Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 3 УПТК
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Механизмы государственного регулирования природопользования
Природные ресурсы в пределах Российской Федерации являются собственностью государства. Использование большинства природных ресурсов в той или иной мере регулируется государством с целью поддержания качества окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и, как следствие, достижения не истощительного природопользования.
Для обеспечения поставленной цели в Российской Федерации действуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Законодательная ветвь власти отвечает за законотворческую деятельность, в том числе и в сфере охраны окружающей среды, исполнительная — за исполнение законов, судебная — за решение конфликтных ситуаций в сфере законности и правопорядка.
Исполнительными органами государственной власти в сфере природопользования в Российской Федерации являются Министерство природных ресурсов и экологии РФ, а также Министерство сельского хозяйства РФ. Министерство сельского хозяйства осуществляет полномочия в сфере использования природных ресурсов растительного и животного происхождения, в том числе охотничьих и рыболовных.
В структуре Министерства природных ресурсов выделены федеральные службы и агентства, а именно Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
В структуре Министерства сельского хозяйства выделены подведомственные организации, ответственные за регулирование в сфере природопользования. К таким организациям относятся Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство).
Перечисленные органы государственной власти осуществляют свою деятельность в сфере регулирования природопользования с использованием нескольких основных механизмов, перечисленных на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Механизмы государственного регулирования природопользования
Административные механизмы реализуются через разрешения, запреты и ограничения. Деятельность, не ведущая к критическому негативному воздействию на окружающую среду, разрешается, например, в форме выдачи лицензии на ее осуществление, а сопровождающаяся существенным негативным воздействием на окружающую среду — запрещается.
К административным механизмам относятся в первую очередь мероприятия по нормированию негативного воздействия на окружающую среду, нормированию качества самой окружающей среды, выпускаемой продукции, параметров технологических процессов, нормированию изъятия природных ресурсов, в частности биотических, и т.д. Так, например, административным механизмом является определение нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов, нормативов образования отходов производства и потребления, нормативов содержания тех или иных компонентов в продукции, лицензирование видов деятельности, имеющих потенциальную опасность для окружающей среды и т.д.
Важным административным механизмом является разнообразного рода контроль, за соблюдением норм природоохранного законодательства. В случае выявления грубых нарушений природоохранного законодательства со стороны хозяйствующего субъекта территориальные органы исполнительной власти в сфере природопользования вправе приостановить деятельность такого хозяйствующего субъекта.
Экономические механизмы государственного регулирования природопользования реализуются путем введения платы за пользование природными ресурсами (в нашей стране — за пользование недрами, землей, участками леса и др.), а также загрязнение окружающей среды. Это способствует более рациональному использованию природно-ресурсного потенциала природопользователями. Плата взимается в основном в виде арендных платежей и в виде налогов.
Плата за загрязнение подразделяется по трем основным категориям: за выбросы, за сбросы и за размещение отходов. В свою очередь, внутри каждой названной категории выделяют плату за загрязнение в пределах установленных нормативов, за загрязнение в пределах установленных лимитов и за сверхлимитное загрязнение.
Государственный контроль в сфере природопользования непрерывен и подразделяется по видам природопользования. В сфере недропользования среди его задач недопущение и пресечение нарушений недропользователями требований Закона «О недрах», а также прочих действующих нормативных правовых актов в сфере недропользования и охраны недр. Государственный надзор в сфере недропользования осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.
Органы государственного регулирования в сфере недропользования решают целый ряд задач, главными из которых можно назвать следующие:
- определение объемов извлечения различных полезных ископаемых в настоящее время и на будущее как в целом по стране, так и по регионам в отдельности;
- обеспечение геологического изучения недр с целью поиска новых месторождений полезных ископаемых и определения их эксплуатационных запасов. Резервирование участков недр;
- определение размеров платежей за недропользование и размера цен на некоторые виды полезных ископаемых;
- установление правил недропользования, в том числе и с точки охраны окружающей среды, а также осуществление контроля за соблюдением природоохранного законодательства в сфере недропользования.
Органом государственной власти, регулирующим отношения в сфере
водопользования является подразделение Минприроды — Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы). Основные функции Агентства водных ресурсов сводятся к следующему:
- реализация мероприятий по предотвращению негативного воздействия водных объектов, например регулирование стока с целью предотвращения наводнений;
- мероприятия по охране водных объектов питьевого и рыбохозяйственного назначения от загрязнения, засорения и истощения;
- ведение государственного водного реестра;
- осуществление мониторинга водных объектов.
Под руководством Федерального агентства водных ресурсов разрабатываются схемы комплексного использования и охраны водных объектов к которым относят:
- целевые показатели качества воды, которые определяют качественный состав поверхностных и подземных вод на период действия схемы комплексного использования;
- перечни водохозяйственных и водоохранных мероприятий;
- водохозяйственные балансы, которые представляют собой данные по потребностям в водных ресурсах и данные по их фактической обеспеченности;
- лимиты водопотребления и сброса сточных вод, при соблюдении которых будет обеспечено нормативное качество вод как в границах бассейнового округа, так и в каждом отдельном водном объекте.
В целях соблюдения законодательства в сфере водопользования осуществляется государственный надзор в области водопользования и охраны водных ресурсов, реализуемый федеральными, региональными и местными структурами Минприроды России. Государственный надзор принимает самые разные формы: проверки деятельности непосредственно на водных объектах, запросы документов на право водопользования, отбор проб воды в водных объектах и проб сточных вод, выдача предписаний и рекомендаций и т.д.
Органом государственной власти, регулирующим отношения в сфере лесопользования, является Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Основная функция Рослесхоза — контроль и регулирование деятельности предприятий лесного сектора экономики. Главная задача Рослесхоза — обеспечение неистощительного использования лесных ресурсов. Территориальные подразделения Агентства — лесхозы — выполняют функции, связанные с охраной и воспроизводством лесов.
Деятельность Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Эта служба также входит в структуру Минприроды и занимается самыми общими вопросами в сфере рационального использования природных ресурсов и сохранения качества окружающей природной среды на территории Российской Федерации. Как и у всех других федеральных служб, Росприроднадзор действует как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях и имеет соответствующие подразделения.
Эта служба осуществляет государственный экологический надзор, государственный надзор за использованием земель, а также охрану земель, надзор в сфере обращения с отходами, надзор за состоянием атмосферного воздуха, водных объектов, отчасти занимается лесной охраной, охраной и воспроизводством объектов животного мира, охраной и использованием ООПТ, таких как заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы и т.д.
Важным полномочием Росприроднадзора является осуществление государственной экологической экспертизы намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может быть опасна для окружающей среды. Эта же служба ведет государственные реестры экологически опасных объектов, кадастровый учет отходов и их паспортизацию путем отнесения отходов к тому или иному классу опасности. Кроме того, Росприроднадзор занимается лицензированием деятельности, связанной с обращением с отходами, в том числе разрешения на сброс загрязняющих веществ в водоемы, выбросы загрязнителей в атмосферу. Служба осуществляет деятельность по нормированию физических воздействий на окружающую среду, например нормирование уровней шума, теплового, электромагнитного, радиоактивного и других видов неингредиентного загрязнения.
Еще одним подразделением Росприроднадзора, как уже говорилось, является Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). Одной из задач этой службы является обеспечение действия Закона РФ «Об охране атмосферного воздуха». В рамках этой задачи Росгидрометом проводятся мероприятия по контролю за уровнем содержания в атмосферном воздухе вредных примесей.
Государственное регулирование и нормирование также осуществляется в области изъятия объектов растительного и животного мира. Эти вопросы в той или иной мере находятся в компетенции Министерства сельского хозяйства, и в частности Россельхознадзора и Росрыболовства.