Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профилактика эмоционального выгорания. Правила отдыха

  • 👀 306 просмотров
  • 📌 242 загрузки
Выбери формат для чтения
Статья: Профилактика эмоционального выгорания. Правила отдыха
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профилактика эмоционального выгорания. Правила отдыха» doc
Тема лекции: Профилактика эмоционального выгорания Цели: Образовательная: Формирование понятия об эмоциональном выгорании, его симптомах и профилактике. Развивающая: Развитие умений саморегуляции. Воспитательная: Воспитывать стремление к самосовершенствованию Методы: частично-поисковый, практический. Методические приемы: беседа, лекция, демонстрация, психологическое тестирование, тренинговые упражнения. Оборудование, наглядность: компьютер, мультимедийная установка, бланки ответов, листы бумаги для выполнения упражнений, листы бумаги для синквейна, сборный лист для синквейна. Чтобы достичь этих целей, в занятие включены и знакомство с теоретическим материалом и практическая часть, включающая психодиагностику и элементы тренинга. Для того чтобы усвоение нового было более интенсивным, в течение всего занятия используется мультимедийная презентация. Для мотивации учащихся используются методы постановки цели студентами и игра в «Ассоциации». Этапы планирования занятия Этап учебного занятия Действия преподавателя Действия обучающихся Используемые средства обучения Время 1. Организационный момент Приветствует студентов Приветствуют преподавателя 2 мин. Формулирует тему занятия, ставит цель занятия Осмысливают поставленные преподавателем учебные цели. Презентация Слайды 1-3 2. Мотивация Ставит проблемные вопросы Отвечают на вопросы, понимают необходимость изучения темы Презентация Слайды 4-14 5 мин. 3. Изложение нового материала Излагает материал, управляет показом презентации, дает пояснения и комментарии, ставит вопросы Внимательно слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя Презентация Слайды 15-31 6 мин. 4. Практическая часть Объясняет порядок выполнения методики диагностики Отвечают на вопросы методики, обрабатывают и интерпретируют ее результаты. Презентация Слайды 32-40, бланки методики 10 мин. Ставит вопрос о профилактике эмоционального выгорания Отвечают на вопросы Презентация Слайды 41-48 2 мин. Объясняет выполнение разминочного упражнения «Чемодан» Выполняют упражнение Презентация Слайды 49-51 8 мин. Объясняет правила проведения релаксации Выполняют релаксацию Презентация Слайды 52-98 Видеоклип «Музыка дождя» 5 мин. 5.Рефлексия Объясняет правила построения синквейна Составляют синквейн, читают его, закрепляют на сборном листе Презентация Слайды 99-103 7 мин. Содержание занятия 1. Организационный момент. 2. Мотивация. Проблемные вопросы: • Кто должен знать об эмоциональном выгорании? • Для чего нужно знать об эмоциональном выгорании? • Какие ассоциации у вас возникают при словосочетании «эмоциональное выгорание»? • Попытайтесь дать определение эмоционального выгорания. 3. Изложение нового материала. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников – профессии с наибольшей склонностью к “выгоранию”. Ведь их рабочий день – это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими неусыпной заботы и внимания, сдержанности. Основными симптомами СЭВ являются: 1) усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности; 2) психосоматические проблемы; Вопрос студентам: Назовите возможные психосоматические проблемы. (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница). 3) появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений) 4) отрицательная настроенность к выполняемой деятельности; 5) агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам); 6) функциональное, негативное отношение к себе; 7) тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины. В результате человек качественно выполнять профессиональные обязанности и попадает в замкнутый круг (рис.1). Рис. 1. Замкнутый круг эмоционального выгорания Задание для студентов: • Назовите возможные причины синдрома эмоционального выгорания. • Что можно использовать для профилактики и снижения выраженности эмоционального выгорания. Профилактика эмоционального выгорания: • определение краткосрочных и долгосрочных целей (повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания); • использование «тайм-аутов», что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); • овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию); • профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.); • уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ); • эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным); • поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ). 4. Практическая часть Тест: «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства. 1 Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ной), без ярких эмоций и чувств 0 1 2 3 4 5 6 2 К концу дня я чувствую себя как выжатый лимон 0 1 2 3 4 5 6 3 По утрам в будние дни у меня плохое настроение, я считаю дни и часы до выходных 0 1 2 3 4 5 6 4 Я хорошо понимаю, окружающих 0 1 2 3 4 5 6 5 Я общаюсь с окружающими только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения с ними к минимуму 0 1 2 3 4 5 6 6 Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой) 0 1 2 3 4 5 6 7 Я умею находить правильное решение в трудных ситуациях с одногрупниками и педагогами 0 1 2 3 4 5 6 8 Я чувствую неудовлетворенность и потерю интереса к своей деятельности 0 1 2 3 4 5 6 9 Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение окружающих 0 1 2 3 4 5 6 10 В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным(ой) и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходится общаться 0 1 2 3 4 5 6 11 Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня 0 1 2 3 4 5 6 12 Я учусь с удовольствием, и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление 0 1 2 3 4 5 6 13 Я испытываю все больше жизненных разочарований 0 1 2 3 4 5 6 14 Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше 0 1 2 3 4 5 6 15 Я стараюсь эмоционально не реагировать на «трудных» (конфликтных) людей 0 1 2 3 4 5 6 16 Мне хочется уединится и отдохнуть от всего и всех 0 1 2 3 4 5 6 17 Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношении с моими друзьями и в отношениях с моими близкими 0 1 2 3 4 5 6 18 Я легко общаюсь с окружающими меня людьми независимо от их социального статуса и характера 0 1 2 3 4 5 6 19 Я многое успеваю сделать за день 0 1 2 3 4 5 6 20 Я чувствую себя на пределе возможностей 0 1 2 3 4 5 6 21 Я много смогу достичь в своей жизни 0 1 2 3 4 5 6 22 Я проявляю к другим людям больше внимания и заботы, чем получаю от них в ответ признательности и благодарности 0 1 2 3 4 5 6 В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора. Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей и соотносятся с тестовыми нормами. Шкала Эмоциональное истощение 0-16 – низкий уровень (1 балл интегрального показателя) 17-25 – средний уровень (2 балла) 25-34 – высокий уровень (3 балла) 35-54 – очень высокий уровень (5 баллов) Шкала Деперсонализация 0-4 – низкий уровень (1 балл) 5-12 – средний уровень (2 балла) 13-15 – высокий уровень (3 балла) 16-30 – очень высокий уровень (5 баллов) Шкала Редукция профессионализма 37-48 – низкий уровень (1 балл) 28-36 – средний уровень (2 балла) 22-27 – высокий уровень (3 балла) 0-21 – очень высокий уровень (5 баллов) Интегральный показатель профессионального (эмоционального) выгорания 3-4 балла – низкая степень 5-6 – средняя степень 7-9 – высокая степень 10-15 – очень высокая степень 5. Работа с раздаточным материалом • Дополнение памятки по профилактике эмоционального выгорания • Ознакомление с направлениями профилактики 6. Практическая работа Упражнение «Чемодан» Цель: развитие позитивного самовосприятия, на осознание особенностей восприятия себя другими. Каждый из Вас собирается в дорогу. Для каждого подготовлен чемодан (листок с вашим именем). В этот «чемодан» набирается то, что, по мнению группы, поможет человеку в личностном и профессиональном росте, все положительные характеристики, которые группа особенно ценит в нем (в колонку «Взять в дорогу». Но обязательно указывается и то, что мешает человеку, его отрицательные проявления, над которыми ему необходимо активно поработать (в колонку «Оставить»). - Сделайте вывод по упражнению. Что из написанных качеств действительно относятся к Вам, а какие качества Вы в себе не замечали? Релаксация Одной из важных составляющих профилактики эмоционального выгорания является релаксация. Она позволяет быстро отдохнуть, снять физическое и эмоциональное напряжение, а также может быть использована для самовнушения. Релаксацию лучше проводить в тихом, затемненном помещении, максимально уменьшив отвлекающие факторы. Релаксации способствуют: удобная поза, тихая, спокойная музыка, приятный видеоряд. 7. Рефлексия. Предлагаю обменяться впечатлениями о занятии необычным способом: составьте синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. • правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею; • вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы; • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Прочитать несколько синквейнов. Сделать общий вывод. Раздать памятки по профилактике эмоционального выгорания. Список использованных источников 1. Водопьянова Н. Е. Методика К. Маслач и С. Джексон «Опросник профессионального (эмоционального) выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psycabi.net/testy/391-oprosnik-professionalnoe-emotsionalnoe-vygoranie-pv-metodika-k-maslach-i-s-dzhekson-adaptatsiya-n-vodopyanova-e-starchenkova-testy-dlya-diagnostiki-sindroma-pv 2. Прием синквейн на уроке. Что это такое и как писать синквейны? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/42-1-0-5767 3. Релаксация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psihomed.com/relaksatsiya/ 4. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.neuroplus.ru/bolezni/simptomy-i-sindromy/sindrom-emocionalnogo-vygoraniya.html 5. Упражнение «Чемодан в дорогу» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.psyoffice.ru/7/training/97.html Приложения Правила отдыха Отдых должен быть порционным То есть лучше отдыхать часто по чуть-чуть. Хороший режим работы: 50 минут работы, 10 минут отдыха. Причем 10 минут лучше устроить себе небольшую зарядку: потанцевать, попрыгать, поразминаться. Следущие десять минут - можно пойти попить чай, следущие - порасслабляться и помедитировать и так далее. Отдых должен быть активным В течение дня - отдых активный. Смена видов деятельности - лучший отдых. Допустим, 50 минут позанимались чем-то, требующим ума, 10 минут отдохнули, следующие 50 минут - чем-то, что ума не требует, и так далее. Отдых должен быть правильным То есть восстанавливающим силы. Отдых не должен сводиться к тупому смотрению в Интернете картинок или прочей высокоинтеллектуальной деятельности. Отдых - это прогулка, чай в умеренных количествах, танцы, физические упражнения и так далее. Сон - главный отдых Его нельзя урезать. Урезать сон - преступление по отношению к организму. Варианты отдыха • Душ. Особенно констрастный с растираниями. • Любые умеренные физические нагрузки. • Аутотренинг, расслабления. • Дыхательная гимнастика. • Лицевая гимнастика, эмоциональная зарядка. • Любой позитив окружающим: посвежеете в момент! • Чай, пообедать, поужинать (в умеренных количествах). • Прогулка, пробежка. • Смена окружения: уехать на дачу, на море, в Китай - куда хотите. Главное, чтобы нравилось и шло на пользу. Памятка по профилактике эмоционального выгорания Направления профилактики • определение краткосрочных и долгосрочных целей; • отдых от работы; • овладение умениями и навыками саморегуляции; • профессиональное развитие и самосовершенствование; • уход от ненужной конкуренции; • эмоциональное общение; • поддержание хорошей физической формы. Определение краткосрочных и долгосрочных целей Как реагировать на свои ошибки Как реагировать на чужие ошибки
«Профилактика эмоционального выгорания. Правила отдыха» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot