Справочник от Автор24
Право и юриспруденция

Конспект лекции
«Санкции, контроль и надзор в сфере легализации доходов»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по праву и юриспруденции / Санкции, контроль и надзор в сфере легализации доходов

Выбери формат для чтения

pdf

Конспект лекции по дисциплине «Санкции, контроль и надзор в сфере легализации доходов», pdf

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Санкции, контроль и надзор в сфере легализации доходов». pdf

txt

Конспект лекции по дисциплине «Санкции, контроль и надзор в сфере легализации доходов», текстовый формат

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Кафедра экономической теории и национальной экономики ЛЕКЦИЯ САНКЦИИ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Форма обучения: очная Составитель: к.э.н., доцент Меньшикова Е.А. Хабаровск 2020 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных преступным путем 2. Санкции за преступления в сфере легализации доходов, полученных преступным путем 1. Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных преступным путем Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, имеют особое значение при проведении политики борьбы с экономическими и другими видами преступлений, особенно совершаемыми организованными преступными группами. Сведения о процессах отмывания доходов, полученных преступным путем, позволяют оценить масштабы и особенности незаконных операций, выявить физических и юридических лиц, предоставляющих услуги преступникам. Контроль и надзор в сфере легализации преступных доходов повышает результативность борьбы правоохранительных органов с различными преступлениями, позволяет конфисковать доходы, полученные незаконным путем. Контроль и надзор в сфере легализации доходов, полученных преступным путем, в сочетании с расследованиями экономических преступлений, являющихся источниками преступных доходов, позволяет правоохранительным органам лишать преступников незаконно приобретенного имущества, что, безусловно, сдерживает развитие преступности. В соответствии с рекомендациями ФАТФ в России сформирована система органов надзора и контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Далее приведены примеры таких рекомендаций1. Рекомендация 26 «Надзор за соответствием требованиям по ПОД/ФТ»: − физические и юридические лица, предоставляющие услуги по переводу денег или ценностей, или услуги обмена денег или наличных, должны лицензироваться или регистрироваться и подлежать эффективным Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения: пер. с англ. М.: МУМЦФМ, 2012. 176 с. 1 2 системам мониторинга и обеспечения соответствия национальным требованиям по ПОД/ФТ; − иные финансовые учреждения также должны лицензироваться или регистрироваться и должным образом регулироваться, и подлежать надзору или контролю в целях ПОД/ФТ, с учетом риска отмывания денег или финансирования терроризма в этом секторе (т. е. если доказан низкий риск, то требуемые меры могут быть меньше). Рекомендация 27 «Полномочия надзорных органов»: − органы надзора должны располагать достаточными полномочиями для надзора или мониторинга и обеспечивать соблюдение финансовыми учреждениями требований по борьбе с ОД/ФТ (включая право проводить инспекции); − иметь полномочия требовать предоставления любой информации от финансовых учреждений, которая необходима для мониторинга соблюдения требований, и налагать санкции в соответствии с Рекомендацией 35 за невыполнение таких требований; − иметь полномочия налагать различные дисциплинарные и финансовые санкции, включая полномочия по отзыву, ограничению или приостановлению лицензии финансового учреждения. Рекомендация 29 «Подразделение финансовой разведки»: − страны должны создать подразделение финансовой разведки, которое будет служить национальным центром для сбора и анализа сообщений о подозрительных операциях и иной информации, относящейся к ОД, предикатным преступлениям и ФТ, и для передачи результатов анализа в соответствующие компетентные органы; − подразделение финансовой разведки должно иметь возможность получать дополнительную информацию от сообщающих субъектов и иметь доступ на своевременной основе к финансовой, административной и правоохранительной информации, которая необходима для должного осуществления своих функций. Обязательному контролю и надзору в сфере ПОД/ФТ подлежат все организации по оказанию финансовых услуг. Кроме того, обязаны выявлять подозрительные операции, потенциально связанные с легализацией преступных доходов, такие лица нефинансовых профессий, как нотариусы, адвокаты, бухгалтеры, аудиторы. Они обязаны сообщать о подозрительных лицах, операциях на сумму свыше 600 тыс. р., расходных операциях для НКО на сумму свыше 100 тыс. р., операциях с недвижимостью стоимостью более 3 млн р. 3 Система контроля и надзора в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в РФ представлена на рис. 7.9. Генеральная прокуратура РФ Контрольные и надзорные органы в сфере ПОД/ФТ Федеральная служба по финансовому мониторингу РФ Центральный банк РФ (мегарегулятор) Федерал ьная налогова я служба РФ Пробирн ая палата РФ Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Организации, подлежащие контролю и надзору в сфере ПОД/ФТ - лизинговые компании; - риэлтеры, посредники в сделках с недвижимость ю, в том числе индивидуальн ые предпринимат ели; факторинговы е компании; - операторы по приему платежей профучастники рынка ценных бумаг; - страховые организации, страховые брокеры; - кредитные организации; микрофинансов ые организации; - кредитные потребительски е кооперативы; - ломбарды; негосударствен тотализа торы, букмекер ские конторы, лотереи и иные основанн ые на риске игры (в т. ч. в электрон ной форме) организац ии, а также индивиду альные предприн иматели, осуществ ляющие сделки с драгоценн ыми металлам ии камнями - организации федеральной почтовой связи; - операторы подвижной связи Рис. 7.9. Система надзора в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в РФ В соответствии с № 115-ФЗ в организациях, приведенных на рис. 7.9, необходимы проведение внутреннего контроля и передача информации о подозрительных операциях в Росфинмониторинг и другие органы контроля и надзора в трехдневный срок. Подразделения финансовой разведки в РФ аккумулируют информацию, анализируют ее, осуществляют проверки организаций, при этом они тесно 4 сотрудничают с правоохранительными необходимой информацией. органами, обеспечивая их 2. Санкции за преступления в сфере легализации доходов, полученных преступным путем Виды санкций за нарушение законодательства РФ в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: 1) отзыв (аннулирование) лицензии организации, осуществляющей деятельность на основании лицензии, в соответствии со ст. 13 № 115-ФЗ (в последнее время в РФ практикуется отзыв лицензий 6 организаций в среднем за месяц за нарушение антиотмывочного законодательства); 2) уголовная ответственность в соответствии со ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем», 174.1 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления», предусматривающими ответственность за отмывание и самоотмывание денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем (наказание в виде штрафа в размере до 1 млн руб., принудительных работ на срок до 5 лет, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, лишения свободы на срок до 7 лет); 3) административные санкции в соответствии со ст. 15.27 Неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, 15.27.1 Оказание финансовой поддержки терроризму, 15.27.2 Неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов КоАП РФ: − для должностных лиц – предупреждение либо штраф от 10 до 50 тыс. р. либо дисквалификация до 3 лет; − для юридических лиц – от 50 до 60 млн р.; − административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Виды административной ответственности организаций и должностных лиц за нарушение законодательства о ПОД/ФТ в соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ приведены в табл. 7.1. За административные правонарушения, предусмотренные этой статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую 5 деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица2. Таблица 7.1 Виды административной ответственности за нарушение законодательства о ПОД/ФТ Вид нарушения 1. Неисполнение законодательства о ПОД/ФТ, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю либо о подозрительных операциях 2. Непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях (предоставление недостоверных сведений) Ответственность должностного лица Предупреждение или штраф от 10 до 30 тыс. р. Ответственность организации Предупреждение или штраф от 50 до 100 тыс. р. Штраф от 30 до 50 тыс. р. Штраф от 200 до 400 тыс. р. или приостановление деятельности 60 суток Штраф от 300 до 500 тыс. р. или приостановление деятельности до 60 суток Штраф от 300 до 500 тыс. р. или приостановление деятельности до 60 суток штраф от 300 до 500 тыс. р. 2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом 2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций 2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) клиентов 3. Воспрепятствование осуществлению надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний Штраф от 30 до 40 тыс. р. 4. Неисполнение законодательства о ПОД/ФТ, повлекшее установленное приговором суда ОД/ФТ (без признаков уголовно наказуемого деяния) Штраф от 30 до 50 тыс. р. или дисквалификация от одного до трех лет Штраф от 30 до 40 тыс. р. – Штраф от 30 до 50 тыс. р. или дисквалификация от одного до двух лет Штраф от 700 до 1 000 тыс. р. или приостановление деятельности до 90 суток Штраф от 500 до 1 000 тыс. р. или приостановление деятельности до 90 суток Легализация преступных доходов зачастую связана с финансированием деятельности экстремистских групп и терроризма. Ответственность за Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2021). 2 6 оказание финансовой поддержки терроризму предусмотрена ст. 15.27.1. (№ 130-ФЗ от 05.05.2014). Предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, предназначенных для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 до 60 млн р3. Для организаций финансового рынка (кредитных организаций, страховщиков и др.) предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которые распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов. Данный вид ответственности определяется в соответствии со ст. 15.27.2 КоАП РФ (№ 195-ФЗ от 30.12.2001), что отражено в табл. 7.24. Таблица 7.2 Ответственность за неисполнение требований о предоставлении информации о лицах, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов Вид нарушения со стороны организации финансового рынка 1. Ненаправление в уполномоченные органы или направление с нарушением установленных порядка и сроков, информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, либо о поступлении запроса иностранного налогового органа или иностранного налогового агента, уполномоченного иностранным налоговым органом на удержание иностранных налогов и сборов, о предоставлении информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов 2. Ненаправление в уполномоченные органы либо направление с нарушением установленных порядка и сроков информации о регистрации организации финансового рынка в иностранном налоговом органе Ответственность должностного лица Штраф от 20 до 30 тыс. р. Ответственно сть организации Штраф от 300 до 500 тыс. р. Штраф от 30 до 40 тыс. р. Штраф от 500 до 700 тыс. р. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 18.01.2020). 4 Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021). URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.02.2021). 3 7 3. Направление в иностранный налоговый орган информации о лице, на которое распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов, при наличии решения о запрете на направление такой информации либо в иных случаях, когда предоставление такой информации запрещено федеральным законом Штраф от 40 до 50 тыс. р. Штраф от 700 до 1 000 тыс. р. Ответственность за нарушение требований законодательства РФ в части обязательного контроля операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ предусмотрена ст. 15.39 КоАП РФ (№ 195-ФЗ от 30.12.2001), что представлено в табл. 7.3. Таблица 7.3 Ответственность хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ Вид нарушения со стороны хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороннопромышленного комплекса и безопасности РФ 1. Открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов хозяйственным обществам, имеющим стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности РФ или обществам, находящимся под их прямым или косвенным контролем, указанным в ФЗ «Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обороннопромышленного комплекса и безопасности РФ», либо заключение с указанными обществами договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) кредитными организациями, не соответствующими установленным для этого требованиям законодательства РФ 2. Открытие счетов, покрытых (депонированных) аккредитивов, заключение договоров банковского счета и договоров банковского вклада (депозита) хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обороннопромышленного комплекса и безопасности РФ, или обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, в кредитных организациях, не соответствующих установленным для этого требованиям законодательства РФ, либо приобретение указанными обществами ценных бумаг кредитных организаций, не соответствующих установленным для этого требованиям законодательства РФ 8 Ответственнос ть должностного лица Штраф от 100 до 1 000 тыс. р. Ответственност ь организации Штраф от 100 до 1 000 тыс. р. Штраф от 10 000 до 60 000 тыс. р. Штраф от 10 000 до 60 000 тыс. р. В организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, должны быть правила внутреннего контроля, соответствующие законодательству РФ. Организации должны знать и учитывать изменения законов о налогах, страховых отчислениях, противодействию легализации преступных доходов и др. Незнание законов нередко приводит к тому, что многие организации (например, риэлторские, лизинговые компании) не знают, что для начала хозяйственной деятельности необходимо зарегистрироваться и встать на учет в Росфинмониторинг). Многие индивидуальные предприниматели не знают, что за административные правонарушения, предусмотренные статьей 15.27 КоАП РФ, они несут административную ответственность как юридические лица. В организациях внутренним контролем за ПОД/ФТ должны заниматься юридические отделы, либо директор, либо служба, ведущая бухгалтерский учет. Необходимо назначение специального должностного лица (далее – СДЛ), ответственного за ПОД/ФТ. СДЛ должны проходить целевой инструктаж, предполагающий переобучение один раз в 3 года (для кредитных организаций – один раз в год). Обучение СДЛ должно проводится с целью снятия рисков ПОД/ФТ и улучшения риск-менеджмента. 9

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Экономика

Понятие государственного финансового контроля

Тема: Общая характеристика государственного (муниципального) финансового контроля, его организационно-правовые основы и методы осуществления 1. Поняти...

Право и юриспруденция

Признаки потенциальных финансовых нарушений, связанных с отмыванием денег

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ти...

Автор лекции

Меньшикова Е.А.

Авторы

Право и юриспруденция

Правовые аспекты обеспечения безопасности в банковской сфере

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ АКАДЕМИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНСТ...

Автор лекции

М.В. Порецкая

Авторы

Право и юриспруденция

Финансовое право. Финансовая политика и финансовый контроль.Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов

НВУЗ АНО «Региональный финансово-экономический институт» ФИНАНСОВОЕ ПРАВО (Первая лекция) __________________________ http://elearning.rfei.ru Содержан...

Экономика

Макроэкономический анализ и регулирование банковской сферы содержание

Краткий курс лекций МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СФЕРЫ 3 1. Нео...

Финансы

Государственные и муниципальные финансы

Лекции по дисциплине «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ» ТЕМА 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ 1.1. Социально-...

Право и юриспруденция

Правовые основы борьбы с организованной преступностью

Московский институт экономики, менеджмента и права В.А. Ильичев ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ Конспект лекций Москва 2007 Авто...

Автор лекции

Ильичев В. А.

Авторы

Страхование

Введение в страхование.Экономическая сущность страхования.

Тема №1. Введение в страхование, экономическая сущность страхования. 1. Экономическая категория страховой защиты общественного производства. 2. Страхо...

Право и юриспруденция

Правовое регулирование телерадиовещания в Российской Федерации

Лекция по теме: «Правовое регулирование телерадиовещания в Российской Федерации» Содержание РАЗДЕЛ 1. Телерадиовещание как объект государственного над...

Право и юриспруденция

Лекция как основа теоретического обучения

МЧС России Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Учебно-методический комплекс Управление документацией СМК-УМК-1.3.-4...

Смотреть все