Представление полученных результатов исследования
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Лекция №5 Представление полученных результатов исследования
Труд ученого заключается в самостоятельной или коллективной
исследовательской
работе.
Итог
исследований
каждого
ученого
представляется научному сообществу, чтобы коллеги смогли оценить
качество исследования и использовать его результаты в дальнейшем.
Формы представления научных результатов
В научной среде различают две формы представления результатов
научного исследования:
•
квалификационную;
•
научно-исследовательскую.
Квалификационная форма представления результатов исследования
позволяет ученому получить документ, подтверждающий уровень его
научных компетенций. В этом случае исследование оформляется в виде
диссертации или выпускной квалификационной работы.
К
тексту
работы
предъявляются
требования,
прописанные
в
инструкциях ВАК, положениях ученых советов и других документах.
Эксперты, оценивая основные результаты труда исследователя, присуждают
ему степень магистра, кандидата или доктора наук, а также подтверждают
прохождение определенного этапа обучения.
Научно-исследовательская форма, в свою очередь, делится еще на
несколько подвидов:
•
устные изложения;
•
публикации;
•
компьютерные версии.
Разница этих форм представления информации состоит в том, что
результат исследования оформляется для выступления перед аудиторией,
презентации или печати. Широкой аудитории становятся доступны именно
научные статьи исследователя, и по их качеству оцениваются его
квалификация, вклад в науку, формируется рейтинг ученого.
Результаты исследования в научной работе: требования к тексту
Главный способ представления информации в научной работе – это
составление текста, при этом текст пишется на научном языке с
использованием профессиональной терминологии. Главными требованиями,
предъявляемыми к тексту научной работы, считаются:
•
лаконичность;
•
последовательность и логичность изложения;
•
структурирование материала;
•
наличие выводов и заключений.
При написании текста важно использовать научный стиль изложения и
лексику для выбранной предметной области. Для статьи, планируемой к
публикации в журнале из международной базы данных (например, Scopus или
Web of Science), необходимо выполнять профессиональный научный перевод
терминологии.
Существует
несколько
вариантов
текстового
представления
результатов научного исследования:
•
статья в научном журнале или сборнике научных работ;
•
отчет о НИР;
•
монография;
•
тезисы научного доклада.
В
науке
исследователей,
исследований
принято
поэтому
освещать
каждая
предшественников
и
опыт
предыдущих
статья
должна
список
использованной
поколений
содержать
в
обзор
работе
литературы.
Оформление результатов научного исследования
Для большей наглядности результаты опытов, данные экспериментов и
наблюдений лучше всего отобразить графически: использование графиков,
схем,
диаграмм,
гистограмм
и
таблиц
позволяет
быстро
оценить
количественные величины, произвести нужное сравнение. Графический
материал должен дополнять текст работы, иметь сквозную нумерацию и
письменное пояснение к каждому графическому объекту.
При подготовке научной статьи или диссертации графический материал
часто компонуют и оформляют в отдельное приложение. Иллюстрирование
текста должно быть уместным и оправданным, иллюстративный материал к
научной работе часто ложится в основу презентации для ее защиты.
Способы представления результатов исследования
Исследовательскую работу можно представить в различных формах.
Наиболее распространены текстовые работы:
-доклад
-реферат
-литературный обзор
-рецензия
- научная статья
Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме
компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением.
Реже её демонстрируют в форме действующей модели или макета с
текстовым сопровождением.
Доклад
Доклад
–
это
документ,
содержащий
изложение
результатов
исследовательской деятельности, опубликованный в печати или прочитанный
в аудитории. В докладе должна быть отражена новизна и практическая
значимость темы, раскрыто её основное содержание и обоснованы выводы и
предложения докладчика. Всё это отмечается и в тезисах доклада, которые,
как правило, публикуются в сборнике по итогам мероприятия (конференции,
семинара и т.п.).
Литературный обзор
Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно
об исследуемом явлении из различных источников. В нём указываются
направления исследований, которые ведут различные учёные.
При подготовке литературного обзора следует начинать работу с
общего ознакомления – прочитать оглавление и бегло просмотреть
содержание источника. Затем при внимательном прочтении источника по
главам и разделам необходимо выделить наиболее важные части текста. Далее
целесообразно:
- составить план прочитанного материала, в пунктах которого отразить
наиболее существенные мысли и идеи;
- выписать из прочитанного текста полные и содержательные цитаты с
точными ссылками на источник, указав его выходные данные.
После этого нужно сравнить и сопоставить данную информацию с
информацией, полученной из других источников. В заключении важно дать
критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом
внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно
показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким
источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу.
Подготовка
литературного
обзора
помогает
исследователю
овладеть
материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.
Рецензия
Рецензия представляет собой критический разбор и оценку научной
работы. Также в качестве рецензии может рассматриваться отзыв на научную
работу или художественное произведение перед их публикацией, защитой.
Рецензия может быть опубликована в виде статьи в газете или в журнале.
Основные функции рецензии – информирующая и оценочная.
Научная статья
Научная статья является своеобразным литературным жанром. В
научной статье должна быть обозначена проблема, отмечены известные
попытки её решения. Исходя из этого в структуре научной статьи
целесообразно выделить:
- описание проблемы и её актуальности для теории и практики;
- краткие данные о методике исследования;
- анализ собственных научных результатов и их обобщение;
-
выводы
и
предложения
по
проведению
исследовательской
деятельности в дальнейшем;
- ссылки на цитируемую литературу.
Научный отчёт
Научный отчёт – документ, содержащий подробное описание методики
и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в
процессе научно – исследовательской или опытно – экспериментальной
деятельности. Назначение научного отчёта – исчерпывающе осветить
выполненную работу по её завершении или за определённый промежуток
времени.
Структура научного отчёта:
1. Краткое изложение плана и программы законченных этапов научной
работы.
2. Значимость проведённой работы, её исследовательская ценность и
практическая значимость.
3. Характеристика применявшихся методов исследования.
4. Описание результатов исследования.
5. Заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее
нерешённые вопросы.
6.
Выводы
и
предложения
по
проведению
исследовательской
деятельности в дальнейшем.
Реферат
Это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе
ее смысловой переработки. Реферат пишется для того, чтобы глубоко изучить
материал. В нем раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся
различные точки зрении, а также собственные взгляды на нее. В нем дается
ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте по
интересующей проблеме. Формулирование цели: при помощи глаголов
«проанализировать,
систематизировать,
ответить,
создать,
изложить,
рассмотреть, обобщить».
Общие требования к разработке реферата
1.
Продумайте проблему, тему и цель своей работы. В общих
чертах определите ее содержание, набросайте предварительный план.
2.
Составьте
список
литературы,
который
необходимо
проработать. Читая, отмечайте, сканируйте или выписывайте все, что должно
быть включено в работу.
3.
Разработайте как можно более подробный план всех пунктов и
подпунктов, укажите, откуда надо взять необходимый материал.
4.
Во вступлении к работе раскройте значение проблемы, темы,
определите цель реферата.
5.
Последовательно
раскройте
все
предусмотренные
планом
вопросы, обосновывайте, разъясняйте основные положения, подкрепляйте их
конкретными примерами и фактами.
6.
Проявляйте в работе свое личное отношение к проблеме,
отразите собственные мысли и чувства по поводу.
7.
Пишите грамотно, точно, делите текст на абзацы, не допускайте
повторений, кратко формулируйте выводы.
8.
Не рекомендуется вести повествование от первого лица ед.числа.
Такие утверждения лучше выражать в безличной форме (проведенный
эксперимент).
9.
10.
Каждая глава начинается с новой страницы.
Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник,
если непрямое цитирование (пересказ мыслей автора своими словами), то
необходимо также сделать ссылку на источник.
11.
Обязательно соблюдайте этику работы с авторским текстом,
делайте сноски, ставьте кавычки, выделяя цитаты.
12.
В конце работы сделайте обобщающий вывод.
13.
Самокритично прочитайте свою работу, установите и исправьте
все замеченные недостатки, перепишите работу начисто.
Критерии оценки реферата
1. Актуальность темы исследования.
2. Соответствие содержания теме.
3.
Глубина проработки и логика изложения материала.
4. Самостоятельность выполнения работы.
5.
Правильность и полнота использования источников.
6. Соответствие оформления принятым стандартам.
Оформление работы. В тексте работы используется научный стиль,
повествование идет от третьего лица: На наш взгляд… Как показало
проведенное нами исследование…
Для акцентирования внимания на определенных терминах, важных
моментах, специфических особенностях, содержащихся в работе, студент
может
использовать
различные
способы
выделения
текста
(курсив,
подчеркивание, разрядка, письмо прописными буквами).
Работа должна быть написана грамотно, литературным языком, набрана
на
компьютере
на
белой
используется Times New Roman,
бумаге
кегль
формата А4.
(размер)
Для
текста
шрифта 14
пгт,
межстрочный интервал – 1,5, отступ первой строки абзаца – 1,25-1,5. Текст
пишется на одной стороне листа с полями вокруг текста. Размер левого поля –
2-3,5 см, правого – 1 см, верхнего и нижнего – 2 см. Выравнивание текста
производится по ширине.
Все страницы исследовательской работы, кроме титульного листа,
должны
быть
обязательно
пронумерованы.
Номера
страниц
проставляются вверху страницы в центре или справа.
В тексте работы рекомендуется чаще применять красную сроку,
выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
Слишком много цитат в работе приводить не следует, цитирование
используется как прием аргументации.
В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами,
но в этом варианте надо делать ссылку на первоисточник. Ссылка делается
под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение
чужой мысли (указывается фамилия, инициалы автора, название работы,
издательство, место и год издания, страницы).
Если в работу включены таблицы, то нумерация таблиц должна быть
сквозной на протяжении работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без
знака №) пишется сверху самой таблицы, затем дается ее название и единица
измерения (если она общая для всех граф и строк таблицы).
При ссылке на таблицу следует указать номер таблицы, на которой она
расположена. Разрывать таблицу и переносить ее на другую страницу можно
только в одном случае, если она целиком не умещается на одной странице.