Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
На сегодняшний день проблема формирования связной речи у детей дошкольного возраста носит актуальность, так как к числу важнейших и трудно решаемых задач развития речи старших дошкольников является формирование у них связной монологической речи. Успешное решение этой проблемы будет эффективным как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения со сверстниками.
Федеральные государственные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО) требуют внедрения информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс, поэтому в настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно–коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка.
Исследования ведущих специалистов в области компьютерных технологий образовании, таких как, Е.И. Машбиц, А.И. Яковлев, С.В. Гурьев отмечали существенные преимущества использования компьютера в обучении перед традиционными занятием. Эффективным средством воздействия на обучении связной речи детей выступают компьютерные технологии. Они включены в структуру традиционного занятия как дополнительные инновационные технологии. Одним из основным фактором интеграции игр выступают их одинаковые, т.е. единые дидактические задачи, а способом интеграции игр является их концентрация вокруг задач по формированию диалогических умений детей. Формой интеграции игр является технология развития диалогической речи у старших дошкольников, которая включает комплекс традиционных и компьютерных игр, интегрированные на основе их общего предназначения в реализации каждого этапа формирования диалогических умений детей.
Использование компьютерных игр для развития связной речи у детей дошкольного возраста, безусловно, имеет ряд достоинств. Приведем пример, показ информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у них яркие впечатления. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой. Мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придаёт им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.
Проанализировав современную методическую литературу, можно сделать вывод: для того, чтобы заинтересовать детей, способствовать их эмоциональному подъёму, сделать процесс познания и обучения осознанным недостаточно традиционных методов обучения. Необходимы нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. В нашем современном мире компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребёнка.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с ИКТ, тем меньше психологический барьер между ним и техникой, так как у ребенка практически нет страха перед ней. Почему? Да потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению, а также к формированию связной речи.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Обучение связной речи с помощью компьютера оказывает большее влияние на пересказы литературных произведений, на самостоятельные детские сочинения, развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
У воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей.
Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Мною подобран набор дидактических компьютерных игр, которые соответствуют программным требованиям. Эти игры предназначены для использования в воспитательно-образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
Используем в работе нетрадиционные методы и приемы:
• мультимедийные презентации,
• мнемотаблицы;
• дидактические и словесные компьютерные игры.
Дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать. Презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).
Вот некоторые рекомендации по использованию компьютерных игр для развития речи детей дошкольного возраста.
В использовании компьютерных игр в непосредственно образовательной деятельности даем возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе и это ставит его в ситуацию успеха. Большинство заданий имеет несколько уровней сложности, что даёт возможность ребёнку научиться оценивать свои силы и получать положительные результаты. Играя в такие игры, как «Кто что делает?», «Что умеет делать кошка?», «Для чего нужен утюг?», «Где, что можно делать?», «Продолжи предложение» дети называют как можно больше действий, в речи появляются все части речи. (глаголы, прилагательные, местоимения, наречия и т.д.). В свою очередь, игра на компьютере обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого выбираю такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: «Одень куклу», «Кто где живет?», «Что где растет?», «Сказочная ошибка», «Что сначала?») При использовании дидактической компьютерной игры дошкольники действуют руками, нажимая клавиши на клавиатуре или управляя мышью, и одновременно наблюдают за меняющемся изображением на экране. В условиях компьютерной игры, ребёнок приобретает умение планировать свои действия, используя мышку, в порядке очереди.
Таким образом, интегрированная деятельность на занятиях по развитию речи с применением ИКТ, шаг за шагом способствует преодолению сложного процесса по формированию правильной, связной речи дошкольников.
Необходимо вводить современные информационные технологии в систему дидактики детского сада, т. е. стремиться к органическому сочетанию традиционных компьютерных средств развития личности ребенка. Тогда каждый ребенок будет иметь возможность полноценно и своевременно развиваться, осваивать необходимые знания и умения.
Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. Компьютерные программы охватывают собой несколько аспектов работы: развитие когнитивных функций, обогащение словаря, закрепление в устной речи правильного использования грамматических структур, совершенствование связной речи. Применение компьютерных игр позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода к обучению дошкольников с нарушением речи, помогает подбирать для каждого ребенка индивидуальный образовательный маршрут, делает логопедические занятие более комфортным и дает возможность согласно принципу систематичности и последовательности обучения постепенно увеличивать уровень сложности игры, который определяется строго индивидуально для каждого ребенка.
Большая часть современных развивающих компьютерных игр для дошкольников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Презентационные материалы могут применяться для развития речевого дыхания с использованием звуковых волн различного цвета, автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи нормализации просодических характеристик речи, дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв, развития фонематического восприятия, развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза, усвоения лексических тем, развития навыков словообразования и словоизменения, развития связной речи и познавательных способностей. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Технология создания презентаций в программе Microsoft Power Point не требует углубленных знаний и навыков программирования, но гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию, обогащает словарный запас детей с нарушением речи и, следовательно, существенно сокращает время на преодоление речевых нарушений.
Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками – логопатами. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами, научиться нажимать пальцами на определённые клавиши. Пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Таким образом, целесообразность применения компьютерных технологий в процессе речевого развития у детей очевидна.