Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Эмоциональное выгорание специалистов образования

  • ⌛ 2021 год
  • 👀 301 просмотр
  • 📌 265 загрузок
  • 🏢️ Югорский государственный университет Гуманитарный институт североведения
Выбери формат для чтения
Статья: Эмоциональное выгорание специалистов образования
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Эмоциональное выгорание специалистов образования» docx
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский государственный университет Гуманитарный институт североведения 44.03.02 Психолого-педагогическое образование КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ» С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕТОДА АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ «ЛЕКЦИЯ-БЕСЕДА» Выполнил(и): Ф.И.О. группа, курс Дата сдачи Проверил: Овсянникова О.С., старший преподаватель ГИС Ханты-Мансийск, 2021 Тема занятия: «Эмоциональное выгорание специалистов образования» Пояснительная записка Тема занятия «Эмоциональное выгорание специалистов образования» обусловлена тем, что выгорание - частая проблема специалистов образования, она имеет высокую социальную значимость и широко распространена в образовательных учреждениях. Выгорание проявляется нарастающим эмоциональным истощением, которое ведет и к личностному дискомфорту у специалистов, и к серьезному снижению эффективности труда. Основной источник этих явлений - стрессовые ситуации на рабочем месте, требующие значительных эмоциональных затрат. Если эти затраты не компенсируются должным образом - либо в силу личных особенностей сотрудника, либо из-за плохих условий труда - неизбежно развиваются проявления тревоги, отстраненности и эмоционального истощения. Цель: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования. Задачи: Обучающие: 1. Формировать представление о понятии «эмоциональное выгорание»; 2. Выявить симптомы, этапы формирования, причины возникновения «эмоционального выгорания»; 3. Познакомить  со способам регуляции психоэмоционального состояния. Развивающие: 1. Развивать информационно-теоретические компетентности педагогов; 2. Развитие у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности. Воспитательные: 1. Формировать представление об условиях для создания благоприятного психологического микроклимата в педколлективе. Категория слушателей: педагоги образовательной организации Необходимое оборудование: проектор, компьютер, презентация; памятка; Ожидаемые результаты: 1. У слушателей будут сформированы начальные навыки саморегуляции негативных психоэмоциональных состояний и жизненных ресурсов, препятствующих эмоциональному выгоранию у большинства педагогов. Основное содержание занятия. I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ Здравствуйте, педагоги. Я рада приветствовать вас на лекции, посвященной эмоциональному выгоранию специалистов образования. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Психологическая профессия педагога предъявляет серьезные требования к эмоциональной стороне личности. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное расходование огромных душевных сил». Сегодня ни для кого не секрет, что учитель, воспитатель – центральная фигура учебно-воспитательного процесса и играет ведущую роль в процессе обучения. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Поэтому проблема психологического благополучия является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической психологии. В этой связи большое значение приобретает изучение феномена выгорания – психологического явления, оказывающего негативное влияние на психофизическое здоровье и эффективность деятельности специалистов, занятых в социальной сфере. Поэтому цель нашего занятия: познакомиться с понятием «эмоциональное выгорание» и рассмотреть методы и способы профилактики эмоционального выгорания у специалистов образования. II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ - Как бы вы охарактеризовали это понятие «Эмоциональное выгорание»? Понятие «эмоциональное выгорание» появилось в психологии сравнительно недавно. В последнее время оно широко используется в научных текстах и лексиконе пси­хиатров, медицинских и социальных психологов. Дело в том, что представители многих профессий, чья деятель­ность связана с общением, подвержены симптомам постепен­ного эмоционального утомления и опустошения. Прежде всего, это касается врачей, педагогов, воспитателей, работников тор­говли и сферы обслуживания. Прямо скажем, термин «эмоциональное выгорание» не стро­го научный, однако за ним стоят очень серьезные психологические и психофизиологические реалии, имеющие свои причины, формы проявления и коммуникатив­ные следствия. Эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами — свойства­ми нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосо­матическими нарушениями. Так что же такое эмоциональное выгорание? Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействии. - Как вы думаете, каковы же признаки эмоционального выгорания? Выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания: 1. предельное истощение; 2. отстраненность от учеников и от работы; 3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений. - Давайте, их разберем подробней. Как вы понимаете предельное истощение? Развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак – истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются. - Как вы понимаете второй признак эмоционального выгорания – отстраненность? Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика – ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно. - Как вы понимаете третий признак эмоционального выгорания – ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания? Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности. - Как вы думаете, какова симптоматика эмоционального выгорания? Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома выгорания: 1. Физические симптомы: • усталость, физическое утомление, истощение; • уменьшенный или увеличенный вес; • недостаточный сон, бессонница; • плохое общее состояние здоровья ( в том числе по ощущениям); • затрудненное дыхание, отдышка; • тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; • гипертензия (повышенное давление); • язвы, нарывы; • сердечные болезни. 2. Эмоциональные симптомы: • недостаток эмоций, неэмоциональность; • пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; • безразличие и усталость; • ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежности; • раздражительность, агрессивность; • тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; • депрессия, чувство вины; • нервные рыдания. истерики. душевные страдания; • потеря идеалов или надежд или профессиональных перспектив; • увеличение деперсонализации своей или других. (люди становятся безликими, как манекены.); • преобладает чувство одиночества. 3. Поведенческие симптомы: • рабочее время больше 45 часов в неделю; • во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; • безразличие к еде; стол скудный, без изысков; • малая физическая нагрузка; • оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; • несчастные случаи ( например, травмы, падения, аварии и т.д.); • импульсивное эмоциональное поведение. 4. Интеллектуальное состояние: • уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; • уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); • увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; • увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; • цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; • малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); • формальное выполнение работы; 5. Социальные симптомы: • нет времени или энергии для социальной активности; • уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; • социальные контакты ограничиваются работой; • скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; • ощущение изоляции, непонимания других и другими; • ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Данный стереотип эмоционального восприятия действительности складывается под воздействием ряда факторов предпосылок — внешних и внутренних. Внешние факторы, провоцирующие «выгорание», таковы. Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность Такая деятельность связана с интенсивным общением, точ­нее, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействи­ем на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно восприни­мать, усиленно запоминать и быстро интерпретировать визуаль­ную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. Дестабилизирующая организация деятельности. Основные ее признаки общеизвестны: нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо струк­турированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бю­рократического шума» — мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана професси­ональная деятельность, например, учащихся в классе, пациен­тов, принимаемых за рабочую смену, клиентов, обслуживаемых за день. При этом следует учитывать, что дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения — клиенте, потребителе, пациенте и т. п., а затем на взаимоотно­шения обеих сторон, Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции. Представители массовых профессий обычно работают в ре­жиме внешнего и внутреннего контроля. Прежде всего это ка­сается медиков, педагогов, воспитателей, социальных работников, блюстителей общест­венного порядка, обслуживающего персонала. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осу­ществляется совместная деятельность. Надо всматриваться, вслу­шиваться, вчувствоваться в него; сопереживать, сострадать, со­чувствовать; предвосхищать его слова, настроения, поступки. А главное, постоянно приходится принимать на себя энергети­ческие разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответствен­ность за благополучие вверенных деловых партнеров — заказчи­ков, пациентов, учащихся, клиентов, пассажиров, покупателей. Плата высока — нервное перенапряжение. Любой профессионал в сфере межличностных отношений на­ходится под постоянным прессингом особых социальных ин­ститутов, призванных побуждать к ответственности за исполняе­мые функции и операции. Среди таких институтов жесткие и конкретные ролевые предписания, права личности и потребителя и т.д. — неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности. Таковая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель—под­чиненный», и по горизонтали, в системе «коллега—коллега». Нер­возная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а дру­гих — искать способы экономии cвоиx психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держать­ся от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы; — психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения. - Приведите пример таких отношений. У врачей это тяжелые и умирающие больные. У педагогов и воспитателей — дети с аномалиями характера, нервной системы и с задержками психического развития. У руководителя или ко­мандира — подчиненные с акцентированными характерами, нев­розами, признаками психопатизации, нарушители дисциплины, безответственные работники, неумеренно пьющие. У обслужи­вающего персонала — капризные и грубые клиенты. Можно выделить внутренние факторы, обусловливающие эмоциональное выго­рание Склонность к эмоциональной ригидности. Естественно, эмоциональное выгорание как средство психо­логической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реакти­вен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Напротив, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медлен­нее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервны­ми процессами. Повышенная впечатлительность и чувствитель­ность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволяет ему развиваться. Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) событий обстоятельств профессиональной деятельности Данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль. Довольно часто молодые специалисты воспринимают все слишком эмоционально, отдаются делу без остатка. Каждый стрессогенный случай из практики оставляет глубокий след в душе. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы истощаются и возникает необходимость восстанавливать их или беречь, прибегая к тем или иным приемам психологической защиты. Типичный вариант экономии ресурсов - эмоциональное выгорание. Учителя спустя.11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения про­фессиональной деятельности. Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Здесь два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности - а это означает безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью «включать» во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинства другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого личности. В случае нравственного дефекта, так и при нали­чии нравственной дезориентации, формирование эмоциональ­ного выгорания облегчается. Как мы видим, выгорать человек может в совершенно разных сферах, независимо от занятости и возраста – например, учитель, ученик, родитель… Однако в одних и тех же стрессовых условиях разные люди выгорают по-разному, а некоторые не выгорают вовсе. Многие авторы пишут о том, что на психологическое состояние влияет не сам стресс как внешний фактор, а то, как мы к нему относимся, воспринимаем ли мы его как двигатель нашего развития или как разрушающий фактор. - Как вы думаете, что может помочь справится специалистам образования с эмоциональным выгоранием? Для профилактики и помощи педагогам в преодолении эмоционального выгорания рекомендовано следующее: - организация рабочих пауз для эмоциональной разгрузки; - оптимизация режима работы и отдыха; - обучения приемам релаксации и саморегуляции психического состояния; - привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения. А также в целях противостояния выгоранию, необходимо выработать привычки, позволяющие заботиться о своем психосоматическом здоровье. 1. Привычки правильного питания, что подразумевает: - регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи; - включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп; - ограничение жирной пищи, растительных масел и белков; - очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день). 2. Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма. 3. Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом. 4. Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день. 5. Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни. 6. Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников. 7. Сказать «нет» вредным привычкам. 8. Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания. 9. «Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой. 10. Общаться с домашними любимцами. 11. Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги. 12. Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния. Также существует огромное количество тренингов и упражнений, посвященных профилактике эмоционального выгорания. III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ Наша лекция подошла к концу, она была посвящена профилактике эмоционального выгорания, я предлагаю поделиться обратной связью с помощью творческого упражнения – синквейн. Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над его созданием развивает образное мышление. Кто готов поделиться своим мнением, прочитать свой синквейн? Сегодняшнюю нашу лекцию хочется закончить известной буддийской притчей: «Когда ученик спросил дзеэнского Мастера, в чём смысл великого Дао, учитель ответил ему: - В простом здравом смысле. Когда я голоден – я ем, когда устал – я сплю. - Но разве все не делают то же самое? – спросил ученик. На что учитель ответил: - Нет. Большинство людей не присутствуют в том, что они делают. Мне хочется вам пожелать «Меняйте стиль жизни, меняйтесь сами!» Улучшить свою жизнь можно только через изменение отношения к ней, через восприятие её как самого ценного дара, через мудрость, радоваться каждому дню, минуте, впечатлению. Нужно любить всё, что вы делаете. Или иначе, делайте то, что можете делать с любовью. Так гласит древняя восточная мудрость. «Делайте всё с радостью, делайте всё самым лучшим из известных вам способов».
«Эмоциональное выгорание специалистов образования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Гафурова Н. В., Лях В. И., Феськова Е. В., Чурилова Е. Ю., Шаипова Т. Б., Осипова С. И.
Смотреть все 920 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot