Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра экономической теории и национальной экономики
ЛЕКЦИЯ
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ,
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ.
МОНИТОРИНГ ПРЕСТУПНЫХ СХЕМ
Форма обучения: очная
Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А.
Хабаровск
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие, стадии и способы легализации доходов, полученных
преступным путем
2. Мониторинг схем легализации доходов, полученных преступным путем
3. Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с
отмыванием денег
4. Предупреждение и контроль легализации доходов, полученных
преступным путем
1. Понятие, стадии и способы легализации доходов, полученных
преступным путем
Экономические преступления, связанные с легализацией доходов,
полученных преступным путем, относятся к числу наиболее опасных для
общества. Они зачастую не очевидны для обывателя, однако жертвой
финансового мошенничества может стать любой из нас. Финансовые
пирамиды, махинации с банковскими картами, валютные спекуляции,
преднамеренные банкротства, рейдерские захваты градообразующих
предприятий – распространенные формы экономических преступлений,
результатом которых является получение материальной выгоды, как правило,
в виде денежных средств, которые необходимо легализовать для придания
вида законно полученных средств. Легализованные преступные доходы
образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, а
также зачастую являются основным источником финансирования
экстремистских групп. Развивающаяся на этой базе криминальная
экономическая система наносит ущерб экономике, подрывает финансовую
стабильность государства, позволяет организованной преступности
устанавливать контроль над экономической системой страны. В связи с этим
легализация доходов, полученных преступным путем, представляет собой
угрозу экономической и национальной безопасности государства.
Легализация преступных доходов создает препятствия рыночным
преобразованиям, осуществляемым во всех сферах общественной жизни,
нарушает функционирование основных экономических институтов,
подрывает способность органов государственной власти контролировать
финансовую систему страны и управлять ею.
Общественная
опасность
легализации
преступных
доходов
обуславливается не только ее связью с деятельностью организованных
преступных групп и сообществ, а также террористической деятельностью, но
и тем, что имеет ярко выраженный транснациональный характер. Легализация
2
преступных доходов приобрела такие масштабы, что может служить
источником финансовых и экономических потрясений для любого
государства мира. По оценкам экспертов Международного валютного фонда,
объем ежегодно отмываемых денег составляет 2–5 % мирового ВВП.
Учитывая, что в докризисном 2007 г. мировой ВВП, рассчитанный по ППС,
составил 72,5 трлн долл., только в этом году по всему миру было отмыто 1,45–
3,62 трлн долл. Кроме того, ущерб от финансирования терроризма определятся
не только материальными убытками, но и невосполнимой потерей тысяч
человеческих жизней. Сложность борьбы с этим видом экономических
преступлений на практике в значительной степени объясняется недостаточной
теоретической и методологической разработкой этого понятия.
Термин «отмывание» денег впервые официально был использован в
1980-х гг. в США применительно к доходам от наркобизнеса и обозначает
процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги.
Президентской комиссией США по организованной преступности в 1984 г.
дана формулировка отмывания денег как процесса, посредством которого
скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное
использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом,
чтобы казаться имеющими законное происхождение.
Большинство исследователей считают, что происхождение термина
«отмывание денег» связано с деятельностью криминального субъекта Аль
Капоне (Альфонсо Капоне) – американского гангстера, действовавшего в
1920–1930-х гг. на территории Чикаго. Под прикрытием мебельного бизнеса
он занимался бутлегерством (подпольным производством спиртного),
игорным бизнесом и сутенерством. Это яркий представитель организованной
преступности США, зародившейся и существовавшей там под влиянием
итальянской мафии. Аль Капоне трудно было под пристальным вниманием
спецслужб тратить деньги, полученные нечестным путем, поэтому он создал
огромную сеть прачечных с очень низкими ценами. Было трудно проследить
действительное количество клиентов прачечных, поэтому доходы можно было
писать практически любые. Эти организации занимались подмешиванием
прибыли от преступлений к прибыли от деятельности прачечных, т. е.
отмыванием
денег.
Само
отмывание
денег
тогда
не
было
криминализированным, т. е. это не считалось преступлением, поэтому
основное обвинение, которое было предъявлено, заключалось в нарушении
основного принципа рыночной экономики – справедливой конкуренции.
Когда преступные доходы вливаются в основные доходы, это влияет на рост
доходов, рост нормы прибыли, снижение цен. Если сравнить две прачечные: с
преступными доходами и без преступных доходов, то будет заметно
ущемление прав второй прачечной, следовательно, нарушается принцип
3
справедливой конкуренции. Капоне был приговорен к десяти годам
тюремного заключения в 1931 г. за неуплату налогов в размере 388 тыс. долл.
В современной литературе и на практике используется множество
определений понятия «отмывание денег» Строго говоря, этот термин
неправовой, поэтому он обычно используется в сочетании: легализация
(отмывание). В международном праве суть легализации (отмывания) доходов
от преступной деятельности раскрыта в Венской конвенции ООН о борьбе
против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ
(1988 г.), хотя термин «отмывание» там непосредственно не использован.
Согласно этой конвенции, легализация (отмывание) доходов от преступной
деятельности, по сути, означает1:
− конверсию или передачу имущества, полученного в результате
правонарушения или участия в нем, в целях сокрытия незаконного источника
имущества или оказания помощи лицу, участвующему в совершении
правонарушения, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности;
− приобретение, владение или использование имущества, если в момент
получения известно, что оно получено в результате правонарушения или
участия в нем;
− участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью
совершения правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение
таких правонарушений, а также пособничество, подстрекательство,
содействие или консультирование при их совершении.
В Венской конвенции отражена основная цель отмывания – сокрытие
подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения,
перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его
принадлежности, если известно, что имущество получено в результате
правонарушения или участия в нем. Венская Конвенция ООН 1988 г. признала
в качестве преступления отмывание денег, полученных от незаконного
оборота наркотиков. Развитие организованной преступности привело к росту
доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной
деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться отмыванию и
инвестироваться в легальную экономику.
Страсбургская конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении,
изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (1990 г.)
признала преступлением действия, связанные с отмыванием денег,
полученных не только от наркобизнеса, но и других преступлений. Согласно
Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ : заключена в г. Вене 20.12.1988. URL: http://www.consultant.ru/ (дата
обращения: 12.01.2020).
1
4
конвенции, отмывание денежных средств – это процесс, в ходе которого
средства, полученные в результате незаконной деятельности, помещаются,
переводятся или иным образом пропускаются через финансово-кредитную
систему, либо на них приобретается имущество, либо они иным образом
используются в экономической деятельности, в результате чего возвращаются
владельцу в ином виде, создавая видимость законности получения доходов2.
В Уголовном кодексе РФ различаются понятие «отмывание» и
«самоотмывание» 3. Легализация (отмывание) денежных средств означает
совершение операций и сделок с денежными средствами, заведомо
приобретенными преступным путем в целях придания им правомерного вида.
В случае отмывания преступных доходов преступление может совершить
одно лицо, но отмывает преступные доходы другое лицо. Самоотмывание
предполагает, что одно лицо совершает преступление, получает преступный
доход и отмывает его. Ряд статей Уголовного кодекса, предусматривает
уголовную ответственность за деяние лица лишь в том случае, если это деяние
было связано с совершением иного преступления – предикатного, т. е.
первичного. Предикатное преступление означает преступление, совершение
которого является обязательным признаком объективной стороны другого
преступления, по отношению к которому оно и является предикатным.
Классическим примером является ответственность за отмывание преступных
доходов. Для того чтобы операции с денежными средствами можно было
назвать отмыванием, эти деньги должны быть получены путем совершения
предикатного преступления. В настоящее время в РФ в число преступлений,
предикатных отмыванию преступных доходов, включены все преступления,
которые предполагают получение доходов преступным путем, включая
налоговые и таможенные преступления.
В Федеральном Законе РФ от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О
противодействии
легализации
(отмыванию)
доходов,
полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» легализация
(отмывание) доходов, полученных преступным путем, определяется как
придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению
денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате
совершения преступления4. Ключевое понятие в этом законе – доходы,
Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности ETS №
141 : заключена в г. Страсбург, 8 ноября 1990 г. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:
12.01.2020).
3
Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019). URL: http://www.consultant.ru/ (дата
обращения: 18.01.2020).
4
О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и
финансированию терроризма : федер. закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/ (дата
обращения: 18.01.2020).
2
5
полученные преступным путем, т. е. денежные средства или иное
имущество, полученные в результате совершения преступления. В проекте
закона предлагалось использовать более широкую трактовку этого термина
как доходов, полученных незаконным путем, однако это предложение не
прошло. При этом на международном уровне широко используется термин
«доходы, полученные незаконным путем» в отношении вещей, денег, ценных
бумаг, иного имущества, в т. ч. имущественных прав, приобретенных в
результате совершения преступления или иного правонарушения. Сюда
включаются такие правонарушения, как административные, экологические,
мелкие хищения и др.
Если в Венской конвенции впервые было криминализовано отмывание
денег, полученных от незаконного оборота наркотиков, то согласно
современному российскому законодательству, все преступления по
легализации преступных доходов должны быть внесены в список
криминализованных (т. е. внесены в Уголовный кодекс РФ). Лица, виновные
в нарушении № 115-ФЗ, несут административную, гражданскую и уголовную
ответственность в соответствии с законодательством РФ. Для приговора
достаточно доказать, что деньги получены в результате преступления, но не
обязательно должно предшествовать наказание за преступление. Так, П. П.
Бородин, государственный секретарь Союзного государства Россия – Беларусь
с 2000 по 2011 гг. являлся фигурантом многочисленных уголовных дел,
связанных с реконструкцией Кремля. Для обвинения в легализации
преступных доходов не обязательно было ожидать факта осуждения за
совершенные преступления. Достаточно видеть признаки преступления и
доказать, что есть факт отмывания преступных доходов. Бородин П. П. был
арестован в Нью-Йорке в 2001 г. по ордеру на арест, выписанному в
Швейцарии, где он подозревался в отмывании денег. Был помещен в тюрьму
Бруклина, согласился на экстрадицию в Швейцарию, где был отпущен под
залог в сумме 5 млн швейцарских франков, и вернулся в Россию. Позже был
вызван в швейцарский суд, где дал показания. В 2002 г. швейцарский суд
признал его виновным и приговорил к штрафу в размере 300 тыс. швейцарских
франков. Несмотря на признание виновным в совершении уголовного
преступления, оставлен в должности государственного секретаря5.
Различия в законодательстве отдельных стран связаны с определением
источников происхождения легализуемых средств. Источниками незаконных
средств могут признаваться: любые преступления, предусмотренные
уголовным законодательством, преступления, являющиеся типичными для
Скуратов Ю. И. Кремлевские подряды. Последнее дело Генпрокурора. URL: https://www.litres.ru/stat (дата
обращения: 18.01.2020).
5
6
организованной преступности, правонарушения и др. Типичными источники
незаконных средств в РФ являются6:
− нелегальная продажа природных ресурсов: нефти, природного газа,
металлов, древесины;
− контрабанда алкоголя, табака, оружия, наркотиков;
− доходы от вымогательства (рэкета), проституции, воровства,
мошенничества, краж автомобилей;
− правонарушения
«белых
воротничков»
–
расхищение
государственного имущества и средств, фальшивые декларации о доходах и
прибылях, уклонение от уплаты налогов, нелегальный вывоз капитала за
рубеж и др.
К основным целям деятельности по легализации преступных доходов
можно отнести:
− сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных
источников;
− создание видимости законности получения доходов;
− сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих
процесс отмывания;
− уклонение от уплаты налогов;
− обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам,
полученным из нелегальных источников;
− создание условий для безопасного и комфортного потребления;
создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.
Важной задачей преступника является согласование этих целей, однако
одновременно обеспечить их эффективное достижение удается не всегда.
Например, преступник может поместить отмытые деньги на таком удалении,
что доступ к ним и пользование ими превращается для него в крупную
проблему. Возможна иная ситуация, при которой преступник обеспечивает
возможность легкого доступа к незаконным доходам, но не может надежно
скрыть владение нелегально заработанной наличностью и свое участие в
совершении преступлений, приведшее к образованию этих наличных средств.
В этом случае он является прямым кандидатом на арест. Движение нелегально
полученных средств во многом аналогично движению легально полученных
средств. Доходы могут быть использованы многими путями, в зависимости от
краткосрочных и долгосрочных планов и предпочтений собственников.
Движение нелегальных доходов происходит в циклической форме: некоторые
расходуются на немедленное потребление, другие возвращаются обратно в
Авдийский В. И., Дадалко В. А., Синявский Н. Г. Теневая экономика и экономическая безопасность
государства: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 538 с.
6
7
принадлежащий кому-либо бизнес. Отмывание денег является жизненно
важной составляющей любой преступной деятельности, важным звеном
криминального экономического цикла.
По оценкам специалистов, в России до 1/3 юридических лиц фактически
не ведут хозяйственную деятельность, а занимаются проведением незаконных
финансовых операций. Это так называемые фирмы-однодневки. Имущество
находится в собственности у этих фирм как юридических лиц, но по
российскому законодательству юридические лица не несут уголовной
ответственности за отмывание преступных доходов (хотя, по Венской
конвенции, должна быть уголовная ответственность юридических лиц за
отмывание преступных доходов). В перспективе такая форма ответственности
появится в законодательстве РФ, и уже существует ответственность
юридических лиц за финансирование терроризма. В числе мер наказания
юридических лиц возможна конфискация имущества юридического лица
(претензия не человеку, а к вещи), что даст возможность изымать преступные
доходы без уголовного осуждения, если доказан факт легализации преступных
доходов. В практике РФ используются такие формы наказания юридических
лиц (банков РФ), как лишение лицензии за непредставление информации по
требованию антиотмывочного законодательства (но не за отмывание денег).
Легализация преступных доходов – это сложный процесс, включающий
множество операций, совершаемых различными методами, которые
постоянно совершенствуются. В соответствии с простейшей двухфазовой
моделью основными стадиями легализации являются отмывание денег и
возвращение в оборот. Эти стадии относят, соответственно, к отмыванию
первой и второй степени. Первая стадия представляет собой отмывание
денег, полученных непосредственно от совершенного преступления.
Отмывание первой степени осуществляется путем обмена денег на купюры
иного достоинства (например, обмен мелких банкнот на купюры более
крупного достоинства) или другие виды валют. На этой стадии
осуществляются краткосрочные операции. Вторая стадия представлена
среднесрочными и долгосрочными операциями, посредством которых
предварительно отмытым деньгам придается видимость средств, полученных
из законных источников, и они вводятся в легальный экономический оборот.
Основная проблема отмывания денег сводится, таким образом, к переводу
больших незаконно полученных наличных сумм или иного имущества в легко
управляемые финансовые инструменты или другие виды имущества.
Наиболее распространенной является классическая трехфазовая
модель отмывания криминальных денежных средств. Она предполагает
выделение в едином процессе легализации следующих стадий: размещение,
расслоение и интеграция. Эти стадии могут иметь место одновременно или
8
частично накладываться друг на друга, в зависимости от механизма
легализации и требований преступной организации.
Размещение – физическое размещение наличных денежных средств в
мобильные финансовые инструменты, территориальное удаление от мест их
происхождения. На этой стадии происходит освобождение от наличных денег
и перечисление их на счета подставных лиц, которыми могут быть, ,
родственники и знакомые преступника, имеющие собственные счета в банках.
Нередко подставными лицами являются посредники, имеющие выходы на
международные банки. Размещение наличных денежных средств реализуется
посредством скупки банковских платежных документов и других ценных
бумаг. Размещение может осуществляться в данной стране в традиционных и
нетрадиционных финансовых учреждениях, в розничной торговле, либо
полностью за пределами страны. Размещение наличных денежных средств
часто осуществляется в пунктах по обмену валюты, казино, ночных клубах.
Этап размещения крупных сумм наличности является самым слабым звеном в
процессе отмывания денег, т. к. незаконно полученные доходы могут быть
выявлены на этом этапе.
Расслоение – отрыв незаконных доходов от их источников путем
сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку
проверяемого следа этих доходов, а также следов совершенного преступления.
Различные финансовые операции наслаиваются друг на друга с целью
усложнить работу правоохранительных органов по отысканию незаконных
доходов, подлежащих конфискации. Перед преступником, отмывающим
доходы, стоит задача принять меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало,
откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные
организации. В целях выполнения этой задачи проводятся следующие
мероприятия: открытие счетов в банках, расположенных далеко от места
работы и проживания преступников, перевод денег в страну проживания из-за
границы легально с новых счетов фирм, использование подпольной системы
банковских счетов. Если размещение денег прошло успешно и не обнаружено,
то вскрыть дальнейшие действия по отмыванию денег сложно.
Интеграция – стадия процесса легализации, непосредственно
направленная на придание видимости законности преступно нажитому
состоянию. После того, как процесс расслоения успешно проведен,
отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении
источников появления своих доходов. Во время интеграции отмытые деньги
помещаются обратно в экономику. На этой стадии преступные сообщества
инвестируют легализованные капиталы в высокоприбыльные сферы бизнеса.
Здесь производятся маскировочные действия в виде переводов, инвестиции.
Таким образом, отмытые деньги входят в банковскую систему под видом
9
легально заработанных доходов. Если след отмываемых денег не был выявлен
на двух предыдущих стадиях, то отделить законные доходы от незаконных
исключительно сложно. Обнаружение отмытых денег на стадии интеграции
становится возможным лишь с помощью агентурной работы.
На каждой стадии рассмотренной выше трехфазовой модели отмывания
денег применяется множество специфических методов, отдельные из которых
кратко охарактеризованы ниже. Методы размещения как первая стадия
отмывания доходов, полученных из нелегальных источников, в зависимости
от используемых финансовых институтов можно объединить в следующие
категории: размещение в традиционных финансовых организациях,
размещение в нетрадиционных финансовых организациях, размещение через
организации нефинансового сектора, размещение за пределами страны.
К традиционным финансовым организациям относятся те, которые
занимаются финансовым бизнесом на основе лицензии/разрешения. В их
числе банковские и специализированные небанковские финансово-кредитные
институты (коммерческие банки, пенсионные фонды, страховые компании,
финансовые
компании,
инвестиционные
фонды),
регулируемые
государственными органами. Методы, с помощью которых преступники
используют традиционные финансовые организации, включают: превращение
наличных денег в финансовые инструменты; обмен мелких банкнот на
купюры крупного достоинства или другую валюту; структурирование
операций с наличными деньгами; установление контроля над деятельностью
финансовых организаций; незаконное использование исключений из закона;
создание ложного бумажного следа; использование коллективных счетов.
Типичным методом размещения является структурирование операций с
наличными деньгами (техника дробления вкладов) означает ограничение
масштабов осуществляемых финансовых операций (вклады, покупка
денежных инструментов, обмен купюр) посредством разделения одной
крупной суммы на ряд небольших (размером менее 10 тыс. долл. для стран,
принявших законодательство о контроле отмывания денег) с целью избежать
заполнения специальных форм отчетности. Структурирование означает
искусственное дробление финансовой операции на несколько единичных, с
небольшими суммами. Деньги могут переводиться на банковский
счет/несколько счетов с использованием не только банков, но и ломбардов,
почтовых отделений. Далее деньги переводятся под законным предлогом на
другой счет, часто в банк другой страны. В России была раскрыта схема
обналичивания преступных доходов через почтовые отделения. Проводились
почтовые переводы зарплаты на фиктивных лиц – работников фиктивных
компаний, персонал которых состоял из нескольких тысяч человек.
10
Установление контроля деятельности финансовых организаций – метод,
основанный на контроле персонала финансовой организации со стороны
преступной организации. Такое подчинение упрощает размещение
незаконных денег, их распределение и интеграцию. Для отмывания капиталов
используются руководители и служащие банков, которые оказывают
преступникам содействие в дроблении счетов, использовании банковского
счета для массовых операций по вкладам и снятию средств. За несколько
месяцев до проверки банковской бухгалтерии операции прекращаются и на
счету оставляются незначительные суммы. В ходе проверки выясняется, что в
течение последних трех месяцев по счету не осуществлялось значительного
движения средств, что не вызывает особых подозрений.
Незаконное использование исключений из закона как метод размещения
используется в странах, принявших специальное законодательство об
отмывании денег. Банкам предоставляется право освобождать от заполнения
специальных форм отчетности об операциях с наличными определенных
клиентов, которые действуют в сферах бизнеса, где проведение операций с
наличными, превышающих установленный предел (как правило, 10 тыс. долл.)
является нормальной практикой. Среди исключений, используемых для
размещения наличных денег, можно отметить использование больших сумм
наличных представителями этнических, члены которых не привыкли
использовать механизмы платежа, основанные на использовании документов.
Приведем типичный пример использования данного метода. Предположим,
что в крупном городе открывается ночной бар, на счет которого с самого
начала ежедневно перечисляются десятки тысяч наличных денежных единиц.
Владелец бара всегда может убедительно доказать, что это его ежедневный
доход от ночного бара. Когда он приучит банк к ежедневным перечислениям
крупных сумм наличных денег, тем самым будет создана основа абсолютно
легального отмывания денег. Затем деньги можно, не возбуждая подозрений,
перевести в другую страну на счет некой фирмы, являющейся только ширмой.
Эта зарубежная фирма, в свою очередь, переведет деньги еще в одну страну и
таким образом следы могут затеряться.
Создание ложного бумажного следа – преднамеренное использование
документов, маскирующих истинные источники, собственников и места
расположения преступных доходов. Например, это может быть сделано путем
заполнения ложной формы отчетности о движении наличных с целью
легализовать наличные, полученные внутри страны, которые позднее будут
положены на счета в банках или вывезены за пределы страны. В связи с
улучшением системы идентификации клиентов использование счетов,
открытых на фальшивые имена, несколько сократилось. При этом отмечаются
многочисленные случаи открытия счетов на имя родителей, компаньонов или
11
других лиц, действующих по указанию преступников. Для сокрытия реальных
владельцев средств часто используется создание подставных фирм, нередко
зарегистрированных в других странах. Государственная регистрация таких
фирм, как правило, проводится по утраченным и похищенным паспортам или
на номинальных собственников. Далее готовится пакет документов,
подаваемый в банк, на открытие текущего счета. На счете, открытом
фиктивной фирмой, на протяжении определенного периода аккумулируются
денежные средства, которые затем переводятся на счет другой фиктивной
фирмы или снимаются в наличном виде. Такие способы часто используются
для накопления денег на покупку недвижимости.
Использование коллективных счетов как метод, которым часто
пользуются группы преступников – выходцев из стран Африки и Азии.
Иммигранты вносят многочисленные мелкие суммы на один счет, а затем эти
вклады переводятся за границу. Часто на иностранный счет поступают
средства с нескольких счетов, на первый взгляд, никак не связанных между
собой в стране происхождения.
Нетрадиционными называют небанковские финансовые организации,
фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся
валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарносырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и
почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги. Небанковские
финансовые организации могут быть использованы для отмывания денег теми
же способами что и традиционные финансовые. Эти финансовые организации
стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных
доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано
с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с
отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.
Методы, используемые при размещении преступных доходов через
нетрадиционные финансовые организации, рассмотрим на примере слияния
законных и незаконных фондов. Такое слияние основано на использовании в
целях отмывания денег таких организаций, где значительные суммы наличных
денег представляют собой обычное и законное явление (рестораны, бары,
гостиницы, компании – владельцы торговых автоматов). При этом
используются две основные схемы. В первом случае результат достигается
путем сокрытия незаконных доходов в массе законных операций реально
функционирующих фирм (за счет слияния). Во втором случае создается
фиктивная компания, не осуществляющая реальной экономической
деятельности. Она создает видимость осуществления операций, показывая в
финансовой отчетности в качестве дохода легализуемые деньги.
12
В качестве примера рассмотрим особенности размещения денег через
такие нетрадиционные финансовые организации как обменные пункты. Эти
организации, связанные с валютными операциями, используются для
отмывания капиталов, т. к. предлагают клиентам ряд услуг, вызывающих
интерес у преступников: обмен валюты, размен мелких купюр на крупные и
др. Деятельность обменных пунктов не подлежит такой строгой
регламентации, как деятельность традиционных финансовых институтов.
Обменные пункты часто не имеют системы внутреннего контроля для защиты
от операций по отмыванию денег. Большинство посетителей пунктов –
случайные люди, что затрудняет идентификацию клиента. Эти организации
могут обеспечить защиту незаконных операций при вывозе валюты из страны.
Незаконно вывезенная валюта может быть обменена за рубежом, затем вновь
возвращается в страну. Отчетная форма, заполненная на возвращенную
валюту, как правило, будет указывать валютно-торговую компанию как
хозяина валюты. Это дает возможность слияния законных доходов с
незаконными. В подобных заведениях клиенты сохраняют полную
анонимность.
Брокеры ценных бумаг вовлекаются в незаконный бизнес, чтобы
структурировать большие взносы наличных и замаскировать реальный
источник доходов. Деятельность брокеров и дилеров драгоценных металлов,
камней и художественных изделий обычно ориентирована на расчеты
наличными. Наличные деньги обмениваются на драгоценные металлы, камни
или произведения искусства, которые, могут служить расчетным
инструментом, причем они могут быть легче перевезены. Большие оптовые
покупки за наличные не являются подозрительными в этом бизнесе. Что
касается продажи и покупки драгоценных металлов, то они часто делаются
через брокера и сам предмет покупки физически не переходит из рук в руки.
Тем не менее, генерируется огромное количество финансовых операций.
Казино и другие заведения, занимающиеся азартными играми,
представляют угрозу своими возможностями для отмывания денег. Поскольку
тотализаторы воспринимаются как законная практика, нелегальная активность
может быть легко замаскирована путем слияния нелегальных и законных
фондов. Индустрия азартных игр активно использует наличные деньги,
предоставляя своим клиентам анонимность. В частности, казино также
предлагает полный спектр таких финансовых операций как предоставление
кредитов, сейфов, перевод денег.
Среди нефинансовых организаций активно используются для
маскировки отмывания денег, полученных преступным путем, организации:
связанные с индустрией развлечений (бары, оздоровительные центры,
гостиницы, сауны); с автомобильным бизнесом (прокат автомобилей,
13
комиссионная торговля автомобилями, торговля запасными частями для
автомобилей, ремонт автомобилей); с розничной торговлей (антикварные
магазины, ювелирные магазины, магазины модных товаров, пункты проката).
Перевод преступно полученных денег за рубеж без использования
официальных организаций осуществляется посредством физического вывоза.
Физический вывоз денег осуществляется различными методами, среди
которых типичными являются: скрытый вывоз денег курьерами
(контрабанда), вывоз денег в тайниках в транспортных средствах или грузах,
почтовыми отправлениями и др. В дальнейшем денежные средства вносятся
на заранее открытый в банке какой-либо страны счет, откуда через некоторое
время по доверенности клиента переводятся на счета других банков.
Известна такая альтернатива банковской системы для нелегального
перемещения и отмывания денег, как китайское изобретение «полет денег»,
основанное на доверии, связях семейства, местной социальной структуре,
угрозе жестокой расправы с нарушителями неписаных правил. Эта система
получила в мусульманском мире название «хавала». Используется система
записки, которая позволяет, внеся деньги подпольному банкиру в одной
стране, получить их в другой стране в обмен на записку, своего рода чек.
Вместо записки подпольный банкир может позвонить агенту в другой стране,
который передаст свои деньги по требованию клиента. Такой способ
перемещения денег освобождает от транспортирования наличных денег,
позволяет перемещать суммы до 20 тыс. евро, характеризуется минимумом
затрат, ограничивающихся комиссией подпольному банкиру. Передача денег
проходит через сложную цепочку доверенных лиц, занимающихся этим
бизнесом из поколения в поколения. Перемещаясь по каналам подпольных
банков (Таиланда, Бирмы, Лаоса и др.), преступные деньги не попадают в
официальную банковскую систему.
Расслоение как фаза отмывания доходов, полученных из нелегальных
источников, предполагает отрыв незаконных доходов от их источников путем
создания сложной цепи финансовых операций, направленных на маскировку
проверяемого следа этих доходов. Рассмотрим некоторые методы,
используемые для операции расслоения. В их числе превращение наличных
денег в денежные инструменты. После того, как незаконные доходы успешно
размещены в финансовых учреждениях, они превращаются в денежные
инструменты: денежные переводы, банковские чеки, облигации, акции. Такой
перевод облегчает вывоз незаконных доходов из страны.
Приобретение за наличные деньги машин, яхт, самолетов, акций,
предметов роскоши, недвижимости означает, что отмыватель денег помещает
их в приобретаемое имущество, последнее может быть перепродано внутри
страны или вывезено и продано за рубежом. Приобретение имущества
14
обеспечивает перевод подозрительно крупных сумм наличных в менее
подозрительные формы, что усложняет поиск отмывателя денег.
Электронный перевод фондов является одним из наиболее важных
методов расслоения. Он предоставляет преступникам такие преимущества как
скорость, расстояние, минимальный проверяемый след и высокую
анонимность при условии огромного общего ежедневного объема денежных
переводов. Перевод денег на счета других фирм (из фирмы А в фирму Б,
оттуда в фирму В и т. д.). Подобный перевод, маскируемый притворными
сделками либо посредством самоликвидации фирм, позволяет достаточно
эффективно скрывать источник происхождения финансовых фондов.
Для проведения операций расслоения большую роль играют офшорные
зоны и иные страны с мягким налоговым режимом и слаборазвитой системой
финансового контроля. Условия, характерные для стран, в которых
осуществляется отмывание денег: отсутствие обязательного бухгалтерского
учета для банков, анонимные банковские счета, отсутствие обязательности
идентификации клиентов, недостаточно эффективно работающие органы
юстиции, отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих
преступное происхождение. В таких странах обычно создаются фиктивные
фирмы и обрываются следы финансовых операций.
Интеграция как заключительная стадия отмывания криминальных
доходов – это стадия процесса легализации, непосредственно направленная на
придание видимости законности преступно полученным финансовым фондам.
На этой фазе деньги обретают легальный источник происхождения и
инвестируются в легальную экономику. После того как процесс расслоения
успешно проведен, отмывающие деньги лица должны создать видимость
достоверности при объяснении источников появления своего богатства. На
стадии интеграции отмытые деньги помещаются в банковскую систему под
видом законно заработанных доходов.
В числе методов, используемых в процессе интеграции, продажа
недвижимости. Существует много способов продажи недвижимости,
позволяющих вернуть отмытые деньги обратно в экономику. Например,
недвижимость может быть куплена подставной корпорацией, использующей
незаконные деньги. Выручка от последующей продажи недвижимости уже
считается законно заработанным доходом. Может быть также куплен
находящийся в упадке бизнес, чтобы создать видимость того, что, доход
является результатом активной работы бизнеса.
Метод искажения цен внешнеторговых сделок эффективен для
интеграции незаконных доходов в отечественную экономику. Существует, как
минимум, две разновидности подобных схем. Первая категория связана с
завышением в документах денежных сумм, ввозимых в страну с целью
15
оправдания вложений соответствующих денег в банки. Вторая категория
связана с завышением объема экспорта, чтобы обосновать получение
соответствующих сумм из-за рубежа. В качестве примера сделки с
занижением цены можно привести операции с недвижимостью.
Приобретается дом по заниженной цене, а разница доплачивается
преступными деньгами. После этого имитируется ремонт, объект продается по
более высокой цене, и формируется внешне легальный доход. Подобные
операции проводятся с акциями по условиям рыночных цен.
Сделки с завышением цены распространены в биржевом обороте, в
операциях с произведениями искусства, на аукционах. Вещи, стоимость
которых можно определить условно, оценочно, продаются по очень высокой
цене. В результате образуется высокий доход. Трансферпрайсинг как метод
интеграции распространен в экспортно-импортных операциях. Составляются
два договора: реальный и фиктивный (с завышенной суммой сделки). По
фиктивному
договору
деньги
переводятся
фирме-посреднику,
зарегистрированной в офшорной зоне, разница между реальной и фиктивной
ценой остается на счете этой фирмы как доход.
Использование банковских счетов иностранной фирмы происходит с
целью манипулирования деньгами в виде предоставления ссуд, оплаты
аккредитивов, выплаты гонорара за консультации, чтение лекций,
производства платежей по фальшивым договорам или за фиктивные услуги,
выплаты зарплаты или комиссионных отдельным лицам. В случае отмывания
денег через казино и лотереи они декларируются в качестве выигрыша.
Раскрытие отмывания денег с использованием контролируемых
иностранных банков чрезвычайно сложно для правоохранительных органов.
В данном случае используются возможности иностранных банков скрыть
значительную часть своей активности по переводу денег. Кроме того,
используя банковских служащих, отмыватель денег может получить кредит,
имеющий видимость законного, хотя фактически этот кредит обеспечен
незаконными доходами. Наконец, добровольная помощь иностранного банка
часто ограждена банковскими законами и положениями независимого
государства от чрезмерного вмешательства правоохранительных органов.
Использование методов интеграции денег облегчается в связи с
существованием в ряде зарубежных стран банков, которые не заинтересованы
давать правоохранительным органам соответствующую информацию о своих
клиентах. Речь идет об офшорном банковском бизнесе, который считается
одним из самых прибыльных. Причинами его распространенности являются
отчисление небольшого дохода, получаемого банками от своих клиентов, в
бюджет государства, наличие в числе учредителей банка лиц из местного
населения и приглашение некоторых представителей из числа местных
16
граждан на работу в такие учреждения. Ряд стран разрешают таким банкам не
отвечать на запросы о состоянии счетов клиентов. Единственное условие,
когда они могут дать информацию о раскрытии счетов вкладчиков, обвинение
в отмывании денег.
Капиталы проходят через финансовые и банковские учреждения
офшорных стран, потом их вкладывают в страны, обладающие сильными
налоговыми системами, однако так, чтобы нельзя было узнать реальных
владельцев. Другая часть этих капиталов камуфлируется, не проходя по
территории офшорных стран, правда, при этом используются общества с
юридическим адресом в этих странах, но действующие на территории других
стран, используя банковские счета. Типичными являются офшорные
компании со счетами в банках Швейцарии, которые открываются на имя
анонимных компаний с юридическим адресом в Панаме, на имя обществ в
Лихтенштейне (или с юридическим адресом в Лихтенштейне).
2. Мониторинг схем легализации доходов, полученных преступным
путем
В ходе исследования различных способов экономических
преступлений, связанных с легализацией доходов, полученных преступным
путем, приходится иметь дело с крайне разнородными по своему составу
множествами объектов. Анализ экономических преступлений, связанных с
легализацией преступных доходов, включает их упорядочение, выявление
сходств и различий изучаемых объектов, поиск способов их надежной
идентификации и группировки. Графическое представление типичных схем
легализации преступных доходов позволяет наглядно отобразить основные
объекты и субъекты преступления, а также связи между ними. Графическая
иллюстрация схем экономических преступлений называется по-разному:
схема, графическое описание, типология.
Схема легализации преступных доходов представляет собой
графическое описание некоторого числа взаимосвязанных субъектов и
объектов (юридических и физических лиц, адресов, счетов, номеров
телефонов и др.), включающее наиболее типичные для данного способа
совершения преступления характеристики объектов и связей между ними (в
том числе финансовых потоков). Построение схемы легализации
преступных доходов позволяет понять суть преступления, его
закономерности, позволяющие выявлять типичные преступления,
распространенные на практике, спрогнозировать появление новых,
неизвестных субъектов и объектов преступлений и связей между ними.
17
Особое внимание уделяется не столько разработке схем собственно
легализации преступных доходов, сколько графическому представлению
предикатных преступлений, предшествующих процессу легализации
преступных доходов. В числе зарубежных исследований следует отметить,
схемы, разработанные международными организациями в сфере борьбы с
отмыванием денег:
− МАНИВЭЛ (Специальный экспертный комитет Совета Европы по
оценке мер борьбы с отмыванием денег) – «Отмывание денег через
негосударственные пенсионные фонды и сектор страхования»;
− ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
денег) – «Проблема отмывания денег через футбольный сектор»;
− ЕАГ (Евразийская группа по противодействию легализации
преступных доходов и финансированию терроризма) – «Использование
внешнеторговых операций для легализации преступных доходов».
Среди российских разработок наиболее известны типологии
Росфинмониторинга: формализованные (содержащие информацию, которую
можно обрабатывать и автоматически классифицировать с помощью
компьютерных
технологий),
частично
формализованные
и
неформализованные. Одной из задач деятельности Росфинмониторинга
является разработка и проведение автоматического мониторинга
формализованных типологий. Направления использования типологий
Росфинмониторинга:
− выявление
эпизодов
подозрительной
деятельности,
соответствующих схемам совершения предикатных преступлений, и
проведение инициативных финансовых расследований;
− выявление эпизодов легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем;
− доведение типологий до сведения правоохранительных, надзорных
органов и подотчетных организаций (банков, страховых и лизинговых
компаний, ломбардов и др.);
− обмен типологиями с подразделениями финансовой разведки других
стран;
− разработка предложений по совершенствованию законодательства с
целью исключения возможности применения недобросовестными лицами и
организациями выявленных типологий.
Важнейшими задачами Росфинмониторинга являются выявление
субъектов, на которых происходит переход денежных средств из теневого
оборота в легальный оборот и наоборот, а также субъектов, на которых
происходит переход имущества из теневого оборота в легальный оборот и
наоборот. Практически в любой схеме легализации преступных доходов
18
используется организация с явными признаками фиктивности, с участием
которой происходит вывод денежных средств в теневой оборот либо ввод
денежных средств в легальный оборот. Схематически фрагмент вывода
денежных средств в теневой оборот показан на рис. 7.1.
Организация с
явными признаками
реальной
деятельности
Организация с
явными признаками
фиктивности
Операция
Рис. 7.1. Схема вывода денежных средств в теневой оборот
Варианты интерпретации данной операции следующие: денежные
средства переходят из легального оборота в теневой; приобретаемое
имущество вводится из теневого оборота в легальный (возможна
легализация имущества, полученного преступным путем). Схематически
фрагмент ввода денежных средств в легальный оборот показан на рис. 7.2.
Организация с
явными
признаками
фиктивности
Организация с явными
признаками реальной
деятельности
Операция
Рис. 7.2. Схема ввода денежных средств в легальный оборот
Варианты интерпретации этой операции: денежные средства
переходят из теневого оборота в легальный оборот, приобретаемое
имущество остается в легальном обороте (поступает в пользу третьих лиц),
возможна легализация денежных средств, полученных преступным путем;
денежные средства переходят из теневого оборота в легальный оборот,
приобретаемое имущество переходит в теневой оборот.
Далее рассмотрены наиболее типичные примеры экономических
преступлений, связанных с отмыванием преступных доходов. Упрощенная
схема злоупотребления должностными полномочиями – на рис. 7.3.
Физическо
е лицо
АО с долей
государственного
участия
Руководитель
Перечисление денежных
средств по любым основаниям
Перечисление денежных
средств по любым основаниям
ООО с явными
признаками фиктивности
Рис. 7.3. Упрощенная схема злоупотребления должностными полномочиями
19
В данной схеме физическое лицо одновременно является
руководителем акционерного общества с государственным участием.
Перечисление денежных средств на счет организации с явными признаками
фиктивности может быть за предоставление строительных материалов
информационных или других услуг, оформленных фиктивными договорами.
Далее эти средства перечисляются на счет физического лица и могут быть
сняты в виде наличных денег. Немного усложненная схема злоупотребления
должностными полномочиями – на рис. 7.4.
Физическое
лицо А
Родственники
Физическое
лицо Б
Руководитель
(учредитель,
сотрудник)
ООО с явными
признаками фиктивности
АО с долей
государственного
участия
Перечисление денежных
средств по любым основаниям
ООО с признаками
реальной деятельности
Рис. 7.4. Схема злоупотребления должностными полномочиями
В приведенной схеме два физических лица являются родственниками
(друзьями, соседями), один из них является руководителем АО с
государственным
участием.
Перечисление
денежных
средств
осуществляется сначала на счет организации с признаками реальной
деятельности (например, за ремонт здания), а затем на счет организации с
явными признаками фиктивности (например, за строительные материалы).
Далее деньги поступают на счет физического лица А, после снятия им
наличных, покупаются доллары, которые делятся между физическими
лицами А и Б.
В случае получения сообщений о подозрительных операциях вся
информация о плательщиках, получателях, банках, выгодоприобретателях,
ИНН, кодах бюджетной классификации организаций и т. п. обрабатывается
в Росфинмониторинге. Особое внимание уделяется сделкам, где фигурируют
лица с одинаковыми фамилиями, адресами, сотрудники, соучредители
организаций и другие лица, у которых могут быть общие интересы. В
большинстве подобных схем фигурируют организации с явными признаками
фиктивности, поэтому важнейшим этапом анализа является выявление
признаков фиктивности у организаций, участвующих в подозрительных
20
сделках. Впервые разработка 100 признаков фиктивности организации была
проведена российскими налоговыми службами в конце 1990-х гг.
Примерами признаков фиктивности являются:
− размер уставного капитала не превышает его минимально
допустимое значение;
− отсутствие отчетности в налоговой службе/ нулевая отчетность;
− руководитель, учредитель, бухгалтер – это одно физическое лицо,
являющееся руководителем другой крупной организации;
− организация не находится по месту регистрации юридического
адреса;
− заявленные виды экономической деятельности не соответствуют
фактической деятельности;
− организация зарегистрирована по утерянным паспортам и т. д.
Поскольку в настоящее время на сайте ФМС России имеется открытая
база утерянных паспортов, то регистрация фиктивных фирм стала
производиться на студентов, пенсионеров, лиц, живущих в других регионах.
Такие фирмы оказывают теневые финансовые услуги, основанные на
неформальных
договоренностях,
направленные
на
достижение
противоправных целей. В их числе обналичивание денег (перевод из
безналичной формы в наличную), вывод денежных средств за рубеж, вывод
денег из легального оборота в теневой и приобретение на них товаров и
услуг, сокрытие доходов от налогообложения, противоправная минимизация
расходов на таможенное оформление товаров, легализация (отмывание)
денежных средств, полученных преступным путем. Многие из фиктивных
организаций ликвидируются через месяц, некоторые – через 2–3 года
(«спящие» фиктивные организации, которые открывают банковский счет, не
проводя финансовых операций длительное время, затем через их счета
проходят крупные суммы с целью легализации преступных доходов).
В ряде финансовых расследований получены данные, указывающие на
то, что ломбарды – это часть банковских схем теневых финансовых услуг.
Схема обналичивания денежных средств через ломбард – на рис 7.5.
Банк
Снятие наличных
денежных средств
через кассу банка
Организация
- заказчик
обналичиван
ия денежных
средств
Безналичные
денежные
средства
Наличные
денежные
средства
Организация
–с
признаками
фиктивности
21
Безналичные
денежные
средства
Подставные
физические лица
Ломбард
Займы
безналичных
денежных
средств
Рис. 7.5. Схема обналичивания денежных средств через ломбард
В данной схеме ломбард от физических лиц получает в залог,
например, векселя или ценные бумаги, давая им займы безналичных
денежных средств. От организаций ломбард на свой счет в банке получает
безналичные денежные средства на крупные суммы за векселя, ценные
бумаги или в виде процентных займов. Далее денежные средства снимаются
в наличном виде через кассу банка и передаются заказчику обналичивания
денежных средств, полученных преступным путем. В схемах вывода
преступных доходов за рубеж нередко участвуют брокеры и другие
профессиональные участники рынка ценных бумаг.
Схема мошенничества с участием лизинговой компании и органов
местного самоуправления субъектов РФ при распределении субсидий
субъектам малого предпринимательства приведена на рис. 7.6.
Лизинговая
компания
Аффилированная связь
через ответственных
должностных лиц
Теневая
финансовая
выгода (откат)
Оформление подложных
документов по договорам
лизинга (без поставки
предмета договора)
Схема вывода
денежных
средств за рубеж
Органы
местного
самоуправлен
ия
Субсидии
Субъекты
малого
предпринимат
ельства в
сфере ЖКХ
Схема
обналичивания
денежных
средств
Рис. 7.6. Схема мошенничества с участием лизинговой компании
В представленной схеме рассмотрена аффилированная связь
лизинговой компании с ответственными должностными лицами в органах
местного самоуправления. Органы местного самоуправления занимаются
распределением субсидий субъектам малого предпринимательства
(например, в сфере ЖКХ) в целях компенсации части затрат по лизинговым
платежам, в т. ч. авансовых платежей по договорам лизинга оборудования.
Субъекты малого предпринимательства совместно с лизинговой компанией
оформляют подложные документы по договорам лизинга оборудования.
22
Часть средств субсидий, полученных малыми предприятиями, передается в
виде отката определенным должностным лицам в органах местного
самоуправления. Остальные денежные средства полученной незаконным
путем субсидии обналичиваются либо выводятся за рубеж.
Схема нигерийского мошенничества, осуществленного иностранными
студентами из стран Африки (Нигерия, Гана, Камерун), представлена на рис.
7.7.
Зачисление
безналичных
денег на счет
Счет
физического
лица на имя
Выдача
наличных
JSC RAIL WAYS
Поиск
продавца
продукции
Проведение
переговоров,
заключение
соглашения
Открытие
счета
Российский
банк
Предъявление в
банке для
открытия счета
Иностранные
компании
Фиктивный
Интернетсайт
Создание,
ведение
сайта
Паспорт
иностранного
гражданина на
имя JSC RAIL
WAYS WAYS
Приобретение
поддельного
документа
Выходцы из
африканских
стран
Рис. 7.7. Схема нигерийского мошенничества
Действия мошенников заключались в создании фиктивного сайта
компании, работающей в сфере добывающей отрасли или/и сайта
государственного органа власти. Далее изготавливался (приобретался)
фальшивый документ личности (как правило, иностранный паспорт).
Открывался счет на физическое лицо в банке страны пребывания.
При этом использовались такие наименования получателей средств (в
действительности – имен физических лиц): JSC RAIL WAYS (Российские
железные дороги), OJSC SEVERO ZAPADNY (Северо-западное отделение
российских железных дорог), MIN ENERGI (Министерство энергетики),
RUOG MEA (Ассоциация российских производителей нефти и газа). На
сайте и известных торговых Интернет-площадках размещалась информация
о предложении продажи товара (как правило, минерально-сырьевых
ресурсов). Затем проводились переговоры с заинтересовавшимися
иностранными компаниями. Контрагентам делалось предложение сделать
предоплату для покрытия транспортных расходов, уплаты госпошлин или
23
иных надуманных платежей (суммы платежа, как правило, не превышали 50
тыс. долл.).
Для этого передавались реквизиты счета физического лица для
осуществления операции по переводу денежных средств. После получения
денежных средств происходило их обналичивание. За период с 2008 по 2012
гг. выявлено финансовых операций на общую сумму свыше 900 млн руб.,
проведенных по данной схеме.
3. Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с
отмыванием денег
Значительная часть финансовых нарушений, связанных с отмыванием
денег в РФ, происходит в банковском секторе, согласно данным отчетов о
прогрессе по выполнению рекомендаций взаимной оценки ЕАГ в рамках
взаимной оценки РФ, из которых следует, что доля сообщений о
подозрительных операциях (далее – СПО) от кредитных организаций
составляла от 99,7 до 99,4 % от общего числа СПО по всем видам приведенных
организаций. В банковском секторе фиксируется и подлежит особой проверке
множество финансовых нарушений, потенциально связанных с отмыванием
денег. Кроме того, обязательной проверке подлежит ряд операций, которые
явно не относятся к подозрительным. В их числе операции с крупными
суммами наличных более 600 тыс. р. (нередко имеют место операции на сумму
1 млн долл., 100 млн р. и др.). Обязательному контролю подлежат сделки с
недвижимостью стоимостью более 3 млн р., а также операции лиц, связанных
с российским или международным терроризмом (подозреваемых,
обвиняемых, осужденных).
Подозрительные операции приостанавливаются, банк замораживает
деньги на 3 дня, не сообщая об этом клиенту, осуществляет проверку
физических, юридических лиц, их доходов, расходов и т. п. При этом банк
сообщает о подозрительной операции в подразделение финансовой разведки
(ПФР), далее информация идет в правоохранительные органы. Если проверка
не подтверждает факта легализации преступных доходов или связи с
терроризмом, то сделка осуществляется в обычном порядке. Ежегодно ПФР
получают десятки миллионов сообщений, которые обрабатываются
электронными средства, из которых фильтруется и отбирается подозрительная
информация, свидетельствующая о легализации преступных доходов и
финансировании терроризма.
Рассмотрим наиболее типичные примеры подозрительных финансовых
операций в банковском секторе, признаки которых свидетельствуют о
возможности легализации преступных доходов. В числе признаков
24
финансовых нарушений, потенциально связанных с отмыванием денег в
банковском секторе, использование счетов, открытых на фиктивные имена
или от имени лиц и организаций, действующих по поручению других
получателей прибыли. Последняя категория включает целый ряд посредников
в отмывании денег, таких как адвокаты, специалисты по финансовой
отчетности, компании с признаками фиктивности, использование счетов
которых позволяет упростить перевод нелегальных средств. Признаками
отмывания денег посредством таких счетов являются:
− осуществление операций на значительно большие суммы, чем можно
было бы ожидать в обычном случае, учитывая характер деятельности
владельца счета (например, уставный капитал ООО составляет 10 тыс. р.,
годовая выручка – 10 млн р., на счет за оказанные услуги единовременно
поступила сумма 12 млн р.);
− документация, которая представляется в обеспечение сделки,
зачастую оказывается подложной или имеет существенные изъяны с правовой
точки зрения;
− коммерческая организация, которой принадлежит счет, оформлена в
качестве юридического лица или зарегистрирована в регистрационной палате
на короткий период;
− обе стороны сделки фактически являются одним и тем же лицом
(гражданин А как руководитель организации и как получатель денежных
средств по счету физического лица).
В числе подозрительных сделок использование официальных
представительств иностранных банков для операций с доходами от
криминальной деятельности. В некоторых странах они могут принимать
вклады и после этого осуществлять перевод средств на свои собственные счета
в местных банках, не сообщая при этом сведений, удостоверяющих личность
вкладчиков и получателей прибыли.
Среди других признаков возможных финансовых нарушений в
банковской сфере можно отметить:
− рост объемов денежных переводов, не сопровождаемый
соответственным ростом числа счетов;
− объем хранимой наличности превышает пределы, установленные
программой безопасности;
− счета с большим количеством небольших вкладов и небольшим
числом крупных изъятий со счета (при этом остаток на счете сохраняется
относительно малым и постоянным);
− крупный объем вкладов на несколько разных счетов с частым
переводом основной части остатка на этих счетах на один и тот же счет в том
же банке или в другом банке;
25
− депонирование больших объемов платежных поручений на счет
клиента, когда род его деловых занятий не соответствует подобным
действиям;
− крупные объемы вкладов наличностью от организации, которая
обычно не отличается интенсивностью операций с наличностью;
− большой оборот крупных денежных купюр, либо излишние
поступления мелкими купюрами от данного банка, либо излишне большой
спрос на крупные купюры со стороны банка, что создает впечатление
нехарактерной ситуации;
− отправки наличности на суммы, представляющиеся слишком
крупными в сравнении с объемом операций с наличностью в предоставленных
отчетах;
− представляемые отчеты по операциям с наличными деньгами нередко
характеризуются неточностями или отсутствием важной информации;
− перечень клиентов, исключенных из требования о регистрации
операций с наличностью, представляется неоправданно длинным.
Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с
отмыванием денег в банковском секторе, определяются Методическими
рекомендация Банка России по вопросам организации работы по
предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в
банки и иные кредитные организации (Письмо ЦБР № 479 от 3 июля 1997 г.,
где определены основные признаки подозрительных и требующих
повышенного внимания со стороны банка операций). Позже Банком России
принят ряд документов, в которых отражены действия, направленые на
реализацию № 115-ФЗ. В Письме ЦБР от 6 апреля 2005 г. № 56-Т представлены
Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения
кредитными организациями требований законодательства РФ и нормативных
актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию)
доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В целях создания единого эффективного механизма противодействия
легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма Федеральной службой по финансовому мониторингу
сформированы Рекомендации по разработке критериев выявления и
определению признаков необычных сделок. Они представлены в приказе
Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. № 103 «Об утверждении рекомендаций
по разработке критериев выявления и определению признаков необычных
сделок» (в ред. от 09.01.2014). Организациям и иным лицам рекомендуется
включать критерии и признаки необычных сделок в программу выявления
операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций
(сделок), имеющих признаки связи с легализацией доходов, полученных
26
преступным путем, или финансированием терроризма. Данная программа
разрабатывается в составе правил внутреннего контроля в целях определения,
оценки и принятия мер по снижению рисков вовлечения в процессы
отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также
выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они
осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным
путем, или финансирования терроризма7.
В числе общих критериев необычных операций (сделок) следующие:
− несоответствие
сделки
целям
деятельности
организации,
установленным учредительными документами организации;
− отсутствие очевидной связи между характером и родом деятельности
клиента с услугами, за которыми клиент обращается к организации,
осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом;
− отсутствие информации о клиенте - юридическом лице,
индивидуальном предпринимателе в официальных справочных изданиях,
невозможность осуществления связи с клиентом по указанным им адресам и
телефонам;
− поручение клиента осуществить возврат в наличной форме ранее
перечисленных денежных средств в течение короткого периода времени с
момента их перечисления (например, при досрочном расторжении договора);
− существенное отклонение суммы сделки от действующих рыночных
цен, в том числе по настоянию клиента;
− совершение сделок с юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем, период деятельности которых с даты государственной
регистрации составляет менее 1 года;
− совершение сделки в интересах клиента, период деятельности
которого с момента государственной регистрации не превышает 3 месяцев,
при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по
сравнению с суммой сделки, которую намеревается совершить;
− операция по получению или предоставлению безвозмездной
финансовой помощи на сумму, не превышающую 600 тыс. р.;
− использование клиентом счетов, открытых в различных кредитных
организациях, для расчетов в рамках одного договора;
− осуществление расчетов между сторонами сделки с использованием
расчетных счетов третьих лиц;
− многократное внесение учредителями (руководителями) денежных
средств для пополнения оборотных средств организации и др.
Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных
сделок : приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 (ред. от 09.01.2014). URL: http://www.consultant.ru/
(дата обращения: 18.01.2020).
7
27
В рекомендациях Росфинмониторинга указаны основные признаки
необычных сделок с использованием бюджетных средств. В их числе
совершение сделки по поручению клиента в случае:
− когда клиент (учредитель или выгодоприобретатель) является
участником федеральных, региональных либо муниципальных целевых
программ или национальных проектов;
− клиент
(учредитель,
бенефициарный
владелец
или
выгодоприобретатель) является получателем субсидий, грантов или иных
видов государственной поддержки за счет средств федерального бюджета,
бюджета субъекта РФ или муниципального бюджета (бенефициар –
физическое лицо, которое обладает правом на получение выгоды от
соглашения, в частности, акционер с контрольным пакетом акций может быть
бенфициаром, если его доля превышает определенный процент, например, 25
% в соответствии с № 115-ФЗ);
− клиент является исполнителем (подрядчиком или субподрядчиком) по
государственному или муниципальному контракту на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг, либо по гражданско-правовому договору с
бюджетным учреждением на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг (если сумма такого контракта составляет или превышает 6 млн р.), при
этом такой клиент имеет незначительный размер уставного капитала по
сравнению с суммой сделки, которую намеревается совершить, и период его
деятельности не превышает 6 мес. с даты государственной регистрации.
К признакам необычных сделок, основанным на стране регистрации,
места жительства, места нахождения клиента относится совершение сделки в
случае, когда клиент (контрагент, представитель клиента, бенефициарный
владелец, выгодоприобретатель, учредитель клиента) зарегистрирован в
государстве с высокой террористической или экстремистской активностью,
или в государстве, в отношении которого применяются международные
санкции, или в государстве, не выполняющем рекомендации ФАТФ.
К признакам необычных сделок при проведении операций с денежными
средствами или иным имуществом в наличной форме и переводов денежных
средств относятся:
− перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет (во вклад)
за границу и поступление денежных средств с анонимного счета из-за границы
на сумму менее 600 тыс. р. либо ее эквивалента в иностранной валюте;
− настаивание клиента на проведении расчетов наличными денежными
средствами;
− совершение сделки на сумму, равную или превышающую 600 тыс. р.
либо ее эквивалента в иностранной валюте по внесению или выдаче денежных
средств в наличной форме, участниками которых являются нерезиденты,
28
имеющие регистрацию (место жительства или место нахождения) в
государстве Таможенного союза.
Кроме того, в рекомендациях Росфинмониторинга основные признаки
указаны для следующих видов необычных сделок:
− при проведении операций по договорам займа;
− при проведении международных расчетов;
− при проведении операций с ценными бумагами и производными
финансовыми инструментами;
− свидетельствующих о возможном финансировании терроризма;
− при осуществлении страховой деятельности;
− при осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных
бумаг, деятельности по управлению инвестиционными фондами или
негосударственными пенсионными фондами;
− при осуществлении лизинговой деятельности;
− при осуществлении сделок с недвижимым имуществом;
− при осуществлении деятельности по содержанию тотализаторов и
букмекерских контор (прием ставок на результаты соревнований и т. д.), а
также организации и проведении лотерей, тотализаторов и иных основанных
на риске играх, в том числе в электронной форме;
− при осуществлении деятельности ломбарда;
− при осуществлении скупки, купли-продажи драгоценных металлов и
драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
− при оказании услуг почтовой связи;
− при осуществлении деятельности оператора по приему платежей;
− при осуществлении деятельности оператора связи, имеющего право
самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
− при осуществлении финансирования под уступку денежного
требования;
− при осуществлении деятельности по выдаче потребительских
кредитов;
− при осуществлении микрофинансовой деятельности;
− при оказании нотариальных услуг.
4. Предупреждение и контроль легализации доходов, полученных
преступным путем
Предупреждение финансовых нарушений, связанных с отмыванием
преступных доходов, является важнейшей задачей финансовых и
нефинансовых организаций.
29
Эффективным
средством
заблаговременного
выявления
подозрительных действий со стороны клиентов финансовых организаций
является проведение политики «Знай своего клиента». Она по своей
структуре не является детально разработанной, поэтому каждая финансовая
организация может избрать порядок, наиболее подходящий для ее
деятельности. Тем не менее, эффективная политика «Знай своего клиента»
должна быть основана на четком определении общих подходов и на
конкретном распределении ответственности.
При выработке эффективной политики «Знай своего клиента» важно
помнить о том, что внешнее впечатление может быть обманчивым. Клиенты
могут на первый взгляд производить впечатление вполне законопослушных,
хотя на самом деле занимаются противозаконной деятельностью. В настоящее
время не существует предписанного законодательно порядка, требующего
проведения политики «Знай своего клиента». Вместе с тем финансовым
организациям следует внедрять в практику следующие принципы:
− предпринимать обоснованные попытки определения подлинной
личности всех клиентов, обращающихся за услугами;
− проявлять особую тщательность в определении истинных владельцев
счетов, а также тех, кто пользуется услугами по безопасному хранению
ценностей;
− от клиентов, которые собираются заниматься крупными операциями,
получать доказательства, подтверждающие или удостоверяющие их личность;
− обращать внимание на необычные операции или на операции, которые
непропорциональны известной деловой деятельности клиента.
Деловые взаимоотношения с финансовой организацией не должны
устанавливаться до того, как личность потенциального клиента установлена с
достаточной уверенностью. Если клиент отказываться представить какие-либо
требуемые от него данные, взаимоотношения с ним вообще не должны
устанавливаться. Более того, если запрошенная дополнительная информация
не поступает в обещанное время, любые уже начатые взаимоотношения
должны быть прекращены.
Ни один личный счет не должен быть открыт без удовлетворительного
определения личности. Если место проживания клиента или место его работы
не расположено в зоне, которую преимущественно обслуживает данная
финансовая организация, необходимо уточнить, почему клиент хочет открыть
счет именно в этой организации.
Важный шаг – звонок клиенту по названному им телефону по его месту
жительства или по месту работы, чтобы выразить клиенту благодарность за то,
что он открыл счет. Отключенный номер телефона или отсутствие сведений о
таком работнике указывают на необходимость дальнейшего выяснения.
30
Личность клиента может быть дополнительно установлена или
проверена посредством его уже существующих отношений с данной
организацией, например, в форме получения кредита какого-либо рода, либо
других взаимоотношений в связи с открытием счетов.
При открытии счетов организаций их руководители должны
предоставить свидетельство юридического статуса. Важна проверка
наименования названной организации в органах государственной
(муниципальной), которым она обязана предъявлять отчетность. В случае
звонка отключенный номер телефона требует дальнейшего выяснения
ситуации. Желательна визуальная проверка данной организации, чтобы
убедиться в том, что она в действительности существует и способна оказывать
те услуги, для каких предназначена.
При открытии крупных счетов организаций необходимо обеспечить
получение следующей информации: финансовый отчет, описание основного
вида деятельности, перечень основных поставщиков и заказчиков и их
географическое расположение, описание обычной зоны деятельности с
указанием на то, можно ли считать международные операции оправданно
регулярными, описание вида деловых операций (например, оптовая и
розничная торговля), ожидаемых объемов продаж за наличность.
Взаимоотношения с финансовой организацией в иной форме, чем
открытие депонентских счетов, также могут использоваться в незаконных
целях. Кредитные операции стали для преступных организаций или лиц
распространенным средством выгодного использования их доходов от
противозаконной деятельности. По этой причине финансовые организации
должны применять политику «Знай своего клиента» к тем клиентам, которые
обращаются по вопросам кредитования.
Особое внимание при определении степени надежности клиента должно
уделяться контролю за операциями, содержащими признаки потенциальных
финансовых нарушений, связанных с отмыванием денег и финансированием
терроризма.
Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных
преступным путем, имеют особое значение при проведении политики борьбы
с экономическими и другими видами преступлений, особенно совершаемыми
организованными преступными группами. Сведения о процессах отмывания
доходов, полученных преступным путем, позволяют оценить масштабы и
особенности незаконных операций, выявить физических и юридических лиц,
предоставляющих услуги преступникам. Контроль и надзор в сфере
легализации преступных доходов повышает результативность борьбы
правоохранительных органов с различными преступлениями, позволяет
конфисковать доходы, полученные незаконным путем.
31
Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных
преступным путем, в сочетании с расследованиями экономических
преступлений, являющихся источниками преступных доходов, позволяет
правоохранительным
органам
лишать
преступников
незаконно
приобретенного имущества, что, безусловно, сдерживает развитие
преступности.
Особое внимание законодательство РФ и других стран уделяет
контролю над отмыванием денег на стадии их размещения в финансовых
организациях. Данная стадия легализации преступных доходов является
наиболее уязвимой для государственного контроля. Эффективность контроля
над отмыванием денег зависит от того, в какой мере обеспечивается
финансовая прозрачность деятельности организаций финансового и
нефинансового сектора экономики для уполномоченных органов. Несмотря на
сохранение в деятельности финансового сектора важной роли банковской
тайны, профессиональных привилегий и налоговой конфиденциальности, в
последние десятилетия наблюдается тенденция к росту прозрачности
финансовой системы. Этому в немалой степени способствовали разоблачения
коррумпированных банкиров, сотрудничающих с торговцами наркотиками и
оружием и другими группами организованной преступности.
Контроль за размещением преступных доходов в систему
финансовых институтов включает, прежде всего, следующие требования:
− обязательные сообщения в уполномоченные органы (Центральный
банк РФ, Росфинмониторинг и ФНС России) обо всех сделках, превышающих
определенную сумму наличными или их эквивалента;
− сообщения о подозрительных сделках, требующие, чтобы банки
учитывали некоторые или все крупные валютные сделки, но сообщали
властям о тех, которые вызывают подозрение;
− запрет крупных сделок с наличными, минуя законного финансового
посредника.
Сложность контроля над отмыванием денег возрастает в связи со
стремительным развитием систем электронных платежей и виртуальных
валют. Способы регистрации операций в действующих системах электронных
платежей облегчают отмывание денег и уклонение от уплаты налогов.
Большинство применяемых мер против отмывания денег основано на
использовании регистрации переводимых сумм и реквизитов отправителей и
получателей банками и другими финансовыми организациями. При
использовании электронных денег такие записи практически не ведутся.
Некоторые системы позволяют переводить крупные суммы денег, не оставляя
следов ни на бумаге, ни в центральном компьютере. В условиях развития
32
экономической преступности создана и постоянно совершенствуется
международная система противодействия отмыванию доходов, полученных
преступным путем.
Страны с развитой рыночной экономикой начали активно включаться в
борьбу с отмыванием доходов от наркобизнеса в начале 1980-х годов. В
значительной степени это было обусловлено ростом преступности, связанной
с наркобизнесом, и активным инвестированием капиталов преступного
происхождения в экономику ряда стабильно развивающихся стран, особенно
тех, в которых отсутствовало законодательство, направленное на борьбу с
отмыванием доходов, полученных преступным путем. Присоединение России
к международным условиям против отмывания доходов, полученных
преступным путем, началось в 1992–1993 гг.
Международные организации, входящие в систему противодействия
отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (ПОД/ФТ) представлены на рис. 9.8.
Международные организации, входящие в систему ПОД/ФТ
ООН
Группа
восьми/семи
Группа
Эгмонт
МВФ и
Всемирный банк
ФАТФ
Базельский
комитет по
банковскому
надзору
Совет Европы и
другие
региональные
организации
Региональные
группы по типу
ФАТФ
Вольфсбергская
группа
Рис. 9.8. Международные организации, входящие в систему ПОД/ФТ
Важнейшими организациями в системе ПОД/ФТ являются ООН, МВФ,
Совет Европы, конвенции которых заложили основы методического
обеспечения данной системы. Группа восьми в настоящее время временно
превратилась в группу семи (без участия России). Большинство стран входят
в ФАТФ, ЭГМОНТ, а также в региональные группы, созданные по типу
ФАТФ. ФАТФ – это группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием
денег. ФАТФ создана в 1989 г. для координации работы стран по борьбе с
отмыванием денег. Финансирование этой международной организации
33
осуществляет Организация по экономическому сотрудничеству и развитию
(OЭCР). В число основных задач ФАТФ входит проверка подготовленности
национальных служб, отслеживающих отмывание преступных доходов. В
первую очередь это относится к полиции, банковской системе и службам по
борьбе с экономической преступностью. Группа Эгмонт является
неофициальным объединением финансовых разведок мира. В настоящее
время существует восемь региональных групп по типу ФАТФ, в их числе
МАНИВЭЛ, ЕАГ, АТГ, ГАФИС и др.
Вышеуказанными международными организациями определены
стандарты сотрудничества в обеспечении контроля над отмыванием
преступных доходов, которые применяются большинством стран. Данные
стандарты сформулированы в ряде международных документов. В их числе 40
рекомендаций ФАТФ, впервые принятых в 1990 г. В 2003 г. разработана
методология ФАТФ под каждую рекомендацию (детализация требований
ФАТФ для экспертных оценщиков и стран).
Последняя версия рекомендаций утверждена в 2012 г. Эти рекомендации
формируют основу механизма предотвращения отмывания денег. Они
определяют требования к контролю и надзору, идентификацию бенефициаров
сделок, необходимость сообщений о подозрительных сделках и др.
Рекомендуется усиление контроля над финансовыми организациями и
увеличение перечня сообщений о сделках с наличными. Основная мысль
рекомендаций заключается в том, что финансовая система должна стать более
прозрачной, чтобы незаконные сделки с наличными деньгами
обнаруживались, чтобы можно было о них сообщать и предотвращать.
ФАТФ, ОЭСР и другие международные организации составляют черные
и серые списки стран, уклоняющихся от сотрудничества в сфере легализации
преступных доходов, а также белые списки.
Черный список ФАТФ – это перечень стран, которые в недостаточной
степени сотрудничают с ФАТФ, отказываются от взаимодействия с этой
организацией или поддерживают международный терроризм. В
недостаточном сотрудничестве обвиняются не только те страны, в которых
практикуется отмывание денежных средств, но также ряд развивающихся
стран, где на данный момент не развита инфраструктура для предотвращения
подобных действий. Впервые список неблагополучных стран был
опубликован в 2000 г. Помимо ряда оффшорных островных государств, таких
как Багамы, Каймановы острова, Острова Кука, а также Панамы, в него были
включены Россия, Израиль и Лихтенштейн. Черный список ФАТФ
периодически обновляется, Россия исключена из этого списка с 2002 г.
В 2012 г. в черном списке ФАТФ выделены три группы стран.
34
1. Страны с наибольшим уровнем риска, не сотрудничающие с ФАТФ,
против которых применяются ответные меры международным сообществом
(Иран и Северная Корея).
2. Страны с высоким уровнем риска, против которых меры не
применяются (Куба, Боливия, Пакистан, Сирия, Турция и др.).
3. Страны, руководство которых готово к сотрудничеству, но не имеет
реальных возможностей для взаимодействия с ФАТФ – не развита финансовая
и контролирующая инфраструктуры и т. п. (Алжир, Ангола, Камбоджа,
Намибия, Туркменистан и др.).
Черный список ФАТФ имеет прямое отношение к банковской системе и
международной торговле. Попадание в этот список затрудняет или делает
невозможным ведение финансовой деятельности на международном уровне, в
том числе мировой торговли, получение иностранных кредитов. Любые
платежи в пользу получателей в этом списке обязательно попадают под
подозрение. Более того, финансовые организации вообще отказываются
проводить операции с контрагентами из этих государств, чтобы избежать
лишних вопросов со стороны контролирующих органов.
В настоящее время многим странам удалось привести свое
законодательство в соответствие с международными нормами. В результате
стало невозможно открывать анонимные банковские счета, скрывать
информацию о владельце оффшорной компании и т. п. Ряд стран показал
хороший прогресс в имплементации стандартов ФАТФ, что отражено в
соответствующих отчетах о прогрессе по выполнению рекомендаций по
взаимной оценке по противодействию легализации преступных доходов и
финансированию терроризма. Отчеты о прогрессе по РФ по выполнению
рекомендаций взаимной оценки ЕАГ сформированы в 2008 и 2010 гг.
Очередной раунд оценки запланирован на 2017 г.
Важным условием эффективного контроля за отмыванием доходов,
полученных преступным путем, является создание административного и
финансового механизма контроля и надзора, формирование информационной
среды, способной документально фиксировать подозрительные финансовые
операции и обеспечивать возможность использования этих данных в
уголовном процессе. В современной России сформированы основы такого
механизма.
В соответствии с рекомендациями ФАТФ в России сформирована
система органов надзора и контроля в сфере противодействия легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию
терроризма (ПОД/ФТ). Далее приведены примеры таких рекомендаций.
Рекомендация 26 «Надзор за соответствием требованиям по ПОД/ФТ»:
35
− физические и юридические лица, предоставляющие услуги по
переводу денег или ценностей, или услуги обмена денег или наличных,
должны лицензироваться или регистрироваться и подлежать эффективным
системам мониторинга и обеспечения соответствия национальным
требованиям по ПОД/ФТ;
− иные финансовые учреждения также должны лицензироваться или
регистрироваться и должным образом регулироваться, и подлежать надзору
или контролю в целях ПОД/ФТ, с учетом риска отмывания денег или
финансирования терроризма в этом секторе (т. е. если доказан низкий риск, то
требуемые меры могут быть меньше) [19, с. 30].
Рекомендация 27 «Полномочия надзорных органов»:
− органы надзора должны располагать достаточными полномочиями для
надзора или мониторинга и обеспечивать соблюдение
финансовыми
учреждениями требований по борьбе с ОД/ФТ (включая право проводить
инспекции);
− иметь полномочия требовать предоставления любой информации от
финансовых учреждений, которая необходима для мониторинга соблюдения
требований, и налагать санкции в соответствии с Рекомендацией 35 за
невыполнение таких требований;
− иметь полномочия налагать различные дисциплинарные и
финансовые санкции, включая полномочия по отзыву, ограничению или
приостановлению лицензии финансового учреждения [19, с. 31].
Рекомендация 29 «Подразделение финансовой разведки»:
− страны должны создать подразделение финансовой разведки, которое
будет служить национальным центром для сбора и анализа сообщений о
подозрительных операциях и иной информации, относящейся к ОД,
предикатным преступлениям и ФТ, и для передачи результатов анализа в
соответствующие компетентные органы;
− подразделение финансовой разведки должно иметь возможность
получать дополнительную информацию от сообщающих субъектов и иметь
доступ на своевременной основе к финансовой, административной и
правоохранительной информации, которая необходима для должного
осуществления своих функций [19, с. 32].
36