Принципы планирования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Принципы планирования
2 смысла
Планирование – 1 из функций менеджмента.
Планирование – это умение предвидеть цели организации, результаты деятельности организации и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.
Планирование предполагает нахождение ответов на следующие вопросы:
1. что хочет представлять собой организация?
2. где находится организация в настоящее время и каковы результаты её деятельности?
3. куда организация собирается двигаться, в каком направлении?
4. как, при помощи каких ресурсов должны быть достигнуты цели организации?
планирование
? - что
• где
• куда
• как
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности организации, соблюдение которых уменьшает возможность отрицательных результатов.
Принципы планирования
единство гибкость
непрерывность точность
принцип участия
I. принцип единства (холизма)
предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер.
понятие система означает:
• существование совокупности элементов;
• существование взаимосвязи элементов;
• существование единого направления развития элементов, поведения, ориентированного на общие цели при осуществлении планирования основными составляющими понятия система является следующие категории:
Система
координация интеграция
* координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что:
• деятельность ни одной части организации нельзя планировать эффективно, если это планирование не связано с плановой деятельностью отдельных частей данного уровня
• любые изменения в планах одного из подразделения должны быть отражены в планах других подразделений
* интеграция плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования, и каждый отдельный план является частью плана более высокого уровня.
Таким образом, интеграция предполагает, что в организации существует не просто совокупность планов, набор документов, а взаимосвязанные планы организации в целом.
II. принцип гибкости
Для его осуществления планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения в связи с изменением факторов внешней и внутренней сред, т.е. адаптация планов. Поэтому планы, как правило, содержат резервы (подушки, надбавки безопасности)
Резервы должны иметь определенные пределы:
• не должны быть слишком большими, иначе план окажется неточным
• не должны быть слишком маленькими, так как тогда придется слишком часто вносить изменения, корректирующие план.
III. принцип непрерывности
смысл: 1. процесс планирования на предприятии должен осуществляться
постоянно непрерывно в рамках установленного цикла
2. разработанные планы должны непрерывно приходить на смену
друг другу
Процесс планирования должен быть непрерывным, исходя из следующих двух предпосылок:
- неопределенность внешней среды постоянное внесение коррективов
- исходя из изменений внутренних ресурсов организации могут меняться цели (ценности) внесение коррективов.
IV. принцип точности
При соблюдении этого принципа планы должны быть детализированы и конкретизированы в той степени, в какой позволяют источники информации о состоянии внутренней и внешней среды организации, т.е. степень точности должна соответствовать степени неизвестности этой информации
V. принцип участия
Предполагает, что в процессе планирования должны участвовать все те, кого данный план непосредственно касается.
Планирование, основанное на принципе участия, называется партисипативное планирование.
Достоинства партисипативного планирования:
• каждый человек – участник планирования получает более глубокое понимание резервов, назначения организации, источников финансирования, деятельности организации, поступления и распределения доходов и расходов
• план становится как бы личным планом каждого сотрудника
• возникает вероятность более раннего нахождения потенциальных руководителей, менеджеров
• партисипативное планирование объединяет 2 функции менеджмента, которые чаще всего вступают в противоречие оперативное руководство и планирование.
Методы планирования
Метод экспертных оценок.
Используется при планировании в условиях неопределенности.
Метод экспертных оценок предполагает нахождение управляющего решения какой-либо проблемы на основе знаний, интуиции, логики с количественной оценкой результатов и формализованной их обработкой.
Полученное в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как основное направление решения проблемы.
Этапы МЭО
1. подготовка руководящего документа
в документе формулируется цель работы и основные положения, т.е. должны быть отражены сроки выполнения работы, обоснование необходимости эксперимента, цели
для этого назначается руководитель
2. подбор экспертной группы
проводится в следующей последовательности:
• определение круга областей деятельности, связанной с данной проблемой
• определение количества экспертов в группе и их долевого состава
• получение согласия от экспертов на участие в экспертизе
• составление окончательного списка экспертной группы
3. разработка организации и методики опроса экспертов
место и время проведения экспертизы, порядок фиксации и сбора результатов опроса и состав необходимых документов
4. выбор метода измерения
как обработаны результаты, как получена достоверность полученных данных.
Методы обработки информации, получаемой от экспертов
Экспертное оценивание представляет собой процесс измерения, который можно представить как процедуру сравнения объектов по выбранным показателям и критериям.
Методы измерения
1. ранжирование – упорядочение объектов, которое выполняет эксперт.
При ранжировании эксперт должен расставить объекты в порядке предпочтения относительно одного и нескольких критериев, причем самому предпочтительному объекту присваивается число натурального ряда 1
Если эксперт присваивает разным объектам одинаковый ранг, то необходимо рассчитывать стандартизированный ранг.
S =
S – стандартизированный ранг
Nj – ранг j-ого объекта с одинаковым значением ранга
- сумма мест объектов с одинаковым рангом
ℓ - число объектов с одинаковым рангом
S5,6 =
S1,4 =
Ранжирование используется чаще всего тогда, когда число сравниваемых объектов должно быть ≤ 20
2. непосредственная оценка
при этом методе объектам присваиваются числовые значения в шкале интервалов, т.е. эксперту предлагается поставить в соответствие каждому объекту точку на непрерывной оси, н. [ 0, 1 ] с целью упрощения этой процедуры при непосредственной оценке вместо непрерывной оси используют балльную шкалу (5, 10, 100)
3. последовательное сравнение
при последовательном сравнении процедура (сравнения) измерения состоит из ранжирования и из непосредственной оценки
алгоритм:
• осуществлять ранжировку всех объектов
• осуществлять непосредственную оценку объектов на отрезке [0, 1], причем числовая оценка 1-ого в ранжировке объекта = 1
f(О1) = 1
• решаем, будет ли первый объект по предпочтительности превосходить все остальные вместе взятые, начиная со 2-го
если да, то изменить числовое значение оценки первого объекта так, чтобы оно стало больше суммы всех остальных вместе взятых
f (О1) > f (Оi)
если нет, то необходимо изменить числовое значение первого объекта
так, чтобы оно стало < суммы всех остальных объектов
• решить, будет ли второй объект предпочтительней, чем все остальные
вместе взятые, начиная с 3-его
если да; если нет …
и т.д.
используется для определения удельного веса данного объекта.
4. парное сравнение
представляет собой процедуру установления предпочтения при сравнении всех возможных пар объектов.
Оί > Оj Ưί = 2 Оί Оj Ưί = Ưj = 1
Ưj = 0
1
2
3
…..
n
1
1
1
2
2
3
1
4
…
n
Чаще всего парное сравнение проводится в матрице размером n * n, n – количество объектов, наиболее значимый объект с max по строке.
Подбор экспертов
Эффективность решения проблемы методом экспертных оценок определяется характеристиками достоверности экспертизы, которая зависит от общего числа экспертов в группе, долевого состава различных специалистов и характеристик экспертов.
Для описания экспертов с точки зрения качества решения проблемы используются следующие характеристики:
1. Компетентность
степень квалификации в данной проблеме
2. Креативность
способность творчески мыслить, создавать
3. Конфоризм
подверженность влиянию авторитетов
проявл. в неустойчивом собственном мнении
4. Эвристичность
5. Самокритичность
6. Отношение к экспертизе
Количественные характеристики, от которых зависит эффективность
Достоверность эксперт.
1,0
0,8
0,6
0,4
0,2
1 3 5 7 8 10 Кол-во экспертов
Виды опроса экспертов:
Опрос – это главный этап работы группы управления и экспертов. В зависимости от качественных характеристик экспертов. Существуют следующие виды опроса:
• дискуссия – число участников ≤20-30 человек
• совещание
• анкетирование
• интервьюирование
• метод мозгового штурма.
Метод мозгового штурма
(метод коллективной генерации идей)
Все эксперты делятся на 2 группы:
• генераторы идей
• аналитики
На 1-ом этапе опроса группой генераторов идей выдвигают все всевозможные предположения, мнения, идеи и т.д.
При этом должны выполняться следующие правила:
1. любые критические замечания, высказывания и оценки ценности, высказанные мысли и идеи недопустимы
2. важно, чтобы количество высказанных мыслей было огромно и разнообразно
3. высказанные мысли и идеи должны подхватываться и развиваться др. экспертами.
(в неявной форме проходят и критика, и отсев)
На 2-ом этапе опроса происходит тщательный анализ, критика, отбор наиболее ценных высказываний, мыслей. Это осуществляет группа аналитиков.
Обработка экспертных оценок
Исходящей информацией для обработки являются числовые значения, выражающие предпочтения экспертов.
В зависимости от цели экспертного оценивания и выбранного метода измерений при обработке экспертных оценок могут решаться следующие задачи:
1. Построение обобщенной оценки объектов на основе индивидуальных оценок экспертов
основа принятия решения
-оценка, данная i-ому объекту j-ым экспертом
m – кол-во экспертов
2. определение величины относительных весов объектов
3. определение согласованности мнений экспертов
для оценки согласованности используется коэффициент конкордации, предложенный Кэнделом
0 ≤ W ≤ 1
m – количество экспертов
n – количество объектов
S – обобщенная оценка
при ранжировании
объекты
Эксперты
1 2 …….. m
1
2
…..
n
W=1 мнения одинаковые.
Чем W <, тем степень рассогласованности >
Таким образом, коэффициент конкордации определяется при условии, что нет связанных рангов.
При наличии связ. рангов W определяется
Tj – показатель связанных рангов
Нj – число групп равных рангов в j-ой ранжировке
hk – число равных рангов в k-ой ранжировке j-ым экспертом
1
1
2
4 T1=(33 – 3) + (23 –2)
4
3
4. оценка надежности результатов обработки для оценки значимости W можно использовать критерий К.Пирсона (согласия) χ2
с числом степени свободы Ư=n-1
при наличии связ. рангов
необходимо и достаточно, чтобы рассчитанное значение было > табличного >
В этом сл. результаты, полученные в ходе экспертного оценивания, могут считаться достаточно надежными и использовать их для принятия решения.
Основы сетевых методов планирования и управления (СПУ)
Сетевая модель представляет собой план некоторого комплекса взаимосвязанных работ, специфически отображенного графиком, который называется сетевым.
Главными элементами сетевого графика являются:
1) работа
2) событие
3) путь
1. – процесс и действие, приводящее к определенному результату
работа:
• действительная – протяженный во времени процесс, требующий затрат ресурсов и времени.
• работа-ожидание – продолжительный во времени процесс, не требующий затрат
• фиктивная – логическая связь между двумя и несколькими работами, не требующих затрат ни материальных, ни труда, ни времени. Она указывает на возможность одной работы непосредственно зависеть от результатов другой. Естественно, продолжительность фикт. работы = 0.
Действительная и работа-ожидание на сетевом графике
3 работа i-j
над и под → может указывать либо продолжать, либо номер, либо наименование работы
фиктивная раб. на сетевом граф.
работа i-j
2. – элемент завершения какого-либо процесса (результат выполнения одной и нескольких работ) одновременно событие указывает на возможность перехода к началу выполнения следующих работ
на сетевом графике событие i-е
ί – номер события
Любая работа соединяет только два события:
• событие, из которого выходит работа, называется начальным и предшествующим по отношению к данной работе
• событие, в которое заходит работа, называется конечным и последующим для данной работы.
i – начало события j – конец события
событие, которое не имеет предшествующих работ, называется исходным событием.
событие, которое не имеет последующих работ, называется завершающим.
все остальные события – промежуточные.
3. – непрерывная последовательность работ от исходного события до завершающего
• полный - ↑
• укороченный – непрерывная последовательность работ от исходного события до любого промежуточного либо от какого-нибудь промежуточного события до завершающего
• критический – наиболее по продолжительности полный путь на сетевом граф. Он определяет min необходимое время для выполнения всего комплекса работ (за меньшее время работу выполнить нельзя).
• подкритический – по продолжительности близкий к критическому и при определенных условиях он может стать критическим.
Правила построения сетевых графиков (СГ)
I. нужно установить, какие работы должны быть завершены до начала данной
II. нужно определить, какие работы могут выполняться одновременно
III. нужно определить, какие работы могут начинаться после завершения данной
IV. построение СГ необходимо осуществлять слева направо
V. на СГ не должно быть так называемых “тупиковых” и “хвостовых” событий
VI. на СГ не должно быть изолированных участков, замкнутых контуров и петель
VII. любые 2 события могут быть связаны не более, чем 1-ой раб., если на СГ обнаружены II-ные раб., то нужно ввести фиктивное событие и фиктивную работу
VIII. если для начала выполнения некоторых работ необходимо только частичное выполнение предшествующей, то она должна быть разбита на части и представлена в виде последовательного выполнения самостоятельных работ. (прорыли→кладем кафель).
I II III
IX. на СГ по возможности необходимо избегать многочисленных пересечений работ и стрелок.
X. на СГ не должно быть ни работ, ни событий, имеющих одинаковые номера и коды
XI. события на СГ нумеруются после построения и упорядочения его следующим образом:
• исходному событию присваивается 0 и 1
• затем вычеркиваются все выходящие работы из данных событий
• следующий номер может присваиваться такому событию, у которого все входящие работы вычеркнуты
и т.д.
~ если события, у которых все работы вычеркнуты, окажется несколько, то нумерация произвольна.
Если СГ большой, объёмный, то его нужно упорядочить.
1 B А 5
С 2
D 3
4
Расчет параметров СГ
Параметры:
1. продолжительность выполнения работы ί j
2. возможно ранние сроки начала и окончания работ ί j ,
3. допустимо поздние сроки начала и окончания работ ,
4. длина критического пути, длина любого другого пути ,
5. полный резерв времени работы ί j
запас времени, на который можно сдвинуть начало выполнения работы и растянуть, увеличить, причем будет неизменным.
Частичный резерв времени работы ί j
Запас времени -“-“- , причем раннее начало последующих работ остан. неизменным.
Методы расчета параметров
1. аналитический
2. табличный
3. графический
4. с использованием ЭВМ
I. Расчет параметров детерминированных СГ аналитическим методом
1. расчет параметров СГ начинается с ранних сроков начала и окончания работ
2. расчет осуществляется от исходящего события к завершающему
3. работы, выходящие из исходящих событий имеют ран. начало = 0
4. работы, выходящие из начального события и имеющие продолжительность выполнения работ tίj будут иметь ранние окончания
5. если у данной работы ίj только одна предшествующая, то ее раннее начало совпадает с ранним окончанием предшествующей работы
6. если у данной работы ίj 2 и более предшествующих работ, то ее время раннего начала определяется как наиболее раннее окончание предшествующих работ.
7. максимально раннее окончание работ, входящих в завершающих событий, определяет длину критического пути и одновременно позднее окончание этих работ.
8. поздние сроки начала и окончания работ от завершающих событий к исходящим, справа налево
9. допустимо позднее начало работы определяется
10. если у данной работы только одна последующая, то ее позднее окончание совпадает с поздним началом последующей работы
11. если у данной работы последующих работ 2 и более, то время позднего окончания ее определяется
12. полный резерв врем. раб ίj
13. частичный резерв врем. раб ίj
Расчет параметров стохастических СГ аналитическим методом
В зависимости от степени известности работ используют следующие оценки времени их выполнения:
• однозначная
• двузначная
• трехзначная
1. используется, когда всем работам дается однозначная оценка выполнения работ по нормам, нормативам с достаточной точностью
2. используется, когда работа выполняется впервые, неизвестен характер работы
оценки:
- оптимистическая tί j min
минимальное время, необходимое для выполнения работ ίj при благоприятных условиях
- пессимистическая tί j max
максимальное время, необходимое для выполнения работ ίj в условиях значительно хуже обычных
определяется ср. продолжительность выполнения работ
3. при трехзначной оценке к 2-м оценкам добавляется
- реалистическая tί j н.в.
наиболее вероятное время
tί j max < tί j н.в. < tί j min
необходимо рассчитать среднюю продолжительность
Дальнейший расчет параметров стохастических СГ осуществляется аналогично как у детерминиров.
II. Табличный метод
Расчет производится в таблице стандартной формы, имеющей 9 граф
Кол-во предш.работ
Код работы
tί j
↓
↑
Rί j
rί j
- w
1-2
3
3
3
-
1-3
4
4
14
18
14
-
1-5
5
5
10
15
10
1 w
2-4
8
3
11
3
11
1
2-6
2
3
5
14
16
11
1
2-8
1
3
4
23
24
20
20
1
3-10
9
4
13
18
27
14
14
1 w
4-7
7
11
18
11
18
1
4-10
6
1
17
21
27
10
10
1
5-9
4
5
9
15
19
10
1
5-10
5
5
27
27
22
22
1
6-7
2
5
7
16
18
11
11
2 w
7-8
6
18
24
18
24
2 w
8-10
3
24
27
24
27
2
9-10
8
9
17
19
27
10
10
max tро = Sкр = 27 =
допустимо поздние сроки для всех оконч. 10
для 7-8 по б. Пн последующей работы 8-10
если у раб. нет ни Rί j, ни rί j, это работа критич. пути
7
3
1 2 4
10
5
6 8
9
III. Графический метод
Расчет всех параметров СГ осуществляется внутри события, для этого события вырисовывается покрупнее
N- номер работы
Дата - по календарю
Графический метод используется при простом небольшом СГ
Если у данного события предшествующих работ несколько, то РО сектор разделяется на столько секторов, сколько работ. Если у данного события последующих работ несколько, то сектор ПН разделяется на их количество.
Оптимизация параметров СГ.
После расчета параметров СГ их анализируют и приводят в соответствие с заданными сроками и возможными ресурсами.
Возможны следующие способы оптимизации СГ:
1. концентрация ресурсов на работах критического пути
2. применение новых технологий для выполнения работ критического пути
3. изменение топологии СГ (конфигурация, выбросить что-либо лишнее).
Поскольку продолжительность разработки определяется длиной критического пути, то объектом оптимизации в первую очередь будут являться работы критического пути. В самом общем случае д.б. объектом оптимизации и работы подкритических путей.
Оптимизация СГ в зависимости от полноты решаемой задачи может быть:
1) частичной
2) комплексной
Комплексная оптимизация – нахождение оптимизма соотношения затрат и сроков выполнения проекта в зависимости от цели реализации
Частичная оптимизация – найти вариант выполнения работ СГ, который осуществляется с минимальными затратами при неизменном критическом пути.
- нужно определить вариант выполнения работ СГ при максимально возможном сокращении критического пути при условии, что затраты будут постоянными (зафиксир.)
При оптимизации для каждой работы устанавливаются 2 пары оценок:
1) Cmin min возможные денежные затраты, при которых эта работа м.б.
tн выполнена за нормальное время
2) t min min возможное время выполнения работы, которому
Cmax соответствуют наиболее высокие размеры денежных затрат на
выполнение этой работы
Исходя из этих 2-х пар оценок, определяется Кί j коэффициент сокращения затрат при ускорении выполнения работы на 1 временную единицу (коэффициент напряженности).
Процесс оптимизации проходит в несколько этапов:
1. необходимо рассчитать min сроки выполнения работ
2. определить критический путь в новых условиях, т.е. после полного сокращения ряда работ, у которых были резервы
3. осуществляется выборочное сокращение работ, но с таким условием, чтобы длительность не была меньше min срока разработки. При этом в первую очередь max сокращаются менее дорогие работы, т.е. с наименьшим коэффициентом напряженности.
Корректировка СГ по критерию время
“время-стоимость”
на 1 эт. нужно определить длину критического пути
сократили не до 22, а до 23; работу 3-4 м.б. сокращать не на 10, а на 9 дней.
Если “время-люди”, то туда, где резерв
Код работы
Н.Р.Р.
Уск. Р.Р.
Кί j
I цикл
Δt ΔС
II цикл
Δt ΔС
III цикл
Δt ΔС
IV цикл
Δt ΔС
tн
Cmin
tmin
Cmax
1-2
6
700
6
700
-
1-3
10
100
8
120
10
220
2-4
4
450
2
500
25
2-5
3
300
2
360
60
3-4
11
1350
1
2250
90
10900
4-5
5
650
3
800
75
2150
4-6
7
800
4
860
20
5-6
12
480
10
540
30
260
1-2-5-6
21
21
19
19
19
1-3-4-6
28
26
26
26
16
1-2-4-5-6
27
27
25
23
23
1-3-4-5-6
38
S
36
34
32
22
1-2-4-6
17
17
17
17
17
Бизнес-план в системе планирования
Управление организацией
планирование
организация
мотивация
контроль
Планирование – определение целей и путей их достижения.
Бизнес-план – плановый документ, имеющий многоцелевой характер:
1) бизнес-план – начало любого предпринимательства в любой сфере деятельности;
2) бизнес-план – формальный юридический документ, с помощью которого может формироваться уставной капитал, финансовый актив.
Функции бизнес-плана:
1) разработка стратегии бизнеса
2) планирование мероприятий и контроль их выполнения позволяет оценить возможности предприятия
3) привлечение денежных средств
4) привлечение потенциальных партнеров
доказывается целесообразность
Структура бизнес-плана.
Структура бизнес-плана зависит от:
• целей
• экономической политики данной организации
• степени новизны проекта
• характера развития проекта
Бизнес-план необходим следующим:
• сотрудникам, желающим знать свои перспективы
• владельцу предприятия, собственнику
• потенциальным партнерам по бизнесу, инвесторам
Структура и последовательность разработки бизнес-плана тесно связаны.
Структура бизнес-плана:
1. Вводная часть
2. оценка рыночной ситуации, анализ положений дел в отрасли
3. существо проекта деятельности
4. план пр-ва
5. план маркетинга
6. организационный план
7. юридическое обоснование проекта
8. оценка риска и страхование
9. финансовый план и стратегия финансирования
приложения
Названия раздела условны и могут изменяться;
В зависимости от целей бизнес-плана и видов деятельности некоторые разделы могут отсутствовать.
Бизнес-план разрабатывает группа специалистов, но должно быть обязательно личное участие руководителя, собственника.
1. Титульный лист
Титульный лист должен содержать:
• полное название организации и адрес (где зарегистрирован)
• имя, фамилия предпринимателя и его домашний телефон
• суть предлагаемого проекта (2-3 фразы)
• совокупная стоимость проекта
• могут быть сведения, содержащие в бизнес-плане представляют какую-либо коммерческую тайну и не подлежат разглашению и вы несете ответственность за утечку информации
2. Оценка рыночной ситуации
!!! Факторы внутренней среды, непосредственно окружения, внешняя среда!!!
Методы оценки рыночной ситуации
1) метод анализа профиля среды
Этот метод состоит в следующем:
в таблицу профиля среды вписываются отдельные факторы среды
Факторы среды
Влияние на отрасль
Влияние на организацию
Направленность влияния
Степень важность
I. макросреда
1.1
1.2
II.непоср. окруж.
2.1 рын. раб. силы
2.2
III.внутр.среда
3.1 маркетинг
3.2
3
2
1
3
2
1
+1
-1
Д=А* B *C
Влияние на отрасль оценивается экспертами по 3-х балльной шкале:
3- сильное влияние, 2-умеренное влияние, 1-низкое, маленькое
влияние на организацию: 3, 2, 1 ….., 0 – отсутствует влияние
направленность влияния: +1 – положительное влияние
- 1 – отрицательное, негативное влияние
степень важности определяется произведением соответствующих значений предыдущих 3-х столбцов, позволяющих количественно оценить влияние каждого фактора.
2) метод 55
метод по выявлению наиболее значимых факторов, влияющих на
1984 г.
включает 5 вопросов о 5-ти факторах внешней среды:
1. если вы обладаете информацией о факторах внешней среды, назовите хотя бы 5
2. какие 5 факторов внешней среды представляют для вас наибольшую опасность
3. какие 5 факторов из планов ваших конкурентов вам известны
4. если вы уже определили направление стратегии, то какие 5 факторов могли бы стать наиболее важными для достижения ваших целей
5. назовите 5 внешних пространств, включающих возможность изменений, которые могли бы стать наиболее благоприятными, возможными для достижения ваших целей.
3) метод БКГ (зооматрица)
БКГ – Бостонская консультационная группа
В зависимости от развития отрасли, в которой действует данная организация, и доли рынка данная матрица предполагает выделить 4 СХП и СЕБ (стратегических хозяйственных подразделений и стратегических единиц бизнеса)
СХП – организация, ее филиал, подразделение
СЕБ – вид деятельности (в одной организации)
темпы развития отрасли денежные потоки
провайдер по Internet
типовой путь
высокая движения СХП
“трудные дети” “звезда” ГТС
институт связи
10%
низкая “собака” “дойная корова” МТС
0 низкая 1 высокая КДР
ОДР
КДР – коэффициент доли рынка
ОДР – относительная доля рынка
“Звезда” – высокая доля на рынке в быстро развивающейся отрасли, принимает высокие доходы, основную часть которых расходуют на поддержание этого лидирующего положения.
СХП всегда испытывает нехватку финансовых ресурсов.
“Двойная корова” – высокая доля на рынке в стабильной и стареющей отрасли, высокие доходы данных СХП целесообразно направлять на развитие и поддержание других СХП
“Трудные дети” – низкая доля в быстро развивающейся отрасли, нужно либо наращивать мощность и становиться “звездой”, либо уходить с рынка.
“Собака” – низкая доля в слабо развивающейся или стареющей отрасли, либо уходить с рынка, либо нахождение узко специализированного сегмента.
Выводы:
1) необходимо делить хозяйственный портфель организации на несколько стратегических подразделений СХП
для уменьшения степени риска невозможно быть каким-либо одним всегда, постоянно
2) для того чтобы определить оптимальные пути финансирования СХП, необходимо определить их место на оси координат.
3) рациональное (эффективное) функционирование любой организации достигается только в том случае, если достигнуто оптимальное соотношение между ее СХП (“звезда”, “дойная корова”, “трудные дети”, “собака”).
Особенности стратегии роста малых фирм
В зависимости от существующей фирмы хозяйствования фирмы и от вида выпускаемого продукта малые фирмы делятся:
форма существования
малых фирм
независим.
“ложный гриб” “премудрый пескарь”
связ. с кр.ф.
“хамелеон” “жалящая пчела”
подобный оригинал продукт малой фирмы
кр.ф.
“Ложный гриб” - стратегия копирования
когда какой-либо оригинально запатентованный продукт выпускается официально (экономия на НТР, дизайне, рекламе…), либо когда копии, подделки под оригинальный продукт.
“Промежуточный пескарь” - стратегия оптимального размера перспектив роста не наблюдается, но за счет оптимального размера (удовлетворяет небольшой спрос).
“Жалящая пчела” - стратегия участия в продукте крупной фирмы
важно, что для малой фирмы отдельный мелкий элемент – это конечный продукт.
“Хамелеон” - стратегия использования преимущественно в крупных фирмах
франчайзинг – система договорных отношений между крупной фирмой и малой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать малую фирму собственными Т, оказывать поддержку реклам., снабжать отработанные технологии, давать кредит на льготных условиях, сдавать в аренду свое оборудование и т.д.
В свою очередь малые фирмы обязаны иметь деловые контакты только с этой крупной фирмой, перечислять долю прибыли, % от продаж этой крупной фирме.
Особенности стратегии роста крупных фирм
Крупные фирмы в отличии от малых имеют возможность осуществлять массовое стандартизированное производство, а также расширять сферы деятельности своего пр-ва, т.е. диверсифицировать.
В зависимости от двух показателей:
1) темпов роста;
2) степени диверсификации
темп роста
высокие
средние
низкие
0 низкая средняя чрезмерная степень диверсификации
Существуют 3 вида стратегии:
1. “гордые львы” представ. “Sony”
2. “могучие слоны” “Simens”
3. “неповоротливые бегемоты” “Philips”, “Daewoo”
Особенности стратегии роста средних фирм
В зависимости от темпов роста фирмы и темпов роста ниши существуют стратегии
темп роста фирмы
высокие выход за рамки ниши лидерство в ниши
низкие сохранение поиск захватчика
низкие высокие темп роста ниши
Сегмент – на изменение параметров рынка реагирует одинаково
Ниша – неохваченный кусок рынка, где можно найти свою выгоду
Сохранение: осуществляется, когда либо нет возможности (ресурсов), либо нет необходимости.
Выход за рамки ниши: существует опасность потери своего нишевого лица, либо монополист, либо никто.
Поиск захватчика: не хватает ресурсов (фин.) крупная конкретная фирма ищет такую фирму, которая ее поглотит, но при этом сохранив некоторую стоимость.
Лидерство в нише: 1) фирма растет так же быстро, как и ниша, тогда она станет лидером, монополистом, никого в эту нишу не пускает.
2) фирма должна иметь соответствующие финансовые ресурсы для поддержания своего лидерства.
Стратегическая программа фирмы
ЦФ СХПФ СРФ
Цели фирмы стратегический хозяйственный стратегия роста
портфель фирмы (развития) фирмы
ЦФ: у любой организации целей много, поэтому их целесообразно проранжировать, выделить главную цель, т.е. построить дерево целей
цели четвертого уровня …
цели третьего уровня … много
основные цели …
главная цель …
При построению дерева целей должно выполняться 3 правила:
1) построение должно осуществляться по временным интервалам, когда гл. – долгосрочная цель, среднесрочные цели, краткосрочные цели
2) должно осуществляться по функциональному признаку, т.е. основная, главная цель – цель всей организации, др. – цели отдельных подразделений, цехов, след. – цель звена
3) построение должно осуществляться по функционально-временному признаку (1+2)
4. План производства
Здесь дается полное описание производственного процесса:
• схема производственных потоков
• список производственного оборудования
• список сырья и материалов с указанием поставщиков и условий поставки
• их ориентировочная стоимость
• список оборудования, которое может потребоваться в будущем
Этот раздел должен состоять из 3-х разделов:
1) план производства
• основные этапы, шаги процесса развития производства, которые использует организация с кратким пояснением каждого этапа.
Указывается, как распределяются время и деньги, абсолютные и относительные показатели
• необходимо представить логическое обоснование самостоятельного пр-ва по сравнению с привлечением субподрядчиков на различных этапах производства
• необходимо определить конкретные обязанности знаний наших инженерных работников и преимущества по сравнению с привлеченными со стороны
2) производственные требования
• необходимо описать след. Моменты с ожидаемыми расходами, включая аренду:
~ научно-исследовательские разработки
~ рабочая сила
~ производственное оборудование, мощность, производственные помещения, транспорт, сезонные изменения
• необходимо описать процесс контроля качества запасов, услуг, работы персонала
3) план действий в непредвиденных обстоятельствах целесообразно отразить альтернативные источники сырья, резервирование оборудования
В завершении плана производства нужно получить ответы на вопросы:
1) где будет проводится Т и У на действующем или вновь приобретенном оборудовании
2) какие потребуются для этого производственные ресурсы и как они будут увеличиваться, возрастать
3) почему сотрудники данной организации лучше привлеченных
4) почему данная организация привлекает именно этих поставщиков
5) почему приобретается именно это оборудование
6) определение величины себестоимости Т и (или) У
В основе производства план маркетинга, анализ спроса.
3. Существо проекта деятельности
В этом разделе дается подробное изложение предлагаемого проекта, что позволяет потенциальному инвестору оценить специализацию и размеры предприятия.
Здесь необходимо описать У, Т или продукт, если есть возможность, дать наглядное изображение (фото, чертеж, рисунок). Должна быть указана примерная цена, тариф реализации, затраты и прибыль.
Если предприятие уже существует, то целесообразно кратко описать то, чем предприятие занималось раньше.
Нужно ответить на вопросы:
1) где будет располагаться предприятие
2) нуждается ли данное помещение в ремонте, если да, то сколько это будет стоить и кто это будет делать
3) предприятие собственное и арендованное
4) какое оборудование потребуется для офиса
5) работники каких специальностей нужны доп.
6) Есть ли у руководства топ-менеджеров опыт предпринимательской деятельности для работы данного вида
7) Немного о руководстве (возраст, образование, склонности)
8) На какой стадии разработки находится проект
5.План маркетинга
Этот раздел является важнейшим разделом бизнес-плана и считается, что потенциальные инвесторы определяют будущий успех бизнеса по данному разделу.
Задача этого раздела:
выявить основные факторы (внешний и внутренний), которые будут способствовать успеху этого бизнеса.
Основные элементы данного раздела вытекают из элементов маркетинга:
• Т, У, продукт
• Цена, тариф реализации
• Сбыт
• Реклама
Основные элементы раздела:
• схема распространения Т
• ценообразование
• методы стимулирования продаж
• реклама
• организация послепродажного обслуживания
• формирование общественного мнения об У, Т, продукте, о фирме
Примерная структура плана маркетинга:
1) где находится данная организация (анализ текущей ситуации)
2) куда нужно двигаться (цели и задачи)
3) стратегия организации в прошлом
4) каково существующее финансовое положение
5) контроль за выполнением целевых показателей
Желательно, чтобы в этом разделе цели и задачи были отражены в количественных показателях. В этом разделе также нужно указать конкретных исполнителей, которые будут отвечать за реализацию каждой программы.
Контроль за реализацией плана маркетинга заключается в отслеживании конкретных показателей по объемам продаж, по видам продукции, по регионам, по филиалам, по торговым агентам.
6. Организационный план
Заключается в четком определении состава руководящей группы и организационной структуры предприятия.
Факторы, влияющие на организационную структуру:
1) размер организации, степень разнообразия ее деятельности и видов выпускаемой продукции
2) географическое размещение организации
степень подчиненности, принадлежности, приближенности к центру
3) технология
любая организационно-производственная структура привязана к технологии
структура не должна препятствовать внедрению новых технологий.
4) динамизм внешней среды
если среда быстро меняется, то структура должна быстро приспосабливаться к изменениям, структура должна быть гибкой, если среда не меняется, то структура стабильна.
5) стратегия, реализуемая организацией
6) отношение к организационно-производственной структуре руководителей и сотрудников.
Типы организационных структур
• элементарная
отражает двухуровневое разделение управления в ЧП, ИП
• функциональная
появляется там, где есть разделение труда и специализация
• дивизионная
появляется в тех организациях, в которых в силу определенных обстоятельств выделяются относительно обособленные и наделенные большими полномочиями в осуществлении своей деятельности структурные подразделения и руководство этого подразделения подчиняется только высшему руководству
- на базе СЕБ (стратегических единиц бизнеса)
Организуется тогда, когда в организации имеются несколько самостоятельных, но близких по профилю видов деятельности
В этом случае определяются промежуточные, специальные управленческие органы для координации взаимодействия высшего руководства с руководством СЕБ.
- матричная
отражает закрепление в организации структуры в двух направлениях: вертикальном (управление отделами, подразделения, цехами) и горизонтальном (управление отдельными проектами и программами, в которых могут принимать участие люди и ресурсы различных подразделений).
Организационный план бизнес-плана содержит 5 основных направлений:
1) организационно-производственная структура
может быть ориентирована на производство, м.б. ориентирована на сбыт, м.б. ориентирована на рынок
здесь должно быть отражено кол-во всех сотрудников с указанием должности и круга обязанностей
2) планирование, целевые показатели, оценка результатов
м.б. стоимостные и натуральные показатели, методы оценки и контроля этих показателей
3) поощрение, продвижение по службе, премия, благодарность
4) критерии отбора
определяются в виде требований, которые будут предъявляться кандидатам на должности, предусмотренные организационно-производственной структурой
5) обучение
предусматривается в виде системы мер по повышению квалификации
Важным в организационном плане является место расположения нового предприятия.
Для этого учитываются следующие факторы:
1. условия аренды
2. близость к дорогам (ж/д, шоссе, метро…)
3. наличие складских помещений
4. близость к заказчикам
5. близость к поставщикам
6. наличие трудовых ресурсов
Организационный план
А В С
А – основные сотрудники
В – прочие сотрудники
С – план действий в непредвиденных ситуаций
А: - подробная структура высшего звена организации с указанием основных и второстепенных обязанностей руководства
- краткое описание биографических данных
- начальную стартовую заработную плату, необходимо также указать
премии, пенсионные отчисления и прочее.
- должен быть указан список членов совета директоров и кандидатов в этот список
- нужно дать логическое обоснование функций, возложенных на руководящий состав
- нужно указать бухгалтерские, юридические, рекламные, налоговые организации, с которыми вы сотрудничаете, их достоинства и стоимость их услуг
В: - указать, имеются ли резервы рабочей силы, если будет расширяться производство
- какова доля денежных работников в акциях капитала предприятия
- как будет оцениваться работа этих сотрудников
- если новое предприятие для расширения, то указать количество нанимаемых работников и срок их найма
С: - предполагается в случае переориентации на другие виды производства, в случае замены технологий или переквалификации, переучение работников или замена частично.
- в случае ухудшения финансовых показателей деятельности предприятия, возникновения закрытия, ликвидации части производства, отдельные подразделения и тем самым изменение организационно-производственной структуры
7. Юридический план
Представляет собой пакет юридических документов, который подтверждает форму собственности и правовой статус предприятия. Если предприятие занимается инновационной деятельностью (реализацией идей, новшеств), то оно должно иметь лицензию, патент, ноу-хау, сертификат, авторское свидетельство…
В юридическом плане должны быть отражены:
1) возможность передачи прав собственности другому лицу;
2) форма управления;
3) форма распределения прибыли и убытков;
4) возможности привлечения нового капитала;
5) источники финансирования;
6) издержки, связанные с учреждением данной организации
преимущества иностранного бизнес-плана:
7) какие средства руководство собирается вкладывать в данную организацию;
8) отобразить срок службы, жизни предприятия.
8. Оценка риска и страхование
Риск – угроза того, что предприятие понесет ущерб и убытки вследствие занятия каким-либо видом бизнеса.
С точки зрения б.-п. существуют:
1) персональный риск
связан с человеческим чертами, особенностями поведения менеджера
2) организационный риск
зависит от взаимодействия высшего руководства с руководствами более низкого уровня, от взаимодействия в управляющей команде (управленческой)
С точки зрения финансовых результатов существуют:
1) допустимый риск
когда теряется часть доходов, недополучение
2) критический риск
недополучение, потеря части прибыли
3) катастрофический риск
предприятие считается несостоятельным, банкрот, потеря части имущества
В бизнес-плане кроме перечисления возможных рисков целесообразно отметить источники возникновения этих рисков, время возникновения, моменты.
Иностр. предлагают отметить возможные влияния рисков на деятельность организации:
- отсутствие опыта у руководителя
- недостаток, нехватка капитала, фин. ресурсов
- непредвиденные отраслевые изменения
- непредвиденные экономические, политические, социальные, технологические изменения
- превышение против запланированных затрат на проведение научно-исследовательских работ по внедрению и проведению новшеств, нововведений.
Возможные меры по снижению риска:
- страхование
- хеджирование
- диверсификация
Существуют методы оценки величины рисков:
1) имитационное моделирование и метод Монте-Карло
2) экономическо-математические методы и модели ЭММ
3) теория вероятности
4) метод экспертных оценок МЭО
9. Финансовый план
Должен дать ответы на вопросы:
1) откуда и когда организация получит деньги
2) на что должны будут потрачены эти деньги
3) каково соотношение потребности в деньгах с денежной наличностью
4) каким будет финансовое положение организации к концу года, отчетного периода
Потенциальные инвесторы и кредиторы требуют составления финансового плана на 3 года вперед: 1-ый год – помесячно, 2-ой год – поквартально, 3-ий год – год.
Разделы финансового плана:
1) план доходов и расходов
2) план денежных поступлений и выплат
3) балансовый план
4) план по источникам и использованию средств
Финансовый план начинается с прогнозирования продаж, основа для этого прогноза – план маркетинга.
1. На основе плана продаж
Задача: как будет изменяться формирующаяся прибыль от реализации Т и У
План доходов и расходов составляется в таблице стандартной формы
План доходов и расходов
Показатели
Год деятельности 200г. месяц, кварта, год
1. Объем продаж
Выручка от реал. Т и У за вычетом налога с оборота активов и НДС
2. Себестоимость реализован. продаж
2.1. затраты на материалы, сырье, комплектующие
2.2. затраты на эл.энергию для производственных нужд
2.3. затраты на оплату труда основных работников
3. Валовая прибыль
4. Эксплуатац. издержки всего в т.ч.
4.1. реклама
4.2. торговля изд.
4.3. з/пл
4.4. канц.товары
4.5. аренда помещений
4.6. страховка
4.7. амортизация
4.8. прочие расходы
4.9. налоги
5. Прибыль по основной коммерческой деятельности
3 – 4
6. Доля прибыли в объеме продаж
5/4 и 5/1
7. Налог на прибыль
8. Чистая прибыль
1
2
…
n
После 8. целесообразно либо графически, либо аналитически определять точку безубыточности (прибыль = 0)
2. План денежных поступлений и выплат
Планирование денежной наличности – одна из главных забот руководителя, предпринимателя, т.к. вполне рентабельная фирма терпит банкротство из-за того, что в нужный момент у них не было денежной наличности.
Планирование денежной наличности осущ. в таблице стандартной формы
План денежных поступлений и выплат
Показатели
Год деятельности 2000 месяц
1. наличные деньги на начало месяца
2. поступление денег
2.1. выручка от продаж
2.2. поступление по счетам при продаже в кредит
2.3. ссуды и какие-либо другие поступления
3. Итого поступлений
2.1+2.2+2.3+…
4. Всего поступлений наличности
3 + 1
5. денежные платежи
5.1. покупка товаров
5.2. покупные услуги
5.3. ремонт и содержание обор.
5.4. аренда помещения
5.5. плата за телефон
5.6. плата % за кредит
5.7. страховые платежи
5.8. з/пл за вычетом удержан. и т.д.
6. Всего денежных выплат
5.1+5.2+5.3+…
7. Денежная наличность на конец месяца
4 - 6
3. Балансовый план
Состояние дел в организации отражает балансовый план, который составляется на основании 1-го и 2-го планов. Средства предприятия д.б. представлены в балансовом плане в 2-х состояниях:
1) по их составу и размещению – активы
2) по источникам их образования – пассивы
Активы – все то, что образует имущество организации, входит в ее достояние и обладает стоимостью.
Материальные активы: здания, оборудования, машины, акции
Нематериальные активы: интеллектуальная собственность
Пассивы – источники средств, включающие в себя собственные средства и денежные обязательства перед кредиторами
Краткосрочные и долгосрочные
Ликвидные и неликвидные
Балансовый план фирмы …2000г.
Активы
Пассивы и собственный капитал
1. Ликвидные активы
всего
в т.ч. 1.1. запасы сырья и материалы
логистика
I.2. запасы готовой продукции
I.3. денеж. наличность
I.4. счета к получению
2. Неликвидные активы
Всего
в т.ч. 2.1. амортизация
2.2. оборудование и т.д.
1. Краткосрочные обязательства
всего
в т.ч. 1.1. счета к оплате
1.2. текущие обязательства по долгосрочным займам
2. Долгосрочные обязательства
всего
в т.ч. (различным банкам и министерствам)
3. Итого пассивов
4. Собственный капитал
в т.ч. 4.1. нераспределенная прибыль
5. Итого пассивов и собственного капитала
Так как балансовый план отражает состояние одних и тех же средств организации, то должно соблюдаться равенство активов и пассивов в итоге.
4. План по источникам и использованию средств
Необходимо дать ответ на вопросы:
1) откуда берутся деньги
2) на что они тратятся
3) как изменяются активы организации за отчетный период
Цель раздела: дать ясную картину использования средств, получения в качестве доходов от собственной деятельности и от других источников
Типовая таблица
План по источникам и использованию средств на конец 2000г.
Показатели
1. Средства из разных источников
всего
в т.ч. 1.1. ссуда под недвижимость
1.2. амортизация
1.3. чистая прибыль
1.4. собственные средства
1.5. сродная ссуда и т.д.
2. Использование средств
Всего
В т.ч. 2.1. на покупку оборудования
2.2. прирост запасов
2.3. погашение ссуды и т.д.
3. Чистый прирост оборотного капитала
4. Итого
В завершение финансового плана разрабатывается стратегия финансирования, которая предназначена для получения ответов на следующие вопросы:
1) сколько вообще необходимо средств для реализации данного проекта
2) откуда намечается получать эти средства, и в какой форме
3) когда можно ожидать полного возврата вложенных средств
Известно 2 типа источников финансирования:
1) внутренние
прибыль, продажа активов, сокращение активов, дебиторская и кредиторская задолженность
2) внешние
личные средства, средства родственников, друзей, кредит у поставщиков, кредиты-подактивы, венчурный капитал
При выборе внешних источников финансирования следует руководствоваться следующим:
1) временем возможного использования средств
2) величиной связанных с внешними источниками издержек
3) возможной степени утраты контроля над организацией
Классификация БП
Планирование рисков на предприятии
В теории управления рисков, как правило, оперируют с величиной, обратной риску, называется шанс.
Вероятность риска + вероятность шанса = 1
Для управления рисками в планировании необходимо обеспечение релевантной информации.
Релевантность – достаточность для принятия решения.
Классификация рисков заключается в распределении рисков по группам по классифицирующим критериям.
Классификация по Палабанову:
1. чистые
2. спекулятивные
1. Чистые – такие риски, на величину, размер, причину возникновения которых невозможно и ограничить, последствия этих рисков невозможно.
Факторы, оказывающие влияние на чистые риски:
- налоговое законодательство
- природно-географические условия
- социальные устои и т.д.
Чистые риски
- экологические
- политические
- транспортные
- имущественные
- производственные
- торговые
- природно-естественные
Чистые риски обладают относительно постоянным характером проявления
2. Спекулятивные риски
- финансовые
Группа производственных, имущественных и торговых рисков образует группу коммерческого риска.
Коммерческий риск и финансовый риск образуют группу инвестиционного риска.
Инвестиционный риск:
- риски упущенной выгоды
- риски снижения доходности
~ процентный
~ кредитный
- риски прямых финансовых потерь
~ риск банкротства
~ биржевые риски
~ селективные риски
Показатели риска и методы его оценки
Риск – случайная категория.
Поэтому наиболее обоснованно характеризовать его как вер-ть возникновения определенного уровня потерь.
Построение кривой вероятностей – исходная стадия оценки риска.
Рассмотрим некоторые из главных показателей риска.
С этой целью сначала выделим определенные области или зоны риска.
потери
потери
ЗДР ЗКрР ЗКР
безрисковая
зона
0 В П Н величина возможных потерь
В – выручка ЗДР – зона допустимого риска
П – прибыль ЗКрР – зона критического риска
И – им-во ЗКР – зона катастрофического риска
Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая вероятности потерь, вероятность потерь от уровня потерь. Насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.
Типичная кривая вероятности получения опр. уровня потерь (прибыли).
В
(вероятность)
Вр
1
область область
проигрыша выигрыша
0 Пр потери (прибыль)
При построении этой зависимости примем предположения:
1) наиболее вероятное получение прибыли = расчетной величины
вер-ть получения такой прибыли max и можно считать, что расчетная прибыль Пр – это математическое ожидание.
2) потерями прибыли считается ее уменьшение по сравнению с расчетной
3) Вероятность получения исключительно больших по сравнению с расчетной потерь и выигрыша практически = 0.
Исходя из кривой вероятности получения прибыли построим кривую распределения вероятности возникновения определенного уровня потерь.
В (вероятность)
Вр 0
Вп 1 Кривая риска
Вв 2
ЗДР ЗКрР ЗКР
Ви 3
0 П В И потери прибыли
На изображении кривой выделены следующие точки:
0. – определяет, что потери = 0, вероятность = вероятность расчетная
1. – характеризует величину возможных потерь = расчетной прибыли
0. и 1. – граничные точки, которые определяют ЗДР
2. определяет величину потерь = ожидаемой выручке
1. и 2. – граничные точки, определяющие ЗКрР
3. – характеризует потери = имущественному состоянию
2. и 3. – ЗКР
Одним из основных методов количественной оценки риска является имитационное моделирование.
Моделирование:
1) процесс разработки реальной модели системы
2) постановка эксперимента на ней
1. либо математически, либо графически нужно описать эту систему по исх. информации к начальным условиям
Чаще всего на практике
1-ый шаг: на основании ряда чисел, отражающего исследуемый процесс строят функцию распределения
значения случайной → исследуемого процесса лучше отложить на оси X, а соответствующие значения вероятности по оси Y
значения опытных данных можно сгладить, модно использовать несколько крайних точек.
2-ой шаг: для построения имитационных моделей необходимо иметь случайные числа, т.е. тем или иным способом происходит генерация случайных чисел от 00 до 99. Получение чисел с использованием ЭВМ, с использованием таблиц случайных чисел, различных лотерей.
3-ий шаг: от точки на оси ординат, соответствующей полученному случайному числу, проводят горизонтальную прямую до пересечения с графиком функции распределения и из точки пересечения опускают перпендикуляр на ось X, полученное значение на оси X принимают за случайную разыгрываемую величину с законом распределения, соответствующему исследуемому процессу.
2-ой и 3-ий шаги повторяют для всех случайных чисел, следуя тому порядку, в котором они были получены.
Имитация – это воспроизведение на модели той или иной реальной ситуации и исследование и в конечном счете нахождение наиболее удачного решения.
Получение случайных чисел осуществляется с использованием метода Монте-Карло
В замене натуральных наблюдений результатами вычислений, оперирующими со случайными значениями, заключается ценность и сущность данного метода
С вероятностью (Р) 1 - средняя арифметическая независимых реализаций X отличается от математического ожидания m по результатам разыгрываемой на величину не более, чем /
N – число разыгрывании
Xi – случайная величина при i-ом разыгрывании
Mx – математическое ожидание по результатам разыгрывания
δ – среднее квадратическое отклонение
– заданный уровень значимости, достоверности
Пример: Исход. данные: 1) результаты испытаний большой партии объектов
2) потери из-за простоя объектов, ден. ед.
3) продолжительность исследования, длительность моделирования
Объект состоит из 4-х одновременно работающих блоков.
Часы работы
Кол-во выбывших
Накопленное количество
Вероятность отказа %
0-200
201-400
401-600
601-800
801-1000
1001-1200
1201-1400
1401-1600
4
41
92
173
151
35
4
4
45
137
310
461
496
500
0,8
9,0
27,0
62,0
92,0
99,2
100,0
Простой оборудования предприятию обходится в 100 у.е.
Сам элемент стоит 5 у.е.
Пусть оборудование на предприятии работает в 2 смены и общая продолжительность работы 4200 часов.
500 1,0 распред.част. выхода
400 0,8
300 0,6
200 0,4
100 0,2
0 200 400 600 1000 1600
После построения кривой можно моделировать время, когда происходят отказы
№4
№3
№2
№1
1000 2000 3000 4000 4200
СУ
Блок 1
Часы работы
Всего часов
СУ
Блок 2
Часы работы
Всего часов
8
16
23
35
17
11
60
26
300
500
560
650
510
420
780
590
300
800
1360
2010
2520
2940
3300
3890
19
60
88
90
540
780
980
1000
540
1320
2300
3300
Блок 3
Блок 4
15
2
26
53
70
82
460
100
590
740
850
930
460
560
1150
1890
2740
3670
39
5
11
28
43
94
670
200
420
610
710
1090
670
870
1290
1900
2610
3700
Блок №1 выйдет из строя 8 раз при сумме часов работы 3890, что составит потерь
Блок №2 выйдет из строя 4 раза сумма часов работы 3300
Блок №3 выйдет из строя 6 раз сумма часов работы 3670
Блок №4 выйдет из строя 6 раз сумма часов работы 3700
Планирование международной деятельности
Международная деятельность организации – деятельность, связанная с экспортом и импортом товаров, капиталов, технологий, услуг и т.д., осуществляемых совместно с другими странами в различных сферах деятельности.
Стратегические цели экспортера
1. расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых рынков за рубежом
2. достижение экономии на масштабах производства
3. увеличение прибыли за счет использования сравнительных преимуществ других стран (дешевая рабочая сила)
4. увеличение валютных ресурсов фирмы, организации
Стратегические цели импортера
1. модернизация и расширения производственной базы предприятия, организации
2. достижение экономии на замене оборудования, сырья, комплектующих отечественного производства на аналогичное импортное
3. расширение производства, увеличение прибыли за счет захвата новых внутренних рынков
4. расширение ассортимента (номенклатуры) Т, У на национальном потребительском рынке.
На выбор стратегии международной деятельности главное влияние оказывает внешнеэкономическая политика государства.
В зависимости от политики, проводимой государством, различают 4 вида внешнеэкономической стратегии:
1. Изоляция
Стратегия исключения государства из мировых хозяйственных связей
Проводится исключительно из политических, идеологических соображений; экономически неоправданно.
2. Протекционизм
Стратегия защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Принимается под давлением национальных идей, в том случае, если национальное производство, Т неконкурентоспособно.
Основной прием – увеличение пошлин на аналогичные импортные Т
3. Фритредерство (свободная торговля)
Стратегия уменьшения до минимума ограничений во внешней торговли
Прим. страны, занимающиеся лидирующее положение и не боящиеся конкуренции.
4.”Протекционизм наоборот”
Стратегия наполнения дефицитного рынка. Эффективна в случае большого дефицита национального рынка, т.е. когда на рынке хватит места всем.
Как правило, у государства имеются рычаги, которыми можно регулировать внешнеэкономические отношения.
Виды ограничений:
- тарифные – связаны с установлением высоких ставок, таможенных пошлин для экспорта, импорта.
- нетарифные
~ экспортные и импортные квоты
~ лицензирование экспорта и импорта
~ национальные стандарты
~ дискриминация во внешней торговле
режим, когда одним торговым партнерам государством предоставляются худшие условия по сравнению с другими.
Предпринимательская форма ввоза и вывоза капитала называется международным инвестированием.
Цели международного инвестирования:
1. обход тарифных, таможенных пошлин и др. протекционистских барьеров
2. использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в т.ч. разницы в издержках производства
3. повышение конкурентоспособности и более активное проникновение на рынок изнутри
4. вывоз капитала
5. получение помощи в налаживании технологически-сложных производств
6. разовое получение новых технологий в расчете на их постоянный приток, последующее использование
7. решение проблемы обучения национальных кадров
8. получение финансовой выгоды по сравнению с простым экспортом/импортом
Формы международного инвестирования
- прямые инвестиции
дают право контроля над объектом вложения
- портфельные инвестиции
не обеспечивают контроль над объектом вложения, это торговля технологиями
Пути приобретения технологий
- патент – покупка права на использование данной технологии
- “ноу-хау”
Для использования патента, “ноу-хау” нужно купить лицензию
Технология имеет свою цену, как любой Т
Виды технологических платежей
- Роялти
периодические платежи за использование лицензии, доля и ставка от прибыли
- Паушальный
единовременная оплата стоимости лицензии
Основные цели международного развития:
1) увеличение потенциального спроса за счет новых рынков
2) распределение коммерческого риска
3) продление ЖЦТ
4) защита своей организации от конкуренции, диверсифицируя себя на разных рынках
5) снижение издержек за счет использования преимуществ других стран.
Формы международного развития:
- экспорт
чисто коммерческие отношения, возникают с появлением избытка Т
- франчайзинг
кр.ф. → малая фирма, договорные отношения (технология, оборудование.) (Mc.Donalds)
- СП (совместные предприятия)
На стадии участия, долевое участие
- прямое инвестирование
- дочерняя компания
- глобальная фирма
Международное инвестирование нужно для:
- увеличить потенциальный спрос
- распределить коммерческий риск
- продлить жизненный цикл Т
- защитить себя от конкуренции
- снизить издержки
Типы внутрифирменного планирования
В зависимости от признака, по которому происходит классификация планирования, а именно от
- степени неопределенности - 1
- временной ориентации идей планирования – 2
- горизонта планирования – 3
Различают следующие виды внутрифирменного планирования:
1. - детерминированное – а)
- стохастическое – б)
а) когда планирование осуществляется в полностью определенной, предсказуемой среде и нет недостатка в необходимой информации
чаще всего детерминированное планирование имеет место быть на уровне подразделений, цеха, план производства
б) предполагает недостаток определенности 1) во внешней среде; 2) нехватку информации и недостоверность информации
степень неопределенности изменяется в зависимости от :
- уровня экономического развития
- истории периода времени
и т.д.
Варианты стохастического систем планирования:
1. на системе жестких обязательств
подходит для ситуаций, в которых существует высокая уверенность в исходе событий.
2. под личную ответственность
противоположность 1, полная неопределенность, когда руководитель или менеджер всю ответственность берет на себя
характерен для небольших, вновь создаваемых предприятий
3. приспособление к случайным обстоятельствам, среднее между 1 и 2; с одной стороны сталкивается с неопределенностью среды, а с другой стороны учитывает взаимные варианты действий в неопределенной среде, тем самым уменьшает неопределенность
2. - реактивное – а)
- инактивное – б)
- преактивное – в)
- интерактивное – г)
а) ориентируется только на прошлое
когда используется генетический подход, т.е. любая проблема исследуется с точки зрения возникновения и прошлого развития. Считается, что если найти причину в прошлом, подавить её, уменьшить, то проблема исчезает.
При реактивном планировании считается, что организация – это стабильный, хорошо отлаженный, устойчивый механизм; что любая организация должна управляться сверху вниз.
“-“ 1) не соблюдается принцип гибкости
2) планирование в организации рассматривается не как система, а как единица, как совокупность элементов теряется положительный эффект взаимодействия отдельных частей в организации
Потери этого эффекта – синэргетизм
3) при реактивном планировании основная роль отводится высшему руководству и тем самым не соблюдается принцип участия
4) в связи с тем, что запросы цехов, подразделений учитываются только один раз, существует опасность огромного запаса непроизводственных мощностей в подразделениях.
“+” 1) сохранение традиций (чувство безопасности)
2) преемственность – охраняет от резких необдуманных изменений
б) при инактивном планировании не считается целесообразным возвращаться в прошлое.
Существующее положение считается приемлемым, достаточно хорошим. Удовлетворение настоящим – главный признак инактивного планирования. При инактивном планировании осуществляется минимальная планируемая инертность.
“-“ 1) слабое использование творческого потенциала молодых сотрудников
2) неспособность при таком планировании приспосабливаться к изменениям внешней среды
“+” 1) осторожность в планировании финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2) минимальные затраты на сам процесс планирования
в) ориентировано на будущее
при преактивном планировании считается главным угадать вероятные направления изменения, схватить первую волну, снять сливки
при преактивном планировании ориентироваться ни на минимизацию усилий, а на поиск оптимального решения
преактивное планирование осуществляется сверху вниз
“-“ 1) слабое использование накопленного опыта
2) недостаточное внимание повседневным текущим нуждам организации
3) чрезмерное увлечение новыми методами, исследованиями, идеями
“+” 1) адекватная оценка внешней среды и желание учесть изменение ее факторов
г) обладает следующими чертами:
- принцип участия
максимально мобилизует творческий потенциал
- будущее подвластно контролю
3. - долгосрочное (>5 лет)
- среднесрочное (3-5 лет)
- краткосрочное, оперативное (1-2 года)
Все три типа планирования должны быть взаимосвязаны, не противоречить друг другу.
Кроме этих способов классификации можно оценить планирование в зависимости от значения его в процессе плановой деятельности:
- стратегическое
- оперативное
Планирование производственной программы
Структура и показатели производственной программы предприятия
Производственная программа – определяет необходимый объем производства продукции, Т, У.
Производственная программа обуславливает
- ввод в эксплуатацию, в действие новых мощностей
- потребность в материально-сырьевых ресурсах
- потребность в численности работников
- транспорт
Предприятия формируют производственную программу на основе:
- государственных заказов
- заказов потребителей, которые выявляются на основе анализа рынка, потребительского спроса.
Разделы производственной программы:
1) план производства в натуральном выражении и условно-натуральном
2) план производства в стоимостном выражении
1. содержит показатели:
- выпуск продукции определенной номенклатуры, определенного качества в физических единиц.
При планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства используют условно-натуральную единицу измерения (нефть, уголь, газ).
На предприятиях, которые используют один вид продукции, но которые различаются мощностью, габаритами, и трудоемкостью, также используется условно-натуральная единица (кабель 2-х парных – 1200 парный, трубы разного диаметра).
Планирование производства и продаж в натуральном выражении дает возможность:
-согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребителями рынка.
- согласовать с потребителями в ресурсах
Планирование производства в натуральном выражении не позволяет определять общий объем, структуру производства многопрофильного, не позволяет рассчитывать ни прибыль, ни доход, экономические показатели.
2. содержит показатели:
- реализованная продукция
- товарная продукция
- валовая продукция
а) реализованная продукция и валовой доход
Методика планирования производственной программы
Чаще всего фактором производства, определяющим возможности предприятия, является производственная мощность.
Планирование производственной программы основными подразделениями предприятия осуществляется обратно ходу технологического процесса.
Схема
1. основные задачи анализа выполнения плана производства в отчетном и предшествующем плановому пер.:
1) оценка и проверка плана выпуска и реализации продукции по всем (стоим., натур., усл.-натур.) показателям.
Схема планирования производственного процесса
номенклатура 1 резервы
ассортимент, качество,
ритмичность
2 изделия
структура продукт
эффективность
трудоемкость, фонд времени, 3 производственная
состав оборудования, режим мощность
раб. производительность
4 произв.
пр-ная мощн., остатки программа
пр-ва, портфель заказов
план пр-ва
пр-ная программа, 5 и реализ.
цена прод.
6 эф-ть пр-ной
норма рентаб-ти пр-мы
баланс мощностей 7 план орг-но-
технических
меропр.
2) изучение причин положительно и отрицательно влияющих на выполнение плана
3) выявление резерва, необходимого для выполнения плана
4) разработка мероприятий по использованию резерва
5) составление календарных планов реализации выработанных мероприятий для отдельных подразделений и отдельных лиц
Оценка выполнения плана по ассортименту, номенклатуре может осуществляться:
- по способу наименьшего %
- по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которым выполняется план
Ритмичность неравномерность выполнения плана по отдельным номенклатурным позициям приводит к изменению структуры производственной программы.
Неравномерность выполнения программы оценивается с помощью коэффициента ритмичности и коэффициента аритмичности
∑Аз – фактический выпуск продукции зачтенный в выполнение плана
∑Ап – плановый выпуск продукции за I-ый период времени
n – длительность расчетного периода
чем ближе к 1, тем ритмичнее
На данном этапе анализ заканчивается оценкой качества выпускаемой продукции.
- обобщенные показатели
кол-во, %, удельный вес новой продукции в общем выпуске, % сертифицированной продукции, % конкурентоспособной продукции.
- единичные и комплексные показатели
характеризуют свойства выпускаемой продукции.
надежность, полезность, экологичность, технологичность и т.д.
- косвенные показатели
Потери от брака, штраф, пени, затраты на рекламацию (замена, гарантированное бслуживание)
Методы для оценки качества:
- балльный метод
- статистические методы и т.д.
Итогами анализа выполнения плана пр-ва является разработка мероприятий по использованию выявленных резервов:
1) создание, освоение новой и повышение эффективности, качества выпускаемой продукции
2) внедрение прогрессивной технологии (механизация, автоматизация, централизация производственных процессов)
3) совершенствование управления, планирования и организации (функции менеджмента)
4) научная организация труда
5) капитальный ремонт и модернизация ОПФ
6) мероприятия по экономии сырья, топлива, материалов, эл.эн.
7) технико-экономические расчеты реализации, внедрение этих мероприятий
Таким образом, планирование производства на предприятии должно в обязательном порядке содержать 5 разделов:
1. производственная программа
2. определение мощности предприятия
3. расчет потребности в материальных ресурсах
4. выбор технологии
5. расчет и выбор оборудования, и потребность в помещении.
Годовой план – программа производственно-хозяйственной деятельности предприятия и мероприятия по ее выполенению.
Примерный годовой план пр-ва на предприятии
объем пр-ва в натур.,
в денеж. выражении
1. производство продукции
объем реализации в натур.,
в денеж. выражении
основные фонды ОПФ
2. ресурсное обеспечение оборотные средства ОС
трудовые ресурсы, потенциал
рентабельность, прибыль
Фотд, Фвоор
3. оценочные показатели Птр
с/с
обязательные платежи в
федеральные и муницип. бюджеты
4. финансовые обязательства погашение кредита, задолж.,
выплата %
улучшение условий труда и охраны
5. социальное развитие стимулирование труда
подготовка, переподготовка,
повышение квалификации
развитие непроизводственной сферы
6. природоохранные мероприятия
Услуги связи и их планирование
Потребность (абсолютная, относительная), спрос (потребительский, платежеспособный)
- Экстрополяционные методы:
Исходящий обмен зависит от средней заработной платы, телефонной плотности, времени суток, тарифа.
Метод вычисления тренда:
когда нельзя определить количество факторов
определяется мат. зависимость в прошлом
определяются коэффициенты (метод наименьших квадратов)
коэффициент корреляции
- в связи используется нормативный метод
нормативы: телефонная плотность ТП на 100 жителей (в Новосибирске 27 аппаратов/100 жителей)
Позволяет осуществить скачок в развитии, планировании услуг связи
Зная телефонную плотность, можно определить объем производства, ресурсообеспечение.
Можно определить телефонную плотность на 1 семью (в среднем 3 чел.).
При разработке планов на услуги связи необходимо соблюдать определенные пропорции:
1. между развитием средств связи и производительными силами страны
здесь используется интегральный показатель развития связи любой страны, а именно телефонная плотность – 4-ый показатель рейтинга экономической оценки страны.
В сельской местности ТП/1 га, на един. площади
Корреляционную зависимость ТП n и ВНП выглядит следующим образом:
nо= ∙
G – душевой ВНП
Ε – коэффициент, близкий к единице
– нормируемая постоянная
2. между подотраслями связи
низкая ТП тормозит развитие МТС, недоразвитость СТС тормозит развитие МТС
3. между отдельными звеньями сети связи
замена декадно-шаговых и координатных систем на электрические.
Услуги связи планируются по след. видам и выражается следующими показателями:
1) обмен
2) количество линий, каналы связи
3) число кан-часов работы средств связи.
Планирование потребностей в услугах МТС
В основе всех расчетов лежит количество разговоров (исходящих), на основании которых определяется:
- количество (число) каналов
- тип системы передачи и кабеля
- объем оборудования
- количество работников
- капитальные затраты
- доходы
- затраты по эксплуатации
- все остальные плановые технико-экономические показатели
Методы определения:
- на краткосрочное перспективное <5 лет
в этом случае исх. междугород. обмен будет определяться по нормативу
количество разговоров на 1 аппарат в год по группам населения и нар. хоз-ва для ГТС и СТС отдельно
- на долгосрочное планирование > 5 лет
опр-ся по нормативу количества и междугор. тлф. разговоров на 1 человека
душевой уровень
исходящий междугород. обмен на перспективу <5 лет (Т лет)
Nj – рассчитанное на перспективу количество тлф. аппаратов по j-ой группе ГТС, а именно: население, таксофоны, учреждения
Ni – рассчит. на перспективное количество тлф. аппаратов по i-ой группе СТС
= nсущ ∙ Ккач ∙ К1
Ккач – коэффициент качества учит. увеличение и рост междугород. обмена за счет улучшения качества обслуживания
К1 – коэффициент, учитыв. снижение междугород. тлф. обмена за счет увеличения удельного веса телефонов квадратного сектора
К1 = 1 – 0,005 (dп – dб)
dп, (б) – удельный вес тлф. квадратного сектора плановый, неперспект., (базисный)
исходящий междугородний обмен на перспективу > 5 лет
Qт = qт ∙ Нт
qт – планир. норматив
Нт – численность населения на перспект.
qт = qсущ ∙ Т ∙ К ∙ Ккач ∙ Кд
qсущ – существующий душевой ур. потребителя
Т – коэффициент, учитывающий увеличение (уменьшение) междугород. тлф. обмена за счет улучшения благосостояния населения
К – коэффициент, учитывающий увеличение (уменьшение) исходящ. междугород. обмена за счет увеличения (уменьшения) ВНП
Кд – коэффициент доступности, учитывающий увеличение исх. медугород. обмена за счет роста тлф. плотности
Нт –население на перспект.
Расчет потребностей в случаях местной телефонной связи
В основе лежит нормативный метод расчета.
Для ГТС и СТС при расчете 2 группы потребителей:
- население
- народное хозяйство
Услуги ГТС планируются по следующим показателям:
1) – ТА
2) – таксофоны
3) – СЛ к УПАТС (учрежд-кие пр-ные автом. тлф. станц.)
4) – СЛ к МТС
5) – прямые линии
1. общая потребность в ТА 6
Nт = (nкв + nтакс + nгост) Нт + ∑ nj ∙ Pjт
j=1
ni – тлф. плотность по i-ой группе
nj – норма потребления по группе потребителей:
- промышленность n <
- торговля
- просвещение
- культура
- здравоохранение
- управление и пр. n >
Pj – количество занятых рабочих и служащих в j-ой группе потреб. на перспективу Т лет
2. Кол-во таксофонов определяется в размере 2%-3% от ТА
3. Число СЛ и УПАТС определяется по нормам технического проектирования в зависимости от: 1) числа абонентов, имеющих выход на ГТС
2) места установки УПАТС
Если число абонентов, имеющих выход на ГТС >900, то число СЛ определяется в зависимости от: 1) нагрузки в Эрлангах в ЧНН
2) доступности
3) величины потерь в %
По теории массового обслуживания для систем с явными потерями, с отказами
4. СЛ к МТС определяются в зависимости от нагрузки доступности потерь и, как правило, сост. ≈ 5% от монтированное емкости сети (АТС)
5. Прямые линии определяются в пределах 5% от емкости АТС
Процесс планирования
Весь процесс планирования в любой организации можно разделить на 2 стадии:
1) разработка стратегии
2) определение тактики
Разработка стратегии – определение общего направления деятельности
Стратегия – это не функция времени, а функция направления
Тактическое направление – принятие решения о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения целей.
Особенности:
- менее субъективно
- менее подвержено риску
- легче оценивается
- тяготеет к уровням отдельных подразделений
Различия:
СП чего? цели
ТП как? Средства
1 2 3
4 5 анализ
различия
между 4 и 5