Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов

  • 👀 1306 просмотров
  • 📌 1257 загрузок
  • 🏢️ РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате ppt
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов» ppt
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ЕГОРЫЧЕВ Алексей Олегович ПЛАН 1. 2. 3. 4. 5. 6. МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ И ИЗУЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ; ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ; ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП; КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ППФП; ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Ключевые слова Психофизическая подготовка; 2. Профессиональноприкладная физическая подготовка; 3. Прикладной спорт; 4. Прикладные навыки; 5. Профессиограмма; 6. Средства ППФП; 7. Производственная ФК; 8. Производственная гимнастика; 9. Профессиональные заболевания; 10. Условия труда. 1. МЕСТО И РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Прикладная функция:  Прикладные знания;  Прикладные физические и психические качества;  Прикладные умения и навыки;  Прикладные специальные качества Функции физической культуры в вузе Основные: 1. Оздоровительная; 2. Образовательная; 3. Воспитательная; 4. Прикладная. Дополнительные: 1. Коммуникативная; 2. Экономическая; 3. Эталонная; 4. Интернациональная; Общность между трудовой деятельностью и физическим воспитанием можно проследить по следующим моментам: как в процессе трудовой деятельности, так и в физическом воспитании овладение двигательными действиями достигается за счет активного взаимодействия индивидуальных свойств личности;  в обоих видах деятельности человек действует в коллективе;  обучение двигательным действиям и воспитание человека как в трудовой деятельности, так и в процессе физического воспитания осуществляется на основе одних и тех же закономерностей: теории познания, теории образования временных условных связей, теории информации и теории произвольных движений;  овладение мастерством в трудовой деятельности и успех в физическом воспитании зависят от одних и тех же условий: сознательного и активного отношения к избранной деятельности, удовлетворения результатами своей деятельности, характера общения, осознания своего места в коллективе, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности, опыта, уровня развития способностей [341].  Перенос тренированности В основе положительного влияния занятий специально подобранными физическими упражнениями на успешность профессиональной деятельности лежит механизм повышения тех функциональных возможностей организма, от которых зависит адаптация к специфическим условиям труда. Поэтому в учебных заведениях профессиональной направленности для эффективной подготовки учащейся молодежи к трудовой деятельности организуется прикладнопрофилированный процесс физического воспитания. В его основе лежит эффект переноса тренированности. Схема соотношения ОФП и ППФП в процессе физического воспитания студентов (по В.И. Ильиничу, 1999). Переработано. Тяжесть труда: Легкая; Механизирован ный; Частично механизирован ный; Тяжелый физический Знания Умения ОФП Физические качества Физичес кие качества Профессия Прикладные Специальные качества Напряженность труда: Малая; Работа связана с риском для жизни или здоровья Условия труда: Комфортные; Повышенные требования к к.л. системе; Экстремальные. Многочисленными исследованиями доказано, что недостаточное внимание к любой из сторон подготовки приводит к снижению надежности человеческого фактора в целом. Вот лишь некоторые факты:      из 20 млн. специалистов с высшим образованием в России – 10 млн. работает не по профессии [209]; за год регистрируется около 11 тысяч случаев профессиональных заболеваний и 40 тысяч случаев производственного травматизма, в том числе 8 тысяч со смертельным исходом, а 12 тысяч работников становятся инвалидами [275]; только 3–8% работающих в промышленности по своим психофизиологическим характеристикам соответствуют требованиям профессии [18, 161]; за годы учебы число болезней будущих специалистов увеличивается в 3,8 раза [45]; из всех проблем человеческого фактора 80–85% сводится к недостаточной психической готовности, к низким морально-волевым качествам, недостаточной устойчивости к экстремальным факторам среды (низкая профессиональная надежность), пониженной работоспособности, раннему профессиональному износу инженера [209]. Подготовленность к профессиональной деятельности Подготовленность к труду – это наличие характеристик личности, общих и специальных способностей, черт характера, вооруженность человека умениями, знаниями, навыками, согласие на принятие решения о выполнении данной деятельности. Профессиональная подготовленность достигается в процессе обучения профессии. ППФК в структуре физической культуры личности Под ППФК понимается часть культуры труда и физической культуры в целом, специфика которой заключается в направленности на оптимизацию процесса формирования и функционирования двигательного компонента профессиональной деятельности, а более широкий спектр воздействия – в использовании разнообразных факторов и эффектов по отношению к другим компонентам (элементам) профессиональной деятельности, на других направлениях её оптимизации. Структура ФК личности: 1. Отношением; 2. Потребностями; 3. Мотивами; 4. Двигательной активностью; 5. Физическим развитием; 6. Физической подготовленностью Професси ональная культура Физическ ая культура Культура человека Одним из оснований теоретико-методологической разработки ППФК служит процесс становления личности профессионала, предусматривающий на основе единства профессионального обучения, воспитания и развития обеспечить сформированность комплекса профессионально важных личностных и двигательных способностей личности, необходимых для эффективности процесса профессионального образования. 2. Психофизическая готовность и изучение профессии: Под ППФП понимают – специализированный педагогический процесс с преимущественным использованием форм, средств и методов физического воспитания, которые в оптимальной степени обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для конкретных видов трудовой и военной деятельности В.А. Кабачков, С.А. Полиевский. Цель ППФП – достижение психофизической готовности Задачи ППФП:      направленное развитие физических способностей, специфических для избранной профессиональной деятельности; воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внимания, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.); формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков); повышение функциональной устойчивости организма к неблагоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая и низкая температура окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачивание, действие токсических веществ и т.д.); сообщение специальных знаний для успешного освоения обучаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности. Описание и классификация профессии Профессия, количество обследованн ых 1 Геолог (n=37) Общие сведения профессии о Условия труда Психофизические характеристики труда 2 3 4 1)наблюдение, решение оперативных задач; 2)преобладает коллективная форма, но бывает и индивидуальная 1) до полугода на открытом воздухе (бывает вахтовая); 2) рабочая поза переменная, бывают периоды большой двигательной активности 1)развитие зрительного и слухового анализаторов; 2) характер движений смешанный; 3) повышенная готовность к различным действиям в ответ на эмоциональные факторы; 4) работа связана со значительным физическим и психическим напряжением; 5)тяжесть работы адекватна возможностям организма Профессионально важные качества специалиста 5 1)общая выносливость; 2)координация движений; 3)пространственновременная ориентация; 4) глазомер; 5)оперативное мышление; 6)эмоциональная устойчивость; 7)инициативность; 8)самостоятельность; 9)коммуникабельность Профессиограмма - описание профессии Экономист (n=28) 1)решение оперативных задач; 2)коллективная форма 1) в помещении; 2) рабочая поза – сидя 1)информация поступает через зрительный анализатор; 2)рабочие движения не предъявляют повышенных требований к психофизическим качествам; 3)эмоциональное состояние от комфортного до стресса; 4)рабочие движения не предъявляют максимальных требований к уровню развития психофизических качеств 1)общая выносливость; 2)быстрота и точность движений пальцев; 3)внимание; 4)оперативная память; 5)умственная работоспособность; 6)инициативность; 7)исполнительность Построение модели психофизической готовности к профессиональной деятельности Психофизическая готовность Физическая готовность: Физическое развитие; Физическая Подготовленность Функциональная подготовленность Психическая готовность: оценка индивидуальных типологических особенностей ВНД; Специальные профессиональные Способности; Профессиональные склонности Теоретическая модель психофизической готовности инженера-механика Статическая выносливость 5 Дифференцировка усилий 4 4 4 Оперативная память 3 3 2 Пространственно-временная 5 ориентация 1 3 Соматическое здоровье 4 4 4 Ручная ловкость Внимание Сила 3. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИИ 3.1. Пригодность к обучению профессии 3.2. Структура физической готовности 3.3. Структура психической готовности 3.4. Умения и навыки, формируемые в процессе профессионального обучения 4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ФОРМЫ ППФП 4.1. Планирование 4.2. Формы 4.3. Средства 4.4. Методы 5. КОНТРОЛЬ ЗА ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ППФП 5.1. Методика оценки физической готовности 5.2. Методика оценка психической готовности 5.3. Методика оценки двигательных умений и навыков 6. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 6.1. Занятия в рабочее время 6.2. Занятия во внерабочее время (профилактика профессиональных заболеваний, самостоятельные занятия, дополнительные средства повышения общей и профессиональной работоспособности) Благодарю за внимание!
«Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 249 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot