Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении

  • 👀 716 просмотров
  • 📌 688 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении» pdf
Лекция №1. «Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении» Управленческие решения связаны с выполнением управленческих функций, в том числе с планированием, организацией, координацией и контролем каких-либо процессов. Эти решения реализуются в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции и др. Тем не менее, не всякое решение, разработанное и реализованное руководителем, является управленческим. Решение называется управленческим (УР), если оно разрабатывается и реализуется для социальной системы и направлено на следующие направления: ⎯ стратегическое планирование; ⎯ руководство управленческой деятельностью; ⎯ развитие комплексной системы управления человеческими (производительность, активизация знаний, умений, навыков); ресурсами ⎯ управление производственной и обслуживающей деятельностью; ⎯ формирование системы управления предприятием (разработка методологии и механизма); ⎯ управленческое консультирование; ⎯ управление внутренними и внешними коммуникациями. Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о жизнедеятельности системы, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели. Термин «управленческое решение» употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс УР – это поиск, группировка и анализ требуемой информации, разработка, утверждение реализация УР. Как явление – это план мероприятий, постановление, устное или письменное распоряжение и т.п. Управленческое решение реализуется при помощи динамического взаимосвязанного процесса, который состоит из различных функций принятия решений (рис.1.1). 1 Рис.1.1. Функции принятия управленческих решений Экономическая сущность УР проявляется в том, что на подготовку и реализацию любого УР требуются финансовые, материальные и другие затраты. Каждое УР имеет реальную стоимость. Реализация эффективного управленческого решения принесет компании прямой или косвенный доход, а ошибочное решение – убытки. Организационная сущность УР состоит в том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в том числе информационные, обеспечить работников необходимой техникой и технологией, координировать их работу. Социальная сущность УР заложена в механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам относятся: ⎯ потребности и интересы человека; ⎯ мотивы; ⎯ стимулы; ⎯ установки и ценности. Правовая сущность УР заключается в точном соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и других документов самой компании. 2 Технологическая сущность УР предполагает возможность обеспечения персонала необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами для подготовки и реализации УР. Таким образом, управленческое решение – это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения цели в рамках системы менеджмента. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений. Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую систему (субъекта на объект управления) что, в конечном счете, ведет к достижению поставленных целей. Это постоянное связующее звено между двумя подсистемами, без которого предприятие как система функционировать не может. Данное обстоятельство подчеркивает определяющее место управленческого решения в процессе управления (рис.1.2). Общая теория принятия решений, разработанная на основе математических методов и формальной логики, используется в экономике и имеет предпосылки для широкого распространения. Рис.1.2. Место управленческих решений в процессе управления Теория принятия решений ⎯ это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. Под решением же понимается: ⎯ элемент множества возможных альтернатив; ⎯ нормативный документ, регламентирующий деятельность системы управления; 3 ⎯ устные или письменные распоряжения необходимости выполнения конкретного действия, операции, процесса; ⎯ регламентируемая последовательность действий для достижения поставленной цели; ⎯ нечто, что может отражать осуществление поставленной цели (материальный объект, число, показатель и др.); ⎯ реакция на раздражитель. Существует несколько точек зрения на место процесса РПУР в управлении организацией. Из всех подходов можно выделить два наиболее часто встречающихся, которые определяют процесс РПУР как: ⎯ связующее звено, важную часть для выполнения всех других функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль). В рамках каждой управленческой функции принимаются определенные решения, вытекающие из содержания этой функции (табл.1.1); ⎯ управление есть совокупность циклических действий по разработке и принятию управленческих решений. Таблица 1.1 Решения в области основных функций управления Планирование 1. Выбор миссии. 2. Выработка предложений о ситуации в будущем. 3. Определение целей. 4. Выбор стратегии по достижению поставленной цели. 5. Формирование мероприятий по реализации стратегии. 6. Отслеживание фактических результатов. 7. Реагирование на отклонение от плана. Организация 1. Адаптация организационной структуры под новые цели и задачи. 2. Рационализация распределения задач, обязанностей и прав. 3. Кадровые решения: найм и увольнение, создание резерва на выдвижение, повышение квалификации. Мотивация 1. Разработка системы оплаты труда и премирования, максимально соответствующей характеру и результатам труда, а также возможностям организации. 2. Выбор социальных методов стимулирования эффективности труда. 3. Создание надлежащего морального климата в организации. 4. Разработка мероприятий по эффективному использованию факторов корпоративной культуры. 4 Контроль Создание системы контроля: выбор метода учета, анализа и внесения корректив для всех видов контроля: ⎯ предварительного (устанавливается до начала решения управленческой задачи); ⎯ текущего (осуществляется от начала управленческой, хозяйственной или производственной операции до момента достижения желаемого результата); ⎯ заключительного (устанавливается по результатам решения задачи). Планирование как функция управления ⎯ построение плана действий в будущем. Планирование позволяет определять последовательность и содержание шагов, которые должны привести к намеченной цели, устанавливаются намеченные конечные результаты. Планирование как функция управления производством имеет свою сущность, которая проявляется в четкой конкретизации целей дальнейшего развития всего предприятия и каждого его подразделения на отдельно установленный период, в грамотном определении задач и возможных средств их достижения, а также установленных сроков и четкой последовательности организации. При помощи планирования выявляются трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые понадобятся, чтобы решить поставленные задачи. Планирование обязательно предусматривает разработку целого комплекса мероприятий, который определяет четкую последовательность достижения поставленных целей (рис.1.3). Рис.1.3. Планирование как функция управления 5 Основной задачей организации как функции управления является формирование структуры объекта и обеспечение его всем необходимым для нормальной работы. Для специалиста в области управления организация как функция – это сознательно формализованная структура должностных обязанностей с распределением заданий, полномочий, ролей, ответственности, ресурсов и т.д. Совместная работа отдельных работников будет эффективной только тогда, когда каждый хорошо понимает свои функции. Организация как функция управления должна содержать: ⎯ наличие целей, что является результатом реализации функции планирования; ⎯ четкое определение и распределение обязанностей, зафиксированное в должностных инструкциях; ⎯ систему обеспечения исполнителя ресурсами, в том числе и в первую очередь информационными; ⎯ формы предоставления определенной свободы действий исполнителям. Мотивация как функция управления имеет двойственную структуру. С одной стороны, поведение человека в рабочей обстановке может, предопределяется рядом внешних факторов. С другой стороны, большую силу над личностью имеют внутренние факторы. Мотивация занимает одно из центральных мест в системе управления любым социальноэкономическим объектом. Независимо от природы объекта управления в управлении этим объектом всегда участвует мотивация. Мотивация является одной из функций управления наряду с другими функциями, такими как планирование, организация, контроль, принятие решений и пр. Таким образом, мотивация присутствует в качестве функции управления в управлении любым объектом. Успешность управления любым социально-экономическим объектом зависит от того, насколько эффективна мотивация людей, работающих в рамках этого объекта. Даже если в рамках объекта управления действуют совершенная система планирования, продуманная система контроля, сбалансированная система координации действий, прогрессивная оргструктура, но при этом система мотивации недостаточно эффективна, общий результат функционирования данного объекта управления будет достаточно низким. Контроль как функция управления – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение цели путем своевременного обнаружения проблем. Основными причинами необходимости контроля являются: ⎯ неопределенность, сложность и динамичность среды; ⎯ предупреждение возникновения кризисных ситуаций посредством обнаружения несоответствий и ошибочных действий до того, как они нанесут предприятию ощутимый вред; ⎯ поддержание успеха путем сопоставления фактических результатов и плановых показателей и оценки темпа продвижения предприятия к намеченным целям. Содержание функции контроля в конкретной ситуации определяется структурой и содержанием других функций управления (планирования, организовывания, мотивирования). Результативность контроля может характеризоваться снижением потерь, 6 т.е. ущерба, обусловленного функционированием системы (иными словами: разница между предполагаемыми величинами убытков в условиях отсутствия контроля и при его наличии). Затраты на создание и функционирование системы вместе с упущенной выгодой от альтернативного вложения средств (направленных на ее создание и поддержание) не должны превышать ожидаемых убытков от ее отсутствия. Время осуществления контроля является важнейшим фактором в системе. В идеале, контроль должен выявить проблему до того как она станет слишком серьезной, но часто это невозможно. Основные функции управления должны обеспечить быструю и результативную реакцию управляющей системы на любое изменение состояния управляемой системы (рис.1.4). Управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей системы на управляемую систему, что в конечном итоге приводит к достижению поставленных целей. РПУР представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации, либо какой-то возможности, и заканчивается выбором решения – действия по устранению проблемной ситуации либо снижением ее остроты или использованием возможности. Рис.1.4. Взаимосвязь основных функций управления 7
«Управленческие решения: понятие, роль и место в управлении» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Автор(ы) Зюкин Д.В.
Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot