Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
ТЕМА 1. Процесс управления и управленческие решения (УР).
Цикл управления всегда начинается с постановки целей и выявления
проблем, продолжается разработкой и принятием решения и заканчивается
организацией и контролем его выполнения. Анализ полученного результата
(оценка степени достижения поставленной цели) служит источником
выявления новых проблем и принятия новых решений, возобновляя таким
образом управленческий цикл. (рис.1.).
Цели
Информация о
желаемом состоянии
Решения
Информация о действительном состоянии
Субъект управления
Обратная
связь
Ситуация
Объект
управления
Рис. 1. Схема процессов управления и формирования решения
Управленческое решение (УР) - целенаправленное воздействие ЛПР на
объект управления, основанный на анализе, прогнозировании управленческой
ситуации, экономическом обосновании и выборе одной из ряда альтернатив в
процессе достижения поставленной перед предприятием цели.
Управленческая ситуация - это характеристика сложившегося состояния
организационно-производственной системы (ОПС), её подсистем и внешней
среды, которое с точки зрения ЛПР может быть удовлетворительным и
неудовлетворительным.
Импульсом УР выступает необходимость ликвидации, уменьшения
актуальности или решения проблемы, то есть приближение в будущем
действительных параметров объекта к желаемым (прогнозным).
ТЕМА 2.
Типология управленческих решений (УР).
В процессе управления организациями принимается огромное количество
самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками.
Тем не менее существуют некоторые общие признаки, позволяющие это
множество определенным образом классифицировать (табл. 1).
Таблица 1.
Классификационный
признак
Степень повторяемости
проблемы
Значимость цели
Сфера воздействия
Срок реализации
Прогнозируемые
последствия
Характер информации
Метод разработки
Количество критериев
выбора
Форма принятия
Способ фиксации
Классификация управленческих решений.
Группы управленческих решений
Традиционные
Стратегические
Глобальные
Долгосрочные
Нетипичные
Тактические
Локальные
Краткосрочные
Корректируемые
Детерминированные
Формализованные
Некорректируемые
Вероятностные
Неформализованные
Однокритериальные
Единоличные
Документированные
Многокритериальные
Коллегиальные
Недокументированные
Рассмотрим её более подробно.
• Степень повторяемости проблемы : 1) традиционные, неоднократно
встречавшиеся ранее в практике управления, когда необходимо лишь произвести выбор из уже имеющихся альтернатив; 2) нетипичные, нестандартные
решения, когда их поиск связан прежде всего с генерацией новых альтернатив.
• Значимость цели : 1) принятие стратегического решения может преследовать собственную, самостоятельную цель; 2) принятие тактического
решения будет способствовать достижению цели более высокого уровня.
• Сфера воздействия : 1) результат локального решения может сказаться
на каком-либо одном подразделении организации (или нескольких); 2)
результат глобального решения может приниматься с целью повлиять на работу
организации в целом.
• Длительность реализации : 1) реализация краткосрочного решения
может потребовать нескольких часов, дней или месяцев; 2) реализация
долгосрочного (перспективного) решения может потребовать несколько лет.
• Прогнозируемые последствия : 1) корректируемые решения в процессе
их реализации поддаются корректировке с целью устранения отклонений или
учета новых факторов; 2) последствия некорректируемых УР необратимы.
• Характер использованной информации : 1) детерминированные
(принятые в условиях определенности, когда ЛПР располагает полной и
достоверной информацией в отношении решаемой проблемы, что позволяет
ему точно знать результат каждого из альтернативных вариантов выбора. 2)
вероятностные (принятые в условиях риска или неопределенности), результаты
которых не являются определенными, но вероятность каждого результата
известна. Вероятность - степень возможности свершения данного события и
изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть = 1.
• Метод разработки решения : 1) формализованные решения (как
правило, типичные, повторяющиеся), могут быть формализованы, т.е.
приниматься по заранее определенному алгоритму; 2) неформализованные
решения возникают в новых, нетипичных ситуациях и при решении
нестандартных проблем, которые не поддаются формализованному решению
• Количество критериев выбора : 1) Если выбор наилучшей альтернативы
производится только по 1 критерию (формализованные УР), то принимаемое
решение будет простым, однокритериальным. 2) если выбранная альтернатива
должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет
сложным, многокритериальным.
• Форма принятия решений : 1) единоличное решение принимается 1
ЛПР, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив единолично; 2) коллегиальные решения (групповые или коллективные), принимаемые группой
менеджеров и специалистов в результате всестороннего, комплексного анализа.
• Способ фиксации : 1) фиксированные или документированные, т.е.
оформленные в виде какого-либо документа — приказа, распоряжения, письма
и т.п.; 2) недокументированные (не имеющие документальной формы, устные).
ТЕМА 3. Характеристики и факторы качества
управленческих решений (УР).
Процесс принятия решений есть последовательность двух взаимосвязанных, но в то же время самостоятельных стадий — разработки решения и
его реализации, в связи с этим существуют две модификации УР : теоретически
найденного (к которому применимо понятие «качество») и практически
реализованного (к которому применимо понятие «эффективность»).
Таким образом, качество УР возможно и необходимо оценивать ещё на
стадии его принятия, не дожидаясь получения фактического результата.
Качество управленческого решения — это степень соответствия
параметров выбранной альтернативы решения определенной системе
характеристик, удовлетворяющая его разработчиков и потребителей и
обеспечивающая возможность эффективной реализации.
К числу таких характеристик относятся :
• научная обоснованность;
• непротиворечивость;
• своевременность;
• адаптивность;
• реальность.
Научная обоснованность УР обеспечивается следующими факторами :
1) учетом требований объективных экономических законов и
закономерностей функционирования и развития объекта управления, так и
тенденций развития экономики и общества в целом;
2)
знанием и использованием целей и задачей управления конкретным
объектом в сочетании со знанием специфики этого объекта, а также тенденций
его развития во взаимодействии с окружающей средой;
3) наличием полной, достоверной и научно обработанной информации;
4) наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР в
той области деятельности, в которой он принимает решение (либо руководит);
5) знанием и применением ЛПР основных рекомендаций теории принятия
решений, в т.ч. научных методов разработки и оптимизации решений.
Непротиворечивость УР обеспечивается сочетанием двух условий :
1) внутренней непротиворечивости решения - соответствия целей и
средств их достижения, а также соответствия сложности решаемой проблемы и
методов разработки решения;
2) внешней непротиворечивости решения — преемственности решения,
его соответствия стратегии, целям организации и ранее принятым решениям
(действия, необходимые для реализации одного УР, не должны мешать
выполнению других).
Непротиворечивость управления достигается
взаимодополняющих, непротиворечивых частных
целеполагающий, организующий, мотивирующий,
регулирующий характер.
последовательностью
решений, носящих
контролирующий и
Своевременность – учет фактора времени, оказывающего существенное
влияние на содержание УР : даже оптимальное решение, рассчитанное на
получение наибольшего экономического эффекта, может оказаться
бесполезным (или даже принести ущерб), если будет принято поздно.
Адаптивность. Срок эффективного действия УР может быть принят
равным периоду относительной стабильности проблемной ситуации, на
разрешение которой оно направлено, и за пределами этого периода решение
может превратиться в свою противоположность — не способствовать
разрешению проблемы, а обострять ее.
Управлять нужно так, чтобы оставалась определенная свобода выбора
решений в будущем, когда ситуация изменится и будет разрабатываться новое
решение, т.е. УР должно учитывать необходимость подобной адаптации и не
носить излишне «жесткий» характер.
Реальность. Решение должно разрабатываться и приниматься с учетом
объективных возможностей организации, ее потенциала. Другими словами,
материальные возможности, ресурсы организации должны быть достаточны
для эффективной реализации выбранной альтернативы.
Итак, УР может считаться качественным, если оно отвечает всем
перечисленным выше требованиям. Причем речь идет именно о системе
условий, поскольку несоблюдение хотя бы одного из них приводит к дефектам
качества решения и, следовательно, к потере эффективности, трудностям или
даже невозможности его реализации.
ТЕМА 4. Процесс принятия УР и его структура.
Технология принятия УР - состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и
оптимизации альтернатив.
В понятие «технология принятия УР» входят следующие элементы:
• что делать (количество и качество объекта);
• с какими затратами (ресурсы);
• как делать (по какой технологии);
• кому делать (исполнители);
• когда делать (сроки);
• для кого делать (потребители);
• где делать (место);
• что это дает (экономический, социальный, экологический, технический
эффект).
Для руководителя главное — не сам выбор альтернативы, а разрешение
определенной управленческой проблемы.
Процесс принятия решений — это циклическая последовательность
действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем
организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив,
принятии УР и организации его выполнения (таблица 2).
Представленная в таблице 2 последовательность является идеализированной моделью, так как реальные процессы принятия УР, вследствие разнообразия организаций, ситуаций и проблем, требующих решения, как правило, от
нее отличаются, т.е. фактически структура процесса принятия УР во многом
определяется ситуацией и решаемой проблемой.
Процесс принятия УР относится к разряду управленческих процессов.
Аналогично производственным процессам управленческие процессы
подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только
здесь в качестве предмета труда выступает УР, информация, нормативнотехнический или управленческий документ.
Таблица 2.
Сущность процесса принятия управленческого решения
№ Этапы при- Стадии принятия
Цель каждой стадии принятия УР
п/п нятия УР
УР
I. Диагноз
Выявление
Анализ количественных и качественных
проблемы
проблемы
данных текущей проблемной ситуации с
целью определения их смысла
Предварительная
Предварительная
постановка
цели(-ей),
постановка цели
стоящей(-их) перед предприятием
Сбор необходимой Сбор текущих значений показателей прединформации
приятия, а также их желаемых значений,
нормативов и стандартов
Определение исСравнение и анализ текущих значений походных характерис- казателей с их желаемыми значениями, с нортик проблемы с
мативами и стандартами, на основании чего
учетом имеющих- определяется факт возникновения проблемы
ся ресурсов
Накопление
симптомов
Определение показателей, сопровождающих
возникновение проблемы – симптомов (низкие : прибыль, объем продаж, качество; высокие : издержки, текучесть кадров и др.)
II. ФормулиУточнение цели
Уточнение цели(-ей) и критериев оценки
ровка огра- и критериев
вариантов решения проблемы
ничений и
Постановка
Обоснование и построение формализованной
Критериев
проблема
модели проблемной ситуации
III. Выявление Планирование ре- Планирование решения проблемы с
альтернатив шения проблемы
выявлением причин возникновения проблемы
Разработка альФормирование на основании предыдущей
тернатив решестадии вариантов решения проблемы, устния проблемы
раняющих причины её возникновения
IV. Оценка
Обсчет каждой
Выполнение расчетов и интерпретация кажальтернатив альтернативы
дого варианта решения проблемы
Оценка каждой
Оценка в соответствие с установленными
альтернативы
критериями возможных результатов реализации каждой альтернативы
Выбор оптимальОтбор альтернативы с наиболее
ного УР
благоприятными общими последствиями
V. Окончатель- Оформление и
Окончательное оформление и утверждение
ный выбор утверждение УР
выбранного оптимального УР
УР
Разработка програм- Определение комплекса работ и ресурсов; и
мы выполнения УР их распределение по исполнителям и срокам
Реализация
УР
VI. Контроль и Контроль реали- Измерение и оценка последствий реализации
оценка резации УР
УР (сопоставление фактических результатов с
зультатов
желаемыми).
реализации Оценка реализуе- Своевременное выявление убывающей эффекУР
мого УР
тивности УР с целью его корректировки или
принятия нового УР.
ТЕМА 5. Принципы, методы и приёмы анализа управленческих решений.
К принципам анализа относятся следующие :
1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых явлений, предметов с целью изучения их свойств
и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и
взаимозависимости;
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели путём
выделения основного (ведущего) звена и применения методов факторного
анализа и структуризации проблемы;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объёму,
качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения
объектов анализа и другим условиям;
4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной
организации процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности,
непрерывности, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;
5) принцип количественной определенности предполагает количественное
выражение: а) параметров и условий обеспечения сопоставимости и
оптимизации альтернативных вариантов УР; б) связей между компонентами
системы управления; в) степени неопределенности и риска при принятии УР.
Классификация методов и приёмов анализа и область их применения
представлена в таблице 3. Рассмотрим сущность методов анализа УР.
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить
отклонения по основным видам сравнения (отчетные показатели с плановыми
показателями; плановые показатели с показателями предшествующего периода;
отчетные показатели с показателями предшествующих периодов; показатели
работы за каждый день; сравнения со среднеотраслевыми данными; показатели
технического уровня и качества продукции предприятия с показателями
аналогичных предприятий), установить их причины и выявить резервы.
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния
различий в объёме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и
территориальных различий, географических условий и т.д.).
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений,
отдельные элементы которых неизмеримы, для определения динамики явлений
и процессов; позволяет провести разложение по факторам относительных и
абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число
факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен
как их произведение.
Таблица 3
Классификация методов и приёмов анализа УР и область их применения
Методы (приёмы)
анализа УР
выполне- уроние плана вень
производ- качестства и реа- ва пролизации дукции
Направление анализа УР
обес- исполь- органи- уровень охрана
печен- зование зацион- социаль- окруность ресур- но-тех- ного раз- жаюресур- сов
нический вития кол- щей
сами
уровень лектива среды
Метод ы
О
О
О
О
О
В
В
В
О
О
-
уровень
нормативно
-методического обеспечения
1. Сравнения
2. Индексный
3. Балансовый
4. Цепных
подстановок
О
О
В
В
О
В
В
-
5.Элиминирования
6. Графический
7. Функциональностоимостный
Анализ
8.Факторный
анализ
В
В
-
В
О
В
-
В
В
О
В
В
В
В
-
В
-
В
В
В
О
В
В
В
В
О
В
В
О
В
-
-
-
В
В
В
9.Экономико-математические методы
О
В
-
1. Сводки и
группировки
В
В
В
Приёмы
В
В
2. Абсолютных и
относительных
величин
3. Средних величин
4. Динамических
рядов
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
В
-
В
В
В
В
В
В
5.Сплошных и выВ
борочных
наблюдений
6. Детализации и
В
В
обобщения
О – основной метод (приём);
В - вспомогательный метод (приём).
Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных
показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их
взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности
производства. При применении балансового метода анализа связь между
отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в
результате различных сопоставлений.
Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной
замены базисных значений факторов - сомножителей - фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет
исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное
значение которого заменяется на фактическое.
Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на
обобщающие показатели деятельности, исключает действие других факторов.
Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных
процессов и исчисления показателей путем их графического изображения,
которые различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и
контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные,
столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод системного
исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы,
структуры) с целью повышения полезного эффект (отдачи) на единицу
совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА
заключается в установлении целесообразности набора функций, которые
должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо
необходимости функций существующего объекта.
Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для
выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные
решения в сложившихся или планируемых экономических условиях при:
- оптимизации хозяйственной программы, распределения её по цехам и оборудованию
и количеству продукции (работ);
- оптимизации распределения хозяйственных ресурсов, раскроя материала,
определения напряженности норм; оптимизации уровня унификации составляющих частей
изделия и средств технологического оснащения;
• установления оптимальных размеров предприятия, цеха, участка и т.п.;
• определения оптимального ассортимента изделий и других.
Далее рассмотрим приёмы анализа УР.
Приём сводки и группировки. Сводка предполагает подведение общего
результата действия различных факторов на обобщающий показатель деятельности предприятия. Группировка заключается в выделении среди изучаемых
явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные
данные оформляются в виде таблиц (форма рационального изложения
цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов).
Приём абсолютных и относительных величин. Абсолютные величины
характеризуют размеры (величины, объёмы) экономических явлений.
Относительные величины характеризуют уровень выполнения плановых
заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес
или показатели интенсивности.
Приём средних величин (средние арифметические, геометрические,
простые, средневзвешенные) используется для обобщающей характеристики
массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой
отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает её
наиболее типичные черты.
Приём динамических рядов предполагает характеристику изменений
показателей во времени, показ последовательных значений показателей,
вскрытие закономерностей и тенденций развития. Различают ряды моментные
— для характеристики изучаемого объекта за различные моменты времени и
периодические — за определенный период времени.
Приём сплошных и выборочных наблюдений. Сплошные наблюдения
предполагают изучение всей совокупности явлений, характеризующих какуюлибо одну сторону хозяйственной деятельности предприятия. Выборочные же
наблюдения предполагают её изучение на основе типовых представителей всей
совокупности явлений, процессов. По данным выборочных наблюдений на
основе методов теории вероятностей определяется возможность распространения выводов на всю генеральную совокупность изучаемых явлений.
Приём детализации и обобщения. Детализация проводится путём
разложения обобщающего (конечного) показателя на частные и определения
влияние каждого из частных на конечный показатель.
Обобщения раскрывают связь между частями целого (объекта, явления,
процесса), итогами деятельности и отдельных подразделений и определяют
степень их влияния на общие результаты.
ТЕМА 7. Принципы и методы прогнозирования управленческих решений.
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием.
Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных
состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его
существования.
Прогнозирование УР наиболее тесно связано с планированием.
Прогноз в системе управления является предплановой разработкой
многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ,
числовые характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят
вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения
корректировок. В отличие от прогноза план содержит однозначно определенные
сроки осуществления события и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
Целью прогнозирования УР является получение научно обоснованных
вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других
показателей, используемых при разработке перспективных планов и проведении
научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), а также
развитии всей системы управления.
К основным задачам прогнозирования относятся:
- разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде
потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых
исследований;
- выявление основных экономических, социальных и научно-технических
тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного
эффекта;
- выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину
полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
- выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
- обоснование экономической целесообразности разработки новой или
повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из
наличных ресурсов и приоритетов и другие.
К основным принципам научно-технического прогнозирования относятся :
1) системность (взаимоувязанность и соподчиненность прогнозов развития
объектов прогнозирования и прогностического фона);
2) комплектность,
3) непрерывность (дискретный характер корректировки прогноза по мере
поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне);
4) вариантность;
5) адекватность (выявление и оценка вероятности реализации господствующих
тенденций и взаимосвязей в развитии производства);
6) оптимальность (на основе прогнозных значений полезного эффекта и затрат по
критерию максимизации экономического эффекта из множества альтернативных
вариантов должен быть выбран наилучший).
Основными источниками исходной информации для прогнозирования
являются: 1) статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность
предприятий и организаций; 2) научно-техническая документация по результатам
выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом; 3) патентнолицензионная документация.
По назначению и характеру функционирования вся информация делится на
научно-техническую и технико-экономическую информацию, справочнонормативную информацию, информацию прогнозной ситуации и информацию
обратной связи.
Исходная информация включает данные, используемые в процессе выбора
метода прогнозирования, создания методик и справочно-нормативных
материалов. От полноты и достоверности этой группы информации зависит
научная обоснованность применяемых методов прогнозирования, обоснованность
и точность прогнозов.
Объём и состав справочно-нормативной информации зависит от степени
дифференциации прогнозных расчетов.
Информацию прогнозной ситуации образуют данные, характеризующие цели
прогноза и условия, в которых будет протекать развитие прогнозируемого
объекта. Состав этой информации и её объём также зависят от принятых методов
прогнозирования, от степени дифференциации и требуемой точности прогнозных
расчетов.
Информацию обратной связи составляют данные проведенных научнотехнических прогнозов, данные об отклонениях фактического состояния объекта
прогнозирования от прогнозных величин, а также об отклонениях фактического
состояния прогнозного фона от показателей, принятых при прогнозировании.
Информация обратной связи позволяет оценить фактическую достоверность
прогноза и выявить причины отклонений.
В литературе приводятся различные классификации методов прогнозирования. Практическое применение того или иного метода прогнозирования
определяется такими факторами, как объёкт прогноза, его точность, наличие
исходной информации, квалификация прогнозиста и др.
В таблице 4 дана характеристика методов прогнозирования УР.
Таблица 4
Характеристика методов прогнозирования управленческих решений
№ Метод
п/п
1
1.
2.
2
3
Наличие
качественной
Норманормативной базы по всем
тивстадиям жизненного цикла
ный
объекта в составе АСУ,
которая должна включать
как показатели объекта,
так и показатели организационно-технического
уровня производства у
изготовителя, потребителя
и ремонтной организации
Экспе- Наличие (создание) эксперимен- риментальной или опытталь- ной базы, необходимых
материально-технических,
ный
трудовых и финансовых
ресурсов для проведения
экспериментальных работ
Наличие качественной
нормативной базы по всем
стадиям жизненного цикла
каждого объекта
Особенности
применения
Область применения
4
Значительная трудоёмкость создания
нормативной базы,
необходимость установления зависимостей
между полезным
эффектом, затратами и
сроком службы.
Высокая точность
прогнозов.
5
Для
прогнозирования
эффективности, сроков
замены оборудования,
возможностей насыщения рынков сбыта для
объектов
массового
производства.
Срок упреждения –
до 10—15 лет
Значительная
стоимость
экспериментальных работ.
Достаточная точность
прогнозов
Для прогнозирования эффективности и сроков замены проектируемого оборудования, сроков выпуска продукции, возможности и сроков насыщения
проектируемой продукцией рынков сбыта, нетрадиционных объектов массового производства, не
имеющих аналогов на стадии завершения рабочего
проектирования. Срок
упреждения до 10—15 лет
Составление среднесрочных прогнозов полезного
эффекта, возможного изменения рынков сбыта
анализируемой продукции серийного производства.
Срок прогнозирования до
10 лет
Значительная трудоёмкость установления зависимости для прогнозирования, учет функций объекта и показателей организационно-технического уровня производства у изготовителя,
потребителя и ремонтной организации. Достаточная точность и
простота расчета.
Экстра- Количественное определе- Прогнозирование пополя- ние важнейших парамет- лезного эффекта и элеров поведения объекта не ментов затрат на основе
ция
менее, чем за 5 лет
предположения, что тенденции развития объекта в будущем будут такими же, как и в прошлом периоде. Выборка
3. Параметрический
4.
Основные условия
применения
Отдельные виды ресурсов в целом по предприятию а также полезный
эффект продукции мелкосерийного производства.
Срок прогнозирования до
5 лет.
Окончание табл. 4
2
3
5. Индексный
Наличие соответствующих
норм (удельных показателей) полезного эффекта,
элементов
затрат за
базисный
период
и
плановых заданий по их
изменению в прогнозируемый период.
6. Экспертный
Создание
экспертной
группы из высококвалифицированных специалистов в данной области
численностью не менее 9
человек.
7.
8.
9.
4
исходной информации
должна не менее чем в
2 paза превышать период упреждения
Прогнозирование полезного эффекта и элементов затрат на основе значения прогнозируемого параметра в
базисном периоде и
индексов изменения
нормативов. Простота
расчетов, но невысокая их точность.
Прогнозирование
развития объекта по
экспертным оценкам
специалистов в
данной области
5
Прогнозирование полезного эффекта, мощностей
оборудования каждого
вида. Виды укрупненных
затрат ресурсов в целом
по предприятию.
Срок прогнозирования
до 5 лет.
Проведение прогнозирования возможных рынков
сбыта по данному виду полезного эффекта, сроков
обновления выпускаемой
продукции, по прочим
вопросам маркетинга и
технического уровня продукции. Срок прогнозирования не ограничен.
Возможность примеДля формирования требоОцен- Разработка матриц генеки тех- ральной определительной нения для оценки ка- ваний к разрабатываемому
ничес- таблицы или универсаль- чества принципиально изделию в виде набора ценого идентификатора и
новых видов техники, лей и определения средств,
ких
создание экспертной груп- где отсутствуют стаспособов и путей, необхостра- пы из высококвалифицитистические данные и димых для достижения
тегий рованных специалистов
патентные фонды.
поставленных целей
При проведении прогноФунк- Невозможность достижения Создание функциотребуемых характеристик нальной схемы
зирования возможности
циоизучаемого объекта с исбудущего объекта
появления на данном
нальпользованием ранее примерынке сбыта новых матеный
нявшихся принципов дейстриальных носителей данвия. Потребность определеного вида полезного эфния альтернатив развития
фекта. Срок прогнозирообъекта с учетом возможвания не ограничен
ностей использования новых принципов действия
Комби- Условия,
определенные Возможность рациоДля всех видов прогнозирования полезного эффекниро- для конкретных методов нального сочетания
прогнозирования
методов
с
целью
повыта. Срок прогнозирования
ваншения точности и сни- не ограничен.
(пп.
18)
ный
жения затрат на прогнозирование.
ТЕМА 8 Методы моделирования и оптимизации управленческих решений
В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности
менеджеров к принятию обоснованных и объективных УР могут применяться 3
группы методов их моделирования и оптимизации : 1) логическое моделирование;
2) физическое моделирование; 3) экономико-математическое моделирование.
Примеры логического моделирования (диаграммы Исикавы) представлены
на рис. 3.
Рис. 3
Примеры логического моделирования
В основе физического моделирования лежат физические модели,
представляющие собой пропорционально уменьшенные в 10 и более раз (с целью
экономии материалов) и изготовленные из различных материалов (металл, дерево,
пенопласт, пластилин и др.) натуральные объекты для проверки аэродинамических, эстетических, компоновочных и других характеристик объекта.
Разработка и оптимизация решения проблемы экономико-математическими методами моделирования базируются на использовании математических
моделей, основными из которых являются:
Модели теории игр. Большинство хозяйственных операций можно
рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия (факторы:
авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п.).
Однако наиболее массовым случаем противодействия является конкуренция.
Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации,
является конкурентоспособность. Принимая УР, следует выбирать альтернативу,
позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит
степень риска. Математические модели теории игр побуждают анализировать
возможные альтернативы своих действий (изменение цен, выпуск новых товаров
и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.) с учетом возможных ответных
действий конкурентов. И, если с помощью модели теории игр будет установлено,
что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же,
организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от
этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.
Модели теории очередей (или оптимального обслуживания) используются для
нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определенном уровне
потребности в них (определение количества троллейбусов на маршруте, чтобы на
остановках не было очередей; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали
и тп). Проблема заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания
(больше троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных
ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в
одни периоды времени и появление очередей в другие). Следовательно, нужно
найти такое УР, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на
расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка.
Модели управления запасами. Любая организация должна поддерживать
некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг (для фирмы запасы материалов и тп; для банка - денежной наличности; для больницы лекарств, инструментов). Поддержание высокого уровня запасов с одной стороны
- повышает надежность функционирования организации и избавляет от потерь,
связанных с их нехваткой, а с другой стороны, требует дополнительных издержек
(хранение, складирование, транспортировка, страхование и т.п.), что связывает
оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала (в
ценные бумаги или банковские депозиты). Модели управления запасами
позволяют найти оптимальное решение, т.е. такой уровень запаса, который
минимизирует издержки на его создание и поддержание при заданном уровне
непрерывности производственных процессов.
Модели линейного программирования применяют для нахождения оптимального УР в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии
конкурирующих потребностей (определение оптимальной производственной
программы : какое количество изделий каждого наименования следует производить для получения наибольшей прибыли при известных объемах материалов,
фонде времени работы оборудования и рентабельности каждого типа изделия).