Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Процесс генерации идей. Методы генерации оригинальных идей

  • 👀 1072 просмотра
  • 📌 1007 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Процесс генерации идей. Методы генерации оригинальных идей» docx
Лекция 1. Процесс генерации идей. Методы генерации оригинальных идей ИДЕЯ (греч. idea) - 1) первоначально "то, что видно", "видимое" (как и эйдос), затем "видимая сущность", прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи - понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте (свобода, бессмертие, бог) ...2) Мысль, представление...3) Намерение, план [Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 1600 с.]. Идея - это мысленный образ объекта, выделяющий его основные, главные и существенные признаки, свойства и особенности Объектами идеи могут быть элементы, системы, подсистемы, признаки, состояния, желания, цели, проблемы, технологии, методы, процессы и т.п. Идеи используются человеком в практической и творческой деятельностью для создания в окружающей среде новых, развития имеющихся или уничтожения вредных объектов и отношений между ними. Также идеи необходимы для достижения целей и решения проблем при личном развитии и реализации предназначения. Каждый день человеку приходит в голову множество идей на разные темы: работа, новый проект, отдых и т.д. Но одни идеи приносят огромную пользу (как лечить рак, организовать прибыльный бизнес...), а другие абсолютно бесполезны. Возникает вопрос: как научиться генерировать полезные идеи? Процесс генерации идей [http://manprogress.com/methods/generation-ideas.html] Человек воспринимает и обрабатывает всю информацию с помощью своего интеллекта, включающего три уровня: Сознание - это способность системы воспринимать, обрабатывать и использовать знания о себе и окружающей среде для дальнейшего взаимодействия, личного развития и самореализации с целью улучшения себя и своей надсистемы. Предсознание - это способность системы воспринимать и обрабатывать информацию одновременно о нескольких элементах окружающей среды без участия сознания, но доступной ему при концентрации внимания на этой информации, для ускорения процесса познания и генерации идей при недостатке возможностей у сознания. Подсознание - это способность системы воспринимать и обрабатывать неограниченный объем информации об окружающей среде одновременно от всех рецепторов, без участия сознания и предсознания автоматически вырабатывать реакции при воздействии внешнего раздражителя (рефлекс) или при наличии навыка, и генерировать идеи при недостатке возможностей у предсознания. Для работы интеллекта также необходима память и совесть. Память - это способность системы сохранять, накапливать и воспроизводить познанную информацию об окружающей среде и самой себе в виде мыслей и образов для их дальнейшего использования сознанием при принятии решений и генерации идей Совесть - это способность системы формировать внутренние принципы, регулирующие процесс принятия решений для выполнения определенных действий, сравнивать свои действия с принципами, нормами и законами и выполнять их корректировку при обнаружении несоответствий для исключения вредных воздействий на среду. Исходя из вышесказанного, интеллект - это способность системы использовать свое сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования своей деятельности, сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения, ограничиваясь совестью. Все процессы, связанные с генерацией идей, можно обобщить в следующую схему: Рисунок 1- Процессы, связанные с генерацией идей Для полноценной работы сознания необходимы следующие способности: • Ум - это способность сознания воспринимать и анализировать информацию об окружающей среде для приобретения новых знаний, их сохранения в памяти и дальнейшей обработки рассудком; • Рассудок - это способность сознания систематизировать, классифицировать и синтезировать воспринятые умом знания об окружающей среде и сохранять их в памяти; • Самосознание - это способность системы отделить себя от окружающей среды и получить о себе истинные знания, независимые от среды; • Разум - это способность сознания объединять результаты деятельности ума, рассудка и самосознания для формирования представления (парадигмы) об окружающей среде, себе и своих связях с ней на основе личных знаний, образов, принципов и ценностей, и принятия решений на основе парадигмы, совести и морали при взаимодействии со средой; • Воображение - это способность сознания синтезировать мысленные образы за счет комбинирования имеющихся в памяти знаний для создания новых элементов или изменения существующих с целью улучшения состояния системы, генерации идей и достижения целей. В соответствии с принципом иерархичности у каждого человека есть надсистема, которая также обладает всеми этими способностями и еще более развитыми другими способностями (эмерджентность систем). Человек с помощью своего подсознания может обмениваться информацией с надсистемой через ее сознание - надсознание, которое Юнг называл "коллективное бессознательное". Сознание может концентрироваться в каждый момент времени только на одном объекте, предсознание – на нескольких (4-10), подсознание – на бесконечном количестве (всей окружающей среде целиком). Но скорость обработки информации и генерации идей наоборот – очень высокая у сознания и низкая у подсознания. Каждому из этих уровней поступает исходная информация об объекте. Они обрабатывают эту информацию и формируют результат: - сознание вырабатывает реакцию, которой человек воздействует на окружающую среду для реализации идеи; - предсознание и подсознание генерируют идеи, которые передаются сознанию для реализации. Если сознание не может мгновенно обработать воспринятую информацию или ее недостаточно для создания реакции, то оно передает эту информацию предсознанию. Предсознание накапливает информацию о нескольких объектах (4-10), обрабатывает ее, генерирует идеи и передает их сознанию для реализации. Но этот процесс занимает больше времени, чем у сознания. Если и предсознание не в силах обрабатывать передаваемый объем информации от сознания, то оно передает ее подсознанию, которое может обрабатывать информацию о бесконечном количестве объектов (подсознательный процесс). Свойствами такого процесса является: - параллельность: одновременно обрабатывается информация о множестве объектов; - незаметность: они происходят абсолютно незаметно для человека. Сознанию передаются лишь результаты их работы (идеи). Обычно подсознание генерирует идеи абсолютно неожиданно. В такие моменты человек говорит: "меня осенило", "эврика", "меня посетила муза" и т.п., он ощущает вдохновение и желание реализовать эти идеи. Сознанию может передаваться много идей, и оно не будет успевать реализовывать их. В этом случае идеи могут просто пропасть (забыться). Для избегания подобной ситуации необходимо материализовывать идеи. "Творческий метод Теслы заставляет считать нас, что существует некий глобальный банк данных, который в частности называют информационным полем Вселенной, и Тесла умел подключаться к этому источнику, черпая оттуда необходимую информацию. Он мечтал, что каждый человек найдет к нему доступ" - говорит Ю. Мазурин, доктор физико-математических наук. Все чаще ученые фиксируют способность людей сознательно подключаться к этому информационному полю и получать оттуда информацию об объектах, которых пока нет в нашем мире. Для этого они входят в состояние измененного сознания. В обычном состоянии люди тоже могут подключаться к этому полю, но это происходит гораздо медленнее и незаметно для человека. Этим подключением занимается подсознание, когда от него требуется сгенерировать идею, но недостаточно информации. В этом случае подсознание взаимодействует с надсознанием, которое и помогает сгенерировать новую идею. Подсознание передает ее сознанию и человеку остается только реализовать ее в нашем мире. Для генерации идей используются различные методы. МЕТОД (от греческого methodos – путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Методы генерации оригинальных идей можно разделить: - на линейные, позволяющие ма­нипулировать информацией для выработки новых идей, и интуи­тивные, демонстрирующие, как находить новые идеи с помо­щью интуиции и воображения. - на индивидуальные и коллективные. Научные методы отличаются тем, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной теорией генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Лекция 2. Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Эффективной технологией генерирования идей является ТРИЗ. Рассмотрим этапы развития ТРИЗ и ее современное состояние. Этапы развития ТРИЗ: В 1946 году в Баку началась работа над созданием научной технологии творчества, которая со временем получила название Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер. Первая статья напечатана в 1956 г. (Г. Альтшуллер, Р. Шапиро «Вопросы психологии», 1956, №6). Первая книга по ТРИЗ (Г. Альтшуллер «Как научиться изобретать») опубликована в 1961 г. ·        В 1989 году была образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке впервые появился программный продукт "Изобретающая Машина", который базируется на некоторых ТРИЗ-технологиях и помогает инженерам решать технические проблемы. За два года в СССР было продано более 1000 копий "Изобретающих Машин". ·          В 1995-1997 годах этот программный продукт, переведенный на английский язык, приобрели такие известные фирмы, как "Форд", "Катерпиллер", "Проктор энд Гэмбэл", IBM, а "Моторола" заключила контракт на поставку 1000 копий системы. Подписан контракт о переводе "Изобретающей машины" на японский язык. ·         В конце XX века услугами специалистов по ТРИЗ начали пользоваться разработчики государственных программ, политические деятели, бизнесмены, менеджеры. Известная южнокорейская фирма LG приглашает специалистов по ТРИЗ из бывшего СССР. Активно накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления у детей разного возраста. ·      В настоящее время ТРИЗ получила распространение не только у нас в стране, но и за рубежом. Книги по ТРИЗ изданы в США, Великобритании, Японии, Швеции, Финляндии, Германии, Болгарии и других странах. В России, Финляндии, США, Голландии, Швеции, Англии, Чехии существуют фирмы, занимающиеся ТРИЗ-консалтингом. Все больше возникает сайтов, содержащих информацию о теории Г. С. Альтшуллера. Известные корпорации мира ищут на территории бывшего СССР специалистов по ТРИЗ для своих изобретательских и исследовательских служб. Как и сама теория, так и методология преподавания ТРИЗ непрерывно развиваются. Идеи и методы ТРИЗ переносятся в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, public relations, педагогику. ТРИЗ-технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей. Основные принципы ТРИЗ Долгое время единственным инструментом решения творческих задач – задач, не имеющих четких механизмов решения, – был "метод проб и ошибок" (так называемый "метод научного тыка"). Но в XX веке резко возросла потребность в решении творческих задач. Это привело к появлению различных модификаций "метода проб и ошибок". Наиболее известны из них "мозговой штурм", "синектика", "морфологический анализ", "метод контрольных вопросов". Суть этих методов – повысить интенсивность генерации идей и перебора вариантов. Главная проблема при их использовании – можно сэкономить время на генерации идей, но это приводит к большим затратам времени на их анализ и выбор наилучшего варианта. Г. С. Альтшуллер поставил задачу иначе: "Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?" Решить эту задачу помогут принципы, лежащие в основе ТРИЗ: Ø      Принцип объективности законов развития систем – строение, функционирование и смена поколений систем подчиняются объективным законам. Сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам. Ø      Принцип противоречия – под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий, скрытых или явных. Системы эволюционируют, преодолевая противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов. Сильные решения – это решения, преодолевающие противоречия. Ø      Принцип конкретности – каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют конкретные особенности, облегчающие или затрудняющие изменение конкретной системы. Эти особенности определяются ресурсами: внутренними – теми, на которых строится система, и внешними – той средой и ситуацией, в которой находится система. Сильные решения – это решения, учитывающие конкретные особенности конкретных систем, а также индивидуальные особенности, связанные с личностью конкретного человека, решающего проблему. Итак: методология решения проблем строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем. ТРИЗ включает в себя: • механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; • механизмы подавления психологической инерции, препятствующей поиску решений (неординарные решения трудно находить без преодоления наших устойчивых представлений и стереотипов); • обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.   Основные понятия ТРИЗ 1. Противоречие Формулирование противоречия помогает лучше понять корень вашей проблемы и найти ее точное решение. Формулировка противоречия – наполовину решенная задача. Как правило используется следующая формулировка: "Данная часть системы должна обладать свойством "A", чтобы выполнять нужную функцию, – и свойством "не A", чтобы удовлетворять существующим ограничениям и требованиям". Или по-другому: "Должно выполняться действие "А", чтобы задача была решена, – и должно выполняться (выполняется) действие "не А", потому что такова реальность". ПРИМЕР: Противоречие: Сумчатой кунице "сумка" нужна, чтобы носить в ней детенышей, и не нужна, чтобы не мешала, когда детеныши подросли. Разрешение противоречия: Пока не настало сумчатой кунице время рожать, сумки у нее нет. Когда приближается пора размножения, у нее отрастает сумка, емкостью в шесть детенышей.  2. Ресурсы В основе красивых и эффективных решений лежат ресурсы, уже имеющиеся в нашей Системе (Система – "контекст", в котором возникает задача, ситуация, обстановка): то есть мы ничего не добавляем извне, а результат достигается. Так, решая простую задачу, зачастую достаточно лишь поискать нужный ресурс.   Принято классифицировать ресурсы следующим образом: • Материально-вещественные (вещества, предметы, товары, деньги, оборудование и т.д.). • Информационные (каналы и носители информации). • Ресурсы времени. • Ресурсы пространства (площадь, объем и т.д.). • Энергетические ресурсы и поля (тепловая, электрическая, электромагнитная, атомная энергия, звуковые сигналы и т.д.). • Человеческие (сами люди, а также их стереотипы, мотивация, каналы восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание). • Другие ресурсы (события прошлого, имидж, культура и др.).   ПРИМЕР: Автомобиль с контейнером должен проехать под аркой моста, но контейнер оказался буквально на сантиметр выше нижней балки. Решение задачи в использовании пространственного ресурса. Ведь в шинах находится воздух, а это почти "свободное пространство". Частично выпустили воздух из шин, и автомобиль свободно проехал под мостом.  Еще важно отметить следующее. Мы знаем, что свойства веществ под неким воздействием могут меняться. Например, железо в магнитном поле само становится магнитом, вода от холода становится льдом, а шелк начинает светиться под ультрафиолетовым излучением... Иногда в системе нет ресурса с нужным свойством, но мы можем его получить, изменив имеющиеся вещества, систему или её части. Последовательность действий по использованию ресурсов: 1. Сформулируйте задачу. 2. Определите: какие ресурсы нужны? В каких количествах? 3. Просмотрите ресурсы. Сначала уже имеющиеся в системе, потом – те, которых в самой системе нет, но легко и дешево получить. И лишь в последнюю очередь редкие, дорогие, "трудоемкие" ресурсы. 4. Оцените ресурс. Каков будет эффект от его использования? Каковы затраты на использование или добычу (приобретение) этого ресурса? 5. Определите: каким образом применить ресурс?  ПРИМЕР: 1. Задача. 1999-ый год. Продуктовой фирме нужно выпустить новые марки продуктов питания, которые быстро бы набрали популярность в народе и, соответственно, объемы продаж. 2. Нужно нечто известное, популярное, актуальное для людей: имя, событие и т.д. 3. Скоро Пушкинский юбилей. Похоже, в России власти решили отметить его довольно помпезно. 4. Ресурс хороший: бесплатный, авторскими правами не защищен. 5. Решение. "Красный Октябрь" выпустил серию сладостей "Ай, да Пушкин!". Торговый дом "Смирновъ" спустя сто лет возобновил производство водки "Пушкин". Масса других компаний наладила выпуск сухарей, кетчупа, тортов и другой снеди под созвучными марками.  3. Идеальный конечный результат (ИКР) Решать задачу проще, если заранее знаешь ответ. Но как быть, когда перед нами творческая задача, ответа на которую не знает никто? В таких случаях тризовцы советуют представить себе идеальный образ решения, или Идеальный Конечный Результат (ИКР). Это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), усложнений и нежелательных эффектов.  Правила формулирования ИКР: При формулировании ИКР желательно применять слово "Сам" (Сама, Само, Сами). Обычно используют три основные формулировки ИКР: • "Система сама выполняет данную функцию". • "Системы нет, а функции ее выполняются (с помощью ресурсов)". • "Функция не нужна".  Достичь ИКР практически невозможно, но это верный ориентир при решении задачи и оценке идей.  ПРИМЕР: ИКР: Оберегать предметы от краж не надо. Постояльцы германских гостиниц тянут все, что не "прибито гвоздями" – от дорогой пепельницы до мешочков с ароматной травой и пульта от телевизора. Но менеджеры гостиниц не слишком огорчены этим. Во-первых, все расходы уже включены в цену номеров. Во-вторых, на все предметы нанесены эмблемы отеля, так что их похищение – дополнительная реклама гостиницы. Ведь украденное зачастую проходит через несколько рук.   Алгоритм и принципы решения задач с помощью ТРИЗ 1. Определите тип задачи Изобретательская задача – это когда есть цель, которую Решателю требуется достигнуть, или есть проблема, которую нужно преодолеть, причем очевидные решения в данных условиях неприменимы. Перед Решателем возникает вопрос: "Как быть?". Исследовательская задача – это когда происходит некоторое явление, и Решателю необходимо объяснить его, выявить причины или спрогнозировать результат. Перед Решателем стоит вопрос "Почему? Как происходит?". Чтобы легче решить исследовательскую задачу, сформулируйте ее как изобретательскую. Задайте себе вопрос: "Как сделать, чтобы происходило именно это явление?"  ПРИМЕР: Исследовательская задача: Отправляясь на охоту, медведица оставляет своих малышей одних. А при ее возвращении медвежата ведут себя очень странно: едва завидев приближающуюся маму, они залезают на тонкие деревца. Почему? Изобретательская задача: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму, возвращающуюся с охоты. Дожидаться пока она приблизиться – опасно, а вдруг это чужой взрослый медведь. Он ведь и обидеть может. Как быть медвежатам? Ответ: Медвежата плохо видят и не сразу узнают маму. А дожидаться, пока чужой медведь приблизится, опасно. Поэтому они залезают на тонкие деревца, куда взрослому медведю влезть не под силу.  2. Сформулируйте к задаче противоречие и идеальный конечный результат (ИКР) Противоречие и ИКР "обостряют" проблему, выявляют самую ее суть и подталкивают Вас к сильным решениям. Формулировать ИКР и Противоречие можно и в нескольких вариантах – это позволяет найти несколько решений. Определение идеального конечного результата (ИКР) резко уменьшает число возможных вариантов, отсекая все решения низких уровней. «Объект сам сообщает о своем весе», следо­вательно, сообщает без весов. Определение физического противоречия (ФП) продолжает процесс сужения поля поисков, оставляя - при правильной фор­мулировке ФП- одно решение (хотя и не всегда в явном виде). Так, например, ФП состоит в том, что объект должен двигаться и не должен двигаться. Такое ФП может быть пре­одолено разделением противоречивых требований в простран­стве (часть объекта движется, часть неподвижна), или во време­ни (объект то движется, то не движется).  3. Выявите ресурсы Ресурсами является всё, что может быть полезно при решении Вашей задачи. Причем желательно использовать те ресурсы, которые уже присутствуют в проблемной ситуации, а также "дешевые" ресурсы, затраты на получение и использование которых низки.   4. Примените приемы и принципы решения задач Для решения задачи примените приемы разрешения противоречий и принципы решения задач. Внимание! К большинству задач здесь дается только один ответ. Однако, творческая задача может иметь множество решений. В Ваших силах его исправить и найти другие интересные идеи.  5. Проанализируйте решения Найденные решения желательно оценить с позиций идеальности. При этом можно задавать себе вопросы: • насколько сложно и дорого осуществить решение? • задействованы ли ресурсы системы? • появились ли нежелательные эффекты при внедрении полученного решения?   Принципы решения задач 1. Принцип объединения В случае, если требуемые действия невозможно совершить с (над) одним объектом, их производят с несколькими объектами. При этом можно выполнить следующее: • Соединить однородные или смежные объекты. • Объединить во времени однородные или смежные операции. • Один объект разместить внутри другого.  2. Принцип дробления В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят его дробление. При этом можно выполнить следующее: • Разделить объект на независимые части. • Выполнить объект разборным. • Увеличить степень дробления объекта.  3. Принцип динамичности В случае, если сложно производить необходимые действия с объектом, его из статического состояния переводят в динамическое (подвижное) состояние. При этом можно выполнить следующее: • Характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться, чтобы всегда соответствовать изменяющимся условиям. • Разделить объект на части, способные изменяться и перемещаться относительно друг друга. • Если объект неподвижен, сделать его подвижным.  4. Принцип "сделать заранее" Если невозможно в нужное время совершить действие с объектом, то необходимое действие производят заранее. При этом можно выполнить следующее: • Заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично). • Заранее расположить объекты так, чтобы они могли сразу вступить в действие, без подготовительных затрат.  5. Принцип посредника В случае, если сложно (или невозможно) произвести необходимые действия с объектом, то вводят посредник (промежуточный объект), с помощью которого и производят действия. При этом можно выполнить следующее: • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие. • На время присоединить к объекту другой (легко удаляемый) объект.  6. Принцип "наоборот" В случае, если сложно произвести необходимое действие с объектом, производят противоположное действие. При этом можно выполнить следующее: • Вместо действия, которое диктуется условием задачи, выполнить обратное (противоположное) действие. • Сделать движущуюся часть объекта или среды неподвижной, а неподвижную движущейся. • Повернуть объект "вверх ногами", вывернуть его. 7. Принцип "обратить вред в пользу" В случае, если необходимо устранить вредное действие объекта (или процесса) постарайтесь обратить вред в пользу. При этом можно выполнить следующее: • Использовать вредные факторы (в т.ч. вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта. • Устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами. • Усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.  8. Принцип копирования В случае, если сложно (или невозможно) производить необходимые действия с объектом, используют его копию, с которой (или над которой) производят нужное действие. При этом можно выполнить следующее: • Вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии. • Заменить объект его оптической копией (изображением). Использовать при этом изменение масштаба (увеличивать или уменьшать копии). • Если используются оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым. 9. Принцип согласования и рассогласования В случае, если сложно произвести необходимые действия с объектом, его (или его параметры) согласовывают/рассогласовывают с окружающей средой. При этом можно выполнить следующее: • Согласовать новый объект (или действия) с уже существующей системой (или действиями). • Согласовать или рассогласовать действие с ожиданиями и стереотипами людей. Основные идеи ТРИЗ [2]: 1. С древнейших времен изобретения делаются методом проб и ошибок. В условиях современной научно-технической революции этот метод неэффективен и связан с огромными потерями времени, сил, средств. 2. Технические системы развиваются по определенным законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач - без слепого перебора вариантов. Это - основное положение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). 3. Идеальная техническая система - когда системы нет, а ее функция выполняется. Стремление к идеальности - один из главных законов развития технических систем. 4. Пытаясь обычными (уже известными) путями изменить техническую систему, инженер, улучшая один показатель, ухудшает другой. Изобретатель обязан преодолеть техническое противоречие: улучшить один показатель системы, не ухудшая других показателей. 5. Разработана и применяется программа планомерного - шаг за ша­гом - анализа и решения изобретательских задач на основе использо­вания законов развития технических систем. Эта программа получила название алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ). 6. При работе по АРИЗ исходные условия задачи упрощают по определенным правилам. Затем формулируют идеальный конечный результат (ИКР) для данной задачи, выявляют техническое противоре­чие, исследуют его, определяя физическое противоречие, то есть проти­воположные физические требования, предъявляемые к одной и той же части системы. 7. АРИЗ - программа для работы человека, поэтому АРИЗ включает специальные операции для преодоления психологической инерции и усиления фантазии. 8. Для устранения противоречий, выявленных при анализе задачи, АРИЗ включает фонд приемов. Создан также фонд физических эффектов. Ведется разработка фондов химических и геометрических эффектов. 9. Регулярное применение АРИЗ развивает диалектическое мышление, помогает преодолевать психологические барьеры, обогащает инжене­ра пониманием закономерностей развития технических систем. 10. Минимальная техническая система (как атом в физике) включает два взаимодействующих вещества и поле (энергию). Такая система полу­чила название веполь. Разработан вепольный анализ, позволяющий записывать условия и ход решения изобретательских задач (подобно записи химических реакция). 11. По мере развития ТРИЗ накапливаются стандарты - вепольные формулы решения некоторых типовых задач. Это позволяет ряд задач решать не по АРИЗ, а сразу - по формулам. АРИЗ остается инструментом решения нестандартных задач. 12. Основные идеи ТРИЗ могут быть перенесены на научное творчество, поскольку научные теории и представления тоже развиваются, пре­одолевая противоречия. 13. Идеи и методы ТРИЗ могут быть перенесены и в другие виды творчества, в гуманитарные области: искусство, менеджмент, рекламу, public relations, педагогику. Теория творчества (ТРИЗ) появилась впервые именно в технике только потому, что в технике уже существовал патентный фонд, позволяющий выявить законы развития технических систем. В других видах человеческой деятельности надо сначала создать «патентные фонды». Преимущества ТРИЗ Во-первых, она позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии. Использованные источники: 1. Материал по ТРИЗ. Составители: Р.Г. Мамедов, С.М. Швынденкова. - Режим доступа: http://altocsh3.narod.ru/triz.htm 2. Соболев Михаил. Генерация идей новых «бизнесов». - Режим доступа: http://www.sphinx.su/node/200  Лекция 3. Метод «мозговая атака» Метод «мозговая атака» («мозговой штурм») является широко используемой разновидностью методов коллективной генерации, позволяющей за короткий период времени получить большое количество конструктивных идей. Метод «мозгового штурма» («мозговой штурм», «мозговая атака», англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертной оценки, который использует специально подготовленный персонал и группы экспертов. В качестве экспертов желательны лица, которые обладают достаточно высокой эрудицией в сочетании с развитым творческим мышлением. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса (process pattern recognition). Основателем классического мозгового штурма стал американский ученый-исследователь Алекс Осборн, один из пионеров креативного движения в конце 1930-х г. в США. В это время он был совладельцем крупной рекламной фирмы и начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году. После чего началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах. Методика подготовки и проведения метода «мозгового штурма» Подготовительный этап. Первоначально выбирается и описывается проблема, подлежащая рассмотрению. Данную процедуру проводит ведущий, который может привлекать ассистентов. Для простоты понимания проблемной задачи необходимо снять любую неопределенность методом анализа и синтеза проблемной задачи. Рекомендуется разбить задачу на три подзадачи по трем направлениям – экономическому, политическому и социальному. По каждому направлению подготовить от трех до пяти вопросов. Провести синтез поставленных вопросов и обобщить их, при этом степень обобщения должна доходить до двух – трех (в некоторых случаях до четырех - пяти) вопросов. Совокупность представленных вопросов должна отражать поставленную проблемную задачу, а предложенные «генераторами» идеи должны решать поставленную проблему. Ведущему необходимо составить план перехода от первого вопроса к последующим, причем данный план должен быть гибким, т.е. позволять пропускать или изменять порядок следования вопросов. Главная задача ведущего – «разогреть» группу и создать условия лавинообразного выдвижения идей, так как время генерации 15-20 мин. Ошибки, допущенные ведущим, могут привести к срыву сессии генерации идей даже к необходимости замены или группы, или ведущего. Поэтому ведущему рекомендуется подготовить от шести до десяти неординарных идей по данной проблеме и воспользоваться ими при проведении сессии генерации. Даже в группе «генераторов идей» и «аналитиков» проводиться инструктаж с доведением правил «мозгового штурма» и личных пожеланий ведущего. Этап генерации идей. Ведущий доводит до группы «генераторов» проблемную задачу, которая подлежит решению, ставит первый вопрос. Выдвинутые идеи должны решать задачу частично или полностью. При снижении активности «генераторов» необходимо поставить вопрос, который дополняет ранее выдвинутый. Ведущий обязан подбадривать участников «мозгового штурма», стимулируя новые идеи на основе аналогий, ассоциаций и подсознательного развития ранее высказанных идей. Кроме того, ведущий корректно должен пресекать нарушение правил «мозгового штурма» - критика выдвинутых идей, обсуждение возможностей их реализации, нелестные высказывания в сторону отдельных участников и т. п. Если в группе присутствуют участники, владеющие методами активизации творческого потенциала, то следует ожидать хороших результатов и помощи ведущему с их стороны. Все выдвинутые идеи должны протоколироваться в том виде, в котором они были высказаны. Протокол может вести сам ведущий, но значительно лучше поручить его ведение одному из участников сессии генерации. Окончание этапа генерации поручается ведущему, после чего протокол сессии передается для анализа в группу «аналитиков». Этап анализа идей. Качество данного этапа зависит от следующих факторов: во-первых, квалификации и практических навыков участников; во-вторых, психологического климата в группе; в-третьих, принадлежности участника именно к категории «аналитик» (нежелательно, чтобы в данной группе оказался «генератор»). Выполнение правил «мозгового штурма» и учет приведенных выше факторов гарантирует высокое качество данного этапа. Ведущий на этапе анализа идей должен строго следить за тем, чтобы ни одна из выдвинутых идей не была отброшена без поиска в ней рационального зерна. Окончанием этого этапа считается отчет группы «аналитиков» и заключение о необходимости повторного проведения сессии генерации. Целесообразно на аналитическом этапе строить «морфологические матрицы» до третьего порядка включительно. Для этого требуется выделить критерии оценки идей и построить первую матрицу. Обратные результаты переносятся в другую матрицу с «новыми» критериями оценки и т.д. Метод коллективной генерации идей апробирован на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы. Разновидности метода  У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которых можно применять на деловых совещаниях для решения профессиональных задач. К ним относятся: обратный, теневой и комбинированный мозговые штурмы, брейнрайтинг, индивидуальный мозговой штурм, мозговой штурм на доске, мозговой штурм в стиле «Соло», визуальный мозговой штурм, мозговой штурм по-Японски. Рассмотрим характеристики перечисленных технологий. 1. Обратный мозговой штурм Его предпочтительно применять при создании нового улучшенного образца, новой услуги или разработки новой идеи, когда решаются две творческие задачи: • выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков; • максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге. Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика. В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10–20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов. 2. Теневой мозговой штурм Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма. Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них – собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой. Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу. 3. Комбинированный мозговой штурм Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях. Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2–3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. 4. Брейнрайтинг Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут. 5. Индивидуальный мозговой штурм Данный метод, по существу, не отличается от метода коллективного мозгового штурма и проводится по тем же правилам. Единственное различие – сеанс проводится одним специалистом. Он сам генерирует идеи, сам их регистрирует, часто сам делает оценку своих идей. Длительность сеанса не должна превышать 3–10 мин. Все возникшие идеи обязательно фиксируются на бумаге. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например, через неделю. Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами. 6. Мозговой штурм на доске В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема. 7. Мозговой штурм в стиле «соло» Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы. 8. Визуальный мозговой штурм Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления. Основные принципы визуальной мозговой атаки: • скорость и гибкость мышления, • отсутствие преждевременной критики, • быстрая реакция. 9. Мозговой штурм по-японски Существует также японская (кольцевая) система принятия решений– «кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов: а) большинства голосов– выбирается решение, имеющее наибольшее число сторонников; б) диктатора– за основу берется мнение одного лица. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах; в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. г) принцип Парето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Таким образом, из выше перечисленного можно сделать вывод, что применение в различных ситуациях определенных видов мозгового штурма способствует принятию наиболее эффективных управленческих решений, особенно при рассмотрении нестандартных, творческих задач. Метод «мозгового штурма» требует следующие виды обеспечения: 1) Организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода; 2) Методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, и практическому освоению всех необходимых процедур; 3) Психологическое и мотивационное обеспечение, включающее психологическую настройку и стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп; 4) Информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно-справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей. Основные правила метода «мозгового штурма»: 1. Критика высказанных идей не допускается, допускается только положительное обсуждение выдвигаемых идей. 2. Приветствуется оригинальность, необычность идеи, а также их большое количество, так как при этом увеличивается вероятность появления ценных идей. 3. Ведущему дано право изменения тематической направленности вопроса и снятия его с обсуждения, а также решения вопроса о повторной сессии. 4. Оценка предложений производится позднее, в аналитической группе. 5. Ни одна идея не должна быть отброшена без детального анализа. 6. Необходима комбинация различных идей, их усовершенствование. К достоинствам метода следует отнести его простоту, доступность для изучения и освоения, его привлекательность для специалистов – участников «мозгового штурма», благодаря возможности учета и максимального использования их возможностей, способностей и черт характера. Метод обладает высокой производительностью как по общему числу идей, так и по числу новых. Необходимо отметить и недостатки метода: отсутствия гарантий получения качественных и конкретных решений. Самостоятельно метод может применяться для решения широкого круга управленческих и аналитических задач. Использованные источники: 1.Теория и практика решения технических задач: Учебное пособие / А.В. Ревенков, Е.В. Резчикова. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=393244 2. http://www.studfiles.ru/preview/2901855/ Лекция 4. Метод синектики Уильяма Гордона Синектика (англ. Synectics — «совмещение разнородных элементов») — методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная У. Дж. Гордоном. Уильям Гордон — это известный изобретатель и исследователь мышления творческих людей: других изобретателей и людей искусства. В процессе своей деятельности он определил, что индивидуальное творчество и групповое творчество аналогичны друг другу. Это послужило причиной для создания в 1952 году в Кембридже первой синектической группы, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор. Затем, в 1960 году в Бостоне Ульямомом Гордоном была основана консалтинговая компания «Synectics Inc.», а в 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других. Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решения творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. При этом важная роль отводится операторам синектики. Операторы синектики – конкретные психологические факторы, которые поддерживают и ведут вперед весь творческий процесс. Их следует отличать от психологических состояний – таких как эмпатия, вовлеченность, игра и др. Психологические состояния являются основой творческого процесса, но они неуправляемы. Например, термины "интуиция", "эмпатия" – просто названия, прикрепленные к очень сложным действиям. Операторы синектики, ее механизмы предназначены для побуждения, активизации этих сложных психологических состояний. Обобщенно синектика включает в себя два психологических оператора, два базовых процесса: превращение неизвестного в известное; превращение знакомого в незнакомое. Процесс превращения неизвестного в известное приводит к многообразию точек зрения на объект исследования, однако большинство из них не являются новыми. Задача состоит в том, чтобы найти иной, нестандартный взгляд на проблему, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения. Превращение знакомого в незнакомое, известного в неизвестное – основа творчества. Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. Многие сравнивают его с методом мозгового штурма, однако между ними есть принципиальные отличия. Во-первых, в синектике приветствуется критика, а во-вторых, активно используются различного рода сравнения и аналогии. АНАЛОГИЯ (греч. analogia - соответствие - сходство), сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах. Умозаключение по аналогии - знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам, качествам объект; такие умозаключения - один из источников научных гипотез. Виды аналогий метода синектики • Прямые аналогии. Они нередко находятся в различных системах (даже в биологической), которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Марк Изимбар Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений. • Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном? • Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема, стальное решение и т.п. • Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п. Сама же работа по синектическому методу Уильяма Гордона происходит следующим образом: 1. Первый этап Сначала подбирается группа специалистов – так называемый «отдел разработок». Она должна состоять из 2-3 человек, являющихся специалистами, приглашёнными со стороны и представляющими разные научные дисциплины, области знаний или профессии; и 2-3 человек, являющихся членами основного коллектива, для которого проводится работа. Отбирать специалистов следует, исходя из диапазона их знаний, практического опыта (желательно, разнообразного), гибкости мышления, возраста и психологического типа (лучше, чтобы у всех он был разный). Группа должна размещаться в отдельном помещении и для её работы должны быть созданы все необходимые условия: помещение должно быть оснащено требуемой аппаратурой (если это требуется), в нём должна быть маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п. 2. Второй этап Группе должна быть предоставлена возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий для ориентирования нервной системы всех участников и их мозговой активности в решении поставленной задачи. Синектики должны обсуждать аналогии и использовать эти обсуждения как средство спонтанного ориентирования своего мыслительного процесса на поставленной задаче. Далее в действие приводятся представленные выше четыре типа аналогий (прямые, личные, символические, фантастические). Они являются фундаментальными, т.к. могут охватить опыт, знания и мысли всех членов группы. Особенно хорошо, если использовать их по такой системе: прямые – реальные, личные – телесные, символические – абстрактные, фантастические – нереальные. Наряду с этим, особенно важным является то, что каждый член группы должен преодолеть свой страх раскрыть перед остальными личные мысли. Для этого можно предварительно ознакомить участников с работой опытных синектиков, показав, например видеозапись синектического метода в действии. А для того чтобы все участники научились распознавать признаки приближения решения задачи, следует использовать в процессе работы аудиозаписи пройденных этапов. 3. Третий этап На этом этапе происходит непосредственно решение проблемы, которое также состоит из нескольких составляющих: • Формулировка основной проблемы (для того, чтобы все участники чётко представляли себе задачу, которую требуется решить); • Обсуждение возможных решений и отброс неэффективных (позволяет сократить время на решение проблемы и не растрачивать энергию и творческий потенциал на ненужные идеи); • Поиск аналогий, которые могут позволить выразить поставленную задачу в понятиях, знакомых и привычных для каждого члена группы (так каждый участники сможет выдвигать свои предложения); • Определение всевозможных проблем и трудностей, создающих препятствия на пути решения проблемы (позволяет устранить возникающие преграды и прийти к решению наиболее коротким путём); • Задавание наводящих вопросов и «отработка» каждого из них (уточнение и конкретизация решения). В случае если аналогии приобретают слишком абстрактный характер, обсуждение проблемы переводится в более понятное для всех русло. А при появлении хоть одной перспективной идеи, её нужно развивать вплоть до того момента, когда она станет применима на практике. Зачастую аналогии позволяют преобразовать привычные идеи в непривычные, что повышает вероятность нахождения решения поставленной задачи, а также способствует тому, что уже имеющиеся у участников знания и опыт могут быть использованы в самом процессе поиска этого решения. 4. Четвёртый этап Если решение поставленной задачи было найдено и оказалось эффективным, то группе синектиков предлагается заняться поиском решений других проблем, актуальных для данного коллектива в настоящий момент. Условия и временные рамки для этого этапа обговариваются отдельно. Использованные источники: 1.Теория и практика решения технических задач: Учебное пособие / А.В. Ревенков, Е.В. Резчикова. - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 384 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=393244 2. http://www.studfiles.ru/preview/2901855/
«Процесс генерации идей. Методы генерации оригинальных идей» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot