Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Стратегический менеджмент.
Лекция 19.
Тема 19. Сценарное проектирование. Применение морфологического анализа для конструирования стратегии организации.
План занятия
1. Метод морфологического анализа в стратегическом управлении.
2. Алгоритм построения морфологической матрицы стратегии.
Краткое содержание занятия.
Метод морфологического анализа в стратегическом управлении. Основные инструменты морфологического метода. Алгоритм построения морфологической матрицы стратегии. Этап 1: отбор параметров – элементов морфологического ящика. Этап 2: формирование морфологической матрицы (ящика). Формирование поля стратегических альтернатив. Этап 3: Составление формулы стратегии организации. Формируется из включенных в матрицу параметров и факторов. Формирование морфологического ящика для различных ситуаций среды.
1. Метод морфологического анализа в стратегическом управлении.
Суть метода: комбинирование выделенных элементов или их признаков в процессе конструирования стратегии организации.
Метод включает:
А) определение всех возможные элементов (задач, действий, ресурсов) от которых может зависеть реализация стратегии;
Б) процесс генерирования стратегических альтернатив путем перебора всех возможных сочетаний этих значений.
Этапы морфологического анализа:
ЭТАП 1: Среда реализации стратегии разбивается на функциональные части (функционально-морфологические признаки), такие, без которых стратегия не будет достигать своих целей.
ЭТАП 2: Выделение морфологических признаков и фиксация информации о них (варианты осуществления) без связи с объектом
ЭТАП 3: Анализ полученных вариантов стратегии (сценариев): выявление такие их комбинации, которые при обычном переборе могут быть упущены.
На основе проведенного анализа готовится Морфологическая матрица.
Процесс применения морфологической матрицы в стратегическом планировании:
1. Точная формулировка стратегической и оперативной целей, подлежащих достижению.
2. Тщательный анализ всех параметров, важных с точки зрения достижения цели (параметры выявляются в результате строгой формулировки цели, то есть первого этапа работы).
3. Построение «морфологического ящика», потенциально содержащего все элементы. Принципы построения ящика:
А) «Морфологический ящик» строится в виде дерева или матрицы, в клетках которых помещены соответствующие параметры (это могут быть действия, ресурсы, объекты микросреды, формы использования – все, что влияет на достижение цели);
Б) Последовательное соединение одного какого-либо параметра с другим представляет собой одно из возможных решений проблемы и способа движения к цели.
В) Общее количество возможных действий (поле стратегии) равно произведению числа всех параметров, представленных в «ящике», взятых по строкам.
4. Изучение всех полученных комбинаций с точки зрения их функциональной ценности исходя из желаемых целей. Для этого устанавливается шкала оценок: каждый из вариантов действий, ресурсов или задействованный объект оценивается по шкале 1-5,1-10).
5. Формирование сценария из вариантов действий и ресурсов. набравших максимальные значения.
6. Выбор наиболее желательных конкретных комбинаций их реализации.
Способ формирования «морфологического ящика».
Введение параметров и значений параметров:
Таблица 1 - Морфологический ящик для стратегии организации.
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
Уровень 1
A
B
C
A1
B1
C1
A2
B2
C2
A3
B3
C3
Уровень 2
D
E
D1
E1
D2
E2
E3
Уровень 3
F
G
H
F1
G1
H1
F2
G2
H2
F3
H3
Формирование сценария на морфологической матрицы, после выбора отдельных, наиболее эффективным в данной ситуации сочетаний элементов.
Таблица 2 - Морфологический ящик для стратегии организации.
ПАРАМЕТРЫ
ЗНАЧЕНИЯ
Уровень 1
A
B
C
A1
B1
C1
A2
B2
C2
A3
B3
C3
Уровень 2
D
E
D1
E1
D2
E2
E3
Уровень 3
F
G
H
F1
G1
H1
F2
G2
H2
F3
H3
Имеется набор из 8 параметров (А-Н), которые разделены на 3 уровня (уровень 1-3). Уровни могут ранжироваться по силе влияния этих действий, факторов, объектов, либо по качественному разделению: финансовые ресурсы, трудовые ресурсы и т.д.
Каждому параметру соответствуют значения:
A1-H1;
A2-H2;
A3-H3.
Значения А1, B2, С1, являются соответствующими значениями параметров А, В, С первого уровня (варианты из состояния).
Комбинация значений А1 В2, С1, D2. E2, F3, G2 и Н2 представляет собой одни из возможных сценариев развития стратегии.
Пример морфологического анализа:
Объект исследования: коммерческая организация, поставляющая услуги.
Цель исследования: выбор оптимальной стратегической альтернативы решения с учетом влияния факторов среды.
Последовательность анализа:
1. Определение параметров морфологической матрицы - характеристики факторов влияния среды:
• Управляемость — способность оказывать прямое влияние на капитализацию менеджментом компании;
• Среда организации — внешняя и внутренняя среда организации, имеющая свои характеристики;
• Степень воздействия — факторы, оказывающие прямое или опосредованное воздействие на капитализацию компании;
• Изменчивость фактора — временная характеристика, связанная с воздействием фактора на протяжении определенного периода времени.
2. Определение видов факторов влияния. Оформления таблицы.
Таблица 2. - Формирование параметров для проведения морфологического анализа.
3. Формируется два столбца морфологической таблицы:
Правый: параметры (характеристики факторов влияния).
Левый: категории факторов влияния.
Таблица 3 - Морфологическая таблица стратегии организации.
4. На основе таблицы определяется альтернатива решения (стратегия достижения цели).
В данном случае: А1 – Б3 – Г2 – Г4 – Б4 – это формула стратегии.
Используемая литература.
1. Зенченко, И.В. Проектирование бизнес-процессов. Практические аспекты [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.В. Зенченко. — Электрон. дан. — Москва : ФЛИНТА, 2017. — 118 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/97
2. Долгов, А.И. Стратегический менеджмент : учебное пособие / А.И. Долгов, Е.А. Прокопенко. — 4-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2016. — 280 с. — ISBN 978-5-9765-0146-1. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/85874
3. Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес [Электронный ресурс] / под ред. Зобниной М.Р.. — Электрон. дан. — Москва : Альпина Паблишер, 2016. — 166 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/95219
4. Попович, А.М. Стратегический менеджмент : учебное пособие / А.М. Попович. — Омск : ОмГУ, 2016. — 320 с. — ISBN 978-5-7779-1916-8. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань» : [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/75488