Профилактика пожаров в учреждениях и организациях
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5.
Профилактика пожаров в учреждениях и организациях.
Причины пожаров. Профилактика. Средства тушения пожаров. Правила
поведения населения во время пожаров.
Ежегодно в России происходит от 250 до 300 тыс. пожаров в жилых и
производственных зданиях, образовательных учреждениях, в торговых
помещениях и т.д., где погибают до 15 тыс. человек. Так, за 10 месяцев 2012 г. в
Российской Федерации погибли в пожарах 10 тыс. человек. Пожары приводят к
колоссальным материальным ущербам. За 2012 г. в Республике Башкортостан
произошло 25 пожаров, унесших 215 человеческих жизней. В Стерлитамаке от
огня погибло 21 чел.
Пожар возникает, в основном, в результате неосторожного обращения с
огнем и наличия определенных условий, а именно – горючих материалов,
окислителя и источника воспламенения.
По степени огнестойкости строительные материалы разделяются на
горючие, трудногорючие и негорючие. К горючим материалам относятся –
древесина, целлюлоза, пластмасса, битум; к трудногорючим – ДСП (древесностружечная плита) и ДВП (древесно-волокнистая плита); к негорючим – кирпич,
бетон, металл, гипс, гранит, мрамор.
В последнее время при строительстве зданий применяются изделия из
пластмассы. В большинстве случаев именно удушающий газ, выделяемый при
горении пластика является основной причиной гибели людей.
По масштабу и интенсивности пожары бывают: отдельные, массовые и в
виде огненного шторма.
Отдельные пожары – пожары в отдельном здании или сооружении.
Массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших более
25% зданий.
Огненный шторм – устойчивый пожар, охватывающий более 90% зданий
населенного пункта.
К большому количеству жертв приводят пожары, возникающие в
гостиницах, в общежитиях, культурно-спортивных сооружениях, торговых и
образовательных учреждениях и т.д.
Опасными факторами пожара, приводящими к гибели людей, являются:
открытый огонь, высокая температура, токсичные продукты горения,
задымленность и недостаток кислорода.
Пожары в зданиях и помещениях
В начале июля 2005 г. страшная трагедия разыгралась в торговом
центре г. Воркуты. Погибли 25 человек, в основном женщины и дети. Причиной
пожара стал умышленный поджог.
Основными причинами пожаров в зданиях являются:
• неосторожное обращение с огнем;
• нарушение правил безопасности при пользовании
газовыми приборами;
электрическими
и
• нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся
веществ;
• неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;
• ремонтные работы, связанные с газо- и электросваркой;
• умышленный поджог.
Меры пожарной безопасности в доме, здании:
• нельзя курить в помещении;
• исключить возможность попадания спичек, зажигалки в руки детям;
• нельзя оставлять без присмотра электро- и газовые приборы;
• нельзя пользоваться самодельными и неисправными электроприборами;
• нельзя включать в одну розетку два и более электроприборов большой
мощности;
• нельзя сушить белье над газовой плитой;
• нужно быть осторожным с бенгальскими огнями, фейерверками, гирляндами;
• нельзя захламлять чердаки, балкон, коридоры;
• не следует хранить горючие вещества, бензин в квартире;
• нельзя разогревать лаки, краски на открытом огне;
• нужно следить, чтобы дети не играли с огнем в подвале, на чердаке, во
дворе;
• нельзя оставлять без присмотра топящуюся печь и др.
Алгоритм действий при возникновении небольшого пожара в
квартире, в доме:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
сообщить о пожаре по телефону 01, назвав точный адрес и источник огня;
вывести детей и престарелых на улицу;
предупредить соседей, позвать их на помощь;
отключить газ и электроэнергию;
приступить к тушению пожара при помощи гибкого шланга (длина 15–20 м);
горящие электроприборы (телевизор) обесточить и накрыть мокрым
одеялом;
охваченные пламенем занавески, шторы следует сорвать и тушить на полу;
горючие жидкости (масло, краска, бензин и др.) тушить водой нельзя, так
как вода способствует растеканию горячей жидкости;
ни в коем случае нельзя открывать форточки и двери. Свежий поток
воздуха будет способствовать усилению огня.
При возникновении сильного пожара необходимо:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
срочно покинуть квартиру;
помнить, что дети от страха прячутся под кроватью, в шкафах и т.д.;
в задымленной квартире необходимо дышать через мокрую тряпку;
двигаться к выходу прогнувшись или ползком;
не в коем случае нельзя открывать окна;
стараться двигаться туда, откуда дует ветер;
нельзя пользоваться лифтом, т.к. он вытягивает дым;
встретить пожарную машину и указать точное место возгорания;
при необходимости оказать пострадавшим доврачебную помощь;
вызвать скорую помощь.
При возникновения пожара на лестничной площадке необходимо:
• плотно закрыть дверь и заткнуть щели мокрой тряпкой;
• поливать дверь водой;
• создать запас воды в ванной;
• выйти на балкон или встать на подоконник и подавать сигналы бедствия
спасателям.
Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и
здоровья людей.
Ежегодно в России происходит от 250 до 300 тыс. пожаров в жилых и
производственных зданиях, образовательных учреждениях, в торговых
помещениях и т.д., где погибают до 15 тыс. человек. Так, за 10 месяцев 2005 г. в
Российской Федерации погибли в пожарах 10 тыс. человек. Пожары приводят к
колоссальным материальным ущербам. За 2004 г. в Республике Башкортостан
произошло 25 пожаров, унесших 215 человеческих жизней. В Стерлитамаке от
огня погибло 21 чел.
26 марта 2005 г. в Москве в 6-этажном деревянном здании торгововыставочного комплекса «Русское подворье» произошел пожар пятого класса
сложности. Площадь пожара составила 3000 м2. В результате один человек
погиб, один госпитализирован, одному оказана медицинская помощь на месте.
Сгорело семь деревянных сооружений.
Пожар возникает, в основном, в результате неосторожного обращения с огнем
и наличия определенных условий, а именно – горючих материалов, окислителя и
источника воспламенения.
По степени огнестойкости строительные материалы разделяются на горючие,
трудногорючие и негорючие. К горючим материалам относятся – древесина,
целлюлоза, пластмасса, битум; к трудногорючим – ДСП (древесно-стружечная
плита) и ДВП (древесно-волокнистая плита); к негорючим – кирпич, бетон, металл,
гипс, гранит, мрамор.
В последнее время при строительстве зданий применяются изделия из
пластмассы. В большинстве случаев именно удушающий газ, выделяемый при
горении пластика является основной причиной гибели людей.
По масштабу и интенсивности пожары бывают: отдельные, массовые и в виде
огненного шторма.
Отдельные пожары – пожары в отдельном здании или сооружении.
Массовые пожары – совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25%
зданий.
Огненный шторм – устойчивый пожар, охватывающий более 90% зданий
населенного пункта.
К большому количеству жертв приводят пожары, возникающие в гостиницах, в
общежитиях, культурно-спортивных сооружениях, торговых и образовательных
учреждениях и т.д.
Опасными факторами пожара, приводящими к гибели людей, являются:
открытый огонь, высокая температура, токсичные продукты горения,
задымленность и недостаток кислорода.
. Пожары в организациях и учреждениях
Пожары в образовательных учреждениях в основном происходят в
результате небрежности с огнем или грубого нарушения учащимися и персоналом
правил пожарной безопасности.
В Иркутске при пожаре в школе-интернате погибли 23 школьника. Они
стояли на подоконниках, решетки на окнах не смогли открыть даже пожарные.
Ответственность за пожарную безопасность образовательного учреждения
несут лица, назначенные приказом директора. Табличка с указанием лиц,
ответственных за пожарную безопасность, должна висеть на видном месте.
Ответственные лица обязаны следить за исправностью пожарной сигнализации,
систем отопления, электроустановок, знать правила использования имеющихся
средств пожаротушения и уметь проводить эвакуацию учащихся и персонал.
Меры пожарной безопасности в образовательных учреждениях:
• количество обучающихся не должно превышать расчетного количества
мест, указанного в проекте;
• проходы между партами должны быть не менее 50 см;
• в дверях классов, аудиторий не должно быть порогов;
• во время занятий нельзя запираться на замок;
• на занятиях запрещается пользоваться легковоспламеняющимися
предметами и взрывоопасными веществами;
• в кабинетах химии, трудового обучения должны быть вытяжные шкафы;
• после занятий в мастерских необходимо проводить тщательную уборку и
выключить станки;
• запрещается вставлять в окна учебных кабинетов решетки. Кабинеты
информатики не должны быть исключением;
• ширина парадной двери не должна быть уже ширины коридора;
• во
время
учебных занятий
нельзя
проводить
газосварочные,
сантехнические работы;
• в местах большого скопления обучающихся (спортзал, столовая, актовый
зал и др.) должно быть два выхода;
• между этажами должно быть два лестничных прохода;
• нельзя загромождать коридоры старой мебелью;
• на каждом этаже должен быть пожарный щит и гидранты;
• учебные классы для младших школьников должны быть на первом этаже;
• на первом этаже должны быть несколько аварийных выходов и их нельзя
загромождать;
• на видном месте должны висеть схемы эвакуации;
• необходимо регулярно проводить плановые учения по эвакуации.
Требования пожарной безопасности при проведении культурно-массовых
мероприятий:
• ответственными за обеспечение пожарной безопасности при проведении
культурно-массовых мероприятий (вечеров, спектаклей, концертов, новогодних
елок) являются руководители образовательных учреждений;
• перед началом мероприятия руководитель должен тщательно проверить
все помещение, эвакуационные пути и выходы;
• на время проведения культурно-массовых мероприятий должно быть
обеспечено дежурство работников образовательного учреждения и учащихся
старших классов;
• в актовом зале на окнах не должно быть решеток и стен оклеенных обоями;
• для оформления декораций не должны быть использованы горючие
материалы либо их следует обработать огнеупорным составом;
• при проведении новогоднего вечера елка должна быть установлена на
устойчивое основание и верхушка ее не должна касаться потолка;
• иллюминация елки должна быть смонтирована надежно и опытным
электриком. Лампочки в гирляндах должны быть мощностью не более 25 Вт;
• нельзя применять для украшения елок свечи, вату, бенгальские огни,
фейерверки и т.д.
Алгоритм действия руководства и педагогов в случае возникновения
пожара в образовательном учреждении:
• позвонить в пожарную службу 01;
• обесточить здание;
• срочно организовать эвакуацию обучающихся и персонала;
• не допустить паники;
• преподаватель должен закрыть окна учебного кабинета, взять классный
журнал и проводить обучающихся к выходу согласно схеме эвакуации;
• если в кабинете или в коридоре задымлено, необходимо дышать через
мокрую тряпку, одежду;
• после эвакуации необходимо проводить перекличку обучающихся и
персонала;
• потерявшихся детей следует искать в темных углах, под партами, в шкафах
и т.д.;
• необходимо следить, чтобы обучающиеся не заходили обратно в здание;
• до прибытия пожарных попытаться ликвидировать или локализовать очаг
пожара (если не сильный пожар) имеющимися средствами пожаротушения;
• необходимо встретить пожарную команду и дать полную информацию о
пожаре.
. Средства тушения пожаров
Тушение пожаров
подразделениями.
в
зданиях
осуществляется
противопожарными
Несмотря на это каждый человек должен уметь пользоваться средствами
пожаротушения.
В больших многоэтажных зданиях и школах для тушения пожаров
используют внутренние пожарные краны, которые расположены в шкафах на
лестничных площадках, в коридорах или внутри помещения.
При возникновении пожара необходимо:
•
•
•
открыть пожарный шкаф или разбить стекло двери;
взять ствол и, размотав рукав, открыть гидрант (кран);
тушение нужно начинать с периферии пожара.
В жилых зданиях, образовательных и других учреждениях обычно для
тушения применяются огнетушители ОХП-10 (огнетушитель химический пенный) и
ОУ-2 (огнетушитель углекислотный). Для приведения огнетушителя ОХП-10 в
действие необходимо:
• поднести огнетушитель к очагу пожара;
•
•
•
•
прочистить отверстия спрыска острым, тонким предметом;
перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть;
направить струю по краю загорания, а затем на очаг;
этим огнетушителем нельзя тушить работающие электроприборы.
Для приведения в действие огнетушителя ОУ-2 необходимо:
• сорвать пломбу, выдернуть чеку;
• направить раструб на пламя;
• нажать на рычаг;
• огнетушитель нужно держать в вертикальном положении и ни в коем случае
не переворачивать вниз раструбом;
• этим огнетушителем можно тушить и не отключенные электроприборы;
• не желательно касаться руками раструба, т.к. температура может
понизиться до – 70%.
.
Правила безопасности при пользовании газовыми приборами:
• при установке газовой плиты необходимо пользоваться только услугами
специалистов газовой службы;
• не следует подпускать малолетних детей к газовой плите;
• нельзя закрывать в кухне вентиляционные отверстия;
• необходимо почаще проветривать кухню;
• уходя из дома надолго, необходимо перекрыть кран подачи газа;
• нельзя оставлять надолго работающие газовые приборы (отопительные
котлы, колонки) без присмотра;
• нельзя пользоваться газовыми плитами для отопления помещения;
• нельзя пользоваться помещениями, где установлены газовые приборы, для
сна и отдыха;
• не следует держать возле газовой плиты легковоспламеняющиеся
вещества и предметы;
• не следует оставлять посуду с жидкостью над огнем без контроля;
• в кухне следует устанавливать вытяжные шкафы.
Алгоритм действий при обнаружении утечки газа:
•
•
•
•
•
•
выключить газовую плиту и перекрыть газовый кран;
нельзя включать и выключать электрические приборы;
предупредить соседей и от них позвонить в газовую службу (04);
проветрить квартиру, открыв окна (нельзя включать вытяжной шкаф);
покинуть помещение;
для обнаружения места утечки газа нужно пользоваться мыльной водой.
При появлении запаха газа в подъезде необходимо:
•
•
•
•
•
•
предупредить жильцов и предложить покинуть дом;
предложить им дышать через мокрую тряпку;
немедленно позвонить в газовую службу или ЖЭК;
постараться выявить место утечки газа;
необходимо распахнуть окна и двери в подъезде;
в подъезде нельзя пользоваться фонариками и сотовыми телефонами.
Контрольные вопросы
1. По какой причине может возникнуть пожар в квартире?
2. Назовите противопожарные мероприятия в школе.
3. Какие меры предосторожности должны соблюдаться при пользовании
газом?
4. Назовите основные правила при пользовании средствами бытовой химии.
5. Алгоритмы ваших действий при возникновении пожара в квартире.
6. Перечислите
обязанности
руководителя учебного
заведения по
обеспечению безопасности учащихся и персонала от террора.
7. Назовите основные средства тушения пожара. Правила пользования ОУ –
2.
8. Какими подручными средствами можно быстро ликвидировать очаг
возгорания в квартире?
9. Какие
меры
пожарной
безопасности
должны
соблюдаться
в
образовательных учреждениях?
10.
Назовите причины пожаров в образовательном учреждении.
11.
Перечислите основные факторы, приведшие к трагедии на железной
дороге под Уфой (ст. Улу-Теляк в 1989 г.)
12.
Какие ошибочные действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в
жилом секторе?
13.
Что чаще всего мешает людям в местах их массового скопления
(магазине, гостинице) успешно справиться с пожаром?
14.
Какие обстоятельства могут послужить причиной возникновения
пожара в доме?
15.
Какие правила пожарной безопасности вы будете применять уходя из
дома?
16.
Что делать, если в вашей квартире начался пожар?
17.
Какие средства тушения пожара вам известны? Как ими правильно
пользоваться?
18.
Назовите причины взрывов в жилых домах.
19.
Назовите
10
основных
мер
пожарной
безопасности
в
образовательных учреждениях.
20.
Как должен действовать учитель, если во время урока почувствовал
запах дыма?