Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Прибыль предприятия и рентабельность производства
Прибыль является конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия. В соответствии с налоговым кодексом в целом по предприятию она определяется как разность между доходами, полученными от всех видов деятельности, и произведенными расходами, т.е. прибыль до налогообложения (налогооблагаемая прибыль – Пн) определяется по формуле
Пн = Пр + Дпр – Рпр,
где Пр – прибыль от продаж (прибыль от реализации продукции). Ее величина определяется по формуле, приведенной ниже;
Дпр – доходы от прочих видов деятельности;
Рпр – расходы по прочим видам деятельности. В состав этих расходов может быть включена сумма налога на имущество организаций, если это предусмотрено Учетной политикой предприятия.
Прибыль от продаж – как результат основного вида деятельности предприятия – производства и реализации продукции определяется по формуле n
Пр = РП – СРП = ∑(Цi – СЕПi) * ГПi,
i = 1
где i = 1,2,3…n – количество реализованных видов продукции;
Ц – цена за единицу каждого вида продукции без НДС, руб.;
СЕП – полная себестоимость единицы продукции каждого вида, руб.;
ГП – объем реализованной продукции каждого вида в натуральных единицах измерения.
Сумма прибыли до налогообложения является результатом всех видов деятельности. Прибыль от продаж, как результат основного вида деятельности, в общей сумме прибыли до налогообложения, как правило, составляет свыше 90 %, а в случае превышения расходов над доходами по прочим видам деятельности – превосходить 100 %. На величину суммы прибыли от продаж оказывают влияние следующие факторы:
- полная себестоимость единицы продукции: чем она ниже, тем больше сумма прибыли;
- объем выпускаемой продукции в натуральных единицах измерения: чем он выше, тем больше прибыль;
- качество выпускаемой продукции; на продукцию более высокого качества может быть установлена более высокая цена по согласованию с покупателем, что приводит к увеличению прибыли;
- ассортиментные сдвиги; каждый вид выпускаемой продукции имеет определенный уровень рентабельности, поэтому увеличение удельного веса продукции с более высоким уровнем рентабельности и, соответственно, уменьшение выпуска продукции с низким уровнем рентабельности приводит к увеличению прибыли.
Чистая прибыль (Пч) – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия. Она определяется как разность между налогооблагаемой прибылью (Пн) и суммой налога на прибыль (Нп), т.е. по формуле
Пч = Пн – Нп.
Годовая сумма налога на прибыль (Нп) определяется по ставке 20% от величины налогооблагаемой прибыли (Пн), т.е. по формуле
Нп = Пн * 20 / 100.
Чистая прибыль распределяется предприятием по решению его собственника после уплаты штрафов, пени и неустоек за какие-либо нарушения в производственно-хозяйственной деятельности. Основные направления использования чистой прибыли:
- на финансирование проектов, направленных на развитие предприятия;
- на финансирование содержания объектов социально-культурной сферы, находящихся в собственности предприятия;
- на поощрение (премирование) работников и удовлетворение их социальных нужд;
- на благотворительные цели;
- на выплату дивидендов,
При решении экономических задач часто используется прибыль, включенная в цену за единицу продукции (Ц - СЕП) и, соответственно, в состав товарной продукции (ТП - СТП).
Рентабельность – относительный показатель, характеризующий эффективность использования производственных ресурсов или производства (капитала). При определении показателей рентабельности (в процентах) в числителе всегда используется какой-либо вид прибыли, а в знаменателе – тот вид производственных ресурсов или производства, рентабельность которого определяется.
В практике работы предприятий чаще всего определяются следующие показатели рентабельности: рентабельность товарной и реализованной продукции, рентабельность продаж, рентабельность отдельных видов продукции, рентабельность основных производственных фондов (фондорентабельность) и рентабельность производства (капитала).
Рентабельность товарной продукции (Ртп) определяется по формуле
Ртп = (ТП – СТП) / СТП * 100.
Рентабельность реализованной продукции (Ррп) определяется по формуле
Ррп = (РП – СРП) / СРП * 100 = Пр / СРП * 100.
Рентабельность продаж (Рпж) определяется по формуле
Рпж = (РП – СРП) / РП * 100 = Пр / РП * 100.
Рентабельность отдельных видов продукции (Рвп) определяется по формуле
Рвп = (Ц – СЕП) / СЕП * 100.
Рентабельность основных производственных фондов (фондорентабельность – Фр) определяется как отношение одного из выше рассмотренных видов прибыли (П) к среднегодовой стоимости основных производственных фондов (Фср), т.е. по формуле
Рф = Фр = П / Фср * 100.
Рентабельность производства – Рпр (капитала – Рк) определяется как отношение одного из выше рассмотренных видов прибыли (П) к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов (Фср) и нормируемых оборотных средств (Он), т.е. по формуле
Рпр = Рк = П / (Фср + Он) * 100.
Экономический смысл всех показателя рентабельности – количество копеек прибыли на 1 руб. конкретного вида производственных ресурсов, например, затрат на производство продукции или используемых основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.
Порог рентабельности – показатель, который к показателям рентабельности не имеет никакого отношения. Это один из показателей, характеризующих точку безубыточности.
Точка безубыточности – это такой объем производства и реализации продукции (в стоимостном выражении), при котором предприятие покрывает все свои расходы, но не получает прибыли, т.е. точку безубыточности характеризует равенство РП = СРП, которое и называют порогом рентабельности. В отношении отдельных видов продукции точку безубыточности характеризует критический объем реализации, величина которого выражается в натуральных единицах измерения.