Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 10. Государственное регулирование экономики
Проблемы воздействия государства на экономическую деятельность
Важнейшей проблемой экономической науки во все времена являлась проблема воздействия государства на экономическую деятельность. Все экономические реформы в той или иной степени были направлены либо на усиление, либо на ослабление роли государства в регулировании (регламентировании) деятельности экономических агентов. Начиная с «невидимой руки рынка» Адама Смита, отвергающей активное вмешательство государства в экономику, до идей Д. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования, «нейтрального» государства президента США Гувера и «нового курса» президента Ф. Д. Рузвельта, «рейганомики» с ее «дерегулированием» экономики, французского «дирижизма» и английского «тэтчеризма», и, наконец, жесткого централизованного управления экономикой в СССР и фашистской Германии, а также либеральных реформ Л. Эрхарда и Е. Т. Гайдара.
Все эти колебания свидетельствуют о необыкновенной сложности этой проблемы. Единственным выводом из истории экономических реформ может быть вывод о том, что различная степень участия государства в экономической деятельности в разных странах, на разных этапах их исторического развития способствовала (или затрудняла) достижению тех или иных стратегических целей, обусловленных состоянием национальной экономики.
Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам. Этот период получил название переходного периода, а состояние экономической деятельности - переходной экономики.
Любой переход от одного экономического порядка к другому сопровождается существенными преобразованиями в структуре экономической деятельности. Изменяются не только соотношения форм собственности, институциональная система, методы воздействия государства на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, и (что самое главное) психология людей. Причем эти изменения происходят как при переходе от централизованного управления экономикой к рыночному механизму, так и, наоборот - от рыночного механизма к механизму, основанному на принципах, близких к централизованному управлению.
Наиболее проблемным в рыночном экономическом порядке является определение степени и формы вмешательства государства в экономическую деятельность. Государство в социальной рыночной экономике должно направить в русло общего блага естественное стремление предпринимателя к получению прибыли.
Социально ориентированная смешанная экономика характеризуется различной степенью сочетания рыночных и командных экономических структур, а также общественной и частной собственностью на ресурсы. Это более высокая степень государственного вмешательства, чем в США, и большая степень опоры на рыночные силы, чем в бывшем СССР.
Мировая практика свидетельствует о наличии различных форм государственного вмешательства в экономику. Это либо существенная доля государственной собственности, либо централизованные государственные расходы и доходы в виде процента к общему объему ВНП, либо индикативное планирование развития важнейших отраслей национальной экономики, либо сочетание этих форм. Можно лишь констатировать, что в динамично развивающихся странах не существует национальных экономик, независимых от государства. Многие промышленно развитые страны, например Германия и Швеция, отличаются относительно низким объемом государственной собственности. В Великобритании государство в большей степени вовлечено в акционерный капитал.
После окончания второй мировой войны Япония в отличие от Франции и Италии оставила инвестиции в частном секторе и не национализировала ключевые отрасли экономики. Уровень государственных расходов и доходов в Японии самый низкий по сравнению с другими промышленно развитыми странами: 17,0 к 13,6 % соответственно (во Франции - 43,1 и 41,4 %, а в Италии - 51,3 и 36,9 %). Однако этот показатель еще не в полном объеме характеризует роль государства в экономической деятельности этой страны. Японские политики уделили большое внимание планированию целей и использованию налоговых стимулов для регулирования инвестиционных потоков.
Направления, цели и принципы государственного регулирования экономики
К основным направлениям государственного воздействия на экономическую деятельность относятся:
- адаптация структуры налоговых платежей;
- рационализация товарного ассортимента;
- рационализация структуры кадрового потенциала;
- рационализация поведения на рынках ресурсов;
- проникновение в оффшорные зоны;
- оптимизация структуры издержек производства;
- адаптация инвестиционной политики;
- адаптация стратегии поведения на фондовых рынках;
- адаптация инновационной стратегии;
- адаптация антикризисной стратегии;
- адаптация структуры экспортно-импортных торговых операций;
- приоритетное развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
- проникновение в свободные экономические зоны страны и за рубежом;
- получение прав на специальные таможенные режимы и контингентирование;
- обоснование отсутствия в экономической деятельности признаков доминирования;
- обоснование ведения дел на основе добросовестной конкуренции;
- обоснование соответствия трансакций, осуществляемых экономическим агентом, нормам антимонопольного законодательства.
Важнейшим методологическим подходом к формированию регулирующих функций государства является системный подход. Это означает, что государственное регулирование экономической деятельности должно представлять собой систему взаимосвязанных элементов (формальных институтов), создаваемых для эффективного функционирования национальной экономики, обеспечивающего достижение максимально возможного в сложившихся экзогенных условиях синергического эффекта. Этот эффект выражается в высоком уровне качества и продолжительности жизни населения страны.
К целям государственного регулирования национальной экономики относятся:
Глобальная цель является обеспечение экономической мощи страны. Это означает, что система государственного регулирования призвана создать условия, обеспечивающие устойчивые позиции страны на мировых рынках, а также обеспечить высокий уровень качества жизни народа.
Агрегированные цели государственного регулирования призваны обеспечить создание и поддержание благоприятных экзогенных и эндогенных условий для достижения глобальной цели за счет определения важнейших элементов (институтов) системы государственного регулирования. Примерами таких условий могут быть: экономическое обеспечение реализации военной доктрины, создание предпосылок для интеграции страны в мировую экономическую систему, обеспечение здоровья нации и т. п.
Детализированные цели направлены на конкретизацию экзогенных и эндогенных условий. Эти цели должны служить основанием для выбора приоритетов в выполнении функций всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной). Такими целями могут, например, быть: защита социально уязвимых слоев населения, антимонопольная деятельность, регламентация трудовых отношений.
Указанные цели государственного регулирования в зависимости от изменений экзогенных и эндогенных условий могут изменяться, однако совокупность решаемых на основе государственного регулирования задач в течение достаточно продолжительного периода остается относительно стабильной
Принципы функционирования системы государственного регулирования национальной экономики формулируются следующим образом:
- необходимо «выращивать» и по мере надобности актуализировать правовую (институциональную) основу экономической деятельности, обеспечивая неукоснительное выполнение норм и правил поведения экономических агентов в процессе этой деятельности и необходимо осуществлять регулирующую деятельность эффективно, обеспечивая постоянное снижение трансакционных издержек, с минимальным вмешательством в экономику бюрократического аппарата; и необходимо сочетать методы стимулирующего, регистрационного (лицензионного) воздействия с мерами запретительного и фискального воздействий на экономических агентов, нарушающих установленные формальными институтами правила и нормы ведения экономической деятельности;
- необходимо создавать благоприятные условия для развития свободной конкуренции, обеспечения гибкой антимонопольной политики с целью недопущения возникновения экономической власти у отдельных групп, корпораций, монополистических объединений и других властных экономических группировок;
- необходимо обеспечивать финансовую стабилизацию за счет осуществления гибкой кредитно-денежной, бюджетной, налоговой политики, не допуская неоправданно высокой дифференциации доходов между различными слоями населения страны;
- необходимо ориентировать на решение долговременных стратегических задач развития страны, формировать приоритеты инвестиционной политики, направленные на обеспечение постоянного приращения уровня национальной, экономической и экологической безопасности страны;
- первоочередные задачи — обеспечение высокого уровня и качества жизни населения за счет поддержки здравоохранения, общего и профессионального образования, существенного развития всех отраслей социальной сферы;
- важнейшая стратегическая задача — обеспечение высокого уровня конкурентоспособности страны за счет поддержки фундаментальной и прикладной 'науки, развития наукоемких производств, совершенствования всех детерминант национальных конкурентных преимуществ.
При формировании системы государственного регулирования национальной экономики необходимо прогнозировать возможную реакцию экономических агентов на те или иные меры воздействия стимулирующего, лицензионного, запретительного или фискального характера. Реакция агента на основные государственные воздействия рассматривается по четырем основным направлениям: ответ на налоговую политику, ответ на кредитно-денежную политику, ответ на таможенную политику, ответ на антимонопольную политику. Естественно, изложенная совокупность «ответов» является далеко не полной. Она демонстрирует действия только законопослушных экономических агентов.
Возможные «ответы» экономического агента на меры государственного воздействия может дать полезную информацию разработчикам соответствующих нормативных актов. По существу, в этой структуре целей заложено поведение экономического агента, стремящегося ослабить действие «невыгодных» для него и усилить «выгодные» последствия регулирующих воздействий.
Прогнозирование возможной ответной реакции экономических агентов должно стать одной из основных функций органа, инициирующего тот или иной нормативный акт. При этом следует учитывать возможную реакцию не только резидентов страны, но и нерезидентов, а также различных экономических, политических и иных группировок международного характера.
Государственное регулирование — это система мер. Только взаимопереплетение, взаимодействие, непротиворечивость этих мер способны обеспечить положительный синергетический эффект вмешательства государства в экономическую деятельность агента.