ресурсов и др. Тема 3.1. Издержки производства и себестоимость продукции (работ, услуг) Cебестоимость – это денежное выражение всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Виды себестоимости: а) плановая – характеризует предполагаемые затраты на производство и реализацию продукции исходя из норм расхода материалов, использование рабочего времени и оборудования. б) фактическая - показывает действительные затраты. В зависимости от объема определения затрат в себестоимости различают: 1. Технологическую себестоимость – включает затраты на сырьё, материалы, комплектующие, топливо, энергию, расходы по оплате труда основных рабочих и расходы связанные с обслуживанием оборудования. 2. Цеховая себестоимость – включает технологическую себестоимость и расходы цеховые. 3. Заводская себестоимость (производственная) – включает цеховую себестоимость и расходы заводские. 4.Себестоимость полная – включает заводскую себестоимость и расходы внепроизводственные. Структура себестоимости Затраты группируются: а) По экономическим элементам; б) По статьям калькуляции; По экономическим элементам затраты объединяют по принципу их экономической однородности не зависимо от того, где и с какой целью они были произведены. Такая группировка используется при составлении смет. Экономические элементы: 1. Материальные затраты; 2. Расходы на оплату труда; 3. Отчисления от зарплаты на социальное страхование; 4. Амортизация основных фондов; 5. Прочие. Данная классификация не позволяет определить затраты на производство отдельного вида продукции, а также единицу продукции. Для этого применяют группу затрат по статьям калькуляции - затраты распределяют исходя из цели и места их возникновения. Статьи калькуляции: 1. основное сырьё и материалы; 2. вспомогательное сырьё; 3. покупные полуфабрикаты и комплектующие; 4. возвратные отходы; 5. топливо на технологические нужды; 6. энергия на технологические нужды; 7. основная заработная плата основных производственных рабочих; 8. дополнительная заработная плата основных производственных рабочих; 9. возмещение износа спец.инструмента и оснастки; 10. расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (смазка, чистка, заработная плата слесарей, текущий ремонт); 11. плата за воду; 12. цеховые расхода (эксплуатация и текущий ремонт зданий и сооружений цеха, отопление, освещение, вентиляция, охрану труда и технику безопасности, зарплата цехового персонала за исключением ОПР); 13. общезаводские расходы; 14. потери от брака (его изготовления и исправления); 15. внепроизводственные расходы (тара, упаковка, хранения, транспортировка). Классификация затрат 1. По способу включения в себестоимость: а) прямые - связанны непосредственно с изготовлением отдельной детали; б) косвенные – (накладные) связаны с изготовлением нескольких видов изделий, включаются в себестоимость единицы продукции путём распределения пропорционально какой-либо базе. 2. В зависимости от объема производства: а) постоянные; б) переменные – расходы величина которых изменяется пропорционально изменению объёма производства (материалы, заработная плата ОПР и др.) в) условно-постоянные – это расходы, величина которых не меняется или меняется незначительно от изменения объёма производства (освещение, отопление, зарплата административно-управленческого персонала). Пример: Автотранспортное предприятие имеет следующие затраты за квартал: • материалы 14500 тыс. руб. • затраты на эксплуатацию оборудования 7200 тыс. руб. • заработная плата основных производственных рабочих 11640 тыс. руб. • норма накладных расходов 95% Определить себестоимость ремонтных работ. Решение: 1) Определяем прямые затраты: ПЗ = М +ЗП + Зэ = 11640 + 7200 + 14500 = 33340 тыс. руб. 2) Определяем накладные расходы: НР = 95%/ 100% * ПЗ = 0,95 * 33340 = 31673 тыс. руб. 3) Определяем себестоимость: С/С = ПЗ +НР = 33340 +31673 = 65013 тыс. руб. Факторы и пути снижения себестоимости на автомобильном транспорте Большинство факторов, влияющих на уровень себестоимости, находят отражение в улучшении технико-эксплуатационных показателей использования подвижного состава. Можно выделить следующие основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики: - использование достижений НТП; - совершенствование организации производства и труда; - государственное регулирование экономических процессов. Деятельность предприятий по обеспечению экономии затрат в подавляющем большинстве случаев требует затрат труда, капитала и финансов. Затраты по экономии издержек тогда эффективны, когда рост полезного эффекта (в самых разных формах) превысит затраты на обеспечение экономии. Естественно возможен и пограничный вариант, когда уменьшение издержек на производство изделия не изменяет его полезных свойств, но позволяет снизить цену в конкурентной борьбе. В современных условиях типичным является не сохранение потребительских качеств, а экономия на издержках в расчете на единицу полезного эффекта или других важных для потребителя характеристик. Наиболее важная черта НТП второй половины 20 века – переход к принципиально новому технологическому способу производства. Его преимущество не только в более высокой экономической эффективности, но и в возможности производить новые материальные блага, услуги, которые существенно изменяют весь уклад жизни, приоритеты жизненных ценностей. Что касается совершенствования организации производства и труда, то этот процесс наряду с экономией на издержках за счет сокращения потерь практически во всех случаях обеспечивает повышение производительности труда, то есть экономию затрат живого труда. В снижении издержек производства значительная роль принадлежит государственным программам в области НТП и государственным стандартам. Организационно-технические мероприятия по снижению затрат Систематическое снижение издержек – основное средство повышения прибыльности функционирования фирмы. Основные направления снижения издержек производства во всех сферах национальной экономики: - использование достижений НТП; - совершенствование организации производства и труда; - государственное регулирование экономических процессов. Тема 3.2. Ценообразование в рыночной экономике Политика ценообразования на АТП и ремонтных предприятиях является составной частью общей ценовой политики РФ и исходит из общих для всех принципов ценообразования. Особенностью является то, что в этом процессе одновременно участвуют и заказчик, и исполнитель. Ценообразование – это процесс образования цены. Принципы ценообразования: 1. Цена должна отражать общественно необходимые затраты труда. 2. Цена должна обеспечивать возмещение издержек в производстве и обращении. 3. Цена должна обеспечивать определенный размер прибыли. Механизм рыночного ценообразования – это процесс формирования, изменения цены на товары, работы, услуги в результате воздействия на нее участников рынка и ценообразующих факторов. Основные методы ценообразования: 1. Себестоимость + прибыль. 2. На основе ощущаемой ценности товара. 3. На основе цен лидера. Цена является экономическим рычагом в повышении эффективности производства и оказывает непосредственное влияние на производство, распределение, обмен, потребление. Государство устанавливает государственные цены на продукцию монополистов (воду, эл.энергию и др.). А также устанавливает базовые цены для экономики страны на социально-значимые группы товаров. Государственная система предусматривает три элемента: 1. Фиксированные цены. 2. Регулируемые – имеют верхний и нижний предел. 3. Мировые – в конвертируемой валюте на международных рынках. Цена – это денежное выражение стоимости товара. Функции цен: 1. Измерительная – показывает полезность, ценность товаров, работ, услуг. 2. Регулирующая – уравновешивает спрос и предложение. 3. показывает заинтересованность производителя в производстве годной, прибыльной и рентабельной продукции. 4. Социальная – определяет размер потребительского бюджета. Виды цен: 1. Государственная =себестоимость + прибыль (в % от себестоимости). 2. Рыночная – есть цена спроса, предложения и равновесная. 3. Отпускная = полная себестоимость + прибыль от реализации + акциз + НДС. 4. Оптовая = отпускная цена + оптово-сбытовая надбавка. 5. Розничная = оптовая цена + торговые надбавки. 6. Договорная. 7. Предельная. 8. Прейскурантная – цены или тарифы, зафиксированные в специальном документе. 9. Прогнозируемая. 10. Сезонная. Тема 3.3. Прибыль и рентабельность Прибыль – важнейший показатель деятельности предприятия, выполняющий следующие функции: 1) характеризует размер денежных накоплений предприятия; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Прибыль является одним из основных источников пополнения госбюджета. Виды прибыли: 1) прибыль от реализации продукции, оказания услуг или выполнения работ, т.е. прибыль от основной деятельности, определяется как разница между выручкой от реализации без налога на добавленную стоимость, акцизов и себестоимостью продукции, работ или услуг. Пр = В – НДС – С/С, где: Пр – прибыль от реализации; В – выручка предприятия; НДС - налог на добавленную стоимость; С/С – себестоимость продукции. 2) Валовая прибыль – это общая сумма прибыли (убытка), которую предприятие получает от всех видов своей деятельности (от реализации продукции, работ или услуг, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям). В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: - доходы (расходы) получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий; - доходы (расходы) от сдачи имущества в аренду; • доходы (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством продукции и ее реализацией; • дивиденды, проценты по ценным бумагам. 3) Налогооблагаемая прибыль – это сумма прибыли, с которой предприятие уплачивает налог на прибыль в бюджет по установленной ставке 20%. Пно = ВП – Л – Доп Где: ВП прибыль валовая, руб. Л – льготы по прибыли, руб. Доп – доходы, облагаемые в особом порядке (дивиденды, доходы от сдачи имущества в аренду), руб. Законом установлен ряд льгот по налогу на прибыль, в частности: - по суммам, направляемым на благотворительность; - по суммам, направляемым на финансирование кап.вложений производственного и непроизводственного назначения; - по суммам, направляемым на природоохранные мероприятия. 4) Чистая прибыль – это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Рентабельность Важным показателем оценки полученных финансовых результатов является рен­табельность предприятия. Она характеризует экономическую эффективность использо­вания основных производственных фондов и оборотных средств. Рентабельность – это прибыль, выраженная в процентах; - это относительная величина, показывающая отношение прибыли к текущим или единовременным затратам. Рентабельность продукции определяется отношением прибыли к себестоимости реализованной продукции (услуг, работ): Rп = Пр/С * 100% Рентабельность продаж: Rпр = Пр/В * 100% Рентабельность производства: Rпроизв. = Пр/(ОПФ+ОБ.СР.) * 100%
«Экономика» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 634 лекции
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot