Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК МЕТОД
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Цель:. Формирование у обучающихся целостного представления о
теоретических основаниях социального прогнозирования.
Перечень изучаемых элементов содержания. Социальный прогноз,
прогностическая деятельность, методологические подходы к социальному
прогнозированию, место и роль социального прогнозирования в
профессиональной деятельности специалистов социальной сферы
Тема 1-2. Прогноз и прогностическая деятельность
1. Прогноз и предвидение: сущностные характеристики и историческое
развитие
2. Онтологические, гносеологические и генетические основы предвидения
3. Социальная прогностика как научная дисциплина
4. Глобалистика и деятельность Римского клуба
5.Социальное прогнозирование в СССР
Слово «прогноз» происходит от греческих слов «про» (вперед) и
«гносис» (познание), а переводится как «предвидение», «предсказание». В
русском языке приставки «пред», «перед» дают представление о
расположении впереди, об опережении, видеть и сказать наперед, то есть
увидеть и сказать то, чего нет, но что может произойти.
С давних времен человека характеризует желание заглянуть в будущее.
Оно отпугивает и притягивает. Противоречивость ситуации особенно ярко
ощущается в подростковом возрасте: «Когда влезать на скалу очень страшно,
но не можешь от этого желания отделаться, опасность притягивает, манит».
Использование прогноза в социальном развитии социума и прежде
всего личности неоднозначно. Так, предсказание успеха может вызвать
мобилизацию сил, воодушевление, а предсказание катастрофы способно
вызвать панику и обострить ситуацию, но может вызвать своевременное
вмешательство и ликвидацию угрозы.
Чтобы
профессионально
использовать
стимулирующую,
мобилизующую роль прогноза, нужны теоретические обоснования и
технологические разработки, которых явно недостаточно и которые крайне
необходимы социальному работнику, помогающему человеку стать
субъектом личностного развития, занять субъектную позицию при решении
своих социальных проблем.
Рассмотрим в историко-философском и психологическом ключе эту
проблему. Тысячелетиями идея проникновения в будущее волновала ум
человека. Философы утверждают, что знание будущего характеризует
уровень развития свободы человека, позволяет ему из нескольких
имеющихся способов (вариантов) своего действия в настоящем выбрать
наилучший.
Способность человеческого ума предвидеть будущее развивалась
постепенно. Из давних времен дошли до нас китайская «Книга перемен»,
гадание на картах, сонники, физиогномика, графология, астрология,
хиромантия, нумерология, экстрасенсорика и т.п.. Все, это было предметом
длительного и внимательного изучения тех, кто стремился предсказать
судьбу человека, рождая легенды, мифы, предания, пророчества.
В древности Аристотель, Пифагор, позднее - Галь, Нострадамус, затем
- Кант, Шопенгауэр, Ницше, Ванга и другие стремились по-своему
осмыслить эти формы человеческого знания.
Один из самых ярких мифов Древней Греции - трагедия Эдипа.
Согласно легенде, оракул предсказал фиванскому царю Лаю, что его сын
Эдип, рожденный Иокастой, убьет его самого, женится на собственной
матери и тем самым покроет позором весь род. Родители пытались
избавиться от ребенка, но он остался жив, то есть исправить судьбу не
удалось. Трагедия Эдипа - пример «самоподтверждающегося» прогноза.
Если заранее предопределено, что «написано на роду», так тому и быть. Так
надо ли знать, что написано на роду одного человека, целого народа? И как
этой информацией воспользоваться, распорядиться?
Гениальные умы древности (Конфуций, Сократ, Демокрит, Платон,
Аристотель, Квинтилиан), а позднее теоретики утопического социализма
(Мор, Кампанелла, Фурье, Сен-Симон, Оуэн) пытались понять, объяснить и
предсказать, как будут развиваться общество, человек, какую роль в развитии
человека должно играть воспитание.
Мера подтверждения этого знания долгое время оставалась на уровне
примет, пословиц и поговорок, народной педагогики, догадок, интуиции, что
теперь называют эмпирическим предвидением, длительный путь развития
которого стал прологом для научного предвидения. Строгое объективное
исследование вначале процессов и связей природы, а затем законов развития
человеческого общества положило начало научному предвидению.
И сегодня интерес к парадоксу прогнозирования привлекает внимание
исследователей. Вместе с тем, по мнению ряда авторов, выяснение сущности
прогнозирования неразрывно связано с необходимостью выработки
специфически прогностической системы понятий, в том числе правильного
определения понятия «прогноз», отграничения его от таких понятий, как:
«предвидение»,
«предсказание»,
«план»,
«программа»,
«проект»,
«предположение», «ожидание» и «гипотеза».
В этой связи необходимо дать краткие определения отдельным
элементам введенной в оборот «системы понятий».
Прогноз (от греч. pro - наперед, gnosis - познание) - суждение о
возможных состояниях объекта в будущем и (или) об альтернативных путях
и сроках их достижения.
Предвидение - это некий образ (видение) будущего без строгого
обоснования. По мнению А. Файоля, основателя классической
(административной) школы управления: «Управлять - это предвидеть, а
предвидеть - это уже почти действовать».
Предсказание - рациональное суждение о том, что произойдет в
будущем, без строгого обоснования.
План (от лат. planus - плоский, ровный) - заранее намеченный список
мероприятий с характеристикой целей, содержания и объемов,
предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения
определенных работ.
Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения и
требующее подтверждения.
Прогностическая деятельность - вид познавательной деятельности по
разработке прогноза, имеющей интеллектуальный, волевой и эмоциональный
компоненты; специальное научное исследование перспектив развития
какого-либо явления.
Прогностическая способность - индивидуально-психологическая
особенность личности, выступающая условием успешного выполнения
прогностической деятельности, одна из основных функций человеческого
сознания.
Прогностика - теория и практика прогнозирования, наука о
методологии и способах разработки прогноза.
Цель прогностики - повышение эффективности и техники разработки
прогнозов; исследование условий оптимального подбора методов
прогнозирования
и
способов
оценки
достоверности
прогнозов;
использования выводов теории вероятности, теории игр, теории принятия
решений; общей теории систем; психологическое обоснование участия
сознания и интуиции в прогнозировании как высшего интегратора
психической жизни человека, выполняющего функции отражения и
регулирования.
Под
социальным
прогнозированием
необходимо
по¬нимать
определение вариантов развития общества и выбор наиболее приемлемого,
оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных
обеспечить их реализацию. Это работа с альтернативами, анализ степени
вероятности и многовариантность возможных решений.
Отличительными особенностями социального прогнозирования
выступают:
• Сравнительно общий и абстрактный характер формулирования цели
прогнозирования (допущение большой степени вероятности).
Здесь под целью понимается правильное определение вероятностных
количественных
и
качественных
параметров
развития
объекта
прогнозирования, раскрытие вариантов ситуаций, в которых он окажется.
• Многозначность развития объекта прогнозирования.
Отличие социального прогнозирования от предвидения заключается в
том, что предвидение трактуется как невероятностное утверждение о
будущем, основанное на абсолютной достоверности или представляющее
собой логически сконструированную модель возможного будущего с
неопределенным уровнем достоверности.
• Отсутствие в социальном прогнозе директивности.
Качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана
заключается в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения
и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или
иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из
возможностей общество реализует.
Прогнозирование представляет собой многоступенчатый процесс,
включающий составление предварительного и конечного (формального)
прогнозов.
Общая логическая схема процесса прогнозирования представляется как
последовательная совокупность (Рис. 1).
Основная функция прогнозирования – обоснование возможного
состояния объекта в будущем или определение альтернативных путей.
Задачами прогнозирования являются:
• предвидение возможного распределения ресурсов по различным
направлениям;
• определение границ получаемых результатов;
• оценка
максимально
возможного
количества
ресурсов,
необходимого для решения хозяйственных и научно-технических проблем и
др.
2. Предвидение имеет онтологические, гносеологические и
генетические основы.
1) Онтологической основой предвидения является законосообразность
объективного мира: между явлениями объективного мира, между настоящим
и будущим существуют закономерные, необходимые связи.
Законы
обладают
определенными
важными
свойствами:
необходимость, всеобщность, повторяемость, устойчивость. Именно потому,
что закон имеет силу не только для существовавших в прошлом,
существующих в настоящее время и наблюдаемых объектов, но и для
будущих объектов и для существующих, но ненаблюдаемых событий и
явлений. Закон и составляет онтологическую основу предвидения.
2) Для характеристики гносеологического компонента предвидения
важна взаимосвязь между уровнями знания: эмпирическое знание поставляет
исходный материал для теоретического, а прогноз во многих случаях
остается гипотетическим до тех пор, пока не будет подтверждения в
эксперименте или наблюдении. Прогноз получается посредством более или
менее длинной цепи различных исследовательских актов, операций над
некоторыми исходными данными, которые можно назвать основаниями
предвидения. В ходе этого процесса из одних знаний (основания
предвидения или диагноз) получаются другие знания (прогноз). Все
выстраивается в цепочку: диагноз --- прогноз —> управление.
3) Генезис предвидения, как специфически человеческой способности
сознания, связывают с процессом становления человеческого общества
(филогенез) на базе трудовой деятельности и на базе ее существенного
элемента — целеполагания. А.А. Ухтомский в учении о доминанте как
главном принципе работы нервных центров и организации поведения
человека указывал, что мозг - это орган «предупредительного восприятия,
предвкушения и проектирования среды».
Целеполагание и предвидение имеют общую предысторию, общие
биологические предпосылки - способность животных к предвосхищению.
Т.о. способность предвидения является одной из основных функций
человеческого сознания.
В генезисе она развивалась из биологической способности к
предвосхищению в процессе орудийной и социальной деятельности.
Базируется на интуиции, на «забегающей» вперед работе мозга.
Определяется, с одной стороны, как познавательная, надситуативная
активность субъекта, позволяющая в ответ на стимулы настоящего и,
используя опыт прошлого, проектировать, предугадывать или предвосхищать
еще не наступившие события будущего, формируя цель деятельности,
которая, по существу, является «моделью потребного будущего».
3. Начало истории социальной прогностики, научной дисциплины,
изучающей общие принципы прогнозирования перспектив объектов
социальной реальности, закономерности разработки социальных прогнозов может быть отнесено к 20-м - началу 30-х гг. XX в., когда стала очевидна вся
многозначность общественного развития: назревал новый этап научнотехнического прогресса (НТП), возникло первое социалистическое
государство, предложившее новые альтернативы будущего, начали
пробуждаться страны «третьего мира» с их огромными людскими резервами
и социальными проблемами. Такое осознание реальности фактически
подготовило почву для возникновения прогностики как науки.
Одной из первых задач, которые ставились перед отечественной
прогностикой, была разработка прогноза ожидаемого состояния Советского
Союза к исходу первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
(1928-1932 гг.).
У разработчиков уже тогда возникла идея о «самореализующихся» и
«самопарализующихся» прогнозах, что фактически воспринималось как
принципиальная невозможность предсказания управляемых явлений,
поскольку решение способно как бы перечеркнуть предсказание (позднее эта
идея стала известна как «принцип К. Поппера»). Были предложены анализ и
оптимизация условно продолженных в будущее наблюдаемых тенденций,
закономерности которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо
изучены, с целью выявления назревающих социально-экономических
проблем и возможных путей их оптимального решения.
Данные выводы легли в основу концепции технологического
прогнозирования, которая отождествляет прогнозирование с некоей
разновидностью научного исследования, что означает обязательность
разработки:
а) программы (предпрогнозной ориентации),
б) исходного (базового) моделирования объекта прогнозирования и
прогнозного фона,
в) анализа и оптимизации трендов,
г) предварительной верификации полученных результатов,
д) выработки рекомендаций для управления.
В этой связи основными концептуальными подходами социального
прогнозирования выступают: генетический или поисковый - выявление
назревающих проблем путем логического продолжения в будущее известных
тенденций развития и телеологический или нормативный - выявление
оптимальных путей решения перспективных проблем на основе заранее
заданных критериев.
В конце 40-х гг. XX в. разработка концепции научно-технической
революции (НТР) потребовала дальнейшего развития поисковых и
нормативных прогнозов в управлении социальными явлениями. Это, по
существу, послужило прямой причиной развития современного
прогнозирования и развертывания в 50-х - начале 60-х гг. «бума прогнозов»
научно-технической, социально-экономической, демографической и военнополитической направленности, а также возникновения большого числа
научно-исследовательских учреждений и центров по изучению будущего.
«Бум прогнозов» породил новое направление междисциплинарных
исследований - исследования будущего. Однако обществоведческая и
социальная проблематика в технологическом прогнозировании всегда
проигрывала технико-экономической и, отчасти, политической. Это
потребовало преодоления отчуждения социологии от прогностики или
признания того, что прогнозированием, наряду с реализаци¬ей таких
внутренних (имманентных) функций, как анализ, диагноз и синтез, должна
заниматься каждая наука, в том числе и наука об обществе.
С 60-х - начала 70-х гг. XX в. понятие «футурология» (от лат. futurum будущее и греч. logos - учение; О. Флехтхейм, 1943) стало образным
синонимом междисциплинарного прогнозирования. Отчужденность между
социологией и прогностикой сохранилась лишь в виде противопоставления
понятий «технологическое прогнозирование» (в смысле строгого
соответствия алгоритмам современных исследований будуще¬го) и
«социальное прогнозирование» (в смысле общих «размышлений о будущем»
или предугадывания будущего).
4. К началу 70-х гг. применение научной методологии к глобальным
процессам развития привело к становлению особой отрасли исследований
будущего - глобалистике, охватывающей всю совокупность общемировых
проблем современности. Тогда же была обнаружена бесперспективность
НТП в существовавших формах, его обостряющиеся противоречия с
социальными аспектами развития.
Особенно большую роль сыграл в этом Римский клуб (президенты
Клуба - А. Печчеи, 1968 г.; А. Кинг, 1982 г.), осуществлявший специальные
исследовательские проекты в сфере «глобального моделирования»
нарастающих качественных изменений с последующей публикацией
результатов в форме докладов (табл. 1). Была выработана «Проблематика
Клуба» («Затруднения человечества»), определяющая совокупность
взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных, психологических,
экономических, технических и политических проблем.
Среди них - перенаселение и бесконтрольное увеличение численности
жителей Земли, голод, безработица, инфляция, истощение природных
ресурсов, социальная несправедливость и расслоение общества,
энергетический кризис, неграмотность и упадок моральных ценностей, а
также непонимание этих проблем и их взаимосвязей.
Таблица 1. Тематическая направленность основных докладов Римского
клуба (1972-1990 гг.)
Наименование
докладов
Год
представления, авторы
Краткое содержание и выводы
Пределы роста
Моделирование изменений и взаимодействия таких факторов, как:
Д. Медоуз, Д.
мировое
народонаселение,
проФоррестер
мышленное
производство,
производство продовольствия, минеральные
ресурсы и окружающая среда, показало
перспективу глобальной катастрофы,
если
человечество
не
изменит
тенденций своего развития и не упредит
экологическую
катастрофу.
Рекомендовано
создание
условий
«экологической
и
экономической
стабильности»,
позволяющих
достигнуть «состояния глобального
равновесия» в мире, резко сократить
темпы
роста
населения
и
промышленного производства, свести
их к уровню простого воспроизводства
(концепция «нулевого роста»).
1972,
Человечество
на 1974,
Разработаны
альтернативные
поворотном пункте
нормативно-прогнозные сценарии М.
помощи развивающимся странам со
Месарович, Э.
стороны развитых по ликвидации
Пестель
растущего
разрыва
между
их
промышленными
потенциалами;
урегулирования отношений между
странами-производителями
и
потребителями нефти; решения мировой
продовольственной
проблемы.
Выдвинута концепция «органического
роста» с дифференциацией темпов
роста в зависимости от уровня развития
страны
с
увеличением
помощи
развивающимся странам и упором на
решение мировых продовольственной и
нефтяной проблем.
Пересмотр
международного
1975,
Изучены возможности перестройки
экономических
отношений
между
порядка
Я. Тинберген развитыми
и
развивающимися
странами. Выработаны условия по
ускорению
форсирования
индустриализации
развивающихся
стран и оптимизации их экономики международная валютная реформа,
упорядочение
торговли,
принятие
действенных мер по увеличению
производства
продовольствия,
полноправное
включение
в
международную систему разделения
труда, торможение гонки вооружений.
За пределами века 1976,
Проанализированы
проблемы
и
расточительства
перспективы истощения минеральных
Д. Габор, У.
ресурсов
мира.
Рекомендована
Коломбо
оптимизация топливно-энергетического
и материально-сырьевого балансов
путем
максимально
возможного
увеличения в них удельного веса
возобновляемых
ресурсов
при
строжайшей
экономии,
распространении замкнутых циклов
производства
и
многократном
использовании вторичного сырья.
Цели человечества
1977,
Э. Ласло
Разработан «мировой атлас современных
целей»
по
крупнейшим
регионам мира. Рассмотрены цели
крупнейших
международных
организаций,
многонациональных
корпораций и мировых религий.
Целями человечества были определены:
международная
безопасность
(разоружение), обеспечение продовольствием
(устранение
голода),
оптимальное использование энергии и
минеральных ресурсов, глобальное
развитие.
Энергия:
счет
обратный 1978,
Рассмотрены
проблемы
энергетического
кризиса,
Т. Монбриаль
поиска и использования
тивных источников энергии.
Нет
обучению
пределов 1979,
мирового
вопросы
альтерна-
Рекомендованы коренное реформирование системы народного образоД. Боткин, М.
вания, ее ориентация на актуальные
Малица,
М.
современные проблемы человечества и
Эльманджра
понимание глобального характера этих
проблем. Обучение должно быть
«предвосхищающим»,
необходима
активность
участия
обучаемых
(«человеческая инициатива») в учебном
процессе (концепция «инновационного
обучения»).
«Третий мир»: три 1980,
четверти мира
М. Гернье
Призыв к развивающимся странам
Азии, Африки, Латинской Америки
полагаться
на
собственные
возможности, преодолевать отсталость
собственного развития путем глубоких
внутренних социально-экономических и
политических преобразований.
Диалог о богатстве и 1980,
Предложена новая теория политической
благосостоянии
экономии с полной ревизией всех
О. Джириани
предшествующих
экономических
учений. Рекомендованы объединение
политической экономии и социальной
экологии
в
единую
научную
дисциплину, учет не только финансовой
стороны производства, но и затрат
природных
ресурсов,
часто
не
поддающихся финансовым оценкам.
Маршруты, ведущие 1980,
в будущее
Б.
Гаврилишин
Разработана
теория
конвергенции,
сближения капитализма и социализма
посредством
модели
«рыночного
социализма».
Микроэлектроника и 1982,
Рассмотрена противоречивость влияния
общество: на рамикроэлектроники
на
жизнь
Г. Фридрихс,
дость и на горе
современного мирового сообщества.
А. Шафф
Босоногая революция 1985,
Б. Шнайдер
Рассмотрены проблемы, затрагивающие
вопросы трансформации общественных
систем
развивающихся
стран,
совершенствования их общественнополитических институтов власти.
За пределами роста. 1987,
Памяти А. Печчеи
Э. Пестель
Раскрыты проблемы и перспективы
органического роста, предложены меры
по решению актуальных проблем
современности.
Доклад-отчет
1990,
«Первая глобальная
А. Кинг,
революция»
Шнайдер
Дан системный анализ 25-летней
деятельности Римского клуба, обобБ.
щены материалы представленных за это
время докладов, предложена программа
дальнейших действий для решения
общемировых проблем.
Однако потенциал глобалистики оказался также ограничен: через некоторое
время наступила «психологическая усталость» мировой общественности,
которую пугали грядущей глобальной катастрофой. На рубеже 70-80-х гг.
XX в. зародилась альтернативистика - направление исследований
будущего, изучающее возможные пути перехода к мировой цивилизации,
альтернативно существующей и способной успешно справляться с
глобальными проблемами современности. Прогнозы во все большей степени
стали смещаться на поиск ее контуров. Вместе с тем сильная инерционность
глобальных тенденций развития социентальных систем, медленная и
малоэффективная реакция мирового сообщества на призывы к действиям не
позволили принять адекватные меры по упреждению экологической
катастрофы, снижению темпов роста мирового народонаселения,
техногенных и других глобальных эпидемиологических проблем. Это
актуально и сегодня. В 1990-е гг. прогнозы стали развиваться в рамках
концепции «устойчивого развития» (утверждена в Рио-де-Жанейро,
Конференция ООН по окружающей среде и развитию, 1992), согласно
которой под устойчивым развитием стали понимать самоподдерживающееся
развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее
равный доступ к материальным и духовным благам, справедливое их
распределение. Другими словами, устойчивое развитие - это такое развитие,
при котором удовлетворяются потребности ныне живущих поколений людей
при сохранении возможности удовлетворять потребности будущих
поколений. В начале 70-х гг. выдвинулось течение, которое выступило с
концепцией неизбежности глобальной катастрофы при существующих
тенденциях развития общества. В частности, ученые Римского клуба и
другие футурологи разделились на два основных направления: одни из них
развивали идеи социального пессимизма (Д. Форрестер, Д. Медоуз, Р.
Хейлбронер), другие пытались доказать возможность преодоления
катастрофы с помощью «оптимизации» общественного развития (М.
Месарович, Э. Ласло, И. Кайя, Г. Линнеман, А. Эррера).
В целом исследования проблем будущего на Западе развивались по
нескольким направлениям. В 60-х гг. XX в. преобладали разного рода
технологические теории, сводившие социальный прогресс общества лишь к
росту уровня технико-экономического развития и возможностей его
модернизации - апологическое течение (З. Бжезинский, Г. Кан, Р. Арон, Б. де
Жувенель, Ж. Фурастье, Д. Саймон). Другое направление было связано с
доказательством необходимости «конвергенции» капитализма с социализмом
- конвергенционалистское течение (Д. Белл, А. Тоффлер, Д. Гелбрайт, Ф.
Бааде, Р. Юнгк, Ф. Полак, Ю. Гальтунг). И, наконец, еще одно направление
придерживалось тезиса о неизбежности катастрофы западной цивилизации
перед лицом вызовов современности.
5. В СССР основы прогнозирования вообще и социального
прогнозирования в частности в 50-х - начале 60-х гг. стали разрабатываться
на новой основе по сравнению с нормативным прогнозированием для
пятилетних планов. Это было связано с научным творчеством таких
отечественных ученых, как: Э.А. Араб-Оглы, И.В. Бестужев-Лада, А.М.
Гендин, А.П. Казаков, В.И. Куценко, В.А. Лисичкин, Т.М. Румянцева, В.Э.
Шляпентох и др. Они имели предпосылками и фоном своего развития те
эволюционные процессы, которые происходили с «наукой о будущем» в
мире. Однако эволюция социопрогностических исследований в нашей стране
была крайне сложна.
В период 60-70-х гг., когда стали складываться научные методы
прогностики, в большинстве прогнозов научно взвешенный подход к анализу
реальных
процессов
подменялся
утверждениями
официально
функционирующей доктрины о зрелости социализма, социальной
однородности, дружбе и расцвете наций, моральном кодексе строителя
коммунизма и т.д., что в большинстве случаев было далеко от
действительности. В этой атмосфере возник феномен как бы имитации
прогнозирования. Были и другие явные просчеты отечественной
прогностики, среди которых:
• отсутствие комплексности при прогнозировании социальных явлений
и разработке программ социальных изменений;
• несовершенство методов социального прогнозирования, слабая
апробация их практикой или умозрительность наблюдений;
• ограниченность социального прогнозирования, обусловленная
недостаточной исходной информационной базой, и невозможность
применения методов сложной экстраполяции.
Вместе с тем необходимо назвать и отдельные интересные прогнозы
того времени, содержащие пути возможного развития общественных
процессов, в частности - определение будущего состояния жизни и ситуации
с рабочей силой в районах нового освоения территорий в условиях новых
производств; прогнозирование жизни малочисленных народов Севера и
Дальнего Востока и вероятных путей ее изменения («траектория социальных
перемещений»); предложения по интеллектуализации общественного труда и
реформированию системы народного образования в целом и др.
С конца 60-х по начало 90-х гг. XX в. в Советском Союзе вышло
множество монографий и научных статей прогнозного профиля. Однако они
в основном детально описывали то, «как прогнозировать», но практически не
содержали конкретных, в том числе технологических, прогнозов. Даже
работы, выполненные в парадигме технологического прогнозирования,
обычно сводили поисковый подход к набору социальных проблем, не
выводимых на сколько-нибудь отдаленную перспективу. Нормативный
подход полностью тонул в догмах «научного коммунизма». Работы по
глобалистике (70-е - начало 80-х гг.) целиком сводились к «критике
буржуазной футурологии». Работ в русле альтернативистики не было.
Обзор
точек
зрения и
анализ
практики
отечественного
прогнозирования позволяют сделать вывод, что научное обоснование
развития общества требует, в свою очередь, и развития исследований по
обеспечению эффективности социальных прогнозов.
Основными плановыми моментами здесь выступают:
• разработка общеметодологических проблем и актуальных
методических средств социальной прогностики;
• проведение методологического анализа и оценки применяемых
методов социального прогнозирования, определение возможностей и
ограничений каждого из них;
• поиск надежных приемов экспериментальной проверки выдвигаемых
прогнозов и предварительной проверки предлагаемых для их осуществления
средств.
В этой связи представляется необходимым рассмотреть вопросы,
имеющие отношение собственно к сущности, предметной области и кругу
проблематики социального прогнозирования.