Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Интерпретация и оформление результатов психолого-педагогического исследования

  • 👀 973 просмотра
  • 📌 931 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Интерпретация и оформление результатов психолого-педагогического исследования» pdf
Лекция Интерпретация и оформление результатов психологопедагогического исследования План: 1. Общая структура исследования. 2. Структура и название разделов, содержащих описание эмпирического исследования. 3. Наглядное представление результатов исследования. 4. Стиль исследования. Общая структура исследования Завершающей стадией исследовательской работы является истолкованию, апробации, литературное оформление результатов исследования. Заключительный этап исследования связан с систематизацией результатов, их интерпретацией и изложением. Анализ эмпирических данных позволяет проникнуть глубже в сущность явлений и процессов. Для этого проводятся классификация, систематизация, количественная и качественная обработка результатов, синтез компонентов диагностируемого объекта, выработка и обоснование педагогического диагноза и заключения о состоянии диагностируемого объекта, прогноза его дальнейшего развития. Основное назначение аналитического этапа - дать содержательную интерпретацию полученным результатам и выявленным закономерностям для последующей выработки обоснованных заключений и рекомендаций. Для этого данные группируются по сходству признаков, сравниваются с экспериментальной частью или начальными величинами, составляются сводные таблицы и используются другие средства визуализации данных, сравниваются с их теоретической моделью и среднестатистическими показателями. На основе синтеза компонентов объекта исследования вырабатывается новое его видение. Количественный и качественный анализ данных - это основной материал для теоретических выводов. Здесь важно не только то, какая информация получена и какие выводы на ее основе сделаны; главное полученная информация должна превращать исследование из инструмента познания в инструмент совершенствования образовательной практики. Главное на этом этапе выработка и формулировка обоснованного заключения о состоянии исследуемого объекта (явления) и причинах, вызывающих данное состояние; прогноз тенденций развития объекта исследования; разработка рекомендаций. На этом этапе оцениваются оптимальные условия протекания процесса, степень достоверности полученных выводов, перспективы дальнейших исследований. Важно также определить адресата выводов и рекомендаций. Полученные результаты могут быть полезны, например, для дальнейших исследований смежных проблем или для совершенствования каких-либо аспектов практики образования. Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой могут соответствовать поставленным в исследовании задачам или представлениям о логичной структуре, отраженной в логической схеме, объекте исследования. Систематически представленные результаты должны быть корректно интерпретированы. Интерпретация - толкование, раскрытие смысла, разъяснение. Интерпретация должна обеспечивать раскрытие сущности исследуемого процесса или объекта. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции. Структура исследования включает ряд разделов. Титульный лист. Содержит информацию о заглавии исследования, ее авторе, научном руководителе, месте, где выполнено исследование. Заглавие должно быть кратким. Обычно оно включает изучаемые переменные и выборку исследования. Возможно указание в заглавии возрастной категории с указание конкретного возраста (например, у подростков 14 лет). Аннотация (резюме). Раздел исследования, содержащий краткое, информативное изложение содержания всего исследования. Следует после титульного листа. Объем аннотации должен быть не более одной страницы. Содержание. Включает информацию о содержании всех разделов исследования и страницах, на которых эти разделы начинаются. Введение. Содержит основной методологический аппарат исследования, раскрывает актуальность темы, сущность проблемы, на решение которой исследование направлено, цель и гипотезу исследования, предмет и объект исследования, задачи исследования, сущность методов, используемых в исследовании, краткое описание структуры основных разделов исследования. Основными методологическими аспектами эмпирического психологического исследования, которые отражаются во введении, являются: 1. Актуальность темы исследования. 2. Проблема, на решение которой оно направлено. 3. Объект и предмет исследования. 4. Цель исследования. 5. Научная гипотеза исследования. 6. Задачи исследования и эмпирические гипотезы. 7. План, организация и методы исследования. 8. Методики, использованные в исследовании. 9. Научная новизна исследования. 10. Практическая значимость эмпирического исследования. Каждый из перечисленных пунктов описывается, начиная с нового абзаца, но не нумеруется и не оформляется в виде заглавия. Основная часть исследования включает несколько разделов: крупные разделы - главы, смысловые разделы, на которые разбиваются главы. В основной части исследования должны быть представлены: Проблема - раздел, содержащий обзор литературы по исследуемой проблеме и обоснование собственного эмпирического исследования. Методы - раздел, описывающий, как проводилось исследование. Результаты - раздел, суммирующий собранные данные и полученные статистические показатели. Данные представляются в деталях, необходимых для обоснования выводов. Обсуждение - раздел, содержащий оценку и интерпретацию результатов, характеристику того, насколько подтвердилась гипотеза исследования, обсуждение теоретического значения результатов и достоверности выводов. Перечисленные разделы обычно распределяются по главам исследования. При структурировании текста следует иметь и виду, что последовательность заглавий разделов должна характеризовать определенную логику работы. Главное требование к научному тексту последовательность и логичность изложения. При этом необходимо учитывать, что слишком большие подразделы (более 7 страниц) затрудняют понимание логики изложения. Однако слишком короткие подразделы (1-2 страницы) также нецелесообразны, так как не дают достаточно места для полного раскрытия даже небольшой проблемы или вопроса. Если глава или раздел дробятся на более мелкие части, то количество последних должно быть не менее двух. Иногда целесообразно выделение более мелких подразделов текста, если это помогает структурированию исследования. Типичные примеры структуры основной части исследования Пример 1 Глава 1 - раздел, в котором последовательно раскрываются основные теоретические положения исследования, теоретически обосновывается и формулируется цель исследования. Глава 2 - раздел, в котором в структурированном виде описываются методы, результаты и их обсуждение. Например: Глава 1. Проблема (называется) 1.1. Подпункт анализа проблемы 1.2. Подпункт анализа проблемы 1.3. Подпункт анализа проблемы Выводы по главе 1 Глава 2. Название 2.1. Методы 2.2. Результаты 2.3. Обсуждение Выводы по главе 2 Пример 2 Глава 1 - раздел, в котором последовательно раскрываются основные теоретические положения исследования, теоретически обосновывается и формулируется цель исследования. Глава 2 - раздел, в котором в структурированном виде описываются методы исследования. Глава 3 - раздел, в котором в структурированном виде описываются результаты исследования и обсуждение. Например: Глава 1. Проблема (называется) 1.1. Подпункт анализа проблемы 1.2. Подпункт анализа проблемы 1.3. Подпункт анализа проблемы Выводы по главе 1 Глава 2. Методы 2.1. Организация исследования 2.2. Участники 2.3. Методики 2.4. Процедура Глава 3. Результаты и их обсуждение 3.1. Результаты 3.2. Обсуждение Выводы по главе 3 Заключение. Завершающий раздел текста исследования, содержащий краткое изложение основных итогов и выводов. Содержание данного раздела должно вытекать из теоретического анализа литературы, эмпирического исследования и представлять собой обобщение наиболее значимых результатов и выводов, сформулированных в конце каждой главы.  Выводы должны быть написаны четким, лаконичным и ясным стилем.  Не целесообразно указывать на актуальность изучаемой проблемы,       ссылка на актуальность делается в разделе Введение. Не целесообразно указывать на то, что исследователь собирался сделать и что предполагал, когда начинал исследование. Важнее указать на то, что сделано и к каким выводам исследователь пришел в результате проделанной работы. Целесообразно сделать обобщенные выводы из анализа литературы и проведенного исследования, резюмировать то, что представлено в выводах по отдельным разделам. Необходимо, чтобы выводы соответствовали задачам, поставленным в исследовании и сформулированным в разделе Введение. Необходимо показать, что цель исследования достигнута, задачи, поставленные в исследовании, решены. Необходимо написать, подтвердило ли исследование гипотезу и в чем именно. Далее нужно четко обозначить границы применимости результатов исследования, возможные источники погрешностей в результатах исследования, а также перспективы дальнейшего изучения данной проблемы (какие новые задачи могут быть поставлены на основе опыта и результатов проведенного исследования). Литература. Список литературы, на которую в исследовании делаются ссылки, представленный в алфавитном порядке (сначала русскоязычные публикации, затем иноязычные) с полным библиографическим описанием источников. Приложение. Раздел, в котором представляются материалы, носящие вспомогательный характер (стимульный материал методик, тексты развивающих программ, материалы первичной статистической обработки результатов). Этот раздел не является обязательным, он включается в работу по желанию исследователя. Если используется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами и сопровождаются заголовком, обозначающим тип материала, представленного в этом приложении. Приложения не входят в общий объем исследовательской работы. Поэтому их размеры никак не регламентируются. Если приложений несколько, они нумеруются (без знака «№»). Например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова Приложение и его заголовка. Располагать приложения целесообразно в порядке появления ссылок на них в тексте исследования. В приложении помещается вспомогательный материал, который при его описании в основной части загромождает текст и затрудняет его восприятие. К вспомогательным материалам относятся:  полное описание методик исследования;  результаты первичной обработки данных исследования;  таблицы некоторых эмпирических данных, полученных в исследовании;  подробное описание развивающих программ, методик диагностики, использованных студентом в работе. Приложения помогают углубить представление о проведенном исследовании. Структура и название разделов, содержащих описание эмпирического исследования Структура и название разделов, содержащих описание эмпирического исследования может быть различной в зависимости от особенностей проекта исследования. Однако в любом случае в качестве заголовков или их составных частей должны быть следующие: 1. Методы. 2. Результаты. 3. Обсуждение. Описание методов В разделе Методы должна быть подробно охарактеризована выборка испытуемых, описаны методы и методики, используемые исследователем, обоснованы целесообразность и особенности их применения для решения поставленных задач. В этом разделе дается подробное описание выборки испытуемых, которая была использована в исследовании: ее состав по возрасту, полу, национальности, социальный, экономический статус, а также другие демографические характеристики участников, если в этом есть необходимость. Приводятся все те данные о выборке испытуемых, которые могли повлиять на результаты исследования в качестве контрольных переменных. Обосновывается репрезентативность выборки относительно задач исследования, описывается способ, которым она подбиралась исследователем. Далее в разделе Методы описываются методики исследования. Методики исследования должны описываться подробно: как исследователь ее проводил, обрабатывал, интерпретировал. Эта информация важна для адекватного понимания приводимых в последующих разделах результатов исследования. При описании методик обычно используются глаголы прошедшего времени. Необходимо описывать не то, как обычно проводится данная методика, а то, как ее проводил исследователь в своем исследовании. Детализация описания методик должна быть такой, чтобы любой квалифицированный исследователь мог воспроизвести данную методику в своем исследовательском проекте. Для этого все детали процедуры проведения методики приводятся в данном разделе, а стимульный материал приводится в приложении. В тексте раздела Методы должны быть описаны основные шаги и процедуры проведения методик в исследовании, шкалы и подшкалы, которые содержит методика, их формат, возможный разброс получаемых данных и варианты интерпретации. Экспериментальные процедуры, оборудование и другой исследовательский материал должен быть описан в деталях, которые бы позволили другому квалифицированному исследователю воспроизвести его. Далее описывается общий план исследования и процедура его проведения в целом. При этом необходима достаточная детализация, показывающая переменные и факторы, которые могли повлиять на результаты исследования. Необходимо кратко описать, как участники исследования были информированы о его целях. Далее необходимо объяснить, какие показатели сопоставлялись друг с другом, какие показатели описательной статистики и какие критерии статистического вывода использовались. При этом недостаточно их назвать. Важно показать, в каких случаях, при сопоставлении каких показателей они использовались, и обосновать адекватность их применения. Стандартные статистические процедуры достаточно назвать. Обычно нет необходимости приводить формулы или вычисления. Представление результатов В данном разделе последовательно описываются полученные эмпирические результаты, проводится их количественный и качественный анализ, обсуждение и интерпретация, делаются выводы. Если цель квалификационной работы — создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждом этапе (психодиагностики, консультирования, коррекционной, развивающей работы и т.д.) особенностей ее использования в опыте исследователя. Представление результатов исследования и их анализ целесообразно упорядочить относительно гипотезы, целей и задач, сформулированных во введении, обоснованных и представленных в конце обзора литературы. Показатели отдельных испытуемых обычно не представляются в данном разделе. Представляются обобщенные показатели по всей выборке или по отдельным группам испытуемых (например, среднее арифметическое, стандартное отклонение). При описании результатов исследования целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. При описании результатов необходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициенты корреляции или другие статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. В тексте исследования не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы. Когда выборка исследования небольшая, то дается подробное описание индивидуальных показателей участников (при соблюдении этического принципа конфиденциальности в представлении результатов). Формулы, которые автор считает необходимым привести, следует выделять из текста в отдельную строку. Перед каждой формулой и после нее должна быть оставлена свободная строка. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов приводится непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первую строку пояснения начинают со слова «где» с маленькой буквы без двоеточия. Формулы нумеруются по порядку в пределах всего исследования арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении напротив формулы. Допускается нумерация формул в пределах раздела. Если в исследовании только одна формула, то ее не нумеруют. При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, затем переходить к более частным. Описывать эмпирическое исследование необходимо упорядочение, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Важной особенностью этого раздела должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и формулировку выводов. Характерный стиль изложения результатов исследования подчиняется следующей логике:  Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики...  Они представлены в таблице 3.  Как видно из таблицы 3, испытуемые... отличаются (характеризуются)...  Таким образом, можно сделать вывод, что... Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения, по мнению современных исследователей, придает большую убедительность представляемым данным. Целесообразно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. При этом важно помнить об этической стороне в работе психолога. Данные конкретного испытуемого приводятся анонимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов. Обсуждение результатов После приведения в тексте исследования количественных и качественных данных, необходимо их сопоставить, аналитически описать, обобщить, дать им психологическое объяснение, исходя из логики научного анализа, опыта предшествующих исследований других авторов, а также собственного понимания психологических механизмов изучаемых явлений. Начать обсуждение целесообразно с краткого резюме представленных результатов, имеющих наибольшую значимость. Необходимо обсудить результаты с точки зрения гипотезы, целей и задач исследования, указать, подтверждают ли полученные данные гипотезу, достигнута ли цель, решены ли задачи исследования. Также необходимо указать, как согласуются полученные результаты с результатами других исследователей и теориями, описанными в обзоре литературы. Далее необходимо интерпретировать результаты, объяснить их, исходя из известных психологических механизмов и закономерностей. Интерпретация результатов всегда в той или иной мере предположительна и субъективна. Поэтому стиль ее изложения часто включает такие выражения, как: «это может объясняться тем, что...»; «по нашему мнению, ...»; «с нашей точки зрения, данный факт может быть интерпретирован как...». После завершения интерпретации следуют выводы. Далее целесообразно обсудить возможности, пути и формы применения полученных результатов для решения практических задач. Рекомендации по практическому применению должны быть по возможности конкретными и описывать конкретные действия, которые могут предпринять организации или отдельные люди для применения результатов на практике. Наглядное представление результатов исследования: использование таблиц, графиков, диаграмм При описании результатов исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем. Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. Каждая таблица должна иметь заголовок. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Номер ставится сразу после слова «Таблица». Заголовок помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между столбцами не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется; тогда можно использовать разделяющие линии (Л.В.Куликов). Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Если заголовки граф очень длинные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заглавия всей таблицы. Таблицу необходимо размещать так, чтобы читать ее можно было без поворота работы. Если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было читать, поворачивая работу по часовой стрелке. При переносе таблицы на другую страницу ее заголовки повторяются и над ней размещаются слова «Продолжение таблицы», с указанием ее номера. Если заголовки таблицы велики, допускается их не повторять: в этом случае графы нумеруются и их нумерацию повторяется на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы - цифры, знаки и др. - не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки. В тексте, комментирующем таблицу, необходимо выделить наиболее важные показатели, подтверждающие вашу и выводы. Для представления результатов исследования целесообразно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. Зависимости изучаемых параметров наглядно отражают графики. График представляет собой линию, которая изображает зависимость между переменными. На осях откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размещают независимую переменную, по оси ординат - зависимую переменную. Рекомендации по построению диаграмм и графиков (Куликов Л.В.).  график и текст должны взаимно дополнять друг друга;  график должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения;  на одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых;  линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами;  надписи на осях следует располагать внизу и слева;  точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками. Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма — это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс). Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, полос). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат — ее частоты (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов л.В.). Иллюстрации (кроме таблиц) обозначают словом «рисунок 1». Наименование и номер иллюстрации располагают под рисунком посередине строки. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Иллюстрации должны быть расположены после первой ссылки на них или на следующей странице. При необходимости после заголовка помещается текст, поясняющий содержание и обозначения рисунка. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. При ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с рисунком 2». Формулы нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Греческие буквы в формулах должны быть прямыми, латинские – курсивными. Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках (… в формуле (1)). На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам. Ссылки на таблицы целесообразно стилистически оформлять следующим образом: «в соответствии с данными таблицы 1»; «как видно из таблицы 1»; «результаты, приведенные в таблице 1, показывают, что...»; и т.п. Ссылки на рисунки целесообразно стилистически оформлять следующим образом: «как показывает рис. З»; «как представлено на рис. 3»; «из рис. 3 видно, что...»; и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24). При ссылках на формулы обычно указывается: «...по формуле 1». Ссылки на приложение оформляются следующим образом: «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1»; «программа развивающих занятий, использованная в нашем исследовании, представлена в приложении 2»; и т.п. Стиль исследования Исследовательская работа должна быть написана грамотно, в научном стиле, профессиональным научным языком. В научном тексте в отличие от литературного обычно преобладают устойчивые структуры и обороты, используется много штампов. Работа должна быть написана грамотным русским языком с соблюдением правил орфографии и пунктуации. Не рекомендуется чрезмерное повторение одного и того же слова в пределах нескольких предложений, если это не специальный термин, без которого нельзя обойтись. При использовании в тексте аббревиатуры (сокращения) необходимо ее пояснение. Сначала целесообразно написать все выражение полностью, а в скобках - его аббревиатуру. В последующих фрагментах текста, где употребляется данное выражение, можно использовать аббревиатуру. В тексте работы не должно быть сокращений слов за исключением общепринятых. Исследование должно быть оформлено научным стилем. Традицией отечественной психологии является использование местоимений «мы», «нашей». При описании исследования используются преимущественно глаголы прошедшего времени. Строить сложноподчиненные предложения необходимо так, чтобы их структура была простой и ясной, в основном с одним, реже с двумя придаточными предложениями. Наслаивающиеся друг на друга сложносочиненные и сложноподчиненные предложения затрудняют понимание текста. Каждое предложение в тексте должно нести какую-либо информацию или выполнять определенную функцию. Важный способ структурирования исследования - выделение в тексте абзацев. Начало нового абзаца соответствует началу нового фрагмента информации и поэтому помогает логичному восприятию материала. В теоретической части исследования необходимо рассмотреть все проблемы, непосредственно связанные с изучаемой темой. Теории и модели, на которые исследователь опирается в исследовании, должны быть четко определены и раскрыты в тексте. При этом должна быть дана ссылка на источник, где может быть найдена более подробная информации по данной теории. Теоретическая часть исследования должна содержать определение основных понятий изучаемой автором проблемы, имеющих отношение к его исследованию. В частности, должны быть определены все изучаемые переменные и понятия, используемые при формулировке гипотезы и цели исследования, психологические и социальные характеристики изучаемой категории испытуемых. Определение понятия должно быть достаточно конкретным, включать характерные особенности и основные исследовательские факты, выявленные специалистами при его изучении. Стилистика текста Начинать каждый раздел целесообразно с вводного предложения. Текст каждого раздела не должен представлять набор выписок из прочитанных источников. Необходимо, во-первых, упорядочить их содержание определенным логическим образом; во-вторых, нужно стремиться пересказывать их содержание более или менее близко к тексту оригинала, стараясь передать прежде всего идеи и факты источника. Это может достигаться за счет частичного переформулирования фразы, ее упрощения, выражения главной мысли. При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы исследователь опирается, то есть содержание работы не должно быть безличным. Например, «Как показано в работах Л.Л. Смирнова, А.Н. Леонтьева, память является...»; «Исследования В.В. Давыдова показали, что...» и т.п. Для расширения лексического разнообразия изложения при анализе источников, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания можно использовать такие глаголы, как: анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, обнаруживает, объясняет, утверждает, уточняет и т.п. Ссылки и цитирование в тексте Необходимо соблюдать определенные правила цитирования прямой и косвенной речи. В случае прямого цитирования текст оригинала заключается в кавычки «...» и воспроизводится без каких-либо изменений. Используется такой способ цитирования в тех случаях, когда необходимо обратить внимание читателя на конкретную формулировку той или иной мысли, привести определение понятия, которое дает цитируемый автор. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы. Возможны два варианта оформления цитат. Первый вариант: цитата начинается с прописной буквы, если цитируемый текст идет после двоеточия, например: Л.С. Выготский указывает: «…….». Второй вариант: цитата начинается со строчной (маленькой) буквы, если цитата вводится в авторское предложение и органически входит в его состав предложения, например: Как подчеркивает Л.С. Выготский, «….». После кавычки, завершающей воспроизведение чужой мысли, в скобках указывается источник и страница, на которой данная мысль изложена в оригинале. Косвенное цитирование воспроизводит близко к тексту оригинала чужую мысль, классификацию, фактическую информацию, точку зрения. В этом случае цитата не заключается в кавычки, но после завершения цитирования в скобках указывается источник, из которого она взята. Если цитируемая информация описана на конкретных страницах источника, то указываются и номера страниц. Ссылки на использованные источники в тексте следует приводить в квадратных скобках. Сведения об источниках следует располагать в порядке появления ссылок на источники в тексте работы и нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Если какой-либо источник исследователем анализируется детально и изложение подряд описывает его фрагменты, то необходимо приведение ряда ссылок. В этом случае целесообразно во втором и последующем случаях в скобках писать «там же» (если данный источник уже упоминался в предшествующей ссылке) и через запятую указывать только номера соответствующих страниц.
«Интерпретация и оформление результатов психолого-педагогического исследования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot