Справочник от Автор24
Менеджмент организации

Конспект лекции
«Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по менеджменту организации / Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования

Выбери формат для чтения

docx

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования», docx

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования». docx

txt

Конспект лекции по дисциплине «Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования», текстовый формат

Лекция №1 Тема: Понятие, сущность, функции и задачи планирования (Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования) Вопросы: 1. Понятие, содержание и задачи планирования 2. Принципы и методы планирования Вопрос 1. Понятие, содержание и задачи планирования Планирование – важнейшая часть предпринимательской деятельности. Планирование – основная функция управления производством. Понятие планирования имеет два смысла: 1) общеэкономический 2) конкретно-управленческий Общеэкономический: планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок, определяет объемы производства, способы производства и потребления товаров. Конкретно-управленческий: предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения определенных целей. Планирование – это инструмент сглаживания неопределенности рыночной среды. Пути сглаживания неопределенности рыночной среды: 1) вертикальная интеграция 2) контроль за спросом 3) контрактные отношения 4) создание предпринимательских сетей Вертикальная интеграция – присоединение к планирующей свою деятельность организации поставщиков и покупателей с образованием единой технологической цепочки. Положительные стороны вертикальной интеграции: 1) аккумилирование инвестиций 2) сокращение издержек на заключение рыночных сделок Отрицательные стороны: 1) сложность в управлении организацией 2) снижается эффект конкуренции (выбор поставщиков и т.п) Контроль за спросом – организация контролирует объем реализации продукции путем монопольного влияния на рынке или маркетингового планирования. Контрактные отношения –заключение организацией контрактов с поставщиками ресурсов и покупателями производимой продукции. Положительные стороны: 1) снижение риска произвести и не продать продукцию 2) определение ассортимента продукции для продаж. Предпринимательские сети – объединение организаций, заинтересованных друг в друге на основе гибких взаимодействий и содружества, но остающихся независимыми и свободными в своих действиях. Задачи, решаемые организациями с помощью планирования: 1) определение цели, стратегии и тактики действия и развития организации 2) обеспечение устойчивых темпов развития организации 3) обеспечение пропорционального и гармоничного развития всех частей организации 4) увеличение возможностей в обеспечении организации необходимой информацией и рациональному использованию ресурсов 5) улучшение контроля в организации. Для решения задач план должен: 1) соответствовать объективным экономическим законам общества 2) основываться на потребностях рынка 3) быть нацелен на достижение конечных результатов 4) обеспечивать опережающие темпы роста результатов по сравнению с темпами роста потребляемых ресурсов Вопрос 2. Принципы и методы планирования Принципы планирования: 1) единства 2) участия 3) непрерывности 4) гибкости 5) точности Принцип единства – планирование в организации должно иметь системный характер. Подразделения организации осуществляют взаимосвязь на основе координации на горизонтальном уровне и интеграции на вертикальном. Координация – осуществляется на уровне функциональных подразделений. Планирование в одном подразделении организации связано с планированием других на данном уровне. Интеграция – обособленные подразделения, входящие в организацию, применяют свои подсистемы планирования, но действуют исходя из общей стратегии организации. Принцип участия – каждый член организации является участником плановой деятельности. Он лучше разбирается в деятельности организации, получает большой объем объективной информации. Принцип непрерывности – процесс планирования в организации должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. Принцип гибкости – при изменении условий деятельности организации необходимо вносить соответствующие коррективы в планы. Принцип точности – составляются планы с такой степенью точности, которая допускается при определенном объеме информации. Виды планов: 1) стратегические 2) тактические 3) долгосрочные 4) краткосрочные 5) текущие Стратегические и долгосрочные планы составляются при недостаточной информации о будущем, ограничиваются общими направлениями и целями. Краткосрочные и текущие планы – прорабатываются детально на основе достаточной информации. Методы планирования – способы и приемы расчетов планов и их технико-экономических показателей. Методы планирования необходимы для:| 1) выявления наиболее эффективных вариантов работы организации, эффективных путей использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов 2) обеспечения комплексного развития организации 3) четкой взаимоувязанности и сбалансированности всех частей и разделов плана Методы планирования: 1) балансовый 2) нормативный 3) факторный 4) индексный 5) экстраполяции 6) статистических зависимостей ( регрессионный анализ) 7) экспертный Балансовый – основной метод плановых расчетов. При планировании должны быть увязаны и сбалансированы: 1) объем используемого сырья и выработка продукции 2) программа выпуска продукции по количеству и ассортименту и наличие действующих производственных мощностей с учетом плана ввода новых мощностей 3) план производства продукции и планы материально-технического снабжения, по труду, затратам 4) расходы организации и отчисления в бюджет с доходами Все разделы плана по форме представляются в виде балансов по: 1) производству 2) труду 3) материально-техническому обеспечению 4) доходам и расходам 5) своду затрат Для расчета конкретных разделов плана и технико-экономических показателей используются следующие методы: 1) нормативный 2) факторный 3) индексный 4) экстраполяции 5) экспертный и др. Нормативный метод – основан на разработке и использовании нормативов, характеризующих удельные затраты потребляемых ресурсов на производство продукции (работ, услуг) и последующих расчетах производства продукции (работ, услуг) , величин затрачиваемых ресурсов и эффективности их использования. Пример: планирование численности промышленно-производственного персонала в нефтедобывающей организации по нормативу удельных трудовых затрат ( в расчете на добывающую скважину действующего фонда ( Факторный метод – основан на изучении факторов, влияющих на определенный показатель, и расчете изменения итогового показателя при их влиянии. Пример: использование факторного метода для определения изменения затрат на добычу нефти в плановом периоде в связи с ухудшением природных условий (снижение дебита скважин) и как следствие увеличение удельного веса механизированной добычи нефти (в общем объеме плановой добычи (), рост общих затрат на добычу ( ) за счет затрат на электроэнергию) Индексный метод – базируется также на изучении факторов, влияющих н а итоговый показатель. Пример: в нефтедобыче планируют изменение производительности труда ( от двух факторов: индекса производительности скважин ( и индекса удельных трудовых затрат ( = Экстраполяция – основана на выявлении тенденций изменения показателя во времени и распространении этой тенденции на последующие периоды. Вид зависимости (функция) определяется на основе специальных исследований. Достоверность результатов подтверждается расчетом величины возможной ошибки, т.е. вычислением дисперсии и сравнением с нормативной величиной. Метод статистических зависимостей основан на выявлении взаимозависимости показателей и факторов, влияющих на них, и расчетах их взаимовлияния. Одним из таких методов является регрессионный анализ. Регрессионный анализ основан на выведении удельных расходов и показателей, связанных с влияющими на них факторами. Различают однофакторные и многофакторные модели. Многофакторная регрессионная модель дает возможность количественно оценить влияние нескольких факторов на изучаемый показатель. Экспертный метод основан на экспертных оценках направлений развития, характера изменений показателей и факторов их определяющих, на систематическом сборе и обобщении мнений экспертов. Для этого разрабатываются специальные анкеты с вопросами, ответы в которых должны содержать количественную характеристику предмета экспертизы и обоснование мнения эксперта. Все методы при планировании используются одновременно. Метод планирования Использование метода Нормативный Разработка плана производства продукции на основе нормативов производительности процессов, норм расхода сырья или выхода продукции Метод экстраполяции Регрессионный анализ Определение цен и спроса на продукцию Для получения оптимальных вариантов планов используются следующие методы: 1) линейное программирование 2) динамическое программирование 3) теория игр и массового обслуживания 4) матричный метод «затраты-выпуск» и др. Методы, используемые для планирования показателей, зависят от специфики отрасли и применяются в отраслевых методиках.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Бизнес-планирование

Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования

Лекция №1 Тема: Понятие, сущность, функции и задачи планирования (Понятие, сущность, задачи, принципы и методы планирования) Вопросы: 1. Понятие, соде...

Бизнес-планирование

Сущность и модели предпринимательской деятельности. Введение в оценку стоимости бизнеса

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального обра...

Автор лекции

Беспалов Г. В.

Авторы

Теория управления

Теория управления

Оглавление Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория управления» 6 Введение 8 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ 11 1.1.Понятие и сущ...

Автор лекции

Сапожникова Т. И.

Авторы

Теория управления

Теория управления

Оглавление Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория управления» 6 Введение 8 ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ УПРАВЛЕНИЯ 11 1.1.Понятие и сущ...

Автор лекции

Сапожникова Т.И.

Авторы

Бизнес-планирование

Предприятие как объект планирования

https://lonbmt.jimdo.com/%D1%81%D1%82%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%83/%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B/%D1%83%D0%BF%D1...

Управление персоналом

Управление человеческими ресурсами

Тарасова Т.В. Управление человеческими ресурсами Краткий курс лекции для студентов заочного обучения, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 -...

Автор лекции

Тарасова Т. В.

Авторы

Менеджмент

Выделение, описание и классификации систем

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ Тема 1. Выделение, описание и классификации систем. План лекции: 1. Понятие системы, свойства систем. Виды систем. 2. Выделение и опис...

Бизнес-планирование

Планирование и прогнозирование, лекция 2

ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ Преподаватель: к.э.н., доцент, доцент ВИЭШ Боровкова Валерия Анатольевна [email protected] 1. Левенцов В.А., Кобзе...

Автор лекции

Боровкова В.А.

Авторы

Управление персоналом

Управление персоналом

Международный консорциум «Электронный университет» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Евразийский открытый инс...

Автор лекции

Иванова-Швец Л. Н., Корсакова А. А.

Авторы

Управление персоналом

Планирование и маркетинг персонала

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра управления персоналом, документоведения и архивоведения Конспект лекции по учебной дисциплин...

Смотреть все