Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Проектирование интерфейса: 8 принципов, которые
должен знать каждый UX-дизайнер
https://skillbox.ru/media/design/proektirovanie-interfeysa-8-printsipov/
Самое важное о UX-дизайне от мировых экспертов по юзабилити.
UX-дизайн — это сложно, если не знаешь, с чего начать. Мы собрали золотые правила
зарубежных специалистов Якоба Нильсена, Бена Шнейдермана и Брюса Тогнаццини
и наших — Влада Головача и Ильи Бирмана. Они помогут начинающим дизайнерам,
проектировщикам, UX-писателям и продакт-менеджерам создавать качественные,
понятные и приятные продукты.
Принцип 1
Опирайтесь на нужды реальных пользователей,
а не на свои домыслы
Дизайн может показаться вам блестящим, но это не имеет никакого смысла, если
вы не относитесь к целевой аудитории продукта.
Само понятие UX-дизайна, или дизайна пользовательского опыта, намекает, что работа
дизайнера сосредоточена вокруг взаимодействия пользователей с продуктом. Значит,
нужно разобраться, удобен ли целевой аудитории этот продукт.
С помощью UX-тестов можно определить, всё ли понятно пользователям в продукте,
есть ли трудности и почему они возникают. Исследователи дают задания респондентам,
задают вопросы и внимательно наблюдают за их действиями. Скриншот: Skillbox
ЯНА ДВОРЕЦКАЯ
Пишет про тексты в интерфейсе, проектирование и дизайн. Развивает направление UXредактуры в Skyeng. Ведёт Telegram-канал про редактуру «Письма от Яны Дворецкой».
Принцип 2
Объясняйте, что происходит
Хорошо, когда пользователи точно знают, к чему привели их действия и чего ожидать.
Например, им не приходится буравить экран взглядом в мучительном ожидании: «Ну что
там?» Они могут быть уверены, что данные не пропадут. Якоб Нильсен утверждает, что
чем более предсказуема работа с сервисом, тем больше доверия к нему и тем приятнее
пользовательский опыт.
Я выбираю «Перезагрузка», и система заботливо рассказывает мне, что будет дальше.
Скриншот: Skillbox
А Aviasales показывает прогресс-бар, пока ищет рейсы. Я точно знаю, сколько мне ещё
ждать. Могу сходить чайку налить. Скриншот: Skillbox
Илья Бирман в своей книге «Пользовательский интерфейс» приводит пример о важности
обратной связи:
В челябинском почтовом отделении №80 работает электронная очередь. У входа стоит
машинка с единственной кнопкой. Нажимаешь кнопку, и через две секунды на чековой
ленте печатается номерок. Эти две секунды — целая вечность. Многие решают, что
кнопка не сработала, и жмут ещё раз. Рядом с машинкой всегда валяются «лишние»
номерки. Если бы машинка делала хоть что-то сразу в ответ на нажатие — издавала
звук или мигала лампочкой, — такой проблемы бы не было.
А Брюс Тогнаццини добавляет: «Хорошо, если пользователям не нужно искать или
догадываться о состоянии системы. Они должны взглянуть на интерфейс и сразу понять,
что там сейчас происходит».
Не забывайте про обратную связь. Это важно.
Принцип 3
Делайте интерфейс продукта похожим на аналоги
Не придумывайте новое, если можно использовать старый добрый паттерн. Казалось бы,
где тут креатив? Вы правы, здесь его нет. Зато есть забота о пользователях.
Чем более знакомым будет для них интерфейс продукта, тем быстрее они начнут
пользоваться сервисом. Им не придётся долго учиться для этого, ведь не все готовы
тратить много времени. И Бен Шнейдерман, и Якоб Нильсен уверены, что лёгкость
на старте и консистентность интерфейса улучшают пользовательский опыт.
А Брюс Тогнаццини добавляет: «Мода [и красота] не должна победить юзабилити».
Одна из таких часто используемых фич для приложений — плавающая кнопка. Такая есть
в приложениях Twitter, Google Docs, на лендингах Skillbox и наверняка много где ещё.
Пользователи сразу понимают, как с ней работать. Скриншот: Skillbox
Принцип 4
Предотвращайте ошибки
В книге «Дизайн пользовательского интерфейса» Влад Головач говорит про сообщения
об ошибках:
Большинство сообщений об ошибках в действительности не являются собственно
сообщениями об ошибках. На самом деле они показывают пользователю, что система,
которой он пользуется:
недостаточно гибка, чтобы приспособиться к его действиям;
недостаточно умна, чтобы показать ему возможные границы его действия;
самоуверенна и считает, что пользователь дурак, которым можно и нужно
помыкать.
Все главные специалисты по юзабилити сходятся на том, что лучше не просто показывать
хорошие уведомления об ошибках, а предотвращать их.
То неловкое чувство, когда ты ещё ничего не сделал, но форма регистрации уже вся
красная. Скриншот: Skillbox
Существует два типа ошибок: промахи и ошибки.
Промахи — ошибки по невнимательности.
Ошибки — сознательное действие, которое произошло потому, что пользователь
не понял сервис, дизайн оказался недостаточно очевидным.
Избегайте промахов — задавайте ограничения для действий и корректные значения
по умолчанию. А ещё найдите места в интерфейсе, где пользователь по невнимательности
может сделать что-то не так. Например, чтобы он попал пальцем на нужную ему кнопку
«Сохранить», уберите от неё подальше кнопку «Удалить» или «Выйти без сохранения».
Предотвращайте ошибки — не заставляйте пользователей запоминать действия, давайте
необходимую на каждом этапе информацию и возможность быстро отменять действия.
Если ошибку нельзя предотвратить, то напишите понятное сообщение о ней. Якоб
Нильсен, известный специалист по юзабилити, рекомендует:
Расскажите, что пошло не так, на языке своей аудитории. Избегайте технического
жаргона.
Предложите решение, которое может немедленно устранить ошибку или как-то
помочь.
Принцип 5
Снижайте информационную нагрузку
Так много хочется рассказать о продукте, поэтому тянет всё разом выложить на сайт, —
а дальше пусть пользователи разбираются в информации и принимают решение.
Якоб Нильсен считает, что польза не в том, чтобы показать как можно больше, а в том,
чтобы показать то, что нужно, в правильный момент. Так мы снижаем когнитивную
нагрузку: выдаём информацию порционно и раскладываем по порядку. Люди любят
порядок.
Помните, что каждая дополнительная информация в интерфейсе конкурирует с другой
информацией. А значит, уменьшает её видимость, увеличивает шум, ухудшает восприятие
страницы в целом.
Это не значит, что нужно срочно сокращать количество информации на лендингах
и в экранах мобильных приложений. Просто определите основные потребности (боли)
пользователя, сосредоточьтесь на них. Всё остальное — пусть лишь поддерживает,
доказывает главные тезисы и открывается пользователю последовательно.
Лучше всего этот принцип демонстрирует сайт Apple: информацию о товаре здесь
не вываливают сразу. Для начала дают впечатлиться визуальной частью, а дальше
перенаправляют на более информативные страницы, где про каждый продукт
рассказывают подробнее. Скриншот: Skillbox
Именно благодаря этому принципу «Google Справка» до сих пор не превратилась
в скучный справочник, в который никто не заглядывает.
Здесь есть советы — для стандартных ситуаций. Пояснения в «раскрывашках» и табах —
для сложных случаев. Есть ресурсы для тех, кто хочет узнать больше. Минимализм
и последовательная выдача информации делает «Google Справку» полезным
и практичным инструментом. Скриншот: Skillbox
Принцип 6
Проектируйте так, чтобы пользоваться было удобно
всем
15% населения земного шара — миллиард человек — живёт с инвалидностью. При
этом семь из десяти пользователей с ограниченными возможностями сразу уходят с сайта,
если он оказывается им недоступен. А это большая аудитория.
Бен Шнейдерман и Якоб Нильсен призывают: подумайте о потребностях и физических
ограничениях целевой аудитории и разработайте дизайн, который всё это учитывает.
Не забудьте про различия между новичками и экспертами — добавляйте поясняющие
тултипы для первых и сложные функции, быстрые клавиши для вторых. Учитывайте
возраст, инвалидность, культурные различия пользователей и типы гаджетов.
Используйте контрастные цвета для текста в макете. Это помогает слабовидящим
пользователям (а также в условиях низкой освещённости) легче читать содержимое
на экране. Вот как Slack.
Скриншот: Skillbox
Как узнать, что удобно пользователям? Тестируйте!
На UX-тестах пользователи взаимодействуют с продуктом, а исследователь наблюдает,
возникают ли у них проблемы, где и какие. Если многие люди сталкиваются с похожими
проблемами, важно внести изменения в дизайн.
Проектирование — итеративный процесс, и он требует улучшений на всех этапах.
Источник: Smashing Magazine. Скриншот: Skillbox
Принцип 7
Не заставляйте запоминать много информации
Информация, необходимая для работы в сервисе (например, метки полей или пункты
меню), должна быть видимой или легко находимой. А для этого:
предлагайте помощь прямо здесь, в контексте, вместо того чтобы тренировать
память пользователей;
Например в Facebook Ads Manager можно быстро разобраться с непонятными целями
рекламы и установить нужную. Скриншот: Skillbox
сократите количество информации, которую нужно запомнить. Большинству
людей легче узнавать предложенный вариант, чем самим вспоминать верный ответ.
Вам скорее правильно ответят на вопрос: «Пномпень — это столица Камбоджи?», чем
на: «Какая столица у Камбоджи?».
Как удачно обобщил всё это Якоб Нильсен: «Узнавание лучше, чем вспоминание».
Принцип 8
Дайте ощущение контроля над ситуацией
Пользователи часто совершают действия по ошибке. Специалисты по UX разобрались,
что им нужно в этом момент: юзеры хотят, чтобы у них был «аварийный выход».
Когда людям легко отказаться от процесса или отменить действие, они чувствуют себя
свободно и уверенно. Кнопка отмены позволяет сохранять контроль над системой
и избегать страха и разочарования.
Windows запрашивает подтверждение, перед тем как очистить корзину. Это
предотвращает потерю важных данных по ошибке. Скриншот: Skillbox
Влад Головач в книге «Дизайн пользовательского интерфейса» пишет:
Почти всё время пользователь может что-либо испортить и знает это. Он может
отформатировать жёсткий диск, может стереть или испортить нужный файл.
Неудивительно, что пользователь часто боится. <…> Пользователей нужно всемерно
снабжать ощущением, что ничего не может произойти, пока этого не захочется
самому пользователю.
Для этого он рекомендует:
не делать кнопки, опасные для пользователя, кнопками по умолчанию;
дать пользователям возможность отменять свои действия.
Пользователь, знающий, что он не может совершить ошибку, испытывает радость
и умиротворение.
***
Эти принципы — главное, но не всё. Чтобы проектировать удобные интерфейсы, нужно
знать гораздо больше. Советуем прочитать по теме:
О самых распространенных ошибках в UX
О том, что делает интерфейс человечным и дружелюбным
Об UX-писательстве
О профессии UX-дизайнера и полезных инструментах и ресурсах