Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция 5
Представление проекта
Паспорт проекта
Ключевым документом инициации проекта является устав проекта. Он имеет
различные названия в деятельности субъектов хозяйствования в зависимости от отрасли
экономики, масштабов реализации и исторически сложившейся практики. «Определение»,
«устав», «декларация», и, наконец, «паспорт проекта». Все эти названия отражают одну и
ту же суть документа, формально выполняющего роль задачи, контракта с ответственным
исполнителем, содержащего существенную информацию о содержании проекта и о
потребностях заинтересованных сторон.
Паспорт проектной работы - это методическая разработка проекта, которую
руководитель проекта утверждает перед началом работы над проектом.
По сути паспорт проекта (в том числе и исследовательского) – и есть
структурированное описание проектного замысла или проектной замысла / идеи. Замысел
исследования или проекта – это основная идея, которая связывает воедино все его
структурные элементы, определяет порядок проведения работы, его этапы.
В данном документе необходимо привести описание того, что и как именно будет
сделано для решения обозначенной проблемы (что, как и с помощью чего/кого):
Подобное описание будущего продукта (материального, практического или
теоретического) со всеми характеристиками (техническими, технологическими,
визуальными и другими, необходимыми для формирования представления о будущем
продукте, т.е. его образа.);
описание основных методов и подходов при создании проекта;
описание основных или имеющих принципиальное для реализации проекта
значение ресурсов.
Чаще всего паспорт проекта содержит следующие основные разделы:
1. Наименование (тема) проекта
2. Обоснование. Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.
3. Цели и задачи проекта.
4. Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.
5. Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия
и т.д. Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики
приветствуются).
6. Бюджет (смета) проекта.
7. Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и
методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе. Продукты
проекта
8. Риски проекта
9. Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.
10.
Руководитель, команда проекта
11.
Приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)
При составлении этого документа важно помнить о том, что структурирование
любого проекта во –первых определяется типом проекта, во-вторых – взаимосвязанностью
всех составляющих проекта.
Логическую взаимосвязь структурных составляющих проекта можно проверить с
помощью следующих ―цепочек.
1. Проблемная ситуация – основное противоречие – проблема – тема проекта.
Проектирование начинается не с выбора темы, а с описания проблемной ситуации и
выделения основного противоречия, на основе которого формулируется проблема, а затем
тема (название) проекта:
2. Основное противоречие – проблема – цель – задачи. Цель отражает
возможность разрешения основного противоречия, а возможность ее достижения
раскрывается в задачах.
3. Задачи проекта – мероприятия календарного плана. Задачи проекта
«раскладываются» на совокупность мероприятий (действий) календарного плана.
4. Целевая группа - результаты проекта. Результаты должны отражать
позитивные изменения в жизни людей, для которых предназначен проект.
5. Цель проекта – результаты - бюджет. Запрашиваемая сумма на реализацию
проекта должна соответствовать его цели и ожидаемым результатам.
6. Актуальность проблемы – перспективы развития проекта. Проекты,
направленные на решение важных и значимых проблем, с одержат в себе «зерна» будущих
проектов.
Научившись работать в такой логике, вы сможете быстро описывать любую идею!
Презентация проекта
Презентовать (представлять) проект можно на разных этапах – от подготовительного
(в этом случае презентуется идея, основной замысел проекта с целью привлечения
участников и партнеров), этапа реализации (представляется ход работы над проектов и
промежуточные результаты) до заключительного (презентация основных результатов,
перспектив развития проекта и др.).
Процедура защиты осуществляется только для разработанных и готовых к
реализации проектов и с иной целью – обосновать актуальность, необходимость и
целесообразность его практического воплощения, т.е. выдать проекту «путевку в жизнь».
Презентация проекта может осуществляться в различных формах.
Рассмотрим примерные этапы подготовки презентации и/или защиты
Подбор материала для мультимедийной презентации осуществляется в
последовательности, определяемой структурой проекта, затем оформляется презентации в
Power Point или ином редакторе (10-12 слайдов по основным структурным составляющим
– тема, цель, задачи, целевая группа, партнеры, ожидаемые результаты, календарный план,
бюджет проекта, риски и мероприятия по их снижению, перспективы развития проекта,
команда проекта).
При создании мультимедийной презентации рекомендуем избегать следующих
ошибок, затрудняющих восприятие слушателей:
- выбор светлого шрифта на темном фоне;
- обилие текста в слайдах;
- выбор мелкого размера шрифта;
- набор текста курсивом;
- чрезмерное увлечение цветовыми и анимационными эффектами;
- отсутствие связи рисунков к текстам с их смысловой нагрузкой и др.
Важно: выступающий не должен читать текст презентации слово в слово!
Презентация является лишь опорным конспектом гораздо более глубокого по содержанию
текста выступления, который необходимо тщательно продумать и подготовиться к ответам
на возможные вопросы.
Структура публичного выступления чаще всего представляет собой традиционную
композицию, состоящую из следующих компонентов:
1. Вступление – обращение к аудитории и сообщение цели собрания и объяснение
цели выступления.
2. Основная часть – изложение информации
3. Заключение – обобщение сказанного.
Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и подготовки
слушателей к восприятию темы. Введению в темы отводится 5-10% времени всего
выступления. В нем говорится о проблеме, которой посвящена речь, может прозвучать ее
задача, даются определения понятий, иногда сообщается план выступления и т.д.
В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна
отвечать логическому требованию последовательности.
Назовем основные способы изложения темы:
1) Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем.
2) Концентрический – рассмотрение данного явления со всех сторон.
3) Спиральный – переход от общего, относительно поверхностного изложения
вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу.
4) Хронологический – рассмотрение процесса или явления в становлении.
5) Логический – системно-структурный подход к явлению, без обращения к его
истории.
6) Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на
основе этого.
7) Индуктивный – переход от анализа фактов, явлений к обобщениям.
8) Сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий.
9) Анализ проблемы.
Заключение придает завершенность повествованию. В нем делается обобщение
сказанного, формулируются частные и общие выводы.
Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.
Работая над текстом выступления, стоит продумать, какие цифры, факты, примеры,
цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи проекта,
как их подать. Особое внимание нужно уделить на связки – переходы от одной части
выступления к другой.
В заключении обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко
пересказывают материал. Для завершения выступления лучше всего подобрать яркую
цитату, афористическое высказывание, или высказать пожелание участника встречи.
Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых первые фразы связаны
с концовкой (рамочная структура выступления).
Схема построения речи на презентации или защите проекта разрабатывается в
зависимости от типа и содержания проекта, цели выступления, особенностей аудитории,
риторического мастерства выступающего и др., поэтому приводим лишь общие
рекомендации.
1. Описать проблемную ситуацию в общих чертах.
2. Кратко изложить историю вопроса, позволяющую понять причину возникновения
проблемы (ответ на вопрос: почему существует это явление или проблема, установить
причины, выявить предпосылки и факторы).
3. Выделить основные противоречия проблемной ситуации, показать, как можно их
разрешить и сформулировать цель проекта.
4. Дать описание объекта (охарактеризовать объект: назвать его существенные
свойства и дать им оценку; для устройства – рассказать о его назначении и особенностях
функционирования) и предмета исследования/проектирования (обосновать, почему выбран
именно данный предмет).
5. Описать идею проекта.
6. Аргументировать и обосновать механизмы реализации проектной идеи.
7. Сообщить, кто и как будет реализовывать проект.
8. Ознакомить слушателей с положительными изменения в результате реализации
проекта.
9. Назвать возможные препятствия (риски) и внести предложения как их можно
избежать.
10. Обосновать необходимость ресурсного обеспечения.
11. Перечислить положительные изменения в результате улучшения.
12. Охарактеризовать ведущие тенденции и перспективы развития проекта или
разрешения проблемы.
13. Познакомить с командой (разработчиками проекта) и лидером проекта.
Питчинг
Навык питчинга, то есть презентации проекта, нужен всем, кто занимается
разработкой и реализацией проектов. На разных этапах выступать предстоит перед
потенциальными клиентами, партнерами или инвесторами. Последним важно
продемонстрировать глубокую проработку идеи и убедительный способ извлечь прибыль,
а еще желательно сделать это так, чтобы инвестор (партнер, потенциальный клиент и т.д.)
не умер от скуки.
Рекомендуют, чтобы у вас было несколько вариантов питчей.
1. Для разношёрстной аудитории. Когда люди представлены из разных сфер бизнеса
и разных уровней подготовки. Такие часто встречаются на мероприятиях. Слова и образы
должны быть простыми и понятными. Для проверки на понимание используйте тест «На
бабушку». Расскажите своей бабушке или той, что есть в ближайшем доступе свой питч.
Если она поняла, чем вы занимаетесь, то вы на правильном пути. Если нет — стоит
задуматься, и, возможно, скорректировать формулировки.
2. Для профессиональной аудитории. Специалисты в вашей сфере или те, кто близко
к ней находится. Тут должны быть профессиональные слова и термины, иначе вас могут
посчитать дилетантом.
Структура питча.
Питчинг длится не больше пяти минут, а иногда и трех. Нужно упаковать все самое
главное и избавиться от лишнего. Сформулируйте, какую проблему и как решает ваш
проект, проанализируйте рынок и конкурентов, продумайте ясную схему монетизации —
все это поможет вам убедить инвестора вложить деньги. Еще стоит помнить о том, что
любая презентация — это небольшая история, и хорошо, если она будет увлекательной.
Используйте принципы сторителлинга: составьте из ваших заявлений, аргументации
и выводов стройный рассказ без пустот между ними.
Чтобы план выступления оказался эффективным, полезно представить себя на месте
слушателя. Все ли понятно из вашего выступления? Какие вопросы могут возникнуть?
Репетируйте выступление и попросите кого-нибудь вас выслушать, чтобы убедиться, что
вы не забыли сообщить о чем-то важном.
Презентация — это не текст в «Ворде». Все, что вы хотите показать на экране,
должно быть коротко, ярко и по делу — иначе есть риск, что слушатеь заскучает или
уткнется в телефон. Не используйте в слайдах тот же объем текста, который намерены
произнести вслух, — презентация должна говорить сама за себя на языке ключевых тезисов
и графики. Важно, чтобы информация была структурирована и выдержана
в едином визуальном стиле — так слушателям будет легче ее воспринимать.
Используйте хорошо читаемый шрифт и отформатируйте текстовые фрагменты,
подберите качественные и понятные изображения или иконки, ограничьтесь лишь
несколькими цветами.
Вам будут задавать вопросы — и не обязательно удобные. Заранее настройте себя
таким образом, чтобы не смущаться и ни в коем случае не начинать злиться, даже если
ответ на вопрос уже был в вашей презентации или он, на ваш взгляд, очевиден. То, как
вы воспринимаете критику уже на этапе питчинга, крайне важно.
Из трендов 2020 в оформлении презентаций:
Приглушённые цвета
Цвет года 2020 по Pantone – Classic Blue (Классический синий). Он определён как
«успокаивающий, внушающей спокойствие, уверенность и чувство сопричастности». И
основные палитры 2020 года выдержаны в спокойных, приглушённых тонах.
Eco, bio, organic
Эти слова проникли во все сферы современной жизни. В дизайне это выражается в
использовании плавных, «живых» линий и фигур, естественных цветов (преимущественно
оттенков зелёного) и растительных элементов в оформлении.
Ретро
Ещё одно популярное направление – стиль ретро. Дизайн в духе 1950-х отличают
неяркие цвета, минималистические формы и прорисовка тушью. Использование шрифтов,
имитирующих печать на пишущей машинке, также придаёт презентации винтажный вид.
3D
Технологии создания трёхмерных объектов продолжают активно развиваться: это
позволяет создавать всё более реалистичную графику. Особенно это актуально для
презентаций конкретных продуктов: жилых комплексов, автомобилей, гаджетов,
технических устройств. Реалистичный вид и возможность рассмотреть объекты с разных
ракурсов создают эффект реального знакомства с продуктом
Популярен также 3D текст. Настройки перспективы объединяют его с фоном и
придают слайду кинематографический эффект. 3D технологии заставляют зрителя
посмотреть на текст под другим углом и неизбежно привлекают его внимание
Градиент
В моду вошёл градиент, состоящий не из оттенков одного цвета, а из разных,
зачастую контрастных, цветов. Он применяется и в иллюстрациях, и в шрифтах, а простым
графическим формам придаёт глубину и текстуру
Маска
Интересный дизайнерский приём, который называется «Маска», позволяет
расположить не текст поверх изображения, а наоборот: текст в данном случае выглядит как
окно, через которое мы смотрим на изображение. Эту технику удобно использовать в тех
случаях, когда шрифт размещается на однородном фоне и сложно выбрать для него какойто один цвет
Анимация
Анимация придаёт презентации динамику и привлекает внимание аудитории
гораздо лучше статичных иллюстраций. Поэтому она используется сразу в нескольких
направлениях: можно анимировать объекты на слайде, переходы между самими слайдами
или просто добавлять gif-анимацию. А в MS PowerPoint, например, можно вставлять 3Dмодели в презентацию и анимировать их при помощи перехода Morph, либо добавлять уже
анимированные объекты. Это позволяет показать объект с разных сторон под разными
углами или приблизить для лучшей детализации
Таймлайн
Визуализация данных – одна из важнейших составляющих презентации. 72%
маркетологов считают, что визуальный контент эффективнее текстового, а публикация
инфографики помогает увеличить трафик на 12% быстрее. Сейчас хитом инфографики стал
таймлайн. Таймлайн – отличный способ рассказать об истории, в особенности о
перспективах компании наглядно и живо. Такие истории, устанавливающие
эмоциональную связь с аудиторией, пользуются большим успехом
Чтобы добавить инфографике интерактивности можно использовать не стандартные
переходы между слайдами, а такие приёмы, как скроллинг и пагинация. Скроллинг – это
когда инфографика располагается на одной длинной картинке, перемещаться по которой
можно с помощью прокрутки. Пагинация – когда несколько картинок размещаются на
одном слайде в виде галереи (как карусель в Instagram), и для перехода между ними
пользователь должен перелистывать страницы.
Кликабельность
Ещё один способ вовлечь аудиторию – добавить в инфографику элементы, кликнув
на которые пользователь получает дополнительную информацию. Этот приём основан на
любопытстве: интересно посмотреть, что скрывается за каждым элементом. При этом
активное участие самого пользователя способствует лучшему восприятию и запоминанию
информации.
Искусственный интеллект
Внедрение технологий искусственного интеллекта (ИИ) в программы по созданию
презентаций – тренд последних нескольких лет. Например, MS PowerPoint использует
функцию автоматического дизайна слайдов с 2016 года. В этом году технологии двигаются
в том же направлении автоматизации рутинных задач и предоставления дизайнерам больше
времени на творческую работу. Искусственный интеллект подбирает изображения для
иллюстраций, кадрирует их, компонует слайды, грамотно применяет выбранную палитру,
осуществляет автоматический перевод и т.д. На 2020 год запланирован долгожданный
выпуск Pitch – софта, который при помощи интеллектуального форматирования обещает
самую быструю и эффективную работу над презентациями.
Совместная работа
Инструменты совместной работы предлагаются практически в каждом сервисе для
создания презентаций. И что особенно актуально в этом году в связи с самоизоляцией – во
многих из них предусмотрена возможность обсуждения совместного проекта через
встроенные комментарии.
Вовлечение аудитории
Для того чтобы удерживать внимание пользователей, в презентациях
предусмотрены разные возможности вовлечения аудитории: прохождение тестов, отправка
комментариев или отзывов. В PowerPoint пользователи даже могут реагировать на
презентацию прямо во время просмотра, отправляя соответствующие символы (смайлы), а
также оценить презентацию по завершении, пройдя небольшой опрос. Google Презентации
также дают возможность диалога во время показа, когда пользователи отправляют вопросы
докладчику со своих устройств