Справочник от Автор24
Педагогика

Конспект лекции
«Организация проектной деятельности школьника»

Справочник / Лекторий Справочник / Лекционные и методические материалы по педагогике / Организация проектной деятельности школьника

Выбери формат для чтения

doc

Конспект лекции по дисциплине «Организация проектной деятельности школьника», doc

Файл загружается

Файл загружается

Благодарим за ожидание, осталось немного.

Конспект лекции по дисциплине «Организация проектной деятельности школьника». doc

txt

Конспект лекции по дисциплине «Организация проектной деятельности школьника», текстовый формат

ЛЕКЦИЯ 9 (дополнение). Организация проектной деятельности школьника Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. • Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых — это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). Учебный проект — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: • проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); • целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; • самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); • представление результатов своей деятельности и хода работы; • презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.); • поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; • практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; • выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования; • проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению). Признаки проектной деятельности: • ориентация на получение конкретного результата; • предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации; • относительная жесткая фиксация срока достижения результата; • предварительное планирование действий по достижению результата; • программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта; • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией; • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации. Значение проектной деятельности: • для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; • для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Персональные и групповые проекты Преимущества персональных проектов: план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, у учащегося формируется чувство ответственности, учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. Преимущества групповых проектов: в проектной группе формируются навыки сотрудничества, проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию и положительно. Классификация проектов по ДОМИНИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ • Практико-ориентированный проект - нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. «Используя энциклопедические и справочные издания, составьте словарь героев древнегреческой мифологии. Подберите нему иллюстрации. Выпустите стенгазету, составленную из лучших отзывов о литературных произведениях. Оформите стенгазету, дополнив ее иллюстрациями, рисунками, фотоматериалами». • Исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование. «Составьте небольшой словарь новых, необычных слов, придуманных рассказчиком. Дайте свои варианты толкования данных слов. Обратите внимание на то, кто говорит эти слова. Постарайтесь классифицировать новые слова. Что это, неправильное употребление слов, переиначивание на русский лад иностранных слов или сближение, объединение в одно слово похожих слов?» • Информационный проект - направлен на сбор информации о каком- либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. « Используя ресурсы Интернета, подготовьте электронный альбом «Белые ночи» Ф.М. Достоевского в иллюстрациях русских художников» со вступительной статьѐй и биографическими справками о художниках». • Творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. «Подготовьте постановку нескольких картин из пьесы-сказки на школьной сцене. Определите, кто будет режиссером, кто – актѐрами. Группа художников займѐтся подготовкой декораций и костюмов. Звукооператоры подберут музыкальное сопровождение. Поэты напишут тексты стихотворных приглашений, а кинооператоры снимут ваш спектакль на видео». • Ролевой проект. «Подготовьтесь к семинару по теме «Драма А.Н. Островского «Гроза» в сценических интерпретациях разных лет». Для этого распределите материал и подготовьте сообщения о наиболее ярких постановках пьесы в XIX и XX веках. Занятие может пройти в виде ролевой игры, если вы готовы выступить в качестве актѐров – исполнителей главных ролей, театральных рецензентов и литературных критиков.) можно включить в урок инсценирование сцен пьесы или дискуссию о том, как следует ставить «Грозу» сегодня». Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ По комплексности (предметно-содержательной области): • Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант – учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: Компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы. • Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы. Организация проектной деятельности Обеспечение осуществления учебного проекта • Определение ресурсов учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. • Овладение обучающимся необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися. • Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), • Организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. • Организации информационного пространства образовательного учреждения. Основные вопросы, на которые отвечает школьник: • Определение цели работы (зачем я собираюсь делать этот проект?). • Выделение задач (что для этого следует сделать?). • Выбор способов (как это делать?). • Представление ожидаемого результата (чего я хочу добиться в итоге?). Этапы проведения проекта 1. Подготовительный или вводный (погружение в проект). 1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта). 1.2. Определение цели, формулирование задач. 1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей. 1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.). 1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы. 1.6. Установление процедур и критериев оценки проекта и формы его представления. 2. Поисковый этап. 2.1. Определение источников информации. 2.2. Планирование способов сбора и анализа информации. 2.3. Сбор и систематизация материалов (фактов, результатов) в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций. 2.4. Организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. 3. Трансляционно-оформительский этап. 3.1. «Предзащита проекта». 3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений. 3.3. Подготовка к публичной защите проекта: 3.3.1. определение даты и места; 3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и проч.); 3.3.3. стендовая информация о проекте. 4. Заключительный этап. 4.1. Публичная защита проекта. 4.2. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы. Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта При оценке успешности обучающегося в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать: • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом; • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; • практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; • количество новой информации использованной для выполнения проекта; • степень осмысления использованной информации; • уровень сложности и степень владения использованными методиками; • оригинальность идеи, способа решения проблемы; • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта; • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; • владение рефлексией; • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; • социальное и прикладное значение полученных результатов. Паспорт социального проекта (Заполняется авторами и научным руководителем проекта. Представляется в экспертную комиссию вместе с проектом) 1. Название проекта. 2. Цели проекта. 3. Авторы проекта (школа, класс, количество участников). 4. руководитель(и) проекта (специальность, педагогический стаж, звание, ученая степень). 5. Консультант(ы) (специальность, звание, ученая степень). 6. Тип проекта. 6.1. По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой, информационно-поисковый, практико-ориентированный (учитывает социальные интересы участников, четко ориентируется на результат). 6.2. По предметно-содержательной области: культурологический (литературный, музыкальный, лингвистический), естественно-научный, экологический, спортивный, географический, исторический. 6.3. По характеру координации проекта: с открытой координацией (жесткий), со скрытой координацией (гибкий). 6.4. По количеству участников проекта: личностный, парный, групповой. 6.5. По широте охвата содержания: монопредметный, межпредметный, внепредметный. 6.6. По времени проведения: непродолжительный, продолжительный. 6.7. По характеру контактов (степени охвата): в рамках класса, в рамках школы, в рамках района, в масштабе города, в масштабе региона, в масштабе страны. 7. Область социального исследования. 8. Образовательная область, с которой связано содержание проекта: филология, обществознание, математика, информатика, естествознание, искусство, технология, основы безопасности жизнедеятельности, физическая культура. 9. Методы, использованные в работе над проектом. 10. Форма представления проекта: постер, альбом, видеофильм, буклет, реферат, макет, другое (вписать). 11. Образовательные и культурно-просветительские учреждения, на базе которых выполнялся проект: база школы, библиотека(и), музей(и), высшее учебное заведение (кафедра), научно-исследовательский институт (лаборатория), зоопарк, планетарий, технический центр, другое (указать). 12. Источники информации, использованные авторами в процессе выполнения проекта: научно-популярные журналы, академические журналы,, бюллетени, учебники и учебные пособия, научно-популярные книги, научные издания, монографии, диссертации, авторефераты, депонированные рукописи, словари, справочники, энциклопедии, иностранные книги (английский, немецкий, французский, испанский язык). 13. Понятийный аппарат.

Рекомендованные лекции

Смотреть все
Педагогика

Метод проектов в начальной школе

Лекция Тема: Метод проектов в начальной школе План: 1. Введение. 2. «Анатомия» учебного проекта. 2.1. Основные требования к проекту. 2.2. Классификаци...

Педагогика

Современные образовательные технологии

Современные образовательные технологии Подготовила: С.Л. Еркина, зам. директора по ОВР ЦДНТТ ГАОУ АО ВПО «АИСИ» Слово «технология» происходит от грече...

Автор лекции

С.Л. Еркина

Авторы

Управление проектами

Как организовать проектную деятельность в школе

"Как организовать проектную деятельность в школе" 1. Начало проекта. Приветствуем вас на страницах нашего курса, посвященного развитию проектной деяте...

Культурология

Реализация социально-культурных проектов

Реализация социально-культурных проектов Лекция 3 Типы социокультурных проектов зависят от объявленных инициаторами проекта целей и организационных ср...

Педагогика

Внеурочная деятельность современных школьников

Внеурочная деятельность современных школьников ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ Пряникова Марина Геннадьевна почётный работник общего об...

Автор лекции

Пряникова М. Г.

Авторы

Педагогика

Метапредметно-ориентированные педагогические технологии

ЛЕКЦИЯ 10-13 Задание для конспектирования: 1) Внимательно проанализируйте суть той или иной педагогической технологии. 2) Выпишите наиболее яркие черт...

Педагогика

Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Часть 1

Т.М. Ковалева Основы тьюторского сопровождения в общем образовании Лекции 1–4 Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010 Татьяна Михайло...

Автор лекции

Ковалева Т. М.

Авторы

Педагогика

Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. Часть 2

Т.М. Ковалёва Основы тьюторского сопровождения в общем образовании Лекции 5–8 Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2010 Татьяна Михайло...

Автор лекции

Ковалева Т. М.

Авторы

Педагогика

Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования

Концептуальные основы педагогического класса в системе непрерывного педагогического образования Аннотация. Показана актуальность создания педагогическ...

Право и юриспруденция

Методика осуществления учебного проекта

НОУ СПО «Сибирская региональная школа бизнеса (колледж)» КУРС ЛЕКЦИЙ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОМСК-2014 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 «АНАТОМИЯ» УЧЕБНОГО...

Смотреть все