Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Принципы АФК представляют собой базовые
теоретические
положения,
отражающие
фундаментальные
закономерности
обучения,
воспитания, всестороннего развития личности,
отношение общества к этому процессу, меру
взаимодействия педагога и занимающихся.
Принципы
служат
ориентиром
для
конструирования процесса занятий в соответствии с
целями и задачами адаптивной физической
культуры.
В адаптивной физической культуре выделяются три группы
принципов:
I.
Социальные
принципы:
гуманистической
направленности;
непрерывности физкультурного образования; социализации; интеграции;
приоритетной роли микросоциума.
II.
Общеметодические
(дидактические)
принципы:
научности;
сознательности и активности; наглядности; доступности; систематичности;
прочности.
III.
Специально-методические
принципы:
диагностирования;
дифференциации
и
индивидуализации;
коррекционно-развивающей
направленности;
компенсаторной
направленности;
учета
возрастных
особенностей; адекватности, оптимальности и вариативности.
I.
Социальные принципы АФК
1.1 Принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре
означает:
• создание для всех равноправных условий на занятиях физическими упражнениями;
признание ценности каждой личности независимо от физических и умственных
способностей, отставания в развитии, характерологических особенностей;
• сугубо индивидуальное телесное совершенствование, ориентированное на раскрытие
потенциальных возможностей физического, психического, духовного развития и
саморазвития личности;
• свободу выбора доступных форм двигательной активности в процессе учебной,
досуговой, трудовой, спортивной деятельности в коллективных, индивидуальных,
семейных, самостоятельных занятиях, ориентирующих на здоровый образ жизни.
Реализация этого принципа осуществляется следующими педагогическими подходами:
• ориентацией на личностное развитие, т.е. формирование целей, мотивов деятельности,
побуждающих к удовлетворению потребностей самореализации личности;
• этикой взаимоотношений на занятиях, демократическим стилем руководства и
общения;
• вариативностью педагогических воздействий в соответствии с индивидуальными
физическими и психическими возможностями, учетом состояния личности «здесь и
сейчас».
1.2 Принцип непрерывности физкультурного образования
В структуре адаптивной физической культуры непрерывное физкультурное
образование означает удовлетворение потребности в двигательной активности на
протяжении всей жизни: сначала в семье, затем в образовательных учреждениях
(дошкольных, школьных, средних, высших), в рекреативно-оздоровительных и спортивных
секциях, командах по видам спорта, реабилитационно-оздоровительных центрах,
производственных коллективах, семейных клубах, в процессе самостоятельных занятиях и
т.п.
В дошкольном возрасте приобщение к ценностям АФК происходит, в первую очередь,
в семье и ДОУ. Из основных видов АФК в этом возрасте доступны АФВ, АДР и ФР.
В школьном возрасте занятия АФК осуществляются в основном в виде школьных
уроков АФВ. Однако школьные уроки удовлетворяют потребность ребенка в двигательной
активности лишь на 10-12%. По данным ряда исследователей общий объем двигательной
активности аномального ребенка в течение дня должен составлять не менее 1,5 – 2 часов.
Именно поэтому так важны внеурочные и внешкольные занятия АФК (в спорт. клубах,
секциях, спорт. школах). В школьном возрасте доступны все виды АФК: АФВ, АДР,
адаптивный спорт и ФР.
По окончании школы основная возможность заниматься АФК представляется либо по
месту дальнейшей учебы, либо по месту работы. Однако далеко не все инвалиды на
сегодняшний день имеют возможность продолжать образование после школы и работать.
Для таких людей основным путем приобщения к двигательной активности являются ФОК и
подобные структуры, либо самостоятельные занятия.
1.3 Принцип социализации
Социализация – это процесс усвоения социального опыта, норм поведения,
принятых в данном обществе, различных социальных ролей и функций.
Данный термин применим не только к людям с инвалидностью, т.к. процесс
социализации проходит каждый человек на протяжении всей жизни. Однако у лиц
с инвалидностью процесс социализации протекает сложнее, чем у здоровых людей.
Важно помнить, что процесс социализации не происходит сам собой,
особенно у лиц с нарушениями здоровья. В этом процессе ведущая роль должна
принадлежать педагогу. Это положение важно еще и потому, что в принципе может
быть усвоен и негативный социальный опыт, асоциальные формы поведения.
1.4 Принцип интеграции
Необходимо различать два понятия: социальная интеграция и педагогическая
интеграция.
Социальная интеграция предполагает активное включение инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями в культурную, социальную, трудовую жизнь
общества вместе со здоровыми людьми. Если окружающие в процессе трудовой,
культурной или иной деятельности не замечают инвалидности и сам инвалид
успешно справляется с этой деятельностью, не испытывая чувства
неполноценности, реализует нормативный для сегодняшних условий образ жизни,
- этот человек полностью интегрирован в общество.
Педагогическая интеграция предполагает обучение детей и взрослых с различными дефектами в учреждениях системы образования - в
образовательных школах, средних и высших учебных заведениях вместе
со здоровыми. Педагогическая интеграция является первым этапом
процесса социальной интеграции. Цель интегрированного обучения —
подготовить обе стороны данного процесса к дальнейшему
взаимодействию во всех сферах жизни общества.
Следует отметить, что решить задачу социальной интеграции только
средствами АФК невозможно, т.к. в данном процессе задействованы и
другие социальные институты, а решать задачи интеграции
педагогической можно и нужно.
Принцип интеграции нацеливает специалиста на то, чтобы при
организации любых занятий АФК отдавать предпочтение таким формам,
в которых бы осуществлялась педагогическая интеграция.
1.5 Принцип приоритетной роли микросоциума
Дефект по своей сути явление биологическое, но его результат всегда
социален, так как влияет не только на судьбу ребенка, но и его близких. С
появлением ребенка-инвалида жизнь семьи резко меняется, возникают проблемы
этического, психологического, нравственного, материального характера, сужается
круг общения.
Формируется микросоциум, от которого всецело зависит жизнь и здоровье
ребенка.
Вместе с тем именно семья, являясь первой инстанцией социализации ребенка, способствует или препятствует его развитию. Поэтому так важна среда, в
которой воспитывается ребенок.
Родители чаще всего недостаточно информированы о положительном влиянии
физических упражнений на здоровье ребенка, коррекцию двигательных и
психических нарушений.
Необходима
просветительская
работа,
создание
коррекционнооздоровительных программ, методических рекомендаций, обучение родителей,
консультативная помощь и сопровождение семей, в которых есть проблемный
ребенок.
Данный принцип нацеливает специалиста на необходимость работы не только
с самим ребенком, но и с его семьей, с ближайшим окружением, от которых во
многом зависит сама возможность приобщения к ценностям АФК.
II. Общеметодические принципы
•
•
•
2.1 Принцип научности предполагает:
знание специалистом теорий, концепций, основных законов, методологии и
проблематики АФК;
знание
биологических
и
психологических
закономерностей
функционирования организма с патологическими нарушениями, а также
практики и опыта других специалистов, работающих с данной категорией
людей;
умение применять знания на практике, обеспечивая обоснованный выбор
содержания, форм и методов, опираясь на законы и принципы обучения,
воспитания и развития, добиваться, таким образом, максимальной эффективности педагогического процесса.
2.2 Принцип сознательности и активности
Реализация этого принципа предполагает выполнение следующих требований:
1. Формировать у занимающихся осмысленное отношение и устойчивый
интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным на занятии.
Сложность выполнения данного требования на занятиях АФК связана с тем, что все
занимающиеся имеют различный уровень интеллектуального развития и подготовленности.
В связи с этим специалисту приходится иногда очень серьезно дифференцировать
степень углубленности своих разъяснений.
Но, тем не менее, даже на занятиях с лицами, имеющими нарушения интеллекта,
педагог обязан в доступной форме ознакомить занимающихся с целью занятий АФК вообще
и конкретными задачами, поставленными на данном занятии.
Когда рождается ребенок с нарушениями в развитии, то реализация этого принципа
начинается с родителей как лиц самых заинтересованных в здоровье своих детей.
2. Развивать умение анализировать свое состояние, формировать навыки
самоконтроля и самокорректировки при выполнении физических упражнений.
Реализация этого положения требует от педагога обучать занимающихся навыкам
самоконтроля, учить анализировать технику и эффект упражнения, воспитывать
аналитические способности.
3. Содействовать развитию самостоятельности, инициативы и творческих
начал в поведении занимающихся.
2.3 Принцип наглядности предусматривает комплексное использование всех
органов чувств и активизацию сохранных функций в процессе выполнения
физических упражнений.
В первую очередь он опирается на зрительное восприятие, так как 80%
информации поступает через зрение.
Однако реализация данного принципа предусматривает не только опору на
зрительно воспринимаемую информацию, но и на информацию, поступающую от всех
органов чувств в процессе двигательной деятельности.
Наибольшую трудность и своеобразие реализация принципа наглядности
представляет у людей с нарушением зрения.
Наглядность у незрячих и слабовидящих обеспечивается прежде всего через
двигательный анализатор, при этом используются и другие сохранные анализаторы —
остаточное зрение, слух, обоняние и др.
Одним из важных положений данного принципа является необходимость
сочетания непосредственной и опосредованной наглядности.
Непосредственная наглядность играет ведущую роль на начальных этапах
обучения двигательному действию, т.к. позволяет создать представление о
разучиваемом упражнении, его целостный образ.
Опосредованная наглядность более важна на этапах углубленного разучивания и
результирующей отработки действия, т.к. позволяет продемонстрировать такие
особенности и детали техники, которые вообще не наблюдаются непосредственно.
2.4 Принцип доступности
Для реализации принципа доступности в АФК необходимо соблюдать следующие
требования:
• педагогические воздействия должны соответствовать физическим, психическим,
интеллектуальным возможностям занимающихся;
• реализация этих возможностей должна осуществляться на основе гибкой индивидуализации, определения меры доступного всех компонентов педагогического процесса;
• одним из важных условий доступности в процессе занятий является преемственность и
постепенность в освоении нового материала.
• для реализации требования преемственности необходимо так группировать учебный
материал, чтобы содержание каждого последующего раздела учитывало содержание
предыдущего, опиралось на него.
• постепенность обеспечивается нефорсированным усложнением изучаемых форм
движений, рациональным чередованием нагрузки и отдыха на занятии, ступенчатым и
волнообразным изменением нагрузок на протяжении различных циклов занятий.
• границы доступного в процессе занятий закономерно изменяются. Они как бы
раздвигаются по мере развития физических и духовных сил занимающихся: то, что было
недоступно на предыдущем этапе, становится в дальнейшем доступным и даже легко
выполнимым. Соответственно должны изменяться и требования, предъявляемые к
занимающимся, с тем, чтобы стимулировать их дальнейшее развитие.
2.5 Принцип систематичности и последовательности
Требования систематичности и последовательности сохраняются как на отдельном
занятии, так и на протяжении целого ряда занятий, что позволяет контролировать
педагогический процесс и управлять им.
Реализация данного принципа означает:
• своевременное начало и определенную продолжительность разучивания одних
двигательных действий и переход к другим;
• целесообразный порядок и очередность нагрузки, ее направленности, координационной
сложности, величины и динамики с учетом индивидуальных возможностей
занимающихся.
В современной педагогике этот принцип означает не просто занятия без
неоправданных пропусков, а организованный педагогический процесс, в котором
преподавание и освоение материала идут в определенном порядке, системе и охватывают
деятельностную сторону как педагога, так и обучаемых.
2.6 Принцип прочности означает не только надежное освоение знаний, двигательных
умений и навыков, полноценное развитие физических качеств и способностей, но и
сохранение приобретенного двигательного опыта на долгие годы. Это длительный процесс,
но решаются эти задачи на каждом занятии при любых формах двигательной активности.
Для прочного усвоения учебного материала в АФК необходимо соблюдать следующие
требования:
• учитывать тяжесть и характер двигательных нарушений, особенности формирования
двигательной сферы, возрастные и половые различия, природные возможности
инвалида;
• индивидуализировать педагогические воздействия, ориентируясь на личностные
интересы и реальные возможности занимающихся;
• не спешить переходить к изучению новых двигательных действий, закреплять
достигнутые успехи систематическим повторением изученного;
• не допускать переутомления, регулировать нагрузку за счет вариативности,
продолжительности, интенсивности физических упражнений, пауз отдыха,
переключения на другие виды деятельности;
• создавать доброжелательный климат на занятии, стимулировать двигательную
активность положительной оценкой, одобрением;
• обеспечивать яркую образную подачу материала и благоприятный эмоциональный фон
занятия;
•
активизировать познавательную деятельность, используя межпредметные связи;
•
формировать знания о физической культуре, инициирующие самостоятельные занятия
физическими упражнениями в любой доступной форме.
III. Специально-методические принципы
3.1 Принцип диагностирования
Данный принцип обязывает специалиста АФК соблюдать
следующие требования:
1. Прежде чем начать проведение любых занятий с лицами с
нарушениями здоровья специалист АФК обязан ознакомиться
медицинским диагнозом и изучить врачебные рекомендации для
каждого занимающегося.
2. Перед началом занятий педагог должен определить уровень
физического развития и состояние двигательной сферы
занимающихся (уровень развития двигательных способностей и
моторики). Без проведения подобной диагностической работы
невозможно построение эффективных занятий.
3. Принцип диагностирования предполагает проведение
подобного тестирования не только перед началом систематических
занятий физическими упражнениями, но и по завершении
отдельных этапов занятий (этапный контроль).
3.2 Принцип дифференциации и индивидуализации
Принцип дифференциации в АФК означает разделение занимающихся на
относительно однородные группы на основе учета целого ряда показателей.
Первичную дифференциацию осуществляет психолого-медико-педагогическая
комиссия, формирующая типологические группы детей, сходные по возрасту, клинике
основного дефекта, показателям соматического развития.
Однако физическая подготовленность, двигательный опыт, готовность к обучению,
качественные и количественные характеристики двигательной деятельности в этих группах
(классах) чрезвычайно вариативны, поэтому для проведения любых форм занятий нужна
более тонкая дифференциация занимающихся, которую осуществляет сам специалист АФК.
Индивидуализация означает учет особенностей, присущих конкретному человеку.
Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта,
функциональных возможностей организма, свойств характера, темперамента, волевых
качеств, состояния сохранных функций - двигательных, сенсорных, психических,
интеллектуальных.
Сущность индивидуализации педагогического процесса состоит в том, чтобы,
опираясь на конкретные способности и возможности каждого занимающегося, создать
наилучшие условия для его развития. Легче всего данный принцип реализуется при
индивидуальных формах занятий.
3.3 Принцип коррекционно-развивающий направленности педагогического
процесса
Выдвинутый Л.С. Выготским в 30-е годы, этот принцип и на сегодня является
ведущим в специальной педагогике.
Суть принципа заключается в том, что педагогические воздействия должны быть
направлены не только на преодоление, сглаживание, выравнивание, т.е. коррекцию
физических и психических недостатков лиц с теми или иными нарушениями, но и на
активное развитие их физических и интеллектуальных способностей, психических
процессов, нравственных качеств.
В адаптивной физической культуре коррекционно-развивающие задачи являются
приоритетными и предполагают обеспечение полноценного физического развития,
повышение
двигательной
активности,
восстановление
и
совершенствование
психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений.
Данный принцип призван направлять деятельность специалиста АФК не только на
коррекцию имеющихся нарушений и отставания в развитии, но на активное
стимулирующее воздействие на все остальные компоненты двигательной и психической
сферы занимающихся.
3.4 Принцип компенсаторной направленности педагогических
воздействий
Принцип заключается в необходимости строить педагогический процесс таким
образом, чтобы обеспечивалось возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных
функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Формирование компенсаций может стать основной задачей АФК при целом ряде
нарушений:
• При нарушении зрения компенсация формируется под влиянием комплекса сохранных
ощущений: слуховых, тактильных, мышечно-суставных, обонятельных, вибрационных,
температурных, которые достаточно подробно информируют человека об окружающем
пространстве, что и позволяет ему решать сложные двигательные задачи.
• Процесс компенсации после ампутации конечностей тесно связан с двигательными
перестройками, приспособлением поврежденных структур организма к иным условиям
существования (например, тренировка опорной функции при использовании протезов).
3.5 Принцип учета возрастных особенностей
Данный принцип требует от специалиста знания и соблюдения следующих
закономерностей:
а) Единство генетического хода развития.
Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии онтогенетического
развития, что и здоровый ребенок.
Различия заключаются в темпах физического и психического развития, конечном
результате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физических
способностей и познавательной деятельности зависит от основного дефекта и требует
большего времени, и часто иных средств и методов воздействия.
б) Максимальное использование сенситивных периодов развития.
Процесс
индивидуального
развития
происходит
неравномерно
и
не
одновременно.
Периоды
стабилизации
и
плавного
развития
психических,
физиологических,
двигательных
функций
сменяются
ускорениями.
Те
возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к определенного рода
воздействиям, названы сенситивными, поскольку они оказывают существенное влияние на
последующие этапы развития и весь жизненный цикл.
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от
паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален,
как индивидуальны и сроки наступления сенситивных периодов; важно их не пропустить,
на них ориентироваться и максимально использовать для развития.
в) Учет зоны ближайшего развития
Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона
ближайшего развития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подготовка
ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, во втором возможность выполнять задание с помощью внешних направляющих воздействий, т.е. то,
что самостоятельно сделать пока не удается.
Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое
развитие, находящиеся в процессе созревания, дает представление о потенциальных
возможностях развития, что, в свою очередь, позволяет делать научно обоснованный
прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с
ограниченными функциональными возможностями.
3.6 Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий
Адекватность означает требование, чтобы выбор средств, методов, методических
приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма
и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются
множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и
влияющих на процесс адаптации.
Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжести
основного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений,
возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной
функции, функциональное состояние организма, сохранность сенсорных систем,
интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта.
Принцип оптимальности (от лат. Optimum – наилучшее) означает наилучшим
образом подобранные и разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки,
которая, с одной стороны, стимулировала бы развитие занимающихся, а с другой не
приводила бы к перенапряжению и переутомлению.
В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру,
направленности, координационной сложности, а также по физической нагрузке, которая
должна соответствовать оптимальным реакциям организма.
Принцип вариативности означает использование бесконечного многообразия содержания и форм двигательной активности. Смысл вариативности состоит в том, чтобы
избежать монотонности, привыкания к однообразной физической нагрузке.
В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических
упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и
звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся применительно к их индивидуальным возможностям.
Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен
возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и
должен соответствовать принципам адекватности и оптимальности.